Научная статья на тему 'Стратегия развития сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование»: проблемы и перспективы'

Стратегия развития сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование»: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое научное издание «Традиционное прикладное искусство и образование» / традиционные художественные промыслы / Высшая школа народных искусств (академия) / редакционная политика / публикационная активность / наукометрические показатели. / network scientific edition «Traditional applied art and education» / traditional artistic crafts / Higher school of folk arts (academy) / editorial policy / publication activity / scientometric indicators.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ванюшкина Л.М.

В статье выявлена роль сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование» как ведущего средства массовой информации для представления результатов научных исследований в области профильного профессионального образования в традиционных художественных промыслов. Автором сформулирована миссия издания; определены тенденции развития на основании анализа наукометрических показателей 10 выпусков, вышедших в свет в 2018-2020 гг.; обоснованы шаги по достижению стратегической цели редакционной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ванюшкина Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development strategy of the network scientific edition «Traditional applied art and education»: problems and prospects

The article reveals the role of the network scientific edition «Traditional applied art and education» as a leading mass media for presenting the results of scientific research in the field of specialized professional education in traditional artistic crafts. The author formulated the mission of the edition; identified development trends based on the analysis of scientometric indicators of 10 issues published in 2018-2020; justified steps to achieve the strategic goal of the editorial policy of the edition – its inclusion in the Web of Science and/or Scopus database.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование»: проблемы и перспективы»

Вашашкипа JI.M., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. A., e-mail: tpiovshni@yandex.ru

Vanyushkina L.M., doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of art history, Higher school offolk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2A, e-mail: tpiovshni@yandex.ru

Стратегия развития сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование»: проблемы и перспективы Development strategy of the network scientific edition «Traditional applied art and education»: problems and prospects

Аннотация. В статье выявлена роль сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование» как ведущего средства массовой информации для представления результатов научных исследований в области профильного профессионального образования в традиционных художественных промыслов. Автором сформулирована миссия издания; определены тенденции развития на основании анализа наукометрических показателей 10 выпусков, вышедших в свет в 2018-2020 гг.; обоснованы шаги по достижению стратегической цели редакционной политики издания - его включение в базу данных Web of Science и/или Scopus.

Ключевые слова: сетевое научное издание «Традиционное прикладное искусство и образование», традиционные художественные промыслы, Высшая школа народных искусств (академия), редакционная политика, публикационная активность, наукометрические показатели.

Abstract. The article reveals the role of the network scientific edition «Traditional applied art and education» as a leading mass media for presenting the results of scientific research in the field of specialized professional education in traditional artistic crafts. The author formulated the mission of the edition; identified development trends based on the analysis of scientometric indicators of 10 issues published in 2018-2020; justified steps to achieve the strategic goal of the editorial policy of the edition - its inclusion in the Web of Science and/or Scopus database.

Keywords: network scientific edition «Traditional applied art and education», traditional artistic crafts, Higher school of folk arts (academy), editorial policy, publication activity, scientometric indicators.

Неопубликованный результат означает отсутствие этого результата

П.Л. Капица

Авторами и редакторами не рождаются - ими становятся

М.М. Зелдина

Показатели публикационной активности ученых как ключевой инструмент оценки результатов научной деятельности, использующиеся в современной науке, привели к тому, что фактически каждый специалист должен иметь серьезный багаж публикаций, чтобы иметь возможность более высокой оплаты труда, участия в конкурсах и грантах, выстраивания академической карьеры [13, с. 106]. В условиях приоритета «быстрых публикаций» в научном сообществе [7, с. 131] ученый «имеет свой пул авторитетных целевых журналов, которые читает и в которых печатается сам и признанные им коллеги» [5, с. 126], причем это могут быть как русскоязычные, так и иностранные издания. Статистические данные свидетельствуют, что до 30% статей научно-педагогические работники публикуют в изданиях вузов, где они работают [3, с. 7].

Представление результатов научного исследования в профильных научных изданиях [2] особенно актуально в ситуации уменьшения количества публикуемых монографий и превращения журналов едва ли не в единственный «источник информации о результатах научной деятельности» [7, с. 131].

Сетевое научное издание «Традиционное прикладное искусство и образование», с одной стороны, является ключевым корпоративным средством массовой информации [9, с. 24] для Высшей школы народных искусств, представляющим академию в медиапространстве. С другой стороны, это единственный профильный научный журнал для специалистов, занимающихся вопросами профессионального образования в сфере традиционных художественных промыслов.

Миссия сетевого издания - привлечь внимание научного сообщества к проблемам развития традиционных художественных промыслов и профессионального образования в этой сфере, обеспечить «авторитет и интерес» к опубликованным научным исследованиям «внутри страны, ... на национальном уровне» [5, с. 127]. Академия в данном случае выступает «организацией-агрегатором», обеспечивающей аккумуляцию профильных публикаций в научно-информационном пространстве [1, с. 66].

Журнал активно реформируется с 2018 года, анализ наукометрических показателей 10 выпусков сетевого научного издания, вышедших в свет в 2018-2020 гг., позволяет выявить следующие тенденции.

Таблица 1.

Показатели сетевого научного издания «Традиционное прикладное искусство и образование» по годам [8]

№ Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1 Число статей в РИНЦ 30 28 28 24 71 83

2 Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 0,000 0,000 0,000 0,000 0,058 0,147

3 Число просмотров статей за год 0 0 0 82 1115 2166

4 Число загрузок статей за год 0 0 0 34 457 548

5 Вероятность цитирования после прочтения, %3 0 0 1,4 0,5 1Д 1,6

Таблица 2.

Статистические данные Киберленинки по сетевому научному изданию «Традиционное прикладное искусство и образование» [11]

Общее количество загруженных статей Количество просмотров статей Количество загрузок статей Индекс Хирша

401 63492 6052 2

Во-первых, увеличение количества статей в выпусках (в среднем от 19 до 24 в номере), связанное с формированием отчетливой издательской политики. За два года журнал оформился в площадку для представления, обсуждения, интеграции, популяризации теоретических идей и педагогического опыта, генерируемого и транслируемого в Высшей школе народных искусств - головном вузе и филиалах академии от Санкт-Петербурга до Омска. Информационная поддержка научно-педагогической деятельности специалистов, занимающихся профессиональным образованием в сфере традиционных художественных промыслов, осуществляется изданием по модели open access (открытый доступ), что в наибольшей степени отвечает тренду цифровизации современной культуры. Вместе с тем, отчетливая профильная направленность периодического издания и введение процедуры слепого рецензирования поступающих рукописей позволили избежать взрывного роста публикуемых статей, характеризующего «мусорные» и «хищные» журналы.

3 Рассчитывается, как средняя по всем статьям за год доля авторов, процитировавших статью, среди авторов, скачавших полный текст этой статьи на портале elibrary.ru. Учитываются все цитирования и все загрузки статьи, сделанные с момента размещения статьи на elibrary.ru

Во-вторых, выросла видимость научного контента, поскольку статьи доступны не только на сайте издания, но и на платформах крупнейших агрегаторов научных текстов - ООО «Научная электронная библиотека» (elibrary.ru), Киберленинка, ЕВБСО, что позволило существенно повысить количество обращений пользователей к текстам. С 2020 года всем статьям присваивается идентификатор 001, облегчающий доступ к цифровой информации и увеличивающий возможность цитирования. Увеличение количества загрузок статей, а также их цитирования свидетельствуют о повышении качества публикуемых рукописей, усилении редакторского контроля за содержанием выпусков журнала.

Положительная динамика наукометрических показателей по данным Киберленинки, превышающая данные Научной электронной библиотеки, вероятно, объясняется тем, что elibrary.ru является специализированным ресурсом, требующим обязательной регистрации для доступа к текстам, что делает его востребованным, в первую очередь, в академическом сообществе, в то время как Киберленинкой удобнее воспользоваться студентам, обращающимся к первоисточникам при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Журнал - итог коллективной работы научно-педагогических работников Высшей школы народных искусств, требующей соблюдения баланса между производством научного контента как общественного блага, поддержкой научных исследований, проводимых сотрудниками академии и выполнением ими наукометрических показателей, диффузией профильного знания в отечественную и зарубежную науку.

Согласно исследовательским данным, в качестве основных «критериев выбора журнала для публикации авторы статей отмечают репутацию и импакт-фактор журнала» [12, с. 56-57]. Наукометрические показатели, вне всякого сомнения, дают определенное представление о качестве научных работ, однако их необходимо совмещать с данными качественного анализа текстов, опубликованных в журнале. Рекомендации Сан-Францисской декларации об оценке научных исследований указывают на необходимость оценивать само исследование и его результаты, а не только журнал, в котором оно опубликовано [10, с. 51].

Фокусировка внимания на качестве содержания научной статьи, существенно дополняющая показатели публикационной активности авторов и показатели научной репутации периодических изданий, обусловлена тем, что «принуждение к публикации результатов» неизменно ведет «к снижению качества научных статей» [13, с. 109]. Если «исчерпаны научные результаты исследований, то нет качественных публикаций, ... все хуже отношение к публикациям не только читателей, но и самих авторов» [5, с. 127].

Обозначенные аспекты функционирования сетевого научного издания обуславливают необходимость постоянной корректировки его стратегии развития. Два года успешной работы редакционной коллеги и редакционного

совета позволили наметить новую стратегическую цель - включение издания в базу данных Web of Science и/или Scopus.

Для этого необходимо предпринять следующие шаги.

Шаг 1. Расширение круга авторов издания, которое предполагает:

• привлечение отечественных ученых, проживающих непосредственно в исторических центрах бытования традиционных художественных промыслов, занимающихся исследованием этих видов искусства и соответствующего им профильного профессионального образования;

• привлечение зарубежных исследователей, чья научная деятельность связана с осмыслением проблем развития традиционных художественных промыслов за рубежом и перспектив развития этого искусства с целью создания постоянно действующей профильной коммуникационной площадки для обмена опытом и мнениями международного уровня;

• увеличение доли статей, совместно написанных российскими и зарубежными авторами в рамках партнерских проектов, грантов и т.д., обеспечивающих обсуждение проблем традиционных художественных промыслов не на региональном, а международном уровне;

• привлечение высокоцитируемых авторитетных отечественных и зарубежных авторов - экспертов в сфере теории и методики профессионального образования.

Шаг 2. Расширение круга ученых, принимающих участие в рецензировании и отборе рукописей для публикации, предполагающий:

• привлечение внешних экспертов, в т.ч. из зарубежных стран с последующим составлением базы данных;

• ротация состава редакционного совета и редакционной коллегии за счет привлечения профильных специалистов с высокими показателями цитирования в русскоязычных и зарубежных базах данных;

• усиление состава редакционного совета и редакционной коллегии за счет привлечения зарубежных ученых.

Шаг 3. Увеличение широты охвата читательской аудитории, предполагающее:

• обеспечение доступности информации о статьях для зарубежных читателей, что подразумевает увеличение доли текстов, публикуемых на английском языке, а также увеличение объема аннотаций на русском и английском языках - не менее 400 слов;

• повышение доли научных обзоров в издательском портфеле;

• совершенствование каналов распространения издания, предполагающее внедрение полнотекстового поиска в архиве номеров [6, с. 32], дальнейшее индексирование и размещение выпусков на платформах-агрегаторах научной периодики.

Шаг 4. Совершенствование сетевой формы распространения издания, позволяющее размещать не только тексты, рисунки и графики, но также трехмерные модели, фрагменты аудио- и видеозаписей.

Фактически текстовая часть сетевого научного издания дополняется депозитарием, формируемым авторами статей, включающим репродукции произведений традиционных художественных промыслов, фрагменты документальных или художественных фильмов, выступлений художников, педагогов, искусствоведов, реставраторов, критиков, галеристов и музейных сотрудников.

Конечными результатами стратегии развития в данном случае становится в аспекте качества научных статей - полифоничность публикуемых материалов и усиление международного влияния издания, в аспекте наукометрических показателей - достижение средних по предметной области «Народное образование. Педагогика» и приближение к требованиям международных баз данных Web of Science и Scopus.

Литература

1. Брумштейн Ю.М. Анализ роли ресурса www.dissernet.org в оценках и управлении качеством деятельности редакций научных журналов России / Ю.М. Брумштейн // Научная периодика: проблемы и решения. - Том 7. -№2. - С. 65-78.

2. Ванюшкина JIM., Тихомиров С.А., Куракина И.И. Как написать хорошую научную статью для серьезного научного журнала? / JI.M. Ванюшкина, С.А. Тихомиров, И.И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 1 (28). - С. 40-54. DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00007

3. Ерёмченко O.A. Научная периодика как элемент издательской стратегии зарубежных вузов на примере университетов Лиги плюща / O.A. Ерёмченко // Научный редактор и издатель. - 2020. - № 1. - Т.5. - С. 6-15. 10.24069/2542-0267-2020-1-6-15

4. Зелдина М.М. Международные издательские конференции 2015 года: о чем говорили лидеры индустрии / М.М. Зелдина // Научная периодика: проблемы и решения. - 2015. - Т. 5. - № 6. - С. 250-254.

5. Кириллова О.В. О мерах, направленных на развитие и поддержку российских научных журналов, повышение их авторитета и достижение международного признания / О.В. Кириллова // Научный редактор и издатель. - 2019. - № 3-4. - Т. 4. - С. 126-130. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-126-130.

6. Кириллова О.В., Кузнецов А.Ю., Диментов A.B., Лебедев В.В., Шварцман М.Е. Категории и критерии оценки российских журналов и программы их развития / О.В. Кириллова, А.Ю. Кузнецов, A.B. Диментов, В.В. Лебедев // Научная периодика: проблемы и решения. - 2014. - № 5 (23). - С. 20-34.

7. Лакизо И.Г. Современные научные журналы: характеристика отечественного документопотока / И.Г. Лакизо // Научная периодика: проблемы и решения. - 2017. -№ 3. - Т. 7. - С. 131-143.

8. Научная электронная библиотека. - URL: https://elibrary.ru/title_profile.asp?id=69360 (дата обращения: 23.01.2021).

9. Непомнящая Д.С., Якимова С.И. Университетский журнал в системе отечественных СМИ / Д.С. Непомнящая, С.И. Якимова // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. - 2015. - № 2. - Т.6. -С. 23-33.

10. Сан-Францисская декларация об оценке научных исследований // Научный редактор и издатель. - 2020. - № 1. - Т. 5. - С. 51-53.

11. Традиционное прикладное искусство и образование: информация об издании. - URL: https://cyberlenirLka.ru/journal/n/traditsionnoe-prikladnoe-iskusstvo-i-obrazovanie?i= 1065928 (дата обращения: 23.01.2021).

12. Что публикуют профильные зарубежные журналы? // Научный редактор и издатель. - 2020. - № 1. - Т. 5. - С. 54-73.

13. Юревич М.А., Еркина Д.С. «Публикационное ралли»: прямая угроза или новые возможности для научного сообщества / М.А. Юревич, Д.С. Еркина // Социология науки и технологий. -2017.-Т. 8. - № 2. - С. 104-117.

References

1. Brumshtejn YU.M. Analiz roli resursa www.dissernet.org v ocenkah i upravlenii kachestvom deyatel'nosti redakcij nauchnyh zhurnalov Rossii / YU.M. Brumshtejn // Nauchnaya periodika: problemy i resheniya. - Tom 7. - № 2. - S. 65-78.

2. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Как napisat' horoshuyu nauchnuyu stat'yu dlya ser'eznogo nauchnogo zhurnala? / L.M. Vanyushkina, S.A. Tihomirov, I.I. Kurakina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2019. -№ 1 (28). -S. 40-54. DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00007

3. Eryomchenko O.A. Nauchnaya periodika как element izdatel'skoj strategii zarubezhnyh vuzov na primere universitetov Ligi plyushcha / O.A. Eryomchenko // Nauchnyj redaktor i izdatel'. - 2020. - № 1. - T.5. - S. 6-15. 10.24069/2542-0267-2020-1-6-15

4. Zeldina M.M. Mezhdunarodnye izdatel'skie konferencii 2015 goda: о chem govorili lidery industrii / M.M. Zeldina // Nauchnaya periodika: problemy i resheniya. - 2015. - T. 5. - № 6. - S. 250-254.

5. Kirillova O.V. O merah, napravlennyh na razvitie i podderzhku rossijskih nauchnyh zhurnalov, povyshenie ih avtoriteta i dostizhenie mezhdunarodnogo priznaniya / O.V. Kirillova // Nauchnyj redaktor i izdatel'. -2019. -№3-4. -T. 4. - S. 126-130. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-126-130.

6. Kirillova O.V., Kuznecov A.YU., Dimentov A.V., Lebedev V.V., SHvarcman M.E. Kategorii i kriterii ocenki rossijskih zhurnalov i programmy ih razvitiya / O.V. Kirillova, A.YU. Kuznecov, A.V. Dimentov, V.V. Lebedev // Nauchnaya periodika: problemy i resheniya. - 2014. - № 5 (23). - S. 20-34.

7. Lakizo I.G. Sovremennye nauchnye zhurnaly: harakteristika otechestvennogo dokumentopotoka / I.G. Lakizo // Nauchnaya periodika: problemy iresheniya.-2017.-№3.-T. 7. - S. 131-143.

8. Nauchnaya elektronnaya biblioteka. - URL: https://elibrary.ru/title_profíle.asp?id=69360 (data obrashcheniya: 23.01.2021).

9. Nepomnyashchaya D.S., YAkimova S.I. Universitetskij zhurnal v sisteme otechestvennyh SMI /D.S. Nepomnyashchaya, S.I. YAkimova // Uchenye zametki Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 2. - T.6. - S. 23-33.

10. San-Francisskaya deklaraciya ob ocenke nauchnyh issledovanij // Nauchnyj redaktor i izdatel'. - 2020. - № 1. - T. 5. - S. 51-53.

11. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: informaciya ob izdanii. - URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/traditsionnoe-prikladnoe-iskusstvo-i-obrazovanie?i=1065928 (data obrashcheniya: 23.01.2021).

12. CHto publikuyut profil'nye zarubezhnye zhurnaly? // Nauchnyj redaktor i izdatel'. - 2020. - № 1. - T. 5. - S. 54-73.

13. YUrevich M.A., Erkina D.S. «Publikacionnoe ralli»: pryamaya ugroza ili novye vozmozhnosti dlya nauchnogo soobshchestva / M.A. YUrevich, D.S. Erkina // Sociologiya nauki i tekhnologij. - 2017. - T. 8. - № 2. - S. 104-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.