Научная статья на тему 'Особенности гуманитарной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства'

Особенности гуманитарной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплицкая А.А.

Гуманитаризация образования одно из важнейших средств, отвечающих за нравственное, эстетическое, духовное, культурное и идейно политическое формирование молодого поколения, в том числе и будущих художников. Молодые специалисты должны уметь свободно применять в художественной практике полученные теоретические знания в области мировой культуры. В рамках исследования был проведен опрос студентов Высшей школы народных искусств (академии) относительно состояния их гуманитарной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности гуманитарной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства»

Теплицкая А.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры языковой подготовки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А., e-mail: 9961717@mail.ru

Teplitskaya A.A., candidate of philological sciences, associate professor of the department of language training, the Wgher school of folk arts (academy), St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А., e-mail: 9961717@mail.ru

Особенности гуманитарной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства Features of humanitarian training of future artists of traditional applied art

Аннотация. Гуманитаризация образования - одно из важнейших средств, отвечающих за нравственное, эстетическое, духовное, культурное и идейно-политическое формирование молодого поколения, в том числе и будущих художников. Молодые специалисты должны уметь свободно применять в художественной практике полученные теоретические знания в области мировой культуры. В рамках исследования был проведен опрос студентов Высшей школы народных искусств (академии) относительно состояния их гуманитарной подготовки.

Ключевые слова: гуманитаризация художественного образования, русский язык и культура речи, русская литература, традиционное прикладное искусство.

Abstract. The concept of «humanitarization of education» is one of the most important didactic methods to deliver moral, spiritual, cultural and ideological, political development of the young generation, especially future artists. Young professionals should be able to freely apply in artistic practice the theoretical knowledge gained in the field of world culture. The study included a survey of students of the Higher school of folk arts (academy) concerning their humanitarian training.

Keywords: humanitarization of education, Russian language and culture of speech, Russian literature, traditional applied art.

Глобализация породила процессы культурной унификации, что является угрозой для культурной идентичности, систематически проявляющейся в уничтожении различных форм культурного наследия. Одной из подобных форм является народная культура, вобравшая в себя многовековой опыт народа, воплотившийся в многообразии традиций, ремесел, обрядов, праздников и национальных особенностей, а также материализованный в художественном творчестве: предметах искусства и быта.

Культурное наследие во многом определяется как воплощение традиции. Традиция, как правило противопоставленная новациям, является «наиболее устойчивой и жизнеспособной частью культуры» [2, с. 121]. Вследствие этого, повышение сопротивляемости современным

глобализационным процессам необходимо для того, чтобы сохранить преемственность традиций и обеспечить взаимодействие традиционных локальных и новой глобальной культур. Культурно-образовательное пространство, в котором реализуется образовательная парадигма общества знаний, является неотъемлемой частью профессионального образования будущих художников. Одним из важнейших средств, отвечающих за эстетическое, нравственное, духовное и культурное развитие является педагогическая система гуманитаризации образования. Традиционно, гуманитарными науками считаются дисциплины по направлениям: «Искусствознание», «Религиоведение», «Журналистика»,

«Литературоведение», «Философия», «Социология», «История», «Лингвистика», «Этнография» «Культурология», «Этика», «Эстетика», «Педагогика», «Экономика», «Филология», «Психология» и прочие. Но гуманитаризация - это не столько формальный процесс изучения дисциплин гуманитарного цикла, сколько «совершенствование культуры путем расширения общекультурной составляющей образования, которое предполагает, как увеличение в учебном плане гуманитарных дисциплин, так и овладение новым гуманитарным знанием» [3, с. 414].

В сфере высшего образования целью гуманитаризации является обогащение научных и технических дисциплин знаниями и навыками социально-культурного взаимодействия, которые способствуют решению одной из важнейших социальных проблем современного мира - «воспитания культурно развитого человека, уважающего свой родной язык, знающего историю, культуру своей страны и региона, уважающего другие народы и их культуру» [6, с. 294].

В рамках рабочего учебного плана в Высшей школе народных искусств (академии) преподаются следующие дисциплины: «Литература», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «История отечественной и зарубежной литературы», и, согласно проведенному опросу, недостаток гуманитарной подготовки остро ощущается студентами даже на первых курсах. С 5 по 26 ноября 2018 года был проведен опрос, посвященный выявлению пробелов знаний в дисциплинах «Русский язык и культура речи» и «Русская литература». В опросе приняли 82 студента, обучающихся на I - III курсах Высшей школы народных искусств (академии) по направлению 54.03.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Представители женского пола в выборке составили 86,1%, мужского - 13,9%.

№ вопроса Содержание Форма ответа / система баллов

1 Оцените по баллам, насколько легко идет освоение каждого раздела: • лексика (словарный запас) 10 баллов - очень легко (сразу понял);

• синтаксис (предложения, способы связи словосочетаний) • морфология (склонение частей речи) • фразеология (пословицы и поговорки) • пунктуация (знаки препинания) • стилистика (стили речи) • фонетика (звуки) • орфоэпия (ударение) • графика (алфавит, буквы) • орфография (правильное написание слов) 7 баллов - достаточно легко (к концу занятия все прояснилось); 3 балла - трудно понять (потребовалось несколько занятий); 0 баллов - до сих пор не понял

2 Как вы оцениваете ваше владение русским языком? Краткий ответ

3 Часто ли вы ощущаете недовольство уровнем владения русским языком? Краткий ответ

4 Требуется ли вам русский язык в работе по специальности? Поясните Развернутый ответ

5 Есть ли приоритет у художника, который на высоком уровне владеет русским языком? Если да, то какой. Развернутый ответ

6 Считаете ли вы, что направление «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» подразумевает владение русским языком на высоком уровне для того, чтобы считаться профессионалом своего дела? Краткий ответ

7 Часто ли вы чувствуете речевую некомпетентность при номинации и/или описании вашего художественного изделия? Краткий ответ

8 Определите, в какой сфере у вас трудности: • неумение четко излагать мысли; • трудности в письме; • неграмотная речь; • незнание библейских и мифологических сюжетов • недостаток знаний в области отечественной литературы; • незнание истории страны; Обвести нужное

• неумение общаться вежливо и

этично;

• проблемы, связанные с

философским познанием;

• незнание памятников культуры и

архитектуры;

• затруднения в понимании общих

экономических процессов;

• трудности в изучении

иностранных языков;

• у меня нет трудностей.

Результаты опроса «Русский язык и культура речи»

По мнению обучающихся легче всего происходит освоение раздела «Лексика» (34%) и «Фразеология» (29%), труднее всего - разделов «Морфология» (3%) и «Синтаксис» (1%). Общее владение русским языком большинство опрошенных определяют как «среднее» (84%), «ниже среднего» (13%) и только 3% опрошенных оценивают свои знания как «блестящие».

Подавляющее большинство студентов (91%) часто ощущают недовольство уровнем владения русским языком. Только 67% опрошенных считают, что им требуется русский язык в работе по специальности и только 54% признают, что художнику народных промыслов обязательно владеть русским языком на высоком уровне. 74% испытывают затруднения при номинации и/или описании своего художественного изделия из-за недостатка речевой компетентности.

Наиболее часто отмечаемые студентами проблемы - низкая культура речи (неумение четко формулировать мысли, неграмотная письменная и устная речь), а также недостаток знаний в области отечественной литературы и истории. Всего 1% студентов считают, что у них нет трудностей в гуманитарных дисциплинах.

Вопросы блока «Русская литература»

№ вопроса Содержание Форма ответа / система баллов

1 Часто ли вы читаете художественную литературу? 10 баллов - каждый день; 7 баллов - раз в неделю; 3 балла - раз в месяц; 0 баллов - раз в полгода/год.

2 Есть ли у вас потребность в изучении русской литературы для того, чтобы иметь возможность опираться на теоретические знания при создании художественных произведений? Краткий ответ

3 Считаете ли вы, что художник должен опираться на литературное и культурное наследие своей страны? Краткий ответ

4 Считаете ли вы, что мотивы художественных произведений и литературные сюжеты могут быть тесно связаны между собой? Краткий ответ

5 Лучше ли вы понимаете русскую литературу, когда она отражена в работах известных русских художников (В. Перов, И. Репин, К. Брюллов, М. Кустодиев, В. Васнецов)? Краткий ответ

6 Планируете ли вы иллюстрировать произведения русской литературы? Краткий ответ

7 Ощущаете ли вы недостаток собственных знаний в области «Русская литература»? Краткий ответ

8 Считаете ли вы, что если художник часто читает произведения художественной литературы, то его работы становятся более осмысленными и глубокими? Объясните ответ Развернутый ответ

Результаты опроса «Русская литература»

54% студентов утверждают, что читают произведения художественной литературы хотя бы раз в месяц, 37% - раз в неделю, 6% - читают каждый день, 3% - раз в полгода/год. У 73% опрошенных есть потребность в изучении русской литературы для того, чтобы опираться на теоретические знания при создании художественных произведений. Подавляющее большинство обучающихся (96%) считают, что художник должен опираться на литературное и культурное наследие родной страны, но только 43% признают, что литературный сюжет и мотив художественного произведения могут быть тесно связаны. 52% респондентов лучше понимают русскую литературу, когда она отражена в работах известных русских художников. Только 48% студентов планируют иллюстрировать произведения русской литературы, но 92% опрошенных явно видят собственные проблемы в занятиях по русской литературе. 90% обучающихся ответили, что от литературной образованности художника зависит глубина и осмысленность его художественных работ.

Аргументом в пользу гуманитаризации знаний также является эффективность преодоления формального характера обучения (которое само по себе обладает сомнительной эффективностью) путем внедрения в образовательный процесс активных и интерактивных методов обучения. Это позволит сформировать у будущих художников социокультурные компетенции, необходимые для создания произведения высокохудожественного традиционного прикладного искусства. Также

выходом из сложившегося положения может стать разработка комплекса внеаудиторных мероприятий, охватывающих вневременные культурные парадигмы.

Совершенно естественно процесс гуманитаризации художественного образования отразился в федеральном государственном образовательном стандарте. В пункте V приказа Минобрнауки от 12 января 2016 года «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» [5] отражены требования к выпускнику, освоившему программу бакалавриата. В соответствии с приказом обязательной общекультурной компетенцией является способность проводить коммуникацию в устной и письменных формах для того, чтобы быть способным решать задачи различного вида взаимодействия (межкультурного, межличностного) - (ОК-6), а профессиональные компетенции формируются в зависимости от осуществляемой деятельности - организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической. Так, для одной необходимо овладеть навыками ведения деловых переписок и профессиональных переговоров (ПК-6), для другой, при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, на первый план выходит умение аргументированно обосновывать новизну авторских концептуальных решений (ПК-7); для третьей нужны навыки выполнения методической работы, а также грамотной разработки учебных программ практических и лекционных занятий (ПК-12).

Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.05.02 «Живопись» (уровень специалитета)» [4] от 09 января 2017, помимо свободного владения техниками и технологиями в области живописи и рисунка художник обязательно должен обладать «чувственно-художественным восприятием окружающей действительности и образным мышлением, а также умением выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства» [4].

Вне зависимости от специализации - станковая живопись, монументальная живопись, театрально-декорационная живопись, церковно-историческая живопись, станковая масляная живопись, темперная живопись, монументально-декоративная живопись, - художник должен уметь свободно применять в своей практической деятельности полученные теоретические знания, что становится возможным благодаря знанию библейских сюжетов и мотивов, чтению произведений мировой и отечественной литературы, систематическому прослушиванию произведений классической музыки, поэтапному освоению курса мировой истории и теории и истории искусств -тогда поэтические аллюзии будут возникать спонтанно во время практической работы над авторским произведением в области изобразительного искусства; это происходит за счет произвольного сочетания авторских ассоциаций и историко-культурных явлений. Подобные художественно-образные процессы

возникают только в том случае, когда художник способен провести параллели между произведениями мировой культуры, проследить исторические изменения с опорой на теоретические знания и связать удаленные друг от друга во времени эпохи. А научная, образовательная и художественная деятельность ФГБОУ ВО «Высшей школы народных искусств» (академии) как раз «стала той базовой практикой, которой проверяется теория» [1].

Преподавание гуманитарных дисциплин в вузе художественной направленности представляется совершенно необходимым для формирования человеческой личности, совмещающей глубокое знание своей специальности, творческий потенциал и высокую культуру поведения в обществе.

Литература

1. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович «Теория и практика непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства»: феноменологическая характеристика // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 2. - С. 56-66.

2. Демина Л.В. Сохранение и способы трансляции традиционной народной культуры в современном обществе (Западно-Сибирское Зауралье) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2011. - № 2. - С. 61-66.

3. Миракова Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования: дис... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Миракова Татьяна Николаевна. - М., 2001. - 465 с.

4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 54.05.02 «Живопись» (уровень специалитета) от 09 января 2017 года.

5. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (уровень бакалавриат) от 12 января 2016 года. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71325254/ (дата обращения - 02.07.2019).

6. Савенкова Л.Г. Гуманитаризация современного образования в условиях социокультурного образования региона // Педагогика искусства. -2013. - № 4. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_1.pdf (дата обращения -03.09.2019).

References

1. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Aktual'nye problemy pedagogiki tradicionnogo prikladnogo iskusstva: tradicii i novacii // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 2. - S. 56-66.

2. Demina L.V. Sohranenie i sposoby translyacii tradicionnoj narodnoj kul'tury v sovremennom obshchestve (Zapadno-Sibirskoe Zaural'e) // Vestnik

Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2011. - N° 2. - S. 61-66.

3. Mirakova T.N. Didakticheskie osnovy gumanitarizacii shkol'nogo matematicheskogo obrazovaniya: dis... d-ra ped. nauk: 13.00.02 / Mirakova Tat'yana Nikolaevna. - Moskva, 2001. - 465 c.

4. Prikaz Minobrnauki «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 54.05.02 «ZHivopis'» (uroven' specialiteta) ot 09 yanvarya 2017 goda.

5. Prikaz Minobrnauki «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» (uroven' bakalavriat) ot 12 yanvarya 2016 goda.

6. Savenkova L.G. Gumanitarizaciya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah sociokul'turnogo obrazovaniya regiona // Pedagogika iskusstva. - 2013. -№ 4. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_1.pdf (data obrashcheniya -03.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.