Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая культура / служебная характеристика / образовательный процесс / педагогические условия / педагогическая модель / political culture / service characteristics / educational process / pedagogical conditions / pedagogical model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Подмаренко

В статье рассмотрены основные аспекты сложившейся практики формирования политической культуры курсантов, обучающихся в системе военного образования. Полученные результата исследования позволяют скорректировать представления о политической культуре курсанта военного вуза в современных условиях. Особое внимание уделяется процессам понимания основных составляющих политической культуры, овладение которыми позволяют внести изменения в теоретическую и практическую подготовку курсантов на всех этапах их становления как будущих офицеров. Результат анализа основных аспектов, составляющих основу политической культуры, дал возможность создать модель учебного процесса получения политических знаний в ходе изучения военно-исторических и социальных дисциплин и практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ASPECTS OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers the main aspects of the current practice of forming the political culture of cadets studying in the military education system. The obtained results of the study allow us to correct the ideas about the political culture of a cadet of a military university in modern conditions. Special attention is paid to the processes of understanding the main components of political culture, the mastery of which allows to make changes in the theoretical and practical training of cadets at all stages of their formation, as the result of the analysis of conditions for the formation of political culture of cadets allowed the author to build a modular system for the formation of political knowledge during the study of military-historical and social disciplines and practices.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

кружевоплетение, ювелирное искусство, художественная резьба по кости и т.д.).

Подводя итоги, отметим, что в процессе исследования были проанализированы существующие варианты трактовки понятия «содержание образования»; выявлено значение художественного образования и приоритет его культурологи-зации; раскрыт и осмыслен современный опыт подготовки будущих художников и искусствоведов в сфере традиционных художественных промыслов. Таким образом, были решены поставленные задачи и достигнута цель работы.

Анализ практики профильного профессионального образования будущих художников и искусствоведов в сфере традиционных художественных промыслов показал, что его специфика обусловлена органичным сочетанием комплекса

Библиографический список

профессиональных теоретических и практических дисциплин в каждом из направлений подготовки (54.03.02 и 50.03.04). Теоретизация обучения художников расширяет горизонты применения их профессиональных навыков, способствует наиболее эффективной и полной самореализации в смежных областях (реставрация, экспертиза произведений искусства и т.д.); введение практико-ориентиро-ванных дисциплин в подготовку искусствоведов, напротив, позволяет им более глубоко погрузиться в специфику исследуемых проблем традиционных художественных промыслов. Эти особенности обусловливают и перспективные направления исследования: поиск эффективных путей совершенствования обновления содержания образования в этой области, их теоретическая разработка и апробация, оценка эффективности.

1. Краснова Л.А. Содержание образования: традиции и перспективы развития. Отечественная и зарубежная педагогика. 2014; № 4 (19): 35 - 44.

2. Павлова Я.А. Содержание образования как научно-педагогический феномен. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 6: 249 - 251.

3. Каграманян К.А. Содержание образования и законы его построения. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016; № 4 (72): 170 - 172.

4. Содержание образования. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002.

5. Содержание образования. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993.

6. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век. Москва: Политиздат, 1990.

7. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.

8. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

References

1. Krasnova L.A. Soderzhanie obrazovaniya: tradicii i perspektivy razvitiya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014; № 4 (19): 35 - 44.

2. Pavlova Ya.A. Soderzhanie obrazovaniya kak nauchno-pedagogicheskij fenomen. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; № 6: 249 - 251.

3. Kagramanyan K.A. Soderzhanie obrazovaniya i zakony ego postroeniya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016; № 4 (72): 170 - 172.

4. Soderzhanie obrazovaniya. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

5. Soderzhanie obrazovaniya. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 1993.

6. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya v XXI vek. Moskva: Politizdat, 1990.

7. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie vprostranstve kul'tury: monografiya. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2012.

8. Maksimovich V.F. Teoriya i praktika podgotovki uchaschihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya: Na primere uchebnyh zavedenijtradicionnogodekorativno-prikladnogoiskusstva. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 32:316.752

Podmarenko A.A, senior lecturer, Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: podmarenko@mail.ru

THE MAIN ASPECTS OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article considers the main aspects of the current practice of forming the political culture of cadets studying in the military education system. The obtained results of the study allow us to correct the ideas about the political culture of a cadet of a military university in modern conditions. Special attention is paid to the processes of understanding the main components of political culture, the mastery of which allows to make changes in the theoretical and practical training of cadets at all stages of their formation, as the result of the analysis of conditions for the formation of political culture of cadets allowed the author to build a modular system for the formation of political knowledge during the study of military-historical and social disciplines and practices.

Key words: political culture, service characteristics, educational process, pedagogical conditions, pedagogical model.

А.А. Подмаренко, доц., ФГКВОУ ВО «Новосибирское высшее военное командное училище», г. Новосибирск, E-mail: podmarenko@mail.ru

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассмотрены основные аспекты сложившейся практики формирования политической культуры курсантов, обучающихся в системе военного образования. Полученные результата исследования позволяют скорректировать представления о политической культуре курсанта военного вуза в современных условиях. Особое внимание уделяется процессам понимания основных составляющих политической культуры, овладение которыми позволяют внести изменения в теоретическую и практическую подготовку курсантов на всех этапах их становления как будущих офицеров. Результат анализа основных аспектов, составляющих основу политической культуры, дал возможность создать модель учебного процесса получения политических знаний в ходе изучения военно-исторических и социальных дисциплин и практик.

Ключевые слова: политическая культура, служебная характеристика, образовательный процесс, педагогические условия, педагогическая модель.

Анализ литературы, посвященной проблемам формирования политической культуры, показал, что вопросы теории и практики политического образования и воспитания курсантов военного вуза в системе военного образования изучены недостаточно полно. Кроме того, данный вопрос нельзя назвать активно разрабатываемым при наличии в теории и практике профессиональной педагогики необходимых предпосылок для разрешения проблемы определения влияния индивидуального потенциала личности курсанта, ее творческих способностей, позволяющих офицеру успешно решать профессионально-педагогические задачи командира.

В условиях современной действительности существует необходимость по-новому взглянуть на процесс политического образования и воспитания курсантов военного вуза в целях разностороннего развития личности будущего офицера, освоения опыта политического поведения на различных этапах развития общества, овладение системой знаний, навыков и умений, характерных для профессиональной деятельности военнослужащих при решении задач в интересах достижения военно-политических целей страны. Реалии современной действи-

тельности диктуют необходимость внесения корректировок в образовательные стандарты. Особенно в части формирования общепрофессиональных компетенций в интеграционной взаимосвязи с общеполитической культурой обучающихся.

Политическую культуру офицера можно рассматривать как интегративный процесс образования личности в ходе освоения основных аспектов опыта военно-политической истории России.

Структура политической куль

- компонент (ориентировочная основа проблемного мышления и формирования целостной картины политической жизни, политического содержания современного военного противостояния);

- мотивационный компонент (побуждение офицера к политической деятельности к развитию в качестве субъекта политической культуры);

- эмоционально-волевой компонент (обеспечение устойчивой эмоциональной окраски политической деятельности и саморазвития офицера - субъекта политической культуры);

- ценностно-ориентационный компонент (основа для распределения по значимости смысловых значений);

- опытно-операциональный компонент (решение профессиональных задач для принятия оперативных решений).

Обозначение основных аспектов, из которых состоит теория и практика в области политической культуры, связано с изменениями не только в общественно-политической жизни в стране, но и с введением в практику нового поколения образовательных стандартов. Данный факт требует от педагогического состава внесения корректировок в процесс обучения. И эти изменения касаются не только предметной области, но и общественно-политической практики. Поэтому особое значение в формировании политической культуры курсантов имеет процесс политического воспитания, организованный во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям в ходе изучения военно-исторических дисциплин.

Политическое воспитание как часть системы воспитания военнослужащих направлено на развитие личности в целом. Оно опирается на многовековые нравственные устои, воинские традиции, общечеловеческие ценности, лучшие образцы отечественной и мировой культуры, направлено на стимулирование курсантов к активной познавательной деятельности в приобретении новых знаний, понимании развития военно-политических процессов, оказывающих влияние на личность, общество, государство, определяет направление интеллектуальных, нравственных и волевых сил будущего офицера к дальнейшему самообразованию, росту профессионализма, на сознательную активность, умение строить свои отношения с социумом [1].

Современные исследования в области профессиональной педагогики для военных образовательных учреждений [2; 3-6] не рассматривают социально-исторический опыт политической жизни Вооруженных Сил России как самостоятельный аспект процесса формирования политической культуры офицера. О.Н. Монахова, А.П. Нахимов, И.В. Денисенко считают, что уровень развития личной политической культуры курсанта связан с творческим использованием в профессиональной деятельности офицера военно-исторического опыта страны [3; 7; 8].

Базовой категорией процесса становления политической культуры обучающихся можно считать их социально-исторический опыт. По мнению исследователя В.А. Ельчанинова, это исторически закрепленный в общественном сознании, динамично развивающийся результат какой-либо деятельности, система знаний о ней [9]. Исследуя проблемы изучения социально-исторического опыта, В.П. Федюкин [10] пишет о том, что в определениях его сущности и содержания до сих пор нет единства, но вместе с тем ученый выделяет атрибутивные характеристики социально-исторического опыта.

Социально-исторический опыт:

- единство социального и исторического развития;

- реализуется во взаимосвязи отношения поколений;

- формируется под влиянием традиций, обычаев, этических норм;

- имеет духовную и материальную культуру отношений.

Становление политической культуры обучающихся военных училищ связано с их политическим воспитанием как части системы воспитания военнослужащих, направленной на развитие личности, ее приобщением к политическим знаниям в ходе изучения военно-исторических дисциплин. Комплексный подход к военному и политическому образованию будущих офицеров способствует формированию и развитию их профессионализма.

Органическое единство политического обучения и воспитания - определяющая особенность познавательной деятельности курсантов в процессе формирования у них политической культуры. Единство политического обучения и воспитания направлено на освоение политических знаний, навыков и умений в области политической жизни общества, позволяющих офицеру-лидеру принимать оптимальные решения в интересах достижения военно-политических целей страны, осуществлять воспитательную деятельность по формированию и развитию личности военнослужащих.

Выбор методов и приемов формирования политической культуры в военных образовательных учреждениях позволяет достичь максимального эффекта в достижении поставленных целей с наименьшими затратами времени и сил. Подбор и применение педагогических технологий помогает участникам процесса обучения и воспитания осуществлять взаимодействие с наименьшими затратами времени и сил в целях разностороннего развития личности будущего офицера, основанного на освоении опыта политического поведения и овладение системой знаний, навыков и умений характерных для его военно-профессиональной деятельности. Методы, средства, направленные на сознательность, активность и самостоятельность, способствуют созданию условий для получения знаний, навыков и умений, сознательного их усвоения.

Закономерности процесса формирования основ политической культуры проявляются в виде тенденций, способствуют выявлению специфических принципов и педагогических условий эффективного формирования зрелости курсантов в системе военного образования, устраняя множество случайностей и отклонений.

Политическая культура в системе военного профессионального образования связана с определенными принципами;

- целенаправленность воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий в процессе политического воспитания и обучения курсантов военного вуза;

- единство теории и практики военно-исторических дисциплин, теории и практики воспитания и обучения: через содержание учебного материала и использования метода организации познавательной деятельности происходит воспитательное воздействие на курсантов, разностороннее развитие нравственных, деловых, организаторских, профессиональных, общечеловеческих, морально-боевых и других качеств, позволяющих офицеру-лидеру осуществлять воспитательную деятельность по формированию и развитию личности;

- взаимосвязь политической и военно-профессиональной направленности воспитательной деятельности, единство функций политической и военной безопасности государства, направленные на формирование знаний, умений в интересах достижения военно-политических целей страны;

- взаимосвязь учебной, специальной деятельности (выполнение специальных задач по политическому воспитанию сокурсников, курсантов младших курсов, военнослужащих при прохождении практик, стажировок в войсках) и вне-учебной деятельности.

Внесение корректировок в область теории и практики политического воспитания возможно в условиях интегрированного модульного подхода к данному процессу.

Именно обращение к теориям моделирования педагогических систем А.Н. Дахина, В.И. Загвязинского позволило разработать модель политической культуры курсантов, отражающую устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, компонентами в конкретных условиях, способствующих правильному функционированию данного процесса и достижению поставленных целей.

Особенность организации, функционирования процесса формирования политической культуры основывалась на уточнении целей и содержания политического образования и воспитания.

Модель связана с графиком учебного процесса военного вуза и включает:

- этап обучения и воспитания младших курсантов (1-2), предполагающий их ориентировку в системе профессиональных, в частности военно-исторических, знаний;

- этап обучения и воспитания на среднем (3-м) курсе, на котором планируется получение знаний в формате основных событий внутренней и внешней политики страны, отраженной в ее историческом развитии; интериоризация опыта политической жизни и политического взаимодействия, «приложение» его к формирующемуся личному профессиональному опыту; развитие выраженного и устойчивого положительного отношения к социально-историческому опыту, способного мотивировать к дальнейшему военно-историческому образованию, самосовершенствованию на его основе личной политической культуры;

- этап обучения и воспитания на старших (4-5) курсах, где обеспечивается возможность вовлечения курсантов в политическую деятельность в объеме должностного предназначения при сохранении интенсивности политического обучения и политического воспитания. Освоение ее форм и методов; формирование личного опыта; укрепление мотивации самостоятельного развития, основанного на личном отношении к политической культуре в структуре профессионализма офицера.

Фрагментарность модели обусловлена целостным характером процесса политического воспитания и обучения, осуществляемого в военном вузе в определенных педагогических условиях. Нами были обоснованы и описаны основные педагогические условия функционирования процесса формирования политической культуры, основанной на взаимосвязи двух блоков модели - блок политического воспитания и блок политического обучения.

Особое место в становлении политической культуры обучающихся военных училищ занимают педагогические условия функционирования процесса политического образования и воспитания будущих офицеров за счёт целенаправленного политического воспитания будущих офицеров с одномоментным приобщением их к политическим знаниям в ходе изучения военно-исторических дисциплин.

Структура системы политического воспитания военного профессионального учебного заведения состоит из определенных модулей: концептуальный, содержательный и организационный. В каждый модуль имеет структурные компоненты.

На формирование когнитивного компонента политической культуры «работают» знания и представления курсантов в сфере современной политики, понимание политических факторов военного противостояния в мировом сообществе, согласованные с процессом изучения общегуманитарных дисциплин, философии, политологии, экономики, психологии, педагогики, военной истории, а также дисциплин профессионального блока (тактики и тактико-специальных дисциплин), в ходе изучения которых рассматриваются вопросы применения мотострелковых и других подразделений при выполнении боевых (специальных) задач с политическим контекстом.

Формирование мотивационного компонента политической культуры обеспечивается осознанием патриотизма как идеи общественного сплочения и развитием политической активности в ходе участия курсантов в мероприятиях военно-политической работы военного вуза. а также в процессе изучения дисциплин профессионального блока (тактика и тактико-специальные дисциплины), в процессе изучения которых рассматриваются примеры (боевые примеры) выполнения воинскими формированиями поставленных задач с политическим контекстом.

Нацеленность политического воспитания на развитие эмоционально-волевого и опытно-операционального компонентов обусловлена возможностью реализации политических знаний, умений и навыков в ходе военно-профессиональной деятельности выпускников военного вуза. Это связано с приобретением опыта управленческой деятельности командира мотострелковых подразделений в процессе обучения тактическим и тактико-специальным дисциплинам, в ходе отработки комплексных тактических задач. Например, на практических занятиях по теме «Действия мотострелковых подразделений во внутреннем вооруженном конфликте», где курсанту необходимо принять решение по сложившейся обстановке и осуществлять управление подчиненными подразделениями для поддержания правопорядка в указанном районе ответственности. Другими формами является участие в политически акциях в воинском коллективе, политическое воспитание сокурсников, курсантов младших курсов и выполнение специальных задач политического воспитания в ходе войсковой практики и стажировки.

Структурный блок модели объединяет следующие подсистемы:

- целевую (ориентирующая основа);

- содержательную (отбор содержания социально-исторического опыта);

- организационную (методической разработка и экспериментальная проверка новых организационных форм);

- обеспечивающую (сосредоточение, накопление и распределение необходимых ресурсов);

- управляющую (реализация управленческих функций, присущих образовательным системам).

Изменения в общественно-политической жизни страны требуют внесения корректив в систему военного профессионального образования в целом и в содержание политической культуры обучающихся в частности. Данное утверждение является одним из главных аспектов исследования, подтверждающих актуальность проблемы, рассмотренной в условиях введения нового поколения образовательных стандартов.

Серьезные изменения в компетентностной характеристике выпускников военных образовательных учреждений обеспечили возможность влиять на

Библиографический список

процесс становления политической культуры обучающихся. Положительный результат гарантируют интеграционные процессы в обучении и воспитании, теории и практике, организации познавательной деятельности, развитии не только деловых, организаторских, профессиональных качеств, но общечеловеческих качеств курсантов, а также их гражданской позиции. Новым подходом в обозначенном процессе является интеграционное направление в формировании общепрофессиональных компетенций с учетом социальной и общественно-политической обстановки через изменения, вносимые преподавателями в предметную область дисциплин военно-патриотического и исторического блоков.

Исследование проблемы показало, что не связанных между собой корректировок в системе обучения и воспитания недостаточно. Именно данный факт являлся причиной разработки интеграционной модульной программы, результатом которой является формирование гражданской позиции и политической культуры выпускника военного вуза.

Предложенная модель становления гражданской позиции курсантов в формате основных составляющих политической культуры в профессиональных военных образовательных учреждениях имеет модульную структуру, в которой особую роль играют педагогические условия организации взаимосвязанного функционирования компонентов процессов обучения и воспитания. Реализация всех компонентов модели политического развития личности будущего офицера осуществляется за счёт целенаправленного политического воспитания с соблюдением обязательного условия, которым является приобщение курсантов к политическим знаниям и умениям в ходе изучения военно-исторических дисциплин и выполнения специальных задач политического воспитания войсковой практики и стажировки.

Актуальность проблемы, ее теоретическое обоснование и практическая разработка позволяют определить перспективу исследования. Представленный опыт работы может иметь большое значение при разработке образовательных стандартов, которые вводятся в практику конкретного военного вуза, осуществляющего адресную подготовку специалистов.

1. Колесниченко К.Ю. Армия и политика: теория и практика прикладного политического анализа. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2014.

2. Коробов Ю.А. Формирование политической культуры курсантов военных училищ. Диссертация ... кандидата философских наук. Алма-Ата, 1990.

3. Нахимов А.П. Политическая культура офицеров современной российской армии. Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института, 1997.

4. Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11.03.2004 г Available at: http://www. lawrussia.ru/texts/legal_109/doc109a237x913.htm

5. Подлесный Е.Я. Политическая культура военнослужащих: Проблемы формирования и ее специфика. Диссертация ... кандидата политических наук. Москва, 1992.

6. Райзберг Б.А. Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. Москва: ИНФРА-М, 1999.

7. Дениско И.В. Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля в современных условиях, социально-философский анализ. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2011.

8. Монахов О.Н. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2004.

9. Елыанинов В.А. Социально-исторический опыт и его место в социальном познании. Опыт и его место в социальном познании. Калинин: Калининский государственный университет, 1984: 76-80.

10. Филатов А.Ю., Костин К.К. Организационно-педагогические условия воспитательной работы в военном учебном заведении на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ. Рязань: РВВДКУ 2012.

References

1. Kolesnichenko K.Yu. Armiya i politika: teoriya i praktika prikladnogo politicheskogo analiza. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2014.

2. Korobov Yu.A. Formirovanie politicheskoj kultury kursantov voennyh uchilisch. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Alma-Ata, 1990.

3. Nahimov A.P. Politicheskaya kul'tura oficerov sovremennojrossijskoj armii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo yuridicheskogo instituta, 1997.

4. Ob organah vospitatel'noj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 70 ot 11.03.2004 g. Available at: http://www. lawrussia.ru/texts/legal_109/doc109a237x913.htm

5. Podlesnyj E.Ya. Politicheskaya kul'tura voennosluzhaschih: Problemy formirovaniya ieespecifika. Dissertaciya ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Rajzberg B.A. Lozovskij, L.Sh., Starodubceva, E.B. Sovremennyj 'ekonomicheskij slovar'. Moskva: INFRA-M, 1999.

7. Denisko I.V. Formirovanie politicheskoj kul'tury kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij FSB Rossii pogranichnogo profilya v sovremennyh usloviyah, social'no-filosofskij analiz. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2011.

8. Monahov O.N. Formirovanie politicheskoj kul'tury u kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2004.

9. El'chaninov V.A. Social'no-istoricheskij opyt i ego mesto v social'nom poznanii. Opyt i ego mesto v social'nom poznanii. Kalinin: Kalininskij gosudarstvennyj universitet, 1984: 76-80.

10. Filatov A.Yu., Kostin K.K. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya vospitatel'noj raboty v voennom uchebnom zavedenii na sovremennom 'etape razvitiya Vooruzhennyh Sil RF. Ryazan': RVVDKU, 2012.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 378

Aliyeva A.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Federal University of Karachay-Cherkess n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: aliealina@mail.ru

POSSIBILITIES OF FORMATION OF SOFT SKILLS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE MASTERS MAJORING IN PEDAGOGICAL EDUCATION. The given article reveals the main opportunities that exist to form soft skills that are found in future masters who study pedagogical education, Profile "Education in the field of fine arts and technology", at the Russian system of higher education current development stage. First of all, the importance of soft skills for a modern specialist, in particular, for a teacher, is proved. Then the question of specific soft skills is considered, which are of decisive importance for the professional competence of a graduate of a master's degree in the corresponding direction. Next, the main opportunities provided by the modern system of Russian higher education for their development are considered. It is proved that the main forms of educational activity today allow it to be carried out effectively.

Key words: soft skills, pedagogical education, master's degree, student, teacher.

А.Р. Алиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: aliealina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.