Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов'

Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / иностранный язык / педагогическая диагностика / электронные учебники / cadets / foreign language / pedagogical diagnostics / electronic textbooks.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. В. Гусева

В статье показаны возможности информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Рассмотрены наиболее распространённые барьеры в процессе освоения иностранного языка курсантами и возможности их преодоления, в том числе средствами педагогической диагностики. Автор делает вывод о том, что более совершенную диагностику уровня обученности можно реализовать, используя новые информационные технологии, применение которых детерминирует перевод системы педагогической диагностики на новый, качественно иной уровень. При обучении иностранному языку курсантов военных вузов высокую эффективность показали электронные учебники, важным элементом которых являются тесты различного типа, позволяющие осуществить педагогическую диагностику степенью овладения курсантами профессионально ориентированной иноязычной лексикой и грамматикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DIAGNOSTICS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING FOR MILITARY UNIVERSITY CADETS

The article shows possibilities of information technologies in the process of diagnostics of teaching a foreign language to cadets of military universities. The most common barriers in the process of learning a foreign language by cadets and the possibility of overcoming them, including by means of pedagogical diagnostics, are considered. The author concludes that better diagnostics of the level of training can be carried out using new information technologies, the use of which determines the transfer of the system of pedagogical diagnostics to a new, qualitatively different level. When teaching a foreign language to cadets of military universities, electronic textbooks have shown good performance, an important element of which are tests of various types that allow for pedagogical diagnostics of the degree of mastery of professional – oriented foreign language vocabulary and grammar by cadets.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов»

6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968.

7. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 444 - 446.

8. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

9. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии ТЮНИНГА при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник университета. 2014; № 2: 235 - 238.

10. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2010; № 3: 10.

11. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

12. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

13. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.

References

1. Larina T.V. Pedagogicheskaya sistema obespecheniya kachestva voenno-professional'nogo obrazovaniya kursantov voennyh vuzov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

2. Gajsina G.I. Kul'turologicheskijpodhod v teoriiipraktikepedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

3. Zhilyaeva O.A. Soderzhanie professional'noj kul'tury lichnosti. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2008; № 63-1: 105 - 109.

4. Sitnik A. Professional'naya kul'tura uchitelya: istoricheskie aspekty problemy. Shkola. 1998; № 1.

5. Zareckaya I.I. Professional'naya kul'tura pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: APKiPPRO, 2005.

6. Ushinskij K.D. Izbrannyepedagogicheskieproizvedeniya. Moskva: Prosveschenie, 1968.

7. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Tekst sovremennoj rossijskoj pressy razvlekatel'nogo tipa: model', struktura, yazykovye sredstva. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 444 - 446.

8. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

9. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Ispol'zovanie metodologii TYuNINGA pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik universiteta. 2014; № 2: 235 - 238.

10. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 3: 10.

11. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizm pedagoga: uspeshnost' i kar'era. Moskva, 2019.

12. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

13. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.

Статья поступила в редакцию 10.02.20

УДК 378

Guseva N.V., senior lecturer, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: englevel-1@mail.ru

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DIAGNOSTICS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING FOR MILITARY UNIVERSITY CADETS. The article shows possibilities of information technologies in the process of diagnostics of teaching a foreign language to cadets of military universities. The most common barriers in the process of learning a foreign language by cadets and the possibility of overcoming them, including by means of pedagogical diagnostics, are considered. The author concludes that better diagnostics of the level of training can be carried out using new information technologies, the use of which determines the transfer of the system of pedagogical diagnostics to a new, qualitatively different level. When teaching a foreign language to cadets of military universities, electronic textbooks have shown good performance, an important element of which are tests of various types that allow for pedagogical diagnostics of the degree of mastery of professional - oriented foreign language vocabulary and grammar by cadets.

Key words: cadets, foreign language, pedagogical diagnostics, electronic textbooks.

Н.В. Гусева, ст. преп., Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования

«Военный университет», г. Москва, E-mail: englevel-1@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В статье показаны возможности информационных технологий в процессе диагностики обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Рассмотрены наиболее распространённые барьеры в процессе освоения иностранного языка курсантами и возможности их преодоления, в том числе средствами педагогической диагностики. Автор делает вывод о том, что более совершенную диагностику уровня обученности можно реализовать, используя новые информационные технологии, применение которых детерминирует перевод системы педагогической диагностики на новый, качественно иной уровень. При обучении иностранному языку курсантов военных вузов высокую эффективность показали электронные учебники, важным элементом которых являются тесты различного типа, позволяющие осуществить педагогическую диагностику степенью овладения курсантами профессионально ориентированной иноязычной лексикой и грамматикой.

Ключевые слова: курсанты, иностранный язык, педагогическая диагностика, электронные учебники.

При прохождении службы военнослужащими в современных условиях, которые сложились в результате быстро развивающейся поликультурной среды деятельности, приходится самостоятельно получать иноязычную информацию различного рода, решать проблемы дальнейшего иноязычного развития. Для успешной профессиональной реализации офицеру необходимо постоянно совершенствоваться в области изучения иностранного языка. В этой связи приоритетными направлениями в процессе обучения иностранному языку курсантов вузов является практико-ориентированность и применение наиболее эффективных технологий, которые создавали бы положительную мотивацию и снимали барьеры, существующие у курсантов в процессе освоения иностранного языка [1]. К данным барьерам можно отнести:

- недостаточный уровень школьной подготовки по иностранному языку;

- недостаточная мотивация более углублённого изучения иностранного языка и др.

Для изучения уровня подготовленности курсантов и динамики их продвижения в изучении иностранных языков необходимо использовать различные методы педагогической диагностики.

«Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Сущность педагогической диагностики - распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров;

выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении» [2].

В «Новом словаре методических терминов и понятий» даётся следующее определение педагогической диагностики: «Педагогическая диагностика - это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия» [3].

Наиболее серьёзными проблемами в процессе контроля знаний и умений обучаемых являются следующие (табл. 1) [4]:

Таблица 1

Анализ основных проблем контроля знаний обучаемых

Сегодня очевидно, что решить проблему создания эффективной системы педагогической диагностики в вузе, в том числе в военном, невозможно без использования информационных технологий. Информационные технологии в образовании - это технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении технических средств сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации. Современные информационные технологии позволяют максимально автоматизировать информационную деятельность вуза. В настоящее время в военных вузах создано значительное количество программ, диагностирующих объем и качество знаний курсантов по отдельным темам, разделам изучаемых дисциплин. Среди таких программ можно выделить компьютерные тесты, диагностическая функция которых обеспечивается так называемым протоколом теста.

В протоколе теста фиксируется следующее:

- вопросы, в которых ошибался тестирующийся;

- количество пройденных вопросов;

- количество сделанных ошибок;

- время ответа на каждый вопрос теста;

- время прохождения теста;

- итоговая оценка [5].

Для создания тестов существуют и разрабатываются более совершенные инструментальные программы-оболочки, позволяющие упростить процедуру создания компьютерного теста путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.

Рассмотрим возможности электронного учебника для диагностики знаний, умений и навыков курсантов. Важными структурными компонентами электронных учебников является система предварительного, текущего, тематического и итогового контроля. Примером организации может служить тестовая система контроля по каждому параграфу электронного учебника [5].

Важнейшие параметры электронных учебников следующие:

- гибкость содержания - возможность оперативного внесения необходимых изменений в учебный контент электронных учебников;

- интерактивность - возможность взаимодействия с компьютером при помощи системы гиперссылок при проверке заданий, всплывающих подсказок, возвращения к пройденному материалу;

- мультимедийность - способность представления графической, текстовой и звуковой информации в границах одного интерфейса;

- использование программного кода (например, HTML) как основное отличие от документов в электронном формате [8].

Как отмечает Н.В. Левандровская [8], при создании электронного учебника по дисциплине «Иностранный язык» в военном вузе необходимо соблюдать определённые принципы (табл. 2).

Основные преимущества электронного учебника в учебном процессе военного вуза мы видим в возможности переработки и хранения большего количества

Таблица 2

Дидактические принципы, на которых базируются подходы создания электронных учебников в военном вузе

№ Принципы Реализация принципов в процессе работе с электронным учебником курсантами военного вуза

1. научности - представление в содержании учебника актуальной лексики на иностранном языке последних достижений военной науки и практики;

2. наглядности - полный комплекс мультимедиа (графика, видео-, аудио-, анимация) воздействует на все виды органов чувств человека, а «эффективность усвоения знаний закономерно зависит от подключения к процессу познания разнообразных органов чувств человека, которые взаимосвязаны с памятью и мышлением»;

3. доступности - представление учебной информации дает возможность курсантам выбирать уровень сложности материала, учитывая необходимую систему подсказок и контроля;

4. сознательности и активности - направлен на самостоятельное изучение курсантами актуальной для них лексики иностранного языка при проверке тренировочных и тестовых заданий;

5. последовательности и систематичности - система изложения материала и набор ссылок и гиперссылок дают логическую последовательность в изучении материала, его усвоении и контроле и возможности выбора действий;

6. прочности - достигается путем повторения курсантами пройденного материала с помощью перехода к прошедшим занятиям, проверкой полученных знаний;

7. связи теории с практикой - практическое закрепление теоретического и лексического материала и моделирование профессионально-речевых ситуаций, в которых может оказаться военнослужащий.

информации, системы навигации для быстрого нахождения нужной информации, перехода к следующим файлам, способности индивидуализировать обучение, выбирая режим сложности, контролировать выполнение заданий, обеспечивая самостоятельность курсантов в процессе изучения иностранного языка.

Автор Н.В. Левандровская [8] описывает опыт применения электронного учебника, который успешно реализуется при подготовке курсантов. Данный учебник - «Вооруженные силы» - содержит материал для обучения четырем основным видам деятельности, которые формируют профессионально-речевые компетенции на иностранном языке: чтение, говорение, аудирование и письмо. Учебный материал. представленный в учебнике, знакомит с военной культурой и традициями англоязычных стран, а также расширяет кругозор будущих военных специалистов при помощи всех форм мультимедиа (графики, фото, видео- и аудиоанимации). В данном учебнике широко представлен блок, направленный на педагогическую диагностику, терминологический словарь и грамматический справочник, система тестовых заданий для самоконтроля и самостоятельного изучения.

Для того чтобы диагностика знаний курсантов была эффективной, в электронном учебнике необходимо соблюдать следующие условия:

- в соответствии с теорией тестирования необходимо создавать четыре формы тестовых заданий в зависимости от типа структурной единицы, необходимого уровня усвоения и поставленной цели;

- создание теста проходит в режиме диалога пользователя с компьютером;

- компьютер последовательно «прогоняет» пользователя по структурной формуле выбранного параграфа, помогая создавать тестовые задания на каждую структурную единицу и каждую логическую связь;

- часть тестовых заданий создается компьютером автоматически, без вмешательства пользователя, а только по его указанию;

- часть тестовых заданий создается автоматизированно, совместно пользователем и компьютером [9].

Тематический контроль реализуется с помощью обобщающего теста по каждому разделу электронного учебника.

Тем самым при помощи электронного учебника можно создать условия для преодоления барьеров в изучении иностранного языка курсантами [10 - 12].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что эффективное управление учебно-воспитательным процессом в такой сложной педагогической системе, как вуз, невозможно без организации системы комплексной диагностики каждого из его звеньев. Более совершенную диагностику уровня обученности можно осуществить, используя новые информационные технологии, применение

№ Автор Содержание выявленной проблемы

1. П. Бродфут Введение новых технологий оценивания и контроля, которые требуют увеличения нагрузки преподавателей, что вызывает противодействие с их стороны.

2. К. Виттон Нерешенность некоторых проблем, которые возникают при сравнении и учете данных, полученных в результате текущего контроля преподавателя и данных, полученных в централизованном тестировании.

3. Д. Хоккер Проблема отработки тестов, выравнивания всех его характеристик, а также проблема организации апробации заданий и теста в целом, обеспечивающая возможность его выравнивания, приспособления тестов к наметившимся изменениям в результатах обучения.

4. К. Виттон Нередко большие интервалы в контроле каждого обучаемого. В этом случае обучаемые перестают регулярно готовиться к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

которых детерминирует перевод системы педагогической диагностики на новый, качественно иной уровень. При обучении иностранному языку курсантов военных вузов хорошую эффективность показали электронные учебники, важным

Библиографический список

элементом которых являются тесты различного типа, позволяющие осуществить педагогическую диагностику степенью овладения курсантами профессионально ориентированной иноязычной лексикой и грамматикой.

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Вахрушева О.В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации. Язык и культура. 2018; № 41: 217 - 240.

2. Педагогическая диагностика. Available at: https://paidagogos.com/pedagogicheskaya-diagnostika.html

3. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР 2009.

4. Еськова И.В. Педагогическая диагностика как средство управления процессом обучения в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2001.

5. Герасимова Т.Н., Гусева Н.В. Использование профессионально адаптивного тестирования в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76).

6. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Средства объективации исторического контекста в военной прозе: факт, документ, вымысел. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 494 - 497.

7. Перфилова М.А. Применение методов активного обучения иностранному языку курсантов в вузе государственной противопожарной службы. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2004.

8. Левандровская Н.В. Электронный учебник как средство обучения профессионально-ориентированному английскому языку в военном вузе. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; № S7: 34.

9. Матрос Д.Ш. Педагогический мониторинг. Available at: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/viewFile/313/237

10. Шаталова Н.С. Теоретические основы формирования речевого компонента профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2002.

11. Герасимова Т.Н. Особенности педагогического мышления преподавателя военного вуза. Мир образования - образование в мире. 2017; № 1 (65): 52 - 59.

12. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bezukladnikov K.'E., Kruze B.A., Vahrusheva O.V. Obuchenie inostrannomu yazyku kursantov voennogo vuza v usloviyah samoorganizacii. Yazyk i kul'tura. 2018; № 41: 217 - 240.

2. Pedagogicheskaya diagnostika. Available at: https://paidagogos.com/pedagogicheskaya-diagnostika.html

3. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya iprakiika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.

4. Es'kova I.V. Pedagogicheskaya diagnostika kaksredstvo upravleniya processom obucheniya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2001.

5. Gerasimova T.N., Guseva N.V. Ispol'zovanie professional'no adaptivnogo testirovaniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennyh vuzov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76).

6. Shatalova N.S., Shatalova L.S. Sredstva ob'ektivacii istoricheskogo konteksta v voennoj proze: fakt, dokument, vymysel. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 494 - 497.

7. Perfilova M.A. Primenenie metodov aktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku kursantov v vuze gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg. 2004.

8. Levandrovskaya N.V. 'Elektronnyj uchebnik kak sredstvo obucheniya professional'no-orientirovannomu anglijskomu yazyku v voennom vuze. Nauchno-metodicheskij'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2016; № S7: 34.

9. Matros D.Sh. Pedagogicheskij monitoring. Available at: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/viewFile/313/237

10. Shatalova N.S. Teoreticheskie osnovy formirovaniya rechevogo komponenta professional'noj podgotovki inostrannyh voennosluzhaschih v vuze. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

11. Gerasimova T.N. Osobennosti pedagogicheskogo myshleniya prepodavatelya voennogo vuza. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 1 (65): 52 - 59.

12. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018: 375.

Статья поступила в редакцию 10.02.20

УДК 371.12

Barabas A.A., Director of the Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education (Chelyabinsk, Russia), E-mail: andrey.barabas@rcokio.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATION TEACHERS' READINESS FOR DESIGNING INTERNAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT. Ensuring the competitiveness of Russian education is the one of the paramount tasks of Russian education system. It has determined the need for the teacher to master the ability to perform assessment activities in educational process, including ensuring the functioning of the internal system of education quality assessment (ISEQA). In the article author identified the teachers' main professional difficulties impeding the implementation of assessment activities. It also revealed that developing teachers' readiness for designing ISEQA depends on especial organizational and pedagogical conditions. The author identified the necessary organizational and pedagogical conditions, ways to implement them, and clarified this definition.

Key words: education quality assessment, internal system of education quality assessment, readiness for designing internal system of education quality assessment, readiness development, organizational and pedagogical conditions.

А.А. Барабас, директор ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск,

E-mail: andrey. barabas@rcokio.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение конкурентоспособности российского образования, являющееся одной из первостепенных задач, стоящих перед российской системой образования, обусловило необходимость овладения педагогом умением осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, в том числе обеспечивать функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). В статье определены основные профессиональные дефициты педагогов, препятствующие реализации оценочной деятельности, а также выявлено, что основополагающим в развития готовности педагогических работников общеобразовательных организаций к проектированию ВСОКО становится создание определенных организационно-педагогических условий. Автором было уточнено определение данного понятия, выявлены необходимые организационно-педагогические условия, а также способы их реализации.

Ключевые слова: оценка качества образования, внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), готовность учителей к проектированию ВСОКО, развитие готовности, организационно-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.