объяснить значения слов. Дала точное определение лишь слову «зонтик». Не смогла совсем объяснить значения слов «мех» и «качаться». Она набрала 4,5 балла из 10 возможных. Это говорит о низком уровне развития словарного запаса. По 4 балла набрали Дима Т. и Максим Ш. Максим Ш. не смог дать ни одного точного объяснения предъявленных слов. Например, он не сумел при всем старании раскрыть значение слов «скрепка» и «пух». Дима Т. дал один точный ответ, он смог объяснить, что такое «книжка», но с пояснением значений других слов у него возникли затруднения.
Никто из учащихся-билингвов не знал значение слова «афиша». Дети предполагали, что это название города.
Использование методики «Определение активного словарного запаса» позволило определить, какие слова используется испытуемым в процессе произвольной речи. Учащимся была предложена иллюстрация на тему «Помощь животным», и они должны в течение 5 минут рассказать о том, что же изображено на картинке. Учащиеся сразу поняли задание и старательно принялись рассказывать. Следует отметить, что речь детей-билингвов была невыразительной, с повторами одних и тех же слов. Так, Данил К. активно приступил к описанию картинки, но через 2,57 мин. он уже не мог ничего рассказать. Он в своей речи употребил 29 имен существительных, 12 глаголов, 3 имени прилагательных. Использовано лишь 1 сложное предложение с союзом «но». Однородные члены предложения употреблены 3 раза. Также им было применено 4 союза, 8 предлогов и 1 частица. Таким образом, в речи Данила К. обнаружено 8 протокольных признаков, что говорит о среднем уровне развития словарного запаса.
Дима Т. работал медленно. Ему было мало 5 минут. Перечислял лишь то, что изображено на картинке. Он употребил при описании 28 имен существительных, 10 глаголов, 5 имен прилагательных. Все использованные предложения были простые, из них с однородными членами предложения - 2. Дима Т. в свой речи применил 3 предлога и 1 частицу, но не использовал ни одного союза. В результате в протоколе зафиксировано 6 признаков. Это средний уровень развития словарного запаса.
У учащегося-билингва Жени К. рассказ был несвязный, основанный на перечислении набора слов. Он употребил 23 имени существительных, 9 глаголов, 2 имени прилагательного и 2 предлога. Использовал лишь 1 предложение, осложненное однородными членами. В итоге лишь 5 признаков было отмечено в протоколе, что говорит о низком уровне.
Таким образом, рассказ учащихся по сюжетной картинке состоял из самостоятельных частей речи, таких как имена существительные, глаголы, имена прилагательные; из служебных - предлоги. 20% детей в своей речи не исполь-
Библиографический список
зовали сложные предложения. Лишь один учащийся употребил причастие и имя прилагательное в сравнительной степени.
Лексика усваивается детьми в процессе общения, и данный процесс должен происходить в определенной системе при обучении детей-билингвов. Лексико-семантическая работа в условиях обучения русскому языку как неродному направлена на создание педагогических условий для овладения детьми лексикой русского языка: освоение лексических единиц и их значений, правил их употребления в речи, развитие умений использовать единицы лексики при восприятии и порождении речи в соответствии с задачей и ситуацией общения, а также формированием у детей уверенности в том, что они могут воспринимать русскую речь на слух и активно использовать свои знания в повседневной жизни, в общении со сверстниками и старшими. В содержание лексико-семантической работы входит решение таких задач, как обогащение словарного запаса учащихся, активизация и уточнение словаря, формирование навыка, направленного на отбор слов при порождении речи.
Задачи лексико-семантической работы с детьми-билингвами в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом:
1. Усвоение в предусмотренном программой объеме и в заданной последовательности высокочастотных образцов русской речи - слов, различных конструкций, небольших связных высказываний.
2. Формирование умений понимать значение производных слов и правильного их употребления в речи.
3. Развивать мотивацию к изучению русских слов, формировать устойчивый интерес к овладению русской речью в устной и письменной формах.
4. Создавать у детей активный и пассивный словарь, который состоит из необходимых для общения и обучения русских слов и фраз, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
Для решения этих задач можно использовать различные способы раскрытия значений новых слов, упражнения с многозначными словами, синонимами и антонимами [5].
Таким образом, при организации лексико-семантической работы в процессе обучения русскому языку необходимо учитывать уровень лексического запаса учащихся-билингвов, осуществлять выполнение упражнений в парах, группах, использовать возможности информационно-коммуникативных технологий. Очень важно учителю обладать знаниями об особенностях взаимовлияния лексики контактных языков при порождении речи учащимся-билингвом и при ее восприятии. Это способствует правильному отбору учебного материала и предупреждению интерференции.
1. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/
2. Кужакова Е.П. Интерференция родного языка и ее преодоление в процессе обучения русскому языку хакасских учащихся. Абакан: Издательство ХГУ, 1984.
3. Торубарова Л.В. Обучение детей-билингвов русскому языку. Начальная школа. 2005; № 4: 30 - 33.
4. Немов РС. Психология. Книга 3: Психодиагностика. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
5. Методика преподавания русского языка в средней национальной школе. Под ред. Н.З. Бакеевой и З.П. Даунене. Москва: Просвещение. Ленинградское отд-ние, 1986.
References
1. Professionally] standart pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/
2. Kuzhakova E.P. Interferenciya rodnogo yazyka i ee preodolenie v processe obucheniya russkomu yazyku hakasskih uchaschihsya. Abakan: Izdatel'stvo HGU, 1984.
3. Torubarova L.V. Obuchenie detej-bilingvov russkomu yazyku. Nachal'naya shkola. 2005; № 4: 30 - 33.
4. Nemov R.S. Psihologiya. Kniga 3: Psihodiagnostika. Moskva: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1998.
5. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v srednej nacional'noj shkole. Pod red. N.Z. Bakeevoj i Z.P. Daunene. Moskva: Prosveschenie. Leningradskoe otd-nie, 1986.
Статья поступила в редакцию 18.07.19
УДК 37.031.1
Kalacheva T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection n.a. Marshal
of the Soviet Union S.K. Tymoshenko (Kostroma, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS AND MEANS OF TEACHING FOREIGN STUDENTS OF MILITARY UNIVERSITY. The article describes effective methods and means of training foreign military personnel in the Russian University, contributing to the rapid adaptation of this category of students in a new foreign language environment. The analysis of works of Russian researchers on the specifics of the educational process of foreign students in civil and military higher education institutions is presented. Factors influencing the success of cadet adaptation in the new educational environment abroad are investigated. The author notes that the teaching staff of a military university needs a creative approach to the study and selection of appropriate methods of conducting various types of classes that contribute to the successful training of a foreign student. To intensify the educational process, it is advisable to use teaching tools that operate on the basis of information and communication technologies. The use of computer technology, combining verbal and visual-sensory information, dramatically increases motivation.
Key words: foreign cadets military higher education institution, adaptation, learning methods, learning tools.
Т.Н. Калачееа. канд. пед. наук, доц., Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза
С.К. Тимошенко, г. Кострома, E-mail: [email protected]
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье рассмотрены эффективные методы и средства обучения иностранных военнослужащих в российском вузе, способствующие быстрой адаптации данной категории студентов в новой иноязычной среде. Проведен анализ трудов отечественных исследователей, посвященных особенностям образовательного процесса иностранных студентов в гражданских и военных высших учебных заведениях. Исследованы факторы, влияющие на успешность адаптации курсанта в новой образовательной среде за границей. Автором отмечается, что педагогическому коллективу военного вуза необходим творческий подход к изучению и выбору соответствующих методов проведения различных видов занятий, способствующих успешному обучению иностранного студента. Для интенсификации образовательного процесса целесообразно использование средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий. Применение компьютерных технологий, сочетающих вербальную и наглядно-чувственную информацию, резко повышает мотивацию обучаемых.
Ключевые слова: иностранные курсанты, военный вуз, адаптация, методы обучения, средства обучения.
В российских вузах, в том числе военных, образование получают не только представители русскоговорящей культуры, но и иностранные студенты.
Каждый курсант в процессе обучения проходит процесс адаптации -«сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для них условиями» [1], который становится особенно сложным, если он получает образование в незнакомой стране.
Процесс адаптации включает в себя множество аспектов, наиболее важными из которых являются следующие: приспособление к новому языку общения, интернациональному характеру учебных групп и потоков в новой социокультурной среде, приспособление к новым климатическим условиям, новой образовательной системе, культуре новой страны и т.д.
Успешной адаптации курсанта-иностранца способствуют две группы факторов: зависящие от преподавателей и командования иностранного (специального) факультета и зависящие от курсанта.
На руководство специального факультета возложено доведение до курсантов законодательства Российской Федерации, правил проживания и передвижения по территории Российской Федерации, установленных для иностранных граждан; проведение работы по воспитанию уважения обычаев и традиций народов России; необходимость соблюдения установленных в вузе порядка и правил пользования документами, получаемыми в ходе обучения.
Со стороны преподавателя важен творческий подход к изучению и выбору соответствующих методов и средств обучения для проведения различных видов занятий.
Со стороны курсанта важны достаточный уровень базовой подготовки, уровень знания русского языка, индивидуальная способность к обучению, особенности национального менталитета, понимание новой системы образования.
Анализ научной литературы показал, что большинство авторов обращают внимание на факторы, способствующие адаптации иностранных военнослужащих в российском вузе, и недостаточно работ, освещающих методы и средства обучения для данной категории студентов. При этом в небольшом количестве таких работ в основном рассматриваются 1 - 2 метода или средства обучения иностранных военнослужащих: кейс-метод (Кузякина Н.А., Сташкевич И.Р.), ролевая игра (Май Л.И.), рабочие тетради (Волков С.С., Ивлева Е.В., Ивлева Л.А.), интерактивная доска (Иванова О.М., Покорная О.Ю.), словарь понятий для практического занятия (Скосарева Е.П.), электронный мультимедийный словарь (Асташова А.А., Давлетшина К.Ю.).
Рассмотрим методы и средства обучения, применяемые в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (ВА РХБЗ).
Обобщение опыта преподавания в данном образовательном учреждении позволяет нам сделать несколько выводов:
1. Курсанты иностранного факультета проходят обучение в течение различных сроков в зависимости от базовых знаний. В частности, представители стран СНГ обучаются 5 лет Это обусловлено достаточным знанием русского языка и уровнем подготовки, в целом соответствующим российской средней школе, что обусловлено исторически.
Курсанты, являющиеся представителями других стран, обучаются 6 лет. Первый год обучения - это так называемая довузовская подготовка. Она осуществляется в течение первого года обучения в военной академии.
2. Главным условием довузовской подготовки иностранных курсантов является быстрое и эффективное овладение русским языком. Чем лучше усваивается язык, тем эффективнее адаптация, тем быстрее курсант перестает стесняться обращаться со своими просьбами и вопросами к преподавателям, т.е. общаться становится легче, а значит, и проще познание нового, что очень важно.
3. В свою очередь, преподаватель должен быть компетентен в предмете, выбирать наиболее подходящие для иностранного обучаемого методы и средства для формирования универсальных и профессиональных компетенций.
Методы обучения понимаются нами как способы управления познавательной деятельностью обучающихся для решения определенных дидактических задач [2].
Следует отметить, что развитие информационной базы и технических средств обучения неизбежно способствует как появлению новых методов обучения, так и новых терминов и определений.
В настоящее время все более широкое распространение получают активные методы обучения. Они развивают тактическое и инженерное мышление, заставляют мыслить обучаемого. При обучении начинают работать прямые и обратные связи, появляется сотрудничество преподавателя и обучаемого. Контроль усвоения знаний при этом происходит в реальном масштабе времени.
Обычно активные методы применяются в комплексе с традиционными и только в сочетании дают эффективный результат. Эти методы обучения могут охватывать все виды занятий с курсантами.
Подготовка иностранных курсантов проводится на всем комплексе учебно-лабораторной и полевой баз академии, который включает себя конференц-зал, два мультимедийных класса, компьютерный класс и специализированные аудитории, что позволяет повысить результативность учебного процесса и более полно реализовать творческий потенциал преподавателей в ходе проведения занятий.
Конференц-зал позволяет проводить брифинги, презентации, видеоконференции. Использование мультимедийных классов предоставляет возможность одновременного получения информации в виде текста, звука и изображения; формирования представлений об изучаемом объекте на главном центральном экране, с требуемой детализацией его элементов, которая отображается на боковых экранах, тем самым достигается комплексное представление об объекте, реализуя принцип от общего к частному, от простого к сложному; происходит демонстрация электронных учебных материалов и наглядных пособий.
С целью интенсификации учебного процесса, повышения эффективности и качества подготовки выпускников, сокращения финансовых затрат в академии РХБ защиты внедряются активные методы обучения на основе новых информационных и компьютерных технологий: использование презентации, просмотр видеороликов, работа в специализированных компьютерных программах, использование электронного тестирования, просмотр электронных справочников.
Основными видами учебных занятий с обучаемыми иностранного факультета являются лекции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа в часы самостоятельной подготовки и другие. На всех видах занятий широко используется технология дифференциации, т.к. иностранные военнослужащие имеют не только разный базовый уровень подготовки по дисциплинам, но и разный уровень владения языком.
Для повышения качества овладения учебным материалом в академии преподавательский состав активно использует «визуализацию» лекции, реализуя вечное «золотое правило дидактики» - высокоэффективная образная наглядность. Лектор не только излагает учебный материал, но и в реальном масштабе времени иллюстрирует изучаемые процессы, явления, основы и принципы функционирования систем. С этой целью:
- демонстрируются действия воинских подразделений в ходе выполнения возложенных на них задач;
- осуществляется одновременное представление информации об изучаемом объекте с требуемой детализацией его элементов, чем достигается комплексное представление об изучаемом предмете и реализуются методы от общего к частному, от простого к сложному;
- лекция может сопровождаться проведением эксперимента в лаборатории в реальном масштабе времени, используется по физике, по химическим дисциплинам.
Еще одним из видов лекций, проводимых с обучаемыми иностранного факультета, является лекция с применением техники обратной связи. При проведении такой лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, предполагающие наличие у каждого курсанта персональной ЭВМ, связанной с машиной преподавателя. Таким образом, преподаватель имеет возможность с помощью технических устройств получать ответы всей группы обучающихся на поставленный им вопрос.
Для того, чтобы иностранные курсанты не испытывали языковых барьеров в процессе восприятия учебных вопросов и понимали смысл заданий в устной речи, используются только простые предложения, ограничивая употребление причастных оборотов. Сложные научные термины, фамилии целесообразно
выписывать надоске. Осноаныеопределения необходимо диктовать,отчетливо выговаривая каждое слово и повторяя каждую фразу столько раз, сколько просят обучаемые. Все это уменьшает скорость изложения и влияет на объем информации по учебн ым вопро саозаняния.
В устранении этих трудностей помогают следующие средства обучения: -клюыеные моменхызнсчнтеланныырбъема.сребнющие оСязотельной записи в тетрадях, выдаются курсантам в качестве раздаточного материала, и обучаемые по ходу занятия вклеивают их в свои лекционные конспекты, что значительноэкдномит времт нн зенясии. Длнкрвпоеатахетяподготоеирьтекие материалы не составляет особого труда, т.к. учебные группы данного направле-нтя оНуненея саиочисленны;
- использование интерактивной доски, на которой демонстрируется сам текст занятий, рисунки, графики, формулы, лекционные демонстрации и остальные элементы видеоряда, служащиедля илеюдтдациит^еникесеен—0. При этом все выделенные элементы можно показать в укрупненном масштабе, удоСвое для вотпркятия.ПодоОное подкпюченые видеотнформоцеи к ^^тч^нк резко увеличивает скорость изложения и конспектирования учебного материала, что приводит к росту объема и качества его усвоения [3]. Грамотно продуманная и составленная презентация с эффектами анимации, с гиперссылками, с заданиями для самостоятельного выполнения в совокупности с интерактивной доской птзнопявтиипользевэтд метод дитюге нд зенягик,оcнщeнтднтыфpoртальней опрос, устанавливая обратную связь с обучаемыми.
Бсльшгнстеоледсй натсмннает—Со тнлышат—о иР0% ум^(^нтого, Одсо-временное сочетание аудио- и видеоинформации с учетом моторной памяти при ее письменной фиксации повышает запоминаемость до 50%, а при организации интдрaэтивнoгпвтaэ-oдeдсти рoчдeшeнии лго рпкеиенаю действия в обучении с использованием мультимедийных технологий - 75% - 80% тнф0имдднф
При проведении практических занятий, как свидетельствует наш опыт мно-гтлэтнвВ рлботдн тнoчтеaнннl-и студентами, хорошие результаты дают такие методы, как ролевые игры, тренинги, анализ практических ситуаций и другие.
IHoеoткопoеcним суть перечисленных методов:
- ролевые игры - метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предпола-raюдоcтие не менее двсх «игед^чнсе1ому рзноторых ыдрулсгаендт птдче-сти целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью. Данный дотодшкpoкo ннепдшно исполизуется при изучении гуманитарных дисциплин, например, иностранного языка, военной истории и на всех тактических дисциплинах, где курсанты выступают в роли командира отделения, взвода, роты;
- трреинги - отученые,при кэторрч в xoдeпдoжнвэнинили мoдeдитoва-ния специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, при изучении тактических дисциплин академии; изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
-аталтз пpaвтычеcеие сит^ий - мерод оэрееисвавыгам п рчнотит решений; его целью является научить обучаемых анализировать информацию, вы-ящlртык-ючечlсeпиflблeмlе,гeнeтиеflтaть альгеснaтинныleпюгырe-ення:oце-нивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. Используется при оценке обстановки и принятии решений командиром;
- квест-технология - использование данного метода при изучении дисциплины «Информатика» подробно рассмотрено в статье [4].
Дляеcвe-ыoкo пдогееенояпчактичепкого занятиянстольгпются длвоую-щие средства обучения:
-ЯаsЮ-ддuысц-0ыкш0 снз^^т^^ влеи^ (^^^ь^^с^к^н^л^овК из
уже готовых изображений или же фрагментов фильмов. Например, по дисциплине информатика при изучении учебного вопроса «Схемная реализация ло-геческре дпеда°ир» алреявсенея и почтоденечнаждой эпп^исссрольз^тся Flash-анимация, в которой помимо теоретической информации, содержится нндгдлчкд источaктечныxэшeмюнесч:нeеeдк ючлтели, с ддмощью котодыо замыкая/размыкая цепь загорается /гаснет лампочка и меняются изменения сигналов на входе и выходе на условном обозначении схемы, а также в таблицах истинности.
•media Flash Pltve В
yt Control Help
виш
Заполните таблицу истинности в следующей последовательности: все ОТКЛЮЧЕНО, X ВКЛЮЧЕНО, a Y ВЫКЛЮЧЕНО, X ВЫКЛЮЧЕНО, а ¥ ВКЛЮЧЕНО и все ВКЛЮЧЕНО, А, V - В а выходу - Avß
X Y выход
1 1 1
я перейти к следующему кадру
А В AvB
О О О
1 0 1
О О О
О О О
I_hJ_BJL=J
ДИЗЪЮНКТОР
Электрическая с* подобным образом как наша
дизъюнктором и реализует двух и более логически» значений
W
щ-
X ¥ выход
О О О
УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ дизъюнктора
Схема Или (дизъюнктор) реализует операцию
логического сложения Связь между входами Х.У И выходом 2 можно записать сотношением 2 = ХчУ , что будем читать как "X или У™
Щелкая по выилючателю электрической схемы, сравните изменения сигналов, происходящие на ее кюде и иыкоде с соответствующими изменениями на условном обозначении
Рис. 1. Пример Flash-анимации по информатике
к россво РР "Исто рия вычислительной техники
в 7
И По горизонтали:
и '8 1. ,,, -элементная база машин первого поколения
2. Самое простое вычислительное устройство
3. Счетная машина Холлерита
в 4 4. Один из основателей компании Microsoft
5. В честь нее назван один из языков
сч программирования (имя)
т
По вертикали:
6. Он впервые использовал перфокарты
7.Дочь поэта Байрона, которую называют
первым программистом.
8. Английский математик, создал
Включи Cat js Lock Аналитическую машину - прабабушку
современных ЭВМ
ГЩЦгЦШ
Рис. 2. Пример электронного кроссворда по информатике
- рабочие тетради, в которых в сжатой форме содержатся уже название занятия; учебных вопросов; основные теоретические данные, формулы; формулировки практических задач и список контрольных вопросов по теме; задание на самостоятельную работу для подготовки к следующему занятию. Использование такого средства обучения также значительно экономит время на занятии, когда обучаемому надо лишь ознакомиться с заданием и заполнить решением или ответом нужное место в тетради. У иностранных курсантов лучше получается зарисовывать схемы, чертежи, заполнять таблицы, проводить вычисления, чем записывать материал в текстовой форме.
Для контроля усвоения теоретических знаний целесообразно использовать:
- электронные тесты с различными видами заданий: на единственный выбор; на множественный выбор; на соответствие, 2 - 3 задания на ввод ответа. Чтобы повысить интерес к тесту, можно добавить анимацию, соответствующую теме и дисциплине, например, проведение химического или физического опыта, кадры исторического фильма. Количество заданий в одном тесте, как показала практика, не должно превышать 10 - 11, иначе обучаемые не успевают в отведенное время прочитать и обдумать ответы.
- кроссворды как в бумажном, так и в электронном виде могут успешно использоваться при изучении любой дисциплины.
Преимущество электронных тестов и кроссвордов перед бумажными заключается в автоматической проверке результатов и выставлении оценок, также курсант может сразу после проверки увидеть номера заданий, в которых допустил ошибки.
Библиографический список
Использование интерактивных игровых средств обучения и контроля знаний ^^-анимация, квест-карты, кроссворды, электронные тесты) увеличивает активность обучаемых на занятии и в целом интерес к изучению дисциплин.
Следует заметить, что процесс совершенствования методик проведения занятий динамичен, что связано как с «внешним фактором» (различия в подготовке абитуриентов-иностранцев, требований к высшей школе; появлением новаторских идей), так и «внутренним» - творческим развитием педагогического коллектива, постоянным ростом технических возможностей средств обучения.
Немаловажную роль в формировании универсальных и профессиональных компетенций курсантов играет самостоятельная подготовка как один из видов обучения курсантов. Она обеспечивается наличием в библиотеке академии электронных каталогов и электронных учебников по изучаемым дисциплинам, а также соответствующих стандартных программ-переводчиков.
Главным достоинством электронного учебника с гипертекстом перед традиционным бумажным с последовательным изложением материала является его интерактивность. Изучая материал в виде гипертекста, курсант занимает более активную позицию, т.к. сам выбирает последовательность переходов по разделам, основным понятиям, контрольным вопросам в конце темы и тестам. В данном случае обучение приобретает личностно-ориентированный характер.
По мнению автора, использование рассмотренных методов и средств обучения преподавателями военного вуза в своей педагогической деятельности способствует быстрой адаптации иностранных студентов в новой иноязычной среде и позволяет сделать процесс обучения более успешным и интересным.
1. Шевелев Г.Е., Берестнева О.Г, Нгуен Х.Б. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в России. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 3: 198.
2. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.
3. Иванова О.М., Покорная О.Ю. О методике использования мультимедийных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин иностранным военнослужащим. Молодой ученый. 2012; № 10 (45): 333 - 335.
4. Калачева Т.Н., Кузнецова Н.С. Нестандартные технологии обучения информатике в военном вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017; № 4: 139 - 143.
5. Асташова А.А., Давлетшина К.Ю. Проектная форма работы с использованием медийных технологий как способ активизации учебного процесса при обучении иностранных военнослужащих на уроках РКИ. Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2017: 61 - 63.
6. Волков С.С., Ивлева Е.В., Ивлева Л.А. Методы активизации процесса обучения иностранных военнослужащих. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Вольск, 2016: 17 - 19.
References
1. Shevelev G.E., Berestneva O.G., Nguen H.B. Problemy adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu v Rossii. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2012; № 3: 198.
2. Obrazcov P.I., Kosuhin V.M. Didaktika vysshej voennojshkoly: uchebnoe posobie. Orel: Akademiya Specsvyazi Rossii, 2004.
3. Ivanova O.M., Pokornaya O.Yu. O metodike ispol'zovaniya mul'timedijnyh tehnologij v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin inostrannym voennosluzhaschim. Molodoj uchenyj. 2012; № 10 (45): 333 - 335.
4. Kalacheva T.N., Kuznecova N.S. Nestandartnye tehnologii obucheniya informatike v voennom vuze. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017; № 4: 139 - 143.
5. Astashova A.A., Davletshina K.Yu. Proektnaya forma raboty s ispol'zovaniem medijnyh tehnologij kak sposob aktivizacii uchebnogo processa pri obuchenii inostrannyh voennosluzhaschih na urokah RKI. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki v XXI veke: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. Penza, 2017: 61 - 63.
6. Volkov S.S., Ivleva E.V., Ivleva L.A. Metody aktivizacii processa obucheniya inostrannyh voennosluzhaschih. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. Vol'sk, 2016: 17 - 19.
Статья поступила в редакцию 30.08.19
УДК 378.147
Kalashnikova S.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]
INTERACTIVE CLOUD SERVICES AS MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS. The didactic features of teaching a technical drawing course in the framework of additional general education programs for foreign citizens and the technological conditions that determine the transition of education to digital technologies including WEB 2.0 services are analyzed. Criteria are defined, classification and comparative analysis of modern virtual interactive whiteboards are carried out with a view to their use at the initial stage of technical drawing study. Description and advantages of the Google Drawings service in terms of the effectiveness of its use in extracurricular activities of foreign students as a tool for basic graphic preparation are provided. The methods of using the service in on-line are proposed, they allow the teacher to correct mistakes and make comment on errors take into account individual differences in the learning models of each student. The work highlights advantages of expanding the electronic component of extracurricular work of students, which provides accelerated development of skills in working with computer graphics the possibility of on-line participation of students in the process of adjustment, cross-checking and evaluation of tasks. An additional aspect of the willingness of teachers to use the tools of WEB 2.0 services in teaching practice that provides for the need for advanced training and methodological support is identified.
Key words: training of foreigners, digitalization of education, cloud service, extracurricular work.
С.Б. Калашникова, канд. пед. наук, доц., Донской государственный технический университет, г. Ростое-на-Дону, E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье анализируются дидактические особенности преподавания курса черчения в рамках дополнительных общеобразовательных программ для иностранных граждан и технологические условия, детерминирующие переход образования к цифровым технологиям, включая сервисы WEB 2.0. Определены критерии, проведены классификация и сравнительный анализ современных виртуальных интерактивных досок с целью их использования на начальном этапе изучения черчения. Автором представлено описание и преимущества сервиса Google Рисунки с точки зрения эффективности его использования во внеаудиторной работе иностранных обучающихся в качестве инструмента базовой графической подготовки. Предложены приемы использования сервиса