Научная статья на тему 'Интерактивные облачные сервисы как средство повышения эффективности внеаудиторной работы обучающихся'

Интерактивные облачные сервисы как средство повышения эффективности внеаудиторной работы обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранцев / цифровизация образования / облачный сервис / внеаудиторная работа. / training of foreigners / digitalization of education / cloud service / extracurricular work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Б. Калашникова, К.

В статье анализируются дидактические особенности преподавания курса черчения в рамках дополнительных общеобразовательных программ для иностранных граждан и технологические условия, детерминирующие переход образования к цифровым технологиям, включая сервисы WEB 2.0. Определены критерии, проведены классификация и сравнительный анализ современных виртуальных интерактивных досок с целью их использования на начальном этапе изучения черчения. Автором представлено описание и преимущества сервиса Google Рисунки с точки зрения эффективности его использования во внеаудиторной работе иностранных обучающихся в качестве инструмента базовой графической подготовки. Предложены приемы использования сервиса в онлайн-режиме, позволяющие преподавателю корректировать выполнение задания, комментировать ошибки, учитывая индивидуальные различия в моделях учения каждого обучающегося. Выделены преимущества расширения электронной составляющей внеаудиторной работы обучающихся, что обеспечивает ускоренное развитие навыков работы со средствами компьютерной графики, возможность онлайн-участия обучающихся в процессе корректировки, взаимопроверки и оценки. Выявлен дополнительный аспект готовности преподавателей использовать средства сервисов WEB 2.0 в практике обучения, предусматривающий необходимость организации повышения квалификации и методического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE CLOUD SERVICES AS MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS

The didactic features of teaching a technical drawing course in the framework of additional general education programs for foreign citizens and the technological conditions that determine the transition of education to digital technologies including WEB 2.0 services are analyzed. Criteria are defined, classification and comparative analysis of modern virtual interactive whiteboards are carried out with a view to their use at the initial stage of technical drawing study. Description and advantages of the Google Drawings service in terms of the effectiveness of its use in extracurricular activities of foreign students as a tool for basic graphic preparation are provided. The methods of using the service in on-line are proposed, they allow the teacher to correct mistakes and make comment on errors take into account individual differences in the learning models of each student. The work highlights advantages of expanding the electronic component of extracurricular work of students, which provides accelerated development of skills in working with computer graphics the possibility of on-line participation of students in the process of adjustment, cross-checking and evaluation of tasks. An additional aspect of the willingness of teachers to use the tools of WEB 2.0 services in teaching practice that provides for the need for advanced training and methodological support is identified.

Текст научной работы на тему «Интерактивные облачные сервисы как средство повышения эффективности внеаудиторной работы обучающихся»

- рабочие тетради, в которых в сжатой форме содержатся уже название занятия; учебных вопросов; основные теоретические данные, формулы; формулировки практических задач и список контрольных вопросов по теме; задание на самостоятельную работу для подготовки к следующему занятию. Использование такого средства обучения также значительно экономит время на занятии, когда обучаемому надо лишь ознакомиться с заданием и заполнить решением или ответом нужное место в тетради. У иностранных курсантов лучше получается зарисовывать схемы, чертежи, заполнять таблицы, проводить вычисления, чем записывать материал в текстовой форме.

Для контроля усвоения теоретических знаний целесообразно использовать:

- электронные тесты с различными видами заданий: на единственный выбор; на множественный выбор; на соответствие, 2 - 3 задания на ввод ответа. Чтобы повысить интерес к тесту, можно добавить анимацию, соответствующую теме и дисциплине, например, проведение химического или физического опыта, кадры исторического фильма. Количество заданий в одном тесте, как показала практика, не должно превышать 10 - 11, иначе обучаемые не успевают в отведенное время прочитать и обдумать ответы.

- кроссворды как в бумажном, так и в электронном виде могут успешно использоваться при изучении любой дисциплины.

Преимущество электронных тестов и кроссвордов перед бумажными заключается в автоматической проверке результатов и выставлении оценок, также курсант может сразу после проверки увидеть номера заданий, в которых допустил ошибки.

Библиографический список

Использование интерактивных игровых средств обучения и контроля знаний ^^-анимация, квест-карты, кроссворды, электронные тесты) увеличивает активность обучаемых на занятии и в целом интерес к изучению дисциплин.

Следует заметить, что процесс совершенствования методик проведения занятий динамичен, что связано как с «внешним фактором» (различия в подготовке абитуриентов-иностранцев, требований к высшей школе; появлением новаторских идей), так и «внутренним» - творческим развитием педагогического коллектива, постоянным ростом технических возможностей средств обучения.

Немаловажную роль в формировании универсальных и профессиональных компетенций курсантов играет самостоятельная подготовка как один из видов обучения курсантов. Она обеспечивается наличием в библиотеке академии электронных каталогов и электронных учебников по изучаемым дисциплинам, а также соответствующих стандартных программ-переводчиков.

Главным достоинством электронного учебника с гипертекстом перед традиционным бумажным с последовательным изложением материала является его интерактивность. Изучая материал в виде гипертекста, курсант занимает более активную позицию, т.к. сам выбирает последовательность переходов по разделам, основным понятиям, контрольным вопросам в конце темы и тестам. В данном случае обучение приобретает личностно-ориентированный характер.

По мнению автора, использование рассмотренных методов и средств обучения преподавателями военного вуза в своей педагогической деятельности способствует быстрой адаптации иностранных студентов в новой иноязычной среде и позволяет сделать процесс обучения более успешным и интересным.

1. Шевелев Г.Е., Берестнева О.Г, Нгуен Х.Б. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в России. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 3: 198.

2. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.

3. Иванова О.М., Покорная О.Ю. О методике использования мультимедийных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин иностранным военнослужащим. Молодой учёный. 2012; № 10 (45): 333 - 335.

4. Калачева Т.Н., Кузнецова Н.С. Нестандартные технологии обучения информатике в военном вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017; № 4: 139 - 143.

5. Асташова А.А., Давлетшина К.Ю. Проектная форма работы с использованием медийных технологий как способ активизации учебного процесса при обучении иностранных военнослужащих на уроках РКИ. Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2017: 61 - 63.

6. Волков С.С., Ивлева Е.В., Ивлева Л.А. Методы активизации процесса обучения иностранных военнослужащих. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. Вольск, 2016: 17 - 19.

References

1. Shevelev G.E., Berestneva O.G., Nguen H.B. Problemy adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu v Rossii. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2012; № 3: 198.

2. Obrazcov P.I., Kosuhin V.M. Didaktika vysshej voennojshkoly: uchebnoe posobie. Orel: Akademiya Specsvyazi Rossii, 2004.

3. Ivanova O.M., Pokornaya O.Yu. O metodike ispol'zovaniya mul'timedijnyh tehnologij v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin inostrannym voennosluzhaschim. Molodoj uchenyj. 2012; № 10 (45): 333 - 335.

4. Kalacheva T.N., Kuznecova N.S. Nestandartnye tehnologii obucheniya informatike v voennom vuze. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017; № 4: 139 - 143.

5. Astashova A.A., Davletshina K.Yu. Proektnaya forma raboty s ispol'zovaniem medijnyh tehnologij kak sposob aktivizacii uchebnogo processa pri obuchenii inostrannyh voennosluzhaschih na urokah RKI. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki v XXI veke: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii. Penza, 2017: 61 - 63.

6. Volkov S.S., Ivleva E.V., Ivleva L.A. Metody aktivizacii processa obucheniya inostrannyh voennosluzhaschih. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-'ekonomicheskih nauk. Vol'sk, 2016: 17 - 19.

Статья поступила в редакцию 30.08.19

УДК 378.147

Kalashnikova S.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: [email protected]

INTERACTIVE CLOUD SERVICES AS MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF ACTIVITY EXTRACURRICULAR WORK OF STUDENTS. The didactic features of teaching a technical drawing course in the framework of additional general education programs for foreign citizens and the technological conditions that determine the transition of education to digital technologies including WEB 2.0 services are analyzed. Criteria are defined, classification and comparative analysis of modern virtual interactive whiteboards are carried out with a view to their use at the initial stage of technical drawing study. Description and advantages of the Google Drawings service in terms of the effectiveness of its use in extracurricular activities of foreign students as a tool for basic graphic preparation are provided. The methods of using the service in on-line are proposed, they allow the teacher to correct mistakes and make comment on errors take into account individual differences in the learning models of each student. The work highlights advantages of expanding the electronic component of extracurricular work of students, which provides accelerated development of skills in working with computer graphics the possibility of on-line participation of students in the process of adjustment, cross-checking and evaluation of tasks. An additional aspect of the willingness of teachers to use the tools of WEB 2.0 services in teaching practice that provides for the need for advanced training and methodological support is identified.

Key words: training of foreigners, digitalization of education, cloud service, extracurricular work.

С.Б. Калашникова, канд. пед. наук, доц., Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, E-mail: [email protected]

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье анализируются дидактические особенности преподавания курса черчения в рамках дополнительных общеобразовательных программ для иностранных граждан и технологические условия, детерминирующие переход образования к цифровым технологиям, включая сервисы WEB 2.0. Определены критерии, проведены классификация и сравнительный анализ современных виртуальных интерактивных досок с целью их использования на начальном этапе изучения черчения. Автором представлено описание и преимущества сервиса Google Рисунки с точки зрения эффективности его использования во внеаудиторной работе иностранных обучающихся в качестве инструмента базовой графической подготовки. Предложены приемы использования сервиса

в онлайн-режиме, позволяющие преподавателю корректировать выполнение задания, комментировать ошибки, учитывая индивидуальные различия в моделях учения каждого обучающегося. Выделены преимущества расширения электронной составляющей внеаудиторной работы обучающихся, что обеспечивает ускоренное развитие навыков работы со средствами компьютерной графики, возможность онлайн-участия обучающихся в процессе корректировки, взаимопроверки и оценки. Выявлен дополнительный аспект готовности преподавателей использовать средства сервисов WEB 2.0 в практике обучения, предусматривающий необходимость организации повышения квалификации и методического сопровождения.

Ключевые слова: обучение иностранцев, цифровизация образования, облачный сервис, внеаудиторная работа.

На подготовительных факультетах (отделениях), реализующих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства в рамках дополнительных общеобразовательных программ (ДОП) по инженерно-технической и технологической направленности, определенную трудность представляет курс черчения, включающий изучение разделов, касающихся геометрическогои проекционногочерче-ния (начертательной геометрии), а также освоения приеиоо реботыв сисеемас автоматизированного проектирования (САПР). Как показывает многолетняя практика, в образовательных системах некоторых стран,изкоторых приезжают иностранные слушатели ДОП, не предусмотрено изучение этих или аналогичных дисциплин. Результаты анкетирования более 550 слушателей,провод имогоате-чение десяти лет (2009 - 2019 гг.), показывают, что более 40% из них не изучали на родине в рамках средней школы никаких графичеакп-тонспруктпрпких ди сцип плин. Они не владеют соответствующими базовыми предметно-специфическими навыками и пространственными представления ми,нажснувекотора1х формору-ется пространственное мышление.

Аудиторное время, отводимое для занятиСпоптому прадмттуоевсещн позволяет достичь требуемого уровня результатов обучения для всех категорий слушателей. Группу риска составляют слушатели, окоторыо сфнимировснне-достаточный уровень визуальной культуры и не развиты навыки использования технических средств обработки информации, включая прогртмуныесредптпа компьютерной графики.

Следует отметить, что главный тренд в обрсзосании смгхдся с вжзанФпиф-ровой революцией. Цифровизация образования, включая уровень высшего образования, повлечет активное использование срорскв нио и «использование технологий искусственного интеллекта, что приведёт к полному перестроению образовательного процесса, переосюыслхноф рол и педагога» Г1].

Цифровая реальность, характеризующаяся развитием телекоммуникаций, скоростью и доступностью Интернет-соединения, наличием у обучающихся разнообразных устройств выхода в Интернет, а также созданием облачных средств учебного назначения: виртуальных интерактивных досок, тестовых сервисов, средств преобразования видео, онлайн-офисокаолтектиннчго дост^а и др., обеспечивает благоприятные условия для повышения доли электронного обучения.

С одной стороны, обилие облачных сервисов - положительное явление, так как их использование в учебном процессе соответствует задача м пепсжиали-зации образования, то есть «создания и предоставления персонифицированного контента образовательного содержания и формироврнат ебрюзувателанып пакт тов для студентов» [2, с. 116], и дальнейшей самореализации личности в условиях цифровой экономики. Однако с точки зренси^с^п^^п^я их пресидасатело-ским сообществом именно их большое количество и разнообразие представляет определенные трудности и проблемы, которые свтзаны cннодроналжаерписав и приложений в активную педагогическую практику

Проанализировав технологические вызовы иожидинся, г^и^^гтгяеекфюфе-альность по указанной проблематике, можно выделить ряд противоречий:

• между сложившимися условиями в обласпиирпподаванип Оазсныксн-женерно-графических дисциплин в национальных системах образования стран, из которых прибыли иностранные слушатели, и требованиями к обучающемуся, связанными со «способностью использовать современные информационные технологии, прикладные программные средства при решении задач профессиональной деятельности» [3];

• между краткосрочностью периода академической адаптации и обучения иностранных слушателей в рамках ДОП и недостаточной эффективностью обучения на данном этапе;

• между уровнем технологического развития средств электронного обучения и ориентацией педагогического сообщества на традиционные методы обучения.

Выход из создавшейся проблемной ситуации и разрешение первых двух противоречий, по мнению автора, видится в увеличении доли использования современных телекоммуникационных технологий во внеаудиторное время в рамках общей трудоемкости дисциплины.

Цель данной статьи - раскрыть методические приемы практического использования виртуальной интерактивной доски в процессе изучения курса черчения в рамках внеаудиторной работы иностранных слушателей дополнительных общеобразовательных программ.

Почему именно виртуальные интерактивные доски выбраны для внеаудиторной работы обучающихся по черчению, а не задания на бумажном носителе в рабочей тетради? Трудно не согласиться с мнением исследователей, которые считают, что «облачные технологии позволяют более эффективно организовать самостоятельную деятельность за счет мобильности, доступности и удобства использования на любом устройстве с доступом в интернет» [4, с. 5]. Другое преи-

мущество виртуальных интерактивных досок заключается в том, что они сетевые и, соответственно, коллективного доступа, что дает возможность преподавателю включаться в процесс выполнения задания в форме корректировки и контроля на промежуточных этапах его выполнения. С целью оптимальной интеграции в учсбиый пооцкссбылокроанописирквано более десятва облечиыхсесвиствдог то^еоожно ^ффы^к^рв ати и о их осыовлому нсзнвуо с тоиптг

ным интерфейсом виртуальные доски для рисования элементарных объектов: Рорр^1 Доски для рисовнния и работы с болкн саожными фафучeтЮ) ми объектами (например, 2D чертежей), так как на доску можно загружать ранее еозданпые нзобр^^^пг ипзлунптинхспоюощвюгpрфичлпкиxннствyментоп (ручка, кисть, карандаш, перо, фломастер, штамп): SketchPad, Drawchat - бесплатна рсрпи сPрзиргдpтpнцииотapшннPнниlмпфaфипopпнмпсnpсp у в н тари, возможностью включения web-камеры и микрофона, приглашением участников по счыеке и дкжепередаче сёс пoмoщьюQR-кoдa.ЖплаПнкДдекдимтытетрЧг ным количеством специальных символов и геометрических опций для изучения ма^^м^'^к^к^цТ^^се!а,Югоо, ЗспНЫсп Дпсш длквeфмнирчиоeoкoдфчpонпий, ве-бинаров и обучения в форме репетиторства: Аwwapp, Myownconference, итпи, УУиЬгоот, NoCeЮoаkЖрst..Mтскд для совместного сбора материала, создания диаграмм, графиков, коллажей и стенгазет, позволяющие осуществлять планирова-иoMpртниюрвсзыу yоacтнпкaФв;сииккeиыeнкмдзoCpлдeнвй, файлов, ссылок на другие ресурсы, консолидирование и редактирование контен-пa:УaПlсt,ФIRM,Sc-umПIг, NмtOрaгcHФRAW.Ю и \МУШ1-сосаиикксйпеонип белых досок для создания стенгазет.

Опи в ыбере опюиово^с^^ викманипрдсл яли<фпеeфвющимкpипeии я с:

- графические инструменты и их функции;

- саособ тиртжированик задасия для обучающихся с их перспнализацией либо преподавателем, либо самим обучающимся;

- способ приглашения обучающихся к выполнению заданий (по ссылке или индиNИтпaлннюнэлюктвoпиoй птчтд],

- возможность промежуточного контроля (возможность преподавателя содиттидо^мент Руучающегоня в люаоесрепк,стем чнсле иooнoнpеlнeнну),

- фиксирование результатов деятельности обучающихся (автоматиче-сная финссция пас^^(^кните^^ркиилн^^;^^с па

- возможность формирования портфолио из выполненных работ;

-эсoнoуинecкaтаocсaоl даен оррпр вина)™™

или без оплаты).

Oитчмелпнымвapиснтфмрлукчpуннейрoико длн peaлпзсциипсспевaвa-ния геометрического черчения с последующим переходом к отечественной САПР КОапеСот Аснонили сФu-yФЮDртФеtydeпСlnа.Фелрeтyя элакааоануя дрока «NanoCAD» от российской компании «Нанософт». Однако она устанавливается пп клдпкдтeсeл ркпльпр,жтр недлеи в^^р^>^норти иоткл^^т^^^нк пнлпйк-ае-жиме. Выполненное на ней задание обучающийся должен перенести в облачный тeсвип,нa нрамтр^а дижкп НДссО MAK^Ф^X- слп йЮOGИNдтeпндсвотeля, чрр представляет собой дополнительные операции, требующие определенных навы-киа изстрае вспмеуи в рамках интенсивного учебного процесса.

Всем вышеопределенным требованиям к сервису для реализации преподавания и изучения раздела геометрического черчения за рамками аудиторного

Рис. 1. Задание для обучающихся по теме «Размеры»

процессаскорректироакойи оденкоН а реальном времениудовлетворяет сервис «Google Рисунки». В нем каждый графический примитив является свободно перемещаем ым и редактируемым объектом, что позволяет установить пространственное соответствие различных графических элементов задания посредством перемещения объектов и «придает выполнению задания наглядно-образный и предметно-действенныйхарактеу»[у, с. 36].леруеоаыранснккйентаруй незначительно, что непринципиально на начальном этапе, уступает вышеперечисленным САН1Л(несоотеенсувреюрнфте,дл инм<^трелок,от^у^с^^ннотм иапкн ых символов), остальные параметры реализуются успешно. Разработанное задание содеужитуя в оТмате нт диене прмпедаканеля (рис.1)итиуажируетуятдтим кликом на этом же диске для всех обучающихся учебной группы с последующей индивидуалузациеН.

Сервис имеет гибкие настройки доступа: преподаватель в настройках доступа выбирает «для всех, у кого есть ссылка» и отмечает режим редактирования. Тогртко вуеея рубены уговаривается зеранее) оМураищегтуа» татанием или после его выполнения преподаватель может входить на его рабочий лист (доскрГиктрректировать выполнение задания,чтопозволяет учитыватьзначи-мые индивидуальные различия в моделях учения, присущих каждому обучающемуся (рис. ОД

Кроме того,преподаватель межет передать ссылку другому обучающемуся с целью проведения взаимопроверки и корректировки выполненных работ, что способствует развитию навыков командной работы, которые необходимы при выполнении профессиональных конструкторских проектов. В варианте взаимопроверки у обучающихся могут быть как разные, так и одинаковые варианты зудатид.

Все задания, выполненные обучающимися, сохраняются автоматически пусщепаррой итерпцчи, времякоторой тан^еЫируеття слрвисом, ирлзмеще-ны на диске преподавателя, что позволяет выявить и классифицировать ошибки лочастоуноптлвх повтореливлуаМоках. Длк дапьпелшего пмедотвкащрния системных ошибок, например, по теме «Размеры», целесообразно предоставить орупаюлумсячапиа нт прквууливыполнещн ого ими задани е с куммднтарке м (инструмент «Выноски») ошибки (рис. 3), который включает соответствующее правило из «ГОСТ 2.307-68 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Нандсыниу дазеемок , предыл ьчь, х лттпойетиП(сРмменеритщи№1,Р,М)» [6].

При этом каждый обучающийся может сохранить («Скачать как») свою работу в приемлемемдло него формате: Р№, РЕС, РЛС, БУС. Индексируя последовательность заданий номерами с указанием темы, например, «Задание № 1 «Линии»», «Задание № 3 «Размеры»», мы выходим на формирование

Рис.2.Задание,выполненноеобучающимся ипроверенноепреподавателем

б

Копия Задание №3 "Размеры" ДОП ИТ 04 - Мессе Виера М

Файл Изменить Вид Вставка Формат Объект Инструменты Справка Все изменения сохранены на Диске

"в-р ^ - * \ -Qi0D- Н Ру-

Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.

Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине.

Размеры на чертежах не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный.

Рис. 3. Задание, проверенное преподавателем и содержащее комментарий к ошибкам

электронной тетради или альбома графических заданий по черчению, то есть на формирование электронного портфолио, которое обладает свойствами мобильности [7], интерактивности и коммуникативности. Обучающиеся в любой момент, на любом устройстве с подключением к интернету, включая мобильный телефон, могут посмотреть результат выполнения работы, размещать портфолио в социальных сетях или передавать по электронной почте, демонстрируя родителям и другим заинтересованным лицам результаты продвижения по образовательному маршруту.

Другой аспект внедрения предлагаемой технологии заключается в готовности преподавателей использовать данные средства и инструменты обучения в своей педагогической практике. Положительный результат разрешения третьего выявленного противоречия подразумевает организацию курсов повышения квалификации (ПК) по современным сервисам WEB 2.0, и включение их в обязательный минимум информационной компетентности преподавателя вуза. Корпоративные курсы ПК в образовательных организациях обычно ориентированы

Библиографический список

на профессиональную компетентность преподавателей по профилю преподаваемой дисциплины, куда отдельным модулем могут быть включены педагогические аспекты применения образовательных сервисам WEB 2.0.

В заключение отметим, что спектр сервисов учебного назначения WED 2.0 постоянно расширяется. Формируются новые направления, например интерактивные рабочие листы (ИРЛ), онлайн-тестовые сервисы, виртуальные доски, сервисы для создания интерактивного видео. Набирая в поиске ЯНДЕКС (YANDEX) нужные словосочетания, мы получаем список сервисов, превышающий десяток наименований. Конечно, не от всех этих средств при их внедрении в учебный процесс можно получить качественный рост результатов обучения. Следовательно, в первостепенную перспективу внедрения «цифры» в образование входят задачи, связанные с апробацией новых средств обучения, анализом и экспертизой их эффективности, разработкой методических рекомендаций для преподавательского состава и обучающихся, решением проблем организации онлайн-форм учебного процесса.

1. Мелешко В. Главный тренд российского образования - цифровизация. Учительская газета. 2018; № 4. Available at: http://www.ug.ru/article/1029

2. Авксентьева Е.Ю., Сентерев Ю.А. Бюджетный хостинг на платформе RASPBERRY PI для размещения электронных курсов учебных дисциплин образовательных программ. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 116 - 118.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1000). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/150305.pdf

4. Алексанян ГА. Формирование самостоятельной деятельности студентов СПО в обучении математике с использованием облачных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Армавир, 2014.

5. Калашникова С.Б. Повышение эффективности процесса обучения инженерной графике на основе наглядно-образных и предметно-деятельных способов. Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан: в 3 т. Москва: МАДИ, 2015; Т. 2: 34 - 37.

6. Единая система конструкторской документации. Сборник ГОСТов. Москва: Стандартинформ, 2007.

7. Сухлоев М.П., Калашникова С.Б. Реализация элементов Mobile Learning в очном образовательном процессе. Дистанционное и виртуальное обучение. 2016; № 11: 21 - 24.

References

1. Meleshko V. Glavnyj trend rossijskogo obrazovaniya - cifrovizaciya. Uchitel'skaya gazeta. 2018; № 4. Available at: http://www.ug.ru/article/1029

2. Avksent'eva E.Yu., Senterev Yu.A. Byudzhetnyj hosting na platforme RASRBERRY PI dlya razmescheniya 'elektronnyh kursov uchebnyh disciplin obrazovatel'nyh programm. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 116 - 118.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.03.05 Konstruktorsko-tehnologicheskoe obespechenie mashinostroitel'nyh proizvodstv (uroven' bakalavriata) (prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.08.2016 g. № 1000). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/150305.pdf

4. Aleksanyan G.A. Formirovanie samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov SPO v obuchenii matematike s ispol'zovaniem oblachnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Armavir, 2014.

5. Kalashnikova S.B. Povyshenie 'effektivnosti processa obucheniya inzhenernoj grafike na osnove naglyadno-obraznyh i predmetno-deyatel'nyh sposobov. Professional'no napravlennoe obuchenie russkomu yazyku inostrannyh grazhdan: v 3 t. Moskva: MADI, 2015; T. 2: 34 - 37.

6. Edinaya sistema konstruktorskoj dokumentacii. Sbornik GOSTov. Moskva: Standartinform, 2007.

7. Suhloev M.P., Kalashnikova S.B. Realizaciya 'elementov Mobile Learning v ochnom obrazovatel'nom processe. Distancionnoe i virtual'noeobuchenie. 2016; № 11: 21 - 24.

Статья поступила в редакцию 20.07.19

УДК 378

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Shergina T.A., Cand. cf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

INDIGENOUS APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE MOTOR ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF NATIONAL GAMES IN THE NORTH. The article is dedicated to a problem of finding an effective means of motor activity development in primary school children in the North. As an option to solve the problem, the indigenous approach is considered on the example of the national games of the North. The author substantiates the idea that the way of preservation of intangible values of peoples is reflected in the example of the indigenous approach "inside view" from the perspective of interdisciplinary education in order to solve the problem of loss of traditional culture of the peoples inhabiting the Arctic and polar territories of Russia. The work uses technologies in education, with roots stretching out into folk pedagogy. The aim of the article is to analyze the study of the indigenous approach by the primordial means in the development of motor activity of younger students. The authors develop a special course of national games of the North. In conclusion, a comparison of the first and control tests is given, which shows a positive assessment in the dynamics of the development of motor activity of children. Key words: motor activity, national games, junior schoolchildren, indigenous approach, tradition.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected] Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

ИНДИГЕННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена проблеме поиска эффективного средства развития двигательной активности у младших школьников в условиях Севера. Как вариант решения вопроса рассматривается индигенный подход на примере национальных игр Севера. Обосновывается идея того, что путь сохранения нематериальных ценностей народов отражается на примере индигенного подхода «взгляд изнутри» (inside) с позиции междисциплинарности воспитания в целях разрешения проблемы утраты традиционной культуры народов, населяющих арктические и приполярные территории России. На основе данного подхода используются технологии воспитания, корнями уходящие в народную педагогику. Целью статьи является анализ изучения индигенного подхода путем исконных средств в развитии двигательной активности младших школьников. Предлагается разработанный спецкурс национальных игр народов Севера. В заключение дается сравнение первого и контрольного тестирования, что показывает положительную динамику развития двигательной активности детей. Ключевые слова: двигательная активность, национальные игры, младший школьник, индигенный подход, традиция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.