Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В САМОВОСПИТАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В САМОВОСПИТАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-профессиональная деятельность / самовоспитание / организационно-управленческая компетентность / профессиональная субъектность / military professional activity / self-education / organizational and managerial competence / professional subjectivity of cadets of military universities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Кравцов

В статье анализируются роль профессиональной субъектности курсантов военных вузов в самовоспитании организационно-управленческой компетенции. Обоснована ее высокая значимость в повышении качества военно-профессиональной деятельности офицеров. Доказано, что особую роль в современном военном образовании в условиях его реформирования приобретает самовоспитание. В повышении его значения в формировании организационно-управленческой компетенции курсантов особую роль приобретает их профессиональная субъектность. В статье анализируются ее сущность, функции и место в формировании организационно-управленческой компетентности. Выявлена роль субъектной позиции обучающихся в самовоспитании, определены педагогические условия ее становления. Уточнены педагогические аспекты формирования механизмов индивидуальной активности обучающихся военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONAL OBJECTIVITY IN SELF-EDUCATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCE OF COURSES OF A MILITARY UNIVERSITY

The article analyzes the role of professional subjectivity in the self-education of organizational and managerial competence. Its high importance in improving the quality of military-professional activities of officers of the Armed Forces of the Russian Federation has been substantiated. Self-education takes on a special role in modern military education in the context of its reform. In increasing its importance in the formation of organizational and managerial competence of cadets, their professional subjectivity acquires a special role. The article analyzes its basics, functions and place in the formation of organizational and managerial competence. The role of the subject position of students in self-education is revealed, the pedagogical conditions of its formation are determined. The pedagogical aspects of the formation of mechanisms of individual activity of military university students are clarified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В САМОВОСПИТАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

В нашем исследовании наибольший профессиональный интерес представляет студенческая молодежь, в сообществе которой ярко выражены проблемы, связанные с образованием. Современные исследования, касающиеся проблем молодежи, рассматривают данную категорию как людей с определенным статусом, профессиональной направленностью, субкультурой в контексте социальной однородности и системы ценностей. В исследованиях Ю.А. Самарина доказательно отмечено, что в период профессионального становления молодой человек активно проявляет себя в самых различных областях с целью определения жизненной позиции, самостоятельности мнения и суждения, личностного поведения [7].

Система личностных ценностей испытывает влияние нескольких факторов, которые связаны с социальной ситуацией в обществе, государстве, семье, а также с сферой образования и воспитания [8].

Ранняя социализация может рассматриваться как одна из значимых предпосылок, влияющих на формирование ценностных ориентаций личности каждого человека. Через семью в понимании первичных институтов в процессе становления человека ребенку передаются мировоззренческие взгляды на жизнь, что влияет на его миропонимание уже во взрослом состоянии [9]. Базовые ценности занимают устойчивые позиции к 20 годам и могут измениться только под влиянием ситуации жизненного кризиса или стресса.

На факультете психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета в декабре 2020 года было проведено исследование среди студентов по направлению «Социальная работа» методом анкетирования. Студентам предстояло проранжировать такие ценности в жизни человека, как здоровье, благополучие, гармония, любовь, семья, карьерный рост По итогам беседы со студентами удалось выяснить, что большинство из них к понятию «здоровье» относят физическое самочувствие, благополучие в психологическом и эмоциональном планах, термин «здоровье» рассматривается реже (65/35).

Анализ анкетных данных показал, что студентами на первый план поставлены целевые ориентиры на финансовую обеспеченность (36%), семейное благополучие (27%), а также гармонию чувственной сферы, любовь (18%).

Следует акцентировать внимание на том, что ранжирование ценностей у юношей и девушек разное. Если девушки отдают предпочтение семье, любви, то для юношей важнее здоровье, финансы, а затем семья. Такое различие обусловлено, на наш взгляд, основными социальными ролями, выполняемыми

Библиографический список

женщинами и мужчинами в нашем обществе: женщина - жена, мама, мужчина -добытчик, защитник семьи и пр. Именно поэтому для молодых людей важна финансовая сторона жизни, материальная обеспеченность, значимо собственное здоровье.

В ходе беседы мы выяснили, что большинство студентов под категорией «здоровье» понимают «отсутствие болезней и физических, психических дефектов», «состояние полного физического, психического, социального благополучия» (56%); «наличие физических и психических свойств, способствующих эффективной жизнедеятельности, определяющих качество жизни» (44%).

К социальному здоровью как способности человека взаимодействовать с обществом 66% опрошенных относятся как к важному аспекту жизнедеятельности индивида. Половина от этого показателя считают, что социальное здоровье можно ограничить только как контакт с окружением и не более того.

В опросе была оценка понятия приоритетов в жизни. Карьерный рост на первый план выдвинули большинство студентов (36%). Вместо карьерного роста часто выделяют значение профессиональных навыков (72%).

Таким образом, ценностный поход в обучении и воспитании является определенным связующим звеном между теоретическими и практическими исследованиями. Он способствует раскрытию особенностей процесса личностного роста обучающейся молодежи, определению их потенциальных возможностей через процесс формирования ценностных позиций. Формирование ценностей можно рассматривать как уникальный механизм развития свойств личности, ориентированной на успешную социализацию в окружающем мире.

Данные опроса свидетельствуют, что ценности студенческой молодежи можно отнести к традиционным, «желаемым» с позиции культурного развития общества, потребностей обучения и воспитания. В ценностный идеал, оцениваемый как важное качество жизни, к которому следует стремиться и которому нужно подражать, молодое поколение часто включает исторически сложившиеся идеалы и стремления.

Рассмотренные проблемы, связанные с ценностными идеалами в поступках и поведении молодого поколения, определяются с позиции культуры, общественного поведения, жизненных ценностей, которые приобретают статус публичных, доступных для поведенческого подражания. Они могут быть основой стереотипов в жизненных устоях, но не исключают наличия в одинаковых контекстах классических и инвариантных понятий ценностей в разные возрастные периоды.

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999.

2. Семейные ценности в вопросах и ответах. Авторы-составители: М.В. Иващенко, И.А. Маврина, О.В. Морозова, О.Н. Мосеева, Е.А. Чередова. Омск: Амфора, 201У.

3. Чумичева РМ. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1995.

4. Газман О.С. Педагогические свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Новые ценности образования. 1996; Выпуск 6:10 - 37.

5. Фоменко В.Т., Кульпина Т.И. Система ценностей современного школьник. Ученик в структуре личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 199У.

6. Акмалова А., Капицын В.М., Миронов А.В., Мокшин В.К. Словарь-справочник по социологии. Москва, 201У.

У. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста. Вестник высшей школы. 19б9; № В: 12У - 130. В. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. Москва: Институт психологии РАН, 200б.

9. Семейные ценности в вопросах и ответах. Авторы-составители: М.В. Иващенко, И.А. Маврина, О.В. Морозова, О.Н. Мосеева, Е.А. Чередова. Омск: Амфора, 201У. References

1. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Rostov-na-Donu: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999.

2. Semejnye cennosti v voprosah iotvetah. Avtory-sostaviteli: M.V. Ivaschenko, I.A. Mavrina, O.V. Morozova, O.N. Moseeva, E.A. Cheredova. Omsk: Amfora, 201У.

3. Chumicheva R.M. Vzaimodejstvie iskusstv v formirovanii lichnosti starshego doshkol'nika. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1995.

4. Gazman O.S. Pedagogicheskie svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu XXI veka. Novye cennosti obrazovaniya. 199б; Vypusk б: 10 - 3У.

5. Fomenko V.T., Kul'pina T.I. Sistema cennostej sovremennogo shkol'nik. Uchenik v strukture lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu, 199У.

6. Akmalova A., Kapicyn V.M., Mironov A.V., Mokshin V.K. Slovar'-spravochnikpo sociologii. Moskva, 201У.

У. Samarin Yu.A. Psihologiya studencheskogo vozrasta i stanovlenie specialista. Vestnik vysshej shkoly. 19б9; № В: 12У - 130. В. Zhuravleva N.A. Dinamika cennostnyh orientacij lichnosti vrossijskom obschestve. Moskva: Institut psihologii RAN, 200б.

9. Semejnye cennosti v voprosah i otvetah. Avtory-sostaviteli: M.V. Ivaschenko, I.A. Mavrina, O.V. Morozova, O.N. Moseeva, E.A. Cheredova. Omsk: Amfora, 201У.

Статья поступила в редакцию 29.03.21

УДК 37.032

Kravtsov S.A., postgraduate, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia) E-mail: kravtsov. 79@mail.ru

THE ROLE OF PROFESSIONAL OBJECTIVITY IN SELF-EDUCATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCE OF COURSES OF A MILITARY UNIVERSITY. The article analyzes the role of professional subjectivity in the self-education of organizational and managerial competence. Its high importance in improving the quality of military-professional activities of officers of the Armed Forces of the Russian Federation has been substantiated. Self-education takes on a special role in modern military education in the context of its reform. In increasing its importance in the formation of organizational and managerial competence of cadets, their professional subjectivity acquires a special role. The article analyzes its basics, functions and place in the formation of organizational and managerial competence. The role of the subject position of students in self-education is revealed, the pedagogical conditions of its formation are determined. The pedagogical aspects of the formation of mechanisms of individual activity of military university students are clarified.

Key words: military professional activity, self-education, organizational and managerial competence, professional subjectivity of cadets of military universities.

С.А. Кравцов, соискатель, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: kravtsov.79@mail.ru

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

В САМОВОСПИТАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье анализируются роль профессиональной субъектности курсантов военных вузов в самовоспитании организационно-управленческой компетенции. Обоснована ее высокая значимость в повышении качества военно-профессиональной деятельности офицеров. Доказано, что особую роль в современном военном образовании в условиях его реформирования приобретает самовоспитание. В повышении его значения в формировании организационно-управленческой компетенции курсантов особую роль приобретает их профессиональная субъектность. В статье анализируются ее сущность, функции и место в формировании организационно-управленческой компетентности. Выявлена роль субъектной позиции обучающихся в самовоспитании, определены педагогические условия ее становления. Уточнены педагогические аспекты формирования механизмов индивидуальной активности обучающихся военного вуза.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, самовоспитание, организационно-управленческая компетентность, профессиональная субъектность.

В условиях ведущейся с начала XXI века «гибридной войны», являющейся новым типом мировых войн, сопутствующих, как показывает историческая практика, глобальным изменениям модели социально-экономического устройства человеческого сообщества, нарастают угрозы и вызовы безопасности России. Об этом убедительно свидетельствует переформатирование по планам США «Большого Ближнего Востока», расширения НАТО на Восток, создание зоны внутренних военных конфликтов в республиках бывшего СССР усиление подрывной деятельности в нашей стране.

Всё это объективно повышает необходимость оборонного потенциала России. С этой целью руководством РФ реализуется масштабная программа создания новых систем вооружения, развивается военная инфраструктура, система подготовки военных кадров, усиливается военно-политическое воспитание личного состава.

Особую значимость в повышении боевых возможностей Вооружённых Сил России имеет качество подготовки их офицерского состава.

Это диктуется особенностями военно-профессиональной деятельности этой категории военнослужащих. К значимым специфическим особенностями труда офицера можно отнести:

- нормативное ограничение свободы личности и деятельности;

- строгая регламентация труда, групповой способ решения служебно-бо-евых задач;

- готовность к ограничениям, лишениям, самопожертвованию;

- сознательная ориентация на решение в приоритетном порядке государственных задач.

Военно-профессиональная деятельность военнослужащих включает военно-служебную, военно-учебную, боевую и воспитательную подготовку.

Офицерский состав в реализации подготовки, как правило, участвует как организатор и управленец реализации вышеуказанных функций военных организаций.

Профессиональную деятельность кадровых военных определяют профессионально-военные качества, компетенции, военно-профессиональная направленность и иные свойства военнослужащего. В качестве второй - предмет военно-профессиональной деятельности, включая глубокое знание противника и способность его успешно поражать в бою, задачи, условия и орудия воинского труда.

Успех военно-профессиональной деятельности офицера зависит от государственно-патриотической направленности мировоззрения военнослужащего и устойчивости его профессиональных мотиваций [2].

Важность формирования профессиональной направленности офицеров и ее составляющих отмечается рядом военных учёных. Характеристика личностных качеств военнослужащих дана М.Н. Дьяченко и Н.Ф. Феденко [3].

Исследования А.В. Барабанщикова определяют, что основная составляющая личности военного специалиста связана с эффективностью результатов его работы [4].

В работах Н.Ф. Феденко профессиональная деятельность офицера рассмотрена как целеполагающие определенные действия для достижения цели с побуждающими мотивами [5].

В формировании военно-профессиональной направленности личности решающая роль, по мнению ряда авторов, принадлежит патриотизму, политической сознательности, которые определяют мотивы поведения военных кадров в мирное время и в боевой обстановке [6].

В условиях системы военного образования профессиональная направленность будущих офицеров формируется в процессе обучения, воспитания, развития и самовоспитания будущих военных специалистов. В сложных условиях современного военного образования (усложнение военно-профессиональной деятельности, мировоззренческая неясность, усиление негативных информационных воздействий, сокращение сроков обучения курсантов, разобщённость учебных коллективов в период пандемии и т.д.).

В решении задач формирования военно-профессиональной направленности будущих офицеров в этих условиях существенно возрастает роль самовоспитания. Особенно это касается такой составляющей военно-профессиональной

деятельности офицера, как управление воинскими коллективами в мирное и военное время.

Формирование организационно-управленческой компетенции курсантов, являясь важной задачей военного образования, не использует все возможности самовоспитания в решении этой задачи.

Исследование организационно-управленческой компетентности офицера, как базовой составляющей его военно-профессиональной деятельности, показало, что как личностная характеристика она определена уровнем развития целого ряда профессионально важных качеств, а, кроме того, ее изменения обусловлены внутренней активностью личности [7]. Глубокая личностная основа организационно-управленческой компетентности и значение внутренней активности в ее формировании требуют нашего обращения к процессам воспитания и самовоспитания курсанта военного вуза, выступающим в органичном единстве.

Самовоспитание - одна из наиболее актуальных современных педагогических проблем, разработка которой осуществляется в рамках гуманистической и синергетической парадигм, причем вектор ее развития в педагогике и психологии профессионального образования связан с категорией профессионального успеха, активизацией так называемого «внутреннего диалога» будущего профессионала. Новое в педагогических теориях самовоспитания Е.В. Ежак связывает с изменением общественного эталона: от личности, «сделанной в образовании», к личности, «сделавшей себя» с помощью образования, и такой переход повышает значение механизмов самоуправления, саморегуляции и самовоздействия [8, с. 10 - 11]. В системе военного управления, например, эффективность воспитания военнослужащих до сих пор напрямую определяет оценку труда командиров, начальников, преподавателей, при этом субъектная позиция самого военнослужащего учитывается далеко не в полной мере. Можно согласиться с Е.Б. Харченко в том, что в сложившейся практике пока превалирует часто встречающаяся инерционность поведения и поступков [9].

Отказ в период военной реформы от большинства воспитательных задач в профессиональном военном образовании привел к утрате воспитательной инфраструктуры, потере ряда воспитательных технологий и, в целом, к частичному разрушению системы профессионального воспитания курсантов военного вуза. Сегодня происходит ее постепенное восстановление. Теоретические основы профессионального воспитания курсантов военных вузов в последнее десятилетие пополняются работами, выполненными с позиции средового, аксиологического, культурологического и других методологических подходов, в дополнение к однозначно доминировавшему в советской военной педагогике личностно-деятель-ностному подходу.

Наш поиск путей в определении основных компетенций курсантов военного вуза базируется на концепции субъектности курсанта в воспитательном процессе; идеях профессионального самосознания как движущей силы профессионального развития курсанта; понимании самовоспитания как результата и критерия эффективности воспитательного процесса в военном вузе [10].

В современной военной педагогике выделяется исследование Л.Н. Уварова [11], выполненное в 1981 г. и специально посвященное самовоспитанию слушателей Военной академии как педагогической проблеме. Следующее обращение к ней состоялось только в начале 2000-х гг. в относительно немногочисленных работах, которые мы охарактеризуем ниже. Сразу отметим, что все известные нам современные работы военных исследователей, посвященные проблеме самовоспитания, выполнены на методическом уровне, их авторы разрабатывают особую организацию воспитательного взаимодействия без анализа психологических основ этого процесса.

Основой понимания психологических механизмов самовоспитания в нашем исследовании служат теории субъектного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абуль-ханова-Славская, А.В. Петровский, И.В. Сыромятников).

Существенной чертой действенно-реализационных (функциональных) исследований субъектности выступает внимание к ее проявлениям в различных видах деятельности. Так, при решении задач нашего исследования имеет значение профессиональная субъектность курсанта, субъектность в профессиональной организационно-управленческой деятельности, а также субъектность в образовательном процессе. Это три вида деятельности выступают ведущими

по отношению к процессам формирования его организационно-управленческой компетентности.

Профессиональная субъектность как явление изучено в психологии труда А.А. Деркачем, Е.А. Климовым, А.К. Марковой и др. Профессиональная субъектность определена как черта, характеризующая профессионала, меняющаяся в процессе профессионального становления, причем в перечисленных работах профессиональная субъектность есть характеристика зрелого профессионала. Она, в частности, определяется качеством решаемых профессиональных задач: соответствием ресурсных затрат, интеллектуальных и физических усилий полученному результату; сложностью, объемом и ответственностью; наличием (отсутствием) творческого подхода; активностью и пр.

Объективным качественным проявлением профессиональной субъектно-сти курсанта является индивидуальный стиль профессиональной деятельности, в котором, следуя А.Е. Климову, отношение к самовоспитанию, активность, сила и устойчивость определяющих его психологических процессов является индивидуальными различиями, благоприятствующими формированию профессионализма. Стремление менять себя для того, чтобы быть способным решать управленческие и организационные задачи все более высокой сложности, с все более высоким качеством, несомненно, относится к индивидуальному стилю [13, с. 74 - 77].

Авторы теорий профессиональной субъектности, естественно, связывают ее с содержанием, условиями и технологиями конкретной профессии. Характеризуя профессиональную субъектность офицера, И.В. Сыромятниковым [14] выделены следующие ее составляющие:

- самостоятельность инициативы, профессиональная активность; личностная вовлеченность в различную деятельность; профессионально-личностный потенциал для решения профессиональных задач, профессиональное саморазвитие;

- согласованность в действиях внешнего и внутреннего характера с целью получения оптимального варианта решения профессиональной задачи; стабильность деятельности;

- активность в профессиональной деятельности, социальной коммуникативности в пространстве профессиональной занятости.

Как видим, большинство из перечисленных функций связано с самовоспитанием. С одной стороны, субъектность продуцирует самостоятельное профессиональное развитие курсанта через осознание и принятие базовых противоречий субъект - деятельность на этапе профессионального военного образования; появление внутренних норм и критериев самооценки качества профессиональной (учебно-профессиональной) деятельности; формирование профессионального опыта; трансформацию ценностных оснований деятельности и многое другое, с другой - эта связь двусторонняя.

К числу профессиональных задач, с которыми курсанты сталкиваются впервые в военном вузе, относятся управленческие и организационные задачи, соответствующие их будущему должностному предназначению. Субъектность в организационно-управленческой деятельности курсанта - это его профессиональная субъектность, проявляющаяся в новой и осваиваемой группе профессиональных задач.

Организационно-управленческая, а в целом - военно-профессиональная деятельность курсантов реализуется, преимущественно, в образовательном процессе как учебно-профессиональная и квазипрофессиональная. Отсюда следует необходимость использовать положения педагогических теорий субъ-ектности обучающихся в образовательном процессе (Т.Н. Гущина, С.И. Осипова, Л.А. Стахнева и др.). Общий смысл проблематики субъектности обучающихся в образовательном процессе выразила Л.А. Стахнева, называя субъектность свойством личности в интегральном аспекте, что находит проявление в способности личности к развитию и самоуправлению имеющимися ресурсами» [15].

С использованием субъектно-деятельностного подхода может быть решена задача определения меры, состояния курсанта в отношении самовоспитания. В работах О.Н. Крахмалева, М.К. Тухватулина, Л.Р Нигматзяновой и др. авторов она всегда связана с уровнем профессионального и личностного развития человека.

Характеристика субъектной активности дана В.Н. Сыромятниковым. Субъектная активность, по мнению В.Н. Сыромятникова, образует действенно-реализационный план объяснения субъектности, т.е. как раз объясняет то, как субъектность влияет на какой-либо вид деятельности [16]. На наш взгляд, определяют ее психологические механизмы: самодетеминация, самоопределение, самоорганизация, саморегуляция и самоактуализация.

Библиографический список

Таким образом, определяющим условием, влияющим на процесс овладения курсантами организационно-управленческой компетентностью, является их самовоспитание - сознательная, активная, целеустремленная, самоуправляемая деятельность по формированию у себя качеств, необходимых для результативной организационно-управленческой деятельности, профессиональной самореализации в ней за счет постоянного усложнения и повышения качества решений организационно-управленческих задач. Самовоспитание есть проявление субъектности курсанта в образовательном процессе, его содержание определяется субъектной позицией и субъектной активностью курсанта в самовоспитании.

Дадим краткую характеристику психологическим основам самовоспитания курсантов и определим педагогические условия, необходимые для их актуализации. Субъектная позиция курсанта в самовоспитании выражает наличие у него мотивации, стремления и потенциальных возможностей заниматься самовоспитанием, предрасположенность к нему, владение соответствующими навыками, приемами и способами. Субъектная позиция потенциально может проявиться в ситуации свободного выбора и неопределенности (отсутствие прямого требования со стороны командиров и начальников) при осознании противоречия между требованиями организационно-управленческой деятельности к своему субъекту и актуальным уровнем организационно-управленческой компетентности.

В самовоспитании она:

- выражает степень понимания и осознания им себя как лица, полностью ответственного за формирование организационно-управленческой компетентности;

- определяет его отношение к себе как профессионалу, сознательно и расчетливо распоряжающемуся своими возможностями и ресурсами, выстраивающему свой профессиональный путь и карьеру;

- отражает способности, возможности, которые могут быть использованы в самовоспитании.

Основываясь на положениях работ В.Н. Мясищева [17], О.К. Осницкого [18], И.В. Сыромятникова [14], в структуре субъектной позиции курсанта в самовоспитании можно выделить три компонента: отношение к организационно-управленческой деятельности и к себе как носителю организационно-управленческой компетентности; установки на самовоспитание качеств, образующих личностную основу компетентности организационно-управленческого характера (организаторские, волевые, коммуникативные и креативные); опыт самовоспитания и организационно-управленческой деятельности.

Педагогическими условиями становления субъектной позиции курсанта в самовоспитании выступают:

- ценностное наполнение воспитательной среды и личный пример командиров и преподавателей;

- организация учебно-профессиональной организационно-управленческой деятельности курсантов с моделированием ситуаций, в которых осознается противоречие между требованиями профессиональной задачи и уровнем развития качеств, формирующих личностную основу организационно-управленческой компетентности;

- стимулирование и мотивационное управление процессом развития организационно-управленческой компетентности;

- организация рефлексии как организационной, так и управленческой деятельности.

Полученные нами в ходе исследования результаты дают возможность уточнить педагогические аспекты формирования механизмов индивидуальной активности обучающихся военного вуза с учетом повторений и совпадений по смыслу. К их числу мы отнесли:

- особую организацию образовательной (воспитательной среды военного вуза) микросреды курсантского коллектива, в которой воплощается коллективная система ценностей, в том числе организационно-управленческая компетентность как ценность;

- активную роль курсантов в образовательном процессе и возможности самоуправления: практика индивидуального планирования и индивидуальных траекторий профессиональной подготовки, проблемно- и личностно-деятельност-ный подход, особый стиль сотрудничества субъектов образовательного процесса;

- стимулирование: инициативы в организационно-управленческой деятельности, профессиональном развитии, раскрытии способностей и потенциалов;

- специальную подготовку к самоорганизации: создание знаний и представлений, формирование определенных умений и навыков;

- организацию рефлексивной деятельности.

1. Глушко А.Н. Основы психометрии. Москва: Издательство Главного военно-медицинского управления МО РФ, 1994.

2. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д. Марковчин С.Г. Идейно-ценностные основы профессионального воспитания курсантов военных вузов: монография. Новосибирск: НВВКУ 2020.

3. Дьяченко М.Н., Феденко Н.Ф. Основы психологии. Москва: Воениздат, 1967.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Психология и педагогика высшей военной школы. Под реакцией А.В. Барабанщикова. Москва: Воениздат, 1989.

5. Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. Москва: Воениздат, 1967.

6. Луков ГД. Основы военной психологии. Москва: Воениздат, 1964.

7. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. Москва: Мысль, 1984.

8. Ежак Е.В. Состояние и тенденции развития отечественной теории самовоспитания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2005.

9. Харченко Е.Б. Курсанты военных вузов: субъектное измерение модернизации российского высшего военного образования. Диссертация ... кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2011.

10. Совиньски А.Я. Самовоспитание как интегральный критерий эффективного воспитания старшеклассников. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2004. 357 с.

11. Уваров Л.Н. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1981.

12. Полупан С.Н. Самовоспитание как условие формирования профессионализма курсантов современного военного института. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2010.

13. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: Издательство МГУ 1982.

14. Сыромятников И.В. Профессиональная субъектность офицера: сущность, структура и типологические проявления. Вестник военного университета. 2007; № 2 (10): 50 - 58.

15. Стахнева Л.А. Субъектный подход к проблеме развития личности и его значение для педагогической психологии. Диссертация ... доктора психологических наук. Иркутск, 2005.

16. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров. Москва: Современная гуманитарная академия, 2006.

17. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998.

18. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГСОЦИН, 2010.

References

1. Glushko A.N. Osnovy psihometrii. Moskva: Izdatel'stvo Glavnogo voenno-medicinskogo upravleniya MO RF, 1994.

2. Lopuha T.L., Lopuha A.D. Markovchin S.G. Idejno-cennostnye osnovy professional'nogo vospitaniya kursantov voennyh vuzov: monografiya. Novosibirsk: NVVKU, 2020.

3. D'yachenko M.N., Fedenko N.F. Osnovy psihologii. Moskva: Voenizdat, 1967.

4. Psihologiya i pedagogika vysshej voennoj shkoly. Pod reakciej A.V. Barabanschikova. Moskva: Voenizdat, 1989.

5. Fedenko N.F. Ocherkipo psihologii lichnostisovetskogo voina. Moskva: Voenizdat, 1967.

6. Lukov G.D. Osnovy voennoj psihologii. Moskva: Voenizdat, 1964.

7. Ruvinskij L.I. Samovospitanie lichnosti. Moskva: Mysl', 1984.

8. Ezhak E.V. Sostoyanie i tendenciirazvitiya otechestvennoj teoriisamovospitaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2005.

9. Harchenko E.B. Kursanty voennyh vuzov: sub'ektnoe izmerenie modernizacii rossijskogo vysshego voennogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2011.

10. Sovin'ski A.Ya. Samovospitanie kakintegral'nyjkriterij 'effektivnogo vospitaniya starsheklassnikov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004. 357 c.

11. Uvarov L.N. Povyshenie 'effektivnosti samovospitaniya slushatelej voennyh akademij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1981.

12. Polupan S.N. Samovospitanie kak uslovie formirovaniya professionalizma kursantov sovremennogo voennogo instituta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

13. Klimov E.A. Individual'nyj stil' deyatel'nosti. Psihologiya individual'nyh razlichij. Pod redakciej Yu.B. Gippenrejter, V.Ya. Romanova. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1982.

14. Syromyatnikov I.V. Professional'naya sub'ektnost' oficera: suschnost', struktura i tipologicheskie proyavleniya. Vestnik voennogo universiteta. 2007; № 2 (10): 50 - 58.

15. Stahneva L.A. Sub'ektnyjpodhod kproblemerazvitiya lichnostii egoznachenie dlya pedagogicheskojpsihologii. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Irkutsk, 2005.

16. Syromyatnikov I.V. Psihologiya professional'noj sub'ektnosti upravlencheskih kadrov. Moskva: Sovremennaya gumanitarnaya akademiya, 2006.

17. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij: izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: MOD'EK, 1998.

18. Osnickij A.K. Psihologicheskie mehanizmy samostoyatel'nosti. Moskva; Obninsk: IGSOCIN, 2010.

Статья поступила в редакцию 29.03.21

УДК 378

Kereselidze A.Sh., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Socially Humanitarian and Natural Science Disciplines, Institute of Traditional

Applied Art, Moscow Branch of Higher School of Folk Arts (Academy) (Moscow, Russia), E-mail: pskbsau@mail.ru

FORMATION OF MOTIVATION FOR SUCCESSFUL TRAINING OF STUDENTS THROUGH THE DEVELOPMENT OF FORMS OF PHYSICAL ACTIVITY. The

article studies the main factors that affect the health of students, overall performance, successful development of the content of the curricula of special disciplines, increases academic performance, contributes to the achievement of positive dynamics in the training of professional activities. The author uses a base of the theoretical provisions, the results of test studies on the state of health of students, their interest in physical culture classes (reflecting on the experience of physical training of students at the Institute of Traditional Applied Arts, Moscow). The analysis of the research results help obtain the necessary scientific and methodological basis for the formation of practical methodological recommendations that allow organizing work to overcome the influence of risk factors for the health of students.

Key words: methodology, motivation, physical culture, health-saving, physical activity, working capacity, activity factor, imbalance.

А.Ш. Кереселидзе, канд. биол. наук, доц., Институт традиционного прикладного искусства Московского филиала Высшей школы народных

искусств (академии), г. Москва, E-mail: pskbsau@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Статья посвящена исследованию основных факторов, которые воздействуют на здоровье студентов, общую работоспособность, успешное освоение содержания учебных программ специальных дисциплин, повышают успеваемость, способствуют достижению положительной динамики в обучении профессиональной деятельности. Автор использует в качестве доказательной базы теоретических положений статьи результаты тестовых исследований о состоянии здоровья студентов, их интереса к занятиям по физической культуре (осмысляя опыт физической подготовки студентов). Анализ результатов исследования дал возможность получить необходимую научно-методическую основу для формирования практических методических рекомендаций, позволяющих организовать работу по преодолению влияния факторов риска на здоровья студентов.

Ключевые слова: методика, мотивация, физическая культура, здоровьесбережение, физическая активность, работоспособность, фактор активности, дисбаланс, физическая нагрузка.

Процесс мотивации обучения в системе высшего образования предполагает использование методик получения знаний, умений и навыков, профессионального обучения и сформированности компетенций для осуществления профессиональной деятельности. Формирование у студентов вуза мотивированного отношения к процессу получения профессиональных знаний является достаточно эффективным способом повышения качества образования. Но создать условия для такого подхода непросто не только на занятиях по профильным дисциплинам, но и на занятиях общекультурного цикла. К таким дисциплинам

относится физическая культура. Занятия по физической подготовке выполняют функцию сохранения здоровья, профилактики профессиональных заболеваний. В этой связи важно рассмотреть вопросы стимулирования и мотивации обучения с использованием потенциальных возможностей учебной дисциплины «Физическая культура».

Особенности Федерального государственного стандарта высшего образования «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» связаны с индивидуальным творчеством студентов, формированием у них высокохудоже-

2В1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.