DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.014
УДК 378.14 ББК 72.5
Е. М. Харланова1, В. О. Порошин2
1ORCID № 0000-0002-7126-2134 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
§
2ORCID № 0000-0002-5050-2266 Л
'■а
Аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ^
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 1
старший штурман-инструктор корабля, Военный учебно-научный центр §
ж
Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Л
Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны С
Российской Федерации (филиал), г. Челябинск, Российская Федерация. к
E-mail: [email protected] |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ |
о
усилия многих субъектов в реализации профессиональной деятельности, обеспечив ее эффективность.
Цель данной статьи состоит в разработке и обосновании пе-
КУРСАНТОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Аннотация
Введение. Необходимость подготовки курсантов военных
вузов к реализации организационно-управленческой деятельности
ж
актуализует освоение компетенций полисубъектного управленче- и ского взаимодействия, позволяющего объединить потенциал и с
о № л
К
а
0 a
ж
1
о № л
о1 л
л 1
ж
I
a
дагогической системы подготовки курсантов военных вузов к по- |
л ж
^
л
о л
Л
а §
о
лисубъектному управленческому взаимодействию.
Материалы и методы. Основными методами исследования выступают анализ, синтез, сравнение, обобщение и моделирование.
Результаты. На основе системного, личностно-деятельност-ного и партисипативного подходов разработана и представлена пе- е
дагогическая система подготовки курсантов к полисубъектному
и
управленческому взаимодействию, включающая взаимосвязь ком- §
понентов (нормативно-целевой, содержательный, оценочно-аналитический) и обеспечивающая поэтапное (этапы: вхождения, исполнительский и содействия) освоение курсантами полисубъектного управления во взаимосвязи подсистем деятельности преподавателя и деятельности студента. С учетом выделенных специфических принципов: цикличности, проактивной адаптивности, управленческой рефлексивности партисипативности, определены содержание и методы подготовки (решение учебных кейсов и ситуационных упражнений, составление аналитических отчетов, коллективная работа по совершенствованию образовательно процесса), обеспечивающие последовательный рост показателей субъектности студентов в освоении компетенций полисубъектного управления.
Обсуждение. Система подготовки курсантов к полисубъектному управленческому взаимодействию учитывает как требования государственного заказа в сфере обеспечения безопасности государства, профессиональных и образовательных стандартов, так и потребности обучающихся в реализации собственного управленческого потенциала и обеспечивает получение курсантами опыта обучения и реализации управленческих функций в условиях полисубъектного взаимодействия в вузе.
Заключение. Разработанная педагогическая система обеспечивает подготовку курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию, реализацию субъектного потенциала курсантов в процессе обучения, предадаптацию к реализации организационно-управленческой профессиональной деятельности будущих офицеров и вносит вклад в преодоление
| доминанты авторитарных методов управления, не обладающих
0
^ универсальностью. ^ Ключевые слова: педагогическая система; полисубъектное управленческое взаимодействие; военное профессиональное обра-
а
| зование; подготовка курсантов.
1 Основные положения:
ж
- проведен анализ методологических основ системы подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию;
- разработана педагогическая система подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию;
- описаны компоненты разработанной системы и этапы их реализации;
- определены принципы эффективной реализации разработанной педагогической системы.
1 Введение (Introduction)
В условиях повышения конфликтогенности современных 0
о
социальных отношений, роста неустойчивости и неопределенности ^
профессиональная подготовка военных специалистов должна обес- g
S
печить освоение ими ресурсов, позволяющих успешно осуществ- g лять профессиональную деятельность в целом и организационно-управленческую деятельность в частности.
В связи с этим актуальным видится освоение полисубъектно-
£
го управленческого взаимодействия, разработку которого осуществ- S ляют ряд исследователей (И. В. Вачков, В. И. Коваленко, Е. М. Хар- | ланова и др.) §
Сам термин «полисубъект» означает «целостное динамическое психологическое образование, определяющее феномен единства развития внутреннего содержания реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью» [1, с. 18)]. Полисубъектное взаимодействие
Дополнительную научную значимость исследованию феномена полисубъекта добавляют труды зарубежных авторов (B. Ashforth, W. Ickes, M. Thompson и др.) [2; 3; 4] в ведущих научных журналах, цитируемых, в том числе, в базе данных научных публикаций Scopus и интернет-платформе Web of science.
Полисубъектное управление, опираясь на позицию В. И. Коваленко, мы рассматриваем как управление, основные управленческие функции которого реализуются совместными усилиями многих субъектов, несущих ответственность за свои действия и выбор линии е своего поведения, автономно и в то же самое время взаимосвязано с
другими субъектами, осуществляющими свою активность [5, с. 36]. g
Для обеспечения освоения курсантами полисубъектного управленческого взаимодействия целесообразна разработка и реализация педагогической системы, интегрированной в основную образовательную программу профессиональной подготовки.
Данная система должна соответствовать критериям целостности, вариативности, устойчивости, гибкости.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Разработка педагогической системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию осуществлялась на основе системного, личностно-деятельност-ного и партисипативого методологических подходов.
В качестве философской основы исследования выступил системный подход (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, и др.) [6; 7; 8], ориентирующий на изучение процесса профессиональной подготовки военных специалистов к полисубъектному управленческому взаимодействию как педагогической системы во взаимосвязи ее компонентов.
Теоретико-методологическую стратегию исследования проблемы и разработки системы задал личностно-деятельностный подход (И. А. Зимняя А. К. Маркова, И. С. Якиманская и др.) [9; 10; 11]. С позиций личностно-деятельностного подхода личность формируется и проявляется в деятельности, что, в свою очередь, требует специальной работы по отбору и организации деятельности обучающегося, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения [12, с. 8]. При этом основным структурным, относительно законченным, элементом деятельности в ее процессуаль-I ном понимании выступает действие [13, с. 23], которое рассматри-1 вается как средство изменения личности. Как подход конкретно-научного уровня методологии личностно-деятельностный подход в ^ нашем исследовании задает нормативное и содержательное напол-« нение разрабатываемой педагогической системы.
на изучение процесса взаимодействия между субъектами на основе
Партисипативный подход обеспечивает практико-ориентиро-ванную тактику исследования. Он представляет собой методологическую ориентацию исследовательской деятельности, направленную
соуправления, которое выражается в совместном принятии решения о способах, формах деятельности, осуществлении сотрудничества и включает неформальное делегирование полномочий с целью саморазвития участников процесса исследования (Е. С. Дашкова, Е. Ю. Никитина, М. А. Понеделкова) [14; 15; 16;]. В рамках нашего исследования реализация этого подхода задает операциональный аспект реализации педагогической системы. Ориентирует на равнопартнерское учебное сотрудничество преподавателя и курсантов в совместном дидактически организуемом преподавателем решении курсантами О учебных задач (совместной деятельности). Информационно- 'В контролирующие функции преподавателя дополняются и пос- |
г
тепенно заменяются координационными. Обучаемые принимают непосредственное участие в организации совместной деятельности, анализе и последующей корректировке действующих механизмов и инструментов, основываясь при этом на данных рефлексии.
3 Результаты (Results)
Представим содержание системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию.
В ходе анализа работ исследователей проблемы подготовки Ц разных категорий обучающихся (Л. М. Базавлуцкая, А. В. Горелова, Е. В. Савенкова, А. А. Симонова) особое внимание мы уделили предлагаемым авторским моделям, технологиям, системам форми- о рования и развития способов их профессиональной деятельности и умений [17; 18; 19; 20]. Поскольку разрабатываемая нами система имеет статус подсистемы в системе профессиональной подготовки курсантов военных вузов, то ее структура, на наш взгляд, должна ^ быть аналогична общей структуре профессиональной подготовки и
может включать следующие компоненты: нормативно-целевой, со-
к &
№ *
S ж
а
г № ж
держательный, оценочно-аналитический. £
к
л
§
а
о
о о
№ й О
В разработанной нами системе взаимодействие преподавателя и курсанта выступает внутренним фактором ее функционирования, обеспечивающим ее внутреннее единство. Внешним системообразующим фактором выступает цель, которая, будучи предполагаемым результатом (ориентиром деятельности) определяется ФГОС ВО. Взаимосвязь компонентов системы с целью (подготовить з
курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию) и результатом представлена на рисунке 1.
ж
S
3
о ^
О
«О
О Ж
а
hq
Рисунок 1 — Взаимосвязь компонентов системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию
Figure 1--The interrelation of the components of the training
system for cadets of military universities for intersubject managerial interaction
Рассмотрим в общем виде наполнение компонентов разработанной авторской системы.
Нормативно-целевой компонент осуществляет нормативно-целевое регулирование функционирования системы подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию. Он выполняет нормативную, интегративную и обеспечивающую функции.
Нормативная функция обеспечивает создание нормативно-правовой базы процесса подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию, включает разработку принципов, определение содержания деятельности преподавателя и курсантов на различных этапах подготовки, а также правил, контрольно-диагностических мероприятий, показателей, критериев
оценки и контроля процесса подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию.
Интегративная функция заключается в анализе всего образовательного процесса, выявление возможностей включения в образовательную программу системы подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию в рамках учебных дисциплин (например, дисциплины «Управление подразделениями в мирное время»), практики, самостоятельной работы студентов и внеучеб-ного процесса, а также разработку и корректировку соответствую- О щих программ. Через реализацию данной функции разработанная нами система получает дополнительную гибкость.
Обеспечивающая функция включает разработку и обеспечение доступности средств (необходимая справочная и учебная литература, 1Т-ресурсы, материально-техническое оборудование, специализированные кейсы), применение которых позволит достичь
сг
желаемого результата с наибольшей эффективностью. ^
Эффективность реализации нормативно-целевого компонен- О та обеспечивается соблюдением комплекса принципов: общепедагогических, учитываемых всегда при реализации образовательного процесса, и специфических, отражающих особенности подготовки курсантов к полисубъектному управленческому взаимодействию.
К общепедагогическим относятся принципы: научности, доступности, прочности, связи теории с практикой, гуманистической направленности образовательного процесса и систематичности. ^
К специфическим мы относим следующие принципы: - принцип содержательной вариативности обеспечивает | учет индивидуальных особенностей студентов и создание условий У
для их индивидуализированного достижения поставленной цели; а
§
л ж
Л
л
о *
л
'-д
а
К
3
- принцип цикличности обеспечивает кумулятивный эффект закрепления знаний и умений через планирование учебной деятельности на основе микроциклов (решение повторяющихся упражнений с разными исходными данными);
- принцип проактивной адаптивности обеспечивает включенность курсанта как субъекта в прогнозирование, определение целей, способов взаимодействия, анализ ситуации и эффективную деятельность в условиях быстро изменяющейся обстановки; 3
о д
л Й о
- принцип управленческой рефлексивности предполагает осуществление постоянного осмысления и переосмысления получаемого управленческого опыта и обратной связи на индивидуально-групповом и межгрупповом уровнях;
- принцип партисипативности предполагает управление образовательным процессом на основе сочетания коллективной и самостоятельной деятельности и ответственности каждого субъекта.
Таким образом, нормативно-целевой компонент предполагает выполнение основных подготовительных и организационных мероприятий, которые позволяют реализовать подготовку курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию.
Содержательный компонент выполняет диагностико-прогнос-тическую, организационную и контрольно-регулировочную функции и реализуется через подсистемы деятельности преподавателя и деятельности обучаемых с поэтапным приобретением курсантами знаний, формированием умений и овладением компетенциями по осуществлению полисубъектного управленческого взаимодействия.
Диагностико-прогностическая функция заключается в осуществлении диагностических процедур, постановке индивидуальных и групповых целей и средств их достижения, составление индивидуальных образовательных траекторий.
Организационная функция компонента заключается в поэтапной реализации подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию, применении на каждом этапе соответствующих методов, приемов и ГГ-средств обучения.
Контрольно-регулировочная функция заключается в осу-I ществлении текущего контроля процесса подготовки, его анализа с
дальнейшей корректировкой, регулированием и разработкой способов совершенствования системы управленческому взаимодействию.
о
собов совершенствования системы подготовки к полисубъектному
О сц
а Опираясь на представленные в исследовании Е. М. Харлано-
§ вой этапы реализации полисубъектного управления в вузе: "Обсуж-
5
^ дение и принятие целевого ориентира, разработка стратегии и тактика ки действий, организация деятельности, анализ и коррекция" [21, а ^ 289], с учетом специфики военного образования, в рамках реализа-
ции содержательного компонента системы, выделяем этапы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию: вхождения, исполнительский и содействия.
Этап вхождения имеет своей основной целью формирование у обучаемых осознанного желания освоить полисубъектное управленческое взаимодействие и включает в себя:
- проведение с обучаемыми диагностических процедур с целью определения исходных качеств обучаемых;
- формирование на основе результатов диагностических процедур условных групп обучаемых;
- совместное с обучаемыми выявление проблемного поля, обусловливающего необходимость осуществления полисубъектного управленческого взаимодействия;
чительные особенности полисубъектного управленческого взаимо-
о д е 3
№ с
- знакомство обучаемых с сущностью полисубъектного Л
я
управленческого взаимодействия и общим содержанием системы подготовки к нему;
- стимулирование и мотивация к осознанному освоению полисубъектного управленческого взаимодействия курсантами;
- выбор, разработка кейсов и подготовка их к использованию; у3
- совместное с обучаемыми решение демонстрационных
кейсов; 3
- составление плана учебной деятельности. о
и
&
е к
Реализация этапа вхождения основывается преимущественно на деятельности педагога, который анализирует условия учебной деятельности, определяет методы и формы взаимодействия, периодичность контроля, выбирает необходимые технические средства и у
литературу, разрабатывает кейсы, демонстрирует обучаемым отли- 3
а
§ е
нч
действия при анализе и решении организационно-управленческих С
к
а и
ситуаций, стимулирует обучаемых.
Деятельность обучаемых при этом заключается в приобретении первичных знаний о полисубъектном управленческом взаимо-
д
действии и системе подготовки к ней, а также в участии во входном Й
контроле. При этом в качестве методов обучения выступают лекции и |
и
самостоятельная работа в интерактивной форме. Курсанты совместно 3
с преподавателем моделируют ситуации в своей военно-профессиональной и повседневной деятельности, в которых применение полисубъектного подхода к управлению подчиненными могло бы способствовать повышению эффективности их деятельности. На протяжении всего этапа преподаватель поддерживает у курсантов их самостоятельную активность и инициативу.
Результатом, позволяющим переходить к следующему этапу подготовки, является понимание курсантами сущности полисубъектного управленческого взаимодействия и его места при решении актуальных проблем в аспекте организационно-управленческой деятельности, умение определять ситуации, уместные для его осуществления, проявление ими устойчивого желания дальнейшего обучения.
Исполнительский этап имеет своей целью осуществление общей подготовки обучаемых к полисубъектному управленческому взаимодействию и включает в себя:
- проведение занятий по приобретению более глубоких знаний и формированию умений в осуществлении полисубъектного управленческого взаимодействия;
- выполнение ситуационных упражнений, подготавливающих курсантов к решению более сложных по своей структуре кейсов;
- решение кейсов, направленных на формирование у обучаемых качественных показателей (коммуникативность, эмоциональная устойчивость, эмпатийность, рефлексивность, организованность);
- решение сложноструктурированных кейсов, требующих комплексного проявления нескольких качеств.
Деятельность преподавателя на этом этапе заключается в н формировании у обучаемых более глубоких знаний и умений в осуществлении полисубъектного управленческого взаимодействия, 15 его принципах, методах и приемах, приведении примеров его применения как в аспекте военно-профессиональной, так и в повсе-
а
О сц
а" дневной деятельности. Совместно с вышеперечисленным препода-
ан ватель раскрывает обучаемым особенности их будущей профессии
5
^ в аспекте организационно-управленческой деятельности. Во время занятий преподаватель стимулирует у обучаемых самостоятель-^ ность, инициативу и творческий подход.
Деятельность курсантов на этом этапе заключается в освоении взаимодействия с условными подчиненными или начальником с соблюдением принципов полисубъектного управленческого взаимодействия, диалога на основе грамотной риторики, анализа обстановки, планирования деятельности с учетом имеющихся ресурсов, прогнозирования и анализа последствия своих управленческих решений.
В качестве методов обучения выступают групповые и индивидуальные учебные кейсы, ситуационные упражнения, аналитические отчеты, мозговой штурм, деловая игра, выполнение перевода од научной статьи, выступление с комментариями научно-популярных ж
публикаций, сравнение изложение изучаемой темы в разных учеб- т
ел
никах отечественных и зарубежных авторов, подготовка наглядных (в т. ч. мультимедиа) пособий. Большинство перечисленных методов носят интерактивный характер.
Результатом, позволяющим переходить к следующему этапу подготовки, является демонстрация обучаемыми уверенных знаний
механизмов реализации полисубъектного управленческого взаимо-
в
действия, а также компетенций, проявляемых в решении комплекса ки
учебных кейсов. кур
с
а н
Этап содействия имеет своей целью закрепление сформированных умений на практике в повседневной жизни и профессио-
- оценку сформированности у обучаемых качеств по осуществлению полисубъектного управленческого взаимодействия (в том числе на основе самоанализа);
- опыт применения полисубъектного управленческого взаи-
а
о
д г о
0 в
нальной деятельности и включает в себя: по
и
&
е к т н
ному уп
модействия на практике и в повседневной жизни; р
а
вл е
н ч е с к
1
в
а
имо о
д е с т в и
- совместный анализ результатов обучения;
- внесение курсантами предложений и разработка (усовершенствование) кейсов для повышения эффективности обучения;
- совместная с обучаемыми корректировка содержания предыдущих этапов для повышения их эффективности в будущем.
Деятельность преподавателя на этом этапе заключается в консультировании курсантов, сборе, систематизации, анализе всех данных о процессе подготовки курсантов, выделении ее сильных и сла- 3
бых сторон, мотивации курсантов на дальнейшее самостоятельное развитие, а также в итоговой оценке подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию и разработке предложений по повышению ее эффективности (изменение содержания этапов подготовки, разработка новых либо модернизация уже разработанных кейсов).
Отличительной особенностью этапа содействия является полноценное участие курсантов в его реализации. Курсанты выступают в роли соавторов при совершенствовании программы подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию. Они учатся проводить самоанализ, самостоятельно организовывать и проводить самоподготовку, проявлять ответственность, инициативу и творческий подход при реализации управленческих решений. Формируются условия для проявления проактивности.
Результатом, определяющим завершение этапа содействия и подготовки курсантов в целом, является проявление курсантами умений самоанализа, критического мышления, стремления к самостоятельному дальнейшему совершенствованию методами и приемами управленческого взаимодействия.
Последовательная реализация всех этапов процесса подготовки способствует обеспечению целостности и максимальной эффективности овладения курсантами полисубъектным управленческим взаимодействием.
Оценочно-аналитический компонент включает исследование уровня подготовленности курсантов к полисубъектному управленческому взаимодействию, а также оказывает корректирующее воздействие на нормативно-целевой компонент системы, что н в дальнейшем способствует ее совершенствованию. о Компонент выполняет оценочную, аналитическую и ре-
^ флексивную функции.
О сц
а промежуточных и итоговом контролях подготовки курсантов к по-§ лисубъектному управленческому взаимодействию.
5
^ Аналитическая функция реализуется через систематизацию
^ полученной информации, ее анализ, сопоставление с критериями
^ оценки с дальнейшим определением уровней сформированности
а
Оценочная функция заключается в сборе информации о
компетенций по осуществлению полисубъектного управленческого взаимодействия.
Рефлексивная функция обеспечивает формирование и совершенствование у курсантов умений самоанализа, критического мышления, стремления к самостоятельному дальнейшему совершенствованию полисубъектного управленческого взаимодействия, овладению его методами и приемами.
4 Обсуждение (Discussion)
Исследование проблемы подготовки будущих военных специалистов к организационно-управленческой деятельности на основе полисубъектного взаимодействия позволило определить, что данный процесс будет успешным при условии создания и реализации педагогической системы, ориентированной не только на требования
9
д р
л С
государственного заказа в сфере обеспечения безопасности государ- е
s
ства, профессиональных стандартов и специфики профессиональной деятельности военных специалистов, но и основанной на ориентации образовательного процесса на развитие личности, реализацию ее потенциала, обеспечение эффективной коммуникации участников образовательных отношений на основе взаимного уважения, что р обеспечивает становление субъектности, готовности к полисубъектному управленческому взаимодействию. Данные выводы сопоставимы с результатами исследования В. И. Коваленко, выполненного на s базе вузов МВД, и вносят вклад в развитие теории организационной деятельности, динамика которой согласно М. Томпсону проявляется в переходе от межсубъектного к сетевому взаимодействию [4].
5 Заключение (Conclusion) ^
у
Полисубъектное управленческое взаимодействие выступает р
а §
е
ж ^
е
с «
Л
а s
§
s i
е «
S ж
одной из составляющих подготовки к осуществлению организационно-управленческой деятельности будущих офицеров, требующей изменения самого содержательного и технологического обновления профессиональной подготовки, что обеспечивает интеграция разработанной педагогической системы в основную образователь-
д
ную программу. Й
Система полисубъектного управленческого взаимодействия в
и
представляет собой взаимосвязь компонентов (нормативно-целевой, $
содержательный, оценочно-аналитический), которая обеспечивается единством целевых установок, функций, принципов, содержательного наполнения, выражающегося в деятельности преподавателя и курсантов, характеризуется свойствами целостности, управляемости, интегративности, нелинейности.
Разработка и реализация основ полисубъектного управленческого взаимодействия выступает одной из составляющих обновления подходов и методов реализации организационно-управленческой деятельности будущими офицерами, обеспечивающими реализацию субъектного потенциала военнослужащих и преодоление доминанты авторитарных методов управления, не обладающих универсальностью.
Библиографический список
1. Вачков И. В. Поле в школе // Школьный психолог. 2002. № 17 (113). С. 16-24.
2. Ashforth, B.E., Rogers, K.M. & Corley K.G. (2011), " Identity in Organizations: Exploring Cross-Level Dynamics", Organization science, vol. 22, no. 5, pp. 1144-1156. DOI: 10.1287/orsc.1100.0591 (Scopus, WoS).
3. Ickes W. & Gonzalez R. (1994), "Social cognition and social cognition - from the subjective to the intersubjective", Small group research, vol. 25, no. 2, pp. 294-315. DOI: 10.1177/1046496494252008 (Scopus, WoS)
4. Thompson, M. (2004), "Some proposals for strengthening organizational activity theory", Organization, vol. 11, no. 5, pp. 579-602. DOI: 10.1177/1350508404044062 (Scopus, WoS).
5. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России : дис. ... д-ра пед. наук / Белгородский государственный университет. Белгород, 2005. - 450 с.
6. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. ^ Москва : Политиздат, 1981. - 432 с.
7. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. Москва : | «Эдиториал УРСС», 1997. - 448 с.
О и;
а «Наука», 1978. С. 7-26.
«о
о ä
s зации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образова-
^ тельной системе России (к постановке проблемы) : коллективная монография. В
^ 2 книгах. Книга 1 / под общей редакцией И. А. Зимней. Москва : Исследова-
^ тельский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244-252.
s
8. Садовский В. Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник. Москва : Издательство
», 1978. С. 7-26.
9. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа органи-
10. Маркова А. К. Психология труда учителя : книга для учителя. Москва : Просвещение, 1993. - 192 с.
11. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва : Сентябрь, 2000. - 112с.
12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник / под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с. - ISBN 5-7695-0599-0.
13. Дуранов М. Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие. Челябинск : Челябинский государственный университет, 1996. - 72 с.
14. Дашкова Е. С. Партисипативность как частный принцип построения, функционирования и развития инновационных систем стимулирования работников // Инновационная деятельность. 2017. №2 (41). С. 9-13. - ISSN: 2071-5226.
15. Никитина Е. Ю., Костюк И. С. Партисипативный подход к развитию графической компетенции будущих инженеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9. С. 180-188. - ISSN: 1997-9886.
16. Понеделкова М. А. Партисипация управления в системе высшего образования : дис. ... канд. социол. наук / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - Москва, 2002. - 181 с.
17. Базавлуцкая Л. М. Система формирования современного менеджера в образовательном пространстве : монография. Челябинск : Издательство Цице- х ро, 2017. - 180 с. - ISBN 978-5-91283-899-6. |
18. Горелова А. В., Ильичева Н. В., Левченко В. В. Формирование ком-
<о
муникативных навыков менеджеров в процессе профессиональной подготовки в ^ вузе : монография. Тольятти : Институт судебной строительно-технической экспертизы, 2020. - 206 с. - ISBN 978-5-6042900-1-9.
19. Савенкова Е. В. Модель развития организационно-управленческой о компетентности менеджеров образования при реализации магистерских программ // Инновации в образовании. 2019. № 1. С. 44-55. - ISSN 1609-4646.
20. Симонова А.А. Инновационно-ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании : монография. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2016. - 134 с. - ISBN 978-5-16-010631-1.
21. Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов вуза в
Ye. M. Kharlanova1, V. O. Poroshin2
а £ r
r
л
I
процессе интеграции формального и неформального образования : дис. ... д-ра
e'
о
пед. наук / Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск, 2015. - 435 с. ^
»
s §
^RCID № 0000-0002-7126-2134 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, ^
South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. |
o' s
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-5050-2266 Postgraduate of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology,
South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Senior Navigator of the Ship — Instructor, Military Training and Research Center of the Air Force "The Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Branch), Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
THE CONTENT ASPECTS OF PREPARATION OF CADETS FOR INTERSUBJECTIVE MANAGERIAL INTERACTION
Abstract
Introduction. The need to prepare cadets of military universities for the implementation of organizational and managerial activities actualizes the development of the competencies of a intersubjective managerial interaction, which allows combining the potential and efforts of many entities in the implementation of professional activities, ensuring its effectiveness.
The purpose of this article is to develop and justify the pedagogical system of training cadets of military universities for intersubjective managerial interaction.
Materials and methods. The main research methods are analysis, synthesis, comparison, generalization and modeling.
Results. On the basis of a systematic, personal-activity, and participatory approaches, a pedagogical system for preparing cadets for intersubjective managerial interaction was developed and presented, including the interconnection of components (normative-targeted, substantive, evaluative-analytical) and providing phased (stages: entry, performing and assisting) cadets mastering intersubjective management in the relationship of the ^ subsystems of the teacher and student activities. Taking into ac-voa count the specific principles identified: the cyclical nature of proactive adaptability, managerial reflexivity of participative-
ra
ness, the content and training methods (determinedlist a few) are-that ensure a consistent growth of students' subjectivity in the ^ development of intersubjective managerial competencies.
o
r
o Oí
Discussion. System preparing cadets for multisubjective managerial interaction takes into account both the requirements of the state order in the field of state security, professional and educational standards, as well as the needs of students in realizing their own managerial potential and ensures that cadets gain experience in learning and implementing managerial functions in the context of intersubjective interaction at a university.
Conclusion. The developed pedagogical system ensures the training of cadets of military universities for intersubjective managerial interaction, the realization of the subjective potential of cadets in the training process, the adaptation to the implementation of organizational and managerial professional activities of future officers and contributes to overcoming the dominance of authoritarian management methods that do not have universality.
Keywords: Pedagogical system; Intersubjective managerial interaction; Military military professional education; Training of cadets.
Highlights:
Analysis of the methodological foundations of the system of preparation for intersubjective managerial interaction;
A pedagogical system for training cadets of military universities for intersubjective managerial interaction has been developed;
S
ta
0
s
S s
S
c
s
P
S
a ¡2
1 o'
s ^
£
The components of the developed system and the stages of e
their implementation are described; ^
The principles of effective implementation of the developed pedagogical system are defined.
to 2 u
S c
i S
References
1. Vachkov I.V. (2002) Pole v shkole [Field at school]. Shkolnyy psikholog, 17, 16-24. (In Russian).
2. Ashforth, B.E., Rogers, K.M. & Corley K.G. (2011), " Identity in Organizations: Exploring Cross-Level Dynamics", Organization science, vol. 22, no. 5, pp. 1144-1156. DOI: 10.1287/orsc.1100.0591 (Scopus, WoS).
3. Ickes W. & Gonzalez R. (1994), "Social cognition and social cognition - from the subjective to the intersubjective", Small group research, vol. 25, no. 2, pp. 294-315. DOI: 10.1177/1046496494252008 (Scopus, WoS) n
a s
S
ft
i
hs o r o P
oí
,a v o n la lr a
§
4. Thompson, M. (2004), "Some proposals for strengthening organizational activity theory", Organization, vol. 11, no. 5, pp. 579-602. DOI: 10.1177/1350508404044062 (Scopus, WoS)..
5. Kovalenko V.I. (2005), Polisub"yektnoye upravleniye razvitiyem obrazova-tel'noy sistemy vuza: na materiale vuzov MVD Rossii (Dissertatsi-ya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Polysub-ject management of the development of the educational system of a university: on the material of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia (A dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Belgorod State University, Belgorod, 450 p. (In Russian).
6. Afanasyev V.G. (1981), Obshchestvo: sistemnost, poznaniye i up-ravleniye [Society: Consistency, cognition and management]. Politizdat, Moscow, 432 p. (In Russian).
7. Blauberg I.V. (1997), Problema tselostnosti i sistemnyy podkhod [Integrity problem and systems approach]. Editorial URSS, Moscow, 448 p. (In Russian).
8. Sadovskiy V.N. (1978), Printsip sistemnosti, sistemnyy podkhod i obshchaya teoriya sistem [The principle of consistency, the system approach and the general theory of systems]. Sistemnyye issledovaniya. Yezhegodnik, 7-26. (In Russian).
9. Zimnyaya I.A. (2001), Lichnostno-deyatel'nostnyy podkhod kak osnova organizatsii obrazovatel'nogo protsessa [Personality-activity approach as the basis for the organization of the educational process]. " Obshcha-ya strategiya vospitaniya v obrazovatel'noy sisteme Rossii (k postanovke prob-lemy): kollektivnaya monografiya. Kniga 1" [General strategy of education in the educational system of Russia (to the problem statement): a collective monograph. Book 1], in Zimnyaya, I.A. (ed.). Issledovatel'skiy tsentr problem kachestvapodgotovki spetsialistov. pp. 244-252. (In Russian).
10. Markova A.K. (1993) Psikhologiya truda uchitelya (Kniga dlya uchitelya) [Psychology of teacher's work (A book for a teacher)]. Prosvesh-cheniye, Moscow, 192 p. (In Russian).
11. Yakimanskaya I.S. (2000), Lichnostno-oriyentirovannoye obucheniye v sovremennoy shkole [Person-centered learning in a modern school]. Sentyabr, Moscow, 112 p. (In Russian).
12. Smirnov S.A., Kotova I.B. & Shiyanov E.N. (2000), Pedagogika: pedagogicheskiye teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogy: pedagogical theories, systems, technologies], in Smirnova, S. A. (ed.). 4th ed. Izdatelskiy tsentr "Akademiya", Moscow, 512 p. ISBN 5-7695-0599-0. (In Russian).
13. Duranov M.E. & Gostev A.G., (1996), Issledovatelskiy podkhod k professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti [Research approach to professional pedagogical activity]. Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet. Chelyabinsk, 72 p. (In Russian).
14. Dashkova E.S. (2017) Partisipativnost kak chastnyy printsip postroyeniya, funktsionirovaniya i razvitiya innovatsionnykh sistem stimuli-rovaniya rabotnikov [Participation as a private principle of construction,
functioning and development of innovative systems for stimulating employees]. Innovatsionnaya deyatelnost, 2 (41), 9-13. ISSN: 2071-5226. (In Russian).
15. Nikitina E.Y.& Kostyuk I.S. (2014), Partisipativnyy podkhod k razvitiyu graficheskoy kompetentsii budushchikh inzhenerov [A participatory approach to the development of graphic competence of future engineers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 9, 190-188. ISSN 1997-9886. (In Russian).
16. Ponedelkova M. A. (2002), Partisipatsiya upravleniya v sisteme vysshego obrazovaniya (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandi-data sotsiologicheskikh nauk) [Participation of management in the higher education system (Dissertation for the degree of candidate of sociological sciences)]. Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente RF, Moscow, 181 p. (In Russian).
17. Bazavlutskaya L. M. (2017) Sistema formirovaniya sovremen-nogo menedzhera v obrazovatel'nom prostranstve [The system of forming a modern manager in the educational space]. Monografiya, Izdatel'stvovo Tsitsero, Chelyabinsk, 180 p. ISBN 978-5-91283-899-6. (In Russian).
18. Gorelova A.V., Ilyicheva N.V., Levchenko V.V. (2020) Formiro- t
s1
vaniye kommunikativnykh navykov menedzherov v protsesse professional'noy ^
podgotovki v vuze [Formation of communicative skills of managers in the n
process of vocational training at the university]. Monografiya, Institut n
t
sudebnoy stroitel'no-tekhnicheskoy ekspertizy, Tilyatti, 206 p. ISBN 978-5- s
6042900-1-9. (In Russian). |
19. Savenkova E.V. (2019) Model razvitiya organizatsionno- s upravlencheskoy kompetentnosti menedzherov obrazovaniya pri realizatsii
magisterskikh programm [Model of development of organizational and mana- 3
gerial competence of education managers in the implementation of master's
programs]. Innovatsii v obrazovanii, 1, 44-55. ISSN 1609-4646. (In Russian). O
20. Simonova A.A. (2016), Innovatsionno-oriyentirovannaya podgo- f tovka k pedagogicheskomu menedzhmentu v nepreryvnom professional'nom aa
obrazovanii [Innovation-oriented preparation for pedagogical management in de
ts
lifelong professional education]. Monografiya, Infra-M, Moscow, 134 p. o
ISBN 978-5-16-010631-1. (In Russian). r
21. Harlanova E. M. (2015), Razvitiye sotsial'noy aktivnosti studen- r tov vuza v protsesse integratsii formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya b (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh Cc nauk) [Development of social activity of university students in the process of e
integrating formal and non-formal education (A dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Chelyabinskiy gosudarstvennyy pedagog-icheskiy universitet, Chelyabinsk, 435 p. (In Russian). r