УДК/UDC 005:355 И. А. Сидоров, С. А. Воронов
I. Sidorov, S. Voronov
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
DEVELOPMENT OF MANAGEMENT COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Введение. В статье рассмотрены педагогические аспекты развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов и пути уменьшения разрыва между требуемым и наличным уровнями ее развития. Авторами отмечается важность исследования именно управленческой составляющей подготовки военнослужащих как определяющей их профессиональную деятельность.
Методология. Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ с целью теоретического обоснования для дальнейшей разработки рефлексивных технологий развития управленческих компетенций у курсантов военных вузов.
Результаты. Проблему качественного развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов авторы предлагают решить путем ряда педагогических задач, включающих, в том числе: создание реально применимого диагностического аппарата для оценки уровня развития компетенции с определением необходимых критериев и показателей; разработка качественной технологии развития управленческой компетенции с учетом особенностей военной организации; проведение эксперимента; внедрение технологии в один из военных вузов и рекомендация ее для использования во всех военных образовательных организациях высшего образования.
В статье указаны рекомендации по разработке технологии развития управленческой компетенции для силовых структур, включающие анализ отзывов на выпускников вуза за последние три года с целью определения слабых мест в развитии управленческой компетенции курсантов; объективную диагностику как отдельных курсантов, так и подразделения в целом; разработку практического занятия, основанную на использовании кейс-метода.
Заключение. В статье представлены отдельные предложения и выводы по развитию данной компетенции. Следует отметить, что актуальность проблематики развития управленческой компетенции у курсантов военных образовательных организаций высшего образования в современном мире постоянно повышается. Вместе с тем налицо недостаточность исследований в данной области педагогической науки.
Introduction. The article presents the pedagogical aspects of the development of managerial competence among cadets of military universities and ways to reduce the gap between the required and current levels of its development. The authors note the importance of researching precisely the managerial component of the military as determining their professional activities.
Materials and Methods. The study was conducted on the basis of the St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation with the aim of theoretical justification for the further development of reflective technology for the development of managerial competencies among cadets of military universities.
Results. To solve the problem of the qualitative development of managerial competence among cadets of military universities, the authors propose solving a number of pedagogical problems, including, but not limited to: creating a really applicable diagnostic apparatus for assessing the level of development of competence with determining the necessary criteria and indicators; development of high-quality technology for the development of managerial competence, taking into account the characteristics of the military organization; conducting an experiment; the introduction of technology in one of the military universities and its recommendation for use in all military educational institutions of higher education. The article provides recommendations on the development of technology for the development of managerial competence for law enforcement agencies, including the analysis of feedback on university graduates over the past three years in order to identify "weaknesses" in the development of
managerial competence of cadets; objective diagnosis of both individual cadets and the unit as a whole; application of the developed practical lesson based on the use of the case method.
Conclusion. The article presents individual suggestions and conclusions from a study on the development of this competency. It should be noted that the urgency of the problems of developing managerial competence among cadets of military educational institutions of higher education in the modern world is constantly increasing. At the same time, there is a lack of research in this area of pedagogical science.
Ключевые слова: курсанты военных вузов, управленческая компетенция, диагностика компетенций.
Keywords: military cadets, managerial competence, competence diagnostics.
Введение
На фоне быстро меняющейся военно-политической обстановки в современном мире и милитаризации ведущих стран следует признать необходимость совершенствования военной организации государства, которое стремится фактически сохранить независимость и вести политику исходя из интересов своего народа. Неотъемлемым и, с нашей точки зрения, наиболее важным элементом военной организации страны наряду с техническим прогрессом является его офицерский корпус, который управляет вооруженными формированиями в мирное и военное время. Таким образом, при создании и совершенствовании военной составляющей государства требуется особое внимание уделить именно управленческой компоненте.
Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки курсантов на основе личностно-деятельностного подхода.
В современном научном мире достаточно исследований [3; 6; 8], посвященных данной тематике, в частности менеджменту. Все представленные в них подходы к проблеме формирования управленческих компетенций достаточно обоснованы и имеют право на существование. Однако специфика профессиональной подготовки курсантов военных вузов не позволяет нам целиком и полностью положиться на труды авторов, большинство из которых рассматривает подготовку гражданских специалистов.
Анализ путей решения авторами проблемы развития управленческих компетенций курсантов в образовательном процессе военных вузов позволяет сделать вывод: каждый из них сталкивается с проблемой недостаточной эффективности представленных технологий. Однако ни один из этих путей не решает проблему с позиций современности. Качество сформированных управленческих компетенций курсанта в целом является производной от степени эффективности их развития [7].
Разрешение данного противоречия представляется возможным при создании эффективной технологии развития управленческой компетенции, применение которой способствовало бы совершенствованию необходимых офицеру умений и навыков, созданию качественного диагностического аппарата для ее оценки [1; 2].
Результаты научных исследований и данные, полученные эмпирическим путем, показали, что в настоящее время в военных вузах проблеме развития у курсантов управленческой компетенции уделяется недостаточно внимания. Профессорско-преподавательский состав и командование подразделений недопонимают важность развития у курсантов способности управлять, которая формируется у будущих офицеров опосредованно, без целенаправленного воздействия в ходе обучения и воспитания. Вместе с тем анализ педагогической теории [3; 5; 10] и практики подтверждает, что на данный момент существует достаточно различных эффективных методик, способствующих развитию указанной компетенции, в том числе и в высшей военной образовательной организации. Таким образом, проблема качественного развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов существует и требует разрешения. Она будет снята после решения ряда важных педагогических задач:
• создание реально применимого диагностического аппарата для оценки уровня развития компетенции и определение необходимых критериев и показателей;
• разработка рефлексивной технологии развития управленческой компетенции с учетом особенностей военной организации;
• проведение эксперимента с целью проверки эффективности созданной технологии;
• внедрение технологии в один из военных вузов и рекомендация к ее использованию во всех военных образовательных организациях высшего образования.
Методология
В Санкт-Петербургском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации проведено исследование, посвященное развитию управленческой компетенции у курсантов военных образовательных организаций высшего образования.
Цель проведенного исследования — теоретически обосновать и разработать рефлексивные технологии по развитию управленческих компетенций у курсантов военных вузов.
Результаты
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется наличием заказа военной организации государства, который ориентирует на развитие потребностей в управленческих знаниях, способствующих развитию у будущих офицеров управленческой компетенции. На научно-теоретическом уровне актуальность исследования исходит из научного осмысления опыта и основ развития управленческой компетенции у военнослужащих.
В качестве гипотезы выдвигается предположение, что рефлексивные технологии могут стать педагогическим средством развития управленческой компетенции у курсантов, если:
— выявить связи рефлексивных механизмов управленческой деятельности и развития управленческой компетенции;
— разработать рефлексивную технологию с учетом определенных педагогических принципов;
— определить диагностический аппарат для оценки уровней развития управленческой компетенции курсантов;
— применить рефлексивную технологию в профессиональной подготовке курсантов с учетом особенностей высшей военной образовательной организации.
Особое внимание в исследовании уделялось эффективности разрабатываемой технологии и возможности ее использовать в образовательном процессе военного вуза. Содержание разработанной технологии представлено в работе И. А. Сидорова «Рефлексивная технология развития управленческой компетенции у курсантов военных институтов войск национальной гвардии» [9]: в ходе ориентированного этапа проводятся групповые занятия, информирование, внедрение методического пособия, промежуточная диагностика; в ходе практического этапа проводятся практические занятия, раскрывающие различные аспекты управленческой деятельности; на заключительном, рефлексивном, этапе проводятся беседы с обучающимися, командирами подразделений, профессорско-преподаветльским составом и анализируются результаты итоговой диагностики.
Важнейшим средством доказательности результатов исследования явилась опытно-экспериментальная работа, которая позволила эмпирическим путем подтвердить выдвинутую гипотезу.
В ходе подготовительного этапа исследования было выявлено два основополагающих критерия (знаниево-деятельностный и личностный), с опорой на которые был разработан диагностический аппарат управленческой компетенции — профессионально-управленческий и личностный.
К показателям знаниево-деятельностного критерия были отнесены способности: к планированию деятельности, организации деятельности, мотивации подчиненных, осуществлению контроля деятельности; а для личностного — коммуникативные способности, социальная нравственность, духовная зрелость, эмоциональная зрелость, социальный интеллект и способность к лидерству.
Общая количественная оценка развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов определялась по формуле:
X = X + X
комп к1 к2'
где Хкомп — общая количественная оценка развития управленческой компетенции, Хк1 — общая количественная оценка профессионально-управленческого критерия, Хк2 — общая количественная оценка личностного критерия.
Качественными измерителями развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов выступили три уровня:
• высокий уровень — оба критерия имеют высокий уровень;
• средний уровень — один из критериев с высоким уровнем, другой — с низким;
• низкий уровень определялся низким уровнем обоих критериев.
Результатом исследования, в том числе, стала технология развития управленческой компетенции, обеспечившая рост уровней развития данной компетенции по сравнению с традиционным подходом, а также:
• уточнено понятие «управленческая компетенция» в рамках, необходимых для работы в среде военной образовательной организации высшего образования, которое представлено как часть профессиональной компетентности, состоящая из совокупности требуемых способностей, обеспечивающих выполнение управленческих функций в процессе достижения профессиональных целей [9];
• проанализированы подходы к развитию управленческой компетенции, в том числе в военной среде;
• определена необходимость разработки таких технологий развития управленческой компетенции, которые были бы эффективны в военной среде;
• в ходе проведенного исследования разработан диагностический аппарат, необходимый для качественной оценки уровня развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов;
• каждый из используемых методов подбирался с учетом специфики деятельности курсантов военных вузов — будущих офицеров и военных образовательных организаций высшего образования.
Кроме того, после коррекции не исключается возможность применить данный диагностический аппарат и к другим сферам деятельности, где особое внимание уделяется развитию управленческой компетенции руководителей.
Заключение
В ходе исследования проведен анализ имеющегося уровня развития управленческой компетенции курсантов, который в свою очередь показал недостаточность мероприятий, направленных на ее совершенствование. Определены основные требования к разработке технологии развития управленческой компетенции курсантов военных образовательных организаций:
• анализ отзывов на выпускников вуза за последние три года с целью определения имеющихся недостатков в развитии управленческой компетенции курсантов;
• объективная диагностика уровней развития управленческой компетенции, причем как отдельных курсантов, так и подразделения в целом в процессе начальной, промежуточной и итоговой диагностик;
• практические занятия «Решение управленческих задач» (разработанные авторами), основанные на использовании кейс-метода; обратная связь в форме бесед с курсантами, командирами курсантских подразделений, профессорско-преподавательским составом и с ее учетом внесение корректив в технологию, тем самым обеспечивается ее гибкость.
Выявлена структура и содержание управленческой компетенции с опорой на основные функции управления как целенаправленной деятельности. Разработанная методика диагностики уровней развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов позволяет достаточно объективно оценивать профессионально-управленческий и личностный критерии управленческой компетенции.
Следует отметить, что актуальность проблематики развития управленческой компетенции у курсантов высших военных образовательных организаций в современном мире постоянно повышается. Вместе с тем, налицо недостаточность исследований в данной области педагогической науки.
Таким образом, существующую проблему между требуемым и наличным уровнем развития данной компетенции необходимо решать через комплекс научных работ, посвященных данной теме, и совершенствование разработанной технологии развития управленческой компетенции.
Литература
1. Бережнова Л. Н., Воронов С. А., Сидоров И. А. Педагогическая диагностика профессиональных компетенций военнослужащих // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2016. Вып. 53 (4.5). С. 44-49.
2. Воронов С. А. Диагностика сформированности профессиональных компетенций военнослужащих РФ // Мир образования - образование в мире. 2017. № 4 (68). С. 194-198.
3. Дудаев Г. С.-Х. Анализ теоретических подходов к формированию управленческой компетенции у будущего специалиста государственного управления // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-12. С. 2760-2764.
4. Ефремов О. Ю. Военная педагогика. СПб., 2014. 640 с.
5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. 238 с.
6. Кобзев М. В., Цормутян Л. С. Развитие управленческих компетенций у студентов экономических специальностей // Вестник ГУУ. 2013. № 8. С. 195-200.
7. Марченко С. М. Формирование управленческих компетенций у командиров подразделений войск национальной гвардии РФ для противодействия информационному воздействию противника на военнослужащих // Управленческая компетенция как результат профессиональной подготовки курсантов : материалы науч.-метод. семинара. СПб., 2016. С. 71-73.
8. Мальгин В. Е. Развитие управленческой компетентности руководителя спортивной школы // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. Пермь, 2014. С. 3-5.
9. Сидоров И. А. Рефлексивная технология развития управленческой компетенции у курсантов военных институтов войск национальной гвардии : автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2018. 19 с.
10. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенции [Электронный ресурс] // Эйдос. 2005. 12 декабря. URL: http://www.eidos.nu/jounnal/2005/1212.htm (дата обращения: 01.11.2016).
References
1. Benezhnova L. N., Vononov S. A., Sidonov I. A. Pedagogicheskaya diagnostika pnofessional'nyh kompetencij voennosluzhashchih [Pedagogical diagnostics of pnofessional competencies of militany pensonnel]. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology, 2016, vol. 53 (4.5), p. 44-49. (In Russian).
2. Vononov S. A. Diagnostika sfonminovannosti pnofessional'nyh kompetencij voennosluzhashchih RF [Diagnostics of the fonmation of pnofessional competencies of militany pensonnel of the Russian Fedenation]. World of Education and Education in the World, 2017, no. 4 (68), р^ 194-198. (In Russian).
3. Dudaev G. S.-H. Analiz teoneticheskih podhodov k fonminovaniyu upnavlencheskoj kompetencii u budushchego specialista gosudanstvennogo upnavleniya [The analysis of theonetical appnoaches to the fonmation of managenial competences of the futune specialist of public administnation]. Fundamental Research, 2014, no. 9-12, рp. 2760-2764. (In Russian).
4. Efnemov O. Yu. Voyennaya pedagogika [Militany pedagogy]. St. Petensbung, 2014, 640 р. (In Russian).
5. Ingenkamp K. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical Diagnostics]. Moscow, 1991, 238 p. (In Russian).
6. Kobzev M. V., Tsonmutyan L. S. Razvitie upnavlencheskih kompetencij u studentov ekonomicheskih special'nostej [The development of managenial competencies in students of economic specialties]. Bulletin of the GUU, 2013, no. 8, рp. 195-200. (In Russian).
7. Manchenko S. M. Fonminovanie upnavlencheskih kompetencij u komandinov podnazdelenij vojsk nacional'noj gvandii RF dlya pnotivodejstviya infonmacionnomu vozdejstviyu pnotivnika na voennosluzhashchih [Fonmation of managenial competencies of the commandens of the units of the National Guand tnoops of the Russian Fedenation to countenact the infonmational influence of the enemy on the militany pensonnel]. Materials of the scientific-methodical seminar "Management competence as a result of cadets training". St. Petensbung, 2016, pp. 71-73. (In Russian).
8. Malgin V. E. Razvitie upnavlencheskoj kompetentnosti nukovoditelya spontivnoj shkoly [Development of managenial competence of the head of a sports school]. Materials of the V International Scientific Conference "Problems and Prospects for the Development of Education". Penm, 2014, pp. 3-5. (In Russian).
9. Sidonov I. A. Refleksivnaya tekhnologiya nazvitiya upnavlencheskoy kompetentsii u kunsantov voyennykh institutov voysk natsional'noy gvandii [Reflexive technology development management competence of the cadets of militany institutions of the National Guand tnoops]. Abstnact of Ph. D. thesis. St. Petensbung, 2018. 19 p. (In Russian).
10. Khutonskoy A. V. Tekhnologiya pnoektinovaniya klyuchevyh i pnedmetnyh kompetencii [Technology fon designing key and subject competencies]. Eidos, 2005, 12 Decemben. Available at: http://www.eidos.nu/jounnal/2005/1212.htm (accessed 01.11.2016).
УДК/UDC 005:377 А. Н. Солопова, Н. В. Соловьева
A. Solopova, N. Solovieva
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
MANAGEMENT OF THE BUSINESS PROCESS OF FORMING REPORTING
IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION
Введение. Современная сфера образования отличается переплетением информационных потоков по различным направлениям и содержанием функциональных связей. В статье представлено исследование функциональных связей при формировании отчетности: от классного руководителя до заместителя директора учреждения среднего профессионального образования. Обоснована целесообразность автоматизации бизнес-процесса «Управление отчетностью».
Методология. Исследование проводится на основе механизма бизнес-процессов «1С: Документооборот». Использование бизнес-процесса для пользователя соответствует работе с пакетами документов. Разные бизнес-процессы соответствуют различным действиям в системе («назначить социальную стипендию», «ликвидировать задолженность»). Логика бизнес-процесса определяется картой маршрута — схемой движения документа. Продвижение по карте маршрута реализуется посредством вспомогательного объекта «Задача».
Результаты заключаются в обосновании целесообразности использования механизма бизнес-процессов «1С: Документооборот» в образовательном учреждении при управлении движением отчетов по отделам и исполнителям.