Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умения и навыки / войсковая стажировка / практика / подготовка / формирование / курсанты / процесс / skills and abilities / military training / practice / training / formation / cadets / process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Ганзюк, Е.И. Федак

В данной статье авторами рассматривается существующая система практико-ориентированной подготовки курсантов в военных вузах. В частности, рассматривается педагогическая практика, ее роль в военно-профессиональной подготовке офицерских кадров, в подготовке и становлении их как педагогов. Также рассматриваются основные направления совершенствования процесса формирования военно-профессиональных умений и навыков курсантов в ходе практик (войсковых стажировок). Обосновывается система непрерывной педагогической практики курсантов как возможной оптимальной на сегодняшний день стратегии практического обучения курсантов военных вузов, и раскрываются условия для успешного функционирования этой системы. Авторы сделали выводы о том, что существующая система практико-ориентированной подготовки курсантов в военных вузах нуждается в совершенствовании, а заявленный подход позволит преодолеть все те недостатки, которые не позволяют в полной мере осуществлять качественную подготовку высококвалифицированных офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL SKILLS AND SKILLS OF COURSANTS DURING PRACTICE AND MILITARY TRAINING

In this article, the authors examine the existing system of practice-oriented training of cadets in military universities. In particular, it examines pedagogical practice, its role in the military professional training of officers, in the preparation and development of them as teachers. The main directions of improving the process of forming military professional skills and abilities of cadets in the course of practice (military training) are also considered. The system of continuous pedagogical practice of cadets is substantiated as a possible optimal today strategy for the practical training of cadets of military universities, and the conditions for the successful functioning of this system are revealed. The authors concluded that the existing system of practice-oriented training of cadets in military universities needs to be improved, and the declared approach will overcome all those shortcomings that do not allow to fully carry out high-quality training of highly qualified officers.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК»

Как показывает практика, неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создать сначала детскую организацию под названием «Лидер», где был бы свой президент, его помощники, свое название и девиз. Основная цель организации заключалась в раскрытии и реализации организаторских и творческих способностей; развитии ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формировании опыта ведения предвыборной и выборной кампаний. Все это осуществляется через Президентский совет старшеклассников, проведение праздничных мероприятий, например, праздник школьной организации "Содружество", деловые и ролевые игры, школу актива. Также мы стараемся вовлечь в самоуправление "ученик - учитель - родитель" и родителей. Для этого используются различные формы: родительские собрания, организация кружков и секций, творческие группы, например, "Мужской совет", «Родительские инициативы», «Добрые советы» и т.д. Можно очень многое в школе делать вместе, и это получается намного лучше, чем просто при манипулировании детским коллективом, учащиеся стали гораздо активнее. Причём их активность не была основана на принудительном порядке, а вызвана, прежде всего, их собственной инициативой, желанием себя показать, раскрыть свой творческий потенциал.

На основе полученного опыта можно рекомендовать ряд идей по совершенствованию школьного самоуправления:

- разработать методическое пособие для руководителей, учителей, учащихся «Ученическое самоуправление как средство формирования лидерских качеств»;

- разработать методические материалы: брошюры; листовки на тему «Как развивать лидерство»;

- постоянно выявлять с помощью тестовых методик совместно с психологом школы лидерские, креативные способности учащихся и использовать их потенциал для формирования структуры ученических самоуправлений;

- проводить с учащимися тренинги, направленные на развитие лидерских, организаторских способностей учащихся, эмоционального интеллекта, так называемых «мягких навыков» (soft skills),

- проводить общешкольные, общегородские, республиканские и всероссийские конкурсы «Я лидер», используя опыт педагогов страны [6; 7; 8 и др.].

Библиографический список

На основании изучения научной, психологической, педагогической, методической литературы, обобщения передового опыта педагогов и проведения опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы.

1. Подростковый возраст является сензитивным для формирования лидерских качеств личности, поскольку для ребят характерно строить профессиональные и жизненные планы, к этому периоду складывается мировоззрение и определяются идеалы и жизненные ценности. Активное отношение к действительности и стремление ее изменить, возросшая самостоятельность и ответственность за свои действия позволяют приобщать учащихся к социально значимой деятельности во внутреннем и внешнем социуме.

2. Участие в работе органов школьного самоуправления позволяет достаточно эффективно формировать лидерские качества у ребят, поскольку общественная работа предполагает включение в разнообразную по содержанию и формам социально значимую деятельность во внутреннем и внешнем социуме. Педагогическая поддержка ученических инициатив и стимулирование общественной деятельности способствуют развитию активности, инициативности, самостоятельности и решительности школьников.

3. В процессе опытно-экспериментальной работы было доказано, что лидерские качества личности формируются в социально значимой деятельности, к которой у участников школьного самоуправления наблюдается активное, заинтересованное отношение.

Научная новизна статьи определяется выявлением роли школьного самоуправления в развитии личностного потенциала учащихся через такую форму, как Школьный парламент

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о возможностях использования школьного самоуправления в процессе организации внеклассной воспитательной работы, массовых мероприятий, акций.

Практическая значимость заключается в том, что на примере конкретной общеобразовательной школы показаны возможности школьного самоуправления через такую эффективную форму, как Школьный парламент.

1. Молодёжное парламентское движение России. Available at: http://www.newparlament.ru/news/view

2. Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. Москва, 2016.

3. Труфакин Д.С., Конышева А.В., Никитина Е.Л. Ученическое самоуправление как средство формирования правовой культуры школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; № S20: 1 - 3. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470221.htm

4. Старкова Г.В. Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук, 2011.

5. Яворская О.Э. Школьное самоуправление как механизм формирования лидерских качеств у молодёжи. Молодой ученый. 2019; № 19 (25).

6. Ролевая игра «Выбор за тобой!» для учащихся 10 - 11-х классов. Available at: https://kze.docdat.com/docs/268/index-1000291-58.html

7. Купина И.В. Ученическое самоуправление как одно из средств воспитания у школьников лидерских качеств. Available at: https://infourok.ru/doklad-na-temu-uchenicheskoe-samoupravlenie-kak-odno-iz-sredstv-vospitaniya-u-shkolnikov-liderskih-kachestv-344068.html

8. Герасимова О.М. Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-deti/Gerasimova.pdf

References

1. Molodezhnoe parlamentskoe dvizhenie Rossii. Available at: http://www.newparlament.ru/news/view

2. Nechaev M.P. Vozhatyj detskogo kollektiva. Metodika vospitatel'noj raboty: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov i pedagogov. Moskva, 2016.

3. Trufakin D.S., Konysheva A.V., Nikitina E.L. Uchenicheskoe samoupravlenie kak sredstvo formirovaniya pravovoj kul'tury shkol'nikov. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2017; № S20: 1 - 3. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470221.htm

4. Starkova G.V. Formirovanie liderskih kachestv starsheklassnikov v deyatel'nosti detskih obschestvennyh organizacij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk, 2011.

5. Yavorskaya O.'E. Shkol'noe samoupravlenie kak mehanizm formirovaniya liderskih kachestv u molodezhi. Molodoj uchenyj. 2019; № 19 (25).

6. Rolevaya igra "Vyborza toboj!" dlya uchaschihsya 10 - 11-h klassov. Available at: https://kze.docdat.com/docs/268/index-1000291-58.html

7. Kupina I.V. Uchenicheskoe samoupravlenie kak odno iz sredstv vospitaniya u shkol'nikov liderskih kachestv. Available at: https://infourok.ru/doklad-na-temu-uchenicheskoe-samoupravlenie-kak-odno-iz-sredstv-vospitaniya-u-shkolnikov-liderskih-kachestv-344068.html

8. Gerasimova O.M. Uchenicheskoe samoupravlenie kak uslovie razvitiya liderskih kachestv. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-deti/Gerasimova.pdf

Статья поступила в редакцию 15.11.21

УДК 378

Ganzyuk А.А., adjunct, Department No. 19 (Pedagogy), Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: ganz1207@mail.ru

Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department No. 19 (Pedagogy), Military University of the Ministry of Defense of the Russian

Federation (Moscow, Russia), E-mail: Press7vu@gmail.ru

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL SKILLS AND SKILLS OF COURSANTS DURING PRACTICE AND MILITARY TRAINING. In this article, the authors examine the existing system of practice-oriented training of cadets in military universities. In particular, it examines pedagogical practice, its role in the military professional training of officers, in the preparation and development of them as teachers. The main directions of improving the process of forming military professional skills and abilities of cadets in the course of practice (military training) are also considered. The system of continuous pedagogical practice of cadets is substantiated as a possible optimal today strategy for the practical training of cadets of military universities, and the conditions for the successful functioning of this system are revealed. The authors concluded that the existing system of practice-oriented training of cadets in military universities needs to be improved, and the declared approach will overcome all those shortcomings that do not allow to fully carry out high-quality training of highly qualified officers.

Key word: skills and abilities, military training, practice, training, formation, cadets, process.

А.А. Ганзюк, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ganz1207@mail.ru

Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Press7vu@gmail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИК И ВОЙСКОВЫХ СТАЖИРОВОК

В данной статье авторами рассматривается существующая система практико-ориентированной подготовки курсантов в военных вузах. В частности, рассматривается педагогическая практика, ее роль в военно-профессиональной подготовке офицерских кадров, в подготовке и становлении их как педагогов. Также рассматриваются основные направления совершенствования процесса формирования военно-профессиональных умений и навыков курсантов в ходе практик (войсковых стажировок). Обосновывается система непрерывной педагогической практики курсантов как возможной оптимальной на сегодняшний день стратегии практического обучения курсантов военных вузов, и раскрываются условия для успешного функционирования этой системы. Авторы сделали выводы о том, что существующая система практико-ориентированной подготовки курсантов в военных вузах нуждается в совершенствовании, а заявленный подход позволит преодолеть все те недостатки, которые не позволяют в полной мере осуществлять качественную подготовку высококвалифицированных офицеров.

Кточевые слова: умения и навыки, войсковая стажировка, практика, подготовка, формирование, курсанты, процесс.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что переключение внимания на роль военного образования, важность которого все более осознается на разных уровнях управления, стремление сделать подлинную науку реально востребованной в жизни войск и вузов потребовали нового осмысления сущности, содержания и методики всего процесса обучения и особенно практики курсантов в войсках и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации [1-7].

Появляются новые предметные области знаний, которые должны быть освоены военнослужащими, возрастают актуальные требования к их опыту, практическим умениям и навыкам [4, с. 127.]. Существовавшие ранее подходы к обучению в целом и к организации производственной (педагогической) практики в частности устарели. Они не обеспечивают требуемого в войсках и вузах качества специалиста. Из года в год в отзывах (в пределах 30%) на выпускников отмечается низкий уровень методической подготовки. Растет процент обучающихся, не умеющих работать с людьми, со слабо развитыми личностными качествами.

Отмечается, что индивидуальная подготовка офицеров не в полном объеме обеспечивает требуемый уровень знаний, умений, навыков и командирских качеств для исполнения ими обязанностей по занимаемым должностям [7, с. 34.]. Из общего количества выпускников военных вузов 2012-2020 гг 11% молодых офицеров имели отрицательные служебные характеристики и не соответствовали занимаемой должности [6, с. 5].

Анализ этих и других упущений в подготовке курсантов вывел на проблему обеспечения единства теоретического и практического аспектов в их подготовке, на потребность в новых подходах в построении всей системы практического обучения. Одной из оптимальных и возможных на сегодня стратегий практического обучения курсантов может выступить система непрерывной их практики.

К такому выводу подвели последовательные поиски, изучение зарубежного опыта, современные тенденции по формированию ведущих навыков современного специалиста XXI в., а также сама жизнь [8]. Таким образом, решение обозначенной проблемы по совершенствованию военно-профессиональной подготовки выпускников военных вузов выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - выявление и обоснование нового подхода в построении системы практического обучения курсантов военных вузов.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть существующую систему практики в военных вузах; определить ряд принципов, на основании которых целесообразно по-новому строить педагогическую практику; определить условия для успешного функционирования системы непрерывной педагогической практики обучающихся.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в образовательном учреждении.

Опираясь на исследования С.И. Зимина [3], Д.В. Логвиненко С. [5] и др., рассмотрим аргументы и доказательства в пользу заявленной стратегии. В начале рассуждений критически посмотрим на существующую систему практики в военных вузах.

Во-первых, она рассматривается как вид учебных занятий, который во многом обособлен от основного учебного процесса (проводится вне военного вуза и без непрерывного руководства).

Во-вторых, практика во многом носит копирующий, а не творческий характер (курсанты ищут так называемые «болванки» дидактических материалов и без достаточного осмысления пытаются реализовать их на практике).

В-третьих, фактически отсутствуют обучающий и воспитывающий характер практики (часто нет многократного повторения в отработке навыков; редкие встречи курсантов с подчиненными не позволяют им установить доверительных отношений).

В-четвертых, в ходе организованной таким образом практики не удается в единстве реализовать возможности различных видов практики (практических занятий в вузе (тренингов, практикумов, практических задач).

В-пятых, руководство со стороны кафедр вузов в ходе практики фактически отсутствует и сводится к «инспектированию» обучающихся.

Есть и ряд других существенных недостатков в вопросах содержания, организации и методического обеспечения практики [2, с. 4].

Реформа в Вооруженных Силах РФ позволила во многом по-новому посмотреть на производственную (педагогическую) практику и ее роль в деле подготовки военных специалистов как педагогов. В новых условиях традиционный подход, который был ориентирован на изначальное овладение знаниями предметов, изучаемых в вузе, и лишь потом, на завершающем этапе обучения проводилась комплексная практика, перестал отвечать запросам войск. Реализуя его, считалось, что можно овладеть совокупностью определенных готовых знаний по ряду предметов и потом, где-то в конце процесса обучения можно закрепить знания разнородных наук на практике. Итоги такого обучения неоднократно подводились в отчетах, отзывах на выпускников. В обобщенном виде из них следует такой вывод: теоретическая подготовка у выпускников вузов достаточная (высокая, соответствует требованиям), практическая значительно отстает от требований. То есть наблюдается разрыв между теоретическими и практическими аспектами в обучении.

При правильном обучении теория принципиально не может быть оторвана от профессиональной деятельности, которую она обеспечивает (описывает, объясняет, дает ей рекомендации). Очевидно, чтобы теория действительно стала руководством к действию в практической работе, необходимы другие стратегии обучения, иное понимание всех структур и связей учебного процесса.

На смену традиционным информационным технологиям обучения и воспитания, находящимся под технократическим уклоном и косвенным обращением к человеку, приходят новые стратегии, отвечающие современным требованиям развития профессиональной армии с прямым обращением к изучению и учёту в работе личностных компонентов (потребностей, способностей, направленности личности и т.д.) [1, с. 109].

Преимущества нового подхода к производственной (педагогической) практике позволяют раскрыть сопоставительный анализ его с традиционной постановкой вопроса.

В существовавшей системе обучения практика рассматривалась как завершающий, итоговый этап обучения. Ему предшествовала теоретическая (аудиторная) подготовка, так сказать «давались» знания, которые необходимо было обучаемым самим закреплять на практике. Практике предшествовало изучение целого набора разнородных дисциплин со слабыми межпредметными и межтемными связями. Кафедры, которые специализировались по отдельным предметам, больше всего интересовали не деятельность, которой должен был овладеть обучающийся, а тематика и логика своей науки. В итоге целостной профессиональной деятельности, например, обучению, воспитанию, изучению и учету в деятельности параметров личности и т.д., ни одна кафедра углубленно обучающихся не учила. Предполагалось, что эта роль должна отводиться практике, во время которой сам обучаемый должен был синтезировать разрозненные, часто к концу обучения забытые, знания различных предметов.

То есть, пожалуй, самое сложное в обучении оставалось вне руководства опытных педагогов. На практику, которая проводилась в ряде вузов, а часть - и в разных городах, выделялись из расчета на 10-15 человек один-два преподавателя-руководителя. За 10-15 дней командировки преподаватель не всегда успевал даже познакомиться и побеседовать со всеми подчиненными. О непрерывности и последовательности руководства практикой курсантов со стороны преподавателей вузов не могло быть и речи.

Преподаватели же кафедр училищ (предмета специализации) по прибытии курсантов, как правило, убывали в отпуск, командировки или выполняли другие задачи, не связанные с учебным процессом.

Стажеры, не всегда представляя всю сложность и ответственность педагогического труда, многие вопросы упрощали. После проведения нескольких бесконтрольных занятий у них складывалось впечатление легкости работы педагогом. Все это отрицательно сказывалось на ответственности и потребностно-мо-тивационной сфере в их последующей учебной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа позволила определить, обосновать ряд принципов, на основании которых целесообразно по-новому строить педагогическую практику. Основными среди них выступают принципы комплексности, непрерывности, систематичности, индивидуальности, непосредственной связи с войсковой и вузовской практикой. Но сами по себе хорошие принципы могут быть «мертвыми», если их не оживить личностными качествами. Имеется в виду, что

курсант должен быть не «объектом», а активным «субъектом» педагогического процесса. Он должен быть не условно и часто формально включен в него, а полноценно и ответственно овладевать профессиональной деятельностью (конкретными ее видами и способами).

Следует сказать еще об одной принципиальной исходной посылке построения профессиональной подготовки в вузе. В учебном процессе в целом и в ходе практики в частности ведущей должна выступить деятельность научения, а обучаемый не столько ее объект, сколько активный субъект деятельности. Как правило, определяющим фактором в научении выступает организация деятельности субъекта по усвоению способов этой деятельности.

В этом заключается смысл нового обучения в ходе непрерывной педагогической практики.

Заявленный подход позволит преодолеть недостатки информативно-сообщительного и копирующего обучения в ходе практики и перейти к развитию способностей начинающего специалиста, то есть к реальному овладению им способами будущей деятельности. При этом в учебном процессе придется перейти от преимущественного преподавания знаний, умений и навыков к преимущественному научению, где превалирует процесс организации, управления учебной практической деятельностью обучаемых и не как «объектов целенаправленных воздействий», а как активных субъектов этой деятельности. Такой подход изменяет характер деятельности педагога как учителя. В качестве заглавного у него теперь будет выступать не сбор и передача информации (чаще сведений) или контроль того, как обучающиеся сами овладели способами деятельности, а разработка дидактических средств (материалов задач, заданий, рекомендаций и т.д.) по овладению мыслительными операциями и способами профессиональной деятельности. Тем самым изменяется характер отношений в системе «педагог -ученик».

Такого рода посылки были положены в основу организации системы непрерывной педагогической практики курсантов. Для успешного ее функционирования необходимо:

- во-первых, учебные планы, тематические планы и рабочие программы дисциплин специализации согласовать по времени, тематике и содержанию решения практических задач;

- во-вторых, выделить для прохождения практики один день в неделю;

- в-третьих, обеспечить переход от уровня практики, где профессиональная деятельность базируется на копировании эмпирически-практического опыта,

Библиографический список

а знания существуют в виде цели и отражают опыт в виде системы операций с объектом, к уровню, где научение практическому решению осуществляется на базе теоретического знания, т.е. в единстве теоретического и практического. В этом случае целостные виды деятельности в качестве совокупностей способов деятельности осмысливаются теоретически;

- в-четвертых, практические занятия по всем изучаемым в вузах дисциплинам целесообразно объединить единым педагогическим профессионально ориентированным замыслом. На них курсанты в комплексе необходимых дисциплин должны отрабатывать конкретные варианты способов профессиональной деятельности (как по элементам, так и целостно). Обучающимся должна быть предоставлена возможность неоднократного повторения и исправления навыка;

- в-пятых, за тремя-четырьмя обучающимися на весь период обучения целесообразно закреплять преподавателя (по кафедре специализации) - руководителя практики, который должен быть постоянным консультантом для них;

- в-шестых, в каждом семестре на зачетах и экзаменах обучающийся демонстрирует по выбору преподавателя, что и на каком уровне он освоил, и с учетом этого ему выставляется балльная оценка.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что существующая система практико-ориентированной подготовки курсантов в военных вузах действительно нуждается в совершенствовании, а заявленный подход позволит преодолеть все те недостатки, которые не позволяют в полной мере осуществлять качественную подготовку высококвалифицированных офицеров. Для того чтобы практика была не только критерием истинности теоретического знания, но и определителем того, что нужно офицеру для его профессиональной деятельности, она должна быть соответствующим образом сформирована и организована на базе прогрессивной теории.

Научная новизна статьи определяется выявлением новых форм совершенствования процесса формирования военно-профессиональных умений и навыков курсантов в ходе практик и войсковых стажировок.

Теоретическая значимость статьи состоит в рассмотрении основных условий реализации нового подхода в построении системы практического обучения курсантов военных вузов.

Практическая значимость заключается в определении деятельности субъектов образовательного процесса в построении нового организационно-методического подхода в системе практического обучения курсантов военных вузов.

1. Буртный К.П. Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны. Задачи офицерского состава на 2021 учебный год. Армейский сборник. 2020; № 11: 109 - 115.

2. Гуменный В.В. Профессиональное становление курсантов на завершающем этапе обучения в военном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

3. Зимин С.И. Проектирование учебно-производственной практики курсантов военного вуза на основе компетентностного подхода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Астрахань, 2009.

4. Логвиненко Д.В. Потенциал производственной практики в профессиональной педагогической подготовке курсантов военного вуза. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018; № 1 (18): 126 - 130.

5. Логвиненко Д.В. Профессиональная педагогическая подготовка курсантов военного вуза в процессе производственной практики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2021.

6. Наумов А.И. Дидактическое моделирование профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2020.

7. Столяревский С.П., Сивоплясов Д.В. На основе отзывов из войск пути совершенствования системы военного образования и подготовки специалистов в современных условиях. Вестник военного образования. 2019; № 2 (17): 31 - 35.

8. Саидов З.А., Ярычев Н.У., Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

References

1. Burtnyj K.P. Rossiya v sovremennom mire. Osnovnye napravleniya social'no-'ekonomicheskogo, politicheskogo i voenno-tehnicheskogo razvitiya strany. Zadachi oficerskogo sostava na 2021 uchebnyj god. Armejskij sbornik. 2020; № 11: 109 - 115.

2. Gumennyj V.V. Professional'noe stanovlenie kursantov na zavershayuschem 'etape obucheniya v voennom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

3. Zimin S.I. Proekíirovanie uchebno-proizvodstvennojpraktikikursantov voennogo vuza na osnove kompetentnostnogopodhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Astrahan', 2009.

4. Logvinenko D.V. Potencial proizvodstvennoj praktiki v professional'noj pedagogicheskoj podgotovke kursantov voennogo vuza. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; № 1 (18): 126 - 130.

5. Logvinenko D.V. Professional'naya pedagogicheskaya podgotovka kursantov voennogo vuza v processe proizvodstvennoj praktiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2021.

6. Naumov A.I. Didakticheskoe modelirovanie professional'nojpodgotovkikursantov voennyh komandnyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Stolyarevskij S.P., Sivoplyasov D.V. Na osnove otzyvov iz vojsk puti sovershenstvovaniya sistemy voennogo obrazovaniya i podgotovki specialistov v sovremennyh usloviyah. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019; № 2 (17): 31 - 35.

8. Saidov Z.A., Yarychev N.U., Sokolova N.I. Navyki XXI veka v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 318 - 320.

Статья поступила в редакцию 16.11.21

УДК 37.035

Zembatova L.T., Professor, Department of Primary and Pre-School Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS ON THE BASIS OF EDUCATIONAL AND PREVENTIVE ACTIVITIES OF A TEACHER. The

article discusses a concept of "deviant behavior", defines the essential content of this concept and describes various educational and preventive measures to correct such behavior in adolescents. The urgency of this problem is obvious. In addition to the positive changes affecting modern society, there have been some negative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.