16. Tul'chinskij G.L. Svoboda i smysl. Novyj sdvig gumanitaarnoj paradigmy. Rossijskie issledovaniya v gumanitarnyh naukah. Lewiston-Queenston-Lampeter The Edwin Mellen Press, 2001; T. 16.
17. Zotova N.G., Petruchenya N.V., Steshenko V.V. The concept of «health» in the structure of the teachers professional culture. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019; Vol. LXXIII: 574 - 583.
18. Haug B.S., Mork S.M. Taking 21st century skills from vision to classroom: What teachers highlight as supportive professional development in the light of new demands from educational reforms. Teaching and Teacher Education. 2021; T. 100: S.103286. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103286
19. Rissanen I., Kuusisto E., Tuominen M., Tirri K. In search of a growth mindset pedagogy: A case study of one teacher's classroom practices in a Finnish elementary school. Teaching and teacher education. 2019; Vol. 77: 204 - 213.
Статья поступила в редакцию 21.11.21
УДК 371
Gajiyeva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: patimat.kamus@mail.ru
Radjabov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Dagestan state pedagogical University (Makhachkala, Russia) Ibragimov M.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Dean of Faculty of Management and Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)
CIVIL AND LEGAL EDUCATION OF STUDENTS BY MEANS OF YOUTH SELF-GOVERNMENT. The article is based on the analysis of psychological and pedagogical literature and generalization of the practical experience of educational organizations on the problem of research. Features of civil law education of students through involvement in the activities of student self-government are considered. The paper reveals possibilities of school self-government in the education of leadership qualities and citizenship in the younger generation. The authors conclude that participation in the work of school self-government bodies makes it possible to form leadership qualities in children quite effectively, since public work involves inclusion in socially significant activities in internal and external society that are diverse in content and forms. Pedagogical support of student initiatives and stimulation of social activities contribute to the development of activity, initiative, independence and determination of schoolchildren.
Key words: student self-government, legal space of the school, leadership qualities, civic position.
ПД. Гаджиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: patimat.kamus@mail.ru
Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала М.А. Ибрагимов, канд. юрид. наук, декан факультета управления и права ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
СРЕДСТВАМИ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения практического опыта работы образовательных организаций по проблеме исследования рассмотрены особенности гражданско-правового воспитания учащейся молодежи посредством приобщения к деятельности ученического самоуправления; охарактеризованы возможности школьного самоуправления в воспитании лидерских качеств и гражданской позиции подрастающего поколения. Авторы делают вывод о том, что участие в работе органов школьного самоуправления позволяет достаточно эффективно формировать лидерские качества у ребят, поскольку общественная деятельность предполагает включение в разнообразную по содержанию и формам социально значимую деятельность во внутреннем и внешнем социуме. Педагогическая поддержка ученических инициатив и стимулирование общественной деятельности способствуют развитию активности, инициативности, самостоятельности и решительности школьников.
Ключевые слова: ученическое самоуправление, правовое пространство школы, лидерские качества, гражданская позиция.
Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Сформированные лидерские качества имеют высокое значение в современной политической, социальной обстановке. Через лидеров реализуется управленческий механизм. Изменения в обществе требуют и изменений в школе. Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и на уважении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. Установлено, что не любая деятельность развивает лидерские качества, а лишь та, которая ставит ученика в определенное отношение к коллективу людей.
Актуальность исследования обусловливается и тем, что современная школа должна обучать не только наукам, но и научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях.
Цель статьи: рассмотреть возможности повышения эффективности гражданско-правового воспитания учащейся молодежи средствами молодежного самоуправления.
Анализ проведенного нами исследования среди учащихся 7-11 классов позволяет сделать вывод о том, что каждая школа - это маленькое государство, которое создает условия для развития лидерских качеств. Опираясь на результаты анкетного опроса, которым было охвачено более 150 учеников, причем респондентами стали учащиеся разных возрастных групп, нами выявлены следующие условия развития лидерских качеств средствами ученического самоуправления: вовлечение учащихся в школьное ученическое самоуправление, использование социального проектирования как средства развития лидерских качеств у ребен-
ка, создание педагогом или старшим вожатым «ситуации успеха», поддержка и похвала ученика-лидера.
На основе анализа психолого-педагогической литературы в своем исследовании ученическое самоуправление определяется нами как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Опираясь на вышеизложенное и анализируя собственный практический опыт, можем констатировать, что именно школьное ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны.
Жизнь в гражданском правовом обществе требует от человека умения признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в социуме, приходить к согласию и взаимодействовать для достижения общих целей. Для того чтобы ценности гражданского общества стали личными ценностями каждого человека, необходим такой социальный контекст образования, когда ребенок постоянно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей.
Правовое пространство школы, наряду с другими образовательными пространствами, образуют уклад ее жизни, т.е. такую ее организацию, которая во многом определяет, какие нормы и правила усваиваются и закрепляются в поведении детей. Как указывают исследователи, такой уклад (стиль жизни) больше влияет на становление жизненных ценностей молодежи, чем формальные курсы граждановедения. Участие детей во внутришкольном самоуправлении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей.
Неслучайно организация Объединенных Наций в «Конвенции ООН о правах ребенка» (от 20 ноября 1989 г) наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества. Организация внутришкольного самоуправления в рамках специально создаваемого в школе правового пространства дает возможность как педагогам, так и различным звеньям школьного коллектива создавать ситуации проживания в этом пространстве, в которых нужно найти свой способ поведения, выразить свое отношение к ситуации или проблеме.
Ускоряющиеся темпы развития современного общества выражаются в потребности появления нового типа лидера, который обладал бы способностью эффективно маневрировать среди процессов, происходящих в обществе, стремлением к решению возникающих проблем с помощью инновационных подходов, свойствами лидера, готовностью взять на себя ответственность и проявить инициативу, навыками руководства и высокими коммуникативными навыками, а также желанием реализовывать свои лидерские качества. Проблема лидерских качеств в современном мире актуальна, поскольку качества являются компонентом личности. Имея представление о понятии и содержании качеств лидера, можно говорить о том, что индивид, обладающий данными качествами, сможет в большей степени актуализироваться в обществе, занимать лидерские позиции, управлять и организовывать группу людей, что позволит ему развиваться как личности, его деятельность будет положительно сказываться на решении проблем общества.
Особое место в современных исследованиях отводится развитию лидерских качеств именно у молодёжи, которая будет формировать будущий образ Российской Федерации. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включённый в общественное производство, в трудовую деятельность. Общеизвестный факт, что участие во внеучебной деятельности организации, в которой проходят обучение молодые люди в данный момент, а также в общественной жизни места своего пребывания является условием развития личностных качеств молодых людей. При этом внеучебная и общественная деятельность могут представлять собой как посещение различных кружков, секций, культурных мероприятий, так и участие в органах управления на доступном для них уровне. Наиболее ярко лидерские качества учеников выражаются именно во время осуществления деятельности в режиме самоуправления, например, школьного. Подобная деятельность существенно отличается от деятельности в режиме руководства или управления, поскольку представители самоуправления не являются безмолвными исполнителями или участниками каких-либо мероприятий. Молодёжь, например, через школьное самоуправление должна принимать непосредственное участие в создании этого мероприятия, корректировать формы его реализации, выступать инициатором идей по его проведению, то есть становиться полноценным участником процесса создания, подготовки, реализации.
Ученическое самоуправление выступает в качестве стартовой площадки, первой ступенью на пути к серьёзной, взрослой деятельности за пределами образовательного учреждения и без активного участия членов семьи в жизни старшеклассников. Работа в ученическом самоуправлении необходима не только для поддержания движения молодёжного парламентаризма в России, но и для того, чтобы сами молодые люди приобрели необходимые компетенции, которые будут полезны и в студенческие годы, и в том случае, если необходимо после школы сразу включиться в рабочий процесс.
На сегодняшний день всё также актуальной остаётся проблема отношения педагогического состава учебного заведения к ученическому самоуправлению. Данное отношение выражается в тех функциях, которыми администрация нередко наделяет участников самоуправления. Чаще всего это участие в мероприятиях либо чисто физическая помощь в их проведении, то есть сугубо исполнительные функции.
Анализ существующей теории и практики деятельности образовательных организаций позволяет нам судить о том, что в современных условиях необходимо создание условий, при которых ученики смогут уделять время на развитие своих личностных качеств. В частности, формирование лидерских качеств невозможно при сугубо исполнительной деятельности. Необходимо ставить перед коллективом ученического самоуправления задачи разной сложности, мотивировать его работу, оказывать помощь и поддержку на административном уровне.
В психолого-педагогической литературе лидерские качества старшеклассников определены как совокупность свойство и черт личности, позволяющих старшему школьнику статусно выделиться в социальной группе и выражающихся в активном проявлении своей позиции, способности быстро ориентироваться в ситуациях, адекватно реагировать на вызовы и угрозы времени, ставить социально значимые цели, сплачивать и вести к ним людей.
Таким образом, участники ученического самоуправления - это как раз и есть та группа молодых людей, выделившихся из общей массы для реализации своих интересов или интересов определённой группы учеников. Это те потенциальные лидеры, которые могут стать активными участниками общественно-политической жизни страны, поэтому так важно, чтобы окружающие их большую часть времени люди - члены семьи и педагогический состав - постарались обеспечить им условия, при которых ученическое самоуправление станет надёжной стартовой площадкой для саморазвития и самоопределения.
Как показывает анализ практического опыта, в образовательных организациях г. Махачкалы созданы благоприятные условия для развития лидерских ка-
честв молодых людей старшего школьного возраста. Школьникам предлагается разнообразный выбор направлений деятельности, которой они могут заниматься: управление учебной организацией, социальная работа, творческая деятельность.
В современных условиях, складывающихся в международных отношениях России, нестабильности её социально-экономической обстановки, нарастания интеграционных связей со странами Азии всё большее значение приобретает институт молодёжного самоуправления как форма управления экономическими, политическими, социокультурными процессами.
Государственная молодёжная политика - деятельность органов государственной власти, направленная на развитие профессионального, социального потенциала молодёжи, что достигается через создание системы социально-экономических, политических, культурных, правовых, организационных норм, способствующих комфортной социализации молодых граждан в социуме.
В этой связи в качестве первой ступени создания молодежного парламента мы предлагаем повысить внимание к созданию и развитию ученического самоуправления как основного средства формирования правового пространства школы.
Приведём в качестве примера опыт СОШ № 42 г Махачкалы, на базе которой были проведены исследования, посвящённые организации гражданско-правового воспитания учащихся школьниками на основе молодёжного самоуправления. Исследование было проведено в период 2020-2021 уч. г
В концепции и программе развития школы на период до 2025 года говорится о том, что она ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане работы школы одним из главных является раздел воспитательной работы, основные задачи которой заключаются в обеспечении условий для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка; создании развивающей среды, способствующей самоутверждению личности в различных видах деятельности; формировании коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.
Общеобразовательная школа является той уникальной средой, которая оказывает огромное значение на процесс социализации детей, подростков, юношей и девушек.
Школа должна стать системой, состоящей из совокупности множества отдельных пространств, создающих среду для общения и развития школьников и играющих роль регуляторов школьной жизни. Сюда относится учебное, досуго-вое, информационное, воспитательное, правовое пространства.
При этом учащиеся получают в образовательном учреждении не только знания, но, прежде всего, определённые компетенции, позволяющие им в дальнейшем лучше социализироваться во взрослой жизни.
В данной системе должны быть созданы все условия для формирования взаимоотношений между всеми его участниками - взрослыми и детьми, педагогами и учащимися, учащимися между собой.
Идея вовлечения учащихся в школьное самоуправление не нова. Ей уже больше ста лет Первым в нашей стране её реализовал великий педагог А.С. Макаренко. Причём его опыт особенно ценен, так как он работал с очень трудными подростками, за плечами которых стояли совершённые ими преступления. Именно А.С. Макаренко впервые высказал мысль о том, что, вовлекая учащихся в управление образовательным учреждением, каждому даётся шанс развить свой талант, сформировать навыки совместной работы, что самым положительным образом сказывается на процессе социализации (применяя уже современный термин).
Полученные в процессе самоуправления знания и опыт совместной деятельности позволят выпускникам школы стать более мобильными и, как следствие, более мобильными, востребованными в области управления, в политике и в других профессиональных сферах. Тем самым ведущая задача школьного самоуправления - сформировать у школьников готовность выполнять в социуме систему определённых социальных ролей.
В СОШ № 42 г Махачкалы сформирован Школьный парламент. В него учащиеся могут пройти после проведённых выборов на базе их классов. При такой системе Школьный парламент оказывается сформированным самыми активными учащимися из каждого класса с выраженными лидерскими качествами. Кроме парламента, который является органом управления на общешкольном уровне, в каждом классе сформирован свой актив, который выполняет многочисленные функции в классном коллективе:
- оказывает помощь классному руководителю в проведении внеклассных воспитательных мероприятий;
- организует дежурство в классе и следит за порядком в целом;
- помогает организовывать массовые мероприятия - школьные праздники, акции и др.
Как показал анализ деятельности Школьного парламента, СОШ № 42 г Махачкалы в период 2020-2021 уч. год удалось добиться следующих результатов:
- в школе повысилось число проведённых внеклассных мероприятий интеллектуальной, творческой, спортивной направленности;
- оказались вовлечёнными в эти мероприятия более 70% учащихся.
В то же время хотелось бы отметить, что работа по самоуправлению в школе - достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется.
Как показывает практика, неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создать сначала детскую организацию под названием «Лидер», где был бы свой президент, его помощники, свое название и девиз. Основная цель организации заключалась в раскрытии и реализации организаторских и творческих способностей; развитии ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формировании опыта ведения предвыборной и выборной кампаний. Все это осуществляется через Президентский совет старшеклассников, проведение праздничных мероприятий, например, праздник школьной организации "Содружество", деловые и ролевые игры, школу актива. Также мы стараемся вовлечь в самоуправление "ученик - учитель - родитель" и родителей. Для этого используются различные формы: родительские собрания, организация кружков и секций, творческие группы, например, "Мужской совет", «Родительские инициативы», «Добрые советы» и т.д. Можно очень многое в школе делать вместе, и это получается намного лучше, чем просто при манипулировании детским коллективом, учащиеся стали гораздо активнее. Причём их активность не была основана на принудительном порядке, а вызвана, прежде всего, их собственной инициативой, желанием себя показать, раскрыть свой творческий потенциал.
На основе полученного опыта можно рекомендовать ряд идей по совершенствованию школьного самоуправления:
- разработать методическое пособие для руководителей, учителей, учащихся «Ученическое самоуправление как средство формирования лидерских качеств»;
- разработать методические материалы: брошюры; листовки на тему «Как развивать лидерство»;
- постоянно выявлять с помощью тестовых методик совместно с психологом школы лидерские, креативные способности учащихся и использовать их потенциал для формирования структуры ученических самоуправлений;
- проводить с учащимися тренинги, направленные на развитие лидерских, организаторских способностей учащихся, эмоционального интеллекта, так называемых «мягких навыков» (soft skills),
- проводить общешкольные, общегородские, республиканские и всероссийские конкурсы «Я лидер», используя опыт педагогов страны [6; 7; 8 и др.].
Библиографический список
На основании изучения научной, психологической, педагогической, методической литературы, обобщения передового опыта педагогов и проведения опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы.
1. Подростковый возраст является сензитивным для формирования лидерских качеств личности, поскольку для ребят характерно строить профессиональные и жизненные планы, к этому периоду складывается мировоззрение и определяются идеалы и жизненные ценности. Активное отношение к действительности и стремление ее изменить, возросшая самостоятельность и ответственность за свои действия позволяют приобщать учащихся к социально значимой деятельности во внутреннем и внешнем социуме.
2. Участие в работе органов школьного самоуправления позволяет достаточно эффективно формировать лидерские качества у ребят, поскольку общественная работа предполагает включение в разнообразную по содержанию и формам социально значимую деятельность во внутреннем и внешнем социуме. Педагогическая поддержка ученических инициатив и стимулирование общественной деятельности способствуют развитию активности, инициативности, самостоятельности и решительности школьников.
3. В процессе опытно-экспериментальной работы было доказано, что лидерские качества личности формируются в социально значимой деятельности, к которой у участников школьного самоуправления наблюдается активное, заинтересованное отношение.
Научная новизна статьи определяется выявлением роли школьного самоуправления в развитии личностного потенциала учащихся через такую форму, как Школьный парламент.
Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о возможностях использования школьного самоуправления в процессе организации внеклассной воспитательной работы, массовых мероприятий, акций.
Практическая значимость заключается в том, что на примере конкретной общеобразовательной школы показаны возможности школьного самоуправления через такую эффективную форму, как Школьный парламент.
1. Молодёжное парламентское движение России. Available at: http://www.newparlament.ru/news/view
2. Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. Москва, 2016.
3. Труфакин Д.С., Конышева А.В., Никитина Е.Л. Ученическое самоуправление как средство формирования правовой культуры школьников. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; № S20: 1 - 3. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470221.htm
4. Старкова Г.В. Формирование лидерских качеств старшеклассников в деятельности детских общественных организаций. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук, 2011.
5. Яворская О.Э. Школьное самоуправление как механизм формирования лидерских качеств у молодёжи. Молодой ученый. 2019; № 19 (25).
6. Ролевая игра «Выбор за тобой!» для учащихся 10 - 11-х классов. Available at: https://kze.docdat.com/docs/268/index-1000291-58.html
7. Купина И.В. Ученическое самоуправление как одно из средств воспитания у школьников лидерских качеств. Available at: https://infourok.ru/doklad-na-temu-uchenicheskoe-samoupravlenie-kak-odno-iz-sredstv-vospitaniya-u-shkolnikov-liderskih-kachestv-344068.html
8. Герасимова О.М. Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-deti/Gerasimova.pdf
References
1. Molodezhnoe parlamentskoe dvizhenie Rossii. Available at: http://www.newparlament.ru/news/view
2. Nechaev M.P. Vozhatyj detskogo kollektiva. Metodika vospitatel'noj raboty: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov i pedagogov. Moskva, 2016.
3. Trufakin D.S., Konysheva A.V., Nikitina E.L. Uchenicheskoe samoupravlenie kak sredstvo formirovaniya pravovoj kul'tury shkol'nikov. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2017; № S20: 1 - 3. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470221.htm
4. Starkova G.V. Formirovanie liderskih kachestv starsheklassnikov v deyatel'nosti detskih obschestvennyh organizacij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk, 2011.
5. Yavorskaya O.'E. Shkol'noe samoupravlenie kak mehanizm formirovaniya liderskih kachestv u molodezhi. Molodoj uchenyj. 2019; № 19 (25).
6. Rolevaya igra "Vyborza toboj!" dlya uchaschihsya 10 - 11-h klassov. Available at: https://kze.docdat.com/docs/268/index-1000291-58.html
7. Kupina I.V. Uchenicheskoe samoupravlenie kak odno iz sredstv vospitaniya u shkol'nikov liderskih kachestv. Available at: https://infourok.ru/doklad-na-temu-uchenicheskoe-samoupravlenie-kak-odno-iz-sredstv-vospitaniya-u-shkolnikov-liderskih-kachestv-344068.html
8. Gerasimova O.M. Uchenicheskoe samoupravlenie kak uslovie razvitiya liderskih kachestv. Available at: http://www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-deti/Gerasimova.pdf
Статья поступила в редакцию 15.11.21
УДК 378
Ganzyuk А.А., adjunct, Department No. 19 (Pedagogy), Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: ganz1207@mail.ru
Fedak E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Department No. 19 (Pedagogy), Military University of the Ministry of Defense of the Russian
Federation (Moscow, Russia), E-mail: Press7vu@gmail.ru
IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF FORMATION OF MILITARY PROFESSIONAL SKILLS AND SKILLS OF COURSANTS DURING PRACTICE AND MILITARY TRAINING. In this article, the authors examine the existing system of practice-oriented training of cadets in military universities. In particular, it examines pedagogical practice, its role in the military professional training of officers, in the preparation and development of them as teachers. The main directions of improving the process of forming military professional skills and abilities of cadets in the course of practice (military training) are also considered. The system of continuous pedagogical practice of cadets is substantiated as a possible optimal today strategy for the practical training of cadets of military universities, and the conditions for the successful functioning of this system are revealed. The authors concluded that the existing system of practice-oriented training of cadets in military universities needs to be improved, and the declared approach will overcome all those shortcomings that do not allow to fully carry out high-quality training of highly qualified officers.
Key word: skills and abilities, military training, practice, training, formation, cadets, process.
А.А. Ганзюк, адъюнкт, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: ganz1207@mail.ru
Е.И. Федак, канд. пед. наук, доц., проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: Press7vu@gmail.ru