Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / взаимодействие / особые образовательные потребности / техноло-гия самопрезентации / digital educational environment / interaction / special educational needs / self-presentation technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллер Ольга Юрьевна, Ротова Наталья Александровна

Современный образовательный процесс в вузе реализуется как в офлайн, так и онлайн форматах, и умение взаимо-действовать в цифровой образовательной среде является одним из ключевых для современного педагога и обучаю-щегося. В статье рассмотрена организация взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе и студентов с особыми образовательными потребностями (ООП), с учетом особенностей цифровой образова-тельной среды. Цель исследования – теоретическое обоснование использования технологии самопрезентации как инструмента организации взаимодействия студентов с особыми образовательными потребностями в цифровой об-разовательной среде. В ходе анализа научно-методической литературы выделена содержательная сущность само-презентации как коммуникативного акта, с помощью которого выстраивается взаимодействие, ее структурные ком-поненты и их характеристика. Методологическим основанием исследования является системно-деятельностный подход как основа современного образовательного процесса, опрос как эмпирический метод исследования. Исполь-зование технологического подхода обусловлено его возможностью представить описательную и конструктивную схему организуемого процесса взаимодействия в ходе самопрезентации. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что на основе содержания самопрезентации с целью организации взаимодействия студентов с ООП в цифро-вой образовательной среде выделены трудности в процессе работы над самопрезентацией; а с учетом условий ор-ганизации успешной речевой коммуникации и определения характерных особенностей роли автора и слушателя представлена содержательная характеристика компонентов самопрезентации. Практическая значимость исследо-вания заключается в том, что раскрыта прогностическая функция технологического подхода, – представлено обос-нованное применение технологии самопрезентации для решения задач организации взаимодействия в цифровой образовательной среде при обучении студентов с особыми образовательными потребностями. Материалы исследо-вания будут полезны для педагогов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERACTION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT WHEN TRAINING STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The modern educational process at a university is implemented both in offline and online formats, and the ability to interact in a digital educational environment is one of the keys for a modern teacher and student. The article examines the organiza-tion of interaction between participants in the educational process, including students with special educational needs (SEN), taking into account the features of the digital educational environment. The purpose of the study is to theoretically substan-tiate the use of self-presentation technology as a tool for organizing the interaction of students with special educational needs in the digital educational environment. In the course of the analysis of scientific and methodological literature, the substantive essence of self-presentation as a communicative act with the help of which interaction is built, its structural components and their substantive characteristics are highlighted. The methodological basis of the study is the system-ac-tivity approach as the basis of the modern educational process, survey as an empirical research method. The use of a tech-nological approach is due to its ability to present a descriptive and constructive diagram of the organized interaction process during self-presentation. Research results. The theoretical significance of the article is that, based on the content of self-presentation in order to organize the interaction of students with OEP in the digital educational environment, difficulties in the process of working on self-presentation are highlighted; and taking into account the conditions for organizing successful verbal communication and determining the characteristic features of the role of the author and listener, a meaningful de-scription of the components of self-presentation is presented. The practical significance of the article is characterized by the fact that the predictive function of the technological approach is revealed a justified application of self-presentation tech-nology is presented for solving problems of organizing interaction in a digital educational environment when teaching stu-dents with special educational needs. The research materials will be useful for university teachers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК378.147 (Методы обучения. Формы преподавания)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

© 2024 О.Ю. Муллер1, Н.А. Ротова2 Муллер Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Института гуманитарного образования и спорта E-mail: muller_ou@surgu.ru Ротова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования E-mail: rotowa.n@yandex.ru Сургутский государственный университет Сургут, Россия

2Сургутский государственный педагогический университет

Сургут, Россия

Статья поступила в редакцию 20.04.2024

Современный образовательный процесс в вузе реализуется как в офлайн, так и онлайн форматах, и умение взаимодействовать в цифровой образовательной среде является одним из ключевых для современного педагога и обучающегося. В статье рассмотрена организация взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе и студентов с особыми образовательными потребностями (ООП), с учетом особенностей цифровой образовательной среды. Цель исследования - теоретическое обоснование использования технологии самопрезентации как инструмента организации взаимодействия студентов с особыми образовательными потребностями в цифровой образовательной среде. В ходе анализа научно-методической литературы выделена содержательная сущность самопрезентации как коммуникативного акта, с помощью которого выстраивается взаимодействие, ее структурные компоненты и их характеристика. Методологическим основанием исследования является системно-деятельностный подход как основа современного образовательного процесса, опрос как эмпирический метод исследования. Использование технологического подхода обусловлено его возможностью представить описательную и конструктивную схему организуемого процесса взаимодействия в ходе самопрезентации. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что на основе содержания самопрезентации с целью организации взаимодействия студентов с ООП в цифровой образовательной среде выделены трудности в процессе работы над самопрезентацией; а с учетом условий организации успешной речевой коммуникации и определения характерных особенностей роли автора и слушателя представлена содержательная характеристика компонентов самопрезентации. Практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыта прогностическая функция технологического подхода, - представлено обоснованное применение технологии самопрезентации для решения задач организации взаимодействия в цифровой образовательной среде при обучении студентов с особыми образовательными потребностями. Материалы исследования будут полезны для педагогов вузов.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, взаимодействие, особые образовательные потребности, технология самопрезентации DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-96-49-55 EDN: GIIRIT

Введение. Для успешного решения задачи индивидуализации обучения студентов с особыми образовательными потребностями необходимо соблюдать условия организации цифровой образовательной среды: организация самостоятельной работы студентов с учебным материалом с помощью специальных алгоритмов, позволяющих овладеть навыками анализа, синтеза, клас-

сификации информации; организация взаимодействия в режиме диалога как между преподавателем и студентами, так и между студентами в составе мини-групп; владение компьютерными технологиями на уровне уверенного пользователя [8]. Результативность образовательного процесса определяется возможностью интериориза-ции знаний, что происходит в процессе взаимодействия с источниками знаний, с людьми как

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 3 (96), 2024

носителями культурного опыта, трансляторами социальных ценностных норм. Только после ин-териоризации социальных ценностей в процессе собственной профессиональной деятельности может происходить накопление индивидом культурного опыта [3]. При организации обучения студентов с ООП в цифровой образовательной среде преподавателю необходимо осуществлять подбор и разработку учебных материалов с учетом нозологий студентов, с использованием различных форм, позволяющих транслировать материал визульно, аудиально, с применением специальных (тифлоинформационных, синтезаторов речи) и др.) устройств [7]. При этом взаимодействие, осуществляемое через цифровую образовательную среду для решения профессиональных задач, имеет отличительные характеристики: во-первых, все учебные материалы, размещенные в цифровой образовательной среде, характеризуют ее методическую направленность, а с другой стороны, когда в цифровой образовательной среде осуществляется взаимодействие обучающихся между собой, преподавателя и обучающихся, то она выполняет роль посредника в процессе интерактивного взаимодействия [12]. Взаимодействие в образовательном процессе, осуществляемое в цифровой образовательной среде, в зависимости от профессиональной задачи, может иметь черты воздействия участников друг на друга с помощью представленной в различных видах информации. Поэтому успешность такого взаимодействия при решении профессиональных задач во многом зависит от владения умением построить самопрезентацию, - донести до слушателя актуальную информацию, раскрывающую позицию автора, его мнение, точку зрения [4]. Важное коммуникативное умение самопрезентации -обобщить накопленный индивидом опыт, соотнести его с существующими культурными нормами, представить другим участникам взаимодействия, чтобы заявить о себе, - особую ценность имеет при организации обучения в цифровой образовательной среде [2].

Цель данного исследования - провести теоретический анализ организации взаимодействия в цифровой образовательной среде и выделить основания для выбора технологии самопрезентации при обучении студентов с ООП для решения профессиональных задач.

Методы исследования. Анализ особенностей организации взаимодействия в цифровой образовательной среде представлен с позиций си-стемно-деятельностного подхода, так как любое взаимодействие - это элемент образовательной системы и необходимое условие ее функционирования, цель и результат деятельности участников образовательного процесса. Авторами также использовался технологический подход как основа для проектирования и применения технологии самопрезентации, представляющей четкую схему организуемого процесса.

История вопроса. Понятие самопрезентации подробно раскрыто в трудах Д. Майерса, где она представляет собой «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать у окружающих и у самого себя благоприятное впечатление» [6]. Рассматривая специфику самопрезентации как коммуникативного явления с позиций литературоведения и языкознания, Е.В. Кулинич выделяет ее основные характеристики, - осмысленность коммуникативного намерения, положительная направленность информации, совпадение субъекта и объекта высказывания [5]. В нашем исследовании под самопрезентацией будем понимать акт коммуникативного воздействия, в ходе которого с помощью прагматических речевых комплексов транслируется положительная информация субъектом об объекте. Успешность коммуникации в самопрезентации, по мнению ряда ученых (Н.В. Войтик, О.Н. Ивус, Н.А. Садыковой), зависит от того, насколько точно автором выбрано содержание высказывания с учетом поставленной цели, которая, в свою очередь, должна совпадать с мнением адресата [2]. Характер информации в самопрезентации может быть разноплановым: она может побуждать слушателя к действию через просьбу, приказ, совет, либо информировать, констатировать, называть факты, события, явления, действия, результаты, однако основополагающая стратегия в самопрезентации - представление субъектом себя, как объекта, с положительной стороны, с учетом требований аудитории слушателей [1].

Результаты исследования. Возможности цифровой образовательной среды активно используются студентами с ООП в процессе профессионально-производственной адаптации, когда деятельность зависит от условий конкретного производства [9; 11]. Во время участия в различных

конкурсах, олимпиадах, проектах производственной направленности, а также в условиях реализации практики, в том числе производственной, студенты часто выполняют задания, связанные с самопрезентацией. С одной стороны, набор информации о себе как представителе определенного вуза, направленности обучения, остается неизменным и трудностей не вызывает, а с другой стороны, возникает необходимость систематизировать информацию о результатах собственной научной и практической деятельности в выбранном направлении, представить ее таким образом, чтобы сделать первый шаг к диалогу, выстроить взаимодействие с другими участниками, создавая при этом положительное мнение о себе как объекте акта самовыражения. С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при организации взаимодействия в цифровой образовательной среде, в Сургутском государственном университете нами был проведен опрос, в том числе и студентов с ООП (40 респондентов). Рассматривая самопрезентацию как способ установления взаимодействия с аудиторией,

мы выделили методические и технические трудности, которые могут испытывать студенты в процессе работы над самопрезентацией:

- сложности при выборе актуальной информации в соответствии с поставленной проблемой и ее решением, сложность в том, что хочется отразить наибольший объем информации;

- сложности в построении концепции основной доказательной части, однако не вся доказательная информация является обоснованной;

- сложности при использовании вспомогательных средств (символов, инфографики) для иллюстрирования идеи [10].

По результатам опроса, только 25% студентов испытывают технические сложности при оформлении результатов обработки информации, использовании вспомогательных графических иллюстративных средств. Большая часть опрошенных (75%) испытывают методические трудности, связанные с отбором информации, ее структурированием в основной части самопрезентации (рис. 1).

Рис. 1. Анализ трудностей при работе с информацией в процессе подготовки самопрезентации (Analysis of difficulties when working with information in the process of preparing a self-presentation)

Какие трудности вы испытываете в процессе подготовки самопрезентации?

| Технические

| Отбор актуальной информации, подтверждающий решение поставленной проблемы

| Сложности в построении концепции, структурировании основной части, подборе обоснованной информации

При обращении студентов к цифровым технологиям в ходе обучения процесс поиска информации можно охарактеризовать как многоаспектный, требующий от студента владения разным спектром умений: уверенное владение компьютером на уровне пользователя, умение использовать цифровые инструменты, образовательные платформы для решения образователь-

ных задач, выстраивание собственной коммуникативной деятельности. Научные труды, произведения искусства, составляющие культурные ценности, накопленный человечеством опыт, с которым знакомятся студенты в процессе получения образования, представляют собой тексты различных типов.

Для решения учебных и профессиональных задач в образовательном процессе вуза цифровые

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 3 (96), 2024

ресурсы выступают инструментом при выстраивании речевого взаимодействия. Для студентов с особыми образовательными потребностями цифровая образовательная среда может представлять огромные возможности для выстраивания эффективного речевого взаимодействия, обращения к культурному опыту и представления собственных текстовых материалов. Учитывая особенности речевого взаимодействия, его компонентов, рассмотрим последовательность применения технологии самопрезентации для решения образовательных задач в цифровой образовательной среде вуза. Технология самопрезентации относится к информационным технологиям, с помощью которой можно аргументированно и грамотно изложить собственную позицию по определенному вопросу, представить ряд мнений, точек зрения на решение рассматриваемой проблемы. Уверенное владение навыками самопрезентации поможет студентам преодолеть внешние и внутренние барьеры, оптимизировать процессы социальной и профессионально-производственной адаптации как во время прохождения практики, так и в образовательном процессе.

При подготовке презентации студенту важно понимать, какое содержание необходимо отобрать, каким образом структурировать, с какой целью осуществить отбор содержания и каким образом будет осуществляться процесс реализации презентации. Как правило, самопрезентации требуются при участии студентов в олимпиадах, конкурсах, в ходе практики и при отборе содержания информации следует руководствоваться целями и задачами того конкретного мероприятия, в котором студент принимает участие. Например, для участия в олимпиаде, приуроченной к году семьи или году педагога и наставника, выбор информации о себе следует рассматривать через призму таких ценностей, как семья, образование, наука и др., демонстрацию через примеры своего отношения к ключевым событиям в обществе, связанными с выбранным ценностным содержанием. В общем виде алгоритм самопрезентации включает следующие этапы: постановка цели; определение концепции; выбор структуры; подбор содержательного материала, оценка качества содержания подобранного материала в соответствии с целью; выбор средств для лучшего донесения информации.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из этапов. При постановке целей автору важно

понимать, на что направлено выступление, наиболее общими целями выделяют информирование, убеждение, развлечение и насколько эти цели согласуются с целями и интересами слушателей, аудитории. Понимание аудиторией (слушателями) содержания презентации может достигаться за счет грамотного владения языком, терминологией, доступности изложения материала, включения примеров, доказательств, наглядности, иллюстрирования. Побудить аудиторию к осмыслению информации и ее обсуждению можно с помощью постановки перед ней важного вопроса, сообщив необычные результаты по исследуемому вопросу.

При построении концепции сообщения наилучшим основанием будет осознание ценности информации для аудитории и соотнесение ее с теми направлениями, которые важны для слушателей. Целесообразным будет автору заранее ответить на вопросы, характеризующие возраст, пол, образование, род занятий, статус, интересы слушателей. Структура выступления представляет собой взаимосвязанные части: введение, основная часть, заключение. При отборе содержания сначала подготавливается основная часть, которая должна будет запомниться слушателям и, как правило, передать до трех уточняющих идей, затем продумывается введение, заключительным этапом будет подготовка заключения. Определившись с основными мыслями и идеями, можно приступить к подбору поддерживающего материала: цитат, примеров, результатов статистики. При изложении основного содержания информационного материала можно выбрать наиболее распространенные последовательности: хронологическая, тематическая, пространственная, логическая («проблема-решение», «причина-следствие»). Информативность основной части достигается развертыванием нескольких тезисов с обоснованием представленного содержания. При построении введения следует обратить внимание слушателей главным образом на тему презентации и раскрытие предмета выступления. Добавить эффектности выступлению можно через такие приемы, как риторический вопрос, яркий пример, исторический факт, результаты статистики, историческая ретроспектива. Далее следует обозначить проблему, выявленные противоречия. В заключении презентации следует вновь возвратиться к поставленной про-

блеме и обобщить представленные пути решения. Для того чтобы презентация имела убеждающий характер, при ее разработке надо представлять, в каком направлении и каким образом мыслит слушающая аудитория, как может быть построено решение проблемы с точки зрения слушающих.

Выводы. Проведенный анализ научной литературы и результаты эмпирического исследования позволили теоретически обосновать выбор тех-

нологии самопрезентации в качестве методического средства организации взаимодействия в цифровой образовательной среде при обучении студентов с особыми образовательными потребностями. Таким образом, основываясь на си-стемно-деятельностном и технологическом подходах, авторы рассмотрели описательную и конструктивную схему организуемого процесса взаимодействия в ходе использования самопрезентации.

1. Алтунина, И. Р. Социальная психология: учебник для вузов / И.Р. Алтунина; под редакцией Р.С. Немова. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 409 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-08736-9. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/535698 (дата обращения: 28.04.2024).

2. Войтик, Н. В. Речевая коммуникация: учебное пособие для вузов / Н.В. Войтик. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 104 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-17846-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/533844 (дата обращения: 28.04.2024).

3. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 432 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-07471-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/538626 (дата обращения: 28.04.2024).

4. Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учебное пособие для вузов / Е.В. Коротаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 181 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-10298-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/540190 (дата обращения: 21.04.2024).

5. Кулинич, Е. В. Специфика самопрезентации как коммуникативного явления // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 299 (1). - С. 7-10 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-samoprezentatsii-kak-kommunikativnogo-yavleniya/viewer (дата обращения: 22.04.2024).

6. Майерс, Д. Социальная психология, М., 2002. - 793 с.

7. Муллер, О. Ю. Образование в условиях цифровизации / Муллер О.Ю. // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2021. - Т. 5. - № 2. - С. 6-9.

8. Муллер, О. Ю., Ротова, Н.А. Организационно-педагогические условия дистанционного обучения студентов с особыми образовательными потребностями // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2023. - Т. 25. - № 91. - С. 83-89.

9. Муллер, О. Ю., Рассказов, Ф. Д., Ротова, Н. А. Кластерный подход в создании инклюзивной образовательной среды в условиях северного города // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2 (57). - С. 29-32.

10. Насырова, Э.Ф., Муллер, О.Ю. Технологии работы с детьми с овз и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебно-методическое пособие. - Сургут, 2019. -57 с.

11. Панюкова, С. В., Сергеева, В. С., Мельник, Ю. В. Организационно-методические и правовые аспекты обучения студентов с инвалидностью в вузе / под ред. С.В. Панюковой. - М.: МГППУ, 2017.- 57 с.

12. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 20.04.2024).

ORGANIZATION OF INTERACTION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT WHEN TRAINING STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

© 2024 O.Yu. Muller1, N.A. Rotova2 Olga Yu. Muller, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Professional and Additional Education, Institute of Humanitarian Education and Sports

E-mail: muller_ou@surgu.ru Natalya A. Rotova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 26, № 3 (96), 2024 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanitarian, Biomedical Sciences, Vol. 26, no. 3 (96), 2024

E-mail: rotowa.n@yandex.ru JSurgut State University 2Surgut State Pedagogical University Surgut, Russia

The modern educational process at a university is implemented both in offline and online formats, and the ability to interact in a digital educational environment is one of the keys for a modern teacher and student. The article examines the organization of interaction between participants in the educational process, including students with special educational needs (SEN), taking into account the features of the digital educational environment. The purpose of the study is to theoretically substantiate the use of self-presentation technology as a tool for organizing the interaction of students with special educational needs in the digital educational environment. In the course of the analysis of scientific and methodological literature, the substantive essence of self-presentation as a communicative act with the help of which interaction is built, its structural components and their substantive characteristics are highlighted. The methodological basis of the study is the system-activity approach as the basis of the modern educational process, survey as an empirical research method. The use of a technological approach is due to its ability to present a descriptive and constructive diagram of the organized interaction process during self-presentation. Research results. The theoretical significance of the article is that, based on the content of self-presentation in order to organize the interaction of students with OEP in the digital educational environment, difficulties in the process of working on self-presentation are highlighted; and taking into account the conditions for organizing successful verbal communication and determining the characteristic features of the role of the author and listener, a meaningful description of the components of self-presentation is presented. The practical significance of the article is characterized by the fact that the predictive function of the technological approach is revealed - a justified application of self-presentation technology is presented for solving problems of organizing interaction in a digital educational environment when teaching students with special educational needs. The research materials will be useful for university teachers. Keywords: digital educational environment, interaction, special educational needs, self-presentation technology DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-96-49-55 EDN: GIIRIT

1. Altunina, I. R. Social'naya psihologiya: uchebnik dlya vuzov (Social psychology: textbook for universities) / I.R. Al-tunina ; pod redakciej R.S. Nemova. - 2-e izd. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2024. - 409 s. - (Vysshee obrazovanie). -ISBN 978-5-534-08736-9. - Tekst: elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma YUrajt [sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/535698 (data obrashcheniya: 28.04.2024).

2. Vojtik, N. V. Rechevaya kommunikaciya: uchebnoe posobie dlya vuzov (Speech communication: textbook for universities) / N.V. Vojtik. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2024. - 104 s. - (Vysshee obrazovanie). -ISBN 978-5-534-17846-3. - Tekst: elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma Yurajt [sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/533844 (data obrashcheniya: 28.04.2024).

3. Vygotskij, L. S. Lekcii po psihologii. Myshlenie i rech' (Lectures on psychology. Thinking and speech) / L.S. Vygotskij. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2024. - 432 s. - (Antologiya mysli). - ISBN 978-5-534-07471-0. - Tekst: elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma YUrajt [sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/538626 (data obrashcheniya: 28.04.2024).

4. Korotaeva, E. V. Obrazovatel'nye tekhnologii v pedagogicheskom vzaimodejstvii: uchebnoe posobie dlya vuzov (Educational technologies in pedagogical interaction: textbook for universities) / E.V. Korotaeva. - 2-e izd., pererab. i dop. -Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2024. - 181 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-10298-7. - Tekst: elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma YUrajt [sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/540190 (data obrashcheniya: 21.04.2024).

5. Kulinich, E. V. Specifika samoprezentacii kak kommunikativnogo yavleniya (Specifics of self-presentation as a communicative phenomenon) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007. - № 299 (1). - S. 7-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-samoprezentatsii-kak-kommunikativnogo-yavleniya/viewer (data obrashcheniya: 22.04.2024).

6. Majers, D. Social'naya psihologiya (Social psychology). - M., 2002. - 793 s.

7. Muller, O. Yu. Obrazovanie v usloviyah cifrovizacii (Education in the context of digitalization) / Muller O.Yu. // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. - 2021. - T. 5. - № 2. - S. 6-9.

8. Muller, O. Yu., Rotova, N. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya distancionnogo obucheniya studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami (Organizational and pedagogical conditions for distance learning of students with special educational needs) // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, guman-itarnye, mediko-biologicheskie nauki. - 2023. - T. 25. - № 91. - S. 83-89.

9. Muller, O. Yu., Rasskazov, F. D., Rotova, N. A. Klasternyj podhod v sozdanii inklyuzivnoj obrazovatel'noj sredy v usloviyah severnogo goroda // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2016. - № 2 (57). - S. 29-32.

10. Nasyrova, E. F., Muller, O. Yu. Tekhnologii raboty s det'mi s ovz i det'mi-invalidami v usloviyah distancionnoj formy realizacii dopolnitel'nyh obshcherazvivayushchih programm: uchebno-metodicheskoe posobie. - Surgut, 2019. -57 s.

11. Panyukova, S. V., Sergeeva, V. S., Mel'nik, Yu. V. Organizacionno-metodicheskie i pravovye aspekty obucheniya stu-dentov s invalidnost'yu v vuze (rganizational, methodological and legal aspects of teaching students with disabilities at a university) / pod red. S.V. Panyukovoj. - M.: MGPPU, 2017. - 57 s.

12. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. N 649 «Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obra-zovatel'noj sredy» [Elektronnyj resurs] (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated December 2, 2019 N 649 "On approval of the Target Model of the Digital Educational Environment" [Electronic resource]). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (data obrashcheniya: 20.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.