Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морально-нравственные ценности / курсанты / формирование духовной культуры / гуманитарные дисциплины / вузы ФСИН России / spiritual and moral values / cadets / formation of spiritual culture / humanities disciplines / higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Оля Зокировна, Трифанова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается формирование духовно-нравственных ценностей курсантов вузов ФСИН России при преподавании дисциплин гуманитарной направленности. Авторы анализируют потенциал таких учебных дисциплин, как «Философия», «Религиоведение», «История России» в контексте развития духовной культуры курсантов. Учебная дисциплина «Философия» нацелена на формирование мировоззрения, обогащение внутреннего мира через знакомство с нравственными категориями «смысл жизни», «вера», «добро» и др. Учебная дисциплина «Религиоведение» формирует у курсантов такие духовно-нравственные ценности, как гуманное отношение к вероисповеданию других людей, толерантное отношение к национальной принадлежности человека. Преподавание учебной дисциплины «История России» направлено не только на изучение исторических периодов, но и на укрепление нравственных идеалов, формирование патриотизма, изучение исторического опыта. В статье раскрываются такие понятия, как «исторический вызов» и «историческая память». Авторы поясняют значимость потенциала гуманитарных дисциплин в будущей профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Оля Зокировна, Трифанова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL VALUES OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article examines the formation of spiritual and moral values of cadets of higher educational institutions of the Russian Federal Penitentiary Service of the Russian Federation. The authors analyze the potential of such academic disciplines as «Philosophy», «Religious Studies», «History of Russia» in the context of the development of spiritual culture of cadets. The academic discipline «Philosophy» is aimed at the formation of the worldview, enrichment of the inner world through acquaintance with the moral categories of «meaning of life», «meaning of life» and «history of Russia». The academic discipline «Religious Studies» forms in cadets such spiritual and moral values such as a humane attitude to the religion of other people, a tolerant attitude to the nationality of a person. The teaching of the academic discipline «History of Russia» is aimed not only at studying historical periods, but also the strengthening of moral ideals, the formation of patriotism, and the study of historical periods. The article reveals such concepts, as «historical challenge» and «historical memory». The authors explain the significance of the potential of humanities disciplines in the future professional activity of graduates of the FPS of Russia.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН»

DOI 10.37523/SUI.2023.56.5.016 УДК 378

Титова Оля Зокировна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e- mail: olya-titova-2012@mail.ru

Olya Z. Titova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Assistant Professor of the Humanities Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

e-mail: olya-titova-2012@mail.ru

Трифанова Светлана Сергеевна

старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков, кандидат филологических наук Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: tss-7lion@yandex.ru

Svetlana S. Trifanova

Senior lecturer of Russian and English languages Department, Candidate of Philology

Vologda Institute of Law and Economy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

2, Schetinin str., Vologda, Russia, 160002, e-mail: tss-7lion@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматривается формирование духовно-нравственных ценностей курсантов вузов ФСИН России при преподавании дисциплин гуманитарной направленности. Авторы анализируют потенциал таких учебных дисциплин, как «Философия», «Религиоведение», «История России» в контексте развития духовной культуры курсантов.

Учебная дисциплина «Философия» нацелена на формирование мировоззрения, обогащение внутреннего мира через знакомство с нравственными категориями «смысл жизни», «вера», «добро» и др.

Учебная дисциплина «Религиоведение» формирует у курсантов такие духовно-нравственные ценности, как гуманное отношение к вероисповеданию других людей, толерантное отношение к национальной принадлежности человека.

Преподавание учебной дисциплины «История России» направлено не только на изучение исторических периодов, но и на укрепление нравственных идеалов, формирование патриотизма, изучение исторического опыта. В статье раскрываются такие понятия, как «исторический вызов» и «историческая память».

Авторы поясняют значимость потенциала гуманитарных дисциплин в будущей профессиональной деятельности выпускников вузов ФСИН России.

Ключевые слова: морально-нравственные ценности, курсанты, формирование духовной культуры, гуманитарные дисциплины, вузы ФСИН России.

FORMATION OF SPIRITUAL VALUES OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Summary. The article examines the formation of spiritual and moral values of cadets of higher educational institutions of the Russian Federal Penitentiary Service of the Russian Federation. The authors analyze the potential of such academic disciplines as «Philosophy», «Religious Studies», «History of Russia» in the context of the deve l-opment of spiritual culture of cadets.

The academic discipline «Philosophy» is aimed at the formation of the worldview, enrichment of the inner world through acquaintance with the moral categories of «meaning of life», «meaning of life» and «history of Russia».

The academic discipline «Religious Studies» forms in cadets such spiritual and moral values such as a h u-mane attitude to the religion of other people, a tolerant attitude to the nationality of a person.

The teaching of the academic discipline «History of Russia» is aimed not only at studying historical periods, but also the strengthening of moral ideals, the formation of patriotism, and the study of historical periods. The article reveals such concepts, as «historical challenge» and «historical memory».

The authors explain the significance of the potential of humanities disciplines in the future professional activity of graduates of the FPS of Russia.

Keywords: spiritual and moral values, cadets, formation of spiritual culture, humanities disciplines, higher education institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

© 2023Титова О. З., Трифанова С. С.

Необходимость формирования духовно-нравственных ценностных категорий в обществе сложно подвергнуть сомнению. Традиционные ценности составляют основу общественного мировоззрения и выполняют функцию стабилизации общественного устройства. С точки зрения российской действительности они представляют собой «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [1].

На протяжении всей истории Российского государства духовная культура являлась его отличительным фактором, залогом его жизнестойкости и развития. Еще в древней Руси существовали литературные произведения, обладающие большой нравственной силой. Основными идеями «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве», «Слова о Законе и Благодати» являются любовь к Отчизне, ценность семьи, глубокая вера в добро и справедливость [2]. Глубоким пониманием духовности проникнуты труды писателей Х1Х-ХХ веков Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, ставшие не только литературным наследием России, но и снискавшие всемирную славу.

Очевидно, что категории «духовность», «нравственность» не являются статичными; их трактовки претерпевают изменения сообразно этапам развития социума. В настоящее время наряду с позитивными общественными трансформациями существуют деструктивные тенденции, затрагивающие духовную жизнь современного общества. К таковым, безусловно, относятся ориентация людей на материальные блага, стремление бесконтрольно приобретать товары, жажда наслаждений, обесценивание традиционных нравственных понятий «долг», «верность», «гражданская ответственность» [3, с. 49]. Зачастую искажается или утрачивается смысл таких категорий, как честь, достоинство, патриотизм. Значимость духовно-нравственных ценностей в данных условиях обесценивается, а следовательно, они нуждаются в особой поддержке и внимании. Особая роль в данной парадигме отводится образовательным организациям. Если формирование духовно-нравственных ценностей в системе дошкольного и школьного образования и воспитания представляется логичным, поскольку именно подрастающее поколение является наиболее восприимчивым к воспитательному воздействию, то работа в данном направлении в сегменте высшего образования исследуется недостаточно.

В этой связи авторам данной статьи кажется целесообразным попытаться не только объяснить необходимость формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся высших учебных заведений, но и продемонстрировать возможности достижения данной цели в контексте преподавания учебных дисциплин общегуманитарной направленности в образовательных организациях ФСИН России. Именно здесь начинается освоение профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы, которая потребует от будущих выпускников не только неуклонного соблюдения закона и твердого знания нормативно-правовых актов, но и моральной стойкости, приверженности нравственным идеалам и духовной зрелости.

Духовному развитию обучающихся всецело способствует преподавание дисциплин общегуманитарного цикла.

Одной из таких учебных дисциплин является «Философия», которая преподается на 1-м курсе и развивает у курсантов «способность анализировать мировоззренческие, социальные и личност-но-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности» (ОПК-2). Учитывая специфику службы и тесное взаимодействие с осужденными, курсантам в их будущей профессиональной деятельности необходимо понимать такие нравственные категории, как «добро», «зло», «милосердие», «смысл жизни», «благо», поскольку основная цель работы с осужденными - их исправление, то есть формирование у них определенных морально-этических установок, навыков законопослушного поведения, что представляется реалистичным только при высоком нравственном уровне сотрудников. Ценности, транслируемые будущими выпускниками в своей служебной деятельности, закладывают основу для изменения мировоззрения лиц, преступивших закон и пытающихся начать новую жизнь. В процессе изучения философии курсанты приобретают новые знания, кореллирующиеся с нравственными постулатами. В результате освоения теоретических понятий происходит саморазвитие личности, базирующееся на обретениии духовных и ценностных ориентиров, усвоения этических и моральных норм. Например, курсанты узнают, что известная фраза «Относись к людям так,

как хочешь, чтобы они относились к тебе» является «золотым правилом нравственности» [4, с. 113] в контексте категорического императива И. Канта. Данный постулат является, по сути, моральным законом, нацеливающим человека не воспринимать других людей как средство достижения собственных целей. Человек, обладающий чувством собственного достоинства и сохраняющий это достоинство от посягательств других, рассматиривается как высшая ценность. Анализируя подобные позиции, курсанты обогащают свой внутренний мир, развивают самосознание и совершенствуют внутреннюю культуру. Тема нравственности наиболее полно раскрывается в разделе русской философии. Так, ценности представлены такими понятиями, как «духовность», «смысл жизни», «любовь к Родине», «свобода», «истина» и др. [5, с. 32]. При рассмотрении нравственной категории «смысл жизни» обучающиеся учатся выбирать моральные ориентиры, выстраивать духовную опору, формировать цельное мировоззрение.

Еще одна учебная дисциплина, имеющая высокий духовно-нравственный потенциал, -«Религиоведение», преподаваемая на втором году обучения и направленная на формирование способности «анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» (УК-5). Курсанты в своей будущей профессиональной деятельности будут взаимодействовать с осужденными разного вероисповедания и национальной принадлежности (УК-5.2). Осуществлять межконфессиональное взаимодействие необходимо с учетом толерантности, исключая факт дискриминации по религиозному или этническому признаку (УК-5.3). Изучая концепции мировых религий, обучающиеся получают не только знания об истории возникновения и развития Христианства, Ислама, Буддизма, но и учатся распознавать предубеждения и предрассудки, существующие в отношении вышеперечисленных вероисповеданий; осмысливать религиозный и атеистический фанатизм, воспитывая в себе чувство толерантности и межрелигиозной культуры; совершенствовать нравственные установки [6].

Анализ священных текстов на занятиях по религиоведению формирует у курсантов представление о критериях высокого духовного развития личности и определяет нравственные ориентиры, так как преподаватель подчеркивает актуальность сформулированных правил и в современной жизни. Так, обучающим разъясняется, что одна из основополагающих заповедей Христианства, сформулированная в Евангелии от Матфея как «не убий», трактуется ещё и как запрет посягательства на достоинство других людей: «Что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5,22) [7, с. 96]. В религиозной литературе Ислама можно встретить такой образец духовно-нравственной модели, определенной пророком Мухаммедом: «Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло. Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво» [8, с. 68]. Применимы в современных условиях и мудрости буддизма, например, «Тот, кого увлекают желания, мечется, как затравленный заяц. Он сам себе выбрал узы и оковы, он снова и снова проходит через нескончаемые страдания» [8, с. 69].

В процессе освоения учебной дисциплины «Религиоведение» курсантам удается осмыслить категории, способствующие формированию их внутренней опоры, что положительно воздействует на все сферы жизни, включая профессиональную деятельность [9, с. 132]. К таковым относятся, в первую очередь, следующее:

- развитие духовных идеалов и стремление соответствовать им;

- осознание ценности человеческой жизни;

- гуманное отношение к религиозной принадлежности других людей;

- ответственность за собственные поступки и решения;

- стремление к духовному росту.

Помимо работы с преподавателем, курсантам в рамках дисциплины «Религиоведение» предоставляется возможность непосредственного общения с представителями русской православной церкви, буддизма и духовными лидерами мусульман. Подобное взаимодействие крайне важно для обучающихся, так как позволяет получить ответы на волнующие их вопросы, прежде всего, касающиеся применения изученного теоретического материала в повседневной жизни, адаптации базовых теоретических основ духовного мировоззрения к реалиям ежедневного существования, и в конечном итоге способствует развитию их духовного сознания.

Важный вклад в духовно-нравственное развитие курсантов вносит учебная дисциплина «История России». Необходимо отметить, что 2 февраля 2023 г. была принята новая Концепция преподавания данной дисциплины, являющаяся социальным заказом и разработанная специально

для образовательных учреждений Российской Федерации. Согласно Концепции с 1 сентября 2023 г. «История России» стала обязательным предметом, в том числе для образовательных учреждений ФСИН России [10]. Кроме того, увеличилось количество часов, отведенных на преподавание, а также внесены изменения в тематический план, касающиеся расширения воспитательного потенциала дисциплины [11]. В Концепции представлено обновленное содержание истории России с акцентом на географические и хронологические рамки, идеи гражданственности, патриотического сознания, народного единства, накопления духовно-нравственных ценностей [12, с. 140].

Обязательное изучение курса истории России объясняется в том числе и попытками фальсификации истории российской государственности, которая влечет за собой подмену исторических фактов, искажает понимание духовности у молодого поколения. Избежать ошибочных представлений об исторических процессах у обучающихся позволит анализ ими основных этапов, закономерностей, особенностей и проблем развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории, традиционных ценностей российского общества (ОПК-1.1).

Добавим, что учебная дисциплина «Истории России» направлена на приобщение обучающихся к историческому опыту, анализу существующих политических проблем, пониманию места Российской Федерации на мировой арене, осознанию важности исторической памяти как духовно-нравственной ценности. Тезис известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» [13] подтверждает необходимость овладения ключевыми знаниями в области истории, особенно в ситуации вызовов, с которыми сталкивается современная Россия. Под историческим вызовом авторы статьи понимают социальные и политические процессы, изменяющие устоявшиеся реалии общества и представляющие угрозу его существованию.

Главный вызов, с которым столкнулась современная Россия, - это ее национальная безопасность и национальные интересы. В этой связи важность освоения истории как науки отмечается не только учеными, но и политиками. В частности, директор Службы внешней разведки Российской Федерации С. Е. Нарышкин 24 марта 2022 г. на втором заседании Межведомственной комиссии по историческому просвещению говорил о необходимости анализа исторического опыта с целью минимизации угроз в настоящем и будущем, отмечая, что в арсенале россиян находится «подлинное историческое знание, основанное на тщательном осмыслении исторических процессов. На стороне России - сама история, ее внутренняя логика, предполагающая переход к более справедливому, многополярному мироустройству, к подлинной свободе» [14].

О необходимости неуклонного повышения уровня нравственного развития граждан неоднократно упоминал Президент Российской Федерации В. В. Путин. Так, выступая 5 октября 2023 г. на заседании дискуссионного клуба «Валдай», он рассуждал о развитии духовной культуры как об актуальном для любого исторического периода явлении и как об одной из приоритетных задач нашего государства. Президент подчеркнул, что «Россия на протяжении столетий формировалась как страна разных культур, религий, национальностей. Российскую цивилизацию невозможно свести к одному общему знаменателю, но ее нельзя и разделить, потому что она существует только в своей целостности, в духовном и культурном богатстве. Сохранять прочное единство такого государства - непростая задача» [15] .

Осмысление исторического опыта, бережное отношение к исторической памяти, играющей важную роль в объединении коллективного самосознания и способствуещей единению народа, сохранению традиций, чествованию подвигов героев, осознание себя частью великой истории страны - эти и другие ориентиры формируются у курсантов в процессе изучения дисциплины «История России» и являются критериями сформированности духовно-нравственных идеалов.

В заключение отметим, что формирование духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций ФСИН России является важной задачей и неотъемлимой составляющей педагогического процессса. Качества, необходимые сотрудникам уголовно-исполнительной системы при осуществлении профессиональной деятельности, неразрывно связаны с личностными нравственными категориями. Задача вуза - подготовить курсанта к преодолению трудностей, с которыми он так или иначе столкнется в профессии. Преподавателям дисциплин гуманитарного профиля следует учитывать это при планировании занятий и прививать обучающимся высокие нравственные идеалы, способствующие эффективному выполнению поставленных задач при осуществлении профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

2. Оленева О. К. Древнерусская литература в развитии духовно-нравственных ценностей человека [Электронный ресурс]. URL: https://yamal-obr.ru/articles/drevne-russkaya-literatura/ (дата обращения: 10.10.2023).

3. Смирнова Ю. В., Маркова Т. А. Формирование духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 6. С. 47-55.

4. Холодницкий С. В. Категорический императив Канта: границы применения // Молодой ученый. 2018. № 28 (214). С. 112-113.

5. Валеева Г. В. Духовные ценности в контексте русской философской мысли XIX-XX вв. и современного общества // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 4. С. 32-40.

6. Гридина В. В. Формирование духовно-нравственных ценностей в процессе обучения студентов религиоведению. Самара, 2010.

7. Зелиско Л. И. Моральные императивы Нового Завета в процессах инкультурации личности // Наука. Искусство. Культура. 2015. Вып. 1 (5). С. 93-100.

8. Кафаров Т. Э. Принципы этики Ислама: нравственный ориентир для мусульманина // Исламоведение. 2010. № 2. С. 65-78.

9. Трошина Н. Н. Духовно-нравственный потенциал религии в процессе воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 131-134.

10. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/Концепция1.pdf (дата обращения: 21.03.2023).

11. О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 19.07.2022 № 662 [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02210070025?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 10.11.2023).

12. Росина Н. Л., Росина М. А. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 138-148.

13. Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 2019.

14. Нарышкин С. Е. Второе заседание Межведомственной комиссии по историческому просвещению [Электронный ресурс]. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/sostoyalos-vtoroe-zasedanie-mezhvedomstvennoj-komissii-po-istoricheskomu-prosveshcheniyu.html (дата обращения: 10.11.2023).

15. Путин В. В. Пленарная сессия юбилейного ХХ заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72444 (дата обращения: 10.11.2023).

References

1. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 [Decree of the President of the Russian Federation from 09.11.2022 On Approval of the Fundamentals of State Policy on Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values]. SPS «Konsul'tant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 10.05.2023) [in Russian].

2. Oleneva O. K. Drevnerusskaja literatura v razvitii duhovno-nravstvennyh cennostej cheloveka [Old Russian literature in the development of spiritual and moral values of man]. URL: https://yamal-obr.ru/articles/drevne-russkaya-literatura (Accessed: 10.10.2023) [in Russian].

becthmk cm

3. Smirnova Y. V., Markova T. A. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej kursantov posredstvom vneuchebnoj dejatel'nosti [Formation of spiritual and moral values of cadets through extracurricular activities]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Vedomosti penal-executive system] 2023, no. 6, рр. 47-55 [in Russian].

4. Kholodnitsky S. V. Kategoricheskij imperativ Kanta: granicy primenenija [Kant's categorical imperative: the limits of application]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2018, no. 28 (214), рр. 112-113 [in Russian].

5. Valeeva G. V. Duhovnye cennosti v kontekste russkoj filosofskoj mysli XIX-XX vv. i sov-remennogo obshhestva [Spiritual values in the context of Russian philosophical thought of XIX-XX centuries. and modern society]. Gumanitarnye vedomosti TGPUim. L.N. Tolstogo [Humanitarian vedomosti TSPU named after L.N. Tolstoy], 2015, no. 4, рр. 32-40 [in Russian].

6. Gridina V. V. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej v processe obuchenija studentov religiovedeniju [Formation of spiritual and moral values in the process of teaching students religious studies]. Samara, 2010 [in Russian].

7. Zelisko L. I. Moral'nye imperativy Novogo Zaveta v processah inkul'turacii lichnosti [Moral imperatives of the New Testament in the processes of personality enculturation]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura [Science. Art. Kultura], 2015, issue 1 (5), рр. 93-100 [in Russian].

8. Kafarov T. E. Principy jetiki Islama: nravstvennyj orientir dlja musul'manina [Principles of ethics of Islam: moral reference point for a Muslim]. Islamovedenie [Islamology], 2010, no. 2, рр. 65-78 [in Russian].

9. Troshina N. N. Duhovno-nravstvennyj potencial religii v processe vospitanija [Spiritual and moral potential of religion in the process of education]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogue], 2012, no. 5, рр. 131-134 [in Russian].

10. Koncepcija prepodavanija istorii Rossii dlja neistoricheskih special'nostej i napravlenij pod-gotovki, realizuemyh v obrazovatel'nyh organizacijah vysshego obrazovanija [The concept of teaching Russian history for non-historical specialities and areas of training implemented in educational organisations of higher education]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/Концепцнн1.pdf (Accessed: 10.10.2023) [in Russian].

11. O vnesenii izmenenij v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obra-zovanija: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.07.2022 no. 662 [On Amendments to the Federal State Educational Standards of Higher EDUCATION Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 19.07.2022 no. 662]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02210070025?index=0&rangeSize=1 (Accessed: 10.10.2023) [in Russian].

12. Rosina N. L., Rosina M. A. Koncepcija prepodavanija istorii Rossii v vuze: ot proekta k real-izacii [Concept of teaching the history of Russia in higher education: from project to implementation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2023, vol. 32, no. 5, pp. 138-148 [in Russian].

13. Kljuchevskij V. O. Kurs russkoj istorii [Course Russian History]. Moscow, 2019 [in Russian].

13. Naryshkin S. E. Vtoroe zasedanie Mezhvedomstvennoj komissii po istoricheskomu prosveshheniju [Second Meeting of the Interdepartmental Commission on Historical Education]. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/sostoyalos-vtoroe-zasedanie-mezhvedomstvennoj-komissii-po-istoricheskomu-prosveshcheniyu.html (Accessed: 10.10.2023) [in Russian].

14. Putin V. V. Plenarnaja sessija jubilejnogo, XH zasedanija Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» [Plenary session of the twentieth anniversary meeting of the Valdai International Discussion Club]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72444 (Accessed: 10.10.2023) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.