Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ КУРСАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ КУРСАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / убеждения / нравственность / мораль / нравственные убеждения / знание / ценность / мотив / потребность / формирование / cadet / persuasion / morality / morals / moral persuason / knowledge / value / motive / need / formation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митрофанов Андрей Олегович, Позднякова Оксана Константиновна

Статья посвящена теоретическим аспектам проблемы формирования нравственных убеждений курсантов вуза ФСИН России. Осуществляется анализ понятие «нравственное убеждение» с позиций морали и нравственности. Раскрывается взаимосвязь нравственных убеждений человека с его потребностями как со вторичными, порожденными обществом, так и с первичными, естественными по своему происхождению. Аргументируется место нравственных убеждений в структуре нравственного сознания. Рассматриваются научные представления о компонентной структуре нравственных убеждений: знание, отношение личности к нему и готовность действовать, руководствуясь этим знанием. Определяются особенности формирования нравственных убеждений курсантов. Выявляются этапы усвоения курсантами знаний о морали, моральных нормах, нравственности, о нормах и требованиях, предъявляемых к сотруднику ФСИН России, как содержательной основы нравственных убеждений: ознакомительный, репродуктивный, рефлексивный, профессионально-рефлексивный, личностный этапы. Обосновывается место ценностных ориентаций в структуре нравственных убеждений курсантов. Аргументируется, что формирование нравственных убеждений курсантов в условиях вуза ФСИН России сопряжено и с приобщением их к нравственным ценностям. Выявляются этапы приобщения курсантов к нравственным ценностям: формальный, эмоциональный, интериоризующий, мировоззренческий этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL PERSUASION OF CADETS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article is devoted to the theoretical aspects of the problem of forming moral persuasion of cadets at a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. The concept of «moral persuasion » is analyzed from the standpoint of morality. The relationship between a person’s moral beliefs and his needs, both secondary, generated by society, and primary, natural in origin, is revealed. The place of moral convictions in the structure of moral consciousness is argued. The scientific ideas about the component structure of moral beliefs are considered: knowledge, the individual’s attitude towards it and the willingness to act, guided by this knowledge. The features of the formation of moral beliefs of cadets are determined. The stages of assimilation by cadets of knowledge about morality, moral standards, morality, the norms and requirements for an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia as the substantive basis of moral beliefs are identified: familiarization, reproductive, reflective, professional-reflective, personal stages. The place of value orientations in the structure of moral beliefs of students is substantiated. It is argued that the formation of moral convictions of cadets in the context of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia is also associated with their familiarization with moral values. The stages of introducing cadets to moral values are identified: formal, emotional, interiorizing, worldview stages.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ КУРСАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

DOI 10.37523/SUI.2023.56.5.014 УДК 378

Митрофанов Андрей Олегович

начальник курса учебно-строевого подразделения, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: mitrofanov78@yandex.ru

Позднякова Оксана Константиновна

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет,

443099, Россия, г. Самара,ул. М. Горького, 65/67, e-mail: oksana.pozdnyakova@pgsga.ru

Andrey O. Mitrofanov

Head of the course of combat training unit,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

e-mail: mitrofanov78@yandex.ru

Oksana K. Pozdnyakova

Doctor of Pedagogics, Professor, Corresponding Member of the Russian Author's Society, Professor of Pedagogy and Psychology Department, Samara State University of Social Sciences and Education 65/67, M. Gorky str., Samara, Russia, 443099, e-mail: science@samlawin.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ КУРСАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам проблемы формирования нравственных убеждений курсантов вуза ФСИН России. Осуществляется анализ понятие «нравственное убеждение» с позиций морали и нравственности. Раскрывается взаимосвязь нравственных убеждений человека с его потребностями как со вторичными, порожденными обществом, так и с первичными, естественными по своему происхождению. Аргументируется место нравственных убеждений в структуре нравственного сознания. Рассматриваются научные представления о компонентной структуре нравственных убеждений: знание, отношение личности к нему и готовность действовать, руководствуясь этим знанием. Определяются особенности формирования нравственных убеждений курсантов. Выявляются этапы усвоения курсантами знаний о морали, моральных нормах, нравственности, о нормах и требованиях, предъявляемых к сотруднику ФСИН России, как содержательной основы нравственных убеждений: ознакомительный, репродуктивный, рефлексивный, профессионально-рефлексивный, личностный этапы. Обосновывается место ценностных ориентаций в структуре нравственных убеждений курсантов. Аргументируется, что формирование нравственных убеждений курсантов в условиях вуза ФСИН России сопряжено и с приобщением их к нравственным ценностям. Выявляются этапы приобщения курсантов к нравственным ценностям: формальный, эмоциональный, интериоризующий, мировоззренческий этапы.

Ключевые слова: курсант, убеждения, нравственность, мораль, нравственные убеждения, знание, ценность, мотив, потребность, формирование.

FORMATION OF MORAL PERSUASION OF CADETS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Summary. The article is devoted to the theoretical aspects of the problem of forming moral persuasion of cadets at a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. The concept of «moral persuasion» is analyzed from the standpoint of morality. The relationship between a person's moral beliefs and his needs, both secondary, generated by society, and primary, natural in origin, is revealed. The place of moral convictions in the structure of moral consciousness is argued. The scientific ideas about the component structure of moral beliefs are considered: knowledge, the individual's attitude towards it and the willingness to act, guided by this knowledge. The features of the formation of moral beliefs of cadets are determined. The stages of assimilation by cadets of knowledge about morality, moral standards, morality, the norms and requirements for an employee of the Federal Penitentiary Service of Russia as the substantive basis of moral beliefs are identified: familiarization, reproductive, reflective, professional-reflective, personal stages. The place of value orientations in the structure of moral beliefs of students is substantiated. It is argued that the formation of moral convictions of cadets in the context of a departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia is also associated with their familiarization with moral values. The stages of introducing cadets to moral values are identified: formal, emotional, interiorizing, worldview stages.

Keywords: cadet, persuasion, morality, morals, moral persuason, knowledge, value, motive, need, formation.

© 2023 Митрофанов А. О., Позднякова О. К.

На современном этапе развития общества воспитание российской молодежи должно ори-ентироватся на четко очерченную, социально заданную цель. Такой целью является человек нравственный - нравственная личность, жизненными ориентирами которой становятся традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов как отдельных поступков, так и деятельности человека в целом.

Воспитание нравственной личности не ограничивается каким-то временным интервалом. Оно начинается с рождением ребенка и продолжается на протяжении всей жизни человека, по мере его взросления трансформируясь в самовоспитание. Речь идет прежде всего о нравственном воспитании, одной из задач которого является формирование личности с твердыми нравственными убеждениями. Убеждения человека тесно связаны с его идеалами и теми принципами, которых он придерживается в жизни. Именно убеждение представляет «рациональную основу нравственной деятельности личности, позволяющую ей совершать тот или иной поступок сознательно, с разумным пониманием необходимости и целесообразности определенного поведения» [1, с. 361].

Однако, как показывает опыт образовательных учреждений разных уровней, существует противоречие между необходимостью формирования истинных нравственных убеждений и морализаторством педагогов, обыденным информированием обучающихся о моральных знаниях, нормах нравственности, в то время как сам процесс перехода знаний в убеждения отходит на второй план или отсутствует вовсе. Тем самым актуальной представляется проблема поиска эффективных педагогических средств формирования нравственных убеждений учащейся молодежи. Проблема эта достаточно широка, поэтому мы обратимся к одному из ее аспектов, а именно к формированию нравственных убеждений курсантов, получающих профессиональное образование в вузах ФСИН России.

Повседневная служебная деятельность сотрудников учреждений ФСИН России связана с непосредственным контактом с людьми, отбывающими наказание за нарушение закона. Нравственная деформация как отсутствие нравственных ориентиров, неразвитость соответствующих качеств, присущая большинству этих людей, проецируется на сотрудников. Противостоять ей может только личность с твердым нравственным стрежнем, то есть человек, нравственные убеждения которого невозможно поколебать негативными влияниями извне. Тем самым формирование у курсантов - будущих сотрудников ФСИН России нравственных убеждений представляется актуальным.

Практике формирования нравственных убеждений курсантов должно предшествовать теоретическое осмысление данной проблемы.

Понятие «нравственное убеждение» мы рассматриваем в контексте морали и нравственности. Не раскрывая всех деталей различия понятий «мораль» и «нравственность», которые подробно представлены в работе одного из авторов данной статьи [2], подчеркнем, что мораль и нравственность соотносятся между собой как объективное и субъективное. Мораль - это предъявляемые обществом человеку требования (нормы поведения и др.), нравственность связана с соблюдением личностью этих требований, исходя из внутренних убеждений. Иными словами, человек нравственный следует нормам морали не из-за опасения быть наказанным за их нарушение, а исходя из осознанной потребности поступать в соответствии с такими нормами. Общественный характер морали проявляется в ее понимании как системы норм поведения человека и способов воздействия на его сознание, обеспечивающих выполнение этих норм. Индивидуальный характер нравственности реализуется в совокупности потребностей и способностей, идеалов и привычек, чувств и взглядов, знаний и убеждений личности, особенностей ее воли и характера, которые выражают необходимость согласования поведения человека с интересами определенной социальной группы. Прежде всего - это социальная группа, к которой принадлежит личность. Но не только она. Это могут быть и иные социальные группы, выступающие референтными для человека. Важную роль при этом играют нравственные убеждения личности.

Значение нравственных убеждений человека в выстраивании им своей жизни и деятельности как нравственной раскрывается через обращение к потребностям личности.

Исходными побудительными силами деятельности человека являются потребности, которые делятся на первичные, естественные по своему происхождению (например: потребности в пище, тепле) и вторичные, которые порождены обществом. Первичные потребности объективны, они не зависят в своей основе от сознания. Влечения или желания - это уже более или менее осознанные потребности. Как утверждают В.А. Блюмкин и его соавторы: «Источники вторичных потребностей лежат не в человеческом организме, а в общественных условиях жизни людей,

и поэтому они могут стать потребностями человека, лишь получив духовную форму существования» [3, с. 33]. В числе духовных потребностей находится, как правило, социально воспитываемая в человеке потребность в ориентации на определенную моральную систему, установления которой воспринимаются личностью как одно из руководств поведения [4, с. 111].

Для личности нравственной не только вторичные, но и первичные потребности соотносятся с моралью. Так, с точки зрения физиологической основы, на первый взгляд, в первичных потребностях как будто бы нет и не может быть никакого морального содержания. Однако в ходе личностного развития, становления «они приобретают социальную форму, включают в свое содержание то, что привносится культурой, в частности моралью» [3, с. 33].

Например, базовая потребность человека в пище, рассматриваемая сквозь призму морали, предполагает заботу не только о своем собственном пропитании, но и об утолении голода другого человека. В контексте проблемы нравственных убеждений личности для человека, которому присущи такие убеждения, пища в ситуации ее недостатка будет являться не только предметом своей потребности, но и предметом потребности других людей. Иными словами, он проявит заботу по отношению к другому человеку.

Осознанное понимание собственных потребностей в соотнесении с потребностями других людей и готовность в определенных ситуациях поступиться собственными потребностями ради другого человека присущи человеку, в сознании которого укоренены моральные принципы и идеалы, не позволяющие ему быть равнодушным к проблемам других. Иными словами, личные потребности человек сообразует со своими нравственными убеждениями. Нравственные убеждения позволяют человеку разумно относится к своим желаниям, ограничивая их при необходимости, соотнося их с желаниями других людей, со своими материальными возможностями и с возможностями семьи, общества. Разумное отношение к своим желаниям позволяет преодолеть многие негативные ситуации в жизни человека, когда, например, желание иметь дорогую вещь толкает человека на проступок, а то и на преступление.

Идея о связи потребностей личности и воспитания прослеживается у В. А. Блюмкина и его соавторов: «Для нравственного воспитания личности одной из основных задач будет формирование системы потребностей каждого члена общества, в которой доминировать будут духовные потребности, и которая в целом была бы проникнута моральным содержанием, что составит важнейший аспект формирования гармонически развитой личности» [3, с. 34].

Мораль возникает и функционирует в любом обществе, являясь регулятором поведения личности в обществе, взаимоотношений между личностью и обществом, между личными и общественными интересами. Но это не только социальный регулятор, не только совокупность норм и правил поведения, но и необходимый способ самопознания и самосовершенствования человеческой личности. Нравственность личности как внутреннее отражает мораль как внешнее. Именно нравственность заставляет человека поступать как повелевает мораль. При этом человек поступает в соответствии с нормами морали не из страха каких-либо санкций за невыполнение требований, а повинуясь собственным убеждениям. Поэтому и сам человек удовлетворен своим существованием лишь в том случае, если осознает себя как нравственную личность и находит в себе моральные стремления - исполнять свой долг, свои общественные обязанности, быть гуманным, справедливым, честным, бескорыстным, самоотверженным, если он понимает, что благородство и чистая совесть являются для него действительными, притом высшими ценностями. Так, мораль из средства регулирования превращается в самоцель духовного развития, в одно из необходимых условий становления нравственной личности. В этом случае мораль начинает определять убеждения человека. Именно под влиянием морали убеждения личности становятся нравственными.

Обращение к научным работам, посвященным проблеме убеждений личности, среди которых как труды ученых конца двадцатого века (Г. Е. Залесский [5], В. А. Коломиец [6], В. Э. Чуд-новский и Л. И. Звавич [7] и др.), так и исследования последних лет (О. С. Ильичева [8], А. Р. Коркмазов и Е. В. Филипенко [9], И. В. Нехорошева [10] и др.), показало, что в научном дискурсе убеждения личности рассматриваются, во-первых, как структурный компонент сознания; во-вторых, как личностное свойство, обладающее структурой.

Нравственные убеждения являются структурным компонентом нравственного сознания, которое предстает как одна из сторон общественного сознания, как его субъективно-идеальная форма, которая в виде представлений и понятий отражает реальные отношения и регулирует нравственную сторону деятельности [11]. Источником происхождения нравственных идей и теорий являются человеческие отношения, складывающиеся в процессе их деятельности и общения.

Необходимо отметить, что наряду с нравственными убеждениями в структуру нравственного сознания входят нравственные потребности, нравственные идеалы, нравственные мотивы, ценностные ориентации, не исчерпывая, однако, в полном объеме такую структуру.

Нравственное сознание личности находится в беспрестанном развитии, которое усложняется под влиянием внешних воспитательных воздействий и по мере обогащения жизненного опыта человека. Усвоение новых и систематизация ранее приобретенных понятий создают благоприятные условия для выработки стойких нравственных убеждений.

При некоторой вариативности представлений о структурных компонентах самих убеждений личности, общим является выделение таких компонентов, как знание, отношение личности к нему и потребность действовать, руководствуясь этим знанием. Так, И. В. Нехорошева утверждает: «Убеждения - это устойчивое свойство личности, представляющее собой "органическое единство", "сплав" трех основных компонентов: знание как основа принятия решений (определенные идеи, принципы и их логическое обоснование), позитивное личное отношение к этому знанию, потребность поступать в соответствии с имеющимися знаниями» [10, с. 86]. При этом отношение к знанию может трактоваться как ценность (о ценности как отношении пойдет речь ниже). Что касается потребности человека действовать, основываясь на знаниях, то более точным представляется положение о ценностях, которые принимают форму мотивов действий и поступков человека. Система ценностей формируется на основании знаний.

Тем самым содержательное наполнение знания определяет суть убеждений личности. Если это знание о моральных нормах, о нравственности, о нравственных ценностях и иное подобное знание, то можно говорить о нравственных убеждениях.

Нравственные знания предстают как критерий, по которому идет осмысление личностью целей и смыслов жизни, своего места в обществе, отношений к другим людям и взаимоотношений с ними. При этом сами знания не влияют на поведение человека. Если человек знает и даже понимает, как надо действовать в той или иной ситуации, например, в ситуации, предполагающей, ответственное поведение, то далеко не факт, что он поведет себя ответственно. Но когда знание встраивается в структуру убеждения, тогда оно приобретает действенность, так как содержание знание, пропущенное человеком сквозь его ценностную систему (ценность также как и знание входит в структуру убеждения) придает нравственным убеждениям личности ту силу, которая заставляет человека в любой ситуации не отступать от нравственных принципов и идеалов. Нравственные убеждения заставляют человека искать ответа на вопрос: «Каким я должен быть?». Это способствует развитию у человека рефлексии, что вводит человека в область морального осмысления своей позиции, своих интересов, стремлений, целей, установок, отношений с людьми.

Экстраполируем обозначенные выше теоретические положения о явлении нравственных убеждений человека применительно к личности курсантов, обучающихся в вузах ФСИН России.

Отправной точкой для формирования нравственных убеждений курсантов являются знания. Среди общих знаний о морали, моральных нормах, нравственности, это и знание норм и требований, предъявляемых к сотруднику ФСИН России, закрепленных в различных документами, регулирующих его профессиональную деятельность (уставы, приказы, кодексы и др.). Важно, чтобы такое знание не было формальным. Курсант может на отлично знать, например, принципы и правила служебного поведения сотрудников ФСИН России, отраженные в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно -исполнительной системы, но если это знание не осмыслено, не пропущено сквозь себя, не соотнесено со своими личными ценностями, то оно останется для курсанта на уровне информации, не являющейся руководством к действию.

Чтобы знание стало содержательной основой убеждения, его усвоение личностью, должно пройти ряд этапов. Применительно к курсантам данные этапы могут выглядеть следующим образом.

Первый этап - ознакомительный. Курсант знакомится с информацией, например, читает Кодекс.

Второй этап - репродуктивный. Курсант воспроизводит прочитанное. Может пересказать прочитанную информацию, зачастую близко к тексту. Однако затрудняется ответить на вопросы, требующие уточнения тех или иных аспектов, содержащихся в тексте. Так, курсант может воспроизвести текст из Кодекса: «надо своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости», но не может четко ответить, к примеру на вопрос: «Что ты понимаешь под честностью?»

Третий этап - рефлексивный. Курсант осмысливает знание, самостоятельно ищет информацию, недостающую для лучшего его уяснения. В частности, находит определения понятия «честность» в различных словарях, учебных пособиях. Соотносит представленные в литературе трактовки «честности» со своими представлениями. Происходит понимание того, что было прочитано, услышано ранее.

Четвертый этап - профессионально-рефлексивный. Курсант переносит осмысленное и усвоенное знание в контекст профессиональной деятельности. Он понимает, каким образом та же самая честность как ценность, как личностное качество должна реализовываться в служебной деятельности сотрудника ФСИН России.

Пятый этап - личностный. Усвоенное и осознанное знание приобретает для курсанта личностный смысл. Если продолжить пример с честностью, то курсант осмысливает честность как значимое лично для него явление, прогнозирует собственное поведение с позиции честности и соотносит с ней свои реальные действия и поступки.

На первом и втором этапе знания носят формальный характер, на третьем и четвертом они принимают практическую направленность и только на пятом - мировоззренческую. Знание, наделяемое курсантом личностным смыслом, обладает ценностным содержанием и становится основой нравственных убеждений курсантов.

Однако для формирования стойких нравственных убеждений только знаний недостаточно, важное место здесь принадлежит ценностным ориентациям личности, определяемым присущей человеку системой ценностей, которые в научном дискурсе предстают, согласно мнению Б. С. Братуся, как «относительно постоянные отношения человека к обществу, к другим людям и к самому себе» [12, с. 27].

Если знания являются содержательным основанием для формирования нравственных убеждений, то ценностные ориентации определяют их устойчивость. Тем самым формирование нравственных убеждений курсантов в условиях вуза ФСИН России сопряжено и с приобщением их к ценностям. Полагаем, что речь необходимо вести, прежде всего, о нравственных ценностях.

Возникает вопрос - какие ценности, образующие содержание ценностных ориентаций человека, можно назвать нравственными?

Анализ научных источников, посвященных проблеме нравственных ценностей, показал, что ученые обосновывают характерные для нравственных ценностей признаки и критерии и на их основании выделяют конкретные нравственные ценности.

Так, признаки нравственных ценностей представлены Д. фон Гильдебрандом. Это ответственность человека за ценности; осознание нравственной несостоятельности, затрагивающей совесть; необходимость данных ценностей; отношение ценности к награде и наказанию [13, с. 216-223]. Но, выделив и обосновав данные признаки, Д. фон Гильдебранд не называет определенных ценностей.

В. А. Блюмкин при выделении нравственных ценностей руководствуется несколько иными критериями. В частности, критерием является структура потребностей человека. Но, в отличие от Д. фон Гильдебранда, В. А. Блюмкин говорит о конкретных ценностях: «Очевидно, высшие ценности те, которые соответствуют высшим, наиболее важным человеческим потребностям, без удовлетворения которых невозможно счастье и само существование людей. Самые сущностные характеристики человека выражаются его высшими потребностями в труде, творчестве, в общении, познании, в красоте и добре. Этим высшим потребностям соответствуют и высшие ценности: благо человека и человечества, справедливость, альтруизм, бескорыстие, благодарность, честь, совесть. Все остальные ценности (материальные и духовные блага) могут быть рассмотрены как средства, как условия достижения высших ценностей» [14, с. 54]. При всей значимости предлагаемого В. А. Блюмкиным перечня ценностей, это далеко не все ценности, которые могут быть названы нравственными.

Нашей целью не является представление в статье перечня нравственных ценностей, приобщение к которым способствует формированию нравственных убеждений курсантов. Отметим только, что важная роль в выборе таких ценностей принадлежит преподавателю, который ведет воспитательную работу с курсантами в целом и формирование у них нравственных убеждений, в частности.

Выше нами были представлены этапы усвоения курсантами нравственных знаний, составляющих основу их нравственных убеждений. Полагаем, что работа курсантов с нравственными ценностями, ведущая к тому, что эти ценности встраиваются в ценностную сферу сознания курсантов, также должна проходить определенные этапы.

Обращение к научной литературе показало, что в контексте решения задачи приобщения курсантов к ценностям, являющим собой структурный компонент нравственных убеждений, могут быть использованы уровни усвоения ценностей, которые обосновала И. А. Малыхина: «формальный, эмоциональный, интериоризующий и мировоззренческий уровни усвоения личностью ценностей» [15, с. 320].

Формальный этап. Нравственная ценность отражается в сознании курсанта. Но это пока внешнее отражение. Это еще только представление о ценности и не ее осознание.

Эмоциональный этап. Осуществляется эмоциональное проживание ценности курсантов, однако осмысления нравственного значения этой ценности пока не происходит.

Интериоризующий этап. Нравственная ценность осознается курсантом как личностно значимая: «В то же время на уровне интериоризации может наблюдаться некоторая непоследовательность социально-нравственных установок личности в том случае, если та или иная ценность актуализируется вследствие каких-либо внешних обстоятельств, что затрудняет процесс усвоения данной ценности» [15, с. 320].

Мировоззренческий этап. Нравственная ценность становится неотъемлемой частью мировоззрения курсанта, определяя его нравственные убеждения.

Каждый этап представляет собой своеобразную ступень. Приобщение курсантов к нравственным ценностям, определяющим устойчивость их нравственных убеждений, предполагает последовательное прохождение ими всех ступеней.

Ценности, ставшие достоянием ценностной сферы сознания курсантов, реализуются в их действиях и поступках.

Результатом осмысления проблемы формирования нравственных убеждений личности в целом и курсантов в особенности являются следующие выводы.

1. При достаточно широкой представленности проблемы убеждений человека в научной литературе остаются открытыми вопросы, связанные с содержательным наполнением знаний и выявлением конкретных ценностей применительно к различным сферам профессиональной деятельности. Полагаем, что при формировании нравственных убеждений курсантов - будущих сотрудников ФСИН России необходимо основываться на знаниях и ценностях, отражающих специфику служебной деятельности сотрудника.

2. Организация целенаправленного процесса формирования нравственных убеждений курсантов в процессе их обучения в ведомственном вузе предполагает вооружение курсантов знаниями с нравственным содержанием, определяемым как общими моральными нормами, так и профессиональными этическими требованиями, а также приобщение курсантов к нравственным ценностям, при выборе которых учитывается профессиональный контекст.

Библиографический список

1. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.

447 с.

2. Позднякова О. К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М.: МПСИ, 2006. 168 с.

3. Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (Философско-этические основы). Воронеж, 1990. 141 с.

4. Лапина Т. С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. М., 1974. С. 106-143.

5. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. 144 с.

6. Коломиец В. А. Психологические предпосылки устойчивости моральных убеждений учащихся: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. 20 с.

7. Чудновский В. Э., Звавич Л. И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни. М.: Интерпракс, 1993. 96 с.

8. Ильичева О. С. Нравственные убеждения как компонент нравственного сознания // Образование и саморазвитие. 2013. № 1 (35). С. 144-148.

9. Коркмазов А. Р., Филипенко Е. В. Формирование нравственных убеждений в системе интегральных характеристик личности // Вопросы педагогики. 2020. № 12-1. С. 129-131.

10. Нехорошева И. В. Нравственные убеждения личности и научные подходы к их изучению // Мир педагогики и психологии. 2022. № 4 (69). С. 76-89.

11. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980.183 с.

12. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. 64 с.

13. Гильдебранд Д. Этика. СПб.: Алетейя, 2001. 570 с.

14. Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.

15. Малыхина И. А. Философско-аксиологические основы социально-нравственного воспитания студентов в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 318-322.

References

1. Slovar' po jetike [Ethics Dictionary]. Moscow, 1989, 447 p. [in Russian].

2. Pozdnjakova O. K. Teoreticheskie osnovy formirovanija nravstvennogo soznanija budushhego uchitelja [Theoretical foundations for the formation of the moral consciousness of the future teacher]. Moscow, 2006, 168 p. [in Russian].

3. Bljumkin V. A., Gumnickij G. N., Cyrlina T. V. Nravstvennoe vospitanie (Filosofsko-jeticheskie osnovy) [Moral education (Philosophical and ethical foundations)]. Voronezh, 1990, 141 p. [in Russian].

4. Lapina T. S. Problemy individual'noj nravstvennosti [Problems of individual morality]. Moral' i jeticheskaja teorija [Morality and ethical theory]. Moscow, 1974. pp. 106-143 [in Russian].

5. Zalesskij G. E. Psihologija mirovozzrenija i ubezhdenij lichnosti [Psychology of worldview and personal beliefs]. Moscow, 1994, 144 p. [in Russian].

6. Kolomiec V. A. Psihologicheskie predposylki ustojchivosti moral'nyh ubezhdenij uchash-hihsja. Аvtoref. diss. kand. psihol. nauk [Psychological prerequisites for the stability of students' moral beliefs. Abstract candidate's of Psihology thesis]. Moscow, 1993, 20 p. [in Russian].

7. Chudnovskij V. Je., Zvavich L. I. Anatomija ubezhdenij: logika, ve-ra, konflikt, smysl zhizni [Anatomy of Beliefs: Logic, Faith, Conflict, the Meaning of Life]. Moscow, 1993, 96 p. [in Russian].

8. Il'icheva O. S. Nravstvennye ubezhdenij a kak komponent nravstvennogo soznanija [Moral beliefs as a component of moral consciousness]. Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development], 2013, no. 1 (35), pp. 144-148 [in Russian].

9. Korkmazov A. R., Filipenko E. V. Formirovanie nravstvennyh ubezhdenij v sisteme integral'nyh harakteristik lichnosti [Formation of moral beliefs in the system of integral personality characteristics]. Voprosypedagogiki [Pedagogical issues], 2020, no. 12-1, pp. 129-131 [in Russian].

10. Nehorosheva I. V. Nravstvennye ubezhdenija lichnosti i nauchnye podhody k ih izucheniju [Moral beliefs of the individual and scientific approaches to their study]. Mir pedagogiki i psihologii [The world ofpedagogy and psychology], 2022, no. 4 (69), pp. 76-89 [in Russian].

11. Mar'enko I. S. Osnovy processa nravstvennogo vospitanija shkol'nikov [Fundamentals of the process of moral education of schoolchildren]. Moscow, 1980, 183 p. [in Russian].

12. Bratus' B.S. Nravstvennoe soznanie lichnosti (psihologicheskoe issledovanie) [Moral consciousness of the individual (psychological research)]. Moscow, 1985, 64 p. [in Russian].

13. Gil'debrand D. Jetika [Ethics]. Saint-Petersburg, 2001, 570 p. [in Russian].

14. Bljumkin V. A. Mir moral'nyh cennostej [The world of moral values]. Moscow, 1981, 64 p. [in Russian].

15. Malyhina I. A. Filosofsko-aksiologicheskie osnovy social'no-nravstvennogo vospitanija studentov v vuze [Philosophical and axiological foundations of social and moral education of students at a university]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2012, no. 3, pp. 318-322 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.