УДК 37.034:378
О ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЕ СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ -БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ
ON THE VALUE SPHERE OF CONSCIOUSNESS OF CADETS -FUTURE EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
© 2019
Р.Б. Жалмурзин, С. А. Клычков R.B. Zhalmurzin, S.A. Klichkov
В статье актуализируется проблема модернизации педагогического процесса в вузах ФСИН России, осуществляющих подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы. Подчеркивается важность формирования будущего сотрудника ФСИН как человека нравственного и констатируется, что нравственность сотрудника ФСИН напрямую связана с содержанием ценностной сферы его сознания. Называется критерий отбора таких ценностей - направленность на другого человека. Обозначаются ценности, к которым в процессе обучения в вузе необходимо приобщать курсантов - будущих сотрудников ФСИН: добро, взаимопонимание, свобода, ответственность, справедливость, милосердие, долг, совесть, эмпатия; раскрывается содержание данных ценностей. Делается вывод о том, что приобщение курсантов к ценностям есть развитие ценностной сферы их сознания, что предполагает реализацию ценностей в деятельности.
Ключевые слова: курсант - будущий сотрудник ФСИН; ценность; сознание; ценностная сфера сознания; нравственность; добро; взаимопонимание; свобода; ответственность; справедливость; милосердие; долг; совесть; эмпатия.
The article foregrounds the problem of modernization of the pedagogical process in the universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, which train specialists for the penitentiary system. It emphasizes the importance of forming the future employee of the FPS as a moral person and states that the morality of the employee of the FPS is directly related to the system of values that form the value sphere of their consciousness. The criterion of this is focus on the other person. The paper shares the values, the introduction to which is bound to develop value consciousness of cadets - future employees of the FPS. These are good deeds, mutual understanding, freedom, responsibility, justice, mercy, duty, conscience, empathy. The content of these values is revealed. It is concluded that the introduction of cadets to values contributes to the effective development of the value sphere of their consciousness, and the development of the value sphere of consciousness implies the values application in their work.
Keywords: cadet - future employee of the Federal Penitentiary Service; value; consciousness; value sphere of consciousness; moral values; good deeds; mutual understanding; freedom; responsibility; justice; mercy; duty; conscience; empathy.
Деятельность правоохранительных органов всегда находится под пристальным вниманием общества, поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов, и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства, реализации их законных интересов. Работа правоохранительных органов сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой ее целей, содержания, форм, методов и средств.
Одной из важнейших проблем ФСИН России является качество подготовки кадров. Профессиональная подготовка сотрудников и постоянный поиск путей повыше-
ния ее качества в ведомственных вузах ФСИН России положительно влияют на показатели работы не только отдельных сотрудников, но и подразделений ФСИН в целом. В связи с этим в настоящее время стоит задача модернизации и обновления педагогического процесса в вузах ФСИН России, осуществляющих подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы.
Современный период характеризуется тенденцией к обновлению высшего образования в системе ФСИН России: старые системы и технологии обучения заменяются новыми, реализуются новые, более прогрессивные идеи и подходы к такой его организации, которая позволяла бы макси-
мально учитывать в педагогическом процессе личностные особенности курсантов, а также профессиональные требования, изложенные в квалификационных характеристиках.
Тот факт, что обеспечивать правопорядок в учреждениях УИС приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании.
Для того чтобы успешно выполнять свой служебный и гражданский долг, свои должностные обязанности, сотрудник ФСИН должен обладать высокой культурой, глубокими профессиональными знаниями и умениями в области социологии, политики, права, экономики, этики, психологии и педагогики. Только в этом случае он может успешно решать поставленные перед ним государством задачи.
Важнейшее качество личности сотрудника ФСИН - высокая нравственность Представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве являются для него не личностной характеристикой, а профессиональным требованием, делом почти государственной важности. Д.М. Архангельский и Т. Джафарли, изучая природу этических категорий, пришли к выводу, что «существенной характеристикой добра, долга, совести и т.д. является то, что они обладают значением важнейших моральных ценностей. Принимая определенную систему моральных ценностей, люди используют их как ориентиры субъективной деятельности в мире социальных отношений» [1, с. 155].
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования ценностной сферы сознания курсантов - будущих сотрудников ФСИН России. В рамках данной статьи мы покажем, какими, с нашей точки зрения, ценностями, должна быть наполнена ценностная сфера сознания курсантов. Иными словами - к каким конкретным ценностям необходимо приобщать курсантов в процессе обучения в вузе.
Мир ценностей богат и разнообразен. В научной литературе широко представле-
ны классификации ценностей по различным основаниям.
Основательный анализ классификаций ценностей провел В. Брожик. Ценности, его с точки зрения, могут быть: 1) материальными и духовными; 2) действительными и воображаемыми, или концептуальными; 3) первичными, вторичными, третичными; 4) нынешними, прошлыми и будущими; 5) априорными и апостериорными; 6) финальными и инструментальными; 7) утилитарными, эстетическими, правовыми, нравственными [2, с. 185-202].
Еще более подробный анализ видов ценностей представлен К.С. Талановой. Она отмечает, что в научной литературе называются такие виды, формы и типы ценностей, как семейные, профессиональные, моральные, эстетические, религиозные, научные, экономические, политические и национальные, традиционные и инновационные, эмоциональные и ментальные, ценности высшего и низшего порядка, ценности возвышенные и низменные, актуальные и потенциальные, модные и немодные, либеральные и консервативные, локальные и глобальные, локальные и универсальные, абсолютные и относительные, непреходящие и преходящие, терминальные и инструментальные, положительные и отрицательные, буржуазные и пролетарские, реальные и фальшивые, подлинные и мнимые, исключающие и совместимые, эгоистические и альтруистические, центральные и фоновые, а также природные и культурные, конкретно-исторические, ситуационные, общечеловеческие («вечные»), материальные и духовные, индивидуальные и социальные, субъектные (цель, оценка, установка) и предметные (результаты деятельности, объекты ценностного отношения) и др. [3, с. 194].
Анализ научной литературы, так или иначе затрагивающей проблему ценностей [2-7 ; и др.], позволил нам определить ценности, которые должны входить в ценностную сферу сознания курсантов - будущих сотрудников ФСИН России. Это такие ценности, как добро, взаимопонимание, свобода, ответственность, справедливость, мило-
сердие, долг, совесть, эмпатия. Основным критерием их отбора, на наш взгляд, является их направленность на другого человека.
Обратимся к конкретным ценностям.
Добро как нравственный феномен, по утверждению Т.В. Мишаткиной, занимает особое место в системе моральных ценностей, так как от его правильного понимания «во многом зависит наша нравственность: наши поступки, взгляды, оценки» [8, с. 137].
В общем понимании добро - это то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства [9, с. 181].
Добро, как пишет Р.Г. Апресян, утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчужденности между людьми и установлении взаимопонимания, согласия между ними, человечности и проявляется в милосердии, любви [10, с. 247].
Приобщение курсантов к ценности «добро» даст возможность ориентировать их на установление нравственных отношений с другими людьми.
Взаимопонимание как ценность предполагает, по утверждению А.И. Тита-ренко, «согласование неодинаковых норм, запретов, ориентаций различных общающихся субъектов, умение найти более общую систему моральных ценностей, через которую, как через однопорядковую систему координат, их можно согласовать» [11, с. 156].
Без взаимопонимания, говоря словами И. Канта, «не может быть сознания своего морального убеждения и морального характера, а это сознание - высшее благо в человеке» [12, с. 253].
Предпосылкой взаимопонимания, как подчеркивает Ю.А. Шрейдер, являются внимательность и интерес к другим людям, способствующие вниманию к их заботам и проблемам [13, с. 239].
Взаимопонимание связано со справедливостью. Так, Ю.А. Шрейдер пишет,
что взаимопонимание необходимо для того, чтобы ясно осознавать, как «обе стороны представляют себе достижение справедливости. Тогда можно ставить вопрос о согласовании этих представлений или выработке компромиссного» [13, с. 239]. Именно так, с позиции справедливости, Ю.А. Шрейде-ром раскрывается смысл взаимопонимания, где собственно справедливость является ценностью нравственной, а не утилитарной, прикрывающей эгоистические устремления людей.
Свобода человека заключается в его возможности «мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения» [14, с. 68].
С точки зрения философии, свобода выражается в праве человека осуществлять свою волю. При этом такое осуществление может причинить неудобства или даже вред другим людям. Поэтому, рассуждая о свободе как о нравственной ценности, необходимо различать «свободу от...» и «свободу для...» (терминология Э. Фромма). «Свобода от.» - свобода негативная, она позволяет человеку совершать любые действия, независимо от того, что эти действия несут другим людям. «Свобода для.», как утверждает Э. Фромм, - свобода позитивная. Она «означает полную реализацию способностей человека, дает возможность жить активно и спонтанно» [15, с. 224-225].
Свобода как ценность есть «свобода для», предполагающая трансформацию внешних моральных требований во внутренние нравственные потребности человека.
Ценность «свобода» подразумевает ценность «ответственность». Не случайно данные ценности в научной литературе рассматриваются во взаимосвязи [16 ; 17]. Так, Е.В. Золотухина-Аболина пишет: «Ответственность - оборотная сторона свободы, ее "alter ego" - второе "я". Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им» [16, с. 223].
Прямую зависимость степеней свободы и ответственности отмечает и Т.В. Ми-шаткина: чем шире свобода, тем больше ответственность. Она выделяет различает ответственность человека перед самим собой, ответственность за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, ответственность перед миром и человечеством [17, с. 148].
А.В. Разин подчеркивает, что ответственность - это прежде всего отношение к другим [18, с. 476]. Приобщение курсантов к данной ценности позволяет сделать ответственность критерием, по которому они выстраивают как свой образ жизни, так и отношения с другими людьми. Действуя ответственно, курсант принимает на себя определенные обязательства, в том числе и нравственного характера, он понимает и осознает, как отражаются его действия и поступки на нем самом и на других людях.
«Ответственное поведение, - утверждают Е.А. Мацефук и П.В. Разбегаев, -предполагает активное участие других людей. Ответственные действия, являясь важнейшим видом действий, имеющих социальную значимость, характеризуются наличием не только самоконтроля и самооценки, но и контроля со стороны отдельных индивидов, коллективов или общества» [19, с. 106]. Ученые полагают, что ценность «ответственность» имеет модификации: ответственность конкретного человека, группы или всего человечества. Кроме того, они видят взаимосвязь ответственности не только со свободой, но и с добром: «Акт ответственности осуществляется в результате свободного принятия решения (поиска смысла). Содержание ответственности определяется нормами цивилизованного общежития, основой которых, по самому широкому критерию, является добро как отсутствие зла. Истинная ответственность не должна ставить под угрозу свободу другого человека» [19, с. 107].
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство [87,
с. 449]. Совесть дает человеку возможность находиться в согласии с самим собой и с окружающими, соразмерять свои поступки с той реальностью, в которой он живет. По утверждению Ю.А. Шрейдера, это есть встроенный в душу человека «навигационный прибор», нечто вроде морального компаса [13, с. 185].
Наличие в ценностно-смысловой сфере человека ценности «совесть» позволяет актуализировать полученную им нравственно значимую информацию и реализовать ее в своем поведении: «Именно развитой механизм совести осуществляет "возвышение" нравственно значимой информации с уровня просто знаемой индивидом до уровня, определяющего характер его поведения» [20, с. 141]. С.К. Бондырева и Д.В. Колесов считают, что это дает возможность выделить в структуре регуляции поведения индивида четыре компонента [20, с. 141], которые, как мы полагаем, можно рассматривать как регуляторы поведения курсантов - будущих сотрудников ФСИН в процессе обучения в вузе.
Первый компонент - это наличие эталона (должного) поведения. С этим эталоном курсанты сопоставляют свое реальное поведение (второй компонент). Сопоставление своего поведения с эталоном и выявление совпадений или различий (третий компонент регуляции поведения) вызывает у курсанта переживание степени соответствия своего поведения эталону (четвертый компонент): возникновение удовольствия или неудовольствия в связи не только с прагматической, но и с нравственной стороной действий. Тем самым в поведении курсанта реализуется совесть как нравственная ценность, которая «есть не что иное, как наше собственное мнение или суждение о нравственной правильности или порочности наших собственных действий» [21, с. 119].
Именно совесть, которая, как «императивная сила», проводит человека сквозь тернии морального выбора, возвращает его сознание к нравственному поведению, на точку зрения правды как комплексного выражения ценностного отношения к миру,
развитие которого происходит в ценностно-ориентационной деятельности [22, с. 134].
П.С. Гуревич высказывает мнение, что структура совести в качестве слагаемых включает долг, стыд и вину [23, с. 74]. Стыд и вина являются человеческими переживаниями: стыд есть переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом Других [16, с. 260], а вина -переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом собственного внутреннего Я и перед Богом [16, с. 271]. Стыд и вина, как мы полагаем, не могут быть рассмотрены как ценности. Они возникают у человека в том случае, если ценность «совесть» укоренилась в ценностно-смысловой сфере его сознания. В то же время долг как необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем своя собственная [16, с. 245], как выражение внутренней готовности личности подчинится нравственной необходимости, сделать голос совести мерилом собственного поведения [23, с. 82] мы считаем ценностью, к которой необходимо приобщать курсантов в процессе обучения в вузе. Руководствуясь долгом, человек употребляет свои силы, в том числе и физические, на благо другим людям.
Однако долг - это не простое исполнение обязанностей. Долг как ценность представляет собой нравственную обязанность человека, выполняемую им «под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений» [24, с. 199]. Таким образом, реализация человеком в своей деятельности долга как ценности всегда осуществляется добровольно.
Как подчеркивал К. Роджерс, эмпа-тия - это «способность глазами другого человека посмотреть на мир, проникнуть во внутренний мир человека, чтобы сопровождать его в путешествие к истокам самого себя» [25, с. 106]. Это восприятие душевного мира другого человека в максимально возможном объеме, вплоть до «перенесения» себя в другого.
Эмпатия как ценность, по утверждению Н.Б. Крыловой, базируется на культурном механизме принятия [25, с. 49]. Она «включает внерациональное понимание человеком внутреннего мира Другого, вчувствование, интуитивное проникновение в его переживание. Кроме того, она проявляется как эмоциональная отзывчивость на его чувства и идентификация с другим» [25, с. 48].
Нравственное взаимодействие людей возможно в том случае, если будет преодолен эгоцентризм и сделана попытка встать на позицию другого человека и эту позицию понять. Понимание позиции другого дает возможность найти ее сильные и слабые стороны. Важно, что поиск таких сторон должен осуществляться по критерию добра. Эффективное понимание позиции другого возможно на основе справедливости и с точки зрения собственной совести. Такое понимание дает возможность эмпа-тически отнестись к другому человеку как к другой стороне взаимодействия. Эмпатия может перерасти в доброжелательность, тогда на уровне сознания будет осуществляться выбор наиболее эффективной стратегии нравственного взаимодействия.
Высшие формы эмпатии представляют собой переживание и сочувствие, так как именно в них выражается отношение человека к другим людям. Сочувствовать -значит понимать мысли и чувства другого, переживать то, что переживает он. Сочувствие дает возможность, поставив себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
Доброжелательность, чуткость, отзывчивость, а также справедливость и непримиримость к равнодушию и жестокости - это и есть реализация эмпатии как ценности.
Итак, приобщение курсантов к ценностям есть развитие ценностной сферы их сознания, так как нравственность и есть мир ценностей. Развитие ценностной сферы сознания предполагает и реализацию ценностей. Мы имеем в виду не процессуальный, а нравственный аспект такой реализа-
ции, суть которого состоит в том, что «в любом сознательном и целенаправленном предметном вербальном или невербальном действии, акте поведения вычленяется их внутренний, не сводимый к практическому смысл, который становится мотивом действия, поступка» [27, с. 101].
В заключение подчеркнем, что в процессе обучения в вузе будущих сотрудников ФСИН важно, чтобы те ценности, к которым преподаватель вуза приобщает курсантов, составляли основу его ценностных ориентаций, чтобы в результате реализации преподавателем собственных ценностей они становились ценностями для курсанта.
* * *
1. Архангельский Л.М., Джафарли Т. Этические категории // Предмет и система этики. М. : Институт философии АН СССР ; София : Институт философии БАН, 1973. С. 152-178.
2. Брожик В. Марксистская теория оценки : пер. со словац. М. : Прогресс, 1982. 264 с.
3. Таланова К.С. Ценностное ядро духовно-нравственного кризиса: дефиниции, типологии, система ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2014. № 3. С. 179-200.
4. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М. : Знание, 1981. 64 с.
5. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.
6. Позднякова О.К. Педагогическая интерпретация принципов морального выбора // Научный потенциал. 2012. № 3. С. 70-74.
7. Савченко Е.А., Молчан Э.М. Духовно-нравственные ценности: аксиологические классификации // Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 20-27.
8. Мишаткина Т.В. Моральные ценности человека в основных категориях этики // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Минск : Новое знание, 2002. С. 132-137.
9. Запесоцкий,А.С. Образование: философия, культурология, политика. М. : Наука, 2002. 456 с.
10. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика : учебник. М. : Гардарики, 1998. 472 с.
11. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М. : Политиздат, 1976. 399 с.
12. Кант И. Критика практического разума. СПб. : Наука, 1995. 528 с.
13. Шрейдер Ю.А. Этика. М. : Текст, 1998. 271 с.
14. Современная философия : словарь и хрестоматия. Ростов н/Д : Феникс, 1995. 511 с.
15. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1995. 256 с.
16. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2003. 416 с.
17. Мишаткина Т.В. Свобода и ответственность // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Минск : Новое знание, 2002. С. 138-152.
18. Разин А.В. Этика : учебник для вузов. М. : Академический проект, 2003. 624 с.
19. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Ответственность как ценность: теоретический аспект // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2(29). С. 104-109.
20. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006.
336 с.
21. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Локк Д. Сочинения. В 3 т. М. : Мысль, 1985. Т. 1. 621 с.
22. Акимов И.Б. Содержание и методы приобщения учащихся к нравственным ценностям в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2015. 26 с.
23. Гуревич П.С. Этика : учебник для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 416 с.
24. Мишаткина Т.В. Долг и совесть // Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича. Минск : Новое знание, 2002. С. 198-207.
25. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. 480 с.
26. Крылова Н.Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 272 с.
27. Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара : СГПУ, 2002. С. 67-173.