Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / финансовое образование / междисциплинарный подход / финансовая компетентность преподавателя / financial literacy / financial education / interdisciplinary approach / financial competence of the teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крушинский Ник Константинович, Абдуев Магомед Хаважиевич, Хаджиев Сайдхасан Магомедович

Статья посвящена проблеме реализации финансовой грамотности: компетенции преподавателя финансовой грамотности, основным компетенциям финансово грамотного человека, отечественным и зарубежным практикам. В силу того, что в настоящее время финансовая грамотность будет реализована в общеобразовательные предметы необходим компетентные преподаватели, поэтому анализ компетенций преподавателя, как предпосылка к реализации финансовой грамотности. Для полного системного подхода необходимо учитывать качество преподаваемых материалов для формирования компетенций преподавателей финансовой грамотности. Основной категорией граждан для реализации программы являются учителя школ, преподаватели высших учебных заведений и студенты, которые в дальнейшем станут преподавателями финансовой грамотности. Представленные в статье результаты доказывает актуальность программы финансовой грамотности по повышению компетенций у преподавателей финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крушинский Ник Константинович, Абдуев Магомед Хаважиевич, Хаджиев Сайдхасан Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is about the problem of implementation of financial: the competence of a financial literacy teacher, the basic competencies of a financially literate person, domestic and foreign practices. According to the fact that at present financial literacy will be implemented in general education subjects, competent teachers are needed, therefore, an analysis of the teacher’s competencies is a prerequisite for the implementation of financial literacy. For comprehensive system approach it’s necessary to take into account the quality of the materials taught to develop the competencies of financial literacy teachers. The main category of citizens for the implementation of the program are school teachers, teachers of higher educational institutions and students who will later become teachers of financial literacy. The results presented in the article prove the relevance of the financial literacy program to improve the competencies of financial literacy teachers.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

14. Самылкина, H.H. Вклад курса информатики в реализацию технологического (инженерного) профиля обучения на уровне среднего общего образования / H.H. Самылкина // Образ действия. - 2023. - Вып. 2 - «Реализуем ФГОС ОО. Инженерно-технологическое образование. Лучшие практики». - С. 141-150

Педагогика

УДК.378

аспирант Крушииский Ник Константинович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва); старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Абдуев Магомед Хаважиевич ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доктор педагогических наук, доцент Хаджиев Сайдхасан Магомедович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации финансовой грамотности: компетенции преподавателя финансовой грамотности, основным компетенциям финансово грамотного человека, отечественным и зарубежным практикам. В силу того, что в настоящее время финансовая грамотность будет реализована в общеобразовательные предметы необходим компетентные преподаватели, поэтому анализ компетенций преподавателя, как предпосылка к реализации финансовой грамотности. Для полного системного подхода необходимо учитывать качество преподаваемых материалов для формирования компетенций преподавателей финансовой грамотности. Основной категорией граждан для реализации программы являются учителя школ, преподаватели высших учебных заведений и студенты, которые в дальнейшем станут преподавателями финансовой грамотности. Представленные в статье результаты доказывает актуальность программы финансовой грамотности по повышению компетенций у преподавателей финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое образование, междисциплинарный подход, финансовая компетентность преподавателя.

Annotation. The Article is about the problem of implementation of financial: the competence of a financial literacy teacher, the basic competencies of a financially literate person, domestic and foreign practices. According to the fact that at present financial literacy will be implemented in general education subjects, competent teachers are needed, therefore, an analysis of the teacher's competencies is a prerequisite for the implementation of financial literacy. For comprehensive system approach it's necessary to take into account the quality of the materials taught to develop the competencies of financial literacy teachers. The main category of citizens for the implementation of the program are school teachers, teachers of higher educational institutions and students who will later become teachers of financial literacy. The results presented in the article prove the relevance of the financial literacy program to improve the competencies of financial literacy teachers.

Key words: financial literacy, financial education, interdisciplinary approach, financial competence of the teacher.

Введение. Финансовая грамотность (далее - ФГ) населения и возможности её формирования со стороны социальных государственных институтов, собственно финансовых структур стала важной и актуальной темой для любого развитого государства.

В России в 2017 году приняли «Стратегию повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.». Данный программный документ показал особую значимость, которую придают этой проблеме в нашей стране.

Это связано с тем, что все больше людей начинают понимать, что управление своими финансами является ключом к успеху в жизни. Управление финансами и умение пользоваться финансовыми институтами позволяет людям принимать обоснованные решения о том, как тратить свои деньги, как сберегать их и как инвестировать.

В настоящий момент, на начало третьего тысячелетия XXI века, в России уже есть несколько программ ФГ, которые доступны для всех желающих.

Финансовая грамотность (ФГ) - это совокупность знаний, навыков и установок, необходимых для принятия разумных финансовых решений и достижения индивидуального финансового благополучия [2].

ФГ включает в себя совокупность следующих умений и навыков:

- умение управлять личными финансами,

- планировать бюджет,

- принимать осознанные инвестиционные решения,

- знать и уметь грамотно пользоваться различными финансовыми продуктами, которые постоянно возникают на финансовом рынке,

-уметь оценивать финансовые риски [1].

Изложение основного материала статьи. Повышение ФГ населения является одним из приоритетных направлений деятельности государства. В рамках реализации «Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.» планируется проведение различных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности граждан, включая образовательные программы, информационные кампании, развитие финансовых технологий и т.д. [2].

В то же время, стало очевидным, что успех эффективной реализации данной Стратегии_невозможен без компетентных кадров, прежде всего, преподавательских, которые будут осуществлять работу с детьми и молодёжью, гражданами страны.

Рассмотрим какие компетенции необходимы для осуществления преподавательской деятельности.

Компетенции преподавателя - это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Компетенции преподавателя включают в себя предметные компетенции (знание преподаваемого предмета), методические компетенции (умение разрабатывать и применять эффективные методы обучения), коммуникативные компетенции (навыки общения со студентами и коллегами), педагогические компетенции (владение педагогическими технологиями), а также компетенции в области самообразования и саморазвития (готовность к постоянному обновлению своих знаний и навыков).

Преподавателю финансовой грамотности необходимо иметь глубокие знания в области экономики, финансов, банковского дела и инвестиций. Это поможет ему доступно объяснить сложные концепции и предложить практические решения для учащихся.

Навыки коммуникации: успешный преподаватель должен обладать отличными коммуникативными навыками для эффективного общения с учащимися. Они должны уметь объяснять сложные темы простым и понятным языком, а также быть готовыми ответить на вопросы учащихся и вовлечь их в дискуссию.

Навыки преподавания: Важными являются навыки преподавания, такие как умение планировать и структурировать уроки, использовать различные методы обучения, оценивать уровень понимания учащихся и адаптировать обучение к их потребностям.

Навыки мотивации: Преподаватель должен уметь мотивировать учащихся на изучение финансовой грамотности, показывать им важность и актуальность этих знаний в повседневной жизни.

Навыки критического мышления: Способность критически мыслить и анализировать информацию поможет преподавателю подготовить учащихся к принятию обоснованных решений в области личных финансов.

Умение работать с различными группами учащихся: Важно, чтобы преподаватель мог найти подход к каждому учащемуся и учесть различные потребности и интересы школьников.

Профессиональная этика: Преподаватель финансовой грамотности должен быть честным, открытым и готовым делиться своим опытом и знаниями с учащимися.

Умение работать в команде: Для проведения совместных проектов и мероприятий преподаватель должен уметь сотрудничать с коллегами, администрацией и родителями учащихся.

Постоянное саморазвитие: Чтобы быть интересным и актуальным для учащихся, преподаватель финансовой грамотности должен постоянно обновлять свои знания и совершенствовать свои навыки.

Понимание возрастных особенностей учащихся: Преподаватель должен понимать, какие финансовые проблемы могут возникнуть у старшеклассников и как их можно решить с помощью финансовой грамотности [6].

В преподавании финансовой грамотности для детей старшей школы следует учитывать следующие важные аспекты:

1. Развитие навыков планирования бюджета и управления личными финансами.

2. Обучение основам инвестирования и рискам, связанным с инвестированием.

3. Повышение осведомленности о налоговой системе и ее влиянии на доходы и расходы.

4. Обучение основам предпринимательства и создания собственного бизнеса.

5. Развитие навыков анализа рынка и принятия решений на основе данных.

6. Подготовка к сдаче экзаменов по финансовой грамотности для поступления в вузы или получения сертификата профессионального финансиста.

7. Создание условий для развития коммуникативных навыков, таких как умение вести переговоры, договариваться о ценах и условиях оплаты товаров и услуг.

Основные проблемы в преподавании финансовой грамотности:

• Недостаток квалифицированных преподавателей: Многие учителя не имеют достаточной подготовки в области финансовой грамотности и не могут эффективно обучать этому предмету: Потому что финансовая грамотность не является обязательным предметом для учителей. Многие учителя выбирают свою специализацию на основе своих интересов и предпочтений, и финансовая грамотность может не входить в их круг интересов. Кроме того, преподавание финансовой грамотности требует определенных знаний и навыков, которых может не хватать некоторым учителям.

• Отсутствие четких стандартов и методик обучения: В настоящее время нет единого подхода к преподаванию финансовой грамотности, что затрудняет работу учителей и делает процесс обучения менее эффективным.

• Недостаток учебных материалов: Учебные материалы по финансовой грамотности не всегда доступны и могут быть слишком сложными для учеников.

• Низкая мотивация учащихся: Многие ученики не видят практической пользы от изучения финансовой грамотности и не проявляют интереса к этому предмету.

• Недостаточное внимание со стороны государства: На государственном уровне финансовая грамотность не является приоритетом, что снижает поддержку этого направления со стороны властей [4].

Методы преподавания финансовой грамотности.

Существует несколько методик преподавания финансовой грамотности:

• Лекционный метод: Учитель читает лекции по теме, а ученики слушают и записывают основные моменты.

• Семинарский метод: Ученики готовят доклады по теме и обсуждают их на семинаре.

• Проектный метод: Ученики разрабатывают проекты по теме финансовой грамотности и защищают их перед классом.

• Игровой метод: Учитель проводит игры или квизы по теме для закрепления материала.

• Исследовательский метод: Ученики проводят исследования на тему финансовой грамотности и представляют их классу.

• Групповой метод: Ученики работают в группах над проектами или задачами по финансовой грамотности.

Стандарт ФГ - это набор знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.

Стандарт ФГ включает:

- понимание основ кредитования, страхования, инвестирования, налогообложения,

- умение составлять личный или семейный бюджет.

ФГ позволяет принимать более_обоснованные решения в области личных финансов, избегать финансовых рисков и защищать свои интересы.

ФГ также помогает управлять долгами, составлять план пенсионных накоплений и эффективно использовать различные финансовые инструменты для достижения своих целей [3].

В рамках стандарта ФГ можно выделить следующие ключевые аспекты:

• Знание основ личных финансов: понимание разницы между активами и пассивами, умение составлять и анализировать личный или семейный бюджет;

• Умение оценивать и управлять рисками: знание основ кредитного анализа и оценки рисков инвестирования;

• Понимание основ налогообложения: знание о налогах на доходы физических лиц, налоге на имущество и других обязательных платежах;

• Знание основ страхования: понимание необходимости страхования имущества, здоровья и жизни;

• Умение использовать различные финансовые продукты и услуги: выбор оптимального банка для обслуживания, использование кредитных и дебетовых карт, понимание преимуществ и недостатков различных инвестиционных инструментов;

• Планирование пенсионных накоплений: формирование личного пенсионного плана и выбор оптимального фонда для инвестирования [5].

Навыки, необходимые для успешного преподавания ФГ школьникам, включают следующие аспекты:

- анализ в принятии финансовых решений: учиться принимать решения о тратах, сбережениях и инвестициях на основе фактов и анализа;

- навыки управления рисками: понимать, какие риски связаны с различными финансовыми решениями, и учиться их минимизировать;

- навыки долгосрочного планирования: понимать важность планирования на долгосрочную перспективу и как это может помочь в достижении финансовых целей;

- навыки использования доступных ресурсов для получения необходимой информации о финансовых продуктах, инструментах: изучать и использовать различные источники информации, такие как книги, статьи, блоги и курсы, чтобы получить новые знания и навыки в области финансов.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что ведущими компетенциями преподавателя, в том числе, преподавателя ФГ являются [4]:

1. Знание предмета: преподаватель должен обладать глубокими знаниями в своей области, чтобы быть в состоянии передать эти знания своим учениками.

2. Умение общаться: преподаватель должен уметь общаться с учениками на понятном и доступном языке, чтобы обеспечить понимание материала.

3. Навыки преподавания: преподаватель должен иметь навыки преподавания, такие как планирование уроков, использование различных методов обучения и оценка успеваемости учеников.

4. Терпение и настойчивость: преподаватель должен быть терпеливым и настойчивым, чтобы помочь ученикам преодолеть трудности в обучении.

5. Эмпатия: преподаватель должен понимать потребности и интересы учеников, чтобы адаптировать учебный процесс к их потребностям.

6. Организационные навыки: преподаватель должен уметь организовать свой рабочий день и учебный процесс, чтобы обеспечить эффективное обучение учеников.

Литература:

1. Современные вызовы и тренды в повышении финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг / сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (28 октября 2022 г., г. Уфа), посвященной 90-летию Института развития образования Республики Башкортостан / отв. ред. Е.Р. Ковлясова. - Уфа: Первая типография, 2022.-246 с.

2. Шибаев, С.Р Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения / С.Р. Шибаев, Ю.А. Шадрина // Финансы и кредит. -2015. - № 24 (684). - С. 27-28

3. Кодекс финансово грамотного человека [Электронный ресурс], https://rostsber.ru/about/

4. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс], -https://fmc.hse.ru/

5. Финансовая грамотность - содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности // Мониторинг результатов обучения педагогов [Электронный ресурс]: фингpaмoтнocтьвшкoлe.pф/page/41

6. Сергеева, Т.Ф. Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности обучающихся / Т.Ф. Сергеева В.А. Кальней // Вестник РМАТ. -2015. - №4. - С. 77.

Педагогика

УДК 378

аспирант Крушииский Ник Константинович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой теории и

методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

старший преподаватель кафедры теории и технологии

социальной работы Абдуев Магомед Хаважиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена разбору программ финансовой грамотности, существующие на данный момент для образования преподавателей, населения и детей. Обобщению программа для выявления основных модулей для курса финансовой грамотности. Актуализации проблемы методологической базы курса финансовой грамотности для высшего учебного заведения. Согласно запросу общества и государства, в стране необходимы курсы финансовой грамотности, которые разрабатывают разные структуры: банки, независимые образовательные организации, онлайн-платформы для обучения различным навыкам, вузы. Но для подготовки компетентного педагога необходимы курсы в высшем учебном заведении, чтобы сформировать компетенции у преподавателя финансовой грамотности. Для полного системного подхода необходимо учитывать все модули функциональной грамотности, чтобы все приобретаемые навыки на курсе финансовой грамотности были востребованы и необходимы. Основной категорией обучения должны быть студенты педагогического образования, нацеленные для преподавания в школе или СПО. Представленные в статье результаты доказывает актуальность модулей для курса финансовой грамотности в вузе для обучения преподавателей основам финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, функциональная грамотность, программа финансовой грамотности, курс финансовой грамотности.

Annotation. The article is devoted to the analysis of financial literacy programs that currently exist for the education of teachers, the public and children. A generalization program to identify the core modules for a financial literacy course. Updating the problem of the methodological basis of a financial literacy course for a higher educational institution. According to the request of society and the state, the country needs financial literacy courses that are developed by different structures: banks, independent educational organizations, online platforms for teaching various skills, universities. But to prepare a competent teacher, courses at a higher educational institution are necessary to develop the competencies of a financial literacy teacher. For a complete systematic approach, it is necessary to take into account all modules of functional literacy, so that all the skills acquired in the financial literacy course are in demand and necessary. The main category of training should be students of pedagogical education aimed at teaching at school or secondary vocational education. The results presented in the article prove the relevance of modules for a financial literacy course at a university for training teachers in the basics of financial literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.