Научная статья на тему 'Финансовая грамотность как актуальный элемент подготовки преподавателя английского языка современного российского вуза'

Финансовая грамотность как актуальный элемент подготовки преподавателя английского языка современного российского вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОНЯТИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / FINANCIAL LITERACY / RUSSIAN HIGHER SCHOOL / FINANCIAL COMPONENT / ENGLISH LANGUAGE / INTERDISCIPLINARY RELATIONS / STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY / BASIC FINANCIAL CONCEPTS / METHODS OF TEACHING FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянова С. В.

В статье автор акцентирует внимание на том, что в настоящий период финансовая образованность является необходимым элементом общей культуры современного молодого человека, и российская высшая школа может и должна активно участвовать в подготовке будущих финансово грамотных специалистов. На современном этапе социальный заказ общества состоит в том, чтобы в общеобразовательных организациях работали педагоги, обладающие компетенциями, позволяющими им реализовывать программы обучения финансовой грамотности в системе сначала начального и среднего, а затем высшего и дополнительного образования детей и взрослых по вопросам финансовой грамотности. Учителя английского языка, по мнению автора, не должны оставаться в стороне, так как модули, включающие в себя актуальные темы с финансовой составляющей, могут быть органично «встроены» в программу курса английского языка в общеобразовательных организациях, обеспечивая при этом междисциплинарные связи. В работе указывается, что студенты педагогического вуза, как правило, не имеют теоретических базовых знаний в области финансов, и им будет сложно сориентировать своих учеников в финансовом пространстве, научить грамотно вести себя при возникновении финансовых трудностей. Таким образом, подчеркивает автор, введение в образовательную программу будущих учителей обязательного курса финансовой грамотности будет способствовать: ликвидации у студентов-педагогов дефицита информации по основным финансовым понятиям; овладению студентами методикой преподавания финансовой грамотности в общеобразовательных организациях; формированию и совершенствованию умений студентов вносить изменения в учебный процесс с целью интеграции материала по финансовому просвещению своих учеников в предмет «Английский язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверьянова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY AS A KEY ELEMENT OF TRAINING A TEACHER OF ENGLISH IN THE RUSSIAN HIGHER SCHOOL

In the article, the author focuses on the fact that at present young people should be financially educated, and the Russian higher school can and must actively participate in the process of training future financially literate specialists. At present, the social order of our society is to educate and train teachers who will be able to work in general education organizations and to implement the financial literacy programme in the elementary, secondary and higher school. Supplementary education of children and adults on financial literacy should also be provided. The author is sure that teachers of English should join the process of teaching financial literacy to pupils as they can develop modules with the financial component, which can easily be integrated into the curriculum of the English language course of any general education organization, providing interdisciplinary connections. The article indicates that, as a rule, students of the pedagogical university do not have basic theoretical knowledge in the field of finance, and it will be difficult for them to teach the financial aspect to their pupils properly. It will also be a problem to explain to their learners how to solve financial difficulties successfully. In conclusion, the author emphasizes that the introduction of compulsory financial literacy courses into the educational programme of future teachers will definitely contribute to: eliminating the existing lack of information on basic financial concepts among students of the pedagogical university; students’ mastering the methodology of teaching financial literacy in general education organizations; forming and improving students' abilities to make changes in the educational process in order to integrate financial literacy materials in the subject “the English language.”

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность как актуальный элемент подготовки преподавателя английского языка современного российского вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

С. В. Аверьянова

кандидат педагогических наук, доцент;

заведующий кафедрой английского языка международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли; е-таЛ: [email protected]

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВУЗА

В статье автор акцентирует внимание на том, что в настоящий период финансовая образованность является необходимым элементом общей культуры современного молодого человека, и российская высшая школа может и должна активно участвовать в подготовке будущих финансово грамотных специалистов. На современном этапе социальный заказ общества состоит в том, чтобы в общеобразовательных организациях работали педагоги, обладающие компетенциями, позволяющими им реализовывать программы обучения финансовой грамотности в системе сначала начального и среднего, а затем высшего и дополнительного образования детей и взрослых по вопросам финансовой грамотности.

Учителя английского языка, по мнению автора, не должны оставаться в стороне, так как модули, включающие в себя актуальные темы с финансовой составляющей, могут быть органично «встроены» в программу курса английского языка в общеобразовательных организациях, обеспечивая при этом междисциплинарные связи.

В работе указывается, что студенты педагогического вуза, как правило, не имеют теоретических базовых знаний в области финансов, и им будет сложно сориентировать своих учеников в финансовом пространстве, научить грамотно вести себя при возникновении финансовых трудностей.

Таким образом, подчеркивает автор, введение в образовательную программу будущих учителей обязательного курса финансовой грамотности будет способствовать:

- ликвидации у студентов-педагогов дефицита информации по основным финансовым понятиям;

- овладению студентами методикой преподавания финансовой грамотности в общеобразовательных организациях;

- формированию и совершенствованию умений студентов вносить изменения в учебный процесс с целью интеграции материала по финансовому просвещению своих учеников в предмет «Английский язык».

Ключевые слова: финансовая грамотность; российская высшая школа; финансовая составляющая; английский язык; междисциплинарные связи; студенты педагогического вуза; основные финансовые понятия; методика преподавания финансовой грамотности.

S. V. Averyanova

PhD, Associate Professor; Head of the international Business English Department, Russian Foreign Trade Academy; e-mail: [email protected]

FINANCIAL LITERACY AS A KEY ELEMENT OF TRAINING A TEACHER OF ENGLISH IN THE RUSSIAN HIGHER SCHOOL

in the article, the author focuses on the fact that at present young people should be financially educated, and the Russian higher school can and must actively participate in the process of training future financially literate specialists. At present, the social order of our society is to educate and train teachers who will be able to work in general education organizations and to implement the financial literacy programme in the elementary, secondary and higher school. Supplementary education of children and adults on financial literacy should also be provided.

The author is sure that teachers of English should join the process of teaching financial literacy to pupils as they can develop modules with the financial component, which can easily be integrated into the curriculum of the English language course of any general education organization, providing interdisciplinary connections.

The article indicates that, as a rule, students of the pedagogical university do not have basic theoretical knowledge in the field of finance, and it will be difficult for them to teach the financial aspect to their pupils properly. it will also be a problem to explain to their learners how to solve financial difficulties successfully.

in conclusion, the author emphasizes that the introduction of compulsory financial literacy courses into the educational programme of future teachers will definitely contribute to:

- eliminating the existing lack of information on basic financial concepts among

students of the pedagogical university;

- students' mastering the methodology of teaching financial literacy in general

education organizations;

- forming and improving students' abilities to make changes in the educational

process in order to integrate financial literacy materials in the subject "the English language."

Key words: financial literacy; Russian higher school; financial component; English language; interdisciplinary relations; students of the pedagogical university; basic financial concepts; methods of teaching financial literacy.

Введение

Развитие современной рыночной экономики предполагает вовлеченность населения в обеспечение экономической и социальной стабильности и устойчивости финансовой системы и макроэкономической сбалансированности. Данные задачи решаются за счет активного экономически рационального поведения населения, что, в свою очередь, предполагает достаточно высокий уровень финансовой грамотности, благодаря которому граждане имеют возможность активно взаимодействовать с финансовыми институтами и рационально использовать продукты банковского и страхового сектора, а также системы пенсионного страхования. Финансовая грамотность способствует повышению благосостояния населения благодаря возможности использования гражданами инструментов разумного инвестирования, контроля и снижения излишней личной задолженности, индикации угроз и снижения рисков убытков от мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.

В настоящее время в России большое внимание уделяется развитию финансовой грамотности с целью укрепления финансовой стабильности населения и расширения современного финансового сектора. Повышение финансовой грамотности является одной из ключевых позиций, обозначенных в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»1. С 2012 г. Центральный банк Российской Федерации ведет системную работу (в том числе в рамках реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.) по выработке и реализации образовательных моделей повышения уровня финансовой грамотности населения, обобщению лучших частных и общественных инициатив в сфере финансового образования, доработке учебников для образовательных организаций и созданию учебных пособий по основам финансовой грамотности.

1 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. С. 99.

Финансовая грамотность как объект целенаправленного освоения

Практика показывает, что успешная интеграция финансовой грамотности в систему непрофильного образования зависит от сочетания следующих факторов:

1) специализированных программ, гармонично вписывающих необходимые финансовые знания в базовые программы обучения; при этом принципиально важным является актуальность, простота и доходчивость подаваемой информации, связь ее с реальной жизнью и возрастными интересами (проблемами) обучающихся;

2) квалифицированных кадров, готовых формировать необходимые компетенции у обучающихся, что предполагает организацию надежной и эффективной системы подготовки таких кадров;

3) стимулирующих механизмов как для обучающихся, так и преподавателей.

Понимая важность наличия всех вышеперечисленных факторов, Минобрнауки России, Центральный банк Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в сотрудничестве с рядом других государственных организаций активно занимаются обновлением учебных программ во всех «эшелонах» образования, а также проектированием и проведением программ повышения квалификации преподавателей образовательных организаций и подготовкой тьюторов по финансовому образованию [Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, с. 8].

Из вышесказанного становится понятно, что в качестве важнейшего звена разработанной образовательной стратегии рассматривается преподаватель, подготовкой которого к актуализации аспекта финансовой грамотности в рамках его предмета необходимо целенаправленно и систематически заниматься. И это в полной мере относится к преподавателю иностранного языка, который, как правило, не имеет специальных теоретических знаний в области финансов (даже на базовом уровне), и сам ограничивается «бытовым» опытом в этой области. Кроме того, требует специальной аргументации и связь финансового аспекта с предметом «Иностранный язык», поскольку иноязычные и финансовые компетенции относятся к разным уровням и механизмам осмысления объективной реальности. В этой связи необходимо обеспечить полное понимание того, что в условиях современного

глобализированного информационно-коммуникационного пространства любые акты коммуникации, и на иностранном языке прежде всего, могут иметь «финансовые последствия». По этой причине, обучая иноязычному общению, особенно в сетевом режиме, важно программировать в сознании обучающихся и «механизмы финансовой самозащиты»; и решать эту задачу предстоит, в том числе, и преподавателю иностранного языка.

Таким образом, курс финансовой грамотности педагога должен быть направлен на:

- ликвидацию у студентов-педагогов дефицита информации по основным финансовым понятиям;

- формирование и совершенствование умений студентов вносить изменения в учебный процесс с целью интеграции материала по финансовому просвещению их будущих студентов в содержание обучения предмету «Английский язык».

Курс должен включать в себя три тематических раздела: теоретическую базу финансового аспекта, методику преподавания финансовой грамотности, практикум. Структура объединяет базовую часть и вариативные модули, раскрывающие особенности преподавания финансовой грамотности на занятиях по английскому языку для обучающихся разных возрастных групп. Базовая часть содержит теоретический материал по важнейшим вопросам финансовой грамотности и описывает методы ее эффективного преподавания. Вариативный модуль дает представление о специфике обучения финансовой грамотности на английском языке в образовательных организациях и направлен на формирование специальных компетенций для преподавания основ финансовой грамотности у студентов педагогических вузов. Модуль должен содержать следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и проектировочный.

Целевой компонент сконцентрирован на:

- понимании студентами-педагогами необходимости преподавания финансовой грамотности на занятиях по английскому;

- осознании роли и места финансовой грамотности для обучающихся данной возрастной группы.

Содержательный компонент объясняет:

- структуру и особенности содержания обучения основам финансовой грамотности в конкретных группах обучающихся;

- межпредметные связи и интеграцию элементов финансовой грамотности с общеобразовательными предметами.

Технологический компонент подразумевает:

- знание возрастных особенностей обучающихся и учет их влияния на модели финансового поведения данного контингента;

- специфику методики обучения обучающихся финансовой грамотности на занятиях по английскому языку в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Проектировочный компонент включает:

- проектирование и планирование занятий для обучающихся определенной целевой и возрастной группы в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Курс финансовой грамотности для будущих преподавателей английского языка может включать следующие разделы: деньги, пластиковые карты, личный и семейный бюджет, инвестирование, кредиты, кредитная история, банковские счета, системы денежных переводов, депозиты, финансовая безопасность, система пенсионного страхования, страхование, финансовые организации, дистанционный банкинг. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует минимуму базовых финансовых знаний, необходимых человеку для жизни в современном обществе и успешного достижения целей в области повышения личного благосостояния, что является одной из основных целей проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», инициированного Министерством финансов Российской Федерации. Эти знания необходимы современному учителю для того, чтобы сориентировать учеников в финансовом пространстве, научить грамотно вести себя при финансовых трудностях, не пугаться жизненных обстоятельств, которые разрешаются при помощи тех же финансовых механизмов.

Для формирования и углубления знаний по финансовой грамотности на занятиях по английскому языку учителя могут эффективно применять следующие методологические подходы:

- компетентностный (позволяет определить содержание и место финансовой грамотности в системе компетенций специалиста);

- личностно-деятельностный (в центре внимания - обучающийся, его мировоззрение, жизненные цели, возрастные особенности);

- контекстный и практико-ориентированный (предполагают сближение учебного процесса с реальной жизнью, т. е. возможность применения полученных финансовых знаний в повседневных ситуациях с использованием английского языка);

- интегративный (обеспечивается логическая межпредметная связь аспекта финансовая грамотность и дисциплины английский язык);

- субъектный (создаются условия для развития субъектности обучающегося).

Применение данных подходов на занятиях в профессиональной деятельности подразумевает как теоретическое, так и практическое освоение студентами педагогического вуза финансовой информации на английском языке, а также овладение современными приемами преподавания финансовой грамотности. Это подразумевает проведение практикумов, мастер-классов, семинаров, тренингов, организацию исследовательской и проектной деятельности; решение кейсов. Практика показала, что студенты, не являясь профессионалами в области финансовых отношений, с большей охотой вовлекаются в изучение финансовой грамотности на занятиях с использованием интерактивных форм, представляющих бытовые ситуации и проблемы (нехватка денежных средств, оформление кредита, планирование личного бюджета, непонимание механизмов пенсионного обеспечения и др.). Подобные проблемы, которые всем знакомы, вызывают интерес, дискуссии, служат основанием для исследовательских и проектных заданий. Применение интерактивных форм позволяет обучающимся глубже и быстрее овладеть соответствующими личностными (общекультурными, универсальными) и профессиональными компетенциями. Например, выполнение практикумов, решение кейсов, основанных на актуальных ситуациях (получение кредита, оформление страховки, составление личного финансового плана и др.) будет способствовать усвоению необходимых теоретических понятий и приобретению практических навыков. Интерактивные формы в виде групповых проектов по моделированию учебных занятий с применением наглядных и раздаточных материалов для занятий по финансовой грамотности позволят студентам результативно осваивать методическую часть дисциплины и в дальнейшем использовать эти формы в профессиональной деятельности.

Важным результатом обучения финансовой грамотности будущих преподавателей является их готовность сформировать соответствующую компетенцию у своих студентов, используя адекватный поставленным целям методический инструментарий. При интегрировании модулей финансовой грамотности в программу по иностранному языку важно помнить, что поддержание и усиление интереса у обучающихся обеспечивается разнообразием форм и приемов обучения и видов упражнений, как с точки зрения их языкового наполнения, так условий их проведения. Языковым наполнением упражнений должен являться специально отобранный аутентичный материал, освоение которого необходимо для достижения поставленных целей обучения, т. е. для формирования финансово грамотного специалиста. Успешность может гарантировать применение широкого спектра форм и методов обучения, имеющегося в распоряжении у современного учителя, т. е. деятельностные групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие. Данные формы и методы работы в классе позволяют вовлекать обучающихся в индивидуальную, парную, групповую, коллективную виды работы с учетом их возрастных особенностей и могут включать вопросы, тесты, практические задания, игры, эссе, проблемные ситуации, несложные кейсы, исследования и проекты. Задания должны моделировать ситуации реальной жизни, в которых человеку необходимо высказать свою точку зрения и / или выработать совместное решение (например, в семье или в коллективе) по финансовому вопросу (планированию бюджета, взятию кредита или ипотеки, инвестированию и т. д.). В ходе учебного курса у субъектов учения будут формироваться умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, диаграммами, а также навыки поиска, анализа и представления важной / необходимой информации, развитие критического мышления, умения вести дискуссию и публичные выступления.

Будущие педагоги, обучая студентов основам финансовой грамотности, с успехом могут применять проектную деятельность, которая занимает особое место в современном образовании, поскольку в ее основе лежит творчество.

Заключение

Важно помнить, что одним из основных умений преподавателя является умение организовывать эффективное взаимодействие между

субъектами учебного процесса (преподавателем, студентом, студенческой группой - как коллективным субъектом), вовлекать всех его участников в конструктивное решение поставленной задачи [Яроц-кая 2016]. Без сомнения, на любом этапе обучения предмет финансовой грамотности будет востребованным и актуальным при реализации формы педагогического взаимодействия, ориентированной на поддержание и развитие интереса обучающегося. Если финансовый контекст умело «встроен» в программу учебной дисциплины, в данном случае предмета «Иностранный язык», то информация о том, как рационально выстраивать свое финансовое поведение и защититься от рисков, будет освоена. Подобный курс финансового образования в качестве универсального инструментария финансового просвещения включает проведение регулярных занятий, тематических «круглых столов», ролевых игр, дней финансовой грамотности, олимпиад, конкурсов. Вместе с тем необходимо заметить, что методический аппарат курса финансовой грамотности еще не разработан в должной мере, а предлагаемые формы обучения, безусловно, требуют серьезной научной аргументации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL : 74330s020.edusite.ru/DswMedia/ koncepciyadolgosrochnogosocial-no-yekonomicheskogorazvitiyarossiyskoy federaciinaperioddo2020goda.pdf (дата обращения 22.10.2018). Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. URL : www.fcsm.ru/common /upload/Kontseptsiya.doc (дата обращения 22.10.2018). Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / Зеленцова А. В. [и др.]. М. : КНОРУС, 2012. 104 с. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 №2043-р «Об утверждении стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» // Система информационно-правового обеспечения ГАРАНТ. URL: base.garant.ru/12164654 (дата обращения 22.10.2018). Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. URL : static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdE VdaBsQrk505szCcL4PA.pdf // (дата обращения 22.10.2018). Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. М. : Просвещение, 2016. 147 с.

Яроцкая Л. В. Развитие концепта «управление» в современной парадигме лингводидактики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. Вып. 2 (741). С. 164-175. URL : www. vestnik-mslu.ru/Vest-2016/2_741.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.