Научная статья на тему 'Опыт и перспективы повышения финансовой грамотности граждан в современных социально-экономических условиях'

Опыт и перспективы повышения финансовой грамотности граждан в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
941
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БАНКИ / КРЕДИТОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ / ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / FINANCIAL LITERACY / BANKS / CREDITING / FINANCIAL SERVICES / FINANCIAL PRODUCTS / FINANCIAL MECHANISMS / PERSONAL FINANCES / PERSONAL BUDGET / SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмыков Николай Николаевич, Сычева Екатерина Владимировна, Мошкова Татьяна Геннадьевна, Немыкин Алексей Викторович, Иванова Татьяна Борисовна

В статье проанализирован международный и российский опыт внедрения финансовой грамотности населения на уровне государства и с привлечением банковских организаций и учебных заведений, приведено описание актуального состояния изучаемого вопроса. Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации представлена в статье как документ, в котором будут сформулированы цели и задачи государственной политики, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, который будет содержать механизмы реализации такой политики, принципы распределения полномочий всех участвующих сторон, а также конкретные инициативы и меры по достижению целей. Также в статье выдвинуты предложения по повышению финансовой грамотности населения для различных категорий граждан: для преподавателей, организаций-партнеров, населения пользователей интернет-ресурсов, лиц старшего возраста, обучающихся в различных учебных заведениях в форме классических видов обучения (в учебных аудиториях). В статье предложено создать экспериментальные площадки клубы финансовой грамотности для повышения финансовой грамотности обучающихся 5-9 классов средних общеобразовательных школ Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калмыков Николай Николаевич, Сычева Екатерина Владимировна, Мошкова Татьяна Геннадьевна, Немыкин Алексей Викторович, Иванова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience and prospects of increasing the financial literacy of citizens in modern socioeconomic conditions

The article analyzes the international and Russian experience of introducing financial statistics at the state level and involving banking organizations and educational institutions, and a description of the current state of the issue under study. The national program to increase the level of financial literacy of the population of the Russian Federation, including in the areas of finance, politics and politics, as well as specific measures and measures to achieve the goals. Also, the article proposes proposals for the financial literacy of the population for different categories of citizens: for teachers, partner organizations, the population users of Internet resources, older people studying in various educational institutions in the form of classical types of instruction (in classrooms). The article proposes to create experimental sites clubs of financial literacy for increasing financial literacy of students of grades 5-9 of secondary schools of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы повышения финансовой грамотности граждан в современных социально-экономических условиях»

УДК 336.025

Н.Н.Калмыков, Е.В.Сычева, Т.Г.Мошкова, А.В.Немыкин, Т.Б.Иванова

Опыт и перспективы повышения финансовой грамотности граждан в современных социально-экономических условиях

В статье проанализирован международный и российский опыт внедрения финансовой грамотности населения на уровне государства и с привлечением банковских организаций и учебных заведений, приведено описание актуального состояния изучаемого вопроса. Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации представлена в статье как документ, в котором будут сформулированы цели и задачи государственной политики, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, который будет содержать механизмы реализации такой политики, принципы распределения полномочий всех участвующих сторон, а также конкретные инициативы и меры по достижению целей. Также в статье выдвинуты предложения по повышению финансовой грамотности населения для различных категорий граждан: для преподавателей, организаций-партнеров, населения -пользователей интернет-ресурсов, лиц старшего возраста, обучающихся в различных учебных заведениях в форме классических видов обучения (в учебных аудиториях). В статье предложено создать экспериментальные площадки - клубы финансовой грамотности для повышения финансовой грамотности обучающихся 5-9 классов средних общеобразовательных школ Российской Федерации.

Ключевые слова: финансовая грамотность; банки; кредитование; финансовые услуги; финансовые продукты; финансовые механизмы; личные финансы; персональный бюджет; социально-экономические условия

N.N.Kalmykov, E.V.Sycheva, T.G.Moshkova, V.A.Nemykin, T.B.Ivanova

Experience and prospects of increasing the financial literacy of citizens in modern socioeconomic conditions

The article analyzes the international and Russian experience of introducing financial statistics at the state level and involving banking organizations and educational institutions, and a description of the current state of the issue under study. The national program to increase the level of financial literacy of the population of the Russian Federation, including in the areas of finance, politics and politics, as well as specific measures and measures to achieve the goals. Also, the article proposes proposals for the financial literacy of the population for different categories of citizens: for teachers, partner organizations, the population - users of Internet resources, older people studying in various educational institutions in the form of classical types of instruction (in classrooms). The article proposes to create experimental sites - clubs of financial literacy for increasing financial literacy of students of grades 5-9 of secondary schools of the Russian Federation.

Keywords: Financial literacy; Banks; Crediting; Financial services; Financial products; Financial mechanisms; Personal finances; Personal budget; Socio-economic conditions

—- ) роцесс повышения финансовой / грамотности населения, кото-Ч^Х (у рый начавшийся в различных странах в виде отдельных инициатив общественных и частных организаций, занимающихся оказанием помощи гражданам в управлении личными финансами и информировании о тех или иных финансовых продуктах и услугах, в дальнейшем развился до уровня национальных программ и стратегий, а также наднациональных инициатив ЕС, Всемирного банка, ОЭСР и других международных организаций.

Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения не является исключительно российской. По данным социологических исследований, в таких развитых странах как США, Великобритания, Австралия и т.д. уровень финансовой грамотности также недостаточен. В вышеназванных странах проблема повышения финансовой грамотности населения решается на государственном уровне. Во многих странах приняты и действуют национальные стратегии и программы повышения финансовой грамотности населения, выделяются существенные средства из государственного бюджета для достижения этих целей. К реализации программ просвещения в сфере финансов активно привлекаются частные и общественные организации. Разделы по финансовой грамотности включаются в обязательные и факультативные образовательные программы.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года повышение финансовой грамотности названо в числе приоритетных направлений формирования инвестиционного ресурса. В стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации рассматриваются вопросы повышения финансовой грамотности населения как важного фактора развития финансового рынка в России, а также вопросы повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики.

Состояние финансовой грамотности населения в России

Одной из определяющих тенденций, существенно влияющих на развитие российского финансового рынка, является сокращение доходов населения. Уровень доходов не настолько высок для формирования серьезных сбережений, и главным образом, все расходуется на текущее потребление (25% респондентов). Этим вызвано и непропорциональное развитие отдельных категорий

финансовых услуг и продуктов - высокие показатели роста потребительского кредитования (пользуются 20% респондентов), низкие показатели ипотеки (пользуется 1% респондентов), банковских депозитов (пользуется 5% респондентов). Большая часть населения склонна вкладывать свои деньги в традиционные финансовые механизмы и институты - банки, банковские депозиты. Однако в восприятии значительного количества граждан банки на данный момент являются недостаточно доступными финансовыми институтами. Иностранным банкам доверяет очень незначительное число респондентов. Только 3% респондентов считают приемлемым доверить свои сбережения иностранному банку, работающему в России. Лидерами по уровню доверия населения являются российские государственные банки - 71% респондентов высказались в их пользу. Однако российские коммерческие банки пользуются доверием у 10% опрошенных.

Безусловным лидером по уровню известности является «Сбербанк РФ», с ним знакомы 97% взрослого населения России. Второе место у банка «Русский Стандарт» (37%). Также в десятку самых популярных банков вошли «Внешторгбанк» (34%), «Альфа Банк» (26%), «Газпромбанк» (25%), «Банк Москвы» (23%), «Уралсиб» (23%), «Росбанк» (22%). В целом население России в той или иной степени знакомо со всеми основными видами банковских услуг. Наиболее известными оказались следующие банковские услуги: вклады до востребования (68%), прием банками коммунальных платежей (55%), валютообменные операции (46%), кредитование на неотложные нужды (45%), срочные вклады (42%) и перечисление зарплат и пенсий (41%). Меньшей известностью пользуются кредиты различного назначения: на покупку недвижимости (39%), автомобиля (39%), ипотека (36%), на строительство недвижимости (30%), на покупку земельного участка (26%). С такими сервисами и услугами как банкомат и пластиковая карта знакомы 38% и 29% соответственно. Понятие «кредитная карта» знакомо каждому третьему участнику опроса. 32% россиян известна услуга по переводу денежных средств в другой город, страну. С системой страхования вкладов знакомы 45% взрослого населения. При этом 58% респондентов, осведомленных о системе страхования вкладов, лишь слышали о ее существовании. На пластиковые карты приходится примерно 6% всех видов банковских услуг. 75% опрошенных не используют пластиковые карты. Однако среди владельцев пластиковых карт наблюдается низкий уровень осведомленности об отдельных видах услуг.

Международный опыт внедрения финансовой грамотности

С 2003 г. вопросами финансовой грамотности занимается Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Деятельность ОЭСР в области финансового образования получила положительную оценку мирового сообщества, в связи с чем произошло расширение диапазона деятельности организации, повышающей финансовую грамотность, а также в 2008 г. Была создана Международная Сеть Финансового Образования (ШТЬ) и Международный Узел по Финансовому Образованию. В настоящее время ШБЕ насчитывает больше участников (более 150 институтов из 75 стран), чем сама ОЭСР. ЮТЕ/ОЭСР располагают широкой программой в области финансового образования и осведомлённости, включая расширение возможностей для сбора данных, проведение исследований и разработку лучших практик. Согласно Принципам лучших практик финансового образования, ОЭСР рекомендовала правительствам разработку национальных программ по повышению финансовой грамотности с раннего возраста. В настоящее время наблюдается следующая тенденция: детям приходится сталкиваться с денежными вопросами в весьма раннем возрасте. Исследование, проведённое Группой Образования в области персональных финансов (PFEG), выявило, что у почти 98% подростков в возрасте 11-17 лет имеются в наличии не только свои собственные финансовые средства, но уже и долги. Кроме того, результаты онлайн опроса, проведённого YouthNet, показали, что 66% опрошенных (свыше 1000 человек в возрасте от 16 до 25 лет) обеспокоены вопросами погашения своих долгов.

Понимание значения продвижения финансового образования среди молодёжи, особенно начиная со школьного возраста, привело к росту числа стран, уделяющих особое внимание финансовому образованию молодого поколения и увеличивающих объем его государственного финансирования. Анализ программ и проектов в сфере повышения финансовой грамотности населения разных стран показал, что лучшие результаты демонстрируют те системы обучения, которые реализуются на инновационной основе, создают необходимые предпосылки для подготовки населения к непрерывному образованию и способствуют не только приобретению новых знаний, но и формированию навыков их эффективного использования. Для успешного интегрирования финансовой грамотности и её элементов в существующую образовательную систему необходимо выполнить следующие условия:

- Программы должны носить непрерывный, поступательный, последовательный и

всеобъемлющий характер даже несмотря на возможное увеличение учебной нагрузки с введением финансовой грамотности в качестве нового образовательного предмета.

- Методы обучения должны быть адаптированы для определённых целевых групп и способствовать повышаю привлекательности обучения.

- Широкое применение активных педагогических методов, основанных на реальных жизненных ситуациях, должно помогать повышению эффективности обучения.

- Должны быть организованы обучающие курсы по финансовой грамотности для преподавателей. Для организации эффективного обучения желательно наличие налаженного взаимодействия между образовательной системой и финансовым сектором.

- Необходимо создать базу информационно-образовательных ресурсов для преподавателей и обучаемых. В настоящее время во многих развитых и развивающихся странах мира уделяется особое внимание проблеме интеграции элементов финансового образования в действующую образовательную систему. Одним из первопроходцев стала Великобритания, которая начала реализовывать Национальную стратегию по финансовому образованию, одобренную в 2006 году с ориентацией на школьное образование. АФН (Агентство Финансового Надзора (Financial Supervision Authority) разработало следующие семь инициатив, которые направлены на расширение финансовых возможностей населения Великобритании:

1. Работа со школами - «Обучение работе с деньгами» - консультанты Образовательной группы в области личных финансов (PFEG) работают с учителями, оказывая помощь в обучении молодёжи управлению личными финансами.

2. Ориентированные на молодёжь инициативы - «Помощь молодым понять значение денег» - содействие организациям, работающим с молодёжью, в продвижении программ по управлению личными финансами.

3. Программы на рабочем месте - «Эффективное использование Ваших денег» - информационная площадка, охватывающая основные вопросы личных финансов.

4. Семьи/молодые родители - «Копилка» -проект разработан для помощи будущим родителям в управлении личными финансами на важном этапе их жизни.

5. Онлайн-инструменты - АФН представляет широкий спектр объективных интерактивных инструментов, такие как калькуляторы пенсий, кредитов и ипотеки, тесты на задолженность, приобретение медицинских полисов.

6. Moneymadeclear.org.uk - web-сайт для

потребителей, созданный АФН в 2006 году

7. Портал для консультирования «Универсальный Совет».

В июне 2013 г. для систематизации теоретических и методологических подходов к финансовой грамотности ОЭСР опубликовала лучшие практики в области финансового образования молодёжи и школьников. Согласно проведённому опросу (2008-2011), программы финансового образования в школах существуют уже в 21 стране, из них в 7 странах (Чешской Республике, Эстонии, Венгрии, Японии, Корее, а также странах Соединённого Королевства и в некоторых штатах США) финансовое образование внедрено в качестве обязательной учебной дисциплины. Некоторые страны используют различные подходы к интеграции финансовой грамотности в образовательную среду. В большинстве стран элементы финансовой грамотности интегрированы в составе учебных дисциплин, например, математика является наиболее популярным предметом, где существуют финансовые элементы.

Залогом успешной реализации программ по повышению финансовой грамотности являются следующие условия:

- Проведение исследований, определяющих и анализирующих уровни финансовой грамотности и навыки у молодёжи, выявление пробелов в знаниях и потребностях молодёжи, а также информирование общественности о результатах проведённых исследований;

- Разработка международных показателей и тестов по оценке уровня финансовой грамотности (в том числе оценки финансовой грамотности PISA от ОЭСР) для последующей разработки и внедрения образовательных стандартов в области финансового образования.

- Создание эффективных методов подготовки преподавателей, формирование культуры преподавания в области личных финансов, оказание материальной поддержки развития финансового образования на общегосударственном и местном уровнях;

- Формирование профессионального ресурсного центра и учебных моделей для разных целевых групп для помощи педагогам. Примером может стать Министерство образования Новой Зеландии, поддерживающее функционирование веб-ресурса для учителей, являющегося частью информационно-образовательной платформы для реализации Стратегии по развитию финансового образования Новой Зеландии, которая была принята в июне 2008 г;

- Налаживание партнёрских связей и координации со всеми заинтересованными сторонами проектов, направленных на повышение финансовой грамотности населения. Нагляд-

ным примером является опыт США, где налаженное взаимодействие двадцати ведомств составляет основу системы финансового образования американцев.

- Создание благоприятных условий для обучения, среди которых: доступность и увлекательная форма представления материалов, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость методов, финансирование (в том числе софинансирование) образовательных программ, викторин, конкурсов и других инициатив. Например, в Польше проводится национальная викторина, в которой группы учащихся имитируют реальные операции на фондовой бирже. А Финансовое Потребительское Агентство Канады организует интерактивные викторины в рамках программы потребительского образования и финансовой грамотности;

- Программы повышения финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, отличаться красочностью, увлекательностью и доходчивостью для оказания положительного и долговременного воздействия на обучаемых.

В США повышением финансовой грамотности занимается специальный комитет по вопросам начала карьеры и планирования пенсии, предоставляя образовательные услуги по месту работы. К этой программе подключились 43% американских компаний, так как они помогают повысить производительность труда за счет сокращения времени на решение личных финансовых вопросов. Аналогичный подход реализуется в Японии, Сингапуре, Испании.

Анализ отдельных программ показал, что все они формируются по единому алгоритму, определяющему порядок разработки «дорожных карт» их реализации и включает наименование программы и страны-инициатора, дату создания программы, спонсора (ответственную организацию, целевую аудиторию / освещение, инструменты программы, описание (цели и потребности (задачи, метод оценки финансовой грамотности, оценку результата реализации (если он уже получен). Все программы имеют официальный сайт в Интернете и ориентируются на использование активных технологий обучения. Формат представления программ соответствует рекомендациям ОЭСР о лучших методах финансового поведения.

Отметим, что в вышепредставленных программах и инициативах в области финансовой грамотности для молодёжи получаемые знания напрямую связаны с их практическим применением, оказанием постоянной помощи и консультированием; знания формируют

понимание и навыки использования финансовой информации в настоящий момент и в долгосрочном будущем, они ориентированы на жизненный цикл и стратегию участников, помогают воспитывать ответственность за принятие финансовых решений с учётом личной безопасности и благополучия.

Реализация проекта по повышению

финансовой грамотности населения в Российской Федерации

Документом, в котором будут сформулированы цели и задачи государственной политики, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, который будет содержать механизмы реализации такой политики, принципы распределения полномочий всех участвующих сторон, а также конкретные инициативы и меры по достижению целей, должна стать Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации (далее - Национальная программа).

Сейчас в России Министерством финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком реализуется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Исследования, проводимые в его рамках, показали, что люди с низким и средним доходом наиболее склонны к принятию необоснованных финансовых решений. При этом неправильные решения касательно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на их жизненном уровне. Проект не ориентирован на лиц с высоким уровнем дохода, так как, как правило, они имеют широкий круг возможностей получения необходимой информации и принятия экономически обоснованного решения. Реализация региональных программ по повышению финансовой грамотности включает следующие мероприятия на основе партнерств с участием региональных администраций, финансовых институтов, образовательных учреждений, неправительственных организаций:

- Подготовлено более 200 тьюторов по повышению финансовой грамотности взрослого населения.

- Разработаны и внедряются образовательные курсы по финансовой грамотности для разных слоёв населения. Разработаны образовательные программы информирования населения:

• 30 видов учебных пособий и курсов по финансовой грамотности для школ, детских домов, учреждений профессионального образования.

• образовательные программы для бакалав-

ров и магистрантов вузов.

• программы и материалы для обучения граждан старшего поколения, направленные на решение проблем, связанных с недостаточным уровнем финансовой грамотности: Программы обучения для 4 возрастных групп (25-30, 30-45, 45-60, 60-80 лет); Программы обучения по темам: «Здоровый бюджет», «Уверенные накопления», «Посильная задолженность», «Надежная защита».

Кроме того, планируется создание электронных информационных ресурсов - флэш-игр по ключевым аспектам прав потребителей финансовых услуг для вирусного распространения в интернете через основные социальные сети, а также анимированные видеоролики для граждан всех возрастов.

- Проводятся образовательные мероприятия и консультации целевым группам проекта.

- Осуществляется мониторинг и оценки результатов работы.

Подведены итоги работы на межрегиональных конференциях: «Повышение финансовой грамотности населения: лучшие практики и перспективы развития» и «Защита прав потребителей финансовых услуг: лучшие практики; проблемы и перспективы», 28-29 сентября 2016 года в Волгограде состоялась научно-практическая конференция «Повышение уровня финансовой грамотности населения: региональная практика». Следует отметить, что вопросы повышения финансовой грамотности пытаются объединить с бюджетной грамотностью.

- Ежегодно проводятся масштабные общественные мероприятия: Всероссийская неделя сбережений (проводится, начиная с 2014 г., идет с 24 по 31 октября 2016 года); Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи (проводится, начиная с 2015 г.).

Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг:

- Запущены механизмы оценки и информирования общественности о текущем состоянии и динамике защищенности прав потребителей финансовых услуг: Публичные доклады «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере»; Независимый мониторинг финансовых организаций: «Состояние защиты прав и интересов заемщиков», «Состояние защиты прав и интересов потребителей на рынке оказания страховых услуг».

- Разработаны и подготовлены к распространению печатные и электронные информационные материалы по защите прав потребителей финансовых услуг.

- Создана электронная библиотека (инфо-тека), которая аккумулирует информацию по

вопросам защиты прав потребителей в финансовом секторе.

- Разработаны рекомендации по созданию института финансового омбудсмена в России.

В рамках реализации Проекта создан Фонд хороших идей (ФХИ) - конкурс инициатив по развитию финансовой грамотности и защиты прав потребителей. В 2014 году поддержку получили 19 проектов, в 2015 - уже 28.

23 октября 2015 года стартовал официальный сайт Национальной программы повышения финансовой грамотности - ваши-финансы.рф.. По компоненте 1 (название компоненты не приведено) запланировано 16 исследований, из которых по 12 указано об их завершении и получении отчетов (в том числе промежуточные). Основной недостаток данной информации заключается в невозможности быстрого поиска разработанного материала. Это сокращает возможности применения сделанных разработок для проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности.

Анализ результатов второй Всероссийской Недели финансовой грамотности (14-19 марта 2016 года) показал:

- недостаточно организована планомерная работа по повышению финансовой грамотности в течение года вследствие того, что по регионам почти отсутствуют сообщения о ежегодном проведении мероприятий проводимых мероприятий. Исключение составляет Томская область, в которой повышение финансовой грамотности представлено как городской праздник, что является наиболее яркой массовой формой, соответствующей лучшим мировым традициям;

- количество региональных координаторов проекта не влияет на качество проведения Всероссийской Недели повышения финансовой грамотности;

- для каждой области характерно использование собственных характерных видов проводимых мероприятий;

- не во всех областях мероприятиях Недели охвачены все территории (например, в Волгоградской области они сосредоточены в Волгограде, при том, что по результатам встроенного наблюдения информация о проведении конкурса по финансовой грамотности до широкого круга лиц доведена не была).

Большое количество мероприятий запланировано Роспотребнадзором. Расширился круг партнеров программы, в который стали входить онкологические центры, больницы, воинские части.

Наиболее масштабно работа по подготовке мероприятий по повышению финансовой грамотности организована в Томской области. Все мероприятия, связанные с финансовой грамотностью, приводятся в Интернет-

пространстве, на сайте проекта, который в Томской области звучит как «Ваши личные финансы», на который сделана ссылка на всероссийском ресурсе.

С июня 2016 года начался новый этап повышения финансовой грамотности в России. РАНХиГС и НИУ ВШЭ созданы Федеральный методический центр по повышению финансовой грамотности и региональные центры (РМЦ). В августе был проведен комплекс семинаров: в РАНХиГС - для методистов РМЦ, направленных на формирование компетенций для обучения преподавателей из системы общего образования, в РМЦ - для учителей. Открыты региональные центры финансовой грамотности, деятельность которых направлена на консультирование и предоставление информации просветительского характера. Начата апробация существующих методических разработок в школах.

Предложения по повышению финансовой грамотности населения

Для преподавателей:

- Создать эффективные методы подготовки педагогов, сформировать культуру преподавания в области персональных финансов, оказывать материальную поддержку этому процессу на государственном уровне;

- Модернизировать системы повышения квалификации педагогов в области финансового образования;

- Повысить профессиональные компетенции руководителей организаций, занимающихся разработкой, реализацией, мониторингом и оценкой программ в области финансовой грамотности;

- Создать сообщество преподавателей, которые способны осуществлять обучение принципам личного финансового планирования и его распределения по этапам жизненного цикла человека, по программам экономической безопасности человека в рамках школьной программы.

Для организаций - партнеров:

- Реализовать модели межведомственного взаимодействия в целях обеспечения комплексного подхода к проведению обучения по повышению финансовой грамотности;

- Разработать викторины, конкурсы, олимпиады, посвящённые вопросам финансовой грамотности и основам потребительских знаний и предпринимательской деятельности.

- Разработать стандарт проведения Всероссийских мероприятий (охват различных территорий внутри регионов, учитывая обязательность проведения в населенных пунктах с численностью жителей, величина которой должна быть установлена в региональных нормативных актах).

Для населения - пользователей интернет-ресурсов:

- Разработать и внедрить каналы охвата мероприятиями по повышению финансовой грамотности всех целевых групп проекта, в частности лиц старшего возраста и с низкими доходами.

- Предоставить работающему населению необходимые знания и консультации по вопросам личного финансового планирования, в первую очередь по вопросам оценки финансовых рисков, средствам защиты от них, планированию пенсии.

- Сформировать предложения по использованию интернет-технологий и мобильных устройствах в целях повышения финансовой грамотности граждан:

- Активно использовать социальные сети, поддерживать и продвигать группы и сообщества в социальных сетях для информирования детско-молодежной аудитории по вопросам финансовой грамотности, правовой поддержки и возможностей эффективного потребления финансовых услуг, в том числе в электронном виде;

- Оказывать государственную поддержку разработки стандартизированного универ-

сального онлайн-приложения для смартфонов по управлению персональными финансами.

Для лиц старшего возраста:

- Организовать курсы финансовой грамотности для людей старшего возраста с активным использованием информационных и компьютерных технологий;

- Включить в образовательные программы по основам компьютерной грамотности для людей старшего возраста в рамках проекта «Университет третьего возраста» разделов по изучению основ интернет-банкинга, интернет-ресурсов и программных средств управления финансами;

- Активно взаимодействовать в рамках проекта «Университет третьего возраста» с представителями банковской сферы, консультантами по вопросам использования онлайн-услуг банков и мобильных технологий;

- Решить вопросы финансового просвещения будущих пенсионеров с целью формирования навыков накопления пенсионных сбережений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Создать единый центр повышения пенсионной грамотности населения в формате предоставления консультационной помощи (са11-центр).

Рис. Создание экспериментальной площадки

Для обучающихся в различных учебных заведениях в форме классических видов обучения (вучебных аудиториях):

- Разработать единые стандарты финансового образования для Российской Федерации с целью обеспечения эффективного овладения обучающимися ключевыми компетенциями в области личных финансов;

- Разработать и апробировать учебные модули, программы, технологии и отдельные темы по финансовой грамотности, предназначенные для включения в существующие предметы учебного плана (обществоведение, экономику и право, математику и т.д.) и направленные на введение в проблематику личных финансов и развитие базовых навыков ответственного финансового поведения;

- Разработать сквозные программы базового финансового образования на основе межпредметных связей для начальной, средней и старшей ступени обучения;

- Усилить подготовку бакалавров по направлениям: налогообложение, финансовые рынки, социальная политика государства, пенсионная система, социальный пакет работодателя;

- Создать условия в процессе подготовки для овладения обучающимися базовыми компетенциями бюджетной и налоговой политики, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;

- Создать экспериментальные площадки -клубы финансовой грамотности (примерные названия: «Капитал», «Рокфеллер») для повышения финансовой грамотности обучающихся 5-9 классов СОШ РФ.

При помощи партнеров проекта, в качестве которых могут выступать финансово-кредитные учреждения (банки, страховые компании), Пенсионный фонд РФ, ИФНС России, ВУЗы, планируется проведение целого ряда мероприятий в рамках школ. Привлечение обучающихся из других школ позволит создать дополнительную мотивацию к обучению и организовать финальное выездное мероприятие в форме Олимпиады, что позволит оценить уровень полученных знаний обучающимися в области финансовой грамотности (см. рис.).

Деятельность экспериментальной площадки ориентирована, в основном на обучающихся школы, являющейся площадкой для реализации проекта. Тем не менее, обучающиеся других школ также имеют возможность получать знания, имея доступ к странице Клуба, размещенной на сайте школы. Также обучающиеся получат возможность задавать интересующие их вопросы, размещая их на странице сайта.

Таким образом, предполагается, что страница сайта станет информационной площадкой для получения, обмена экономической информацией и контроля качества формируемых знаний обучающихся.

литература

1. Минфин: траты на финобучение сотрудников принесут прибыль. 25 октября 2016 г. [Электронный ресурс] -Код доступа: http://www.audit-it.ru/news/finance/886244.html (дата обращения 27.10.2016).

2. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/om/ fingram/directions/campaign/#ixzz4OLyhsys0 (дата обращения 27.10.2016).

3. Достигнутые и запланированные результаты Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Росссийкой Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: вашифинансырф.рф

4. Минфин: траты на финобучение сотрудников принесут прибыль. 25 октября 2016 г. [Электронный ресурс] -Код доступа: http://www.audit-it.ru/news/finance/886244.html (дата обращения 27.10.2016).

references

1. Ministry of Finance: expenditure for financial training of employees will make profit. On October 25, 2016 [An electronic resource] - Available at: http://www.audit-it.ru/news/finance/886244.html (accessed 27 October 2017).

2. Information of the official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: http://minfin.ru/ru/ om/fingram/directions/campaign/#ixzz4OLyhsys0 (accessed 27 October 2017).

3. The achieved and planned results of the "Assistance to Increase in Level of Financial Literacy of the Population and to Development of Financial Education in Rosssiyky Federation" Project [Electronic resource] - Available at: Bamn$HHaHCbip$.p$

4. Ministry of Finance: expenditure for financial training of employees will make profit. On October 25, 2016 [An electronic resource] - Available at: http://www.audit-it.ru/news/finance/886244.html (accessed 27 October 2017).

информация об авторах:

Калмыков Николай Николаевич

(Россия, Москва) Кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС kalmykov@kalmykovnn.ru

Сычева Екатерина Владимировна

(Россия, Выборг) Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Выборгский филиал РАНХиГС cbl4eba@mail.ru

Мошкова татьяна Геннадьевна

(Россия, Оренбург) Министр финансов Оренбургской области tgmo@mail.orb.ru

Немыкин Алексей Викторович

доцент, заведующий кафедрой экономики Мурманского филиала РАНХиГС academy51@mail.ru

иванова татьяна Борисовна

Доктор экономических наук профессор кафедры корпоративного управления Волгоградского филиала РАНХиГС itb45@yandex.ru

Information about the authors:

Kalmikov Nikolay Nikolaevich

(Russia, Moscow) Candidate of Sociological Sciences Director of the Expert-Analytical Centre of Ranepa kalmykov@kalmykovnn.ru

Sicheva Ekaterina Vladimirovna

(Russia, Viborg) Senior professor of State and municipal management department Viborg branch Ranepa cbl4eba@mail.ru

Moshkova Tatiana Gennadievna

(Russia, Orenburg) Ministry of finances of Orenburg region tgmo@mail.orb.ru

Nemikin Alexey Viktorovich

Docent, head of the economic department Murmansk branch Ranepa academy51@mail.ru

Ivanova Tatiana Borisova

Doctor of economics Professor of department of corporate management Volgograd branch Ranepa itb45@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.