Научная статья на тему 'Организационно-методические условия развития просветительской деятельности в области финансовой грамотности среди сельского населения'

Организационно-методические условия развития просветительской деятельности в области финансовой грамотности среди сельского населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ / FINANCIAL LITERACY / ADVANCED TRAINING COURSES / PROJECT ACTIVITY / TRAINING OF RURAL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Лидия Анатольевна, Шамарина Елена Владимировна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме организационно-методического обеспечения эффективной реализации проекта обучения сельских педагогов финансовой грамотности и создания условий для их качественной просветительской деятельности на селе в рамках реализации программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Цель статьи тиражирование авторского опыта по заявленной проблеме. Методология. Исследование проводилось на основе системно-деятельностного и проектного подходов, интеграция которых обеспечила эффективное структурирование процессов организации и их иерархичность, а также уровневую последовательность, детерминировала логику исследования. В качестве основных методов выступили анализ и синтез, позволившие решить задачи исследования. Мониторинг уровня освоения программы повышения квалификации и профессиональных затруднений педагогов в сфере финансовой грамотности проводился с помощью стандартных методов: тестирования, анкетирования, опроса, математической обработки данных. Результаты. Благодаря курсу повышения квалификации, сельские педагоги показали высокий уровень овладения знаниями и навыками финансовой грамотности и свою методическую компетентность. Выявленные затруднения в области финансового образования позволили скоординировать программы повышения квалификации и проекты финансового просвещения на селе. С учетом выявленных затруднений стало возможно смоделировать индивидуальные траектории профессионального развития сельских учителей. Заключение. Авторами отмечается, что продуктивные социальные контакты педагога с разными группами сельского населения могут быть использованы как каналы для продвижения информации, формирования отношения к событиям, тиражирования новых знаний и технологий, в том числе в области финансового просвещения. Авторами также отработан универсальный механизм взаимодействия с разными группами населения педагога как адаптера, транслятора инновационных идей, просветителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Лидия Анатольевна, Шамарина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE FIELD OF FINANCIAL LITERACY AMONG THE RURAL POPULATION

Introduction. The article presents a study on the problem of organizational and methodological support for the effective implementation of the project of teaching financial literacy to rural teachers and creating conditions for their proper educational activity in rural regions in the framework of implementation of the programme “Assistance in raising the level of financial literacy of the population and development of financial education in the Russian Federation”. Purpose of the article is to replicate the author’s experience on the stated problem. Materials and Methods. The research was conducted on the basis of system-activity and project-based approaches, the integration of which ensured the effective structuring of the organization processes and their hierarchy, as well as the level sequence and determined the logic of the research. The main methods were analysis and synthesis, which allowed to solve the research problems and to obtain a single scientific product the project. Monitoring of the level of mastering the programme of professional development and the range of professional difficulties of teachers in the field of financial literacy was carried out using standard methods: testing, questioning, surveys, mathematical data processing. Results. Due to advanced training courses, the rural teachers showed the high level of mastering the knowledge and skills of financial literacy and their methodological competence. The revealed difficulties in the field of financial education made it possible to coordinate the activities of a higher education institution and a school in the implementation of professional development programmes and financial education projects in rural regions, as well as to model individual trajectories of professional development of rural teachers. Conclusions. The authors note that the revealed productive social contacts of a teacher with different groups of the rural population can be used as channels for the promotion of information, for the formation of an attitude towards events, for replication of new knowledge and technologies, including financial education. As an additional effect of research, the authors identified and developed a universal mechanism of cooperation with different population groups through the functions of a teacher as an adapter, a translator of innovative ideas, an educator.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические условия развития просветительской деятельности в области финансовой грамотности среди сельского населения»

УДК/UDC 336.7: 37

Л. А. Веретенникова, Е. В. Шамарина

L. Veretennikova, E. Shamarina

организационно-методические условия развития просветительской деятельности в области финансовой грамотности среди сельского населения

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY DEVELOPMENT

in the field of financial literacy among the rural population

Введение. В статье представлено исследование по проблеме организационно-методического обеспечения эффективной реализации проекта обучения сельских педагогов финансовой грамотности и создания условий для их качественной просветительской деятельности на селе в рамках реализации программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Цель статьи — тиражирование авторского опыта по заявленной проблеме.

Методология. Исследование проводилось на основе системно-деятельностного и проектного подходов, интеграция которых обеспечила эффективное структурирование процессов организации и их иерархичность, а также уровневую последовательность, детерминировала логику исследования. В качестве основных методов выступили анализ и синтез, позволившие решить задачи исследования. Мониторинг уровня освоения программы повышения квалификации и профессиональных затруднений педагогов в сфере финансовой грамотности проводился с помощью стандартных методов: тестирования, анкетирования, опроса, математической обработки данных.

Результаты. Благодаря курсу повышения квалификации, сельские педагоги показали высокий уровень овладения знаниями и навыками финансовой грамотности и свою методическую компетентность. Выявленные затруднения в области финансового образования позволили скоординировать программы повышения квалификации и проекты финансового просвещения на селе. С учетом выявленных затруднений стало возможно смоделировать индивидуальные траектории профессионального развития сельских учителей.

Заключение. Авторами отмечается, что продуктивные социальные контакты педагога с разными группами сельского населения могут быть использованы как каналы для продвижения информации, формирования отношения к событиям, тиражирования новых знаний и технологий, в том числе в области финансового просвещения. Авторами также отработан универсальный механизм взаимодействия с разными группами населения педагога как адаптера, транслятора инновационных идей, просветителя.

Introduction. The article presents a study on the problem of organizational and methodological support for the effective implementation of the project of teaching financial literacy to rural teachers and creating conditions for their proper educational activity in rural regions in the framework of implementation of the programme "Assistance in raising the level of financial literacy of the population and development of financial education in the Russian Federation". Purpose of the article is to replicate the author's experience on the stated problem.

Materials and Methods. The research was conducted on the basis of system-activity and project-based approaches, the integration of which ensured the effective structuring of the organization processes and their hierarchy, as well as the level sequence and determined the logic of the research. The main methods were analysis and synthesis, which allowed to solve the research problems and to obtain a single scientific product — the project. Monitoring of the level of mastering the programme of professional development and the range of professional difficulties of teachers in the field of financial literacy was carried out using standard methods: testing, questioning, surveys, mathematical data processing.

Results. Due to advanced training courses, the rural teachers showed the high level of mastering the knowledge and skills of financial literacy and their methodological competence. The revealed difficulties in the field of financial education made it possible to coordinate the activities of a higher education institution and a school in the implementation of professional development programmes and financial education projects in rural regions, as well as to model individual trajectories of professional development of rural teachers.

Conclusions. The authors note that the revealed productive social contacts of a teacher with different groups of the rural population can be used as channels for the promotion of information, for the formation of an attitude towards events, for replication of new knowledge and technologies, including financial education. As an additional effect of research, the authors identified and developed a universal mechanism of cooperation with different population groups through the functions of a teacher as an adapter, a translator of innovative ideas, an educator.

Ключевые слова: финансовая грамотность, курсы повышения квалификации, проектная деятельность, обучение сельских учителей.

Keywords: financial literacy, advanced training courses, project activity, training of rural teachers.

Введение

Исследование проводилось в целях качественного выполнения условий контракта № FEFLP/QCBS-3.37 «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением». Данный контракт был заключен в рамках стратегически значимой образовательной программы Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в контексте Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. Консультантом контракта выступил Консорциум, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» и АНО «Институт дополнительного образования «Международный финансовый центр»».

В Алтайском крае конкурс на заключение контракта выиграл ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет». В качестве партнера был приглашен ФГБОУ ВО «Алтайский гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина», что позволило Алтайскому краю в числе других десяти субъектов РФ участвовать в данном проекте.

Постановка проблемы исследования имела двойственный характер. На формальном уровне она определялась условиями, зафиксированными в техническом задании: подобрать сельскую школу в регионе, педагогический коллектив которой превышает 50 учителей; провести курсы повышения квалификации по программе «Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного среднего образования и финансового просвещения сельского населения» в объеме 72 часов; обеспечить комплексное сопровождение просветительской деятельности педагогов с сельским населением. На уровне практической реализации проблема усложнялась необходимостью решения ряда дополнительных задач, не предусмотренных условиями технического задания, но имеющих определяющее значение для обеспечения его качественного исполнения. Первая задача (аналитическая) — выбор школы для реализации проекта. Педагогический коллектив свыше 50 человек — для сельской образовательной организации это необычное условие, но на фоне государственной политики укрупнения в системе образования появились базовые субъекты с филиалами. В качестве экспериментальной площадки нами была выбрана Калманская средняя общеобразовательная школа имени Г А. Ударцева (Калманский район Алтайского края) с двумя филиалами: Усть-Алейский филиал и Кубанский филиал им. Г В. Черных. Общее число учителей — 65. Для решения задачи проекта было необходимо адаптировать содержание обучения, предложенного в прикладных материалах разработчика, к потребностям конкретного субъекта региона, определяемым его спецификой; а также выявить степень инновационной активности школы, в том числе ее участие в проектной деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Вторая задача (организационная) — обеспечение образовательного процесса, а именно: обеспечение явки педагогов на занятия, трансфер преподавателей вуза, организация отчетной видео-и фотосъемки. Дистанционная форма обучения в данном случае была бы предпочтительнее, но она не предусмотрена техническим заданием, а также школа не имеет достаточных ресурсных возможностей. Третья задача (проектная) направлена на закрепление образовательной деятельно-

сти. По условиям контракта педагоги должны провести просветительские мероприятия по вопросам финансовой грамотности с разными категориями сельского населения. Следовательно, возникла необходимость взаимодействия с муниципалитетом по вопросам формирования целевых групп из числа местного населения для проведения просветительских мероприятий.

Цель исследования — разработка организационно-методического обеспечения эффективной реализации проекта обучения сельских педагогов финансовой грамотности и создание условий для их качественной просветительской деятельности на селе. Цель статьи — трансляция авторского опыта по заявленной проблеме.

В современной отечественной психолого-педагогической, социологической и экономической литературе широко представлены научные труды, посвященные изучению финансовой грамотности населения и особенностям организации работы с разными группами населения.

Специфика понятий «финансовая грамотность», «финансовая компетентность», «финансовое поведение», «финансовая культура», «основы финансово грамотного поведения» и механизмы взаимосвязи данных понятий раскрываются в работах Е. Н. Алифановой [1], Н. П. Губина [2], О. Е. Кузиной [3], И. В. Петраковой [4], Е. Г Рубцова [5], Г В. Цветова [6], Д. А. Шевченко [7].

Успешный опыт реализации программ финансовой грамотности в субъектах Российской Федерации представлен в работах И. Г Брызгаловой (Краснодарский и Ставропольский края) [8], Н. В. Бабиной [9], Д. А. Кошелевой (Калининград) [10], Д. В. Моисеевой и Н. В. Даулиной (Волгоградская область) [11], Г А. Трошина [12].

Зарубежный опыт в области финансового образования, практика его внедрения и апробация в условиях социально-экономического развития РФ продемонстрированы в трудах авторских коллективов [13; 14].

В научных статьях соавторов Г С. Денисова и В. Ю. Апрыщенко [15], К. Х. Ибрагимова и П. А. Продолятченко [16] обосновывается значимость качественного кадрового обеспечения реализации программ повышения финансовой грамотности населения, в частности обучение сельских учителей.

В ходе исследования мы опирались на категориальный аппарат, разработанный учеными ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», что являлось частью их технического задания1.

Методология

Методологические подходы были определены в соответствии с логикой исследования и спецификой реализации проекта.

В качестве ключевого мы использовали классический системно-деятельностный подход, а в качестве дополнительного — проектный. Интеграция системного и деятельностного подходов обеспечила эффективное структурирование процессов организации и их иерархичность, последовательность на каждом уровне, а также детерминировала логику исследования, согласно которой мы с опорой на метод анализа решали следующие задачи: выбор образовательной организации с учетом качественных характеристик; адаптация содержания дополнительной профессиональной программы под потребности целевой аудитории; определение образовательных технологий и форм просветительской деятельности при работе с населением. После этапа фиксации ключевых структурных компонентов исследования был осуществлен их синтез в единый научный продукт. Оптимальным методологическим подходом на данном этапе для нас явился проектный. Он позволил придать целостность процессу реализации контракта и обеспечить его выполнение на двух уровнях: микро и макро. Макроуровень — это качественное исполнение контракта как проекта, обладающего всеми его базовыми характеристиками. Микроуровень — это форма итогового просветительского продукта педагогов, освоивших программу повышения квалификации. Совместно с методами анализа и синтеза нами были использованы стандартные методы тестирования, анкетирования, опроса, математической обработки данных, позволившие провести мониторинг уровня освоения программы повышения квалификации и выявить профессиональные затруднения педагогов.

Объектом исследования стало постдипломное образование педагогов в условиях сельского социума.

1 http://www.educenter.ru/course-series/course-series_8.html?&page=1839

Педагогический коллектив школы представили 65 человек. Средний возраст педагога данной образовательной организации — 46,5 года. Молодых педагогов (до 30 лет) — 13,8 %; педагогов от 30 до 50 лет — 44,6 %; от 51 до 55 лет — 17 %; учителей пенсионного возраста, продолжающих работать, — 24,6 %.

Алтайский край — субъект РФ, основное население в котором проживает в сельской местности. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), на 1 января 2018 г. удельный вес сельского населения в регионе составил 45 %, в то время как в целом по стране этот показатель 25,7 %. В сельской местности в Алтайском крае проживает 1 023 754 человека.

Обучение состоялось с 1 февраля по 16 февраля 2018 г. в соответствии с соглашением о сотрудничестве с указанной выше средней общеобразовательной организацией, а также учебно-тематическим планом и графиком (расписанием занятий), согласованными с КАУ «Алтайский центр финансовых исследований», являющимся исполнителем региональной программы повышения финансовой грамотности.

Контракт осуществлялся на основе договора об оказании услуг с Южным федеральным университетом (ЮФУ), а также предоставленных им материалов:

• программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) учителей сельских школ;

• методических рекомендаций к курсу обучения «Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного, среднего образования и финансового просвещения сельского населения»;

• учебного пособия «Основы финансовой грамотности, методов ее преподавания в системе основного, среднего образования и финансового просвещения сельского населения» [17].

Цель программы повышения квалификации состояла в совершенствовании профессиональных компетенций учителей сельских школ в области содержания и методики преподавания финансовой грамотности, а также организации и проведении просветительской работы в сфере финансовой грамотности с различными группами сельского населения. Также была определена структура программы:

• адаптационная (предметная) часть программы включала в себя базовые знания по финансовой грамотности в области сельского хозяйства. В состав адаптационной части вошли основы финансовых знаний, которыми должен обладать финансово грамотный человек, включены специальные финансовые знания, необходимые сельскому учителю, обучающему школьников в сельской местности и просвещающему сельских жителей;

• практическая часть предусматривала моделирование учебных и просветительских занятий.

Результаты

По итогам освоения первого модуля «Основы финансовой грамотности. Финансовые отношения в аграрном секторе» дополнительной профессиональной программы повышения квалификации обучающимся было предложено заполнить индивидуальные тесты в соответствии со стандарт-тестом, предоставленным в рекомендациях по отдельным аспектам контроля успеваемости, содержащих базу тестовых вопросов (совместная разработка ЮФУ и МФЦ). Результаты мониторинга уровня финансовой грамотности на первичном уровне представлены в таблице 1.

Таблица 1

Мониторинг уровня финансовой грамотности на первоначальном уровне

Баллы/уровень Число слушателей, чел. Удельный вес от общего числа, %

54-60 баллов (отлично) 5 7,7

48-53 балла (хорошо) 60 92,3

36-47 баллов (удовлеворительно) 0 0

0-35 баллов (неудовлетворительно) 0 0

Результаты тестирования педагогов образовательной организации по финансовой грамотности среди (у всех участников показатели выше среднего) свидетельствуют об активности и масштабности реализации региональной программы по финансовой грамотности; регулярности обучения педагогов по данному направлению в крае; практического внедрения модулей и элементов финансовой грамотности в общеобразовательные (история, обществознание, география и др.) и программы элективных курсов «Финансовая грамотность» в среднем звене.

Положительным примером высокого уровня компетентности в сфере финансовой грамотности служит победа учителя истории Калманской СОШ им. Г А. Ударцева во Всероссийском конкурсе лучших методических разработок в номинации «Лучшая рабочая программа учебного курса по финансовой грамотности основного общего образования (5-9-й классы)».

По итогам освоения методической части программы слушатели в письменной форме ответили по индивидуальным билетам на четыре вопроса. Мониторинг промежуточного контроля знаний представлен в таблице 2.

Таблица 2

Мониторинг промежуточного контроля знаний

Баллы/уровень Число слушателей, чел. Удельный вес от общего числа, %

11-12 баллов (отлично) 100 100

9-10 баллов (хорошо) 0 0

8 баллов (удовлетворительно) 0 0

0-7 баллов (неудовлетворительно) 0 0

Отметим, что все слушатели справились с поставленной задачей на «отлично». После состоялась бурная дискуссия по итогам работы, педагоги отразили свою личную позицию к введению элементов курса финансовой грамотности в школьные предметы, методике преподавания и роли педагога-просветителя на селе, формам эффективного взаимодействия с населением и субъектами финансирования данного вида деятельности.

Итоговая аттестация по программе предусматривала итоговый тест, моделирование с использованием интерактивных технологий, адаптированных для разных групп сельского населения, и защиту просветительских проектов. Работа проводилась в микрогруппах. При разработке просветительских проектов приветствовалось творчество, нестандартные формы просветительской деятельности. В проектах были использованы как традиционные формы и методы коммуникативного взаимодействия и обучения, так и инновационные. Мониторинг итогового тестирования представлен в таблице 3.

Таблица 3

Мониторинг итогового тестирования

Баллы/уровень Число слушателей, чел. Удельный вес от общего числа, %

54-60 баллов (высокий) 4 6,15

48-53 балла (выше среднего) 61 93,85

36-47 баллов (допустимый уровень) 0 0

0-35 баллов (ниже допустимого уровня) 0 0

Результаты итогового тестирования (табл. 3) свидетельствуют о достаточно высоком уровне финансовой грамотности сельских учителей, прошедших обучение по программе повышения квалификации (средний балл итогового тестирования — 84,6 %).

5 30

5 20 § 15

X 10

Деньги Фондовый Страхование Налога- Финансы Методо-и личные валютный обложение и предприни- логические

финансы рынок мательство основы

преподавания

30,7 29,2 35,3 41,5 33,8 24,6

Рис. 1. Разделы, вызвавшие основные затруднения в итоговом тестировании

На рисунке 1 представлены разделы программы, вызвавшие затруднения при итоговом тестировании и подготовке просветительских проектов.

Диагностика затруднений по блокам программы показала, с одной стороны, затруднения педагогов по вопросам финансовой грамотности, а с другой — возможности профессионального и личностного роста учителя, что открывает перспективы Алтайскому государственному педагогическому университету для дальнейшего взаимодействия с данной образовательной организацией по реализации программ повышения квалификации с выстраиванием индивидуальной траектории обучения для каждой возрастной группы педагогов.

Использование обратной связи (анкетирование) на заключительном этапе позволило получить оценку эффективности мероприятий программы. 82 % педагогов отметили уровень организации курсов повышения квалификации как высокий. Слушателями были даны положительные отзывы и отмечен высокий уровень: компетентности лекторов (педагогов университета, являющихся экспертами в области финансовой грамотности), онлайн-консультирования учителей, совместной деятельности по моделированию просветительских проектов.

В более 78 % случаев подтвердилось соответствие ожиданий педагогов от форм работы и содержания программы курсов, а 68 % учителей выразили готовность к продолжению обучения по финансовой грамотности.

В качестве рекомендаций для включения в программу обучения слушатели предложили следующие темы: «Банкротство физических лиц», «Деятельность Алтайского фонда микрозаймов», «Краевые программы поддержки начинающих предпринимателей», «Грамотное формирование пенсии педагога», «Специфика пенсионного обеспечения».

Вопросы по кредитным картам (рефинансирование), включению регионального компонента в курс по финансовой грамотности, источникам финансирования просветительской деятельности учителя на селе, по формам и методам контроля уровня финансовой грамотности в рамках ГИА по математике и обществознанию были названы самыми актуальными для педагогов при внедрении элементов финансовой грамотности в образовательный процесс и организации просветительской работы с сельским населением.

Заключение

В ходе исследования были организованы оптимальные условия для успешной просветительской деятельности по вопросам финансовой грамотности среди сельского населения. Проектирование данных условий осуществлялось в рамках следующего алгоритма:

• изучение содержания и форм реализации государственной программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае», интеграция проекта в данную программу через взаимодействие с региональным министерством финансов;

• анализ потребностей конкретного субъекта региона с учетом его специфики (уровня жизни населения села, его «закредитованности», наличия рабочих мест, возможности открытия и реализации бизнес-проектов, миграционных процессов, возрастного состава населения);

• оценка ресурсов и потенциала образовательной организации (инновационная активность школы, ее участие в проектной деятельности на федеральном и региональном уровнях);

• определение процентного соотношения целевых групп для реализации просветительской работы в данном селе.

В контексте методического сопровождения реализации проекта финансовой грамотности в центре внимания находились следующие позиции:

• адаптация содержания программы, разработанной организаторами проекта, к потребностям конкретной учительской аудитории с опорой на коррелирующие тематические блоки;

• создание условий для открытия дополнительных возможностей самореализации педагогов путем участия в просветительской деятельности по вопросам финансовой грамотности;

• поэтапный контроль знаний педагогов позволил выявить когнитивные точки напряжения учителей в области финансовой грамотности в конкретной школе и разработать адресный образовательный маршрут.

В ходе исследования также был сделан акцент на оптимизацию просветительской деятельности сельского учителя. Социальный статус педагога в сельских территориях отличается от городского его большей включенностью в коммуникативное пространство и активной экспертной позицией. Педагог замыкает на себе практически все социальные группы сельского населения. Ключевая категория — это родители и сами педагоги, представляющие большую часть дееспособного населения; а также ветераны педагогического труда и пенсионеры, участвующие в воспитании детей; бывшие выпускники школы; непосредственно обучающиеся.

Выделенные целевые группы стали предметом исследования педагога. В зоне его внимания оказались: их отличительные особенности, ключевые потребности, определяющие финансовое поведение; оптимальные формы образовательного взаимодействия. Были выделены следующие группы сельского населения для проведения просветительских мероприятий: пенсионеры, временно не трудоустроенное население, родители.

Зафиксированные социальные связи могут быть использованы как каналы для продвижения информации, формирования отношения к событиям, передачи новых знаний и технологий. Следовательно, задачи формирования финансовой грамотности у сельского населения решались через установленные контакты педагога с различными социальными группами. Таким образом, фокус исследования также сосредоточился на функциях учителя как адаптера, транслятора инновационных идей, просветителя, в частности — финансового просветителя [18].

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Алифанова Е. Н., Евлахова Ю. С. Влияние финансовой грамотности населения на развитие финансовых институтов и ключевых сегментов финансового рынка // Tema Economicus. 2012. Т. 10, № 3. С. 115-120.

2. Губин Н. П. Финансовый рынок и финансовая грамотность как структурные элементы потребительского рынка России // Бюллетень науки и практики. 2017. № 2 (15). С. 271-277.

3. Кузина О. Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методика измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.

4. Петрикова И. В. Финансовая грамотность населения как составляющая потребительских знаний в финансовой сфере // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-6. С. 124-127.

5. Рубцов Е.Г. Финансовая грамотность населения как элемент финансового поведения // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 255-256.

6. Цветова Г. В. Финансовое поведение и потребность в повышении финансовой грамотности // Власть и управление на Востоке России. 2016. № 2 (75). С. 57-64.

7. Шевченко Д. А., Давыденко А. В. О содержании и взаимосвязи понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура» // Финансовые аспекты модернизации экономики России / науч. ред. В. Н. Овчинников. Ростов-на-Дону, 2014. С. 100-105.

8. Брызгалова И. Г. Опыт реализации программы «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением» (на материалах Краснодарского и Ставропольского краев) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2018. № 1 (197). С. 124-131.

9. Бабина Н. В. Формирование единой финансовой школы в концепции реализации программ повышения финансовой грамотности // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 15, № 2. С. 3-9.

10. Кошелева Л. А. Программы и УМК по финансовой грамотности: анализ, проблемы, перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2 (37). С. 114-122.

11. Моисеева Д. В., Дулина Н. В. Финансовая и повседневная финансовая практика населения Волгоградской области (по материалам социологического исследования «Волгоградский омнибус» // Философия социальных коммуникаций. 2014. № 3 (28). С. 70-78.

12. Трошин Г. А. Финансовое образование и финансовая грамотность как факторы социально-экономического развития региона // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии : сб. науч. тр. Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та. 2015. С. 134-138.

13. Сергейчик С. И., Сергейчик М. С., Максимова А. А. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (158). С. 35-41.

14. Чапрак Н. В., Колтунова П. А., Маркеева А. С. Финансовая грамотность и финансовое просвещение: зарубежная и российская практика // Научное обозрение. 2016. № 18. С. 123-126.

15. Денисова Г. С., Апрыщенко В. Ю. Финансовая грамотность в контексте гражданского просвещения: кейс-стадии обучения сельских учителей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 138-142.

16. Ибрагимов К. Х., Продолятченко П. А. Кадровое обеспечение реализации программ повышения финансовой грамотности населения // Дискуссия. 2015. № 5 (57). С. 20-28.

17. ЮФУ занимается повышением финансовой грамотности студентов и преподавателей [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=PR/news1/D&params=(p_nws_id=%3E54737) (дата обращения: 04.06.2018).

18. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71675558/#ixzz5HjTTxXG2 (дата обращения: 04.06.2018).

References

1. Alifanova E. N., Evlahova Yu. S. Vliyanie finansovoj gramotnosti naseleniya na razvitie finansovyh institutov i klyuchevyh segmentov finansovogo rynka [The impact of the financial literacy of the population on the development of financial institutions and key segments of the financial market]. Terra Economicus, 2012, vol. 10, no. 3, pp. 115-120. (In Russian).

2. Gubin N. P. Finansovyj rynok i finansovaya gramotnost' kak strukturnye elementy potrebitel'skogo rynka Rossii [Financial market and financial literacy as structural elements of the Russian consumer market]. Bulletin of Science and Practice, 2017, no. 2 (15), pp. 271-277. (In Russian).

3. Kuzina O. E. Finansovaya gramotnost' i finansovaya kompetentnost': opredelenie, metodika izmereniya i rezul'taty analiza v Rossii [Financial literacy and financial competence: definition, measurement methodology and analysis results in Russia]. Questions of Economics, 2015, no. 8, pp. 129-148. (In Russian).

4. Petrikova I. V. Finansovaya gramotnost' naseleniya kak sostavlyayushchaya potrebitel'skih znanij v finansovoj sfere [Financial literacy of the population as a component of consumer knowledge in the financial sphere]. Actual problems of the humanities and natural sciences, 2015, no. 11-6, pp. 124-127. (In Russian).

5. Rubcov E. G. Finansovaya gramotnost' naseleniya kak element finansovogo povedeniya [Financial literacy of the population as an element of financial behavior]. International Journal of Experimental Education, 2015, no. 3-2, pp. 255-256. (In Russian).

6. Cvetova G. V. Finansovoe povedenie i potrebnost' v povyshenii finansovoj gramotnosti [Financial behavior and the need to increase financial literacy]. Power and governance in the East of Russia, 2016, no. 2 (75), pp. 57-64. (In Russian).

7. Shevchenko D. A., Davydenko A. V. O soderzhanii i vzaimosvyazi ponyatij "finansovaya gramotnost'" i "finansovaya kul'tura" [About the content and interrelation of the concepts "financial literacy" and "financial culture"]. Financial aspects of modernization of the Russian economy. Scientific editor V. N. Ovchinnikov. Rostov-on-Don, 2014, pp. 100-105. (In Russian).

8. Bryzgalova I. G. Opyt realizacii programmy "Obuchenie sel'skih uchitelej finansovoj gramotnosti i metodike provedeniya prosvetitel'skoj raboty s sel'skim naseleniem" (na materialah Krasnodarskogo i Stavropol'skogo kraev) [Experience in the implementation of the program 'Teaching rural teachers of financial literacy and methods of conducting educational work with the rural population" (on the materials of the Krasnodar and Stavropol Territories)]. University News. North-Caucasian Region. Social Sciences Series, 2018, no. 1 (197), pp. 124-131. (In Russian).

9. Babina N. V. Formirovanie edinoj finansovoj shkoly v koncepcii realizacii programm povysheniya finansovoj gramotnosti [Formation of a unified financial school in the concept of implementing programs to increase financial literacy]. Issues of the regional economy, 2013, vol. 15, no. 2, pp. 3-9. (In Russian).

10. Kosheleva L. A. Programmy i UMK po finansovoj gramotnosti: analiz, problemy, perspektivy [Programs and educational materials on financial literacy: analysis, problems, prospects]. Domestic and foreign pedagogy, 2017, vol. 1, no. 2 (37), pp. 114-122. (In Russian).

11. Moiseeva D. V., Dulina N. V. Finansovaya i povsednevnaya finansovaya praktika naseleniya Volgogradskoj oblasti (po materialam sociologicheskogo issledovaniya "Volgogradskij omnibus" [Financial and everyday financial practice of the population of the Volgograd region (based on the sociological research "Volgograd omnibus"]. Philosophy of Social Communications, 2014, no. 3 (28), pp. 70-78. (In Russian).

12. Troshin G. A. Finansovoe obrazovanie i finansovaya gramotnost' kak faktory social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Financial education and financial literacy as factors of social and economic development of the region]. The educational environment of the university: resources, technology. Collection of scientific papers. Blagoveshchensk, Publishing house of the Amur State University, 2015, pp. 134-138. (In Russian).

13. Sergejchik S. I., Sergejchik M. S., Maksimova A. A. Mirovoj opyt realizacii proektov v oblasti finansovogo obrazovaniya i povysheniya finansovoj gramotnosti naseleniya [World experience of projects in the field of financial education and financial literacy of the population]. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2015, no. 5 (158), pp. 35-41. (In Russian).

14. Chaprak N. V., Koltunova P. A., Markeeva A. S. Finansovaya gramotnost' i finansovoe prosveshchenie: zarubezhnaya i rossijskaya praktika [Financial literacy and financial education: foreign and Russian practice]. Scientific Review, 2016, no. 18, pp. 123-126. (In Russian).

15. Denisova G. S., Apryshchenko V. Yu. Finansovaya gramotnost' v kontekste grazhdanskogo prosveshcheniya: kejs-stadii obucheniya sel'skih uchitelej [Financial literacy in the context of civic education: Case studies of rural teachers]. Humanities, socio-economic and social sciences, 2018, no. 3, pp. 138-142. (In Russian).

16. Ibragimov K. H., Prodolyatchenko P. A. Kadrovoe obespechenie realizacii programm povysheniya finansovoj gramotnosti naseleniya [Staffing the implementation of programs to increase the financial literacy of the population]. Discussion, 2015, no. 5 (57), pp. 20-28. (In Russian).

17. YuFU zanimaetsya povysheniem finansovoj gramotnosti studentov i prepodavatelej [South Ural Federal University is engaged in raising the financial literacy of students and teachers]. Available at: https://www.sfedu.ru/www/stat_pages22. show?p=PR/news1/D&params=(p_nws_id=%3E54737) (accessed 04.06.2018). (In Russian).

18. Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gg. [On the approval of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017 - 2023]. Order of the Government of the Russian Federation of September 25, 2017 no. 2039-r. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71675558/#ixzz5HjTTxXG2 (accessed 04.06.2018). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.