Научная статья на тему 'Опыт реализации программы "обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением" (на материалах Краснодарского и Ставропольского краев)'

Опыт реализации программы "обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением" (на материалах Краснодарского и Ставропольского краев) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОПЫТ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКИЕ УЧИТЕЛЯ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / FINANCIAL LITERACY / EXPERTISE / RURAL POPULATION / RURAL TEACHERS / FINANCIAL EDUCATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брызгалова Ирина Генриховна

Ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку способствует укреплению экономики, улучшению уровня жизни граждан и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям населения, актуальность и значимость вопросов повышения уровня его финансовой грамотности объект пристального внимания и область принимаемых практических мер со стороны Российской Федерации. Указывается, что важным условием обеспечения эффективности и результативности проведения данной политики является обмен и распространение накопленного опыта в различных регионах России. Программа «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением» часть Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брызгалова Ирина Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF THE PROGRAM “TRAINING RURAL TEACHERS FINANCIAL LITERACY AND HOW TO EDUCATE THE RURAL PEOPLE” (ON MATERIALS OF THE KRASNODAR AND STAVROPOL REGIONS)

The accelerated development of the process of improving financial literacy is quite logical, since it improves the quality of life of citizens, develop the economy and improves social welfare. Financial education is necessary for all categories of citizens, the relevance and importance of the issues of improving the level of financial literacy of the population is under scrutiny and the practical measures taken by the Russian Federation. A prerequisite for ensuring efficiency and effectiveness in conducting this policy is the exchange and dissemination of best practices for improving the financial literacy of the population in various regions in Russia. For the solution of these tasks the rural teachers training program of financial literacy and how to educate the rural population is directed, it is the part of the project “Promotion of the level of financial literacy the population and the development of financial education in the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации программы "обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением" (на материалах Краснодарского и Ставропольского краев)»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

2018. No. 1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ECONOMIC SCIENCE

УДК 336.02

DOI 10.23683/0321-3056-2018-1-124-131

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОБУЧЕНИЕ СЕЛЬСКИХ

УЧИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С СЕЛЬСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ» (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО И СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВ)1

© 2018 г. И.Г. Брызгалова а

а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF THE PROGRAM "TRAINING RURAL TEACHERS FINANCIAL LITERACY AND HOW TO EDUCATE THE RURAL PEOPLE" (ON MATERIALS OF THE KRASNODAR AND STAVROPOL REGIONS)

Ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку способствует укреплению экономики, улучшению уровня жизни граждан и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям населения, актуальность и значимость вопросов повышения уровня его финансовой грамотности - объект пристального внимания и область принимаемых практических мер со стороны Российской Федерации. Указывается, что важным условием обеспечения эффективности и результативности проведения данной политики является обмен и распространение накопленного опыта в различных регионах России. Программа «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением» - часть Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Ключевые слова: финансовая грамотность, опыт, сельское население, сельские учителя, финансовое образование, просветительская работа.

The accelerated development of the process of improving financial literacy is quite logical, since it improves the quality of life of citizens, develop the economy and improves social welfare. Financial education is necessary for all categories of citizens, the relevance and importance of the issues of improving the level of financial literacy of the population is under scrutiny and the practical measures taken by the Russian Federation. A prerequisite for ensuring

1 Статья выполнена в рамках контракта № FEFLP/QCBS-3.37, «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением». Совместный проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» при участии Министерства образования и науки РФ.

а

I.G. Bryzgalova а

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

а

Брызгалова Ирина Генриховна -

кандидат исторических наук, доцент,

Институт истории и международных отношений,

Южный федеральный университет,

ул. Большая Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону,

344082, Россия.

E-mail: igbryzgalova@sfedu.ru

Irina G. Bryzgalova -

Candidate of History, Associate Professor,

Institute of History and International Relations,

Southern Federal University,

Bolshaya Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don,

344082, Russia.

E-mail: igbryzgalova@sfedu.ru

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

efficiency and effectiveness in conducting this policy is the exchange and dissemination of best practices for improving the financial literacy of the population in various regions in Russia. For the solution of these tasks the rural teachers training program of financial literacy and how to educate the rural population is directed, it is the part of the project "Promotion of the level of financial literacy the population and the development of financial education in the Russian Federation ".

Keywords: financial literacy, expertise, rural population, rural teachers, financial education, education.

В конце XX - начале XXI в. многие страны мира все большее внимание стали уделять повышению финансовой грамотности населения. Процесс этот начался в форме отдельных инициатив общественных и частных организаций, направленных на оказание помощи гражданам в управлении личными финансами и информировании о тех или иных финансовых продуктах и услугах, постепенно развился до уровня национальных программ и стратегий, а также наднациональных инициатив ЕС, Всемирного банка и других международных организаций.

Постоянно усложняющаяся на протяжении многих лет финансовая система, появление широкого спектра новых финансовых продуктов и услуг ставят перед людьми весьма трудные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.

Актуальность проблемы недостаточности финансовой грамотности населения кардинально выросла в современных условиях особенно для Российской Федерации, так как большинство не только имеет слабое представление о принципах функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования на них, но и испытывает колоссальное недоверие к институтам финансовых рынков.

Поэтому объективной необходимостью для современного российского общества стало повышение финансовой грамотности населения. Ускоренное развитие этого процесса вполне закономерно, поскольку надлежащая финансовая грамотность способствует развитию экономики, повышению уровня жизни граждан и общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем и каждому.

Повышение уровня финансовой грамотности способствует укреплению среднего класса, обеспечению финансового благосостояния населения и снижению экономических и финансовых рисков в условиях колебаний рыночной экономики. При этом финансовая грамотность населения - одно из основных направлений формирования инвестиционного ресурса в стране, важный фактор развития финансового рынка, повышения стабильности финансовой системы и конкурентоспособности

российской экономики. Также необходимо отметить актуальность и значимость вопросов повышения финансовой грамотности в процессе защиты прав потребителей финансовых услуг.

Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от разного рода мошеннических действий в данной области. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности, помогает в управлении личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, в оценке рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения.

Особенно важно обучение финансовой грамотности детей, школьников, молодежи в целом. Оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами.

Российских учителей начали знакомить с основами финансовой грамотности. Одним из направлений стало обучение педагогов методике преподавания прикладной экономики, которая в качестве спецпредмета должна появиться в российских школах и вузах.

С 1 сентября 2016 г. уроки финансовой грамотности проводятся в российских школах в рамках курса «Обществознание» у учащихся 59-х классов. Предполагается, что в ближайшем будущем курс «Финансовая грамотность» станет одним из полноценных предметов школьной и вузовской программы в России.

Таким образом, актуальность и значимость вопросов повышения уровня финансовой грамотности школьников, молодежи и населения в целом является объектом пристального внимания и областью принимаемых практических мер со стороны Российской Федерации.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

Необходимым условием обеспечения эффективности и результативности проведения данной политики является обмен и распространение лучших практик повышения финансовой грамотности населения в различных регионах России.

В XXI в. финансовая грамотность населения становится существенным фактором повышения эффективности всех хозяйственных процессов, в том числе финансового поведения домохозяйств. Серьезные потрясения на финансовых рынках в 2000-е гг. активизировали разработку Национальных стратегий повышения финансовой грамотности населения. В кризисные периоды стало особенно заметно - финансово грамотные действия граждан способствуют социальной и экономической стабильности.

В числе важных государственных задач проблема повышения финансовой грамотности населения впервые была сформулирована на Инвестиционном форуме в 2006 г. Президентом РФ В.В. Путиным. Поставлена задача повышения финансовой грамотности в качестве фактора формирования более современного и жизнеспособного общества.

В 2008 г. приняты Концепция и план мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации.

В 2010-х гг. важная роль финансового просвещения неоднократно отмечалась в заявлениях руководителей стран «Группы 020». Особо четко это прозвучало в 2013 г. в период председательства России в «Группе 020». В условиях ужесточения экономических реалий функционирования российских домохозяйств, на фоне многоплановых социально-экономических вызовов 2010-х гг., увеличения разнообразия и сложности финансовых продуктов, а также наличия существенных колебаний доходов и сбережений граждан вопросы повышения финансовой грамотности, а также ответственности за личные финансовые решения становятся особенно актуальными. В этой связи принимаются меры по формированию Национальной стратегии повышения финансовой грамотности. Процесс формирования и реализации Национальных стратегий в настоящее время идет более чем в шестидесяти странах мира.

Во многих странах Национальная стратегия повышения финансовой грамотности служит важным элементом социально-экономической политики государства. В Российской Федерации в соответствии с лучшим международным опытом она отвечает интересам широких слоев населения.

Меры, предпринимаемые в сфере финансовой грамотности, приобрели качественно иной масштаб и уровень в 2011 г., когда Министерство финансов РФ совместно с Всемирным Банком начали проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам. Это первая в мире программа такого масштаба и такой инновационной сложности, реализуемая в партнерстве с Всемирным Банком при поддержке Министерства образования и науки РФ, первоначально - срок исполнения 2016 г., но он продлен до 2018 г.

Одной из задач образовательного направления Проекта является внедрение эффективных программ по формированию грамотного финансового поведения различных социальных групп населения страны, особенно среди учащихся и студентов, включая интерактивные, дистанционные и онлайновые обучающие программы.

В этих целях в настоящее время в рамках Проекта разработаны учебно-методические комплекты (УМК), включающие в себя учебную программу, материалы для обучающихся, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы, рекомендации для родителей. Всего подготовлено 17 комплектов (2-4, 5-7, 8-9, 10-11-х классов (четыре комплекта), а также комплекты для студентов СПО и вариативные модули). Помимо этого созданы специальные УМК для воспитанников детских домов и школ-интернатов. Все материалы размещены на сайте Минфина России [1].

С сентября по декабрь 2015 г. проведена апробация разработанных УМК в пяти регионах Российской Федерации, в которой приняли участие 131 образовательная организация, 163 педагога, 4 398 обучающихся, 2 333 родителя. УМК получили высокую оценку со стороны педагогического сообщества и родителей. В 2017/18 учебному году предполагается их широкое распространение в регионах Российской Федерации с учетом доработки по итогам апробации [2].

Для системной работы по продвижению образовательных программ по финансовой грамотности на базе ведущих российских университетов (МГУ, РАНХиГС и НИУ ВШЭ) создана и начала работу сеть федеральных и региональных методических центров по повышению квалификации

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

преподавателей высшего и среднего профессионального образования, учителей школ и методистов. Федеральный методический центр на базе НИУ ВШЭ осуществляет повышение квалификации педагогов по программе «Содержание и методика преподавания финансовой грамотности». До конца 2018 г. планируется обучить 12 500 учителей и методистов. На экономическом факультете МГУ создана Федеральная методическая сеть, на базе которой планируется обучить 500 преподавателей вузов.

Такой подход обеспечивает формирование институционального и кадрового потенциала и создает фундамент для дальнейшей работы по использованию полученных в рамках реализации Проекта результатов на региональном уровне. Формат взаимодействия определяется на основе соответствующих соглашений между заинтересованными региональными органами исполнительной власти и Минфином России [3].

В последние годы многими заинтересованными сторонами, в том числе государственными и общественными организациями, объединениями делового сообщества были сформированы и реализованы инициативы, направленные на повышение финансовой грамотности населения. В России также был принят ряд нормативных документов, в той или иной степени затрагивающих различные аспекты названной проблемы.

Среди них: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г.); «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 г.); «Концепция и план мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 19.06.2009 г.); «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г.» (утв. распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 г.); «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 г.) [4].

В рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Южный федеральный университет осуществляет масштабную деятельность по внедрению финансовой грамотности и мето-

2018. N0. 1

дов ее преподавания в обучение студентов педагогических направлений подготовки, а также в систему повышения квалификации учителей сельских районов [5].

По словам ректора ЮФУ М.А. Боровской, «освоение содержания финансовой грамотности и методов ее преподавания открывает перед студентами - будущими педагогами дополнительные возможности:

- овладеть содержанием финансовой грамотности;

- преподавать финансовую грамотность школьникам в составе предметов «Обществозна-ние», «Экономика», «Право» или на дополнительных занятиях;

- уметь интегрировать отдельные элементы финансовой грамотности в преподавание некоторых других школьных дисциплин («История», «Иностранный язык», «География», «Математика»);

- разнообразить внеурочные занятия со школьниками, досуговую жизнь студентов в системе среднего профессионального образования, внедряя факультативы, кружки, конкурсы и т.п., связанные с финансовой грамотностью;

- реализовывать программы дополнительного образования детей и взрослых по направлению "финансовая грамотность"» [6].

В 2018 г. по программе повышения квалификации «Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного, среднего образования и финансового просвещения сельского населения» пройдут обучение не менее 1 000 учителей сельских школ.

На решение данных задач направлена программа «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением», она является частью проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Основная цель работы - проведение апробации и доработки программы «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и организаций и проведение ими просветительской работы с сельским населением», а также созданных на предыдущих этапах учебно-методических материалов.

Материалы, разработанные в рамках Контракта № РЕРЬР^СВБ-3.37, обеспечивают формирование компетенций в области финансовой

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

грамотности у учителей сельских общеобразовательных учреждений.

Данный курс включает в себя образовательную программу, а также УМК, учитывающий специфику сельских школ и особенности организации и проведения просветительской работы в сфере финансовой грамотности различных целевых групп и включающий в себя учебное пособие по финансовой грамотности для учителей сельских школ, методическое пособие для преподавателей курса обучения и контрольно-измерительные материалы. УМК представляет собой целостную систему для подготовки различных групп слушателей.

Все элементы УМК находятся во взаимосвязи, объединены общими методологическими и теоретическими основаниями, ключевыми идеями которых являются деятельностный подход в обучении, практическая направленность содержания материала, матричный характер освоения курса, концентрический принцип преподавания, блочно-модульная технология обучения. В связи с этим предметное содержание отобрано так, чтобы их освоение позволяло успешно и эффективно решать обучающимся практические жизненные задачи в сфере финансов. Это обусловливает спектр знаний, умений, компетенций, отраженных в учебно-методических материалах.

Таким образом, в ходе учебной деятельности учащиеся в первую очередь должны научиться решать практические финансовые задачи, для чего осваивают необходимую теорию в том объеме, который нужен для решения финансовых задач данного типа.

С целью максимально эффективной реализации программы и методики обучения сельских учителей для их массового распространения был сформулирован механизм мотивации преподавателей.

Научные интересы выбранных ведущих преподавателей должны соответствовать тематике обучающей программы, что способствует дальнейшему развитию научной деятельности соискателя.

Ведущие преподаватели, участвуя в апробации сельских учителей, получат практический опыт ведения курса финансовой грамотности с целевой аудиторией.

Процесс апробации учебно-методических материалов и программы обучения сельских учителей финансовой грамотности и организации и проведения ими просветительской работы с сельским населением прошел в несколько этапов.

Апробационные площадки определялись исходя из возможных условий региона. Они должны

находиться в регионах - участниках Проекта, там, где значительна доля сельского населения в общей структуре региона. Данным критериям соответствуют два выбранных региона из числа участников проекта: Краснодарский и Ставропольский края [7]. Одним из показателей, повлиявших на выбор двух площадок в Краснодарском крае, стало то, что в рейтинг Топ-200 сельских общеобразовательных организаций [8], составленный по итогам 2015/16 учебного года, включена 61 школа Кубани, т.е. чуть менее одной трети от всех лучших российских сельских школ - участников этого рейтинга. Были выбраны три площадки, исходя из условия Контракта о совокупном числе участников апробации - сельских учителей - не менее ста человек.

Учебно-методический комплект был запланирован к апробации в рамках курса повышения квалификации учителей сельских школ на базе апробационных площадок, отобранных в двух российских регионах.

Был совершен отбор образовательных площадок для проведения апробации в соответствии со следующими критериями:

- является образовательной организацией общего образования, имеющей государственную аккредитацию и лицензию установленного образца, осуществляющей образовательную деятельность не менее трех лет, либо социальной организацией, обладающей лицензией и действующей не менее трех лет;

- обладает собственной учебной базой, и/или материально-техническими ресурсами (аудитории, доступ к Интернет-ресурсам, необходимым программным и компьютерным обеспечением для проведения видеоконференций и дистанционного обучения, организации скайп-конферен-ции и т.п.);

- обладает квалифицированными кадровыми ресурсами: преподавательский состав с педагогическим опытом либо узкоспециализированным образованием по отдельным дисциплинам и образовательным направлениям, участвующим в проекте;

- образовательные площадки располагаются на территории субъектов Российской Федерации - регионов - участников Проекта (не менее половины), а также в других субъектах, в которых преобладает сельское население;

- кадровый состав образовательных площадок (учителя) должен иметь базовые знания и умения в сфере финансовой грамотности;

- обладает кадровыми ресурсами, имеющими опыт инновационных технологий в образовании:

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

проектных семинаров, мастер-классов, практикумов и др.;

- обладает кадровым составом - сельскими учителями, которые имеют педагогические компетенции и, одновременно, когнитивные ценности и профессиональную установку на продолжение образования в течение всей жизни;

- обладает необходимым опытом не менее двух лет и возможностями для организации методической, информационной и консультационной поддержки сельского населения (школьники основной и средней школы, сельская молодежь (18 - 30 лет), взрослое трудоспособное население (30-55/60 лет), пенсионеры);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- играет значимую социокультурную роль в сельских поселениях - является центром культурного просвещения и культурной жизни села в целом, а также через обучение детей и решение их проблем, имеет организационные и технические возможности интегрировать взрослое население села;

- является образовательным и методическим центром среди других образовательных /социальных организаций, площадкой для взаимодействия школы и сельских муниципалитетов;

- обладает опытом не менее трех лет участия в проектах по реализации просветительских, социальных программ и проектов как в качестве самостоятельного организатора либо исполнителя, так и в составе исполнительского коллектива.

В ходе подготовки проанализированы социально-экономические показатели регионов - участников Проекта с учетом данных Федеральной службы государственной статистики [7], были подобраны образовательные организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 станицы Павловской Краснодарского края, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район Краснодарского края и Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Грачевка Грачевского муниципального района Ставропольского края. Эти школы находятся в сельской местности наиболее развитых аграрных регионов Российской Федерации. В общей сложности в курсе апробации приняли участие 130 действующих сельских учителей [7].

Для оценки эффективности созданных программ и учебно-методических материалов консультантом осуществлялся входной и итоговый

2018. N0. 1

контроль базовых знаний и умений финансовой грамотности сельских учителей, а также методики организации и проведения просветительской работы в сфере финансовой грамотности. Для этого были подготовлены соответствующие тесты. В связи с тем, что знания и навыки учителей - участников апробации могут быть различными для создания комфорта в процессе апробации, использовали входную анкету без указания ФИО заполнявшего её обучающегося:

- тест на определение уровня финансовой грамотности педагогов - участников апробации программы обучения и учебно-методических материалов.

Кроме тестов входного и итогового тестирования были предложены анкеты для оценки качества проведённой апробации курса обучения сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением. С целью получить наиболее объективные отзывы, как и в случае с входным тестом, анкета была предложена без указания ФИО заполнявшего.

Непосредственно в период с 7 по 29 августа 2017 г. была проведена апробация курса обучения сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением.

По итогам взаимодействия с учителями сельских школ, участвовавшими в апробации программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного, среднего образования и финансового просвещения сельского населения», разработанной в рамках контракта № FEFLP/QCBS-3.37 «Обучение сельских учителей финансовой грамотности и методике проведения просветительской работы с сельским населением» в комплексе с учебно-методическими материалами (учебным пособием и методическими рекомендациями), а также на основе изучения замечаний и предложений экспертов проведены обобщение и анализ предложенных изменений и дополнений в программу повышения квалификации и созданы соответствующие ей учебное пособие и методические рекомендации.

Необходимо отметить позитивный настрой учителей сельских школ, принимавших участие в апробации, с точки зрения положительной оценки целесообразности внедрения и развития в сельских школах изучения финансовой

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

грамотности (как в составе обязательных предметов, в первую очередь «Обществознания», так и в качестве программ дополнительного образования, а также проведения различным форм внеурочной работы с использованием тематики «финансовая грамотность»).

Кроме того, ни один из участников апробации (из 116 учителей) не высказал мнения о чрезмерной сложности освоения программы, приобретении или развитии соответствующих предметных и педагогических компетенций.

В заинтересованности учителей сельских школ к освоению содержания и методов преподавания финансовой грамотности с последующим ведением учебной, а также внеурочной, в том числе просветительской работы, подтвердились основные гипотезы, заложенные в Контракте и разработанных в соответствии с его требованиями программой, учебно-методическими материалами:

- понимание учителями финансовой грамотности как важной общекультурной компетенции и умения ее преподавать - как необходимой компетенции педагога (с учетом его профиля);

- поддержкой учителями государственной политики по развитию финансовой грамотности и соответствующего образования, реализуемой в нашей стране;

- готовность сельских учителей к освоению новых компетенций, позволяющих преподавать и осуществлять внеурочную работу в рамках имеющегося профиля (в первую очередь, по профилю «обществознание»);

- наличие мотиваций к освоению и последующей реализации новых компетенций (использование актуальной проблематики, интересующей учеников и взрослое население, для проведения учебных и просветительских занятий; получение учителем дополнительных возможностей на путях успешного прохождения аттестации педагогических кадров и как следствие повышения квалификационной категории; усиление необходимого взаимодействия между учениками, учителями и их родителями на базе изучения финансовой грамотности, предполагающей вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс в первую очередь через используемое в УМК пособие «Материалы для родителей»).

К настоящему времени разработаны УМК для вузов, осуществляющих подготовку будущих педагогов, и организаций в системе повышения квалификации действующих учителей сельских школ.

Учебно-методические комплекты для учителей сельских школ содержат предметную и методическую часть для ведения учителями не только педагогической, но и внеурочной, в том числе просветительской деятельности в области финансовой грамотности. Материалы включают развернутые рекомендации по организации учебной и просветительской работы на территориях, население которых активно вовлечено в сельскохозяйственное производство.

Рекомендации разработчикам учебных программ и пособий для учащихся заключаются в следующем:

- включение в преподавание нового для отечественной практики содержания (кредитование, процентные ставки, банковские вклады и др.), усиление внимания к изучаемым элементам содержания (собственность, товары и услуги, банковская система, налоги и др.),

- разработка методических материалов для учителей, организация целенаправленной подготовки учителей и др.;

- типы заданий с выбором ответа, с конструируемым ответом, требующим пояснения и обоснования;

- описание жизненной ситуации в каждом из заданий, близкой и понятной учащемуся, требующей осознанного выбора модели поведения;

- простое, ясное и немногословное изложение материала;

- использование иллюстраций (рисунков, таблиц);

- неиспользование академического определения экономических терминов;

- минимизация математических вычислений;

- неиспользование понятий «верный ответ» или «неверный ответ» (отсутствие на некоторые вопросы верного ответа как такового).

Анализ предложений и замечаний позволяет сделать выводы, что направлениями развития финансовой грамотности с точки зрения учителей являются разработка учебных курсов, внеурочных проектов, компьютерных программ, встречи со специалистами в области финансов.

Литература

1. URL: http://minfin.ru/ru/om/fmgram/directions/ programs/ (дата обращения: 12.02.2018).

2. URL: http://minfin.ru/ru/om/fingram/directions/ programs/ (дата обращения: 12.02.2018).

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

3. Письмо Минфина России от 16.05.2017 г. N° 1703-08/29621 О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71594764/#ixzz574iRIeVV (дата обращения: 13.02.2018).

4. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71594764/#ixzz574hq2Ify (дата обращения: 13.02.2018).

5. URL: http://hist.sfedu.ru/novosti/449-yufu-sovmestno-s-institutom-mfts-prodolzhayut-realizatsiyu-globalnykh-programm-povysheniya-finansovoj-gramotnosti-naseleniya-i-razvitiya-finansovogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 09.02.2018).

6. URL: http://hist.sfedu.ru/novosti/449-yufu-sovmestno-s-institutom-mfts-prodolzhayut-realizatsiyu-globalnykh-programm-povysheniya-finansovoj-gramotnosti-naseleniya-i-razvitiya-finansovogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 09.02.2018).

7. Регионы России. Социально-экономические показатели 2016 : стат. сб. / Росстат. М., 2016. 1326 с.

8. Составлен Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке «Учительской газеты» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.ug.ru (дата обращения: 10.02.2018).

References

1. Available at: http://minfin.ru/ru/om/fingram/direc-tions/programs/ (accessed 12.02.2018).

2. Available at: http://minfin.ru/ru/om/fingram/direc-tions/programs/ (accessed 12.02.2018).

3. Pis 'mo Minfma Rossii ot 16.05.2017 g. № 17-0308/29621 O realizatsii proekta «Sodeistvie povysheniyu urovnya finansovoi gramotnosti naseleniya i razvitiyu fi-nansovogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii» [Letter No. 17-03-08 / 29621 of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 16.05.2017 On the Implementation of the Project "Assistance in Raising the Level of Financial Literacy of the Population and the Development of Financial Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71594 764/#ixzz574iRIeVV (accessed 13.02.2018).

4. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71594764/#ixzz574hq2Ify (accessed 13.02.2018).

5. Available at: http://hist.sfedu.ru/novosti/449-yufu-sovmestno-s-institutom-mfts-prodolzhayut-realizatsiyu-globalnykh-programm-povysheniya-finansovoj-gramotnosti-naseleniya-i-razvitiya-finansovogo-obra-zovaniya.html (accessed 09.02.2018).

6. Available at: http://hist.sfedu.ru/novosti/449-yufu-sovmestno-s-institutom-mfts-prodolzhayut-realizatsiyu-globalnykh-programm-povysheniya-finansovoj-gramotnosti-naseleniya-i-razvitiya-finansovogo-obra-zovaniya.html (accessed 09.02.2018).

7. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie poka-zateli 2016 [Regions of Russia. Socio-economic Indicators 2016]. Stat. col. / Rosstat. Moscow, 2016, 1326 p.

8. Compiled by the Moscow Center for Continuous Mathematical Education with the Information Support of "Teacher's Newspaper" with the Assistance of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Available at: http://www.ug.ru (accessed 10.02.2018).

Поступила в редакцию / Received 16 февраля 2018 г. / February 18, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.