Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белорукова Елена Михайловна

Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует учителей на формирование функциональной грамотности, одним из компонентов которой является финансовая грамотность. В этой связи становится актуальным определение структуры и содержания финансовой грамотности, описание системы образовательных результатов в новой предметной области, характеристика дидактических условий их достижения в основной школе. В статье систематизированы современные отечественные и зарубежные подходы к описанию сущности, структуры и содержания финансовой грамотности, обоснована необходимость и возможность их конкретизации применительно к уровню основного общего образования. Предлагается система образовательных результатов освоения финансовой грамотности учащимися основной школы, построенная на интеграции подходов к описанию образовательных результатов в Единой рамке компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых и в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Дана характеристика дидактических условий достижения образовательных результатов в области финансовой грамотности в основной школе. Представленная система образовательных результатов может быть использована учителями основной школы при создании рабочих программ учебных курсов, подготовке уроков и внеурочных занятий, обучающих материалов и заданий по финансовой грамотности для учащихся 5-9 классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF STRUCTURE AND CONTENT FINANCIAL LITERACY IN BASIC SCHOOL

The updated federal state educational standard for basic general education focuses teachers on the formation of functional literacy, one of the components of which is financial literacy. In this regard, it becomes relevant to determine the structure and content of financial literacy, describe the system of educational results in a new subject area, and characterize the didactic conditions for their achievement in primary school. The article systematizes modern domestic and foreign approaches to describing the essence, structure and content of financial literacy, substantiates the need and possibility of their specification in relation to the level of basic general education. A system of educational outcomes for mastering financial literacy by primary school students is proposed, based on the integration of approaches to describing educational outcomes in the Unified Framework of Competencies in Financial Literacy for Children and Adults and in the updated federal state educational standard for basic general education. The characteristic of didactic conditions of achievement of educational results in the field of financial literacy at the basic school is given. The presented system of educational results can be used by teachers of the main school when creating working programs for training courses, preparing lessons and extracurricular activities, teaching materials and tasks on financial literacy for students in grades 5-9.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

DOI: 10.51635/27129926_2022_1_14

Проблемы структуры и содержания финансовой грамотности в основной школе

Белорукова Елена Михайловна О

кандидат педагогических наук, доцент, директор АНО «Научно-образовательный центр «Открытые инновации», Россия, Барнаул elena_belorukova[at]mail.ru

Аннотация. Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует учителей на формирование функциональной грамотности, одним из компонентов которой является финансовая грамотность. В этой связи становится актуальным определение структуры и содержания финансовой грамотности, описание системы образовательных результатов в новой предметной области, характеристика дидактических условий их достижения в основной школе. В статье систематизированы современные отечественные и зарубежные подходы к описанию сущности, структуры и содержания финансовой грамотности, обоснована необходимость и возможность их конкретизации применительно к уровню основного общего образования. Предлагается система образовательных результатов освоения финансовой грамотности учащимися основной школы, построенная на интеграции подходов к описанию образовательных результатов в Единой рамке компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых и в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Дана характеристика дидактических условий достижения образовательных результатов в области финансовой грамотности в основной школе. Представленная система образовательных результатов может быть использована учителями основной школы при создании рабочих программ учебных курсов, подготовке уроков и внеурочных занятий, обучающих материалов и заданий по финансовой грамотности для учащихся 5-9 классов.

Ключевые слова: функциональная грамотность; структура и содержание финансовой грамотности; образовательные результаты; основное общее образование.

1Для цитирования: Белорукова Е.М. (2022). Проблемы структуры и содержания финансовой грамотности в основной школе. ГИЕОЙ1А педагогика, экономика, право. 3(1), 14-22. https://doi.org/10.51635/27129926_2022_1_14

The problems of structure and content financial literacy in basic school

PhD, Associate Professor,

Elena M. Belorukova © Director of the Center «Open innovation», Barnaul, Russia

elena_belorukova[at]mail. ru

Abstract. The updated federal state educational standard for basic general education focuses teachers on the formation of functional literacy, one of the components of which is financial literacy. In this regard, it becomes relevant to determine the structure and content of financial literacy, describe the system of educational results in a new subject area, and characterize the didactic conditions for their achievement in primary school. The article systematizes modern domestic and foreign approaches to describing the essence, structure and content of financial literacy, substantiates the need and possibility of their specification in relation to the level of basic general education. A system of educational outcomes for mastering financial literacy by primary school students is proposed, based on the integration of approaches to describing educational outcomes in the Unified Framework of Competencies in Financial Literacy for Children and Adults and in the updated federal state educational standard for basic general education. The characteristic of didactic conditions of achievement of educational results in the field of financial literacy at the basic school is given. The presented system of educational results can be used by teachers of the main school when creating working programs for training courses, preparing lessons and extracurricular activities, teaching materials and tasks on financial literacy for students in grades 5-9.

Keywords: functional literacy; structure and content of financial literacy; educational outcomes; basic general education.

«For citation: Belorukova, E. (2022). The problems of structure and content financial literacy in basic school. THEORIA Pedagogy, Economics, Law. 3(1), 14-22. https://doi.org/10.51635/27129926_2022_1_14

Введение

В обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО), к реализации которого российские школы приступают с 2022/23 учебного года, включено требование формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов (1).

С 2012 года финансовая грамотность, являясь одним из компонентов функциональной грамотности, наряду с читательской, математической, естественнонаучной, глобальными компетенциями (решением проблем) и креативным мышлением, оценивается у школьников на регулярной основе в рамках международного сравнительного исследования PISA, а с 2019 года - и в рамках российского проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (4; 6). Несмотря на значительное количество научных публикаций, посвященных проблемам функциональной грамотности в целом и финансовой грамотности как ее составляющей, в центре внимания исследователей находится, в основном, методология оценивания, структура оценочных заданий и сравнительный анализ результатов

российских школьников и их зарубежных сверстников (5; 7; 8; 9; 11).

Вместе с тем, в условиях реализации требований обновленного ФГОС ООО для учителей основной школы важны практические вопросы: «Чему учить, какие планировать образовательные результаты и как обеспечить их достижение учащимися 5-9 классов?».

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо раскрыть понимание сущности финансовой грамотности с позиции международного исследования PISA и в российской системе общего образования, определить структуру и содержание финансовой грамотности применительно к уровню основного общего образования, описать систему образовательных результатов освоения этой новой предметной области во взаимосвязи с содержанием обновленного ФГОС ООО и охарактеризовать дидактические условия достижения этих результатов учащимися.

Подходы к описанию сущности финансовой грамотности

В исследовании PISA финансовая грамотность определяется как «знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а

также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни» (Ковалева, 2017, с.31).

«Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» характеризует грамотное финансовое поведение человека как «сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности» (2, 2017, с. 3).

В определениях, описывающих сущность финансовой грамотности, акцент не случайно сделан не столько на самом наличии финансовых знаний и навыков, сколько на способности человека уверенно применять их в своей повседневной жизни для решения актуальных финансовых задач. Эта особенность финансовой грамотности обусловлена ее природой, поскольку более обобщенное понятие функциональной грамотности означает способность взрослеющих подростков использовать полученные навыки и знания для решения широкого круга жизненных задач (Ковалева, 2019, с.50). По этой причине финансовая грамотность слабо «поддается» преподаванию по аналогии с другими учебными предметами, такими, например, как математика, основы экономических знаний, которые в массовой школьной практике по-прежнему ориентированы на освоение предметных знаний и умений. Традиционное обучение действиям по готовым алгоритмам и схемам в строго определенных учебных ситуациях приводит к тому, что учащиеся 5-9 классов осваивают стереотипное применение способа действия и не способны к решению финансовых кейсов, связанных с повседневной жизнью и личным опытом подростков.

В исследованиях подчеркивается, что финансовую грамотность следует рассматривать как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые человек строит на протяжении своей жизни в соответствии с финансовыми требованиями современного общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами (Рутковская, 2019, с.101).

Таким образом, финансовая грамотность может быть описана через финансовые знания и практические навыки, стратегии действия, мотивы и установки, что вполне соотносимо с личностными, метапредметными и предметными действиями, на которые указывает обновленный ФГОС ООО.

Подходы к описанию структуры и содержания финансовой грамотности

Структура и содержание финансовой грамотности представлено в непривычном для российских учителей формате «Единой рамки компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых» (далее - Единая рамка) (3). Единая рамка - это нечто среднее между требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам и тематическим содержанием рабочей программы по учебному предмету или внеурочному курсу. Единая рамка раскрывает результаты процесса повышения уровня финансовой грамотности, то есть конкретные характеристики, которые приобретает человек для решения повседневных финансовых задач.

В Единой рамке выделено 4 предметных области в содержании финансовой грамотности на основе принципа MECE (Mutually Exclusive Collectively Exhaustive - взаимно исключающие, совместно исчерпывающие):

«Предметная область 1. Деньги и операции с ними

Сущность и функции денег Платежи и покупки Цены на товары и услуги Иностранная валюта Финансовая безопасность Цифровая среда

Предметная область 2. Планирование и управление личными финансами

Доходы и расходы семейного и личного бюджета. Финансовое планирование Личные сбережения Займы и кредиты Финансовая безопасность Цифровая среда

Предметная область 3. Риск и доходность

Инвестирование

Страхование

Предпринимательство

Финансовая безопасность

Цифровая среда

Предметная область 4. Финансовая среда Права и обязанности пользователей финансовых услуг

Финансовые взаимоотношения с государством

Финансовая безопасность

Цифровая среда».

Несомненное достоинство Единой рамки состоит в том, что она четко выделяет в содержании финансовой грамотности 20 тематических разделов, из которых 12 разделов - это самостоятельные темы, распределенные по 4 предметным областям, а разделы «Финансовая безопасность» и «Цифровая среда» имеют так называемый «сквозной» характер, то есть эти разделы включены во все предметные области, но их наполнение различается и обусловлено спецификой содержания каждой предметной области. Такое описание содержания финансовой грамотности позволяет обеспечить единый подход к финансовому образованию на всех его уровнях и в то же время гибко варьировать степень сложности и глубину изучения каждой темы, а также набор компетенций, предметных учебно-познавательных и учебно-практических действий в зависимости от психолого-возрастных особенностей и образовательных потребностей учащихся.

Таким образом, в настоящее время теоретическим основанием для проектирования содержания рабочих программ, тематического планирования, уроков или внеурочных занятий по финансовой грамотности в основной школе являются выделенные в Единой рамке тематические разделы, распределенные по предметным областям.

Учитель выполняет сам детализацию предметной тематики в зависимости от года обучения (в диапазоне с 5-го по 9-й классы), формата обучения (уроки или внеурочные занятия), объема обучения (количество учебных часов) и образовательных потребностей и особенностей учащихся.

Подходы к описанию образовательных результатов в области финансовой грамотности

Кроме описания структуры и содержания финансовой грамотности, в Единой рамке сформулированы по каждому тематическому разделу три группы образовательных результатов:

1) Осведомленность, знания и понимание

2) Умения, навыки и поведение

3) Личные характеристики и установки (включая уверенность и мотивацию).

Несмотря на отсутствие прямого соответствия между группами образовательных

результатов, которые указаны в Единой рамке, и группами образовательных результатов (личностными, метапредметными и предметными), требования к которым устанавливает обновленный ФГОС ООО, они, безусловно, «отвечают духу» методологии системно-деятель-ностного подхода, положенного в основу современных требований к образовательному процессу в основной школе.

Огромную практическую ценность для учителя имеет такой значимый ориентир в Единой рамке, как описание образовательных результатов в области финансовой грамотности на двух уровнях - базовом и продвинутом.

Рассмотрим, как это сделано, на примере тематического раздела «Цены на товары и услуги».

В группе «Осведомленность, знание и понимание» указаны следующие результаты освоения учащимися содержания данного раздела:

«Знать, что одни и те же товары или услуги могут иметь разную цену в разных местах, в разное время и у разных продавцов» - базовый уровень;

«Понимать, что цены отражают целый ряд факторов, включающих конкуренцию между различными поставщиками, а также наличие альтернативных товаров» - продвинутый уровень.

В группе «Умения, навыки и поведение» результаты освоения учащимися содержания данного раздела сформулированы следующим образом:

«Уметь сравнивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой» - базовый уровень;

«Уметь делать выбор товаров и услуг с учетом их цен, качества товара и конкурентных предложений» - продвинутый уровень.

Наконец, в группе «Личные характеристики и установки (включая уверенность и мотивацию)» указаны такие результаты:

«Быть мотивированным на сравнение цен при покупке повседневных товаров и их покупку по приемлемой для себя цене» - базовый уровень;

«Быть мотивированным на приобретение товаров и услуг на основе оптимального сочетания их цены и важных для себя качеств» - продвинутый уровень.

Рассмотрим, чем отличаются представленные пары результатов по каждой группе тематического раздела «Цены на товары и услуги»? Сравнение образовательных результатов, описанных в Единой рамке на базовом и

продвинутом уровнях, показывает, что в основе их различения лежит способность учащихся переносить финансовые термины и понятия в контексты, имеющие отношение к реальной жизни, в том числе использовать финансовые знания для принятия личных финансовых решений в конкретных жизненных ситуациях. Уровни достижения учащимися образовательных результатов в области финансовой грамотности различаются не по сложности финансовых знаний и умений как таковых, а по способности учащихся применять их для решения жизненных задач, переносить в жизненные ситуации.

Несмотря на особенности формата Единой рамки, данное в ней описание результатов соответствует подходу к описанию планируемых образовательных результатов, реализованному в примерной основной образовательной программе основного общего образования и примерных рабочих программах по учебным предметам для основной школы.

В целом, Единая рамка представляет собой, на наш взгляд, новый и гибкий инструмент проектирования не только содержания, но и результатов в области финансовой грамотности применительно к широкому кругу учебных предметов и внеурочных курсов, а также на межпредметной основе.

Конкретизация образовательных результатов в области финансовой грамотности для основной школы

Однако, использование Единой рамки в работе учителей основной школы затрудняется тем, что в ней указаны образовательные результаты для учащихся 15-18 лет, в то время как средний возраст учащихся основной школы составляет от 10-11 лет (5 класс) до 14-15 лет (9 класс).

Решение данной проблемы нам видится в том, чтобы конкретизировать и дополнить содержание Единой рамки в части описания целей и состава компетенций, личностных, мета-предметных и предметных учебно-познавательных и учебно-практических результатов, которые осваиваются учащимися на уровне основного общего образования.

В соответствии с психолого-возрастными особенностями учащихся, сущностью самой финансовой грамотности, требованиями обновленных ФГОС ООО и содержанием примерной основной образовательной программой основного общего образования преподавание финансовой грамотности в 5-9 классах должно

обеспечивать, на наш взгляд, достижение следующих целей:

1) формирование базовых понятий финансовой грамотности (труд, обмен, деньги, виды денег, функции денег, семейный бюджет, доходы, расходы, накопление, экономия, сбережение, личный бюджет, финансовый план, банки, вклад, цели открытия вкладов, виды вкладов, кредит, цели получения кредитов, виды кредитов, инвестиции, страхование, страховой полис, налоги, социальные пособия, бизнес, предпринимательская деятельность, бизнес-план) в тесной взаимосвязи с развитием способности подростков управлять внутренними движениями, мотивами и целями своих финансовых поступков;

2) развитие критического мышления подростков, способности решать финансовые задачи в рамках учебных проектов и в повседневных жизненных ситуациях на основе выделения и осмысления проблем, прежде всего, собственных, анализа альтернативных решений (определения не только их финансовых выгод и преимуществ, но и возможных негативных последствий), обоснования выбора решения (действия, модели поведения) конкретными условиями ситуации, установками, интересами, целями;

3) развитие способности выстраивать инициативные, личностные, взаимно ответственные финансовые отношения на основе соблюдения морально-этических норм и установок (быть честным и справедливым, уважать интересы и потребности других людей, проявлять внимание к нуждающимся и оказывать благотворительную, безвозмездную помощь);

4) развитие умений ориентироваться в различных источниках получения финансовой информации, оценивать ее достоверность, сравнивать предложения финансовых услуг и обосновывать свой выбор с учетом особенностей ситуации, в том числе используя официальные данные сайтов Росстата, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, а также информацию сайтов финансовых организаций (банков и страховых компаний);

5) развитие у подростков способов самопознания, самовыражения и самореализации, сотрудничества, учебной самостоятельности в совместной со сверстниками и взрослыми проектной деятельности в области финансовой грамотности.

Обозначенные целевые ориентиры преподавания финансовой грамотности в основной школе помогают учителю выбрать соответствующие предметные области и тематические разделы в Единой рамке, дифференцировать учебный материал по степени сложности в зависимости от класса.

Как показывают наши исследования, значительные трудности у учителей основной школы вызывает конкретизация образовательных результатов (Белорукова, с.75). Ниже представлена разработанная нами система образовательных результатов в области финансовой грамотности для основной школы, построенная на основе интеграции подходов к описанию образовательных результатов, представленных в Единой рамке и в обновленном ФГОС ООО.

Конкретизация образовательных результатов освоения финансовой грамотности для основной школы

Описание образовательных результатов дано с использованием терминологии обновленных ФГОС ООО.

Личностные результаты (личные характеристики и установки):

• мотивация включения подростка в деятельность по управлению личными финансами, принятия ответственности за свои финансовые действия;

• критическое отношение к своему опыту, финансовым знаниям и определение личностно значимых целей изучения финансовых вопросов;

• рефлексия и самооценка повседневных финансовых решений и их последствий, в том числе влияния на взаимоотношения с другими людьми;

• осознание нравственно-этических норм, регулирующих финансовые отношения людей, а также правил безопасного финансового поведения в цифровой среде;

• установки уважительно относиться к труду как источнику доходов человека, принимать ответственность за планирование и распоряжение личными (карманными) деньгами как части семейного бюджета, использовать эффективные стратегии финансового поведения (бережливо расходовать деньги, соблюдать баланс между тратами и накоплениями, быть экономным), уважать интересы других, быть внимательным к потребностям других, оказывать благотворительную, безвозмездную

помощь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации.

Предметные результаты (знание и понимание, как грамотно использовать в конкретных жизненных ситуациях):

• базовые финансовые понятия (деньги, функции денег, валюта, валютный курс, доходы, расходы, личный финансовый план, семейный бюджет, экономия, накопление, сбережения, инвестиции, банковский процент, инфляция, налоги, социальные пособия, финансовые риски, предпринимательская деятельность, права покупателей);

• финансовые продукты (банковский счет, банковская карта, вклад, кредит, кредитная карта, страховой полис, инвестиционные продукты и др.);

• финансовые документы (чеки, счета, квитанции об оплате, договоры);

• риски, связанные с ситуациями финансового мошенничества, и мер предосторожности, защиты от финансовых афер.

Метапредметные результаты (умения и поведение):

• анализировать и оценивать преимущества и негативные финансовые последствия финансового решения с различных позиций, учитывая различные установки, интересы, цели, жизненные контексты (сравнение различных стратегий управления личными финансами, видов и условий открытия вкладов, получения кредита, инвестирования, страхования, выбор и обоснование надежности финансовой организации для приобретения финансовых продуктов);

• распознавать в текстах финансовую информацию (в том числе, в рекламе, квитанциях, счетах, банковских договорах), выражать и обосновывать собственные мысли, оценочные суждения в письменной форме, определять области согласия и расхождения мнений при обсуждении различных вариантов финансовых решений и действий;

• критически относиться к информации, анализировать ее в различных финансовых контекстах (новостные сообщения, объявления о купле-продаже, информация об условиях оплаты труда при устройстве на работу, тексты рекламных буклетов);

• оценивать финансовые проблемы, выбирать и обосновывать финансовые решения с учетом конкретных обстоятельств, близких и/или понятных жизненному опыту подростков 11-15 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сравнивать и оценивать стратегии финансового поведения (финансовые цели и способы их достижения), выстраивать эффективные стратегии собственного финансового поведения;

• аргументировать собственную позицию в совместной работе со сверстниками над проектами, требующими приобретения и использования финансовых знаний и практических навыков;

• выполнять предметные действия из области финансовой арифметики: вести учет личных финансов, планировать свои доходы и расходы, подсчитывать доходы и расходы, вычислять банковские проценты по вкладам и кредитам, подсчитывать налоговые отчисления, переводить одну валюту в другую, пользоваться онлайн-калькуляторами на сайтах финансовых организаций;

• принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия по управлению финансами для реализации жизненных целей и планов, личностно и социально значимых для подростков 11-15 лет, в том числе на перспективу (выбор стратегий накопления для продолжения образования, будущей пенсии, выбор карьеры, обеспечивающей финансовое благосостояние).

На основе данного описания системы образовательных результатов в области финансовой грамотности учитель основной школы сможет самостоятельно распределить результаты по годам обучения, подготовить на его основе обучающие материалы и задания к урокам или внеурочным занятиям.

Общая характеристика дидактических условий достижения образовательных результатов в области финансовой грамотности

Преподавание финансовой грамотности требует от учителя основной школы не только понимания целей, содержания и образовательных результатов, но и особенностей дидактических условий, благоприятных для «взращивания» функциональной грамотности учащихся.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся основной школы наиболее эффективным способом формирования финансовой грамотности представляется вовлечение подростков в работу с проектными задачами, построенными на понятных и близких им жизненных ситуациях, выполнение «живых» учебных и социальных проектов, в которых

подростки учатся инициативно и ответственно решать финансовые проблемы, учитывая широкий контекст ситуации и выстраивая отношения сотрудничества с другими.

Финансовая грамотность дает подросткам возможность понять, что их жизнь - это тоже проект, их собственный, уникальный и неповторимый, за который они несут ответственность. Их финансовое благосостояние во многом зависит от того, умеют ли они уже сегодня расставлять приоритеты, обдумывают ли, чего они хотят достичь на разных этапах своей жизни, какие средства считают для этого приемлемыми, а какие - недопустимыми и почему, понимают ли, какие действия надо начать совершать для достижения желаемого? Важно обсуждать с подростками, что они считают перспективными проектами своей жизни на этапе обучения в школе, после окончания школы и дальше? Что они понимают под жизненным успехом?

Финансовая грамотность не может формироваться вне широких социальных контекстов и понимания подростками более общих вопросов: «Как относиться к нуждающимся и страдающим людям? В чем проявляется сочувствие и сострадание? Предполагает ли социальная защита со стороны государства активность самих людей, которым помогают?». Деньги проверяют дружбу людей, любовь, уважение интересов других, готовность оказать безвозмездную помощь, пожертвовать часть своих средств. Кто-то из учащихся может обнаружить в себе милосердие и отзывчивость, а кого-то собственные выбранные решения удивят «наоборот».

Подростки учатся ориентироваться в реальном взрослом мире, где надо постоянно делать выборы в пользу одного, отказываясь от другого, в том числе, отличая важное от срочного, желаемое от необходимого, то, что требуется сейчас, от того, что можно перенести на отдаленную перспективу. В этом новом для подростков мире отсутствует привычная для них однозначность: одно и то же финансовое решение может быть оптимальным для одних людей с их установками, интересами и целями, и совсем не подходящим - для других.

Важно помочь подросткам, осваивающим финансовую грамотность, превратить свое финансовое поведение в специальный, как бы со стороны увиденный предмет анализа и самооценки для последующего улучшения. Учащиеся «переоткрывают» для себя понимание

повседневных финансовых вопросов, применяют привычное знание и знакомые практические навыки в непривычных контекстах, решая финансовые задачи, которые требуют приобретения новых финансовых знаний, их интеграции, поиска и использования дополнительных данных, обоснования альтернативных решений с учетом конкретных жизненных обстоятельств. Определяя свои приоритеты в ситуациях решения жизненных финансовых задач, анализируя с помощью учителя основания своего выбора, подростки познают и развивают самих себя.

Наконец, следует учитывать и еще одно важное условие: финансовая грамотность формируется только во взаимосвязи с другими видами функциональной грамотности - читательской (анализ финансовой информацией), математической (выполнение финансовых расчетов), цифровой (использование цифровых финансовых инструментов), поддерживается ими и сама поддерживает их развитие.

Заключение

Проведенный нами анализ подходов к формированию структуры и содержания финансовой грамотности показывает, что мы имеем дело с новой предметной областью в содержании основного общего образования, развивающий потенциал еще только раскрывается в педагогической теории и практике.

В настоящее время созданы необходимые условия для реализации в основной школе требований обновленного ФГОС ООО к формированию финансовой грамотности, а именно: описаны цели, выделено и структурировано предметное содержание, конкретизированы образовательные результаты для базового и продвинутого уровней.

Формирование финансовой грамотности в основной школе может быть реализовано различным образом - от самостоятельного курса внеурочной деятельности или курса дополнительного образования детей до изучения отдельных тем в структуре учебных предметов, интеграции в темы учебных предметов, как курс, наконец, как модуль программы воспитательной работы.

Литература

1. Приказ Министерства просвещения России № 287 «Об утверждении ФГОС ООО» (2021). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. (2017). http ://static.government.ru/

3. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых (2021). https://моифинансьI.рф/materials/edinaya-ramka-kompetenrij-po-finansovoj-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/

4. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (2019). http://skiv.instrao.ru/content/board1/

5. Авдеенко, Н., Денищева, Л., Краснянская, К., Михайлова, А., Пинская М. (2018). Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI в. в практику российских школ. Вопросы образования. Educational Studies Moscow, № 4, 282-304.

6. Басюк, В., Ковалева, Г. (2019). Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты. Отечественная и зарубежная педагогика. Т. 1, № 4 (61), 13-33.

7. Белорукова, Е. (2019). Современные подходы к повышению квалификации учителей в области формирования и оценки функциональной грамотности школьников. Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: материалы II Международных педагогических чтений, Минск, АПО, 73-78.

8. Ковалева, Г., Рутковская, Е., Колачев, Н., Баранова, В. (2021). Динамика результатов оценки финансовой грамотности российских учащихся в международном исследовании PISA. Отечественная и зарубежная педагогика, Т. 2, 5 (79), 41-59.

9. Ковалева, Г. (2019). Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности. Вестник образования России, 16, 49-52.

10. Ковалева, Г. (2017). Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст. Отечественная и зарубежная педагогика, Т. 1, 2, 31-44.

11. Рутковская, Е., Половникова, А. (2020). Оценка и формирование финансовой грамотности: модели заданий и их развитие. Отечественная и зарубежная педагогика, Т. 2, 2 (70), 24-41.

12. Рутковская, Е. (2019). Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий. Отечественная и зарубежная педагогика, 1, 4 (61), 98-111.

References

1. Order of the Ministry of Education of Russia No. 287 «On approval of the Federal State Educational Standard of LLC» (2021). Retrieved: 04/06/2022 http ://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

2. Strategy for improving financial literacy in the Russian Federation for 2017-2023 (2017). Retrieved: 04/06/2022 http ://static.government.ru/

3. Unified Competence Framework for Financial Literacy for Children and Adults (2021). Retrieved: 04/06/202 https://моифинансьI.рф/materials/edinaya-ramka-kompetencii-po-finansovoi-gramotnosti-dlya-shkolnikov-i-vzroslyh/

4. Project «Monitoring the formation of functional literacy of students» (2019). Retrieved: 04/06/2022 http://skiv.instrao.ru/content/board1/

5. Avdeenko, N., Denishcheva, L., Krasnyanskaya, K., Mikhailova, A., Pinskaya M. (2018). Creativity for Everyone: Implementing 21st Century Skills Development. into the practice of Russian schools. Questions of education. Educational Studies Moscow, no. 4, 282-304. (In Russian).

6. Basyuk, V., Kovaleva, G. (2019). Innovative project of the Ministry of Education «Monitoring the formation of functional literacy»: main directions and first results. Domestic and foreign pedagogy. T. 1, No. 4 (61), 13 - 33. (In Russian).

7. Belorukova, E. (2019). Modern approaches to improving the qualifications of teachers in the field of formation and evaluation of the functional literacy of schoolchildren. Continuing Education of Teachers: Achievements, Problems, Prospects: Materials of the II International Pedagogical Readings, Minsk, APO, 73 - 78. (In Russian).

8. Kovaleva, G., Rutkovskaya, E., Kolachev, N., Baranova, V. (2021). Dynamics of the results of assessing the financial literacy of Russian students in the international PISA study. Domestic and foreign pedagogy, vol. 2, no. 5 (79), 41-59. (In Russian).

9. Kovaleva, G. (2019). What every teacher needs to know about functional literacy. Russian Education Bulletin, No. 16, 49 - 52. (In Russian).

10. Kovaleva, G. (2017). Financial literacy as a component of functional literacy: an international context. Domestic and foreign pedagogy, vol. 1, no. 2, 31-44. (In Russian).

11. Rutkovskaya, E., Polovnikova, A. (2020). Assessment and formation of financial literacy: task models and their development. Domestic and foreign pedagogy, vol. 2, no. 2 (70), 24-41. (In Russian).

12. Rutkovskaya, E. (2019). Financial literacy as a component of functional literacy: approaches to the development of educational tasks. Domestic and foreign pedagogy, vol. 1, no. 4 (61), 98-111. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.