Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / функциональная грамотность / программа финансовой грамотности / курс финансовой грамотности / financial literacy / functional literacy / financial literacy program / financial literacy course

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крушинский Ник Константинович, Емельянова Ирина Евгеньевна, Абдуев Магомед Хаважиевич

Статья посвящена разбору программ финансовой грамотности, существующие на данный момент для образования преподавателей, населения и детей. Обобщению программа для выявления основных модулей для курса финансовой грамотности. Актуализации проблемы методологической базы курса финансовой грамотности для высшего учебного заведения. Согласно запросу общества и государства, в стране необходимы курсы финансовой грамотности, которые разрабатывают разные структуры: банки, независимые образовательные организации, онлайн-платформы для обучения различным навыкам, вузы. Но для подготовки компетентного педагога необходимы курсы в высшем учебном заведении, чтобы сформировать компетенции у преподавателя финансовой грамотности. Для полного системного подхода необходимо учитывать все модули функциональной грамотности, чтобы все приобретаемые навыки на курсе финансовой грамотности были востребованы и необходимы. Основной категорией обучения должны быть студенты педагогического образования, нацеленные для преподавания в школе или СПО. Представленные в статье результаты доказывает актуальность модулей для курса финансовой грамотности в вузе для обучения преподавателей основам финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крушинский Ник Константинович, Емельянова Ирина Евгеньевна, Абдуев Магомед Хаважиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of financial literacy programs that currently exist for the education of teachers, the public and children. A generalization program to identify the core modules for a financial literacy course. Updating the problem of the methodological basis of a financial literacy course for a higher educational institution. According to the request of society and the state, the country needs financial literacy courses that are developed by different structures: banks, independent educational organizations, online platforms for teaching various skills, universities. But to prepare a competent teacher, courses at a higher educational institution are necessary to develop the competencies of a financial literacy teacher. For a complete systematic approach, it is necessary to take into account all modules of functional literacy, so that all the skills acquired in the financial literacy course are in demand and necessary. The main category of training should be students of pedagogical education aimed at teaching at school or secondary vocational education. The results presented in the article prove the relevance of modules for a financial literacy course at a university for training teachers in the basics of financial literacy.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

- навыки управления рисками: понимать, какие риски связаны с различными финансовыми решениями, и учиться их минимизировать;

- навыки долгосрочного планирования: понимать важность планирования на долгосрочную перспективу и как это может помочь в достижении финансовых целей;

- навыки использования доступных ресурсов для получения необходимой информации о финансовых продуктах, инструментах: изучать и использовать различные источники информации, такие как книги, статьи, блоги и курсы, чтобы получить новые знания и навыки в области финансов.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что ведущими компетенциями преподавателя, в том числе, преподавателя ФГ являются [4]:

1. Знание предмета: преподаватель должен обладать глубокими знаниями в своей области, чтобы быть в состоянии передать эти знания своим учениками.

2. Умение общаться: преподаватель должен уметь общаться с учениками на понятном и доступном языке, чтобы обеспечить понимание материала.

3. Навыки преподавания: преподаватель должен иметь навыки преподавания, такие как планирование уроков, использование различных методов обучения и оценка успеваемости учеников.

4. Терпение и настойчивость: преподаватель должен быть терпеливым и настойчивым, чтобы помочь ученикам преодолеть трудности в обучении.

5. Эмпатия: преподаватель должен понимать потребности и интересы учеников, чтобы адаптировать учебный процесс к их потребностям.

6. Организационные навыки: преподаватель должен уметь организовать свой рабочий день и учебный процесс, чтобы обеспечить эффективное обучение учеников.

Литература:

1. Современные вызовы и тренды в повышении финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг / сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции (28 октября 2022 г., г. Уфа), посвященной 90-летию Института развития образования Республики Башкортостан / отв. ред. Е.Р. Ковлясова. - Уфа: Первая типография, 2022.-246 с.

2. Шибаев, С.Р Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения / С.Р. Шибаев, Ю.А. Шадрина // Финансы и кредит. -2015. - № 24 (684). - С. 27-28

3. Кодекс финансово грамотного человека [Электронный ресурс], https://rostsber.ru/about/

4. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» [Электронный ресурс], -https://fmc.hse.ru/

5. Финансовая грамотность - содействие в создании кадрового потенциала учителей методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности // Мониторинг результатов обучения педагогов [Электронный ресурс]: фингpaмoтнocтьвшкoлe.pф/page/41

6. Сергеева, Т.Ф. Особенности подготовки учителя к формированию финансовой грамотности обучающихся / Т.Ф. Сергеева В.А. Кальней // Вестник РМАТ. -2015. - №4. - С. 77.

Педагогика

УДК 378

аспирант Крушииский Ник Константинович

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент заведующая кафедрой теории и

методики образовательной деятельности Емельянова Ирина Евгеньевна

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва);

старший преподаватель кафедры теории и технологии

социальной работы Абдуев Магомед Хаважиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена разбору программ финансовой грамотности, существующие на данный момент для образования преподавателей, населения и детей. Обобщению программа для выявления основных модулей для курса финансовой грамотности. Актуализации проблемы методологической базы курса финансовой грамотности для высшего учебного заведения. Согласно запросу общества и государства, в стране необходимы курсы финансовой грамотности, которые разрабатывают разные структуры: банки, независимые образовательные организации, онлайн-платформы для обучения различным навыкам, вузы. Но для подготовки компетентного педагога необходимы курсы в высшем учебном заведении, чтобы сформировать компетенции у преподавателя финансовой грамотности. Для полного системного подхода необходимо учитывать все модули функциональной грамотности, чтобы все приобретаемые навыки на курсе финансовой грамотности были востребованы и необходимы. Основной категорией обучения должны быть студенты педагогического образования, нацеленные для преподавания в школе или СПО. Представленные в статье результаты доказывает актуальность модулей для курса финансовой грамотности в вузе для обучения преподавателей основам финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, функциональная грамотность, программа финансовой грамотности, курс финансовой грамотности.

Annotation. The article is devoted to the analysis of financial literacy programs that currently exist for the education of teachers, the public and children. A generalization program to identify the core modules for a financial literacy course. Updating the problem of the methodological basis of a financial literacy course for a higher educational institution. According to the request of society and the state, the country needs financial literacy courses that are developed by different structures: banks, independent educational organizations, online platforms for teaching various skills, universities. But to prepare a competent teacher, courses at a higher educational institution are necessary to develop the competencies of a financial literacy teacher. For a complete systematic approach, it is necessary to take into account all modules of functional literacy, so that all the skills acquired in the financial literacy course are in demand and necessary. The main category of training should be students of pedagogical education aimed at teaching at school or secondary vocational education. The results presented in the article prove the relevance of modules for a financial literacy course at a university for training teachers in the basics of financial literacy.

Key words: financial literacy, functional literacy, financial literacy program, financial literacy course.

Введение. С введением «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на2017 - 2023 годы» (Далее - Стратегия) образовательными организациями были организованы программы повышения квалификации с подтверждающим документом, онлайн-курсы без сертификата и финансовые игры, которые не имеют общей методологической основы, затрагивая только разные темы без углубления в них или, наоборот, углубление в одну тему. Для изучения финансовой грамотности педагогам для преподавания необходимо искать учебные планы, учебные программы, рассматривать разные учебники для подготовки занятий, но и анализировать изменения в современном мире. Отсутствие четких стандартов не позволяет определить компетенции педагога, который будет преподавать финансовую грамотность, поэтому проанализировав разные образовательные программы и рассмотрев все темы финансовой грамотности на базовый уровень мы можем расставить наиболее важные темы для изучения педагогам для преподавания курса финансовой грамотности [16].

Изложение основного материала статьи. В современной школе вырос интерес к функциональной грамотности школьников, которая включает в себя математическую и финансовую грамотность. В обычные уроки математики, обществознания были внедрены темы финансовой грамотности, а в некоторых школах определили для социально-экономических классов курс финансовой грамотности.

Поэтому в высших образовательных организациях необходимо внедрить формирование у педагогов компетенций преподавания финансовой грамотности, то есть создать курс с методической основой, на котором будут формироваться компетенции преподавания финансовой грамотности.

Финансовая грамотность входит в перечень функциональной грамотности по данным ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», где разрабатывался общий подход к формированию и оценке функциональной грамотности [19].

Функциональная грамотность - это способность человека применять знания, умения и навыки для решения повседневных задач в различных сферах жизни. Она включает в себя навыки чтения, письма, счета, решения проблем, общения на родном и иностранных языках, компьютерной грамотности и других. Функционально грамотный человек способен критически мыслить, эффективно общаться, справляться с различными ситуациями и работать в команде [18].

Школьники с развитой функциональной грамотностью обычно обладают следующими характеристиками:

1. Способность к критическому мышлению. Они умеют анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать выводы на основе фактов.

2. Умение решать проблемы. Такие школьники способны находить нестандартные решения задач и преодолевать трудности.

3. Коммуникативные навыки. Они умеют эффективно общаться с другими людьми, слушать и понимать их точку зрения.

4. Работа в команде. Они могут сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей и уважать мнение других членов команды.

5. Адаптивность. Такие ученики способны быстро приспосабливаться к новым условиям и требованиям.

6. Компьютерная грамотность. Они знакомы с основными принципами работы с компьютерами и другими электронными устройствами.

7. Грамотность в естественных науках. Они знают основы физики, химии, биологии и других наук, необходимых для повседневной жизни.

Рассмотрим наиболее известные программы финансовой грамотности населения, действующие в РФ (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее известные программы финансовой грамотности населения, действующие в РФ

Название программы Описание

«Специальные курсы по финансовой грамотности» от Высшей школы экономики [10]. Формат: Онлайн (Материалы текстовые с методическими рекомендациями, рабочая тетрадь). Описание: Обучение состоит из: - основы страхования, включая рекомендации о том, как использовать страхование для защиты своих интересов в отношении сохранения имущества, доходов и здоровья; - использование банков без финансовых рисков и с максимальной выгодой для себя; - фондовый рынок; - создание собственного бизнеса.

«Управление личными финансами» от Coursera [11]. Формат: Онлайн (видеоуроки и тесты). Описание: Обучение состоит из: 1. Страховой и инвестиционный капитал. 2. Инвестиционные операции. 3. Основные финансовые вычисления. 4. Портфель: формирование и управление им.

«Эффективное управление личным и семейным бюджетом» от Альфа-Опыт [18]. Формат: Онлайн. Описание: Обучение состоит из: 1. Планирование бюджета. 2. Дополнительный доход. 3. Расходы и оптимизация. 4. Подушка безопасности. 5. Банковские услуги.

«Финансовая грамотность» от 4BRAIN. Формат: Онлайн (текст).

Описание:

Обучение состоит из:

1. Денежные операции.

2. Планирование и учет финансов.

3. Финансовыеинституты.

4. Инвестиции.

5. Накопления.

«Азбука финансов» от Формат.

Лекториума [1]. Онлайн (видео).

Описание:

Обучение состоит из:

1. Семейный бюджет.

2. Финансовый план.

3. Инвестиционные инструменты.

4. Эффективность вложений.

«Финансовая грамотность от Формат:

А до Я» от «Финам» [13]. Онлайн (Видео).

Описание:

Обучение состоит из:

1. Финансовыйплан.

2. Личный и семейный бюджет.

3. Финансовое воспитаниедетей.

4. Инвестиции.

5. Кредиты.

«Основы финансов для Формат:

молодежи» от Онлайн (видео и тесты).

Новосибирского Описание:

государственного Обучение состоит из:

университета [4]. 1. Личныефинансы.

2. Бытовые финансы.

3. Глобальные финансы.

4. Финансовые институты.

5. Корпоративные финансы.

«Основы финансовой Формат:

грамотности» от Zillion [5]. Онлайн.

Описание:

Обучение состоит из:

1. Финансовый бюджет.

2. Планирование расходов.

3. Сбережения.

4. Инвестиции.

5. Безопасность.

«Эффективное управление Формат:

личными финансами» от Онлайн.

GeekBrains [19]. Описание:

Обучение состоит из:

1. Анализировать расходы и доходы.

2. Снижать расходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Риски и безопасность.

«Финансовая грамотность» Формат:

от платформы «Открытое Онлайн.

образование» [15]. Описание:

Обучение состоит из:

1. Издержки и затраты финансовых ресурсов.

2. Налоговые вычеты.

3. Доходы физлиц.

4. Финансовые продукты.

«Личные финансы и Формат:

инвестиции: как вложить Онлайн (Видео и тесты).

деньги без ошибок» от Описание:

Нетологии [2]. Обучение состоит из:

1. Инвестиции.

2. Личные финансы: бюджет, расходы и доходы.

3. Активное и пассивное инвестирование.

4. Акции, облигации.

5. Путь инвестора и его основные ошибки.

«Финансовая грамотность» Формат:

от Skillbox [14]. Онлайн.

Описание:

Обучение состоит из:

1. Бюджет: расходы и доходы.

2. Финансовый план, стратегия.

3. Накопления,вкладыидепозиты.

4. Налоговый вычет.

5. Ипотека.

«Онлайн-курс по финансам» Формат:

от Irs. Academy [3]. Онлайн (Вебинары и видеоуроки).

Описание.

Обучение состоит из:

1. Сбережения.

2. Банки.

3. Страхование.

4. Ипотека, аренда.

«Снижение финансовых Формат: Онлайн.

рисков. Эффективные Описание:

приемы безопасности» от Обучение состоит из:

Lectera. 1. Финансовая безопасность.

2. Вклады, депозиты - всё о банках.

3. Рынокценныхбумаг.

4. Криптовалюта.

5. Мошенничество и способы защиты.

6. Страховой договор.

«Финансовое здоровье» от Формат: Онлайн.

Национального центра Описание:

финансовой грамотности [16]. Обучение состоит из:

Общая по всем темам финансовой грамотности.

35 индивидуальных тренировок.

Диагностика финансового «здоровья».

Текстовые материалы.

Чат поддержки.

СБЕР КУРСЫ ПО Формат: Онлайн.

ФИНАНСОВОЙ Описание:

ГРАМОТНОСТИ [9]. Обучение состоит из:

1. Инвестиции.

2. Личные финансы.

3. Банковские карты.

4. Налоги.

5. Цифровые финансы.

6. Исламская экономика.

Курсы финансовой грамотности не имеют общей концепции и методологической базы, так как разные курсы предлагают разный набор модулей, которые объединяют все темы под саму «финансовую грамотность».

После анализа программ финансовой грамотности выделяем следующие темы, которые должны быть в модуле финансовой грамотности в высшем учебном заведении:

1. Личные доходы, расходы, сбережения.

2. Система государственного страхования.

3. Финансовые институты и финансовые продукты.

4. Мошенничество и безопасность.

5. Налогоображение.

6. Инвестиции.

При этом основой создания курса финансовой грамотности является учебник Гаджиева Н.Г., Коноваленко С.А., О.В. Скрипкина «Основы финансы грамотности», в которую входят большинство тем финансовой грамотности, и требует дополнения [6].

Выводы. Завершая исследование, мы отметили, что большинство программ ориентированы на онлайн обучение разных слоев населения, а не педагогов высшего учебного заведения, что говорит, что не будет компетентных преподавателей финансовой грамотности, так как нет методологически разработанного курса в высшем учебном заведении по финансовой грамотности для преподавателей за исключением специализированных высший учебных заведений: экономических, управленческих.

Таким образом, проведя сравнительный анализ программ финансовой грамотности, учебных материалов мы можем выделить основные модули финансовой грамотности, чтобы внедрить их в курс «основ финансовой грамотности» для студентов высших образовательных учреждений.

Опираясь анализ онлайн-программ, мы разработаем курс финансовой грамотности в рамках Московского финансово-промышленного университета «Синергия», проведя эксперимент значимости и возможности курса «Основы финансовой грамотности».

Литература:

1. «Азбука финансов» от Лекториума: сайт. - URL: https://4brain.ru/finance/ (дата обращения 15.12.2023)

2. «Личные финансы и инвестиции: как вложить деньги без ошибок» от Нетологии: сайт. - URL: https://gb.ru/?utm_source=aff&utm_medium=cpa&utm_campaign=aff_cpa_cityads&ut (дата обращения 15.12.2023).m_content=EloLQk&utm_term=9drZ20YlfPZ6diV (дата обращения 15.12.2023)

3. «Онлайн-курс по финансам» от Irs. Academy: сайт. - URL: https://irs.academy/kurs_finansov (дата обращения 15.12.2023)

4. «Основы финансов для молодежи» от Новосибирского государственного университета: сайт. - URL: http://osnovi-finansov.ru/course/about/ (дата обращения 15.12.2023)

5. «Основы финансовой грамотности» от Zillion: сайт. - URL: https://freetutorials.ru/courses/651-osnovy-finansovoj-gramotnosti (дата обращения 15.12.2023)

6. Основы финансовой грамотности: учебник / Н.Г. Гаджиев, С.А. Коноваленко, О.В. Скрипкина [и др.]; под общ. ред. Н.Г. Гаджиева. - Москва: ИНФРА-М, 2023.

7. РАНХиГС сайт: - URL: https://uriu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/fmansovayagramotnost.php?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referr er=google.com (дата обращения 15.12.2023)

8. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». - КонсультантПлюс: сайт. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/ (дата обращения: 15.12.2023)

9. Сбер курсы по финансовой грамотности: сайт. - URL: https://finance.sberuniversity.ru/ (дата обращения 15.12.2023)

10. «Специальные курсы по финансовой грамотности» от Высшей школы экономики: сайт. - URL: https://fmc.hse.ru/special (дата обращения 15.12.2023)

11. «Управление личными финансами» от Coursera: сайт. - URL: https://www.coursera.org/courses (дата обращения 15.12.2023)

12. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года": сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 15.12.2023).

13. «Финансовая грамотность от А до Я» от «Финам»: сайт. - URL: https://education.finam.ru/all-courses/ (дата обращения 15.12.2023)

14. «Финансовая грамотность» от Skillbox сайт. - URL: https://skillbox.ru/course/finance/ (дата обращения 15.12.2023)

15. «Финансовая грамотность» от платформы «Открытое образование»: сайт. - URL: https://openedu.ru/course/spbu/BAKALAVR/ (дата обращения 15.12.2023)

16. «Финансовое здоровье» от Национального центра финансовой грамотности: сайт. - URL: https://wellf.ru/course/ (дата обращения 15.12.2023)

17. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся"": сайт. - URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения 15.12.2023)

18. «Эффективное управление личным и семейным бюджетом» от Альфа-Опыт: сайт. - URL: https://stepik.org/course/4609/promo (дата обращения 15.12.2023)

19. «Эффективное управление личными финансами» от GeekBrains: сайт. - URL: https://gb.ru/courses/1053 (дата обращения 15.12.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Ксенофонтова Алла Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант Паршина Алена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Функциональная грамотность выступает одним из ключевых качеств современного человека, которое определяет успешность и эффективность его деятельности в любой сфере. Феномен функциональной грамотности интегрирует в себе набор ключевых компетенций, «гибких» навыков, универсальных умений. Исследование функциональной грамотности актуализировано не только со стороны общества, но и со стороны государства в аспекте требований ФГОС к обучающемуся, освоившему образовательную программу. Новая личностная характеристика требует тщательного изучения. В данной статье рассмотрены модели функциональной грамотности, выступающие концептуальным основанием понимания педагогической сущности исследуемого феномена. Первая модель функциональной грамотности описана с позиций основных подходов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Вторая модель - базируется на перспективах развития ключевых навыков будущего концепции «Компас обучения 2030». Третья - национальная российская модель функциональной грамотности, обеспечивающая понимание триады «знания+навыки+установки». Четвертая модель описана отечественными педагогами учеными и включает в себя идею отработки умения применять полученные знания на практике. Таким образом, исследование позволяет сформировать общую картину развития функциональной грамотности на основе ведущих современных подходов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, модели функциональной грамотности, ключевые компетенции, компетенции будущего, универсальные компетенции.

Annotation. Functional literacy is one of the key qualities of a modern person, which determines the success and efficiency of his activities in any field. The phenomenon of functional literacy integrates a set of key competencies, "soft" skills, and universal skills. The study of functional literacy has been updated not only by society, but also by the state in terms of the requirements of the Federal State Educational Standard for a student who has mastered the educational program. A new personality characteristic requires careful study. This article discusses models of functional literacy, which serve as a conceptual basis for understanding the pedagogical essence of the phenomenon under study. The first model of functional literacy is described from the perspective of the main approaches of the Program for International Student Assessment (PISA). The second model is based on the prospects for the development of key skills of the future of the "Learning Compass 2030" concept. The third is the national Russian model of functional literacy, which provides an understanding of the triad of "knowledge + skills + attitudes". The fourth model is described by domestic teaching scientists and includes the idea of developing the ability to apply acquired knowledge in practice. Thus, the study allows us to form a general picture of the development of functional literacy based on leading modern approaches.

Key words: functional literacy, functional literacy models, key competencies, competencies of the future, universal competencies.

Введение. Современное общество на данном этапе стоит перед лицом глобальных изменений, связанных с масштабной цифровизацией, расширением влияния виртуального мира на все сферы жизнедеятельности человека, развитием искусственного интеллекта, множественными социально-экономическими и политическими трансформациями.

Все эти изменения преобразовывают наш мир и взгляд на него, обуславливают необходимость переосмысления значимых образовательных целей и компетенций, необходимых для развития школьников и студентов.

Понятие функциональной грамотности, начиная с 1965 года, когда впервые был поднят вопрос об определении данного понятия, расширялось с годами, совершенствовалось и уточнялось, включая в свою структуру новые навыки и компетенции, которыми должен обладать человек для «соответствия разнообразным требованиям современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.