Педагогика
УДК 378.4
старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ТЕХНОПАРКА
УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В статье актуализируется проблема сопровождения учителей, в т.ч. будущих учителей, при решении ими задач цифровой трансформации образования. Для этого следует использовать возможности цифровой среды технопарка универсальных педагогических компетенций, прежде всего для освоения учителями сквозных цифровых технологий. Создание технопарков универсальных педагогических компетенций в педагогических вузах страны объединяет общая цель: предоставление будущим и нынешним педагогам возможности непрерывного профессионального развития. В статье представлены варианты использования технопарка Нижегородского государственного педагогического университета для сопровождения учителей информатики и технологии. Представлен опыт проведения на базе университетского технопарка дисциплин, проектно-технологической практики. Особое внимание уделяется использованию в образовании технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Рассмотрены возможности технопарка в организации ранней профориентации на педагогические направления подготовки. Проанализированы возможности проведения различных мастер-классов, образовательных интенсивов для учителей информатики и технологии. Приведены примеры мастер-классов по освоению технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, робототехники, Интернета вещей. При этом используются возможности IT кластера технопарка универсальных педагогических компетенций.
Ключевые слова: сопровождение, технопарк универсальных педагогических компетенций, сквозные цифровые технологии, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность.
Annotation. The article updates the problem of accompanying teachers, including future teachers, as they solve the problems of digital transformation of education. To do this, it is necessary to use the capabilities of the digital environment of the technology park of universal pedagogical competencies, primarily for teachers to master end-to-end digital technologies. The creation of technology parks for universal pedagogical competencies in the country's pedagogical universities is united by a common goal: providing future and current teachers with the opportunity for continuous professional development. The article presents options for using the technology park of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University to accompany teachers of computer science and technology. The experience of conducting disciplines, design and technological practice on the basis of the university technology park is presented. Particular attention is paid to the use of artificial intelligence, virtual and augmented reality technologies in education. The possibilities of the technology park in organizing early career guidance in pedagogical areas of training are considered. The possibilities of conducting various master classes and educational intensives for computer science and technology teachers are analyzed. Examples of master classes on mastering the technology of artificial intelligence, virtual and augmented reality, robotics, and the Internet of things are given. At the same time, the capabilities of the IT cluster of the technology park of universal pedagogical competencies are used.
Key words: accompaniment, technology park of universal pedagogical competencies, end-to-end digital technologies, artificial intelligence, virtual reality, augmented reality.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации государственного задания на проведение научных исследований № 073-03-2023-029 от 27.01.2023 г. (с изменениями от 03.11.2023 г.) по теме «Методология проектирования единой системы научно-методического
сопровожденияучителей технологического профиля (физика, информатика, технология) в условиях непрерывного
образования»
Введение. Проблеме сопровождения профессиональной деятельности учителя посвящены многочисленные исследования. Авторы статьи [1] отмечают, что понятие «сопровождение» появилось в педагогической науке в процессе поиска путей гуманизации современного образования и связано с учетом наличия субъектных качеств у объектов педагогического воздействия. Исследователи выделяют важные вопросы сопровождения: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, помощь в конструировании и реализации плана. Важное значение проблема сопровождения учителей, в т.ч. будущих учителей, имеет при решении ими задач цифровой трансформации образования. В статье [3] представлена модель методического сопровождения учителей в условиях цифровой образовательной среды. Монография [8] посвящена сопровождению будущих бакалавров педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды вуза.
Сегодня при решении задач цифровой трансформации образования педагогические вузы используют потенциал создаваемых в них технопарков универсальных педагогических компетенций, являющихся высокотехнологичным образовательным пространством университетов. Роль технопарков в опережающей подготовке учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред, к использованию перспективных цифровых технологий обсуждается в статьях [4, 11].
IT кластер технопарка универсальных педагогических компетенций включает лаборатории искусственного интеллекта, создания робототехнических систем, виртуальной и дополненной реальности, 3D моделирования. Здесь созданы все условия как для подготовки будущих учителей к работе в аналогичных высоко технологических средах, так и для качественного сопровождения нынешних учителей, прежде всего учителей информатики и технологии. Роль технопарков в подготовке будущих учителей информатики рассматривается в статье [5].
В Нижегородском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка по профилю «Информатика и Технология». Проанализируем возможности технопарка универсальных педагогических компетенций для подготовки высококвалифицированных специалистов по данному профилю. Сегодня значительно возрастает роль дисциплин «Информатика» и «Технология» в технологическом образовании современных школьников. Н.Н. Самылкина, анализируя вклад курса информатики в реализацию технологического профильного обучения в старшей школе [13], отмечает, что инженерная подготовка осуществляется не менее семи лет, и поэтому начинать эту подготовку необходимо еще в школе, формируя у обучающихся инженерное мышление. Автор подчеркивает, что при выборе обновленного содержания информатики для информационно-технологических классов необходимо учитывать, что это содержание должно относиться к одному или нескольким направлениям сквозных цифровых технологий, реализуемых в рамках
Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Необходимость опережающей подготовки учителей информатики к освоению сквозных цифровых технологий (СЦТ) обосновывается в статьях [10, 12]. Роль технопарков в освоении СЦТ переоценить сложно.
С 2022 г. во всех педагогических вузах России введено Ядро высшего педагогического образования. Знакомство будущих учителей с перспективными цифровыми технологиями на базе технопарка универсальных педагогических компетенций следует начинать при изучении дисциплин коммуникативно-цифрового модуля, включая проектно-технологическую практику. Затем освоение СЦТ можно продолжить в рамках предметно-методических модулей.
Сопровождение работающих учителей информатики на базе технопарка осуществляется через повышение квалификации по сквозным цифровым технологиям; мастер-классы по искусственному интеллекту, Интернету вещей, робототехнике, виртуальной и дополненной реальности; разработку методических рекомендаций по использованию современного оборудования и программного обеспечения.
Сегодня значительно меняются и требования к учителю технологии. В общеобразовательном курсе технологии появились такие темы, как понятие техносферы; технологии представления, преобразования и использования информации; алгоритмы и базовые алгоритмические структуры; основы логики; программирование роботов; модели и моделирование; современные информационные технологии; компьютерная графика и др. Это делает актуальным совершенствование профессиональных компетенций нынешних учителей и повышения качества подготовки будущих учителей технологии с использованием высокотехнологичного оборудования технопарков.
Цель статьи - рассмотреть возможности сопровождения нынешних и будущих учителей технологического профиля на базе цифровой среды технопарка универсальных педагогических компетенций.
Изложение основного материала статьи. Цифровая среда технопарков универсальных педагогических компетенций, создаваемых в педагогических вузах страны, включает различное высокотехнологическое оборудование (шлемы виртуальной реальности, очки дополненной реальности, системы позиционного трекинга, компьютеризированные швейные машинки, 3 D-принтеры, различные робототехнические наборы), которое можно эффективно использовать для сопровождения учителей информатики и учителей технологии.
Знакомство с возможностями технопарка универсальных педагогических компетенций будущих учителей начинается на первом курсе в дисциплинах коммуникативно-цифрового модуля. В Мининском университете все первокурсники изучают дисциплину «Современные информационные технологии». Один из разделов дисциплины - «Сквозные цифровые технологии». Студенты знакомятся с технологиями искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, с робототехникой и сенсорикой. При освоении технологий акцент делается на их возможностях для образования. Теорию про сквозные цифровые технологии студенты изучают с помощью МООК по дисциплине, размещенного на портале открытого образования Мининского университета. Используется модель «перевернутого класса», описанная в статье [7]. Лабораторные работы проводятся в IT кластере технопарка универсальных педагогических компетенций, в лабораториях искусственного интеллекта, создания робототехнических систем, виртуальной и дополненной реальности.
Лаборатория виртуальной и дополненной реальности оснащена стационарными и автономными VR шлемами, очками дополненной реальности, камерами для съемки в формате 3600. Будущие учителя информатики и технологии на лабораторных занятиях в VR/AR лаборатории осваивают необходимое оборудование, в VR шлемах «посещают виртуальные музеи», участвуют в виртуальных реконструкциях, с помощью VR-тренажера «собирают компьютер», на виртуальной кухне «готовят различные блюда», выполняют несложное программирование виртуальной реальности с помощью отечественного конструктора Varwin Education. При знакомстве с редактором студенты сначала просматривают готовые приложения, созданные в Varwin, а затем пробуют самостоятельно создать собственное небольшое приложение.
Освоение сквозных цифровых технологий продолжается в рамках другой дисциплины коммуникативно-цифрового модуля - «Технологии цифрового образования». Осуществляется более глубокое погружение в темы использования искусственного интеллекта, интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности, робототехники в образовании в качестве объекта изучения и средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
В освоении сквозных цифровых технологий будущими педагогами важная роль отводится учебной практике. Она также проходит на базе университетского технопарка. Студенты фотографируют оборудование технопарка, описывают его в разделе «Описание базы практики». Например, в лаборатории робототехники они учатся собирать и программировать роботов, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером. Одна из основных задач практики - выполнение индивидуального задания по разработке цифровых образовательных ресурсов. Примеры тем индивидуальных заданий на практике: разработка голосовых помощников учеников и учителей, разработка экспертных систем, создание различных чат-ботов, веб-квестов на основе технологии VR, создание дополненной реальности для учебников по информатике и технологии, создание виртуальных экскурсий и музеев и т.п.На втором курсе в рамках коммуникативно-цифрового модуля будущим учителям предлагаются на выбор дисциплины «Основы искусственного интеллекта» и «Машинное обучение».
Приведем примеры дисциплин предметно-методического модуля для профиля «Информатика», которые используют возможности университетского технопарка. Это: «Иммерсивные технологии в образовании», «Виртуальная и дополненная реальность», «Искусственный интеллект в образовании», «Программирование на Python». При освоении данных дисциплин студенты рассматривают возможности применения СЦТ в школьных курсах информатики на базовом и углубленном уровнях, в рамках элективных дисциплин, дополнительного образования.
О новых подходах к изучению школьной информатики в условиях цифровой трансформации общества пишут Л.Л. Босова [2], Н.Н. Самылкина [13]. Авторы отмечают необходимость включения изучения СЦТ в курс информатики, особенно, в углубленный курс. Например, в УМК «Поляков К. Ю., Еремин Е.А. Информатика. 11 класс» включено несколько тем, связанных с искусственным интеллектом. Сегодня разработаны примерные рабочие программы для изучения искусственного интеллекта в рамках элективных курсов по информатике.
Подготовка будущих учителей к обучению СЦТ школьников в рамках предметов информатики и технологии, а также в рамках дополнительного образования детей в Мининском университете осуществляется в цифровой среде технопарка. Например, в статье [9] рассматривается организация дополнительного образования школьников в области сквозных цифровых технологий. Выпускники бакалавриата Мининского университета по направлению подготовки «Информатика и Технология», а также магистратуры «Цифровая педагогика» успешно трудятся в школах, лицеях, детских технопарках «Кванториум», выполняя роль тьюторов в своих организациях по использованию высоко технологического оборудования. При этом они используют технопарк университета. Некоторые выпускники ведут элективные курсы, связанные со сквозными цифровыми технологиями, занимаются исследовательской деятельностью со школьниками. Преподаватели университета оказывают консультирование и сопровождение.
Назовем дисциплины предметно-методического модуля для профиля «Технология», которые должны изучаться на базе технопарка универсальных педагогических компетенций. Это: «Инженерная и компьютерная графика», «Материаловедение и новые материалы», «Мехатроника и робототехника», «Передовые производственные технологии», «ЗО-моделирование и прототипирование», «Системы автоматизированного проектирования технологических процессов». Например, в текстильной мастерской технопарка используются компьютеризированные швейные машинки Minerva DecorExpert; вышивальные машины Brother Innov-is V3 SE, оверлок Brother. И в других лабораториях технопарка используется самое современное оборудование.
Также на базе технопарка проводятся различные хакатоны по программированию, соревнования по робототехнике, киберспорту. Следует отметить особые задачи технопарка универсальных педагогических компетенций в организации ранней профориентации школьников на педагогические направления подготовки, в т. ч. на направление «Информатика и Технология»: развитие интереса школьников к разнообразной познавательной и творческой деятельности в цифровой среде; проведение профессиональных проб на различные ИТ-специальности в рамках проекта «Билет в будущее»; включение в студенческие образовательные события и мероприятия.
Для учителей проводятся курсы повышения квалификации, тренинги, образовательные интенсивы. Например, во время образовательных интенсивов в лаборатории VR/AR учителя информатики знакомятся с видами образовательного VR-контента, с примерами образовательных VR-приложений отечественных разработчиков, создают VR-приложения с использованием Varwin Education, разрабатывают приложение дополненной реальности, позволяющее визуализировать учебник по информатике. На мастер-классах по образовательной робототехнике учителя технологии собирают модели робототехнических систем, разрабатывают программы для моделирования действий системы, реализовывают свои проекты на оборудовании технопарка. Цель мастер-класса «Интернет вещей»: показать приемы моделирования простого устройства и создания системы умного дома, управления им. На образовательных интенсивах по искусственному интеллекту изучаются кейсы успешного применения ИИ в образовании, проводится практическая работа по использованию сервисов с элементами искусственного интеллекта. При проведении курсов повышения квалификации по искусственному интеллекту для учителей информатики глубоко изучается язык программирования Python, разрабатывается проект по использованию технологий ИИ.
Выводы. Создание технопарков универсальных педагогических компетенций в педагогических вузах страны объединяет общая цель: предоставление будущим и нынешним педагогам возможности непрерывного профессионального развития и как следствие, улучшение качества образования на всех его уровнях. В статье представлены варианты использования технопарка Мининского университета для подготовки нынешних и будущих учителей информатики и технологии. Возможности технопарка Мининского университета, несомненно, будут способствовать успешной реализации проекта «Школа педагогической инженерии и инженерного мышления» [6], ставящего задачу подготовки педагога-профессионала нового поколения (STEAM-педагога), обладающего компетенциями в области реализации междисциплинарного и метапредметного подходов, использования технологических решений в процессе познания и преобразования мира. Именно таким нам видится учитель информатики и технологии. А для его сопровождения в условиях непрерывного образования следует использовать возможности цифровой среды технопарка универсальных педагогических компетенций.
Литература:
1. Алексеев, C.B. Сопровождение профессионально-педагогической деятельности учителя: понятийное поле и сущностные характеристики / C.B. Алексеев, С.А. Ускова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. -С. 3807-3811
2. Босова, Л.Л. О новых подходах к изучению школьной информатики в условиях цифровой трансформации общества / Л.Л. Босова // Информатика в школе. - 2022. - №4. - С. 5-14
3. Вьюн, Н.Д. Организационно-технологический аспект реализации модели методического сопровождения педагогов / Н.Д. Вьюн, И.П. Тихоновецкая // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17-18 ноября 2022 г. - М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. - 2022. - С. 23-38
4. Галустов, А.Р. Технопарк универсальных педагогических компетенций в структуре подготовки будущих учителей / А.Р. Галустов, С.К. Карабахцян // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №8-3. -С. 48-50
5. Горбунов, H.A. Роль и место технопарка универсальных компетенций и педагогического технопарка «кванториум» в подготовке будущего учителя информатики / H.A. Горбунов, Р.М Чудинский // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. -2022. - С. 70-76
6. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№2. - С. 8.
7. Кондаурова, Т.И. Особенности подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях технопарка университета / Т.И. Кондаурова, Н.Е. Фетисова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2022. - №4 (37). - С. 196-199
8. Круподерова, Е.П. Организация «перевернутого обучения» с помощью МООК / Е.П. Круподерова, К.О. Тимофеева, С.А. Бобров // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-3. - С. 158-160
9. Круподерова, Е.П. Проектирование цифровой образовательной среды для подготовки будущих педагогов: монография / Е.П. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 124 с.
10. Круподерова, Е.П. Организация дополнительного образования школьников в области сквозных цифровых технологий / Е.П. Круподерова, С.Д. Попенко, А.Д. Попенко // Педагогический вестник. - 2023. - № 26. - С. 55-58
11. Круподерова, K.P. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / K.P. Круподерова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238
12. Ледовская, Т.В. Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК) / Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин // Преподаватель XXI век. - 2022. - №4-1. -С. 75-87
13. Самерханова, Э.К. Технологии искусственного интеллекта: новые возможности в опережающей подготовке педагога / Э.К. Самерханова // В сборнике «Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород, 2021. - С. 132-136
14. Самылкина, H.H. Вклад курса информатики в реализацию технологического (инженерного) профиля обучения на уровне среднего общего образования / H.H. Самылкина // Образ действия. - 2023. - Вып. 2 - «Реализуем ФГОС ОО. Инженерно-технологическое образование. Лучшие практики». - С. 141-150
Педагогика
УДК.378
аспирант Крушинский Ник Константинович
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (Университет «Синергия») (г. Москва); старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Абдуев Магомед Хаважиевич ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доктор педагогических наук, доцент Хаджиев Сайдхасан Магомедович
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации финансовой грамотности: компетенции преподавателя финансовой грамотности, основным компетенциям финансово грамотного человека, отечественным и зарубежным практикам. В силу того, что в настоящее время финансовая грамотность будет реализована в общеобразовательные предметы необходим компетентные преподаватели, поэтому анализ компетенций преподавателя, как предпосылка к реализации финансовой грамотности. Для полного системного подхода необходимо учитывать качество преподаваемых материалов для формирования компетенций преподавателей финансовой грамотности. Основной категорией граждан для реализации программы являются учителя школ, преподаватели высших учебных заведений и студенты, которые в дальнейшем станут преподавателями финансовой грамотности. Представленные в статье результаты доказывает актуальность программы финансовой грамотности по повышению компетенций у преподавателей финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое образование, междисциплинарный подход, финансовая компетентность преподавателя.
Annotation. The Article is about the problem of implementation of financial: the competence of a financial literacy teacher, the basic competencies of a financially literate person, domestic and foreign practices. According to the fact that at present financial literacy will be implemented in general education subjects, competent teachers are needed, therefore, an analysis of the teacher's competencies is a prerequisite for the implementation of financial literacy. For comprehensive system approach it's necessary to take into account the quality of the materials taught to develop the competencies of financial literacy teachers. The main category of citizens for the implementation of the program are school teachers, teachers of higher educational institutions and students who will later become teachers of financial literacy. The results presented in the article prove the relevance of the financial literacy program to improve the competencies of financial literacy teachers.
Key words: financial literacy, financial education, interdisciplinary approach, financial competence of the teacher.
Введение. Финансовая грамотность (далее - ФГ) населения и возможности её формирования со стороны социальных государственных институтов, собственно финансовых структур стала важной и актуальной темой для любого развитого государства.
В России в 2017 году приняли «Стратегию повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.». Данный программный документ показал особую значимость, которую придают этой проблеме в нашей стране.
Это связано с тем, что все больше людей начинают понимать, что управление своими финансами является ключом к успеху в жизни. Управление финансами и умение пользоваться финансовыми институтами позволяет людям принимать обоснованные решения о том, как тратить свои деньги, как сберегать их и как инвестировать.
В настоящий момент, на начало третьего тысячелетия XXI века, в России уже есть несколько программ ФГ, которые доступны для всех желающих.
Финансовая грамотность (ФГ) - это совокупность знаний, навыков и установок, необходимых для принятия разумных финансовых решений и достижения индивидуального финансового благополучия [2].
ФГ включает в себя совокупность следующих умений и навыков:
- умение управлять личными финансами,
- планировать бюджет,
- принимать осознанные инвестиционные решения,
- знать и уметь грамотно пользоваться различными финансовыми продуктами, которые постоянно возникают на финансовом рынке,
-уметь оценивать финансовые риски [1].
Изложение основного материала статьи. Повышение ФГ населения является одним из приоритетных направлений деятельности государства. В рамках реализации «Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.» планируется проведение различных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности граждан, включая образовательные программы, информационные кампании, развитие финансовых технологий и т.д. [2].
В то же время, стало очевидным, что успех эффективной реализации данной Стратегии_невозможен без компетентных кадров, прежде всего, преподавательских, которые будут осуществлять работу с детьми и молодёжью, гражданами страны.
Рассмотрим какие компетенции необходимы для осуществления преподавательской деятельности.
Компетенции преподавателя - это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Компетенции преподавателя включают в себя предметные компетенции (знание преподаваемого предмета), методические компетенции (умение разрабатывать и применять эффективные методы обучения), коммуникативные компетенции (навыки общения со студентами и коллегами), педагогические компетенции (владение педагогическими технологиями), а также компетенции в области самообразования и саморазвития (готовность к постоянному обновлению своих знаний и навыков).
Преподавателю финансовой грамотности необходимо иметь глубокие знания в области экономики, финансов, банковского дела и инвестиций. Это поможет ему доступно объяснить сложные концепции и предложить практические решения для учащихся.
Навыки коммуникации: успешный преподаватель должен обладать отличными коммуникативными навыками для эффективного общения с учащимися. Они должны уметь объяснять сложные темы простым и понятным языком, а также быть готовыми ответить на вопросы учащихся и вовлечь их в дискуссию.