Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / ПРОБЛЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Приданова Елена Владимировна

В статье обоснована необходимость адаптации материала курса философии для студентов музыкальных вузов. Учитывая различие логически-понятийного и образно-символического мышления, а также специфику художественного типа личности, автор формулирует ряд особенностей пре- подавания философии в музыкальном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PHILOSOPHY TEACHING TO STUDENTS OF A MUSICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the necessity to adapt the philosophy course material for students of musical higher education institutions is proved. Considering distinction of logic and conceptual and figurative and symbolical thinking, and also specifics of art type of the personality, the author formulates a numberof features of philosophy teaching in a musical higher education institution.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА»

© Приданова Е. В., 2012

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ СТУДЕНТАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

В статье обоснована необходимость адаптации материала курса философии для студентов музыкальных вузов. Учитывая различие логически-понятийного и образно-символического мышления, а также специфику художественного типа личности, автор формулирует ряд особенностей преподавания философии в музыкальном вузе.

Ключевые слова: преподавание, философия, музыкальный вуз, образно-символическое мышление, художественный тип личности, проблемно-деятельностное обучение.

Музыка все же причастна миру духов, и я не поручусь за полную ее благонадежность в делах человеческого разума.

Т. Манн

Вопрос о соотношении и взаимодействии искусства и философии как особых видов духовной деятельности человека до сих пор остается открытым. Настоящие размышления о специфике преподавания философии в музыкальном вузе призваны внести еще один поворот в этот ставший уже традиционным сюжет.

С гносеологической точки зрения, и в философии, и в искусстве познание мира осуществляется посредством мышления, но, как известно, это мышление различно: логически-понятийное в первом случае и образно-символическое — во втором. Одной из существенных характеристик мышления является схватывание внутренних структур и связей объекта познания. В философском тексте познание объекта осуществляется с помощью формально-логических компонентов мышления, которые «организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст» [7]. В своей практике музыкант-исполнитель имеет дело с музыкальным текстом, который необходимо «расшифровать» и «оживить» за счет нахождения и выражения смысла музыкальных «слов»-интонаций, вычитываемого из контекста целого комплекса других выразительных средств. Иными словами, в музыкальном произведении необходимо уловить «множество связей и вариантов в многозначном контексте».

Отсюда возникает специфическая трудность в восприятии и понимании музыкантом философских текстов. При несомненной полезности такого рода практики для общего развития мышления она является одновременно в чем-то противоположной обычной исполнительской деятельности музыканта, вызывая у последнего психологическое затруднение, а порой и страх. Главная задача преподавателя философии в такой ситуации — правильно расставить акценты. Необходимо так выстроить процесс обучения, чтобы из него становилось ясно, что чтение философских текстов и исполнение музыкальных произведений требуют сходного практического навыка — умения понимать чужой текст, чем бы он ни являлся по своей форме, а также тем или иным образом интерпретировать его. Тогда развитие образно-символического мышления в процессе музыкальной деятельности будет гармонично дополняться совершенствованием логически-понятийного при занятиях философией.

Конечно, глобальная задача развития и совершенствования мышления студента стоит не только перед преподавателем философии музыкального вуза. По словам С. В. Борисова, «философствование [играет] для человека такую же роль, какую спортивная игра выполняет для развития мускульно-двигательной системы. Главное, из чего следует исходить, — это то, что философское образование должно быть развивающим, исследовательским или, точнее, образованием и обучением в форме исследования» [2, с. 6]. Сравнивая две современные концепции философской пропедевтики (культурно-информационный и проблемно-деятельностный1), этот же автор приходит к выводу о несомненной ценности второго метода обучения.

Проблемно-деятельностный метод обучения опирается на одно из общих свойств философии и искусства — творческое начало — и поэтому может оказаться весьма эффективным

средством обучения музыкантов философии. Сущность метода заключается в моделировании проблемной ситуации (например, в специально написанном или уже имеющемся «провоцирующем мысль» тексте), вызывающей желание высказаться, попытаться разрешить проблему путем философской рефлексии. С. В. Борисов, апробировавший данную модель в учебных заведениях Челябинска, а также М. В. Телегин [8], работающий в Москве по системе «Философия для детей» американского философа и педагога М. Липмана, опираются при этом на эвристический диалог сократовского типа. В результате подобной деятельности учащиеся знакомятся с философией как бы «изнутри», «сталкиваются с новыми представлениями и идеями в ходе философского диалога прежде, чем они будут изложены преподавателем и изучены» [2, с. 213].

Сложность метода обусловлена тем, что его применение требует от преподавателя не только хорошей эрудиции и совершенного владения материалом, но и практических умений ведения диалога, включая элементы психологической подготовки, позволяющие осуществлять мудрое направляющее руководство мыслью учащегося. Оптимальным в данном случае был бы вариант преподавателя-философа, имеющего, по словам М. Мамардашвили, «некий личный опыт, личный, пройденный... путь испытания, которое он пережил, узнал и дифференцировал в философских понятиях, воспользовавшись для этого существующей философской техникой» [4, с. 14], то есть своеобразный опыт выхода в трансцендентное.

Кроме того, в рамках современных стандартов образования этот метод предпочтительнее применять на семинарских занятиях в комбинации с традиционным культурно-информационным методом чтения лекционного курса. Несомненно, исторический подход в изложении философских проблем полезен для развития культурных представлений музыканта, поскольку позволяет еще раз обратиться к истории культуры — этой поистине живой «среды обитания» творческой личности. Изучив историю исполнительства на своем инструменте, историю музыки в целом, студент консерватории получает возможность взглянуть на этот процесс иными глазами, на новом уровне, осваивая такие предметы, как философия и эстетика.

Итак, развитие мышления и обогащение культурного потенциала студента представляются двумя важнейшими задачами, стоящими перед преподавателем философии в музыкальном вузе. Для того, чтобы это освоение стало успешным, необходимо учитывать, что студент консерватории является представителем так называемого художественного типа личности. Его характеристики изучал в своих экспериментальных исследованиях В. П. Морозов. В частности, он отмечает, что «один из важнейших аспектов, отличающих художественный тип от мыслительного, лежит в сфере эмоционального отношения индивида к окружающему миру: для "мыслителя" характерно доминирование рационально-рассудочного отношения, а для художника — высокий уровень эмоционального сопереживания на все явления и воздействия окружающего мира» [6, с. 88-89]. Представители художественного типа личности отличаются высоким уровнем «эмоционального» слуха, то есть «способностью... к восприятию эмоциональной окраски, интонации и выразительности голоса в речи и пении» [5, с. 164]. Таким образом, один из уровней оценки лекционного материала студентами консерватории неизбежно связан с невербальными аспектами коммуникации, что заставляет преподавателя внимательно относиться не только к тому, что было сказано, но и к тому, как это было преподнесено.

Еще одним методическим нюансом являются наглядные средства обучения. Поскольку представители художественного типа личности с трудом воспринимают сложную вербальную информацию на слух, целесообразно каким-либо образом иллюстрировать лекционный материал. Это могут быть приемы «визуализации» и конкретизации материала — обращение к метафоре, примеры из художественной практики, использование в учебном процессе видеоряда (например, цикла передач телеканала «Культура» — «Афинская школа»). Хорошим вариантом представляется обращение к схемам, позволяющим структурировать и легче запоминать материал. Весьма экзотична, но не лишена рационального зерна идея использовать для этих целей комиксы. Так, А. Княжицкий — заведующий кафедрой методики преподавания русского языка, литературы и мировой художественной культуры Московского института открытого образования — считает комикс «уникальным образовательным инструментом». По его мнению, «скепсис по отношению к развлекательным направлениям комикса нередко заставляет забыть о главном: именно он открыл и продолжает открывать методы чередования текстовой и визуальной информации с целью облегчить ее усвоение... К примеру, великий американский автор Уилл Айснер начинал как создатель приключенческих серий для газет, а потом использовал наработки оттуда в посо-

биях для армейского технического журнала. Он до сих пор с гордостью вспоминает слова одного механика, встреченного во время командировки в «горячую точку»: «Так ты тот парень, который рисует инструкции? Спасибо. От всей души. Можешь считать, что не раз спас меня. А то пока разберешь, что там понаписали эти инженеры в своих сопроводиловках...» [3]. Любопытными, хотя и неоднозначными, представляются в этой связи комиксы профессора, доктора философских наук Российского университета дружбы народов В. В. Ванчугова (художник Г. Мурышкин), определяющего свою позицию как философская эксцентрика (опубликованы впервые в научно-популярном журнале «Парадокс» в 2011 году).

В качестве альтернативы приемлем и метод, предложенный Л. Алексеевой [1] в качестве первой ступени освоения философского учения (на примере Платона). Она пишет: «первая задача по организации учащихся включает в себя выявление модели, рисунок пещеры (работа с текстом). В этой работе существенна точность зарисовки. Исходная задача по отношению к данному тексту ставилась следующим образом: нарисуйте пещеру. Направленность данной задачи очевидна — чтобы нарисовать пещеру, надо выделить в мифе основные понятия, которые и войдут в рисунок. Это тем более важно, что в мифе заложен набор различений, которые должны быть отражены в рисунке. При экспериментальной проверке вопроса, может ли данная задача служить для организации полипроцессуальной ситуации, мы получили следующее: работа с рисунком должна строиться путем проблематизации вводимых в него изображений и определением значимости отдельных фрагментов (например, в ходе зарисовки у учащихся возникали следующие вопросы: имеет ли значение, куда смотрит платоновский узник — на ширму или на стену (обращенность); имеет ли ограничения стена; как зарисовать соотношение «верх-низ», вводимое в тексте, и имеет ли оно значение; отличается ли свет солнца от света костра; зачем вводится не только соотношение «вещей и теней», но и «звука и эхо»). Это означает, что ситуация включает в себя как минимум два процесса: вычерпывания содержания из текста — понимание; анализ понятого и определение его места — аналитическая работа». Это задание, предложенное Л. Алексеевой детям, может быть трансформировано в работе со студентами в создание воображаемой визуальной картины, например, что также потребует включения описанных выше мыслительных процессов.

Наконец, важен сам отбор материала для изучения: наиболее актуальными для студентов консерватории в курсе философии представляются философская антропология, этика, аксиология, гносеология и социальная философия, на которых, вероятно, и должен быть сделан акцент при изучении той или иной философской системы.

Намеченные в данной статье решения далеко не являются исчерпывающими. Они призваны спровоцировать поиск в данном направлении, еще раз заострить внимание на проблеме бытия философии в современном мире, проблеме соотношения ее с другими формами духовной деятельности и, конечно, на проблеме ее преподавания.

Примечания

1 Культурно-исторический подход ориентирован на подключение учащихся к историко-философской культуре, языку и текстам классических работ. Он заложен в трудах И. Канта, Г. Гегеля и является основным в системе современного образования (см. работы Д. А. Гусева, А. Л. Доброхотова и др.). Проблемно-деятельностный подход предполагает активное вовлечение учащихся в решение интеллектуальных проблем. Этот метод анализируется в работах М. Бубера, X. Гадамера, А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили, X. Ортеги-и-Гассета. См.: [2, с. 8].

Литература

1. Алексеева Л. Организация понимания философского текста//Кентавр. 1998. №20.

2. Борисов С. «Человек философствующий». Исследование современных моделей философской пропедевтики. М., 2005.

3. Комикс в образовании: есть ли польза от дела // Народное образование. 2002. №9 (1322).

4. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

5. Морозов В. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.

6. Морозов В. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., 1994.

7. Сиротюк А. Обучение детей с разным типом мышления. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.komi.com/Baby/Psychologist/Literature/Sirotuk/01.html. Дата обращения: 01.02.2009.

8. Телегин М. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2006.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

© Одинокое М. Ю., 2012

ЭТЮД-КАРТИНА РАХМАНИНОВА (ОР.39 №6): К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Автором предлагается проблемно-сопоставительный анализ Этюда-картины Сергея Рахманинова ля минор ор.39 №6 в контексте современного состояния исполнительской интерпретации. В качестве исходной позиции рассматриваются трактовки произведения самим композитором (1921, 1925 годы), а также жанровые особенности рахманиновского текста. Предложенный аналитический материал дает возможность поставить актуальные и острые проблемы современного фортепианного исполнительства. Ключевые слова: Сергей Рахманинов, Этюд-картина ля минор, современная интерпретация, исполнитель, фортепиано, акустическая и механическая звукозапись.

Интерес к творчеству С. В. Рахманинова в последние десятилетия не только не ослабевает, но и благодаря новым акцентам, демонстрирует многие тенденции современного исполнительского искусства. Фортепианные сочинения композитора активно входят в концертный и конкурсный репертуар пианистов разных стран и поколений. Достаточно назвать самый молодой конкурс им. С. В. Рахманинова в Турции (г. Стамбул), впервые прошедший в апреле 2011 года, чтобы подчеркнуть актуальность наследия композитора для современных молодых исполнителей. В. Махровский (журналист Российской газеты) пишет: «Несмотря на некоторую камерность премьерного мероприятия, организаторы уверены, что конкурс станет ежегодным и со временем приобретет сопоставимый с талантом композитора необходимый размах» [4]. Подобные мероприятия, ставшие уже традиционными, проводятся в России: Первый Всесоюзный, а ныне международный конкурс пианистов им. С. В. Рахманинова; Международный юношеский конкурс им. С. В. Рахманинова в Тамбове; Российский юношеский конкурс им. С. В. Рахманинова в Великом Новгороде. В США также традиционным стал Международный конкурс-фестиваль имени Сергея Рахманинова (Пасадена и Лос-Анджелес). Выступления и победы на этих конкурсах приобретают все большее значение в биографии многих пианистов.

Для слушателей открываются новые имена музыкантов, представляющих оригинальные интерпретации давно известных рахманиновских шедевров. Наряду с отечественными пианистами, записавшими в последнее десятилетие полные собрания фортепианных сочинений Рахманинова, произведения отдельных жанров (Ашкенази, Мацуев, Луганский, Березовский) поклонники великого русского композитора открыли для себя имена зарубежных исполнителей, также представивших масштабные программы и диски рахманиновских сочинений (Howard Shelley, Stephen Hough, Tamas Vasary и др.).

Нельзя не отметить и то, что популярность и популяризация композиторского наследия Рахманинова имеет сегодня значительные коммерческие стимулы. В одном из интервью с Б. Березовским — ярким представителем современного исполнительства — читаем: «...То, что я концертирую с романтическими вещами, связано с тем, что на них есть невероятный спрос. Рахманинов относится к композиторам, чья музыка наиболее активно, что называется, продается» [1].

Дополним приведенные наблюдения еще одним. Существенно увеличилась и — что более важно — качественно изменилась «доля» фортепианных произведений Рахманинова в учеб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.