Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность В. К. Мержанова в Тамбове'

Педагогическая деятельность В. К. Мержанова в Тамбове Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. К. МЕРЖАНОВА / РУССКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ШКОЛА / ШКОЛА МЕРЖАНОВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУРСЫ ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ПИАНИСТОВ ПАМЯТИ С. В. РАХМАНИНОВА В ТАМБОВЕ / ТГМПИ ИМ. С. В. РАХМАНИНОВА / КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО ТГМПИ ИМ. С. В. РАХМАНИНОВА / V. K. MERZHANOV’S PEDAGOGICAL ACTIVITY / RUSSIAN PIANO SCHOOL / V. K. MERZHANOV’S SCHOOL / RACHMANINOV PIANO COURSES IN TAMBOV / TAMBOV STATE MUSICAL PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER S. V. RACHMANINOV / SPECIAL PIANO DEPARTMENT OF TAMBOV STATE MUSICAL PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER S. V. RACHMANINOV

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галушка Вадим Николаевич

Статья посвящена педагогической деятельности в Тамбове народного артиста СССР, профессора Виктора Карповича Мержанова. В год столетия со дня рождения выдающегося пианиста освещается его работа в Тамбове на Международных курсах высшего исполнительского мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова в качестве профессора в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Представлены отдельные индивидуальные особенности его преподавательской деятельности, проявленные в период многолетнего сотрудничества с названным вузом. Рассмотрен вклад В. К. Мержанова в развитие фортепианной педагогики и исполнительства на Тамбовщине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tambov Period of V. K. Merzhanov’s Pedagogical Activity

The article considers the Tambov period of pedagogical activity of the People’s Artist of the USSR, Professor Victor Karpovich Merzhanov. In the year of the outstanding pianist’s centenary, the paper describes his work in Tambov as an artistic director of Rachmaninov Piano Courses, as a Professor at Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov. Original features of his pedagogical style, which manifested themselves during his long-time work at the mentioned higher education establishment, are identified. V. K. Merzhanov’s contribution to the development of piano pedagogy and piano performance in Tambov region is revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность В. К. Мержанова в Тамбове»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2020.1.44

Галушка Вадим Николаевич

Педагогическая деятельность В. К. Мержанова в Тамбове

Статья посвящена педагогической деятельности в Тамбове народного артиста СССР, профессора Виктора Карповича Мержанова. В год столетия со дня рождения выдающегося пианиста освещается его работа в Тамбове на Международных курсах высшего исполнительского мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова в качестве профессора в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Представлены отдельные индивидуальные особенности его преподавательской деятельности, проявленные в период многолетнего сотрудничества с названным вузом. Рассмотрен вклад В. К. Мержанова в развитие фортепианной педагогики и исполнительства на Тамбовщине. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2020/1/44.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 213-216. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2020/1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

1п тетог1ат

УДК 7 Дата поступления рукописи: 14.12.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.1.44

Статья посвящена педагогической деятельности в Тамбове народного артиста СССР, профессора Виктора Карповича Мержанова. В год столетия со дня рождения выдающегося пианиста освещается его работа в Тамбове на Международных курсах высшего исполнительского мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова в качестве профессора в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Представлены отдельные индивидуальные особенности его преподавательской деятельности, проявленные в период многолетнего сотрудничества с названным вузом. Рассмотрен вклад В. К. Мержанова в развитие фортепианной педагогики и исполнительства на Тамбовщине.

Ключевые слова и фразы: педагогическая деятельность В. К. Мержанова; русская фортепианная школа; школа Мержанова; Международные курсы высшего исполнительского мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова в Тамбове; ТГМПИ им. С. В. Рахманинова; кафедра специального фортепиано ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

Галушка Вадим Николаевич, к. пед. н., доцент

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова vgalushka@mail. т

Педагогическая деятельность В. К. Мержанова в Тамбове

Актуальность статьи. В ряду представителей русской фортепианной школы XX века невозможно обойти вниманием фигуру выдающегося советского пианиста и педагога, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Виктора Карповича Мержанова (1919-2012).

В 2019 году российская музыкальная общественность отмечает 100-летний юбилей этого музыканта, мировую известность которому принесли победы в международных конкурсах, концерты в России и многих странах мира, международные мастер-классы, записи, многочисленные ученики. Он работал в составе жюри многих престижных международных конкурсов, преподавал не только в вузах России, но и в музыкальных учебных заведениях Германии и Польши.

Научная новизна статьи. Несмотря на то, что главным направлением своей деятельности Виктор Карпович Мержанов считал работу в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, он стоял у истоков создания кафедры специального фортепиано и в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте им. С. В. Рахманинова. Музыкант долгое время был заведующим кафедрой, а затем работал на ней в качестве профессора. Более того, Виктор Карпович, будучи уроженцем Тамбова, тесно сотрудничал с Тамбовским музыкальным училищем задолго до создания института (1996), участвовал в музыкально-просветительской, концертной, общественной жизни родного города. Однако этот аспект деятельности В. К. Мержанова недостаточно полно отражён в существующих публикациях.

Автору данной статьи посчастливилось в период с 1998 по 2010 гг. работать под руководством Виктора Карповича в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, в том числе и в качестве ассистента в его классе, и лично быть свидетелем его деятельности в конце 90-х - начале 2000-х гг. В настоящее время о школе Мержанова написаны работы его учениками, коллегами, исследователями [1; 2; 6-10]. При этом не только авторы этих публикаций, но и все те, кто учился у Виктора Карповича и работал с ним, вынесли из его уроков что-то особенное, побудившее пересмотреть своё отношение к фортепианной игре. Для автора данной статьи таких открытий было достаточно много. Некоторые из них уже были изложены ранее в публикациях на всероссийских научных конференциях [3-5]. Предлагаемый материал продолжает тему.

Целью статьи является краткое освещение педагогических достижений профессора В. К. Мержанова в Тамбове.

В задачи статьи входит пополнение исторических сведений о деятельности В. К. Мержанова в Тамбове, в том числе через личные воспоминания и впечатления автора, являвшегося непосредственным очевидцем и участником описываемых событий.

Обратимся к имеющимся историческим сведениям. Музыкальная атмосфера Тамбова на этапе становления в городе музыкального образования была создана благодаря интенсивной подвижнической деятельности

талантливых музыкантов - С. М. Старикова, А. А. Полторацкого, М. Н. Реентовича и многих других. Учёба Виктора Мержанова в Тамбове, а впоследствии занятия и общение с выдающимися педагогами Московской консерватории довоенного времени - С. Е. Фейнбергом, А. Ф. Гедике, Г. Г. Нейгаузом и многими другими -дали возможность молодому музыканту получить то лучшее, что существовало тогда в русской фортепианной школе. Впитанное в годы учёбы, а также собственный исполнительский дар пианиста плюс огромный личностный педагогический потенциал - всё это позднее переросло в явление, которое сегодня с полным основанием можно называть школой Мержанова.

История Тамбовского государственного музыкально-педагогического института насчитывает 140 лет. За годы своего существования это учебное заведение пережило ряд реорганизаций - музыкальные классы, музыкальный техникум, музыкальное училище, музыкально-педагогический институт. Виктор Мержанов окончил Тамбовский музыкальный техникум в 1936 году и поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано С. Е. Фейнберга и в класс органа А. Ф. Гедике. Дальнейшая богатейшая биография пианиста не была интенсивно связана напрямую с Тамбовом вплоть до появления в его родном музыкальном учебном заведении проекта под названием «Международные курсы высшего исполнительского мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова» в 1988 году. Возник этот проект в тот период, когда возглавлял училище талантливый, инициативный организатор, директор Тамбовского музыкального училища Александр Сергеевич Базиков (ныне почётный профессор ТГМПИ). Художественным руководителем курсов стал профессор Мержанов. Можно считать, что именно с этого времени начались регулярные контакты Тамбовского музыкального училища с Виктором Карповичем, проходившие до того в большей степени по линии концертной деятельности музыканта.

Более двадцати лет, каждый год, в августе Тамбов на две недели становился центром притяжения пианистов из разных регионов страны и зарубежья, проводились мастер-классы и концерты участников курсов. Ведущими профессорами были В. К. Мержанов, А. А. Александров, Б. А. Львов, А. И. Ведерников, позднее пианист В. А. Гроховский, в расширенном составе курсов музыканты других специальностей - певица Н. Д. Шпиллер, балалаечник А. А. Горбачёв и другие. Директором курсов многие годы была Л. Г. Сухова, ныне профессор кафедры специального фортепиано ТГМПИ, заслуженный работник культуры РФ, доктор педагогических наук.

Ежегодные Международные курсы пианистов стали грандиозным событием для провинциального Тамбова. Курсанты, приезжавшие из различных уголков страны и мира, с огромной заинтересованностью относились к возможности поучиться у мэтров фортепианного искусства, выступить с концертами, а заодно и отдохнуть на природе - все участники жили в живописной загородной зоне.

Следует сказать о том, как работал профессор Мержанов на курсах в Тамбове. Его занятия носили строго регламентированный характер, все курсанты приходили на занятие по расписанию, кроме того, они могли присутствовать на уроках друг у друга, а также в классах других профессоров. Виктор Карпович уже после первых прослушиваний планировал концертные программы, которыми обычно завершались мастер-классы. Это были и сольные концерты самих ведущих профессоров, и сольные концерты наиболее выдающихся участников курсов (часто они являлись одновременно студентами классов ведущих профессоров в Москве). Но обязательно планировались и сборные концерты с участием большинства курсантов. Всё это вызывало огромный интерес широкого круга тамбовчан, на концерты собирались полные залы. Дополнительной мотивацией для слушателей был тот факт, что среди участников мастер-классов присутствовало много иностранных музыкантов из разных уголков мира. Обязательным мероприятием международных мастер-классов было посещение Ивановки - родного и дорогого для Сергея Васильевича Рахманинова места.

Таким образом, педагогические встречи музыкантов в Тамбове на международных курсах высшего исполнительского мастерства пианистов памяти С. В. Рахманинова под руководством В. К. Мержанова стали своеобразной отправной точкой для превращения Тамбова в заметный культурный центр. Используя свои огромные творческие связи, профессора курсов привлекали в Тамбов талантливых студентов со всего мира, а те, в свою очередь, открывали для себя Россию, русскую фортепианную школу и особенно творчество С. В. Рахманинова, ранее остававшееся для них зачастую понятым не в полной мере. Многие иностранцы по окончании курсов признавались, что эти дни в Тамбове самым серьёзным образом повлияли на их мировоззрение и профессиональное становление.

Благодаря подвижнической деятельности директора Тамбовского музыкального училища А. С. Базикова, а также при поддержке руководства города в 1996 году музыкальное училище преобразовалось в Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. Это учебное заведение одним из первых в России стало выпускать студентов, завершивших обучение по программе бакалавриата. С того же времени ведёт отсчёт своего существования кафедра специального фортепиано ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Как отмечается в монографии, посвящённой юбилею ТГМПИ, «в своем нынешнем виде кафедра сформировалась в 2000 г. в результате слияния двух первоначально созданных структур - кафедры, возглавляемой заслуженным деятелем искусств РФ, профессором А. А. Александровым, созданной в 1996 г., и кафедры, возглавляемой народным артистом СССР, профессором В. К. Мержановым, созданной в 1999 г. В этой связи примечателен и тот факт, что первые заведующие кафедрами - профессор А. А. Александров и профессор В. К. Мержанов - были приглашены из РАМ им. Гнесиных и МГК им. П. И. Чайковского, где они возглавляли кафедры специального фортепиано, а профессор МГК им. П. И. Чайковского В. К. Мержанов начинал свою музыкальную карьеру именно в Тамбовском музыкальном техникуме. Этим обусловлена

преемственность как традиций внутри самого учебного заведения, продолжающаяся и сегодня, так и традиций других ведущих музыкальных вузов страны» [9, с. 217].

Кроме А. А. Александрова и В. К. Мержанова, на кафедре работали ведущие специалисты в области фортепианного исполнительства, в частности профессор Б. А. Львов, ведущий в прошлом международные курсы. Впоследствии на кафедре работали заслуженная артистка Республики Таджикистан, профессор Г. А. Иноятова, доктор педагогических наук, профессор Г. М. Цыпин, заслуженная артистка России, профессор И. В. Оси-пова и другие педагоги. Таким образом, Тамбовское музыкальное училище с прочными фортепианными традициями, связанными ранее в большой степени с Саратовской консерваторией им. Л. В. Собинова, за короткое время стало как бы «филиалом» московских вузов - МГК им. П. И. Чайковского и РАМ им. Гнесиных. А в связи с тем, что профессора В. К. Мержанов и Б. А. Львов долгое время преподавали за границей, ТГМПИ стал ещё и центром привлечения иностранных студентов из Китая, Тайваня, Германии и других стран.

Благодаря деятельности Виктора Мержанова большую известность в мире приобрёл Международный юношеский конкурс пианистов им. С. В. Рахманинова, проходивший в Тамбове каждые четыре года с 1994 по 2012 гг. Немалую роль сыграл профессор Мержанов и в восстановлении разрушенной усадьбы Рахманиновых в Ивановке, добившись вместе с другими подвижниками привлечения внимания руководства области к этой проблеме. Он был инициатором создания Всероссийского фестиваля им. С. В. Рахманинова в Тамбове в 1982 г., ставшего ныне Международным. Таким образом, работа на кафедре специального фортепиано в Тамбове стала в некоторой степени естественным продолжением многогранной деятельности Виктора Карповича Мержанова в Тамбове.

Но вернемся к работе профессора Мержанова уже в качестве действующего педагога кафедры специального фортепиано и её заведующего. Продолжая жить в Москве, Виктор Карпович приезжал в Тамбов, как правило, 1-2 раза в месяц на 2-3 дня, доверяя всю остальную работу ассистентам. За это время он успевал полностью и чрезвычайно тщательно проходить программу со студентами (в то время их было около 5-6 человек), проводить прослушивания и заседания кафедры, встречаться с администрацией института по широкому спектру актуальных вопросов в сферах музыкального образования, просвещения и исполнительства.

Было бы большой ошибкой считать, что профессор, будучи уже в достаточно преклонном возрасте, не мог полноценно и энергично заниматься со студентами во время своих приездов. Напротив, бывали случаи, когда молодые студенты не выдерживали рабочего ритма своего профессора и «выдыхались» уже во время уроков, в то время как сам Виктор Карпович не только искренне недоумевал по этому поводу, но и продолжал занятия много часов подряд и с другими студентами, часто без всяких перерывов до позднего вечера. Казалось иногда, что только лишь скорое отправление его ночного поезда в Москву способно было прервать его работу. Такова была удивительная природа этого человека, позволявшая до последних дней жизни сохранять необычайную выносливость и энергию.

Говоря о детальных аспектах педагогической работы в классе профессора Мержанова, следует отметить его неусыпное внимание в исполняемых произведениях к замыслу композитора, характеру и идее музыки, к композиторскому стилю и особенно к тексту сочинений. Характерной чертой прочтения авторского текста для Виктора Карповича Мержанова было преподнесение деталей произведения «крупным штрихом», показ всего, что написал автор, в «преувеличенном» виде. Это объясняло и тяготение к сравнительно небыстрым темпам, и неприятие «спортивной» игры «модных» виртуозов. Такие трактовки были хорошо узнаваемы в игре его студентов и конечно, в его собственной игре, оставляющей впечатление масштабности, глубины и удивительной ясности.

Очень внимательно профессор относился к вопросам выбора аппликатуры - он всегда тщательно проверял её «на себе» многократным проигрыванием. Большое внимание уделялось фразировке и педализации, вопросам «речевого» интонирования на инструменте. Его знаменитая фраза «Музыка должна разговаривать!» неизменно царила практически на всех занятиях профессора.

Но, пожалуй, самым важным аспектом мержановского пианизма была установка на использование так называемой «весовой» игры на рояле, в противоположность «пальцевой» манере исполнения. Этот признак русской фортепианной школы, несомненно, впитанный профессором от своих выдающихся учителей в Московской консерватории, был, пожалуй, одним из основных в воспитании молодых пианистов. Кроме того, такая манера игры на фортепиано утверждалась им на основании собственного огромного исполнительского опыта. Пианист на сцене, по мнению Мержанова, - это ритор, оратор, «говорящий» ясно, ярко и убедительно.

В период работы в Тамбове из класса профессора Мержанова выпустились около десяти человек, и все они в настоящее время успешно работают в Тамбове, Москве, Московской области, Смоленске, Гонконге. Следует сказать, что Виктор Карпович, несмотря на объёмную нагрузку, никогда не отказывал в просьбах прослушать студентов из других классов, в том числе из колледжа и школы.

Подведём итоги изложенному выше. Сегодня, по прошествии семи лет с тех пор, как с нами нет замечательного мастера, заметнее становится то, что он оставил после себя на кафедре, в ТГМПИ, в Тамбове и области. Прежде всего - это принципы следования исполнительским и педагогическим традициям, развиваемым флагманом российского музыкального образования - Московской консерваторией. Данный аспект касается и программы обучения, которая, по настоянию В. К. Мержанова, была взята в своей основе из МГК, и педагогических установок профессора, и критериев оценки качества подготовки.

Нынешний состав кафедры полностью сформирован из педагогов, в той или иной мере лично знавших, работавших и по большей части учившихся у В. К. Мержанова непосредственно. Преемственность этой педагогической линии имеет очень большое значение в наши дни, когда образовательные стандарты подвергаются

регулярным и существенным изменениям. В свете этих событий кафедра считает своей задачей во что бы то ни стало сохранить ту планку профессионального качества, которая держалась с момента основания ныне существующей структуры, поскольку «вымывание» исполнительских и педагогических традиций может произойти очень быстро, а восстановить их будет чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Сегодня очень важно, чтобы на этапах реформ высшего образования не были разрушены принципиальные, основополагающие традиции русской фортепианной школы, которые имеют многолетнюю историю и подтверждены практикой многих выдающихся мастеров фортепианного исполнительства, ярким представителем и пропагандистом которых был Виктор Карпович Мержанов.

В Тамбове вот уже много лет проводится Международный музыкальный фестиваль имени С. В. Рахманинова, функционирует Рахманиновский научно-методический центр, активно пропагандируется творчество Рахманинова, стремительно развивается музей-усадьба композитора в Ивановке под руководством заслуженного работника культуры РФ А. И. Ермакова. Ко всему этому был причастен профессор Мержанов, родившийся в Тамбове и до последних дней своей жизни горячо любивший этот город. И сегодня студенты института им. С. В. Рахманинова имеют возможность прикоснуться к личному роялю профессора, на котором тот играл многие годы и который завещал институту. Эта реликвия, находящаяся в музее истории ТГМПИ, является действующим экспонатом - он звучит в проводимых в музее концертных программах, что также было желанием нашего выдающегося земляка.

Имя Виктора Карповича Мержанова увековечено в Тамбове. Есть улица Мержанова, существуют два учебных заведения, носящих его имя - колледж при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова и Детская музыкальная школа № 2. В этих учебных заведениях учреждены конкурс и фестиваль имени Мержанова. Но самое важное, что в городе сегодня ещё много людей, которые лично знали этого музыканта, учились у него и работали вместе с ним, помнят то, что связано с его педагогической деятельностью в Тамбове. А значит, продолжается линия преемственности школы Мержанова, его идей и принципов, направленных на сохранение и укрепление русских фортепианных традиций.

Список источников

1. Виктор Мержанов. Музыка должна разговаривать: сб. ст. / ред.-сост. Г. В. Крауклис. М.: Московская консерватория, 2008. 320 с.

2. Виктору Мержанову - девяносто!: юбилейный буклет / под ред. М. В. Лидского. М., 2009. 24 с.

3. Галушка В. Н. Виктор Карпович Мержанов - профессор ТГМПИ им. С. В. Рахманинова // Актуальные проблемы современного образования в сфере культуры и искусства: материалы V Всероссийской науч.-практич. конф. (г. Рязань, 28 ноября 2018 г.). Рязань: Рязанский ин-т развития образования, 2018. C. 62-67.

4. Галушка В. Н. Вспоминая уроки профессора В. К. Мержанова // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по материалам XIII Международной научно-практической конференции (г. Тамбов, 17 февраля 2017 г.). Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2017. С. 216-221.

5. Галушка В. Н. На уроках В. К. Мержанова // Проблемы художественного творчества в аспекте исполнительской и педагогической деятельности: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (г. Саратов, 24-25 ноября 2016 г.). Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2017. С. 118-122.

6. Низамутдинова С. М. Виктор Мержанов. Восхождение длиною в жизнь: монография. СПб.: НИЦ АРТ, 2014. 306 с.

7. Низамутдинова С. М. Педагогическое творчество В. К. Мержанова в контексте проблем современного музыкального образования: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2013. 26 с.

8. С. Е. Фейнберг. Материалы. Воспоминания. Статьи: к 125-летию со дня рождения / ред.-сост. В. В. Бунин и М. В. Лидский. Астрахань: Волга, 2015. 248 с.

9. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. От века XIX -к XXI столетию: монография. Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова, 2016. 576 с.

10. Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. Изд-е 2-е, доп. М.: Сов. композитор, 1990. 327 с.

Tambov Period of V. K. Merzhanov's Pedagogical Activity

Galushka Vadim Nikolaevich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov vgalushka@mail. ru

The article considers the Tambov period of pedagogical activity of the People's Artist of the USSR, Professor Victor Karpovich Merzhanov. In the year of the outstanding pianist's centenary, the paper describes his work in Tambov as an artistic director of Rachmaninov Piano Courses, as a Professor at Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov. Original features of his pedagogical style, which manifested themselves during his long-time work at the mentioned higher education establishment, are identified. V. K. Merzhanov's contribution to the development of piano pedagogy and piano performance in Tambov region is revealed.

Key words and phrases: V. K. Merzhanov's pedagogical activity; Russian piano school; V. K. Merzhanov's school; Rachmaninov Piano Courses in Tambov; Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov; Special Piano Department of Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.