Методология педагогики музыкального образования DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-29-42
ГЕННАДИЙ МОИСЕЕВИЧ ЦЫПИН И ЕГО НАУЧНАЯ ШКОЛА «РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ (МУЗЫКАЛЬНЫХ) СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ»
Т. Г. Мариупольская,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435
Аннотация. В статье освещаются основные грани научной школы доктора педагогических наук, профессора Г. М. Цыпина, широко известного своими трудами в области педагогики музыкального образования, музыкознания и музыкальной критики. Получает раскрытие творческий путь Г. М. Цыпина как музыканта, педагога, учёного; выделяются важные вехи жизненного пути в становлении его мировоззрения, творческих интересов, исследовательских позиций в отношении возможностей совершенствования профессиональной подготовки будущих музыкантов-педагогов. Показано, что его научная школа «Развитие общих и специальных (музыкальных) способностей в процессе обучения музыке» знаменовала собой открытие нового направления педагогики музыкального образования. Специальное внимание уделяется базовым педагогическим положениям, сформулированным и тщательно разработанным Г. М. Цыпиным в его научной концепции, а также творческому вкладу представителей его школы в развитие музыкально-педагогической науки.
Ключевые слова: Геннадий Моисеевич Цыпин; творческий путь; научная школа; традиции и новаторство.
Благодарности: Автор статьи благодарен Г. М. Цыпину за возможность творческого общения с ним на протяжении пятидесяти лет совместной работы в Московском педагогическом государственном университете; за поддержку в осуществлении научно-исследовательских планов и их внедрение в вузовское музыкально-педагогическое образование.
Для цитирования: Мариупольская Т. Г. Геннадий Моисеевич Цыпин и его научная школа «Развитие общих и специальных (музыкальных) способностей в процессе обучения музыке» // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2021. Т. 9. № 4. С. 29-42. DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-29-42.
29
© Мариупольская Т. Г., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2021. Т. 9. № 4 2021, vol. 9, no. 4
DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-29-42
GENNADY MOISEEVICH TSYPIN AND HIS SCIENTIFIC SCHOOL "DEVELOPMENT OF GENERAL AND SPECIAL (MUSICAL) ABILITIES IN THE PROCESS OF LEARNING MUSIC"
Tatiana G. Mariupolskaya,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
Abstract. The article discusses the main areas of research in the scientific school created by the Doctor of Pedagogical Sciences, Professor G. M. Tsypin, a well-known for his works in the field of pedagogy of music education, musicology and music criticism. The stages of G. M. Tsypin's creative path, important moments accompanying the formation of his worldview, creative interests, research positions regarding the possibilities of improving the professional training of future musicians-teachers are revealed. His scientific school "Development of general and special (musical) abilities in the process of learning music" opened a new direction in the pedagogy of music education. Special attention is paid to the basic pedagogical provisions formulated and carefully developed by G. M. Tsypin in his scientific concept, as well as to the creative contribution of representatives of his school to the development of music and pedagogical science.
Keywords: Gennady Moiseevich Tsypin; creative path; scientific school; traditions and innovation.
Acknowledgements: The author of the article thanks G. M. Tsypin for the opportunity of communication with him for fifty years of joint work at the Moscow Pedagogical State University, for support in the implementation of creative and research plans.
For citation: Mariupolskaya T. G. Gennady Moiseevich Tsypin and his Scientific School "Development of General and Special (Musical) Abilities in the Process of Learning Music". Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2021, vol. 9, no. 4, pp. 29-42 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2021-9-4-29-42.
30
Предисловие
Школы, рассматриваемые как научные направления, как историко-культурные феномены, обладающие отличительными свойствами и признаками, закреплёнными в той или иной сфере
деятельности, осуществляют цивилиза-ционную связь времён в ходе эволюционного развития человеческого общества. Одну из ведущих научных школ современной российской педагогики музыкального образования, для которой характерна общность художественных интересов,
мировоззренческих и гуманистических устремлений её единомышленников и последователей, возглавляет «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», член Союза композиторов Российской Федерации (музыкальная критика и музыковедение), профессор, кандидат искусствоведения, доктор педагогических наук Геннадий Моисеевич Цыпин.
Принципиальные позиции, отличающие данную школу, складывались под влиянием знаковых жизненных событий, встреч, судьбоносных пересечений, сопровождавших становление Г. М. Цыпи-на как музыканта, педагога и выдающегося учёного. Явно просматриваются и нити, связывающие достижения Геннадия Моисеевича в научной сфере и педагогике с великими русскими музыкально-исполнительскими и педагогическими традициями.
Творческий путь Г. М. Цыпина как пианиста, педагога и учёного
Свой музыкальный путь Г. М. Цыпин начинал, обучаясь в Центральной музыкальной школе, до поступления в которую он занимался музыкой со своей мамой -выпускницей Московской консерватории, ученицей известного в своё время педагога-пианиста Карла Августовича Киппа. Об уровне преподавания К. А. Киппа говорят имена музыкантов, которые окончили его класс - Ю. В. Брюшков, П. А. Ламм, М. Р. Раухвергер, А. Шацкес, Б. Л. Яворский и др. В свою очередь К. А. Кипп был учеником П. А. Пабста, ведущего фортепианного педагога Московской консерватории, из класса которого вышли такие прославленные музыканты, как К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, Е. А. Бекман-Щербина, Н. К. Метнер.
В Центральной музыкальной школе Г. М. Цыпин учился у В. С. Никифо-
ровой, пианизм которой высоко оценивала Б. М. Рейнгбальд, давшая путёвку в жизнь Э. Гилельсу, Я. Заку, М. Гринберг, Г. Мир-вис и многим другим музыкантам, получившим впоследствии мировое признание. Обучение в школе было поставлено очень серьёзно. Его порой отличали, по словам Геннадия Моисеевича, жёсткость и бескомпромиссность, ставившими высочайшую профессиональную планку для каждого ученика. Учился Геннадий Моисеевич одновременно с Д. Ойстрахом, Г. Рождественским, М. Лубоцким. В круг общения входил и С. Доренский, который был младше его на один год.
Закончив школу в 1949 году, Г. М. Цыпин поступил в Московскую консерваторию в класс Л. Н. Оборина. На этот период приходился самый расцвет исполнительской деятельности Льва Николаевича, который после победы на Международном конкурсе в Варшаве очень много гастролировал с концертами по всему миру. Л. Н. Оборин был одним из любимых учеников К. Н. Игумнова, превосходным музыкантом, обладавшим великолепными пианистическими данными; его игра и исполнительские показы всех произведений, которые приносились на урок студентами класса, были безупречно совершенными по уровню мастерства. Занимаясь с учениками, он не раз подчёркивал, что понимание любой исполнительской проблемы - это уже решение её на пятьдесят процентов.
В отсутствие Льва Николаевича на время гастролей особенно значимыми для всех студентов класса, и для Геннадия Моисеевича в том числе, были занятия с его ассистентом, талантливым и интереснейшим музыкантом Б. Я. Землян-ским. Борис Яковлевич также проводил в жизнь игумновские традиции отношения к звуку, помогал ученику проникнуть в самую суть произведения, вскрыть его
образный подтекст и психологические состояния, запечатлённые в музыке.
После окончания консерватории, проработав несколько лет в музыкальном училище, Геннадий Моисеевич с 1964 года начинает свою деятельность на открытом в 1959 году музыкальном факультете Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина в качестве преподавателя фортепианных классов. Пригласил его в институт Григорий Михайлович Динор, заведующий исполнительской кафедрой музыкального факультета - яркая, неординарная во всех отношениях личность, одарённый музыкант, выпускник Московской консерватории и также представитель школы К. Н. Игумнова. На кафедре высоко ценилось исполнительское мастерство. Среди приглашённых преподавателей были Л. Н. Оборин, Я. И. Мильштейн, О. Д. Бошнякович, Н. А. Копчевский, другие известные музыканты. Определённое время вёл преподавательскую деятельность на музыкальном факультете Б. Я. Вайншенкер - ученик Ф. М. Блу-менфельда, обучавшийся у него одновременно с В. Горовицем.
Работая в МГПИ, Геннадий Моисеевич учился в аспирантуре при Российской академии музыки (в 60-е годы ХХ века - Государственном институте) имени Гнесиных у известного музыковеда, доктора искусствоведения, окончившего в своё время Московскую консерваторию по классу А. Б. Гольденвейзера, Александра Дмитриевича Алексеева. Высокоинтеллигентный, эрудированный человек, специалист по вопросам истории, теории, эстетики фортепианного искусства, педагогике музыкального образования, автор множества книг, статей, учебных пособий, Александр Дмитриевич сориентировал своего аспиранта на чтение литературы по искусству, по проблемам
музыкального исполнительства. Геннадий Моисеевич начал писать статьи, рецензии, сотрудничать с музыкальными издательствами, журналами, среди которых «Музыкальная жизнь», «Советская музыка». Поддержал его деятельность в данном направлении и Григорий Михайлович Коган, также известный своими трудами по истории и теории музыкального искусства, который, прочитав очередную рецензию и оценив её по достоинствам, порекомендовал начинающему учёному сосредоточиться на мыслях о музыке. Очень важным для Геннадия Моисеевича было и общение с Г. Г. Ней-гаузом, в доме которого он нередко бывал.
В 1967 году Г. М. Цыпин защищает кандидатскую диссертацию по специальности искусствоведение на тему «Творчество французского композитора М. Равеля». В те времена в Советском Союзе не очень приветствовались достижения западных композиторов и исполнителей. Тем не менее Геннадию Моисеевичу удалось убедительно и ярко раскрыть особенности творческого языка композитора на фоне событий в музыкальном мире на рубеже Х1Х-ХХ веков. Первые публикации по избранной тематике вызвали интерес специалистов, и А. Д. Алексеев всячески поддерживал своего аспиранта, успешно защитившего осуществлённую им научно-исследовательскую работу.
Следует, однако, заметить, что при всей любви к произведениям мировой классики, и даже к хорошим образцам «лёгкого» жанра, с особой любовью Геннадий Моисеевич всегда относился и продолжает относиться к С. В. Рахманинову, музыка которого ему бесконечно дорога и близка по духу. В репертуаре Г. М. Цыпи-на как пианиста были почти все его фортепианные сочинения. Широта музыкального мышления Рахманинова, масштабность замыслов, особая мелодика,
фактура, логика развёртывания музыкального материала, художественная и эмоциональная аура целиком отвечают внутренним, художественным устремлениям Геннадия Моисеевича.
Работая на музыкальном факультете педагогического вуза, Г. М. Цыпин начал всё глубже осознавать особенности обучения и музыкальной подготовки будущих выпускников. Пришло понимание того, что специфика профессиональной подготовки учителя музыки, обусловленная педагогической направленностью, имеет ряд отличий от специфики подготовки концертирующего музыканта в стенах консерваторий и иных, аналогичных вузах искусства. Вместе с тем, как известно, вплоть до конца шестидесятых - начала семидесятых годов ХХ века особенности профессиональной подготовки будущего учителя-музыканта в должной мере не учитывались, что и предопределило потребность в новых теоретических и методологических подходах к обучению. Имело значение и то, что в большинстве музыкальных факультетов (отделений) педагогических учебных заведений превалировал упрощённо функциональный подход к обучению, давала о себе знать локализация узко-исполнительских «игровых» умений и навыков в ущерб общемузыкальному развитию студенческой молодёжи.
Все эти размышления привели к тому, что проблема развивающего обучения учащегося-музыканта в процессе освоения музыкального искусства получила фундаментальное обоснование, разработку и знаменовала собой начало нового направления в педагогике музыкального образования. В 1977 году Геннадий Моисеевич Цыпин защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема развивающего обучения в музыке» [1], которая дала старт многочисленным
исследованиям последователей этого научного направления.
К числу основных вех профессионального становления Г. М. Цыпина после защиты им докторской диссертации относятся публикации таких монографий, учебников и учебных пособий, как: «Портреты советских пианистов» 1982 год [2]; «Обучение игре на фортепиано» 1984 год
[3]; «Музыкант и его работа» 1988 год
[4]; Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения» [5]; «Исполнитель и техника» 1999 год [6]; «Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика» 2001 год [7]; «Психология музыкальной деятельности: теория и практика» 2003 год [8]; «Музыкально-исполнительское искусство и педагогика» 2007 год [9]; «Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики» 2008 год [10]; «Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности» 2010 год [11]; новое издание учебника для вузов «Музыкальное исполнительство и педагогика» 2020 год [12]. Таким образом, круг научно-исследовательских интересов Г. М. Цыпина отличался широтой и многогранностью, охватывая проблемы исполнительского, психолого-педагогического и музыковедческого характера.
В монографии «Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики» даются рекомендации относительно выбора темы исследования, формулируются установки по части планирования и организации научной работы, её структурирования. Разбираются вопросы, связанные с технологией написания текста научного исследования, со стилистикой и особенностями научной речи, анализируются психологические аспекты соответствующей деятельности. «Чтобы хорошо делать своё дело, - отмечает Г. М. Цыпин, - человек сегодня
должен много знать и, что ещё важнее, быть открытым для восприятия и ассимиляции новых знаний, причём, не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях» [10, с. 4].
В конце 80-х - начале 90-х годов Г. М. Цыпиным были разработаны теоретические (лекционные) курсы и созданы программы по следующим учебным дисциплинам: «Методология научно-исследовательской работы в области музыкальной педагогики и психологии», «Психология музыкальной деятельности», а также курс «Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика». В 2009 году авторский коллектив во главе с Г. М. Цыпиным получил грант за создание программы для аспирантов в рамках направления «Методология музыкального образования».
По мере дальнейшей разработки названных выше курсов и на их основе Геннадий Моисеевич выступал с докладами на конференциях и симпозиумах, проводил мастер-классы, творческие семинары по практической педагогике и научно-исследовательской деятельности в ряде рос-^ сийских городов (Санкт-Петербург, Самара, Тамбов, Екатеринбург, Магнитогорск, Белгород), а также за рубежом в Болгарии (Пловдив), Финляндии (Хельсинки), Югославии (Белград), США (Рочестер и Ло с-Анджеле с).
Среди трудов Г. М. Цыпина, опубликованных за рубежом или переведённых на иностранные языки, можно назвать монографию «Портреты советских пианистов», опубликованную в Японии в 1984 году, и целый ряд статей: «О музыкальном воспитании» (Германия, 1981 год); «Евгений Светланов» и «Михаил Плетнёв» (Япония, 1992 год); «Шопен и русская пианистическая традиция» (США, 1995 год); «Святослав Рихтер» (Италия, 1991 год и США, 1996 год).
Учебное пособие «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения» вошло в число победителей на конкурсе, организованном в 1993 году рядом российских и международных организаций в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России», и было удостоено специальной премии. Монография Г. М. Цыпина «Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика» получила грант Российского гуманитарного научного фонда (2001 год).
С семидесятых годов прошлого столетия у Геннадия Моисеевича появляются аспиранты и докторанты, которые под его руководством успешно защищают диссертации на соискание учёных степеней кандидатов и докторов педагогических наук. Труды Г. М. Цыпина, его активная научная, музыкально-общественная и просветительская деятельность получают широкое международное признание.
С 1991 года по 2014 год Г. М. Цыпин являлся председателем Диссертационного (докторского) совета Д 212.154.13 в Московском педагогическом государственном университете. Долгие годы он был членом Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Российской Федерации. Его работу на этих должностях отличали высочайший профессионализм, ответственность, требовательность к качеству представляемого соискателями научного материала и в то же самое время доброжелательность и глубокая заинтересованность в результатах проведённых ими исследований. Помимо этого, Г. М. Цыпин в 1976-1981 и 1994-1996 годах возглавлял кафедру музыкальных инструментов, а также всегда сохранял творческие контакты с Московской консерваторией, проводил мастер-классы для аспирантов кафедры истории и теории
исполнительского искусства. Неоднократно он был председателем Государственной аттестационной комиссии на фортепианном факультете (кафедра специального фортепиано) Московской консерватории.
Говоря о личности Г. М. Цыпина, необходимо отметить огромный диапазон его творческих и профессионально направленных интересов. У него, как истинного учёного и в то же время музыканта - исполнителя и педагога, получившего великолепное образование, общавшегося с замечательными представителями отечественных музыкально-исполнительских и музыковедческих школ, сплавлялись в синергическом единстве теория и практика, дидактические принципы, отличающие логику философского, общепедагогического и искусствоведческого мышления, с непосредственно деятель-ностным, исполнительским праксисом.
Научная школа Г. М. Цыпина.
Суть концепции развивающего обучения в музыкальном искусстве
Концепция развивающего обучения в музыкальном искусстве как главная идея докторской диссертации Г. М. Цы-пина явилась стержнем для создания и последующего функционирования научной школы, основоположником которой он стал. Суть этой концепции - в интенсивном и всестороннем развитии способностей учащихся в ходе их обучения музыке, развитии, трактуемом как специальная, чётко определённая цель преподавания музыкальных дисциплин.
В основу теории развивающего обучения легли фундаментальные труды Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Н. Узнадзе, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина [13] и других учёных. Относительно обучения будущего музыканта-педагога
Г. М. Цыпин выдвигает ряд принципиально важных условий, необходимых для решения проблем личностно-профессио-нального развития учащегося-музыканта. Для достижения максимально развивающего эффекта в обучении важно прежде всего увеличение объёма используемого в учебно-образовательной практике материала, всемерное расширение круга изучаемых в исполнительских классах произведений, раздвижение профессионального кругозора за счёт ускорения темпов прохождения определённой части учебного репертуара.
Важными принципами, следование которым обеспечивает высокие результаты в развитии учащегося-музыканта, являются интеллектуализация процесса обучения, усиление её когнитивной составляющей, использование насколько возможно более широкого диапазона информации исторического и теоретического характера, имеющей отношение не только к музыке, но и к другим видам искусства. Следует также стремиться так организовывать занятия в исполнительском классе, чтобы максимально проявлялась активность, творческая инициатива и самостоятельность молодого музыканта.
Для личностно-профессионального развития имеет значение и умение пользоваться всеми техническими достижениями сегодняшнего дня, что также способствует пополнению багажа знаний учащихся-музыкантов.
И наконец, важно научить своего ученика учиться, уметь регулировать процессы познания и самопознания, быть готовым к творческим поискам, к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
«Общемузыкальное, личностно-про-фессиональное развитие, - пишет Г. М. Цы-пин, - многогранный, диалектически сложный процесс, пронизанный многочисленными внутренними связями, - связями не
36
линейными, а многослойными, "полифоническими", затрагивающими различные сегменты (этажи) психики музыканта» [8, с. 343].
Данные принципы, базовые педагогические положения не только сформулированные и тщательно разработанные Г. М. Цыпиным, а также его последователями в теоретическом плане, но и прошедшие неоднократную проверку на практике, стали фундаментальным основанием научной школы под названием «Развитие общих и специальных (музыкальных) способностей в процессе обучения музыке». Утверждение школы было обусловлено необходимостью совершенствования всесторонней профессиональной, музыкально-исполнительской подготовки студентов музыкально-педагогических учебных заведений.
Основными направлениями деятельности школы являются:
• развитие общих и специальных музыкальных способностей;
• совершенствование приёмов и способов их развития;
• внедрение новых технологий в учебно-образовательный процесс; оптимизация использования современных аудио- и видеоматериалов, возможностей в области интернет-коммуникаций в ходе музыкальных занятий;
• сочетание традиционных и новаторских методологических подходов к процессу развития музыкальных способностей учащихся.
В русле концептуальных основ и стратегических ориентиров, намеченных данной школой, проводились научные исследования, защищались докторские и кандидатские диссертации. Г. М. Цы-пин - автор более четырёхсот опубликованных работ (монографий, учебных пособий, статей, методических разработок, рецензий и др.), в которых освещаются
с современных позиций вопросы содержания, форм и методов обучения игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. Под руководством Геннадия Моисеевича Цыпина защищено свыше трёхсот диссертаций.
Представители научной школы Г. М. Цыпина
Роль научной школы в развитии системы музыкального воспитания и образования в России, возглавляемой Г. М. Цыпиным, прослеживается по нескольким направлениям.
Усилиями данной школы музыкально-педагогические учебные заведения страны обеспечиваются кадрами высококвалифицированных специалистов, получивших необходимую профессиональную подготовку непосредственно на музыкальном факультете МПГУ, либо под началом выпускников факультета в других российских музыкальных учебных заведениях.
В рамках школы разрабатывались и продолжают разрабатываться актуальные научно-теоретические и методические проблемы, связанные с обучением игре на музыкальных инструментах; создаётся на этой основе специальная литература (учебные программы, учебники, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.), которой пользуются в своей практической деятельности широкие круги российских педагогов-музыкантов; проводятся разного рода мероприятия (конференции, симпозиумы и др.) по вопросам оптимизации музыкального воспитания и образования.
В качестве научного консультанта Г. М. Цыпин выступал при проведении научно-педагогических исследований будущими докторами педагогических наук: В. Г. Мозготом (Краснодарский государственный университет культуры и
искусств), Л. А. Тарасовой (МГПУ), О. В. Ощепковой (Самарский государственный педагогический университет), Т. Г. Мариупольской, А. Н. Малюковым, Ю. В. Степняком, А. П. Юдиным (МПГУ), В. И. Горлинским, П. А. Хазановым Н. Б. Буяновой (МГИМ им. Шнитке), А. С. Базиковым, Л. Г. Суховой (Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова) и др. Среди представителей научной школы Г. М. Цыпина преподаватели музыкального факультета МПГУ: профессора, доктора педагогических наук Б. Д. Критский, А. И. Николаева, Г. П. Сту-лова, а также профессора, кандидаты педагогических наук Р. Н. Гржибовская, А. Г. Каузова, Г. К. Овакимова, И. М. Оры-шак, К. А. Цатурян. Каждый из названных специалистов является автором ряда научно-теоретических и методологических работ, широко используемых на музыкальных факультетах педагогических вузов России. Представителем школы является также доктор педагогических наук, профессор В. И. Муцмахер, который в настоящее время живёт и работает в Германии.
Отдельные аспекты концепции Г. М. Цыпина находят своё развитие в трудах педагогов-музыкантов применительно к реалиям времени, с учётом социокультурных особенностей и свойств учащейся молодёжи. Так, основное направление работ доктора педагогических наук, профессора Б. Д. Критского [14] связано с исследованием комплекса проблем, касающихся интерпретации музыкально-образовательных текстов. Обращение к ним позволяет под новым углом зрения взглянуть на вопросы развития музыкальных способностей, личности будущего педагога-музыканта. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование типологии процессов интерпретации музыкально-образовательных
текстов студентами. Б. Д. Критскому удалось показать, как современные студенты оценивают значимость преподаваемых учебных дисциплин, как они понимают содержание образования в контексте предполагаемой ими в будущем профессиональной деятельности.
В исследованиях доктора педагогических наук, профессора А. Н. Малюкова [15], сделанных в ракурсе концепции школы Г. М. Цыпина, рассматривается проблема формирования художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству. Предложенная системная модель воспитания ценностных отношений подростков к искусству определяет направленность личностных предпочтений, а также гармонизует мотивационно-деятельност-ную сферу. В научный оборот эстетики и педагогики художественных дисциплин введено понятие «событие-переживание». Опора на событийность придаёт педагогическому процессу новые динамические черты и открывает малоисполь-зуемые возможности. Тем самым обосновывается новое направление в педагогике школы, позволяющее эффективно решать задачи полноценного художественного развития подростков.
В исследованиях доктора педагогических наук, профессора Т. Г. Мариупольской [16], ведущей научную работу в контексте школы Г. М. Цыпина, раскрывается взаимосвязь традиций и новаторства в теории и практике преподавания музыки. Определяется природа и сущность традиции в художественно-творческой деятельности, раскрываются специфические черты и особенности традиций в российской национальной художественной культуре и педагогической практике, выявляются педагогические условия, способствующие синтезу традиционного и новаторского в процессе обучения музыке.
37
Анализируются особенности системно-функционального бытия традиции в преподавании музыки, подчёркивается аксиологическая, ценностно-ориентированная природа музыкально-педагогических традиций, уточняются факторы, стимулирующие её выходы на новые теоретические, методологические и практические рубежи, освещаются пути и способы трансмиссии педагогических постулатов в историческом пространстве и времени.
Основным научным трудом доктора педагогических наук, профессора А. И. Николаевой [17] является диссертационное исследование «Категория стиля в теории и практике преподавания музыки», в котором раскрываются воспитательная, образовательная и развивающая функции стилистического педагогического подхода на занятиях в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов. В работе выявляются генезис и эволюция понятия «стилевая исполнительская адекватность», прослеживается его история. Рассмотрение категории стиля, с точки зрения теоретического и исполнительского музыкознания, философии, психологии, а также сквозь призму психолингвистики и герменевтики, позволяет А. И. Николаевой выстроить методику, практически реализующую стилевой подход к обучению в музыкально-исполнительских классах.
Диссертационное исследование доктора педагогических наук, профессора Г. П. Стуловой [18] посвящено вопросам теории и методики развития голоса детей. Впервые на основе разработанной автором теории голосовых регистров певческого голоса данная проблема рассматривается на стыке ряда наук: педагогики, эстетики, физиологии, акустики, психологии, биофизики и др., что само по себе вносит значительный вклад в теорию вокального искусства, педагогику
музыкального образования и методику вокальной работы с детьми.
В научных трудах доктора педагогических наук, профессора А. П. Юдина [19] анализируются принципы и основные пути выхода из кризисной ситуации в образовании, возникшей вследствие глубоких перемен в жизни нашего общества. Преодоление сложных и противоречивых социокультурных коллизий требует от отечественного образования, прежде всего, создания воспитательно-образовательной доктрины, призванной основываться на национальной идее как системе ценностей, опирающейся на вековые традиции российской культуры. Основные положения и выводы докторского исследования А. П. Юдина позволяют существенно расширить и обогатить арсенал философско-педагогических, методологических и методических подходов к процессу формирования культуры современной учащейся молодежи средствами искусства.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что научные результаты, достигнутые за время существования школы, выражаются:
• в теоретической разработке и методологическом обосновании принципиально важных положений, связанных с совершенствованием методов преподавания музыкально-исполнительских дисциплин;
• в развитии комплекса специальных музыкальных способностей учащихся в ходе обучения;
• во внедрении новых коммуникационных технологий в учебно-образовательный процесс;
• в оптимизации самостоятельной работы учащихся над музыкальным материалом;
• в решении многих проблем, связанных с художественным и духовным развитием личности музыканта-педагога.
Результаты деятельности представителей научной школы Г. М. Цыпина, занимающихся научно-педагогической деятельностью, как в России, так и за рубежом, позволяют говорить о продуктивности и большом научном потенциале настоящего направления исследований.
Послесловие
Прошло почти пятьдесят лет со времени основания научной школы под руководством Г. М. Цыпина. Многое изменилось за эти годы. Серьёзные преобразования в социуме отразились на взглядах, интересах, потребностях современных учащихся, особенностях их восприятия, мышления. Реалии сегодняшнего дня, насыщенные громадным объёмом информации за счёт внедрения коммуникационных технологий, требуют решения новых проблем, встающих перед педагогами, в том числе перед преподавателями музыкальных дисциплин. «Всё это предполагает внимательное отношение учителей-музыкантов к инновационным подходам в их деятельности, готовность умело реализовать их на практике», - отмечает Г. М. Цыпин [12, с. 5]. Сегодня педагог, наряду с традиционными методиками проведения занятий в исполнительских классах, должен быть готов к внедрению в учебную практику современных психолого-педагогических теорий. Претерпевают изменения формы и методы учебно-образовательной работы, её стилистика. Всё большее значение приобретает педагогическая фасилитация, предполагающая «обращение к той особой организации занятий, для которой характерна
направленность на активизацию самостоятельных действий учащихся, на выявление их творческого потенциала, на усиление креативного элемента в учебно-образовательной деятельности, - тем самым на достижение более высоких результатов» [Там же, с. 47]. Однако основная, концептуальная идея остаётся неизменной - обучение должно быть развивающим, направленным на всемерное расширение творческих возможностей и совершенствование способностей каждого молодого музыканта.
Развитие школы как социальной институции, обеспечивающей сохранение лучших традиций прошлого, с одной стороны, и постоянное их обновление -с другой, связано с разработкой актуальных проблем художественно-творческого (музыкального) образования на современном этапе, в частности, с исследованием комплекса вопросов, касающихся совершенствования системы непрерывного образования, оптимизации содержания образования, а также разработки новых поколений стандартов музыкального образования, уточнения профиля и стратегической направленности обучения будущих музыкантов-педагогов.
Хотелось бы подчеркнуть, что научные школы, в том числе и школа Г. М. Цы-пина, как и жизнеспособные культурные традиции, и генетически связанное с ними новаторство, осуществляют связь времён, способствуя при этом трансляции накопленных достижений - научных, художественных, музыкально-исполнительских - будущим поколениям, намечают перспективные пути и траектории развития педагогики музыкального образования.
39
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в музыке: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1977. 407 с.
40
2. Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М.: Советский композитор, 1982. 236 с.
3. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
4. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. М.: Советский композитор, 1988. 384 с.
5. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
6. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. М.: AKADEMIA, 1999. 192 с.
7. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. Спб.: Алетейя, 2001. 318 с.
8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. 368 с.
9. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г. М. Цыпин. Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. 412 с.
10. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля): Монография. Изд. второе, дополненное. Тамбов - Москва - С-Петербург - Баку - Вена: Нобелистика, 2008. 246 с.
11. Цыпин Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М.: Музыка, 2010. 128 с.
12. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство и педагогика: учебник для вузов, 2-е издание. М.: Юрайт, 2020. 212 с.
13. Обучение и развитие. (Экспер.-пед. исследование). Коллективная монография. Под редакцией Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. 440 с.
14. Критский Б. Д. Теория и практика подготовки учителя музыки. Образовательный метатекст и проблемы его педагогической интерпретации: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 356 с.
15. Малюков А. Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1996. 506 с.
16. Мариупольская Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки: теоретический и методический аспекты: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 337 с.
17. Николаева А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 455 с.
18. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1990. 416 с.
19. Юдин А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 407 с.
Поступила 20.10.2021; принята к публикации 10.12.2021.
Об авторе:
Мариупольская Татьяна Геннадиевна, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация, 119435), доктор педагогических наук, профессор, 1:^.тап@ mail.ru
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
Методология педагогики музыкального образования REFERENCES
1. Tsypin G. M. Problema razvivayushchego obucheniya v muzyke [The Problem of Developmental Learning in Music]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 1977. 407 p. (in Russian).
2. Tsypin G. M. Portrety sovetskikh pianistov [Portraits of Soviet Pianists]. Moscow: Sovetsky kompozitor Publ., 1982. 236 p. (in Russian).
3. Tsypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano [Learning to Play the Piano]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1984. 176 p. (in Russian).
4. Tsypin G. M. Muzykant i ego rabota [The Musician and His Work]. Moscow: Sovetsky kompozitor Publ., 1988. 384 p. (in Russian).
5. Tsypin G. M. Psikhologiya muzykal'noj deyatel'nosti: problemy, suzhdeniya, mneniya [Psychology of Musical Activity: Problems, Judgments, Opinions]. Moscow: Interpraks Publ., 1994. 384 p. (in Russian).
6. Tsypin G. M. Ispolnitel'i tekhnika [Performer and Technique]. Moscow: AKADEMIA Publ., 1999. 192 p. (in Russian).
7. Tsypin G. M. Muzykal'no-ispolnitel'skoe iskusstvo: teoriya i praktika [Musical and Performing Arts: Theory and Practice]. Saint-Petersburg: Aleteya Publishing, 2001. 320 p. (in Russian).
8. Psikhologiya muzykal'noj deyatel'nosti: Teoriya i praktika [Psychology of Musical Activity: Theory and Practice]. Textbook for Students of Music Faculties of Higher Pedagogical Educational Institutions. Edited by G. M. Tsypin. Moscow: Akademiya Publ., 2003. 368 p. (in Russian).
9. Muzykal'no-ispolnitel'skoe iskusstvo i pedagogika: aforizmy, citaty, izrecheniya [Musical and Performing Arts and Pedagogy]. Textbook. Compiled by G. M. Tsypin. Belgorod: Belgor. district typ., 2007. 412 p. (in Russian).
10. Tsypin G. M. Dissertatsionnoe issledovanie v oblasti muzykal'noj kul'tury i pedagogiki (problemy soderzhaniya, formy, yazyka i stilya) [Dissertation Research in the Field of Musical Culture and Pedagogy (Problems of Content, Form, Language and Style)]. Monograph. 2nd ed., supplemented. Tambov - Moscow - Saint-Petersburg - Baku - Vienna: Nobelistika Publ., 2008. 246 p. (in Russian).
11. Tsypin G. M. Stsenicheskoe volnenie i drugie aspekty psikhologii ispolnitel'skoj deyatel'nosti [Stage Excitement and Other Aspects of the Psychology of Performing Activity]. Moscow: Muzyka Publ., 2010. 128 p. (in Russian).
12. Tsypin G. M. Muzykal'noe ispolnitel'stvo i pedagogika [Musical Performance and Pedagogy]. Textbook for Universities, 2nd ed. Moscow: Urajt Publ., 2020. 212 p. (in Russian).
13. Obucheniye i razvitiye. (Eksper.-ped. issledovaniye) [Training and Development. (Experimental and Pedagogical Research)]. Collective monograph. Edited by L. V. Zankov. Moscow: Pedagogika Publ., 1975. 440 p. (in Russian).
14. Kritskiy B. D. Teoriya i praktika podgotovki uchitelya muzyki. Obrazovatel'nyj metatekst i problemy ego pedagogicheskoj interpretatsii [Theory and Practice of Music Teacher Training. Educational Metatext and Problems of its Pedagogical Interpretation]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 2001. 356 p. (in Russian).
15. Malyukov A. N. Formirovanie khudozhestvennoj kul'tury podrostka v protsesse vospitaniya tsennostnogo otnosheniya k iskusstvu [The Formation of the Artistic Culture of a Teenager in the Process of Educating a Value Attitude to Art]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 1996. 506 p. (in Russian).
16. Mariupolskaya T. G. Problema natsional'nykh traditsij v prepodavanii muzyki: teoreticheskij i metodicheskij aspekty [The Problem of National Traditions in Music Teaching: Theoretical and
41
Methodological Aspects]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 2002. 337 p. (in Russian).
17. Nikolaeva A. I. Kategoriya khudozhestvennogo stilya v teorii i praktike prepodavaniya muzyki [Category of Artistic Style in Theory and Practice of Music Teaching]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 2004. 455 p. (in Russian).
18. Stulova G. P. Razvitie detskogo golosa v protsesse obucheniya peniyu [The Development of a Child's Voice in the Process of Learning to Sing]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 1990. 416 p. (in Russian).
19. Yudin A. P. Natsional'naya ideya v russkoj muzykal'noj pedagogike XIX veka [The National Idea in Russian Music Pedagogy of the XIX Century]. Thesis of the Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 2004. 407 p. (in Russian).
Submitted 20.10.2021; revised 10.12.2021.
About the author:
Tatiana G. Mariupolskaya, Professor of Musical and Performing Art Department, Institute of Fine Arts of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
42