Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / КУЛЬТУРА ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНЕНИЯ-ИНТОНИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маряч Анастасия Юрьевна, Шипилкина Татьяна Анатольевна

Рассмотрены некоторые проблемы процесса формирования профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов из Китайской Народной Республики в соответствии с современными тенденциями российской педагогики музыкального образования; раскрыто понятие «культуры фортепианного исполнения-интонирования» как необходимой составляющей профессиональной культуры педагога-музыканта. Цель - обоснование необходимости изучения особенностей формирования профессиональной культуры у китайских студентов, будущих учителей музыки, в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе. В процессе исследования уточнено понятие «профессиональная культура педагога-музыканта»; исследованы особенности формирования профессиональной культуры педагога-музыканта и, в частности, культуры фортепианного исполнения-интонирования у китайских студентов как отдельной ее составляющей; определены условия воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе. Методология исследования базируется на систематизации научно-педагогических знаний в области музыковедения, педагогики и психологии музыкального образования, а также результатах опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в течение последних трех лет на базе кафедры «Специального фортепиано» Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова и кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» Пензенского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маряч Анастасия Юрьевна, Шипилкина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF A MUSIC TEACHER AMONG FOREIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF MUSICAL AND INSTRUMENTAL TRAINING AT A RUSSIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

We examine some of the problems of the process of developing the professional culture of a music teacher among foreign students from the Chinese People’s Republic in accordance with modern trends in Russian pedagogy of music education; the concept of “culture of piano performance-intonation” is revealed as a necessary component of the professional culture of a music teacher. The goal is to substantiate the need to study the features of the development of professional culture among Chinese students, future music teachers, in the process of musical and instrumental training at a Russian pedagogical university. In the course of the research, the concept of “professional culture of a music teacher” is clarified; the features of the development of the professional culture of a music teacher, and, in particular, the culture of piano performance-intonation among Chinese students, as its separate component, are investigated; the conditions for the upbringing of the culture of piano performance and intonation among foreign students in the process of musical and instrumental training in a Russian pedagogical university are determined. The research methodology is based on the systematization of scientific and pedagogical knowledge in the field of musicology, pedagogy and psychology of music education, as well as the results of experimental work carried out over the past three years on the basis of the “Special Piano” Department of the Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov and the Music and Methods of Teaching Music Department of Penza State University.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2021. Т. 26. № 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about.html

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2021, vol. 26, no. 194 http://journals.tsutmb.ru/series-humanities-about-eng.htm

ISSN 1810-0201

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THEORY AND METHODS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY ORGANIZATION

Научная статья УДК 372.878

DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-134-146

Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе

Анастасия Юрьевна МАРЯЧ1*, Татьяна Анатольевна ШИПИЛКИНА2

:ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87 2ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» 440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40 *Адрес для переписки: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены некоторые проблемы процесса формирования профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов из Китайской Народной Республики в соответствии с современными тенденциями российской педагогики музыкального образования; раскрыто понятие «культуры фортепианного исполнения-интонирования» как необходимой составляющей профессиональной культуры педагога-музыканта. Цель -обоснование необходимости изучения особенностей формирования профессиональной культуры у китайских студентов, будущих учителей музыки, в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе. В процессе исследования уточнено понятие «профессиональная культура педагога-музыканта»; исследованы особенности формирования профессиональной культуры педагога-музыканта и, в частности, культуры фортепианного исполнения-интонирования у китайских студентов как отдельной ее составляющей; определены условия воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе. Методология исследования базируется на систематизации научно-педагогических знаний в области музыковедения, педагогики и психологии музыкального образования, а также результатах опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в течение последних трех лет на базе кафедры «Специального фортепиано» Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова и кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» Пензенского государственного университета.

Ключевые слова: профессиональная культура педагога-музыканта, культура фортепианного исполнения-интонирования, профессиональная компетентность, музыкально-инструментальная подготовка китайских студентов

Благодарности: 1. Статья выполнена в рамках научно-исследовательского проекта кафедры «Специального фортепиано» Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова и кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета. 2. Авторы статьи признательны за конструктивную помощь в подготовке материалов Л.Г. Суховой, доктору педагогических наук, профессору, заслуженному работнику культуры Российской Федерации и кандидату педагогических наук, доценту Т.И. Благининой.

Для цитирования: Маряч А.Ю., Шипилкина Т.А. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 194. С. 134-146. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2021-26-194-134-146

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2021-26-194-134-146

Development of the professional culture of a music teacher among foreign students in the process of musical and instrumental training at a Russian pedagogical university

Anastasiya Y. MARYATCH1*, Tatyana A. SHIPILKINA2

1 Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov 87 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation 2Penza State University 40 Krasnaya St., Penza 440026, Russian Federation Corresponding author: [email protected]

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License © Маряч А.Ю., Шипилкина Т.А., 2021

(cc)

Abstract. We examine some of the problems of the process of developing the professional culture of a music teacher among foreign students from the Chinese People's Republic in accordance with modern trends in Russian pedagogy of music education; the concept of "culture of piano performance-intonation" is revealed as a necessary component of the professional culture of a music teacher. The goal is to substantiate the need to study the features of the development of professional culture among Chinese students, future music teachers, in the process of musical and instrumental training at a Russian pedagogical university. In the course of the research, the concept of "professional culture of a music teacher" is clarified; the features of the development of the professional culture of a music teacher, and, in particular, the culture of piano performance-intonation among Chinese students, as its separate component, are investigated; the conditions for the upbringing of the culture of piano performance and intonation among foreign students in the process of musical and instrumental training in a Russian pedagogical university are determined. The research methodology is based on the systematization of scientific and pedagogical knowledge in the field of musicology, pedagogy and psychology of music education, as well as the results of experimental work carried out over the past three years on the basis of the "Special Piano" Depart-

ment of the Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov and the Music and Methods of Teaching Music Department of Penza State University. Keywords: professional culture of a music teacher, culture of piano performance and intonation, professional competence, musical and instrumental training of Chinese students

Acknowledgements: 1. The study was carried out within the framework of the research project of "Special Piano" Department of the Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov and "Music and Methods of Teaching Music" Department of the Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky of the Penza State University.

2. We express our gratitude for the constructive assistance in the preparation of materials to L.G. Sukhova, Doctor of Pedagogy, Professor, Honored Worker of Culture of the Russian Federation and Candidate of Pedagogy, Associate Professor T.I. Blaginina.

For citation: Maryatch A.Y., Shipilkina T.A. Formirovaniye professional'noy kul'tury pedagoga-muzykanta u inostrannykh studentov v protsesse muzykal'no-instrumental'noy podgotovki v ros-siyskom pedagogicheskom vuze [Development of the professional culture of a music teacher among foreign students in the process of musical and instrumental training at a Russian pedagogical university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 194, pp. 134-146. https://doi.org/10.20310/ 1810-0201-2021-26-194-134-146 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века сотрудничество между Россией и Китаем выходит на новый уровень развития, что, несомненно, нашло отражение в процессах взаимодействия в области образовательной политики двух государств. Между странами происходит обмен музыкально-педагогическими стратегиями и технологиями обучения. Возрастает интерес китайской молодежи к российскому музыкальному и музыкально-педагогическому образованию. Музыкально-педагогическое образование России становится эталоном для китайской музыкально-образовательной системы. Многие исследователи отмечают, что в настоящее время вектор развития национальной образовательной политики Китая ориентирован на преемственность российской модели музыкально-педагогического образования, в том числе технологий, методик обучения, педагогического мастерства российских педагогов [1].

В данном контексте вопрос формирования профессиональной культуры иностранных студентов, будущих педагогов-музыкантов особенно перспективен. Обучение иностранных студентов по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Музыка» ведется по рабочим учебным пла-

нам, разработанным для русскоязычных обучающихся, и, соответственно, не адаптированным к иным условиям преподавания учебных курсов. При этом требования, предъявляемые к знаниям, умениям и формируемым у русскоязычных и иностранных обучающихся компетенциям, идентичны. В соответствии с ФГОС ВО, выпускник по данному направлению подготовки должен уметь осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса средствами музыкального искусства в соответствии с целевыми ориентирами образования и возрастными особенностями детей, обладать знаниями и практическими умениями в области преподавания музыки и музыкального исполнительства, способностью исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров, аккомпанировать составу исполнителей, создавая условия для развития интереса обучающихся к изучению музыкальной культуры путем вовлечения их в различные виды музыкальной деятельности; разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных социальных групп. Очевидно, что своеобразие профессиональной компетенции педагога-музыканта, базирующееся на сочетании собствен-

но музыкальной, общекультурной и психолого-педагогической подготовки, имеет универсальный характер, связанный с широким полем их будущей профессиональной деятельности, где особое место занимает музыкально-исполнительская подготовка.

Опыт работы с иностранными студентами из Китайской Народной Республики показал, что, поступая учиться в российский педагогический вуз, китайская молодежь сталкивается с определенными трудностями, а именно, с языковым барьером; недостаточным, а часто и полным неведением российских культурных особенностей и традиций; существенным различием в процессах восприятия мира: «в китайской речи отсутствует интонационная система выражения эмоций. В ее речевой интонации присутствуют смыс-лоразличительные, но не выразительные функции. В русском языке <...> различные эмоциональные состояния связаны с высот-но-ритмическим изменением голоса. <...> В китайском языке тесная связь между ритмом и эмоцией не прослеживается. Кроме того, затрудняет эмоциональное восприятие музыкального искусства у китайских студентов незнание и непонимание вокального и оперного искусства европейского типа. Музыкальные фразы и обороты, которые для российских слушателей являются выразительными и понятными, для китайцев, живущих в течение многих столетий в принципиально иной эмоционально-интонационной среде, воспитывающихся в духе конфуцианских традиций, оказываются «закрытыми», недоступными восприятию» [2, с. 349].

Указанные аспекты подчеркивают высокую степень актуальности исследований в области самостоятельного значимого направления современной российской педагогики музыкального образования, а именно, обучение иностранной молодежи. Можно выделить одну из приоритетных образовательных задач в работе с иностранными студентами - поиск путей решения проблемы формирования профессиональной культуры у будущих учителей музыки и, в частности, такой важной ее составляющей, как воспита-

ние культуры фортепианного исполнения-интонирования.

Теоретической базой исследования послужили: работы Т.Г. Грушевицкой, Е.А. Бо-диной, анализирующие проблему понимания категории «культура»; труды В.А. Сластени-на, О.В. Грибковой, посвященные исследованию проблем воспитания профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов, анализ составляющих исполнительской компетентности педагога-музыканта М.А. Лаш-кул; теория интонации и инотанирования, сформулированная в трудах Б.В. Асафьева, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Л.А. Мазеля; исследования, посвященные проблемам культуры инструментального интонирования А.В. Малинковской, М.М. Бер-лянчика, А.В. Тороповой; опыт педагогической деятельности ведущих российских педагогов-пианистов ХХ-ХХ1 веков: Н.П. Ко-рыхаловой, Г.М. Цыпина.

Внедрение результатов опытно-экспериментальной работы в практику преподавания дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» в Пензенском государственном университете подтверждает практическую значимость данного исследования.

Некоторые концептуальные идеи исследователей XX-XXI веков, посвященные проблеме интерпретации категорий «культура», «профессиональная культура», «профессиональная культура педагога-музыканта». Основополагающими элементами феномена «профессиональная культура» являются понятия «культура» и «профессия». В общефилософском плане понятие «культура» рассматривается в работах Р. Бернса, В.С. Библера, М.С. Кагана, В. Франкла и др. Согласно этнографическому подходу, по мнению Э.Б. Тайлора, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей, и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [3, с. 18]. Некоторые исследователи трактуют культуру как активную творческую деятельность человека, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности (В.М. Межу-

ев, Н.С. Злобин) (цит. по: [4]). Другие понимают культуру как средство коммуникации (Э. Холл) (цит. по: [4]). Представляет интерес диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина, согласно которой культура проявляется во взаимодействии с другими культурами (цит. по: [4]). Е.А. Бодина резюмирует, что «культура становится определяющим критерием развития личности, критерием ее социального характера» [5, с. 29]. Исследователь отмечает слова В.В. Меду-шевского об особенностях взаимодействия личности и художественной культуры: «усилившаяся диалогичность, полифоничность восприятия, стереоскопическое видение отдельных произведений искусства в свете целого (культуры) и части - сфер культуры» (цит. по: [5, с. 29]).

Проблемам профессионального развития, формирования профессиональной культуры личности посвящены исследования И.А. Зимней, В.В. Краевского, Н.С. Пряжни-кова, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова и мн. др. Фундаментальным считается подход В.А. Сластенина, содержащий такие характеристики профессиональной культуры, как социальные мотивы трудовой деятельности, познавательный интерес, стремление применять знания на практике, развитие потребностей в творческом труде, высокие моральные качества, трудолюбие, долг, формирование основ культуры умственного и физического труда, целеустремленность, ответственность, предприимчивость [6]. Исходя из этого профессиональную культуру можно определить как инте-гративное понятие, которое подразумевает достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, умение творчески подходить к решению профессиональных задач, принимать адекватные решения в сложившейся ситуации и оценивать ее, соблюдать правила профессиональной этики, морали и обязанности трудового процесса.

Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры представлены с позиций философско-социо-логического анализа в трудах В.Л. Бенина

[7], с позиции личностно-ориентированного образования в работах Е.В. Бондаревской с соавт. [8]. Определенный интерес представляет исследование И.Ф. Исаева (культурологическая концепция) [9].

Особое значение для нашей работы имеют исследования, посвященные формированию отдельных сторон профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-музыкантов: особенности профессии учителя музыки (Л.Г. Арчажникова); методологическая культура (Э.Б. Абдуллин); педагогическая культура (Н.Б. Волчегорская, А.Н. Растрыгина); художественная культура (Л.А. Рапацкая); музыкально-эстетическая культура (Р.А. Тельчарова); мировоззренческая культура (Б.М. Целковников); формирование активного, самостоятельного мышления музыканта (Г.М. Цыпин).

Исследованию понятия «профессиональная культура педагога-музыканта» посвящена работа О.В. Грибковой. Категорию «профессиональная культура» ученый трактует как «тип жизнедеятельности, присущий субъекту профессиональной практики и представляющий собой комплекс инновационных идей, обеспечивающий непрерывный процесс исторической преемственности, профессионального развития личности, а также сохранения культурного наследия при постоянном продуцировании творческих процессов, которые определяющим образом влияют на устойчивость сферы его профессиональной жизнедеятельности» [10, с. 4].

Анализ научной литературы показал, что общей основополагающей позицией в понимании профессиональной культуры педагога-музыканта является понимание музыкально-педагогической деятельности как интегра-тивного явления, в котором педагогические и музыкально-творческие аспекты слиты воедино. Можно утверждать, что проблема формирования профессиональной культуры является одной из центральных проблем современной педагогической науки, тем не менее профессиональная культура педагога-музыканта в музыкальном образовании исследована недостаточно. Необходимо вы-

явить эффективный инструментарий формирования профессиональной культуры у иностранных студентов будущих педагогов-музыкантов в условиях образовательной среды российского педагогического вуза. И в центре всего процесса обучения стоит музыка, изучение которой в современных условиях международного сотрудничества и новой стратегии подготовки педагога-музыканта требует обновления подходов, где ведущим должна стать его музыкально-исполнительская практика, как «фундамент, основа музыкально-педагогической деятельности, позволяющая в самой высокой степени раскрыть личность педагога и оказать значительное влияние на формирование духовного мира учащихся. Следовательно, педагог-музыкант должен не просто хорошо владеть инструментом, а, говоря современным языком, обладать высоким уровнем «исполнительской компетентности» [11, с. 243].

Особый интерес представляет разработка педагогических механизмов, направленных на формирование у иностранных студентов профессиональной культуры педагога-музыканта в процессе музыкально-инструментальной подготовки.

Особенности музыкально-инструментальной подготовки студентов из Китая в педагогическом вузе. Как правило, с целью получить музыкально-педагогическое образование в российский вуз поступают китайские студенты либо без профессиональной музыкальной подготовки, либо с минимальными практическими музыкальными знаниями, умениями и навыками.

Специфика музыкально-инструментальной подготовки студентов из Китая в педагогическом вузе базируется на следующих направлениях музыкально-педагогической деятельности: освоении европейской системы нотации и ладового гармонического мышления; накоплении новых музыкальных интонационно-слуховых и художественных впечатлений; обогащении практических навыков и умений фортепианного исполнительства; освоении европейской и русской профессиональной музыкальной терминологии; участии в музыкально-просветительской дея-

тельности; умении применить полученные знания в процессе общения со школьниками в рамках практической подготовки; развитии коммуникативных навыков и взаимодействии.

Музыкально-инструментальная подготовка китайских студентов педагогического вуза предполагает поиск путей решения следующих проблем: поэтапная интеграция в музыкально-педагогическую образовательную среду, планирование и организация музыкально-образовательного процесса с учетом преемственности обучения между образовательными учреждениями России и Китая, адаптация содержания учебно-методических комплексов по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» для иностранных студентов, создание благоприятной атмосферы в процессе аудиторных занятий, работа с онлайн-переводчиком, педагогическое сопровождение иностранных студентов.

Одной из существенных составляющих воспитания профессиональной культуры у иностранных студентов будущих педагогов-музыкантов является воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирования. Воспитание культуры фортепианного интонирования у китайских студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе предполагает формирование исполнительского мастерства на новом уровне: воспитание отчетливой, ясной артикуляции и в то же время умения играть саП;аЫ1е, что является отличительной чертой именно русской исполнительской школы, выразительной динамической палитры; развитие технической умелости, темповой естественности, свободы исполнения, сценического самообладания; умение передавать в своем исполнении чувства, эмоции, глубину содержания музыки, образы, идеи и мысли, вложенные композитором; способность играть поэтично, одухотворенно, артистично; умение анализировать собственное выступление, отмечать положительные моменты и достижения, стремление совершенствоваться и развиваться и т. д.

Понимание музыки как «искусства интонируемого смысла» [12, с. 343], - именно данное изречение Б.В. Асафьева в настоящее

время является центральной идей российского музыкального образования, обусловлива-ясь тем, что китайские студенты перенимают у российских педагогов способность понимать музыку в профессиональном плане.

Культура фортепианного исполнения-интонирования как основная составляющая профессиональной культуры педагога-музыканта. Культура фортепианного исполнения-интонирования представляет собой «комплексное понятие, включающее в себя воспитание культуры звукоизвлечения, фразировки; мастерство владения штрихами, ощущением времени (метра-ритма, агогики); умение выстраивать звуковую перспективу (баланс звучания), владение педализацией, искусство интерпретации и др.» [13, с. 243]. Формулирование категории «культуры фортепианного исполнения-интонирования» произошло в работах отечественных музыковедов и педагогов-исследователей ХХ-ХХ1 веков [13]. Отметим некоторые аспекты учения об интонации и интонировании.

Согласно концепции Б.В. Асафьева, музыка является искусством интонируемого смысла, поэтому непременной составляющей обучения игре на инструменте является воспитание интонационно-тембрового слышания у музыканта [12]. В интерпретации В.В. Медушевского музыкальное искусство предстает как специфический вид мышления [14]. В.Н. Холопова рассуждает о музыкальных эмоциях как своеобразном мироощущении личности, представленном музыкальными интонациями [15]. Впервые проблему воспитания культуры инструментального интонирования формулирует М.М. Берлянчик, понимая под данной категорией творческую деятельность интерпретатора, в процессе которой музыкант-исполнитель «с помощью специфических инструментальных приемов нюансирует все средства выразительности, взаимодействующие в музыкальном высказывании» [16, с. 20-21]. А.В. Малинковская трактует исполнение-интонирование как глобальное самобытное художественное явление [17]. В работе А.В. Тороповой выделены два вида интонирования: «пластическое»,

включающее в себя певческое интонирование, и «звуковое», то есть речевое интонирование [18, с. 10, 12].

Методические рекомендации по воспитанию культуры фортепианного интонирования систематизированы в педагогическом наследии ведущих российских исследователей ХХ-ХХ1 веков: Н.П. Корыхаловой и Г.М. Цыпина и др. В соответствии с идеями Н.П. Корыхаловой [19], можно говорить о необходимости воспитания у иностранных студентов понимания онтологической специфики музыки, осознания будущими педагогами-музыкантами собственной миссии музыканта-просветителя, что неизбежно ведет к становлению инновационного подхода к музыкально-педагогической деятельности будущих учителей музыки. Г.М. Цыпин подчеркивает важность развития внутреннеслу-ховых представлений и их технического воплощения в процессе становления исполнительского мастерства инструменталистов: «технике пианиста (скрипача, виолончелиста и т. д.) надлежит быть не только безупречно точной по сугубо формальным параметрам; она должна быть еще и красива, живописна, многоцветна, дабы исполнитель мог передать в своей игре весь спектр красок и звуковых ароматов, заключенных в музыкальном произведении» [20, с. 136-137]. Именно подобным мастерством инструментального исполнения-интонирования будущий учитель музыки сможет увлечь детскую слушательскую аудиторию и способствовать эффективному усвоению многовековых традиций музыкальной культуры и искусства в стенах общей образовательной школы. Обозначенный аспект вновь и вновь подчеркивает важность воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования у студентов педагогического вуза, в том числе и иностранных обучающихся, будущих педагогов-музыкантов как необходимой составляющей профессиональной культуры.

В связи с поставленной проблематикой и обозначенными аспектами исследования нами были определены педагогические условия воспитания культуры фортепианного испол-

нения-интонирования у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском вузе.

Сделано предположение, что профессиональная культура педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки может быть сформирована, если:

- основополагающей позицией в понимании профессиональной культуры педагога-музыканта является понимание музыкально-педагогической деятельности как интегра-тивного явления, в котором педагогические и музыкально-исполнительские аспекты слиты воедино;

- процесс формирования профессиональной культуры педагога-музыканта предусматривает актуализацию культурно-образовательного потенциала музыкально-инструментальной подготовки;

- воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирования у иностранных студентов рассматривается как первоочередная и необходимая составляющая профессиональной культуры педагога-музыканта;

- выявлен и реализуется комплекс педагогических условий, обеспечивающих

формирование профессиональной культуры педагога-музыканта в процессе музыкально-инструментальной подготовки.

- в период обучения в вузе создана культурно-образовательная, музыкально-творческая среда, где музыкальное исполнительство само по себе является и составной частью, и условием существования данной среды.

При моделировании процесса формирования профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в условиях музыкально-инструментальной подготовки мы схематично представляли исследуемый феномен как совокупность функционально связанных и взаимообусловленных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-технологического и личностно-творческого.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента был разработан диагностический инструментарий, который включал критерии и показатели сформированности профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки (табл. 1).

Таблица 1

Диагностический инструментарий сформированности профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов

Table 1

Diagnostic tools for the development of the professional culture of a music teacher among foreign students

Компоненты Критерии Показатели оценивания

Мотивационно-ценностный Осознанность выбора профессии педагога-музыканта - сформированность системы профессиональных ценностей; - заинтересованное отношение к музыкально-инструментальной деятельности

Когнитивно-технологический Готовность к музыкально-педагогической деятельности - наличие системы знаний, умений и навыков в области музыкально-исполнительской деятельности; - знание методик овладения культурой фортепианного исполнения-интонирования; - владение навыками исполнения-интонирования музыки различных исторических стилей

Личностно-творческий Готовность к самообразованию - стремление к самосовершенствованию, профессиональному личностному развитию; - способность к рефлексии; - владение способами самопознания

В рамках педагогического эксперимента было проведено анкетирование иностранных студентов на тему «Чем для вас является профессия «учитель музыки»?». Ответы были интересные и разноплановые. Результаты показали высокую значимость современного российского музыкального образования за рубежом, социальную востребованность профессии «учитель музыки».

На вопрос «Почему вы выбрали профессию учителя музыки?» были получены следующие ответы. Выбор сделан потому, что нравится музыкальное искусство, есть понимание того, что музыка дарит людям красоту (20 %). Часть студентов отметила, что именно музыкальное искусство способствует формированию души: обогащает человека духовно и учит видеть красоту мироздания (25 %). У некоторых обучающихся прослеживается ярко выраженное стремление поделиться своими знаниями о музыке с теми, кто любит музыку (10 %). Большинство иностранных студентов отмечали, что у учителей музыки светлое будущее в Китае. Профессия учителя музыки очень почетна и уважаема; преподавание музыки делает жизнь интересней; есть любовь к педагогической деятельности, желание пробудить познавательный интерес к музыкальному инструменту у своих будущих учеников (35 %). Некоторые респонденты подчеркивали, что профессия «учитель музыки» - мечта с детства, отмечали любовь к общению и, в частности, общению с детьми (5 %). Были также ответы, что стимулом стать учителем музыки послужил образ русского преподавателя, под руководством которого студенты проходили вокальную и инструментальную подготовку в российском вузе, желание во всем ему подражать и, отчасти, стремление быть в чем-то похожим на своего русского педагога (5 %).

Ответы на вопрос «Что для вас значит обучение в российском музыкально-педагогическом университете?» подчеркнули актуальность и востребованность российского музыкально-педагогического образования в иностранных государствах. Были получены следующие ответы. Является гарантией по-

лучения современных знаний, что, несомненно, будет способствовать собственной дальнейшей успешной педагогической деятельности (25 %). Учеба в российском педагогическом университете позволяет эффективно улучшать собственные профессиональные знания, формирует умение справляться с важными и трудными моментами в преподавании (25 %). Некоторые иностранные студенты отметили, что обучение в России позволяет больше узнать о музыке, лучше понять музыкальное искусство и оценить очарование русской музыки (15 %). Студенты отмечали возможность получения профессиональных музыкальных знаний, умений и навыков в области фортепианного и вокального искусства, что, несомненно, будет способствовать возможности затем передать полученные музыкальные знания у себя на родине своим соотечественникам (15 %). Студенты из Китая отметили, что изучение музыки в России - это новый вызов для личности обучающегося, трудный, но в то же время очень полезный; возможность узнать европейскую и, в частности, русскую музыкальную культуру и самосовершенствоваться (5 %). Большинство обучающихся отмечает, что в процессе обучения в России многому научились. Музыкальное образование в России и музыкальное образование в Китае дают совершенно разные ощущения: отличие и в том, как учителя преподают и само отношение к музыкальному искусству. Студенты подчеркнули, что музыкальное образование в России означает не только возможность изучения различных культур и традиций, но и осознание того, что люди других стран дружественны (15 %).

Полученные данные свидетельствуют о высокой степени актуальности и востребованности российского музыкально-педагогического образования среди граждан КНР, о популярности и социальной значимости профессии учителя музыки среди китайской молодежи, о большом влиянии российских педагогов на китайских студентов, приезжающих учиться в РФ.

Формирующий этап эксперимента был посвящен реализации педагогических условий формирования профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки и выявлению их влияния на образовательный процесс и его результаты.

Педагогические условия нами представлены как совокупность необходимых, обязательных обстоятельств, обеспечивающих эффективность формирования профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки.

Первое условие - интеграция содержания музыкально-педагогической и музыкально-исполнительской подготовки будущих педагогов-музыкантов отражается в содержании практических занятий, использовании проблемно-поисковых методов, повышении мотивации к самостоятельной работе обучающихся.

Второе педагогическое условие - воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирования у иностранных студентов предусматривает использование активных форм и методов овладения навыками фортепианного исполнения-интонирования и ориентировано на освоение иностранными студентами фортепианных произведений различных музыкальных стилей.

Третье педагогическое условие - актуализация культурно-образовательного потенциала музыкально-инструментально подготовки предполагает активное участие обучающихся в различных олимпиадах, фестивалях и конкурсах музыкального исполнительства.

Четвертое педагогическое условие - создание культурно-образовательной, музыкально-творческой среды, где музыкальное исполнительство само по себе является и составной частью, и условием существования данной среды. Данное условие направлено на развитие личностно-творческого потенциала иностранных студентов будущих педагогов музыкантов и предполагает активное их уча-

стие в культурно-творческой жизни кафедры, факультета и университета, привлечение обучающихся к культурно-просветительской деятельности, разработке творческих проектов.

На контрольном этапе педагогического эксперимента было проведено повторное диагностическое исследование, которое выявило положительную динамику в уровне сфор-мированности как отдельных критериев, так и профессиональной культуры педагога-музыканта в целом у обучающихся экспериментальной группы (табл. 2).

Таблица 2

Динамика сформированности критериев профессиональной культуры педагога-музыканта у обучающихся в экспериментальной группе на контрольном этапе педагогического эксперимента

Table 2

Dynamics of the development of criteria for the professional culture of a music teacher among students in the experimental group at the control stage of the pedagogical experiment

Низкий Средний Высокий

уровень, % уровень, % уровень, %

До После До После До После

экспе- экспе- экспе- экспе- экспе- экспе-

римен- римен- римен- римен- римен- римен-

та та та та та та

85,71 9,52 14,29 52,38 0 38,10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности влияния на образовательный процесс выдвинутых нами педагогических условий формирования профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научно-педагогической литературы, посвященной исследованию проблем становления профессиональной культуры у будущих учителей музыки; понимание категории «культура фортепианного интониро-

вания» как необходимой составляющей профессиональной культуры педагога-музыканта; а также принимая во внимание приобретаемые иностранными студентами знания, умения и навыки, формирующие профессиональную компетентность обучающихся в области педагогики музыкального образования, - все это в совокупности позволило уточнить сущность и содержание категории «профессиональная культура педагога-музыканта» как интегративной социально обусловленной индивидуально-личностной системы, включающей следующие обязательные компоненты: мотивационно-цен-ностный, когнитивно-технологический, лич-ностно-творческий. Определены педагогические условия формирования профессиональ-

ной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе, что составило научную новизну данного исследования.

Возможные дальнейшие разработки в исследуемой области могут быть направлены на:

- изучение методико-методологических аспектов работы с иностранными студентами;

- разработку структурно-системного подхода к обучению иностранных студентов в российских педагогических вузах;

- обмен научно-педагогическим и практическим опытом в области международного сотрудничества.

Список литературы

1. Хань Мо. Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 183 с.

2. Шипилкина Т.А. Особенности организации музыкально-образовательного процесса для иностранных студентов из Китайской Народной Республики // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации: материалы 6 Всерос. (нац.) науч. конф., посвящ. 81-й годовщине со дня образования Пед. ин-та им. В.Г. Белинского Пенз. гос. ун-та. Пенза: ПГУ, 2020. С. 348-351.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. яз. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

4. Грушевицкая Т.Г. Культурология. М.: Юнити-Дана, 2010. 688 с.

5. Бодина Е.А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. М.: Юрайт, 2019. 234 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

7. Бенин В.Л. Педагогическая культура толерантности. Уфа: БГПУ, 2012. 171 с.

8. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2002. № 1 (1). С. 20-30.

10. Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 48 с.

11. Лашкул М.А. Исполнительская компетентность педагога-музыканта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (66). С. 243-249.

12. АсафьевБ.В. Музыкальная форма как процесс. СПб.: Музыка, 1971. 376 с.

13. Маряч А.Ю., Сухова Л.Г. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2021. № 2. С. 242-251.

14. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.

15. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, Планета музыки, 2014. 320 с.

16. Берлянчик М.М. Вопросы развития культуры интонирования в обучении скрипача. М.: РГСАИ, 2014. 168 с.

17. Малинковская А.В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995. 48 с.

18. ТороповаА.В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дис. ... д-ра пси-хол. наук. М., 2014. 337 с.

19. Корыхалова Н.П. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб.: Композитор, 2006. 552 с.

20. ЦыпинГ.М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника. М.: Юрайт, 2021. 193 с.

References

1. Khan Mo. Traditsii rossiyskoy fortepiannoy pedagogiki v kontekste sovershenstvovaniya professional'noy podgotovki kitayskikh uchashchikhsya-pianistov: dis. ... kand. ped. nauk [Traditions of Russian Piano Pedagogy in the Context of Improving the Professional Training of Chinese Piano Students. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2019, 183 p. (In Russian).

2. Shipilkina T.A. Osobennosti organizatsii muzykal'no-obrazovatel'nogo protsessa dlya inostrannykh studen-tov iz Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Features of the organization of the musical and educational process for foreign students from the People's Republic of China]. Materialy 6 Vserossiyskoy (natsional'noy) nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 81-y godovshchine so dnya obrazovaniya Pedagogicheskogo insti-tuta im. V.G. Belinskogo Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta «Pedagogicheskiy institut im. V.G. Belinskogo: traditsii i innovatsii» [Materials 6 All-Russia (National) Scientific Confrerence, Dedicated 81st Anniversary of the Founding of the Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky of Penza State University "Pedagogical Institute named after V.G. Belinsky: Traditions and Innovations"]. Penza, Penza State University Publ., 2020, pp. 348-351. (In Russian).

3. Taylor E.B. Pervobytnaya kul'tura [Primitive Culture]. Moscow, Politizdat Publ., 1989, 573 p. (In Russian).

4. Grushevitskaya T.G. Kul 'turologiya [Culturology]. Moscow, Unity-Dana Publ., 2010, 688 p. (In Russian).

5. Bodina E.A. Istoriya muzykal'noy pedagogiki. Ot Platona do Kabalevskogo [The History of Musical Pedagogy. From Plato to Kabalevsky]. Moscow, Urait Publ., 2019, 234 p. (In Russian).

6. Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2002, 576 p. (In Russian).

7. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'tura tolerantnosti [Pedagogical Culture of Tolerance]. Ufa, Bashkir State Pedagogical University Publ., 2012, 171 p. (In Russian).

8. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vos-pitaniya [Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Educational Systems]. Moscow, Rostov-on-Don, Creativity Center "Teacher" Publ., 1999, 560 p. (In Russian).

9. Isayev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshey shkoly kak samorazvi-vayushchayasya sistema [Professional and pedagogical culture of a teacher of higher education as a self-developing system]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2002, no. 1 (1), pp. 20-30. (In Russian).

10. Gribkova O.V. Teoriya i praktika formirovaniya professional'noy kul'tury pedagoga-muzykanta: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theory and Practice of the Development of the Professional Culture of a Music Teacher. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2010, 48 p. (In Russian).

11. Lashkul M.A. Ispolnitel'skaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta [Performing competence of a music teacher]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, Tambov, 2008, no. 10 (66), pp. 243-249. (In Russian).

12. Asafyev B.V. Muzykal'naya forma kakprotsess [Musical Form as a Process]. St. Petersburg, Muzyka Publ., 1971, 376 p. (In Russian).

13. Maryach A.Y., Sukhova L.G. Muzykal'no-pedagogicheskiye tekhnologii vospitaniya kul'tury fortepiannogo ispolneniya-intonirovaniya v kontekste sovremennoy pedagogiki muzykal'nogo obrazovaniya [Musical and pedagogical technologies of upbringing the culture of piano performance and intonation in the context of modern pedagogy of musical education]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki - Pedagogy. Theory and Practice, 2021, no. 2, pp. 242-251. (In Russian).

14. Medushevskiy V.V. Intonatsionnaya forma muzyki [Intonational Form of Music]. Moscow, Kompozitor Publ., 1993, 268 p. (In Russian).

15. Kholopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva [Music as an Art Form]. St. Petersburg, Lan', Planeta muzyki Publ., 2014, 320 p. (In Russian).

16. Berlyanchik M.M. Voprosy razvitiya kul'tury intonirovaniya v obuchenii skripacha [Development of the Culture of Intonation in the Training of the Violinist]. Moscow, Russian State Specialized Academy of Arts Publ., 2014, 168 p. (In Russian).

17. Malinkovskaya A.V. Fortepiannoye intonirovaniye kak muzykal'no-pedagogicheskaya i ispolnitel'skaya problema: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Piano Intonation as a Musical-Pedagogical and Performing Problem. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 1995, 48 p. (In Russian).

18. Toropova A.V. Fenomen intonirovaniya v genezise muzykal'no-yazykovogo soznaniya: dis. ... d-ra psikhol. nauk [The Phenomenon of Intonation in the Genesis of Musical and Linguistic Consciousness. Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2014, 337 p. (In Russian).

19. Korykhalova N.P. Za vtorym royalem. Rabota nad muzykal'nym proizvedeniyem v fortepiannom klasse [At the Second Piano. Working on a Piece of Music in the Piano Class]. St. Petersburg, Kompozitor Publ., 2006, 552 p. (In Russian).

20. Tsypin G.M. Muzykal'noye ispolnitel'stvo. Ispolnitel' i tekhnika [Musical Performance. Artist and Technique]. Moscow, Urait Publ., 2021, 193 p. (In Russian).

Информация об авторах

Маряч Анастасия Юрьевна, аспирант, кафедра специального фортепиано, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация, апа-Лазуа[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1548-0460

Шипилкина Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Музыка и методика преподавания музыки», Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4890-8507

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 16.06.2021

Одобрена после рецензирования 14.07.2021

Принята к публикации 03.09.2021

Information about the authors

Anastasiya Y. Maryatch, Post-Graduate Student, Special Piano Department, Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1548-0460

Tatyana A. Shipilkina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head «Music and Methods of Teaching Music» Department, Penza State University, Penza, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4890-8507

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 16.06.2021 Approved after reviewing 14.07.2021 Accepted for publication 03.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.