Научная статья на тему 'Формирование музыкально-исполнительских компетенций будущего педагога-музыканта на основе образцов башкирской музыкальной культуры'

Формирование музыкально-исполнительских компетенций будущего педагога-музыканта на основе образцов башкирской музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музыкально-исполнительская компетенция / фортепианное творчество / башкирские профессиональные композиторы / будущие педагоги-музыканты / профессиональное мастерство / Musical performance competence / piano creativity / Bashkir professional composers / future music teachers / professional skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина Ирма Рашитовна, Дайнова Гузель Закуановна, Камалиева Гульнара Раильевна

Музыкально-педагогическое образование в высших учебных заведениях сегодня в период трансформации системы образования направлена на поиск эффективных технологий, форм работы с будущими педагогами-музыкантами, которые бы способствовали эффективному личностному развитию каждого студента. Музыкально-педагогическая деятельность в рамках будущей профессии, подразумевает креативный подход и творческую продуктивность, которые возможны только при формировании профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Культурная специфика региона, в котором осуществляется профессиональная деятельность педагога-музыканта, требует изучения, анализа и освоение тех традиций, которые были сформированы веками и представляют национальную идентичность и культурную память народа. Для формирования музыкально-педагогических компетенций, необходимых для реализации своей профессиональной педагогической деятельности будущие педагоги-музыканты должны осваивать фортепианное творчество башкирских профессиональных композиторов в процессе подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левина Ирма Рашитовна, Дайнова Гузель Закуановна, Камалиева Гульнара Раильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MUSICAL AND PERFORMING COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER-MUSICIAN BASED ON SAMPLES OF BASHKIR MUSICAL CULTURE

Music and pedagogical education in higher educational institutions today, during the transformation of the education system, is aimed at finding effective technologies, forms of work with future music teachers, which would contribute to the effective personal development of each student. Musical and pedagogical activity within the framework of the future profession implies a creative approach and creative productivity, which are possible only when forming the professional competencies of a future musician teacher. The cultural specificity of the region in which the professional activity of a teacher-musician is carried out requires the study, analysis and development of those traditions that have been formed over the centuries and represent the national identity and cultural memory of the people. For the formation of musical and pedagogical competencies necessary for the implementation of their professional pedagogical activities, future music teachers must master the piano work of Bashkir professional composers in the process of training at the university.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкально-исполнительских компетенций будущего педагога-музыканта на основе образцов башкирской музыкальной культуры»

Формирование музыкально-исполнительских компетенций будущего педагога-музыканта на основе образцов башкирской музыкальной культуры

Левина Ирма Рашитовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы E-mail: irma_levina@mail.ru

Дайнова Гузель Закуановна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального и хореографического образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы E-mail: dainovagz@yandex.ru

Камалиева Гульнара Раильевна,

преподаватель, преподаватель кафедры музыкального и хореографического образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы E-mail: lyabemol@mail.ru

Музыкально-педагогическое образование в высших учебных заведениях сегодня в период трансформации системы образования направлена на поиск эффективных технологий, форм работы с будущими педагогами-музыкантами, которые бы способствовали эффективному личностному развитию каждого студента. Музыкально-педагогическая деятельность в рамках будущей профессии, подразумевает креативный подход и творческую продуктивность, которые возможны только при формировании профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Культурная специфика региона, в котором осуществляется профессиональная деятельность педагога-музыканта, требует изучения, анализа и освоение тех традиций, которые были сформированы веками и представляют национальную идентичность и культурную память народа. Для формирования музыкально-педагогических компетенций, необходимых для реализации своей профессиональной педагогической деятельности будущие педагоги-музыканты должны осваивать фортепианное творчество башкирских профессиональных композиторов в процессе подготовки в вузе.

Ключевые слова. Музыкально-исполнительская компетенция, фортепианное творчество, башкирские профессиональные композиторы, будущие педагоги-музыканты, профессиональное мастерство.

В современном обществе преобразования социокультурного сектора положили начало трансформации, а также послужили фактором изменения в представлении понятий «образованный человека» и «развивающейся человек». В научных трудах таких исследователей как В.А. Болотов, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Баранников анализируется последовательность «знания-умения-навыки», которая преобразуется в последовательность «знания-понимание-умения». Благодаря интеграции этих понятий, появилась возможность для формирования компетенций профессиональной деятельности, а практико-ориентированный подход в педагогическом образовании стал способствовать практической реализации знаний через опыт и умения [5].

Музыкально-педагогическое образование сегодня находится на пути поиска новых технологий, форм и методов для продуктивной подготовки будущего педагога-музыканта. «Компетентность формируется в совокупности развития профессиональных личностных качеств педагога-музыканта» [6, с. 17]. Музыкально-педагогическое образование в высших учебных заведениях сегодня использует различные технологии, формы, приемы и способы для эффективного личностного развития каждого студента, будущего педагога-музыканта. Музыкально-педагогическая деятельность подразумевает творческий подход и творческую продуктивность, которые возможны только при формировании профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. В результате самореализации творческих возможностей такого преподавателя, происходит творческое развитие учащихся. Образовательный процесс подготовки будущего педагога-музыканта содержит общенаучный, музыкально-теоретический и исполнительский направления. В основные профессиональные образовательные программы включены дисциплины, направленные на формирование профессиональных компетенций [5].

Таким образом, образовательная система профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта построена на формировании его профессиональных компетенций.

Особая роль в формировании профессиональных компетенций принадлежит музыкально-исполнительскому направлению. Исполнительская подготовка основана на взаимодействии специальных дисциплин, позволяющих овладеть различными компонентами профессионального мастерства для формирования музыкально-исполнительских компетенций [6].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Музыкально-исполнительское направле-

ние подготовки будущего педагога-музыканта состоит из следующих компонентов: личностный, когнитивный, музыкально-деятельностный, социально-коммуникативный. Обучение студентов по исполнительским дисциплинам предполагает несколько видов музыкальных компетенций [7]. Наличие музыкально-слуховой компетенции означает развитие эмоционально-образного восприятия музыкальной ткани в личностном компоненте, музыкально-слуховой эрудиции и музыкальной памяти в когнитивном компоненте, развитие музыкального слуха и музыкально-слуховых представление, который составляет музыкально-деятельностный компонент, слуховое восприятие музыкальной информации в социально-коммуникативном компоненте. Музыкальные компетенции развиваются благодаря способностям к изучению и пониманию художественно-эстетических ценностей в личностном компоненте, к освоению историко-теоретических и специальных знаний в когнитивном компоненте, наличию рационально-логического мышления в музыкально-деятельностном компоненте, передаче музыкальной информации с использованием речи в процессе общения в социально-коммуникативном компоненте.

Особое значение имеет музыкально-исполнительская компетенция [8]. Она мотивирует исполнительскую деятельность, наличие артистизма и воли в личностном компоненте, формирование исполнительского аппарата и владение музыкально-исполнительскими приемами игры в когнитивном компоненте, сочетание исполнительских навыков и художественно-образным мышлением в музыкально-деятельностном компоненте, вырабатывание сценического поведения и трансляция музыкальной информации в социально-коммуникативном компоненте.

К музыкальной компетенции будущего педагога-музыканта относится и музыкально-педагогическая компетенция [7]. В ней сочетаются наличие социально-культурных ценностей и организационные способности в личностном компоненте, владение психолого-педагогическими и специальными навыками в когнитивном компоненте, одновременно рационально-логическое и художественно-логическое мышления в музыкально-деятельностном компоненте, умение выстраивать межличностные, индивидуальные и групповые формы общения в социально-коммуникативном компоненте.

Обучаясь в высшем учебном заведении, будущие педагоги-музыканты формируют навыки, позволяющие в практической педагогической деятельности принимать нестандартные решения возникающих проблем, разрабатывать новые ме-5 тоды и приемы, а также их интегрировать для эф-5 фективности образовательного процесса [7]. Бла-^ годаря совершенствованию и модернизации об° разовательных программ, студенты направления ав музыкальное образование получают возможность

новой интерпретации методических рекомендаций для внедрения их в образовательный процесс в результате собственной педагогической деятельности.

Образовательный процесс исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта предполагает индивидуальный подход к каждому студенту и проведение занятий в индивидуальной форме. Дисциплина «Музыкальное исполнительство» подразумевает не только разучивание программы, состоящей из нескольких произведений, но и концертное их исполнение перед публикой. Данная дисциплина способствует формированию музыкально-исполнительских представлений, необходимых для творческой самореализации будущего педагога-музыканта [8]. В исследовательских работах К.Н. Игумнова, Е.Г. Сорокиной, А.Д. Готлиба рассматриваются вопросы инструментального исполнительства и методы его совершенствования. Проблемы исполнительского мастерства также анализируются в трудах Т.А. Гай-дамович, Д.Д. Благого, Р.Р. Давидяна. Огромную роль они уделяют личностному развитию исполнителя. Дисциплина «Музыкальное исполнительство» позволяет раскрыть потенциал каждого будущего педагога-музыканта, а также способствует формированию творческой самостоятельности и инициативности. Изучая исполнительские навыки и совершенствую свое исполнительское мастерство, будущий педагог-музыкант овладевает основами музыкально-исполнительской культуры, являющейся фундаментом будущей его профессиональной музыкально-педагогической деятельности [7].

Музыкальное исполнительство подразумевает умение трактовать содержание музыкальных произведений, способность к художественному прочтению музыкального текста, возможность правильной интерпретации индивидуального авторского стиля. «Музыка не может существовать без исполнительского искусства» писал Ж. Бреле. На занятиях по музыкальному исполнительству будущий педагог-музыкант учится справляться с возникающими исполнительскими сложностями, используя творческий подход и новаторские решения [8].

Исследования в области профессиональной деятельности педагога-музыканта проводили Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Нейгауз, Э.Б. Абдул-лин, В.А. Петрушин, О.А. Апраксина, Г.М. Цыпин. О формировании музыкально-исполнительской компетенции будущего педагога-музыканта труды таких исследователей как Т.В. Трубицына, В.А. Муцмахер, А.Г. Каузова, С.И. Савшин-ский, К.В. Тарасова, А.В. Малинковская. Будущий педагог-музыкант, занимаясь музыкально-исполнительской деятельностью, изучает музыкальные произведения, включенные в перечень рекомендуемых для разучивания произведений. Нарабатывая основные профессиональные исполнительские навыки, будущий педагог-музыкант формирует музыкально-исполнительские ком-

петенции, необходимые в самостоятельной профессиональной педагогической деятельности [7]. Однако практическая деятельность может потребовать реализацию умений и навыков на уровне более серьезном, чем учебная обстановка и способность к самостоятельному решению более сложных профессиональных задач. Возможны случаи интерференции, связанные с отсутствием способности использования профессиональных умений и навыков в новых условиях. Дисциплина «Музыкальное исполнительство» позволяет избежать авторитарного представления и разучивания музыкальных произведений по общепринятому стандарту. Исполнительство представляет собой сложный процесс. Разбирая музыкальный текст, будущий педагог-музыкант соприкасается с авторским мировоззрением и мироощущением, знакомится с индивидуальной концепцией композитора. Задача исполнителя заключается в том, чтобы авторский нотный текст был грамотно расшифрован и разучен, однако сам исполнительский процесс не должен быть точно скопирован, звучание произведения не может быть штампованным. Исполнительство - это живое явление, в котором сочетаются правильные исполнительские навыки, грамотные теоретические знания и интерпрета-торские умения [8]. Именно способность интерпретировать музыкальное произведение служит основой формирования музыкально-исполнительских компетенций будущего педагога-музыканта. Понятие «интерпретация» в переводе с латинского языка означает «объяснение». Дисциплина «Музыкальное исполнительство» под интерпретацией подразумевает два значения: первое - это понимание композиторской идеи, а второе - это воплощение этой идеи в концертном исполнении.

Дисциплина «Музыкальное исполнительство», которую изучают студенты нашего педагогического университета, предполагает разучивание репертуара из произведений башкирских профессиональных композиторов. Инструментальная фортепианная музыка башкирских композиторов очень актуальна и востребована исполнителями [1]. На основе башкирского фольклора, башкирским композиторам удалось создать огромное количество замечательных произведений, которые вошли в сокровищницу башкирской музыкальной культуры и искусства. Исполняя фортепианные произведения башкирских композиторов, будущие педагоги-музыканты знакомятся и осваивают национальный фортепианный стиль [9]. Внедрение фортепианных произведений, содержащих элементы народной музыки, в программы с академическими произведениями, обогащает слуховые представления студентов мелодическими национальными оборотами, связанными с ладом пентатоника. Педагогический исполнительский репертуар студентов, будущих педагогов-музыкантов, составляют фортепианные произведения различных жанров. К ним относятся пьесы З. Исмагилова «Кукушка», «Скерцо», «Лунная ночь», «Ноктюрн», Х. Ахметова «Элегия», «Раздумье», «Походный

марш», Н. Сабитова «Четыре прелюдии». Разучивая эти произведения, студенты слышат национальный колорит башкирской музыки и башкирского фольклора, на основе которого они созданы [9].

Особое место среди башкирских композиторов принадлежит творчеству Н.Г. Сабитова. Именно этому композитору удалось создать свой собственный фортепианный стиль, соединить башкирские национальные традиции с профессиональной музыкой, сформировать в инструментальной музыке новый пласт, представленный его фортепианными произведениями. Огромное количество его произведений созданы в качестве учебного материала для освоения навыков инструментального исполнительства.

Известным у исполнителей и слушателей произведением является вариационный цикл Н.Г. Сабитова, написанный в 1949 году. Данный цикл вариаций получил название «Тема с вариациями» е-то11 (ор.7). В основе этого произведения лирическая мелодия, которая является основной темой. Преступая к изучению данного произведения, будущие педагоги-музыканты осваивают музыкально-исполнительское направление башкирской музыкальной культуры [1].

Разучивая вариацию № 1, будущий педагог-музыкант занимается развитием мелкой техники, необходимой для исполнения шестнадцатых длительностей. Движение по звукам пентатоники, которая находится в основе произведения [1], позволяет музыкальному слуху быстро запоминать и воспроизводить внутренним слухом мелодическую линию шестнадцатых длительностей, что позволяет подстраивать правильное движение пальцев и всей кисти. Происходит формирование когнитивного компонента, который позволяет слуховым представлениям направлять исполнительские движения, а повторяющееся интервальное строение пентатоники способствует формированию и закреплению позиционной игры [10].

В вариации № 2 техническую сложность представляет исполнение скачков. Наличие когнитивного компонента позволяет сочетать работу над скачками с анализом причин, которые вызывают неточное исполнение скачков. Гармонические функции, построенные на основе мелодии народной песни [1], способствуют процессу синтеза национального колоритного звучания с расположением скачков, что помогает организовать точное исполнительское движение и справиться со скачками.

Вариация № 3 изобилует орнаментальными украшениями мелодии, очень характерными для башкирской национальной музыки [1]. Исполнение мелизмов требует от будущих педагогов-музыкантов владения мелкой моторикой, а также наличием точного чувства ритма [10]. В метроритмическом отношении верно исполненные форшлаги, морденты придают оригинальность звучанию темы и организуют структуру мелодии. Работая в этом направлении и добиваясь точного вы-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

полнения авторских указаний, будущие педагоги-музыканты развивают ритмическое чувство и мелкую моторику пальцев, которые ведут к появлению музыкально-деятельностного компонента.

Вариация № 4 построена на чередовании последовательностей арпеджиато. Для их исполнения важную роль играет взаимосвязь всех пяти пальцев с запястьем. Социально-коммуникативный компонент выражается здесь в способности к взаимодействию и сотрудничеству уже на анатомо-физиологическом уровне. Для того чтобы добиться слаженной работы звеньев исполнительского аппарата, необходимо прочувствовать «текстуру» арпеджиато. Пентатоника способствует формированию позиционного исполнения арпеджиато [1], так как мышечная система опорно-двигательной аппарата приспособлена к запоминанию периодически повторяющихся элементов, а также движений для их воспроизведения.

Вариация № 5 отличается проведением основной темы в партии левой руки. Эта вариация позволяет переключить функционал между руками. Исполнение мелодии левой рукой, с ее интонированием, выразительным проведением, озвучиванием национальных башкирских интонаций [1], соблюдением звукового баланса между мелодией и аккомпанементом, способствуют формированию коммуникативных навыков, возможности слушать и слышать все звучащие одновременно голоса, отдавая приоритет основной и уделяя внимание второстепенным линиям, выстраивая таким образом контакт между различными элементами музыкальной ткани [10]. Сочетание в партии правой руки элементов крупной и мелкой техники, развивает и выстраивает контактную работу одновременно с разными группами исполнительских приемов, что способствует формированию коммуникабельного начала и социально-коммуникативного компонента.

Вариация № 6 построена на основе пунктирного ритмического рисунка. Кварто-квинтовые ходы в пунктирном изложении, звучат как призывные реплики [10]. Такая имитация человеческой речи является проявлением социально-коммуникативного компонента. Именно интервалы чистой кварты и чистой квинты, характерные для мелодий башкирских народных песен [2], позволяют будущим педагогам-музыкантам осознать сходство музыкальной интонации и человеческой речи.

Вариация № 7 является очень характерной вариацией по своему звучанию. Разучивая эту вариацию, будущие педагоги-музыканты отрабатывают навыки владения крупной фортепианной техникой. Октавное движение в партии правой руки и в партии левой руки усложнено скачкообразными оборотами. Рационально-логическое понимание 5 и решение исполнительской задачи, в сочетании о с рационально-художественным мышлением, фор-^ мируют музыкально-деятельностный компонент, ° благодаря образу национальной пляски мужчин-

Ю ^ -

г джигитов в содержании данной вариации [2].

Вариация № 8 выступает контрастом к предыдущей вариации, так как композитор строит ее содержание на основе женского образа [2]. Переплетение движений по звукам хроматической гаммы, октавное изложение в сочетании со скачкообразными вариантами в музыкальной фактуре [9], передают особенности национального женского танца и формируют эмоционально-образное восприятие личностного компонента.

Вариация № 9 имитирует звучание жанра протяжной песни башкирской народной музыки. Слуховые представления будущих педагогов-музыкантов здесь связаны со звучанием тембра инструмента курай [3]. Имитация звучания башкирского национального инструмента курай, исполняющего протяжную песню, ассоциируется с образом родного края и вызывает воспоминания о самом родном, близком, дорогом для каждого человека [4]. Формирование духовного начала и богатого внутреннего мира обуславливает наличие социально-культурных ценностей личностного компонента.

Вариация № 10 - заключительная в цикле. Она является итогом развития всего вариационного цикла. В этой вариации возникает одновременно несколько исполнительских задач, выражающихся в сочетании технических трудностей и в передаче образного, эмоционально-художественного содержания [10]. Аккордовая фактура, представляющая крупный вид фортепианной техники, при исполнении на фортиссимо, требует подключения крупных мышц исполнительского аппарата. Игра весом руки от плеча, связана с огромной нагрузкой на опорно-двигательную систему. Разучивая эту вариацию, будущие педагоги-музыканты, на материале башкирской народной музыки [9], отрабатывают навыки и приемы владения крупными элементами исполнительской техники и формируют когнитивный компонент в сочетании с музыкально-деятельностным компонентом.

Следовательно, разучивая вариационный цикл Н.Г. Сабитова «Тема с вариациями» e-moll, будущие педагоги-музыканты получают уникальную возможность познакомиться, выучить и исполнить такое замечательное произведение фортепианного творчества башкирских профессиональных композиторов. Работа по разучивание вариаций сопряжена с формированием личностного, когнитивного, музыкально-деятельностного, социально-коммуникативного компонентов, которые, объединяясь в единый комплекс создают профессиональную музыкально-исполнительскую компетенцию [5].

Таким образом, включение в репертуар программы по дисциплине «Музыкальное исполнительство» произведений фортепианного творчества башкирских профессиональных композиторов, позволяет будущим педагогам-музыкантам изучать самобытный башкирский мелос, знакомится с многообразием жанров и стилей башкирской национальной культуры. Благодаря фортепианному творчеству башкирских профессиональных композиторов, у будущих педагогов-

музыкантов формируется исполнительская компетенция, подразумевающая когнитивные способности, связанные с пониманием и использованием различных идей; методологические способности, предполагающие способность к пониманию, к организации обучения, к решению возникающих проблем; технические навыки, обусловленные необходимостью работы с произведениями профессионального уровня, аналитические способности для обработки информации. Исполнительская компетенция требует базовых знаний по многим направлениям и основательное изучение специальных дисциплин.

Осваивая фортепианное творчество башкирских профессиональных композиторов, будущие педагоги-музыканты интегрируя свои знания, формируют также музыкально-педагогическую компетенцию и достигают профессионального мастерства, подготавливая тем самым свою самостоятельную профессиональную педагогическую деятельность [7]. Обучаясь исполнительскому мастерству на основе фортепианных произведений башкирских профессиональных композиторов, будущие педагоги-музыканты получают возможность использовать накопленные знания, умения, навыки в практических условиях, а также реализо-вывать свой потенциал и развивать индивидуальные способности во взаимодействии, сотрудничестве и общении с различными специалистами, представляющими разные направления и области профессиональной деятельности, способствуя таким образом, формированию музыкально-исполнительских компетенций.

Литература

1. Гарипова Н.Ф. Башкирская фортепианная музыка / Н.Ф. Гарипова; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние социальных и гуманитарных наук, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Уфимская гос. акад. искусств им. Загира Исмагилова. - Уфа: Гилем, 2008. - С. 380.

2. Гарипова Н.Ф. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов // Этот многообразный мир музыки: Сборник статей к 80-летию М.Г. Ара-новского. - М.: Государственный институт искусствознания, 2010. - С. 50-53.

3. Гарипова Н.Ф. Интонационная лексика курая в тематизме фортепианных сочинений башкирских композиторов // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 1. - С. 150-157.

4. Гарипова Н.Ф. Интонационная лексика курая как способ воплощения национального в тема-тизме фортепианных сочинений башкирских композиторов // Художественный мир музыкального произведения. Межвузовский сборник статей / Отв. редактор-составитель и научный редактор Л.Н. Шаймухаметова. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2001. -С.107-125.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании (авт. версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста. 2003. - С. 4-10.

6. Левина И.Р. Компетентность учителя музыки: монография. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2004. - 144 с.

7. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е.Р. Сизова. М., 2008. - С. 43.

8. Сибирякова Г.Г. Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в условиях исполнительской подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.Г. Сибирякова. Волгоград, 2005. - С. 193.

9. Скурко Е. Композиторы и музыковеды Башкортостана. Очерки жизни и творчества. -Уфа: Китап, 2002. - С. 235.

10. Шуранов В.А. Основы художественности музыкального произведения. Анализ и интерпретация: Учебное пособие / В.А. Шуранов. - Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова, 2018. - С. 209.

FORMATION OF MUSICAL AND PERFORMING COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER-MUSICIAN BASED ON SAMPLES OF BASHKIR MUSICAL CULTURE

Levina I.R., Dainova G.Z., Kamalieva G.R.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

Music and pedagogical education in higher educational institutions today, during the transformation of the education system, is aimed at finding effective technologies, forms of work with future music teachers, which would contribute to the effective personal development of each student. Musical and pedagogical activity within the framework of the future profession implies a creative approach and creative productivity, which are possible only when forming the professional competencies of a future musician teacher. The cultural specificity of the region in which the professional activity of a teacher-musician is carried out requires the study, analysis and development of those traditions that have been formed over the centuries and represent the national identity and cultural memory of the people. For the formation of musical and pedagogical competencies necessary for the implementation of their professional pedagogical activities, future music teachers must master the piano work of Bashkir professional composers in the process of training at the university.

Keywords. Musical performance competence, piano creativity, Bashkir professional composers, future music teachers, professional skills.

References

1. Garipova N.F. Bashkir piano music / N.F. Garipova; Acad. Sciences Resp. Bashkortostan, Department of Social and Humanitarian Sciences, Federal Agency for Culture and Cinematography, Ufa State acad. arts them. Zagira Ismagilova. -Ufa: Gilem, 2008. -p. 380.

2. Garipova N.F. Intonation vocabulary and stylistics of piano works of Bashkir composers // This diverse world of music: Collection of articles for the 80th anniversary of M.G. Aranovsky. -M.: State Institute of Art Studies, 2010. - p. 50-53.

3. Garipova N.F. The intonational vocabulary of the kurai in the thematic of the piano works of Bashkir composers // Problems of Musical Science. 2008. No. 1. - p. 150-157.

4. Garipova N.F. Intonational vocabulary of the kurai as a way of embodying the national in the thematic of the piano works of Bashkir composers // Artistic world of a musical work. Interuni-

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

versity collection of articles / Otv. editor-compiler and scientific editor L.N. Shaimukhametova. - Ufa: Laboratory of Musical Semantics, 2001. - pp. 107-125.

5. Zimnyaya I.A. Key competencies as an effective-target basis of a competence-based approach in education (author's version). Moscow: Research Center for the Problems of the Quality of Specialist Training. 2003. - p. 4-10.

6. Levina I.R. Competence of a music teacher: a monograph. -Ufa: Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla, 2004. -144 p.

7. Sizova E.R. Professional training of specialists in the system of classical music education: author. dis. Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / E.R. Sizov. M., 2008. - p. 43. 8. Sibiryakova G.G. Professional development of the future teacher-musician in terms of performing training: dis. Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / G.G. Sibiryakov. Volgograd, 2005. - p. 193.

8. Skurko E. Composers and musicologists of Bashkortostan. Essays on life and work. - Ufa: Kitap, 2002. - p. 235.

9. Shuranov V.A. Fundamentals of the artistry of a piece of music. Analysis and interpretation: Textbook / V.A. Shuranov. - Ufa: UGII im. Z. Ismagilova, 2018. - p. 209.

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.