Научная статья на тему 'О концепции научных разработок лаборатории музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова'

О концепции научных разработок лаборатории музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
504
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА / MUSICAL SEMANTICS / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / MUSICAL TEXT / ИННОВАТИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIVE TECHNIQUES IN MUSICAL EDICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаймухаметова Людмила Николаевна

В статье представлена авторская концепция смысловой организации музыкального текста Л.Н. Шаймухаметовой и информация о созданной ею научной школе на базе Лаборатории музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств. Автор информирует об основной стратегии и результатах деятельности сотрудников в двух направлениях: теоретическом и прикладном, обеспечивающем инновационными разработками образовательную систему подготовки профессиональных музыкантов. Основой концепции является разработанная автором статьи техника семантического анализа. Она позволяет делать структурное описание содержания музыкального произведения. Семантический анализ, в свою очередь, позволил разработать теорию создания вторичного текста (исполнительского сценария). Научная школа Л.Н. Шаймухаметовой продолжает фундаментальные исследования и разработки в области практической семантики и креативной работы с музыкальным текстом (ссылка на электронную библиотеку Лаборатории музыкальной семантики: http://lab-ms.narod.ru/index/0-32).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the conception and research results of the Laboratory of musical semantics at the Ufa state academy of arts named after Zaghir Ismagilov

The article presents L.N. Shaymukhametova's author conception of the semantic organization of musical texts and the information about the scientific school founded by her on the basis of the Laboratory of Musical Semantics at the Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov. The author informs about the main strategy and results of the research workers' activity in two fi elds: theoretical and applied, providing the educational system of training skilled musicians by innovative workings. The technique of the semantic analysis made by the author of the article is the underpinning of the conception. It creates opportunities to carry out the structural description of а musical work content. In its turn, semantic analysis permitted to develop the theory of creating the secondary text (performing script). The scientific school by L. Shaymukhametova continues both fundamental researches and working in the field of practical semantics and creative work with a musical text. Web-adress of the Laboratory of Musical Semantics: http://lab-ms.narod.ru/index/0-32.

Текст научной работы на тему «О концепции научных разработок лаборатории музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова»

ИСКУССТВО. ЛИТЕРАТУРА

Л.Н. Шаймухаметова, e-mail: [email protected] УДК 78

О КОНЦЕПЦИИ И НАУЧНЫХ РАЗРАБОТКАХ ЛАБОРАТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ УГАИ ИМ. ЗАГИРА ИСМАГИЛОВА

Знакомьтесь: член редколлегии журнала Шаймухаметова Людмила Николаевна (р. 12.11.1951, г.

Свердловск), музыковед, музыкальный педагог, доктор искусствоведения (2001), профессор (1992). Заслуженный деятель искусств РФ (2007) и РБ (2001). Окончила историко-теоретическое отделение Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского в 1976 году. В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы» (Отдел музыки Российского института искусствознания, Москва), в 2000 г. - докторскую по теме «Семантические процессы в музыкальной теме» (Государственный институт искусствознания, Москва).

В 1983-1990 гг. зав. кафедрой теории истории музыки Уфимской гос. академии искусств, с 2001 г. зав. научно-исследовательской Лабораторией музыкальной семантики. Разработала исследовательское направление в области музыкальной семантики, основала научную школу и является научным руководителем созданной ею Лаборатории музыкальной семантики. Организовала выпуск российского научного специализированного журнала «Проблемы музыкальной науки» (включён в Перечень ВАК), является ее главным редактором, с 2008 г. научно-методического вестника Лаборатории музыкальной семантики «Креативное обучение в ДМШ» (приложение к журналу «Проблемы музыкальной науки»), в 2008-2013 гг. являлась его главным редактором.

Автор более 500 научных трудов, в т.ч. научно-методических изданий. Учебные пособия, написанные ею, отмечены Министерством культуры РФ как инновационные проекты.

Главные направления научных исследований: музыкальная поэтика, риторика семантика, теоретические и прикладные проблемы музыкальной педагогики.

Научные труды: Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: монография. М., 1999; Семантический анализ музыкальной темы: учеб. пособие для вузов искусства и культуры. М., 1999; Семантические процессы в тематизме сонат Д. Скарлатти. Уфа, 1998; Семантический анализ музыкального текста (о разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики) // Проблемы музыкальной науки. - 2007. - № 1; Мигрирующая интонационная формула как феномен музыкального мышления // Проблемы музыкальной науки. - 2011. - № 2; Играем вместе с учителем: учеб.-методическое пособие. - Parmarium Academic Publishing. Saarbrücken, Deutschland / Германия, 2014. (соавт.); Современные формы креативной работы с музыкальным текстом / «Veda a technologie: krok do budoucnosti - 2014».: Praha. «Education and Science» Publishing House s.r.o, 2014. - C. 55-57.

Introducing a member of the joirnal's editorial board Liudmila N. Shaymukhametova (born November 12, 1951 in Sverdlovsk), musicologist, musical teacher, Doctor of Arts (2001), Professor (1992), Merited Activist of Arts of the Russian Federation (2007) and the Republic of Bashkortostan (2001).

She graduated from the Urals State M. Mussorgsky Conservatory, Historic and Theoretic Department in 1976, in 1994 she defended her dissertation on the subject Migrating Intonational Formula and Semantic Context of a Musical Theme at the Department of Music in the Russian Institute of Arts History in Moscow. The defence of the doctoral dissertation on the subject Semantic process in the Musical Theme took place in June, 2000 in the State Institute of Art History in Moscow.

In 1983-1990 she was the head of the Theory of Music Chair, since 2001 she is the Director of the Laboratory of Musical Semantics.

© ШаймухаметоваЛ.Н., 22015

Dr Shaimukhametova is the developer of the scientific direction in the field of musical semantics, the founder of scientific research school and scientific supervisor of the Laboratory of Musical Semantics.

In 2007 she organized the Russian specialized scientific journal Music Scholarship / Problemy Muzykal'noj Nauki (it is included in the list of peer-reviewed journals reviewed by the Highest Certification Commission / VAK) and is its editor-in-chief, since 2008 she has been publishing the methological bulletin of the Laboratory of Musical Semantics Creative teaching in Children is Music at School / Kreativnoe obuchenie v Detskoi Muzykalnoi Shkole (appendix to the journal Music Scholarship / Problemy Muzykal'noj Nauki) and in 2008-2013 was its editor-in-chief.

She is the author of more than 500 scientific works, including methological publications. Training manuals written by L.N. Shaymukhametova are mentioned as innovative projects by the Art Ministry of the Russian Federation.

The main directions of scientific researches: musical theory of poetry, rhetoric, semantics, theoretical and applied problems of musical pedagogics.

Scientific works: Migranting Intonational Formula and Semantic Context of a Musical Theme: Monograph. Moscow, 1999 (In Russ.); Semantic Analysis of a Musical Theme. Training Manuals for Higher Educational Institutes of Arts and Culture. Moscow, 1999 (In Russ.); Semantic Process in the Themes of J. Scarlatti's Sonatas. Ufa, 1998 (In Russ.); Semantic Analysis of a Musical Text (about Workings of Problem Research Laboratory of Musical Semantics). In: Music Scholarship, 2007, no. 1; Migrating Intonational Formula as a Phenomenon of Musical Thinking. In: Music Scholarship, 2011, no. 2; We are Playing with a Teacher. Teaching Aid. Parmarium Academic Publishing. Saarbrücken, Deutschland / Germany, 2014 (co-author, in Russ.); Modern Forms of Creative Works with a Musical Text. In: Veda a technologie: krok do budoucnosti - 2014.: Praha. «Education and Science» Publishing House s.r.o, 2014, pp. 55-57 (In Russ.).

Аннотация

В статье представлена авторская концепция смысловой организации музыкального текста Л.Н. Шаймухамето-вой и информация о созданной ею научной школе на базе Лаборатории музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств. Автор информирует об основной стратегии и результатах деятельности сотрудников в двух направлениях: теоретическом и прикладном, обеспечивающем инновационными разработками образовательную систему подготовки профессиональных музыкантов.

Основой концепции является разработанная автором статьи техника семантического анализа. Она позволяет делать структурное описание содержания музыкального произведения. Семантический анализ, в свою очередь, позволил разработать теорию создания вторичного текста (исполнительского сценария).

Научная школа Л.Н. Шаймухаметовой продолжает фундаментальные исследования и разработки в области практической семантики и креативной работы с музыкальным текстом (ссылка на электронную библиотеку Лаборатории музыкальной семантики: http://lab-ms.narod.ru/index/0-32).

Ключевые слова: музыкальная семантика, музыкальный текст, инноватика в музыкальном образовании

Liudmila N. Shaymukhametova

ON THE CONCEPTION AND RESEARCH RESULTS OF THE LABORATORY OF MUSICAL SEMANTICS AT THE UFA STATE ACADEMY OF ARTS NAMED AFTER ZAGIR ISMAGILOV

Abstract

The article presents L.N. Shaymukhametova's author conception of the semantic organization of musical texts and the information about the scientific school founded by her on the basis of the Laboratory of Musical Semantics at the Ufa State Academy of Arts named after Zagir Ismagilov. The author informs about the main strategy and results of the research workers' activity in two fields: theoretical and applied, providing the educational system of training skilled musicians by innovative workings.

The technique of the semantic analysis made by the author of the article is the underpinning of the conception. It creates opportunities to carry out the structural description of a musical work content. In its turn, semantic analysis permitted to develop the theory of creating the secondary text (performing script).

The scientific school by L. Shaymukhametova continues both fundamental researches and working in the field of practical semantics and creative work with a musical text.

Web-adress of the Laboratory of Musical Semantics: http://lab-ms.narod.ru/index/0-32.

Key words: musical semantics, musical text, innovative techniques in musical edication.

Лаборатория музыкальной семантики была создана в Уфимской государственной академии искусств в 2001 году как проблемная научно-исследовательская структура после защиты Л.Н. Шаймухаметовой докторской диссертации в Государственном институте искусствознания. В состав сотрудников лаборатории вошли вузовские учёные, а также аспиранты и слушатели курсов ПК. Лаборатория объединяет штатных сотрудников, работающих на правах временных творческих коллективов (ВТК). Предметом коллективных разработок стали теоретический и практический ракурсы проблемы «Музыкальный текст и исполнитель», разрабатываемой на основе семиотического подхода. Одновременно выполнялись работы и готовились издания в области практической семантики. Последние направлены на создание технологий креативного обучения и творческого взаимодействия исполнителя с различными типами музыкального текста. Таким образом, лаборатория постоянно сочетает работу в двух областях науки: фундаментальной и прикладной.

Методология, результаты и перспективы выполнения коллективного проекта

«Музыкальный текст и исполнитель»

В области методологии анализа музыкального содержания ключевой проблемой продолжает оставаться музыкальный текст как феномен мышления, языка и речи, что до сих пор служит основанием для применения семиотического подхода к его изучению. Музыкальный текст, с которым ежедневно работает и профессиональный музыкант, и начинающий свой путь в искусстве музыкант-любитель, в современной науке, как известно, рассматривается с разных позиций, в т.ч. с точки зрения изучения законов поэтики, риторики и семантики. Этому способствуют не только междисциплинарные связи музыкознания со структурной лингвистикой и привлечение методов исследования других смежных наук, но и создание в последние годы авторских научных теорий и методологий внутри самой музыкальной науки. Прежде всего, это теория музыкального текста, фундаментальные основания которой М.Г. Арановский заложил в своей книге «Музыкальный текст. Структура и свойства»

(М., 1998). Особо привлекательной для нас оказалась разработка дефиниций «текст и композитор», «текст и произведение», «нотный текст и музыкальный текст», а также авторский метод тонологического анализа, созданный М.Г. Ара-новским в процессе исследования теоретических основ мелодики, изложенный в книге «Синтаксическая структура мелодии» (М., 1998). Метод был успешно применён нами в исследовании различного типа тематизма, в частности, при изучении орнаментальных структур инструментальных жанров барокко.

На основе этих концепций был разработан семиотический подход, а именно - теоретические и прикладные разработки в области музыкальной семантики. Задачу скоординировать эти усилия взяла на себя названная лаборатория.

За многие годы в музыкальной теории и практике сформировалась устойчивая традиция профессиональной работы с нотным текстом на основе грамматик и синтаксических норм музыкального языка. Отсутствие традиции структурно-смыслового анализа содержания музыки до сих пор сказывается и в профессиональном исполнительстве, и в педагогике - во всех звеньях музыкального образования, построенного на узкограмматической ориентации.

В работе с музыкальным текстом до определённого времени помогала концепция «выразительных средств музыки» и целостный анализ, ключевым понятием которого была «драматургия». В контексте целостного анализа Л. Мазеля и В. Цуккермана сложился ряд специфических категорий для описания произведения: мелодия, гармония, полифония, склад, фактура, интервал, лад, тональность и др. Все они, однако, наряду с анализом композиции, замыкают круг представлений о тексте на грамматике, синтаксисе и композиции (музыкальной форме). При этом анализ собственно содержательных, смысловых компонентов, как правило, подменяется словесно-ассоциативными, чувственно-интуитивными характеристиками -не всегда адекватными авторскому замыслу.

Одновременно возникла и другая проблема. Понятие семантики в настоящее время - одно из наиболее распространённых в науке, но вряд ли можно согласиться с чрезмерно широким его толкованием. Под семантикой в музыке необходимо понимать, прежде всего, применение в

отношении к тексту достаточно строгой аналитической процедуры - метода семантического анализа, направленного на расшифровку смысловых структур музыкального текста. Подход к музыкальному тексту в этом случае подразумевает признание закономерности миграции устойчивых интонационных оборотов с закреплёнными значениями (впоследствии обозначаемых музыковедами как лексемы, семантемы, семантические фигуры, сюжетно-ситуативные знаки). Выполняющие роль смысловых структур текста, в совокупности они образуют интонационную лексику, или «интонационный словарь» (Б. Асафьев), репрезентирующую предметный мир, человека, его действия, отношение к миру, события и образы искусства. Многие из них приобрели статус мигрирующих интонационных формул, «кочующих» из текста в текст в музыке разных жанров и стилей с сохранением исходных значений. Было установлено и показано на большом количестве примеров разных стилей, что формулы могут приобретать и новые значения, трансформируясь в контексте композиторских сочинений различных эпох. Прямые (внетекстовые) и переносные (первичные и вторичные) значения мигрирующих интонационных формул и их взаимодействие в контексте музыкального произведения определяют механизм связи темы с музыкальным образом.

Анализ интонационно-лексического состава темы позволяет таким образом освободиться от субъективной трактовки и стихийно возникающих ассоциаций в интерпретации произведения, обеспечивает расшифровку знаковой этимологии адекватно авторскому замыслу и открывает перспективу развития музыкальной лексикологии и связанной с ней теории значений. Подчеркнём, что смысловые составляющие музыкального текста объективно структурны. Они формализуются, как и наполняющие текст грамматические элементы, следовательно, могут подвергаться специальному анализу и расшифровке свёрнутой в знаки информации.

В этом случае ставится конкретная задача объяснения связи музыкального материала с музыкальным образом путём определения: а) интонационно-лексического состава; б) сюжетно-ситуативных знаков, в ряде случаев репрезентирующих героя, персонажа, сюжет, предметно-визуальный образ. На основе этой процедуры происходит объяснение художественного результата взаимодействия интонаций с закреплёнными значениями в контексте

музыкального произведения. Подобным образом включённая в исполнительскую и педагогическую деятельность информация даёт возможность за короткое время овладеть интонационным словарём большинства классических стилей.

В процессе дальнейшей разработки лабораторией проблемы смысловой организации текста в орбиту семантического анализа вошли категории музыкальной поэтики: герой, персонаж, сюжет, диалог, монолог, сцена, картина, пластика, жест, танец, орнамент. Идея их внедрения в анализ текста инструментального произведения была непосредственно связана с наблюдениями над внемузыкальными принципами смыс-лообразования, с необходимостью исследования межтекстовых взаимодействий и «экстрамузыкальной» семантики.

Один из важнейших прогнозируемых результатов мы увидели, таким образом, в возможности соединения теории текста с техникой семантического анализа. Предпосылкой для развёртывания исследований в этом направлении было предварительное выявление и описание закономерностей формирования и этимологии внетекстовых и внутритекстовых значений музыки разных эпох и стилей. Предварительно оно состоялось и в упомянутой докторской диссертации.

Результаты исследований проблемы «Музыкальный текст и исполнитель» (включая практические технологии творческого взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом) докладывались сотрудниками лаборатории на многих российских и зарубежных конференциях. В частности, на четырёх всероссийских научно-практических конференциях «Музыкальное содержание: наука и педагогика» в Москве (2001), Астрахани (2002), Уфе (2004), Ростове-на-Дону (2006), на международных конференциях Ассоциации «Слово и музыка» в Берлине (2003), Граце (2004), на методологических семинарах в Вене (2007-2014).

На основе концепции мигрирующей интонационной формулы, в свою очередь, созданы исследования, развивающие её в направлении музыкальной лексикологии и теории значений. Сведения о научной школе и её авторах можно узнать, обратившись к материалам, размещённым на сайте журнала «Проблемы музыкальной науки» journalpmn.com (выпускается УГАИ с 2007 г.). В лаборатории защищены в различных диссертационных советах кандидатские и докторские диссертации, издаются монографии, сборники статей (аннотации к изданиям см. на сайте ЛМС

по адресу: lab-ms.narod.ru). Благодаря прикладным исследованиям с использованием методологии семантического анализа внедрён проект «Современная наука - педагогу-практику», в рамках которого издано большое количество учебных пособий, отмеченных грифами федеральных министерств, серия «В помощь слушателям ФПК». Авторские программы «Основы музыкального интонирования», «Современные музыкально-педагогические системы», «Методика музицирования и импровизации», «Поэтика и семантика музыкального текста», «Чтение музыкального текста» применяются в учебном процессе вузов, училищ и ДМШ в различных регионах России и в зарубежных странах. В Австрии более 10 лет функционирует Венская частная музыкальная школа, где семиотическая концепция креативного обучения успешно реализуется в различных возрастных группах.

Музыкальный текст и его креативные свойства

На определённом этапе исследования проблемы, в особенности в связи с перспективой организации частных школ, ориентированных на бытовое музицирование, лаборатория выполнила социальный заказ: провела исследование креативных особенностей различных типов текста, в частности, старинного клавирного уртекста ХУ11-ХУШ вв., с целью внедрения технологий работы с ними в профессиональное обучение. Выявление свойств и особенностей смысловой организации позволило достичь успеха в разработке методик творческой работы исполнителя с музыкальным текстом в направлении создания индивидуальных редакторских, интерпретационных версий, а также вариантных преобразований (переложений, транскрипций, аранжировок). По этой же причине оказалось важным обратиться к клавирным инструктивным пьесам И.-С. Баха как к своеобразным школам бытового музицирования вопреки традиции рассмотрения и использования их в педагогическом процессе только как репертуарных. Во многих клавирных текстах барокко широко распространены quasi-оркестровые и quasi-импровизационные эпизоды, позволяющие обнаруживать семантические

ситуации «текст в тексте» (Ю. Лотман). Интересно, к примеру, представлены «кочующие» сюжетно-ситуативные знаки музыкального диалога в двух- и трёхголосной фактуре старинных танцевальных сюит, в «Инвенциях», в клавир-ных сонатах Д. Скарлатти [1; 2].

Вариативности мышления в педагогике старых мастеров придавалось большое значение, поскольку это - залог овладения импровизацией и вариантным преобразованием как формой устной музыкальной речи. Не случайно так распространены были создание дублей (переизложение текста), практика развёртывания генерал-баса, искусство диминуирования и колорирования музыкальных тем. Для современного профессионального исполнительства и педагогического процесса такая традиционная, но достаточно специфическая технология взаимодействия со старинным уртекстом весьма актуальна. Она также может быть распространена и на музыку других стилей и должна быть отнесена к разряду инновационных технологий, поскольку обладает всеми признаками интенсивных методик обучения.

Сам клавирный текст эпохи барокко создает условия для организации на уроках ролевых игр, имитирующих обстановку и традиции музицирования. При распределении двухручной записи клавирного текста между участниками ансамбля-диалога воссоздаётся реальная картина бытового музицирования эпохи барокко. В музицировании обычно участвуют один, два, три и более исполнителей (возможно, разного возраста и даже уровня фортепианной подготовки в условиях семейного ансамбля). Клавирные тексты звучат в исполнении на роялях в 4, 6, 8 рук, причём исполнители читают текст с листа, без предварительной подготовки и репетиций, развёртывая его в многоголосную quasi-оркестровую партитуру.

Семантический анализ, на базе которого разработана технология креативной работы с текстом, представляет собой конкретную аналитическую процедуру: он включает технику семантического анализа, терминологический аппарат, системные описания семантических фигур и механизмы их формирования. Они достаточно полно отражены в ряде монографий сотрудников лаборатории1, в концепциях кандидатских диссертаций П.В Кириченко, Н.М Кузнецовой,

1 «Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы» (Шаймухамето-ва Л.Н., 1999), «Внемузыкальные компоненты вокального произведения» (Кривошей И.М., 2004), «Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыки западноевропейского барокко» (Алексеева И.В., 2005), «Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат И. Гайдна» (Асфандьярова А.И., 2006), «Башкирская фортепианная музыка» (Гарипова Н.Ф., 2007).

Р.М. Байкиевой, Д.И. Баязитовой, Е.В. Гордее-вой. На основе исследований сотрудников лаборатории подготовлены к изданию и выпущены в свет сборники статей2.

Музыкальная наука - педагогу-практику

Актуальной задачей видится адаптация полученных теоретических разработок к практической профессиональной деятельности музыканта - исполнительству и педагогическому процессу. Ряд изданий лаборатории, основанных на семантическом методе, содержит образцы применения инновационных технологий, ориентированных на освоение смысловых структур музыкального текста, изучение интонационной лексики, общеязыкового словаря музыкальных значений. Это «Музыкальный букварь» (2000) Л.Н. Шаймухаметовой, Р.Х. Исламгуловой, «Весёлое сольфеджио» (2004) Л.И. Фёдоровой, «Музыкальные диалоги на уроках сольфеджио» (2005) С.Е. Грошевой, «Играем вместе с учителем» (2008) Л.Н. Шаймухаметовой, Е.Ю. Царёвой, «Креативное фортепиано в ДМШ» (2013) Л.Н. Шаймухаметовой, С.В. Бабарыкиной и др.

Интересные и вполне доступные практикующим педагогам результаты работы с семантическими фигурами представлены в методических разработках лаборатории: «Учимся по «Букварю» (Л.Н. Шаймухаметова, 2005, «Семантика на уроках сольфеджио» (отв. ред. сост. Л.Н. Шайму-хаметова, 1998-2001), «Звук и смысл», «Пластика в элементах музыкальной речи» (Г.Р. Юсуф-баева), «Мелодия и орнамент» (И.В. Алексеева, 2004), «Семантические фигуры пластической этимологии в тексте пьес детского фортепианного репертуара» (Д.И. Баязитова, 2007, «Инструктивные сочинения И.-С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию» (Л.Н. Шаймухаметова, Г.Р. Юсуфбаева, 1998), а также в научно-методическом вестнике «Креативное обучение в Детской музыкальной школе» (подписное издание, выпускается с 2008 г.). Существенным компонентом прикладных инновационных технологий является исследование внемузыкальных компонентов и опора на смысловые структуры музыкального текста. Научиться пользоваться «общезначимыми интонация-

ми», включать их в свободное музицирование и импровизацию - одна из главных задач обучения музыкальному языку и устной музыкальной речи. Ключевой эмблемой подобной установки на развитие прикладной ветви - практической семантики становится известное высказывание Б. Яворского о том, что не должно делать всех музыкантов композиторами, но необходимо, чтобы каждый музыкант мог произнести на языке своего искусства хотя бы простейшее выражение своих мыслей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаймухаметова Л.Н. Семантика музыкального диалога в клавирных произведениях западноевропейских композиторов XVII-XVIII веков // Семантика старинного уртекста: сб. ст. / отв. ред.-сост. Л.Н. Шаймухаметова. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2002. - С. 16-36.

2. Гордеева Е.В. Музыкальная лексикография сцен и образов музицирования в клавирных пьесах «Французских сюит» И.-С. Баха // Проблемы музыкальной науки. - 2008. - № 1. - С. 198-202.

3. Алексеева И.В. Бассо-остинато и его роль в текстовой организации инструментальной музыки западноевропейского барокко / Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова. - Уфа: Ги-лем, Башкирская энциклопедия, 2013. - 304 с.: нот.

4. Асфандьярова А.И. Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна: Исследование. - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2007. - 194 с.: нот.

5. Галина Г. С. Башкирская национальная опера как документ эпохи (сюжеты, образы, драматургия): монография. - Уфа: ИРО РБ, 2010. - 224 с.

6. Галина Г.С. Башкирское оперное либретто: монография. - Уфа: ИРО РБ, 2014. - 104 с.

7. ГариповаН.Ф. Фортепианное исполнительство и образование в Уфе. Страницы истории. - Уфа: Ги-лем, 2010. - 248 с.: нот.

8. Гордеева Е.В. Клавирные тексты И.-С. Баха. Практика музицирования эпохи барокко и ее отражение в смысловых структурах и акустических образах музыкального текста: учеб.-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Deutschland / Германия, 2014. - 224 c.

2 «Креативная работа с музыкальным текстом в ДМШ, ДШИ и в обучении хобби-музыкантов» (2014), «Музыка прошлого и современность» (2011), «Музыкальный текст и исполнитель» (2004), «Внемузыкальные компоненты композиторского текста» (2002), «Семантика старинного уртекста» (2002), «Художественный мир музыкального произведения» (2001) и др.

9. Кривошей И.М. Внемузыкальные компоненты вокального произведения (на примере романсов С. Рахманинова). - Уфа: Лаборатория музыкальной семантики; РИЦ УГАИ им. Загира Исмагилова, 2005. - 152 с.: нот.

10. Шаймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. -265 с.: нот.

11. Шаймухаметова Л.Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: исследование. - М., 1999. - 311 с.: нот.

12. Шаймухаметова Л.Н., Бабарыкина С.В. Креативная работа с текстом в классе фортепиано: учеб.-методическое пособие. - Германия, 2014. - 88 с.

13. Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем: учеб.-методическое пособие. -Германия, 2014. - 68 с.

REFERENCES

1. Shaymukhametova L.N. Semantika muzyka-I'nogo dialoga v klavirnykh proizvedeniiakh zapadno-evropeiskikh kompozitorov XVII-XVIII vekov [Semantics of the Musical Dialogue in Clavier Works of Western European Composers, XVII-XVIII Centuries]. In: Semantika starinnogo urteksta: sb. statei [The Semantics of an Ancient Urtext Edition: a Collection of Articles]. Ed. and Comp. by Shaymukhametova L.N. Ufa, the Laboratory of Musical Semantics Press, 2002, pp. 16-36 (In Russ.).

2. Gordeeva E.V. Muzykal'naia leksikografiia stsen i obrazov muzitsirovaniia v klavirnykh p'esakh «Frantsuzskikh siuit» I.-S. Bakha [Musical Lexicography of Scenes and Images of Musicianship in the "French Suites" by J.-S. Bach]. In: Problemy muzykal'noi nauki - Music Scholarship, 2008, no. 1, pp. 198-202 (In Russ.).

3. Alekseeva I.V. Basso-ostinato i ego rol' v tekstovoi organizatsii instrumental'noi muzyki zapadno-evropeiskogo barokko [Basso Ostinato and Its Role in the Textual Organization of Western European Baroque Instrumental Music]. The Ufa State Zagir Ismagilov Academy for the Arts. Ufa, Gilem, Bashkir Encyclopaedia, 2013. 304 p., music (In Russ.).

4. Asfand'yarova A.I. Intonatsionnaia leksika obrazov pastorali v tematizme fortepiannykh sonat Y. Gaydna: issledovanie [Intonational Pastorale Image Lexic in Thematic Invention of Piano Sonates by Joseph Haydn: Research]. Ufa, the Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Zagir Ismagilov Academy for the Arts, 2007. 194 p., music (In Russ.).

5. Galina G.S. Bashkirskaia natsional'naia opera kak dokument epokhi (siuzhety, obrazy, dramaturgiia): monografiia [Bashkir National Opera as a Document of the Epoch (Stories, Images, Drama): Monograph]. Ufa, Institute of Education of the Republic of Bashkortostan Press, 2010. 224 p. (In Russ.).

6. Galina G.S. Bashkirskoe opernoe libretto: monografiia [Bashkir Opera Libretto: Monograph]. Ufa, Institute of Education of the Republic of Bashkortostan Press, 2014. 104 p. (In Russ.).

7. Garipova N.F. Fortepiannoe ispolnitel'stvo i obrazovanie v Ufe. Stranitsy istorii [Piano Performance and Education in Ufa. Pages of History]. Ufa, Gilem Publ., 2010. 248 p., music (In Russ.).

8. Gordeeva E.V. Klavirnye teksty I.-S. Bakha. Praktika muzitsirovaniia epokhi barokko i jeje otrazhenie v smyslovykh strukturakh i akusticheskikh obrazakh muzykal'nogo teksta: ucheb.-metodicheskoe posobie [Clavier Texts of J.-S. Bach. The Practice of Making Music of the Baroque and its Reflection in the Semantic Structure and the Acoustic Image of the Musical Text: Teaching Manual]. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Deutschland / Germany, 2014. (In Russ.).

9. Krivoshey I. M. Vnemuzykal'nye komponenty vokal'nogo proizvedeniia (na primere romansov Rakhmaninova) [Extra-Musical Components of the Vocal Works (Exemplified by Songs by Sergei Rachmaninoff)]. Ufa, the Laboratory of Musical Semantics of the Ufa State Zagir Ismagilov Academy for the Arts, 2005. 152 p., music (In Russ.).

10. Shaymukhametova L.N. Semanticheskii analiz muzykal'noi temy [Semantic Analysis of a Musical Topic]. Moscow, Gnessin Russian Academy of Music, 1998. 265 p., music (In Russ.).

11. Shaymukhametova L.N. Migriruiushchaia intonatsionnaia formula i semanticheskii kontekst muzykal'noi temy: issledovanie [Migrant Intonational Formula and Semantic Context of a Musical Topic: Study]. Moscow, 1999. 311 p., music (In Russ.).

12. Shaymukhametova L.N., Babarykina S.V. Kreativnaia rabota s tekstom v klasse fortepiano: ucheb.-metodicheskoe posobie [Creative Work with the Text in a Piano Class: a Teaching Manual]. LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrücken, Deutschland / Germany, 2014 (In Russ.).

13. Shaymukhametova L.N., Tsareva E.Yu. Igraem vmeste s uchitelem: ucheb.-metodicheskoe posobie [Playing Together with the Teacher: Teaching Manual]. Parmarium Academic Publishing. Saarbrücken, Deutschland / Germany, 2014 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.