Научная статья на тему 'Возможности музыкально-инструментальной подготовки в аспекте профессионального становления педагога-музыканта в вузе'

Возможности музыкально-инструментальной подготовки в аспекте профессионального становления педагога-музыканта в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-инструментальная подготовка педагога-музыканта / профессиональное становление педагогамузыканта / компетенции педагога-музыканта / исполнительская деятельность педагога-музыканта / профессиональная рефлексия педагога-музыканта / musical instrumental preparation of a music teacher / professional establishment of a music teacher / competences of a music teacher / interpretative activity of a music teacher / professional reflection of a music teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Сибирякова Галина Георгиевна, Двойнина Галина Борисовна

Музыкально-инструментальная подготовка рассматривается в качестве фактора, обеспечивающего наиболее эффективное решение задач профессионального становления педагога-музыканта на стадии его профессионального обучения. Обоснована роль музыкального исполнительства в процессе формирования профессиональной музыкально-педагогической деятельности как одного из ведущих новообразований стадии профессионального обучения педагога-музыканта в вузе. Уточнена взаимосвязь между музыкально-исполнительской и общепедагогической сторонами музыкально-педагогической деятельности, обеспечивающая готовность к педагогическому труду как результату профессионального становления педагога-музыканта в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арановская Ирина Владленовна, Сибирякова Галина Георгиевна, Двойнина Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE MUSICAL AND INSTRUMENTAL PREPARATION IN THE ASPECT OF PROFESSIONAL ESTABLISHMENT OF A MUSIC TEACHER AT A HIGH SCHOOL

Musical and instrumental preparation is discussed as a factor that provides the most efficient of the problems of professional establishment of a music teacher during the professional education. The role of musical interpretation in the process of forming of the professional musical and pedagogical activity as one of the main basements of the professional education of a music teacher at a high school is proved. The link between musical interpretative and basic pedagogical sides of a musical pedagogical activity, that provides the readiness for the pedagogical practice as a result of professional establishment of a music teacher at a high school, is specified.

Текст научной работы на тему «Возможности музыкально-инструментальной подготовки в аспекте профессионального становления педагога-музыканта в вузе»

УДК 378.016 378.096

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2020-3-4-11-13

Возможности музыкально-инструментальной подготовки в аспекте профессионального становления педагога-музыканта в вузе

И.В. Арановская, Г.Г. Сибирякова, Г.Б. Двойнина

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400060, Волгоград, Россия

E-mail: aalu@yandex.ru

E-mail: sib-610@yandex.ru

E-mail: madam.dvoynina2010@yandex.ru

Резюме: Музыкально-инструментальная подготовка рассматривается в качестве фактора, обеспечивающего наиболее эффективное решение задач профессионального становления педагога-музыканта на стадии его профессионального обучения. Обоснована роль музыкального исполнительства в процессе формирования профессиональной музыкально-педагогической деятельности как одного из ведущих новообразований стадии профессионального обучения педагога-музыканта в вузе. Уточнена взаимосвязь между музыкально-исполнительской и общепедагогической сторонами музыкально-педагогической деятельности, обеспечивающая готовность к педагогическому труду как результату профессионального становления педагога-музыканта в вузе.

Ключевые слова: музыкально-инструментальная подготовка педагога-музыканта, профессиональное становление педагога-музыканта, компетенции педагога-музыканта, исполнительская деятельность педагога-музыканта, профессиональная рефлексия педагога-музыканта.

Для цитирования: Арановская И.В., Сибирякова Г.Г., Двойнина Г.Б. Возможности музыкально-инструментальной подготовки в аспекте профессионального становления педагога-музыканта в вузе // История и педагогика естествознания. 2020. № 3-4. С. 11-13. D0I:10.24412/2226-2296-2020-3-4-11-13

POSSIBILITIES OF THE MUSICAL AND INSTRUMENTAL PREPARATION IN THE ASPECT OF PROFESSIONAL ESTABLISHMENT

OF A MUSIC TEACHER AT A HIGH SCHOOL Irina V. Aranovskaya, Galina G. Sibiryakova, Galina B. Dvoynina

Volgograd State Socio-Pedagogical University, 400060, Volgograd, Russia E-mail: aalu@yandex.ru E-mail: sib-610@yandex.ru E-mail: madam.dvoynina2010@yandex.ru

Abstract: Musical and instrumental preparation is discussed as a factor that provides the most efficient of the problems of professional establishment of a music teacher during the professional education. The role of musical interpretation in the process of forming of the professional musical and pedagogical activity as one of the main basements of the professional education of a music teacher at a high school is proved. The link between musical interpretative and basic pedagogical sides of a musical pedagogical activity, that provides the readiness for the pedagogical practice as a result of professional establishment of a music teacher at a high school, is specified. Keywords: musical instrumental preparation of a music teacher, professional establishment of a music teacher, competences of a music teacher, interpretative activity of a music teacher, professional reflection of a music teacher.

For citation: Aranovskaya I.V., Sibiryakova G.G., Dvoynina G.B. POSSIBILITIES OF THE MUSICAL AND INSTRUMENTAL PREPARATION IN THE ASPECT OF PROFESSIONAL ESTABLISHMENT OF A MUSIC TEACHER AT A HIGH SCHOOL. History and Pedagogy of Natural Science. 2020, no. 3-4, pp. 11-13. DOI:10.24412/2226-2296-2020-3-4-11-13

В настоящее время проблемы профессиональной подготовки педагога переживают важный этап своего осмысления. Это связано с процессом гуманизации школы, что предполагает систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Гуманизация в общекультурном плане влечет за собой переориентацию сознания педагога на гуманистические, общечеловеческие ценности и, соответственно, на адекватное им содержание педагогической деятельности. Это в полной мере относится и к деятельности педагога-музыканта, поскольку следствием ее гуманизации является подлинное внимание к личности обучаемых, создание условий для их творческого и культурного развития.

Вышесказанное кардинально меняет требования к процессу профессионального становления педагога-музыканта, которые сопряжены со спецификой его подготовки в вузе.

В психолого-педагогической литературе традиционно выделяют три стадии профессионального становления педагога: допрофессиональная, профессиональное обучение и последипломная. Одним из ведущих новообразований стадии профессионального обучения является традиционно понимаемая профессионально-педагогическая деятельность.

В музыкальной педагогике высшей школы к настоящему времени сложились достаточно четкие представления о специфике профессионального становления педагога-музыканта в вузе, где музыкально-педагогическая дея-

3-4 • 2020

История и педагогика естествознания

йТ

тельность традиционно рассматривается как деятельность особого рода, направленная на решение педагогических задач средствами музыкального искусства (Л.Г. Арчажни-кова, И.В. Арановская, А.И. Николаева и др.). Поскольку процесс профессионального становления педагога-музыканта многогранен, он предполагает накопление опыта профессиональных и социальных отношений, профессионально-ценностных ориентаций а также специфических компетенций профессиональной деятельности, которые реализуются на основе сложноорганизованных комплексов дисциплин: философско-культурологического, психолого-педагогического, историко-теоретического, музыкально-инструментального и дирижерско-хорового. Это указывает на необходимость не только целостного анализа всей системы профессиональной музыкально-педагогической подготовки в вузе [1], но и специального рассмотрения каждого из указанных комплексов дисциплин с позиций профессионального становления педагога-музыканта, а также структуры и содержания данных комплексов, их роли в формировании значимых компетенций педагога-музыканта.

Одним из важных разделов профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе является музыкально-инструментальная подготовка, поскольку в условиях данной подготовки происходит наиболее эффективное решение задач, обеспечивающих формирование профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Эмоционально-насыщенное исполнительское действие и активизирующие его предметные знания и умения создают благоприятные условия не только для формирования собственно инструментально-исполнительской деятельности будущего педагога-музыканта, но и для его профессионального становления в целом.

Инструментально-исполнительская деятельность традиционно представлена в учебном плане следующими дисциплинами: музыкально-инструментальная подготовка, ансамблевое инструментальное исполнительство, сценическое исполнительство. Данные дисциплины представляют собой различные формы инструментального исполнительства и требуют от педагога-музыканта мобилизации полученных знаний и умений, привлечения прошлого исполнительского опыта, что позволяет «творчески осмыслить произведение - исполнить его» [1].

Специфика и значение исполнительства как формы инструментальной подготовки анализируется в трудах выдающихся исполнителей-педагогов: К. Игумнова, А. Гольденвейзера, С. Фейнберга, Г. Нейгауза, Я. Мильштейна и др. Обобщая собственный исполнительский опыт, авторы размышляют о путях формирования творческой направленности и профессионального мастерства обучающихся.

Так, А. Гольденвейзер [2] отмечает, что на исполнителе лежит серьезная ответственность, так как судьба каждого музыкального произведения в значительной степени находится в руках тех, кто призван его исполнять. Это мнение созвучно высказываниям К. Игумнова, сравнивающего музыкальное исполнение с живым, увлекательным рассказом, в котором все звенья находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. К. Игумнов подчеркивал, что рассказывать необходимо так, чтобы рассказ был интересным и содержательным. Этими словами он определял свой взгляд на музыку как на искусство, способное передавать разнообразный мир человеческих чувств, отражать в художественно-эмоциональных образах жизненные явления.

В работах отечественных педагогов-музыкантов большое внимание уделяется роли исполнительского показа (Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Николаев и др.), являющегося важным педагогическим средством, от которого

музыкальная педагогика не может и не должна отказываться. Ибо яркий и впечатляющий показ способен взволновать творческое воображение учеников-слушателей [3]. В этом случае для педагога «...важной и ответственной «эстрадой» является класс. Всякий может учить других тому, что он сам знает и умеет. Поэтому истинный педагог должен хорошо играть на рояле», отмечает Л.В. Николаев [4].

Исполнительская деятельность педагога-музыканта предполагает «предназначенность для других», что связано с педагогической составляющей, где особую важность приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность учащихся.

Расширение сферы духовного общения создает условия для совместного творчества учителя и ученика, «в которой соединяются свобода учиться и свобода позитивно проявить себя» [5]. Следовательно, совместная деятельность учителя и ученика, базирующаяся на исполнительстве, позволит организовать поле сотворчества «здесь и теперь», как «неповторимый акт общения, каждый раз создающий новую атмосферу развития личности» [5].

Немаловажную роль в работе педагога-музыканта играет и совместное музицирование. Л.А. Баренбойм подчеркивает, что это редко используемое, но совершенно необходимое направление работы, так как падение интереса к самостоятельному музицированию приучает и любителя, и профессионала довольствоваться пассивным восприятием музыки [3].

Таким образом, анализ трудов и обобщение педагогического опыта выявляют взаимосвязь между музыкально-исполнительской и общепедагогической сторонами деятельности педагога-музыканта. Однако для того чтобы определить пути их взаимодействия, необходимо выявить их общность и различие.

Ранее мы отмечали, что специфика музыкально-педагогической деятельности органично связывает педагогику с музыкальным исполнительством. При этом содержание той и другой стороны деятельности - музыкальное искусство как особая форма освоения действительности и педагогическая деятельность, обеспечивающая взаимодействие педагога и учащихся с музыкой - определяет широкий профиль музыкально-педагогической деятельности, поскольку педагог-музыкант, по словам Б.В. Асафьева, должен быть и теоретиком, и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и обязательно исполнителем, профессионально владеющим инструментом, чтобы быть готовым направить внимание слушателя-ученика в ту или иную сторону [6].

Другими словами, в многоплановом процессе профессионального становления педагога-музыканта музыкально-инструментальной подготовке отводится особая роль. Она является не только одной из ведущих форм музыкально-педагогической деятельности, но и его основой, так как именно музыкально-инструментальная подготовка выявляет личностные характеристики и способности педагога-музыканта, раскрывает творческие возможности учащихся (в процессе активного восприятия исполняемого педагогом произведения), развивает их эмоциональную сферу, формирует представление о музыкальной культуре прошлых эпох и нового времени.

Поскольку музыкально-педагогическая деятельность и проистекает, и служит познанию искусства, а через него -познанию действительности и культуры, то в этом процессе непосредственное (собственноручное) исполнительское освоение инструментального произведения определяет значительную активность музыкального познания, эффек-

\Г2

История и педагогика естествознания

3-4 ■ 2020

тивно развивает не только способность чувствовать и понимать язык музыки, ее закономерности и выразительные средства, но и говорить, рассуждать музыкой. Б.В. Асафьев писал, что, когда студент, взяв ноты, садится за рояль, он активно знакомится с музыкой, а это является определяющим фактором ее глубокого постижения [7].

Таким образом, стремление будущего педагога-музыканта к точной передаче авторского замысла и сопоставление его с собственным видением музыкального произведения тесно связано с творческим поиском, что, в свою очередь, открывает большие возможности для творческого самовыражения педагога, помогая ему утверждаться как в личностном, так и в профессиональном аспекте.

Сопоставляя исполнительские намерения и замысел композитора, педагог-музыкант анализирует собственные исполнительские действия, что обеспечивает индивидуально самобытную и художественно убедительную трактовку произведения. Анализ исполнительских действий приводит к осознанию уровня развития своих личностных возможностей и видению дальнейших перспектив собственного

совершенствования. Иначе говоря, речь идет о профессиональной рефлексии педагога-музыканта [8].

Профессиональная рефлексия играет немаловажную роль в условиях музыкально-инструментальной подготовки педагога-музыканта, так как именно здесь создается пространство для критического подхода к исполнению музыкальных произведений и его оценке. Весомые резервы для совершенствования исполнительского мастерства дает собственно процесс работы над произведением, связанный со слуховым двигательным, эмоциональным контролем, самооценкой исполнения и активным творческим поиском исполнительских решений. Следовательно, исполнительская деятельность как важнейшая составляющая музыкально-инструментальной подготовки предоставляет будущему педагогу-музыканту богатейшие возможности не только в части совершенствования своего исполнительского мастерства, но прежде всего в части становления профессиональных компетенций, что, в свою очередь, свидетельствует о готовности к педагогическому труду как результату профессионального становления педагога-музыканта в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.

Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве: сб. ст. / Сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. Д.Д. Благого. М.: Музыка, 1975. 416 с.

Баренбойм Л.А Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 335 с.

Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л.: Советский композитор, 1979. 324 с.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образования / ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. Л.: Музыка, 1973. 142 с. Орлова Е.М. Академик Борис Владимирович Асафьев: моногр. Л.: Советский композитор, 1984. 271 с.

Арановская И.В., Сибирякова Г.Г. Профессиональное развитие педагога-музыканта в условиях музыкально-исполнительской деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ Саратов: Вузовское образование, 2019. 114 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/79667.html (дата обращения 07.09. 2020)

REFERENCES

Archazhnikova L.G. Professiya - uchitel' muzyki: Kniga dlya uchitelya [The profession is a music teacher. A book for a teacher]. Moscow, Prosvesh-cheniye Publ., 1984. 111 p.

Gol'denveyzer A.B. O muzykal'nom iskusstve [On the art of music]. Moscow, Muzyka Publ., 1975. 416 p. Barenboym L.A Muzykal'nayapedagogikaiispolnitel'stvo [Musical pedagogy and performance]. Leningrad, Muzyka Publ., 1974. 335 p. Nikolayev L.V. Statii vospominaniya sovremennikov. Pis'ma [Articles and memoirs of contemporaries. Letters]. Leningrad, Sovetskiy kompozitor Publ., 1979. 324 p.

Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya [Culturology of education]. Moscow, Narodnoye obrazovaniye Publ., 2000. 272 p.

Asaf'yev B.V. Izbrannyye stat'i o muzykal'nom prosveshcheniii obrazovaniya [Selected articles on musical enlightenment and education]. Leningrad,

Muzyka Publ., 1973. 142 p.

Orlova YE.M. Akademik Boris Vladimirovich Asafyev [Academician Boris Vladimirovich Asafiev]. Leningrad, Sovetskiy kompozitor Publ., 1984. 271 p. Aranovskaya I.V., Sibiryakova G.G. Professional'noye razvitiye pedagoga-muzykanta vusloviyakh muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nosti (Professional development of a teacher-musician in the conditions of musical performance) Available at: http://www.iprbookshop.ru/79667.html (accessed 07 September 2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Арановская Ирина Владленовна, д.п.н., проф. кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Сибирякова Галина Георгиевна, к.п.н., проф. кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Двойнина Галина Борисовна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики музыкального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

Irina V. Aranovskaya, Dr. Sci. (Ped.), Prof. of the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University. Galina G. Sibiryakova, Cand. Sci. (Ped.), Prof. of the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Galina B. Dvoynina, Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. of the Department of Theory and Methods of Music Education, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

3-4 • 2020

История и педагогика естествознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.