Научная статья на тему 'Развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта на основе вокального интонирования'

Развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта на основе вокального интонирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ВОКАЛЬНОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левина И.Р., Яппарова Д.М.

В статье рассмотрена проблема развития музыкального сознания будущего педагога-музыканта на основе вокального интонирования. Современное педагогическое образование в высшем звене можно рассматривать не только как процесс, необходимого для определения индивидуальных траекторий будущего педагога-музыканта, которое становится важным результатом профессиональной подготовки педагога-музыканта, но и как социальное явление, существующее в современном обществе, как сферу музыкальной жизни, феномен определенной трансляции традиционных музыкальных ценностей В статье описаны основные составляющие музыкально-педагогического образования в высшей школе и обоснована роль музыкального сознания в структуре личности педагога-музыканта. Авторами представлены технологии и методы развития музыкального сознания на основе вокального интонирования. На занятиях вокальной подготовки будущие педагоги-музыканты получают навыки вокальной исполнительской деятельности, вокальной техники, изучают основные принципы и приёмами правильного звукообразования, использования дыхания, артикуляционного аппарата, резонаторов, что в совокупности обеспечивает формирование голоса как рабочего инструмента человека. От того, насколько студент ярко и убедительно может передать образы исполняемых произведений и воплотить их в вокальном звучании, зависит развитие его музыкального сознания, а в последствие и успех его будущей профессиональной педагогической деятельности. При этом студенты знакомятся с различными стилями и музыкальными произведения разных эпох в области вокального искусства. Все это становиться необходимой платформой музыкального сознания будущего педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта на основе вокального интонирования»

Развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта на основе вокального интонирования

Левина Ирма Рашитовна;

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования и хореографического искусства ФГОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, irma_levina@mail.ru

Яппарова Дамира Мингалиевна

старший преподаватель кафедры музыкального образования и хореографического искусства, ФГОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, dam-mi@inbox.ru

В статье рассмотрена проблема развития музыкального сознания будущего педагога-музыканта на основе вокального интонирования. Современное педагогическое образование в высшем звене можно рассматривать не только как процесс, необходимого для определения индивидуальных траекторий будущего педагога-музыканта, которое становится важным результатом профессиональной подготовки педагога-музыканта, но и как социальное явление, существующее в современном обществе, как сферу музыкальной жизни, феномен определенной трансляции традиционных музыкальных ценностей В статье описаны основные составляющие музыкально-педагогического образования в высшей школе и обоснована роль музыкального сознания в структуре личности педагога-музыканта.

Авторами представлены технологии и методы развития музыкального сознания на основе вокального интонирования. На занятиях вокальной подготовки будущие педагоги-музыканты получают навыки вокальной исполнительской деятельности, вокальной техники, изучают основные принципы и приёмами правильного звукообразования, использования дыхания, артикуляционного аппарата, резонаторов, что в совокупности обеспечивает формирование голоса как рабочего инструмента человека. От того, насколько студент ярко и убедительно может передать образы исполняемых произведений и воплотить их в вокальном звучании, зависит развитие его музыкального сознания, а в последствие и успех его будущей профессиональной педагогической деятельности. При этом студенты знакомятся с различными стилями и музыкальными произведения разных эпох в области вокального искусства. Все это становиться необходимой платформой музыкального сознания будущего педагога-музыканта.

Ключевые слова: музыкальное сознание, будущий педагог-музыкант, вокальное интонирование.

о

Е

£

СП

0

(Ч 1Л

01 г

Музыкально-педагогическое образование сегодня важный инструмент развития личностных, творческих и индивидуальных особенностей будущего педагога. Оттого как будет выстроена система взаимодействия, общения и поддержки при выработке тех или иных компетенций во многом и зависит дальнейшая «профессиональная» судьба педагога-музыканта. «Сегодня в динамично изменяющихся приоритетах развития жизни человека современное российское образование, в том числе и музыкальное, должно отвечать существующим обновленным позициям современной жизни и стать многокультурным, активно влияющим на включение обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства страны» [1,с. 181].

Современное педагогическое образование в высшем звене можно рассматривать не только как процесс, необходимого для определения индивидуальных траекторий будущего педагога-музыканта, которое становится важным результатом профессиональной подготовки педагога-музыканта, но и как социальное явление, существующее в современном обществе, как сферу музыкальной жизни, феномен определенной трансляции традиционных музыкальных ценностей, объединяющий профессионалов для сохранения этих ценностных ориентиров. «Профессиональный уровень искусства, как пишет И.Р.Левина, определяет ряд факторов, обусловливающих его социальную эффективность: содержание обучения; кадровый потенциал, профессиональное мастерство специалистов; активные технологии и методы обучения, нацеленные на развитие познавательной активности личности, полное удовлетворение потребностей современного общества [2,с.88].

Опираясь на исследование Г.И. Герасимовой, можно определить культурное и социальное в музыкальном образовании как своеобразные полюса единого пространства, понимание которых достигается только в общем социокультурном процессе. Причем, по ее мнению, «социальное» преломляется через субъекта деятельности, а «культурное» - посредством сферы, определяющей качество этой деятельности» [цит. по 3, с.90], в нашем случае это не только система вузовского музыкально-педагогического образования, но и деятельность педагога-музыканта в широком социальном кон-

тексте. При этом особую роль приобретает категория «музыкального сознания» педагога-музыканта, которое является отражением внутреннего мира личности, определяющего его «музыкальную реальность». Развитое музыкальное сознание будущего педагога-музыканта, отражает принадлежность индивида к окружающему миру, индивидуальной и общественной интонационной системы, которое проявляется в эмоциональной составляющей человека. А.В.Торопова пишет, что «категория музыкального сознания, представляет собой некий особый вид сознания человека, который может быть определён как самый высокий уровень интеграции психики в экспрессии переживаний с помощью интонационной знаковой языковой системы [4, с. 142].

А.В. Торопова обосновывает специфику музыкального сознания через развитие интонирующего сознания [там же, с.144]. Интонирование как ведущая антропологическая функция музыкального сознания, по мнению исследователя, отвечает за «запечатление и сохранение в звуковом символе жизненнозначимых переживаний, сама же интонационно-символическая деятельность может считаться орудием воспроизведения достигнутого и возделывания возможного в развитии человеческого в человеке» [5] .

То есть, развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта становиться на сегодняшний день одной из ведущих задач в его подготовке в системе высшего педагогического образования. На наш взгляд, это одна из составляющих основ профессионализма педагога-музыканта.

Развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта через интонирование возможно на занятиях вокальной подготовки, которое входит в обязательную часть предметной подготовки будущего учителя музыки. Данная дисциплина предназначена для освоения будущими педагогами-музыкантами навыков вокальной исполнительской деятельности, знакомства с различными стилями и музыкальными произведения разных эпох в области вокального искусства. От того, насколько студент овладеет навыками вокальной техники, насколько ярко и убедительно сможет передать образы исполняемых произведений и воплотить их в вокальном звучании, зависит развитие его музыкального сознания, а в последствие и успех его будущей профессиональной педагогической деятельности. При этом на занятиях происходит овладение основными принципами и приемами правильного звукообразования, использования дыхания, артикуляционного аппарата, резонаторов, что в совокупности обеспечивает формирование голоса как рабочего инструмента человека, а все это становиться необходимой платформой музыкального сознания будущего педагога-музыканта.

Певческий голос это инструмент личностного интонирования, в академической манере он отличается красотой тембра, звонкостью и округлостью гласных, ровностью диапазона, широкими динами-

ческими возможностями, льющимся характером [6, с.45]. Эталонное звучание голоса также предполагает чистую интонацию, отчетливую дикцию, отсутствие форсировки.

Развитие музыкального сознания будущего педагога-музыканта предполагает привитие осознанного отношения к жанрам эстрадного, народного (фольклорного), джазового и академического исполнительства с точки зрения понимания принципов в технологии интонирования, стилистических особенностей различных вокальных жанров. Например, арии из опер Вагнера, Верди сильно отличаются от песен Шуберта в камерном варианте. Песни Векерлена нельзя исполнять оперным посылом веристских певцов. И, тем не менее, есть определенные узнаваемые применяемые черты. Однако, стилистические особенности различных вокальных жанров возможно голосом передать тогда, когда у исполнителя уже выработаны певческие звуковые ощущения, резонирующий, вертикально направленный, воздушный «столб», ощущения высокой позиции звука, которые придают полетность [7]. Неразвитость музыкального сознания начинающего вокалиста (а нашем случае будущего педагога) проявляется в том, что студенту нелегко понять, почему с произведением певческого тона происходит не напряжение голосового аппарата, а релаксация. Поэтому, чем он больше «старается дать силу», тем больше зажимается. От этих усилий теряется распевность, вокальность речи.

Понятие «вокальная техника» включает понятие певческого дыхания и опоры, голосообразова-ния и голосоведения академического типа, ясной певческой артикуляции (специфической формы певческих гласных и четкой дикции), выработки резонаторных ощущений, точной высокой вокальной позиции, ровности и единства тембрового и динамического звучания на всем диапазоне голоса (представления о головном и грудном резонировании голоса). Как пишет Н.М.Малышева, «овладение вокальной техникой, требующее длительного времени, большой постепенности, труда, выдержки, терпения, предполагает умение осознанно пользоваться головным и грудным регистрами, а также выработку певческой кантилены и вокально-аналитического слуха» [8, с.41].

Академическое исполнительство связано с системой appoggio - это устойчивое равновесие. Оно не допускает никакого напряжения или чрезмерных перекосов в работе мышц. Роль диафрагмы в этой «голосовой борьбе» и равновесии велика, потому что это самая большая вдыхательная мышца тела и, как показали эксперименты, главная мышца, регулирующая небольшой, слабый поток воздуха из лёгких, благодаря которому возможно пение. Вот поэтому часто просят поддержать (support) звук - несомненно, выражение неправильное, но основанное на чрезвычайно важной роли, которую диафрагма играет в пении. Выпячивание подложечной зоны во время вдоха означает, что диафрагма активна.

Когда говорим о пении в речевой позиции -

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о

in

SI

Z

«речевого интонирования», характерной эстрадной манере пения, надо понимать, что речевая и вокальная постановка голоса имеет свои особенности. Необходимо очень внимательно относиться к выработке речевого звучания, ведь пение строится на гласном звуке, а для речи очень важны согласные - это структура слова, его ясность [9]. А самое важное в том, что управление речевым и певческим голосом происходит из различных отделов центральной нервной системы. Левое полушарие мозга отвечает за речь, слова, работу артикуляционного аппарата, голосовых складок, т.е. за внешнее выражение мысли. А интонации, выразительность в выражении музыкального произведения, инициативу и творчество контролирует правое полушарие. Таким образом, доминируют разные полушария головного мозга.

При обучении народному пению - «народному интонированию» нужно учитывать и современные приемы, способы исполнения народных песен: высокая певческая позиция; округление звука; единая манера звукообразования; подвижность артикуляционного аппарата; мягкая атака звука; также и специфичные: открытая манера голосообразо-вания, речевая артикуляция.

Необходимо помнить, что представитель того или иного народа невольно вносит в свою речь очевидные интонации родного языка, привычные для него способы образования отдельных звуков и их сочетаний, что является некой особенностью «общественного музыкального сознания» человека. Например, у студентов башкирской национальности стразу проявляются характерные особенности произнесения, они пронизывают их речь и передаются и в вокальном исполнительстве. Сингармонизм, который присущ для всех башкирских народных песен, мы используем как определенное свойство языка, а опору на интонации фольклора своего народа для развития вокально-технических и исполнительских навыков [10].

Развитие музыкального сознания при работе над культурой вокального исполнительства обеспечивает у будущих педагогов-музыкантов формирование эстетически приемлемого тембра, овладение приемами исполнения различных стилей и жанров вокальной музыки и развитие умений и навыков эмоционально наполненного, выразительного исполнения, творческой интерпретации произведений, что, несомненно, способствует расширению возможностей профессионального роста и личностного развития.

Таким образом, музыкально-педагогическое образование высшего звена становится для нас и наших воспитанников социокультурным феноменом, выступающим как результат трансляции социокультурного социокультурного опыта через освоение главных составляющих музыкального сознания индивида.

Литература

1.Политаева Т.И., Левина И.Р. Педагогический потенциал музыкального искусства в поликультурной образовательной среде региона [Текст] / Т.И.Политаева, И.Р.Левина //

Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 2. - с. 180-188.

2.Левина И. Р. Компетентность будущего учителя музыки [Текст] /И.Р.Левина. - Уфа, 2005. -144 с.

3.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб.: СПГУП, 1997. - 262 с. - с.90.

4. Торопова, А. В. Музыка как интонированная идентичность на пересечении четырех внешних реалий бытия и развития личности [Текст] / А.В.Торопова // Развитие личности. - 2017. - № 4.- С. 142 - 154.

5. Торопова, А. В. Феноменология интонирующей функции музыкально-языкового сознания [Текст] / А.В. Торопова.- Дисс. докт.псих.наук - М., 2017. - 379 с.

6.Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. [Текст] / Л.Б.Дмитриев.- М.: Музыка, 2012.- 368 с.

7.Луканин, И.В. Обучение и воспитание молодого певца [Текст] / И.В.Луканин.- Ленинград, «Музыка», 1977.- 81 с.

8.Малышева, Н.М. О пении [Текст] /

H.М.Малышева.- М.: Композитор, 1992. - 135 с.

9.Назаренко, И.К. Искусство пения [Текст] / И.К.Назаренко.- М., Музгиз, 1963.- 520 с.

10. Шамина Л.В. Школа народного пения [Текст] / Л. В. Шамина.- М.: Моск. гос. фольклор. центр «Рус. Песня», 1997. - 86 с.

The development of the musical consciousness of the future

teacher-musician based on vocal intonation Levina I.R., Yapparova D.M.

Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla The article considers the problem of the development of the musical consciousness of the future teacher-musician on the basis of vocal intonation. Modern pedagogical education at the highest level can be viewed not only as a process necessary to determine the individual trajectories of a future teacher-musician, which becomes an important result of the teacher's musician's professional training, but also as a social phenomenon existing in modern society, as a sphere of musical life, a phenomenon a certain broadcast of traditional musical values The article describes the main components of music and pedagogical education in higher education and substantiates the role of musical consciousness in the personality structure of a teacher-musician.

The authors present technologies and methods for the development of musical consciousness based on vocal intonation. At vocal training classes, future music teachers get skills in vocal performing activities, vocal techniques, learn the basic principles and techniques of correct sound formation, use of breathing, articulation apparatus, resonators, which together form the formation of a voice as a working instrument of a person. The development of his musical consciousness and, as a result, the success of his future professional pedagogical activity depends on how brightly and convincingly a student can convey the images of the performed works and translate them into vocal sound. At the same time, students get acquainted with various styles and musical works of different eras in the field of vocal art. All this becomes a necessary platform for the musical consciousness of the future teacher-musician. Key words: musical consciousness, future teacher-musician, vocal intonation.

References

I.Politayeva T.I., Levina I.R. Pedagogical potential of musical art in a multicultural educational environment of the region [Text] / T.I.Politayeva, I.R.Levina // Modern problems of science and education. - 2017. - № 2. - p. 180-188.

2. Levina I. R. Competence of the future music teacher [Text] / I.R. Levin. - Ufa, 2005. - 144 p.

3. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Fundamentals of socio-cultural

design. - SPb .: SPGUP, 1997. - 262 p. - p.90.

4. Toropova, A.V. Music as an intonated identity at the intersection

of four external realities of being and personal development [Text] / A.V. Toropova // Personality development. - 2017. - № 4.- P. 142 - 154.

5. Toropova, A. V. Phenomenology of the intonating function of

musical-linguistic consciousness [Text] / A.V. Toropova. - Diss. Doctor of Psychology - M., 2017. - 379 p.

6. Dmitriev, LB Fundamentals of vocal techniques. [Text] / L.B.Dmitriev.- M .: Music, 2012.- 368 p.

7.Lukanin, I.V. Training and education of a young singer [Text] / I.V. Lukanin.- Leningrad, "Music", 1977.- 81 p.

8. Malysheva, N.M. About singing [Text] / NMMalysheva.- M .:

Composer, 1992. - 135 p.

9.Nazarenko, I.K. The art of singing [Text] / IK Nazarenko. -M., Muzgiz, 1963.- 520 p.

10. Shamina L.V. School of folk singing [Text] / L. V. Shamina. -Moscow: Mosk. state folklore. center "Rus. Song, 1997. - 86 p.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

O

-i

X

£

m

O

X

O

m

O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dl

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.