DOI 10.20310/1810-0201 -2021 -26-191 -107-115 УДК 372.878
Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко
Анастасия Юрьевна МАРЯЧ
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1548-0460, e-mail: [email protected]
Specificity of performance and intonation of clavier works of the Baroque era
Anastasiya Y. MARYATCH
Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov 87 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1548-0460, e-mail: [email protected]
Аннотация. Проанализирована специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко. Приведена примерная модель системы освоения искусства интонирования клавирной барочной музыки. Проанализирован комплекс выразительных средств произведений для клавира барочного стиля. Предмет исследования - процесс исполнения-интонирования клавирных произведений барочного стиля. Цель исследования - научно-теоретическое обоснование системы освоения культуры исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко. Актуальность исследования заключена в том, что существует потребность в изучении музыкального наследия эпохи барокко, сохранении и преемственности традиций исполнения барочной музыки, поиске инновационных подходов ее освоения. Методология исследования опиралась на анализ результатов опытно-экспериментальной работы по теме исследования; сравнительный анализ и систематизацию основных положений интонационно-стилевого подхода к освоению музыкального наследия эпохи барокко. В результате предпринятого исследования сформулирована система и подтверждена необходимость этапного освоения культуры фортепианного исполнения-интонирования музыкальных произведений эпохи барокко. Сделан вывод, что овладение искусством исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко предполагает освоение специфики прочтения нотного текста клавирных произведений, комплексной системы музыкально-выразительных средств эпохи барокко, искусства исполнения мелизмов. Область применения полученных результатов - практическая деятельность педагога-музыканта.
Ключевые слова: клавирные произведения эпохи барокко; исполнение-интонирование музыкальных произведений; музыкальный стиль Д. Скарлатти, И.С. Баха и Г. Генделя; музыкальная культура; фортепианное исполнение-интонирование
Для цитирования: Маряч А.Ю. Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 191. С. 107-115. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-107-115
Abstract. We analyze the specifics of performance and intonation clavier works of the Baroque era. An approximate model of the system for mastering the art of intonation of Baroque clavier music is given. The complex of expressive means of works for the Baroque clavier is analyzed. The subject of the research is the process of performance and intonation of Baroque clavier works. The purpose of the research is a scientific and theoretical justification of the system of mastering the culture of performance and intonation of Baroque clavier works. The relevance of the research is that there is a need to study the musical heritage of the Baroque era, preserve and continue the
© Маряч А.Ю., 2021
107
traditions of performing Baroque music, and search for innovative approaches to its development. The research methodology was based on the analysis of the results of experimental work on the research topic; comparative analysis and systematization of the main provisions of the intonation and style approach to the development of the musical heritage of the Baroque era. As a result of this research, a system is formulated and the need for stage-by-stage development of the piano performance culture-intonation of musical works of the Baroque era is confirmed. It is concluded that mastering the art of performance and intonation of clavier works of the Baroque era involves mastering the specifics of reading the musical text of clavier works, mastering the complex system of musical and expressive means of the Baroque era, the art of performing melisms. The field of application of the results obtained is the practical activity of a teacher-musician. Keywords: clavier works of the Baroque era; performance and intonation of musical works; musical style of D. Scarlatti, J.S. Bach and G. Handel; musical culture; piano performance and intonation
For citation: Maiyatch A.Y. Spetsifika ispolneniya-intonirovaniya klavirnykh proizvedeniy epokhi barokko [Specificity of performance and intonation of clavier works of the Baroque era]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 191, pp. 107-115. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-107-115 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Работа, направленная на воспитание культуры исполнения-интонирования кла-вирной музыки эпохи барокко на фортепиано, - неотъемлемая часть музыкальных занятий на любом уровне обучения: будь то школа, колледж или вуз. Развитие навыков исполнения-интонирования клавирной музыки барочного стиля - необходимый путь развития каждого музыканта-педагога. Искусство исполнения-интонирования клавирной музыки развивает умение исполнять произведения полифонического стиля: вести два и более равноправных независимых голоса, мыслить по горизонтали и вертикали, ощущать звуковую перспективу музыкальной ткани. Специфика клавирной музыки барочного стиля проявляется в одновременном сочетании противоположностей: разных штрихов, фразировки, артикуляции, динамики. Музыка барокко - это комплементарная ритмика, несовпадающие начала и окончания, кульминации мотивов и фраз. Исполнять-интонировать клавирную музыку барочного стиля -это значит владеть чувством стиля, понимать художественную идею, заложенную в произведении композитором, выстраивать концепцию и драматургию пьесы. Указанная проблематика обозначила актуальность настоящего исследования.
Клавирная музыка эпохи барокко - это творческое наследие, прежде всего, таких крупных музыкантов, как И.С. Бах, Г. Гендель, Д. Скарлатти, обобщивших достижения
предшественников и оставивших значительный след в истории музыкального искусства. Основная задача преподавателя в процессе занятий со студентами педагогического вуза по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» - объяснить специфику исполнения-интонирования клавирной музыки эпохи барокко, воспитать культуру интонирования произведений барочного стиля, вдохновить на самостоятельные творческие поиски и эксперименты в указанной области.
Целью широкоаспектного исследования специфики исполнения-интонирования кла-вирных произведений барочного стиля стало стремление дать обучающимся представление о музыке той поры, существовавших традициях и концептуальных положениях исполнения барочной музыки, желание приблизиться к искусству прошлого и стимулировать музыкальный интерес к изучению барочной культуры.
В основе процесса освоения специфики интонирования барочной музыки - комплексная система взаимоинтегрированных методов, направленных на овладение технологиями пластического интонирования:
- метод педагогического показа;
- анализ сходства и различий;
- метод педагогической беседы;
- метод выстраивания концепции;
- метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному на новом уровне [1, с. 161-171];
- репетиционный метод;
- метод рефлексии, а также собственно технологии пластического интонирования, подразумевающие тесную связь с практической исполнительской деятельностью: «это раскрытие образного содержания и выявление логики развития мелодии посредством мотивно-фразиро-вочного членения, дина-мико-агогической нюансировки» [2, с. 5-6], интонационное движение мелодии, моменты дыхания в паузах, цезурах.
Теоретической базой исследования послужили некоторые положения концепции музыки как «искусства интонируемого смысла» А.Б. Асафьева, понимания музыки сквозь призму синергетики В.В. Медушев-ского; интонационно-стилевой теории М.К. Михайлова, А.И. Николаевой, эвристической трактовки музыкального искусства В.Н. Холоповой; работы А. Швейцера, И. Браудо, Э. Бодки, посвященные творчеству И.С. Баха; высказывания Р.И. Грубера, Л. Кириллиной о клавирном наследии Г. Генделя; исследование Ю.П. Петрова о музыкальном стиле Д. Скарлатти.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Термин «барокко» можно перевести с итальянского "perola barroca" как «жемчужина причудливой формы». Именно «жемчужиной» можно назвать клавирную музыку эпохи барокко, относящейся к временному периоду, охватывающему XVII-XVIII столетия. Барочный стиль был популярен во многих видах искусства: в музыке, в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Богатое клавирное наследие оставили видные композиторы эпохи барокко: Д. Букстехуде, А. Скарлатти, Д. Фрескобальди, И. Пахельбель, Т.Дж. Аль-бинони, И.С. Бах, Г. Гендель, Г. Телеман, И. Кунау, Д. Скарлатти, У. Берд, Г. Перселл.
Философским основанием музыки эпохи барокко можно считать единение несовместимого: духовного и материального, божественного и природного и, безусловно, главенствование разумного начала. Тематика барочного искусства, по выводам Л.В. Кириллиной, - «горестная бренность, иллюзорность, тщета человеческого бытия, одиночество тоскующей души в заколдованном круге странствий и превращений, восторг и ужас перед бесконечностью вселенной и перед мощью стихийных сил» [3, с. 32]. Главные
идеи музыкального барокко - идея «человечности божества», «идея личного общения человека со своим богом», «идея богоизбранности человека среди всех земных существ» [3, с. 32]. В основе барочной концепции понимания музыки как вида искусства -постулаты риторики, традиции протестантского хорала.
В.В. Медушевский сравнивает барочную форму с водной стихией, - это «поток» [4, с. 180], изменчивый и постоянно текущий. По мнению исследователя, тематические и тональные процессы в клавирных произведениях барочного стиля не взаимосвязаны. У музыкальных тем нет четко определенных начал и окончаний: при повторе возможно начало с любого музыкального момента, окончание может в самом неожиданном месте оборваться и послужить началом нового свободного развития. Для барочного стиля в музыке характерно обилие украшений: всевозможных трелей, мордентов, группетто, форшлагов и т. д.
По мнению В.Н. Холоповой, искусство эпохи барокко «априорно эвристическое» (характеристика В.Н. Холоповой). Исследователь отмечает, что в эпоху барокко формируется новая музыкальная парадигма, заново утверждаются все системы музыкального языка: «жанровые, аффектные, интонационно-семантические, ладотональные, метроритмические, тематические, архитектонические» [5, с. 102]. В.Н. Холопова обращает внимание на основную черту эпохи барокко -инвенторство, проявившееся в таких ипостасях, как «искусство обнаружения», «выдумывание», «искусство сочетания» [5, с. 102]. Одна из характеристик барочного мышления композиторов - фантазийность.
В российской педагогике музыкального образования всегда обращались к клавирно-му наследию композиторов эпохи барокко. Считается, что овладение искусством интонирования клавирных произведений эпохи барокко - основа основ профессионального обучения фортепианному исполнительству. Освоение полифонии барокко осуществляется на всех уровнях музыкального образования. Овладение искусством интонирования полифонических произведений предполагает знание особенностей прочтения нотного текста клавирных произведений, овладение комплексной системой музыкально-вырази-
тельных средств эпохи барокко, искусством исполнения мелизмов. Задача педагога на любом уровне освоения искусства интонирования барочной музыки на фортепиано -грамотное вдумчивое наставничество обучающегося, продумывание системы и этап-ности освоения искусства интонирования клавир ной музыки эпохи барокко.
В рамках дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» педагогического вуза осуществляется подготовка музыкантов широкого профиля деятельности, в том числе и учителей музыки, способных работать в средних образовательных школах, что предполагает знакомство с популярным музыкально-педагогическим репертуаром в соответствии со школьной программой по предмету «Музыка» (например, предметной линии учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской) и овладение им. На наш взгляд, целесообразно выстроить нижеследующую модель системы освоения клавирного наследия эпохи барокко, сочетая постижение искусства исполнения-интонирования с исследовательским анализом творчества представленных ниже композиторов.
Первый блок музыкальных произведений - клавирное творчество И.С. Баха. Рекомендуемый репертуар: цикл «Маленькие прелюдии», нотная тетрадь A.M. Баха, нотная тетрадь В.Ф. Баха, двухголосные инвенции, части Французских сюит.
Второй блок музыкальных произведений -клавирное наследие Г.Ф. Генделя. Возможный музыкально-педагогический репертуар: Пассакалия, Сарабанда d-moll, Сонатина B-dur, Жига d-moll, пьеса «Шалость», Прелюдия из сюиты № 1 A-dur, Аллегро из сюиты № 2 F-dur, прелюдия из сюиты № 3 d-moll.
Третий блок музыкальных произведений предполагает знакомство с творчеством Д. Скарлатти. Возможные произведения для изучения: Ария d-moll; Сонаты: c-moll L-010; F-dur L-026; D-dur L-050; C-dur L-055; e-moll L-062; C-dur К-159идр.
Система рассчитана на первые полтора года обучения по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль «Музыка». Временные затраты на освоение музыкальных произведений внутри каждого блока равны одному семестру. Целесообразно выбрать для изучения несколько
произведений: одно средней трудности и два-три более легких.
1 семестр 1 года обучения - изучение творчества И.С. Баха. Можно познакомить, например, с двухголосной инвенцией C-dur, фрагментом Куранты из Французской сюиты G-dur и Маршем G-dur из нотной тетради A.M. Баха. В первую очередь следует заинтересовать музыкой, в чем может помочь выразительный показ в исполнении педагога с последующей беседой о характере, настроении музыкальных произведений. Далее начинается кропотливая работа над полифонической тканью музыкальных произведений. Преподавателю целесообразно познакомить обучающегося с барочными танцами: алле-мандой, сарабандой, курантой, менуэтом, жигой. По меткому замечанию Э. Бодки, стиль исполнения танцев из французских сюит рассчитан на исполнение на клавикорде [6, с. 306], отсюда изящество прикосновения, тонкость (но с чувством меры) нюансировки при исполнении на фортепиано. Марш G-dur из нотной тетради A.M. Баха более клавесинное, звонкое звучание; четкий, чеканный, упругий ритмический рисунок. Безусловно, особое внимание займет работа над двухголосной Инвенцией C-dur. Главным, на наш взгляд, видится воспитание умения играть без акцента начала и окончания мотивов -без размашистого движения пальцев, с клавиатуры; поп legato - восьмые и legato - шестнадцатые; добиться легкости и активности исполнения мордентов в теме. Именно на самом первом этапе осваиваем искусство интонирования полифонической музыки: искусство играть несовпадающие начала и окончания мотивов, фраз, кульминации; комплиментарную ритмику и т. д.
2 семестр 1 года обучения - знакомство с творчеством Г.Ф. Генделя. Можно взять для ознакомления три произведения, например, фрагмент Пассакалии, Жига d-moll и Сарабанда d-moll. Первоначально дать исследовательское задание обучающемуся: собрать сведения о том, что за жанр «пассакалия». Так как пассакалия - это танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества, то и стиль исполнения соответствует содержанию танца. Сарабанда - неспешный танец, добиваемся вдумчивого, осознанного исполнения, слу-
шания длинных нот, окончаний. Жига - достаточно подвижный полифонический танец, добиваемся понимания логики развития музыкальной ткани. Клавирный стиль Г.Ф. Генделя, на наш взгляд, отличает несколько неудобно изложенная инструментальная фактура, поэтому необходимо грамотно разобраться во всех мелодических узорах музыки композитора. Интонирование генделевской музыки требует развитого умения продумывания о том, «как» и «что» играть, понимания своих мышечных ощущений, умения в нужный момент «освободить» руки.
3 семестр 2 год обучения - освоение стиля Д. Скарлатти. Знакомство с творчеством композитора возможно на примере фрагментов двух-трех произведений. Например, Ария с1-то11, экспозиция сонат е-то11 Ь-062, С-с1иг К-159. На примере творчества Д. Скарлатти вырабатываем навык грамотной агогической интерпретации музыкальных произведений. Непростой задачей становится выбор верного темпа и сохранение его единства. Осваивая клавирный стиль Д. Скарлатти на примере его сонат, следует обратить внимание на воспитание ритмической гибкости, трепетности исполнения при непрерывной остинатной пульсации.
Музыкальное наследие эпохи барокко является хорошей основой для воспитания профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов. Знакомство с клавир-ным творчеством И.С. Баха, Г. Генделя, Д. Скарлатти развивает эрудицию будущих школьных учителей музыки, формирует грамотное базовое владение музыкальным инструментом, знакомит с многообразными формами и жанрами полифонической музыки, вырабатывает собственное видение преподавания предмета «Музыка» в образовательной школе.
Знакомя обучающихся с творчеством И.С. Баха, мы обращаемся к философской, этической и религиозной мысли эпохи барокко, запечатленной в музыкальном тексте. Клавирное наследие композитора обширно и разнообразно и по содержанию, и по тематике, и по запечатленным образам. Это вершина, музыкальный итог-обобщение всего того, что происходило в искусстве предыдущих эпох. Клавирное наследие И.С. Баха включает в себя произведения для внушительного органа, отличающегося серебристостью зву-
чания клавесина, с более камерной мягкой, нежной звучностью клавикорда, несовершенного еще в то время фортепиано. В клавир но-органном творчестве И.С. Баха каждой отдельно взятой интонации отведена особая смысловая роль. Значение имеет все: паузы, лиги, штрихи, фразировка, артикуляция. Интонация становится семантически значимой. Наперекор устоявшимся представлениям об «ударной» трактовке музыки для клавирных инструментов, И.С. Бах положил начало новому стилю исполнения -манере игры cantabile, что положило начало новым аппликатурным принципам в фортепианном исполнительстве: употреблению первого и пятого пальцев, приемам подкладывания и перекладывания, беззвучной подмене, скольжению; формированию новой техники игры - legato. Характерная особенность баховской мелодики - начало со слабой доли такта, часто наблюдается несовпадение начала и конца мотивов в различных голосах.
По мнению Р.И. Грубера, Г. Гендель -музыкант-художник масштабных звуковых полотен. Его стилю свойственны «признаки искусства «большого плана», <...> рельефность, ритмическая четкость, волевая импульсивность..., <...> сохранение звуковой перспективы» [7, с. 88]. Однако исследователь отмечает статичность драматургии и некоторую схематичность клавирных произведений композитора. По словам исследователя, клавирное творчество Г. Генделя отличает суровый монументализм, величавость, статика драматургии, «драматизм гармонически примиренных противоположностей» [7, с. 91].
Для стиля Д. Скарлатти свойственны, по мнению Ю.П. Петрова, театральность, живая энергия, броскость, остроумные эффекты, своего рода дерзновенность. В основе клавесинного наследия композитора, пишет исследователь, - ритмы народных танцев Испании - «хота, сегидилья, малагенья, сар-дана, фанданго, сапатеадо и многие другие» [8, с. 10]; итальянской тарантеллы. Клавир-ные сонаты композитор писал в поздний период своего творчества; они «искрятся смехом, поражают иронией, даже сарказмом, отчаянной смелостью» [8, с. 12].
Формирование понимания особенностей прочтения нотного текста клавирных произ-
ведений эпохи барокко включает в себя освоение следующих навыков:
- следование приему «восьмушки»: более мелкие длительности (шестнадцатые) -играть legato, более крупные длительности (четверти и восьмые) играть non legato;
- умение свободно и независимо вести два и более равноправных голоса;
- умение представить, то есть услышать партию каждого голоса как звучание разных инструментов;
- умение пользоваться разными штрихами, фразировкой, динамикой как в процессе исполнения многоголосия одной рукой, так и сочетая одновременное ведение голосов левой и правой рукой;
- умение интонировать многоголосную фактуру одной рукой: уметь вычленять главные и второстепенные голоса, при этом добиваться более выпуклого интонирования (однако без чрезмерного преувеличения и эмоциональности) какого-либо одного из них, при этом другие голоса нивелировать;
- умение бережно, деликатно играть начало и окончание хореических мотивов, фраз.
Данные педагогического наблюдения позволяют говорить о том, что комплекс выразительных средств, используемых в процессе исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко, включает в себя следующее.
1. Штрихи. Вопросы внутримотивного интонирования. Следует совершенно определенно уяснить, как интонируются мотивы ямб, устремленный вперед к сильной доле, и хорей с характерным мягким безударным окончанием.
2. Фразировка. Должна прослеживаться логика развития музыкальной ткани. Добиваться воспитания умения не смешивать начала и окончания фраз. Клав ирные произведения эпохи барокко обладают достаточно ясной структурой. Хорошее исполнение узнается по осмысленности исполнения-интонирования формы произведения.
3. Артикуляция. По меткому замечанию И.А. Браудо, при исполнении-интонировании на клавирных инструментах эпохи барокко (клавикорд, орган, клавесин) звук прекращается сразу же при отпускании клавиши. Поэтому в эпоху барокко приемам связывания и расчленения, тому, что называют артикуля-
цией музыкальной ткани, придавали особенное значение: «Если клавесинист намерен исполнить что-либо legato, он добивается связного звучания тонов, тщательно связывая клавишу с клавишей. Если музыка требует более расчлененного исполнения, то характер этого расчленения, его выравненность зависят от выработки определенного мануального приема, от того или иного способа опускать клавиши» [9, с. 42].
4. Метро-ритм. Можно говорить о «магии пульсации» клавирных сочинений эпохи барокко. Основная сложность исполнения барочных клавирных сочинений - сохранение единства темпа на протяжении всего произведения; умения слушать начала и окончания мотивов, фраз, крупных разделов; расстановка смысловых цезур, так называемого «дыхания» между структурными элементами музыкальной формы.
5. Динамика. Особенность динамического интонирования клавирных произведений эпохи барокко - владение умением пользоваться терассообразной динамикой, то есть умением динамически сопоставлять крупные разделы целиком; другой вариант - владение гибкой внутренней нюансировкой, если произведение предполагает исполнение на кла-викорде.
6. Темп. Безусловно, вопрос выбора темпа решается каждый раз по-разному, индивидуально и сообразно с общим характером произведения, который будет сохраняться во всевозможных интерпретациях исполнителя. Темповых инвариантов исполнения старинной музыки существует огромное множество. Невозможно говорить определенно о каком-то образце, эталоне. Возможно, о правильности выбора темпа может свидетельствовать критерий, по которому вся музыкальная ткань успевает в процессе исполнения прослушаться, осознаться и проин-тонироваться музыкантом-артистом.
7. Собственно, форма барочных произведений - полифоническая. Ясно уяснять себе тему, противосложение, имитацию, различные преобразования темы.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить обучающегося слушать себя, осознавать механизм движения рук и действия мышц, понимать, что искусство интонирования - это, прежде всего, осознание того,
«что характер снятия руки с клавиши имеет выразительное значение» [9, с. 59].
В рамках настоящего исследования проведен опрос среди педагогического сообщества и студенческой молодежи с целью выявления отношения к музыкальной культуре барокко. Предложен вопрос: «Согласитесь ли Вы с утверждением, что барочная музыка -«водный поток, стихия», изменчивая и постоянно текущая? Можно ли, по Вашему мнению, использовать такие эпитеты по отношению к музыкальным произведениям барочного стиля, как «монументальность, орнаментальность, трагичность»? Чем для Вас является музыка эпохи барокко?» Результаты показали заинтересованность музыкальной эстетикой и культурой барочной эпохи как в профессиональном педагогическом сообществе, так и в молодежной среде.
Наиболее характерные ответы среди преподавателей:
- Поток - да, но изменчивость вряд ли. Там была опора на религиозность, поэтому строгости больше, чем изменчивости. Всеох-ватность, в основе базовый для нашей планеты принцип взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости всего живого, трагичности нет;
- К барочной музыке можно применить сравнения с водным потоком, стихией. Музыка этого стиля изображает переливы солнечного света, играющего на поверхности воды ручейка, стремительно несущийся поток водопада или капли утренней росы на листьях. Монументальность и орнаментальность очень явно присутствуют. Всеобъемлющая и величественная музыка, всегда ассоциируется с великими событиями и гениальными произведениями архитектуры, пронизана глубочайшей философией. Трагичность присутствует, но далеко не во всех произведениях. Все-таки больше философия, чем трагичность;
- Для нас музыка эпохи барокко - это музыкальный фундамент всех последующих музыкальных эпох. Традиции музыкальной культуры барокко оказали существенное влияние на искусство XIX и XX веков, когда наметилось возрождение интереса к музыке эпохи барокко и, собственно, музыке И.С. Баха. Барочная музыка - это консенсус воли, интеллекта и чувств. Музыкальная барочная форма клавирных произведений -
льющаяся, струящаяся бесконечная мелодия, подобно космическому лучу, пробивающемуся сквозь бездну тьмы.
Ответы в среде студенческой молодежи показали следующие результаты: 60 % - музыка барокко - кладезь музыкальных открытий, постоянный источник вдохновения; 25 % - музыкальное искусство барокко -элитарное, изысканное, сложное (в хорошем смысле этого слова); 15 % - барочная музыка - искусство числовой символики, искусство математических знаков и чисел.
Проведенный опрос показал неугасаемую актуальность и современность обращения к музыкальному наследию эпохи барокко. Музыка барокко по-прежнему интересна, волнует умы молодежи, она познавательна и во все времена будет представлять собой музыкальное открытие для пытливых умов подрастающего поколения, поэтому обращение к музыкальной эстетике и культуре эпохи барокко на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке со студентами педагогического вуза как никогда стимулирует творческий и профессиональный рост будущих учителей музыки, способствует формированию кругозора и музыкальной эрудиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятые методы исследования процесса освоения специфики исполнения-интонирования клавирной музыки эпохи барокко студентами педагогического вуза в рамках изучаемой дисциплины «Музыкально-инструментальная подготовка» позволили сформулировать следующие выводы. Освоение клавирной барочной музыки - неотъемлемая важная часть приобретения профессиональных компетентностей будущими педагогами-музыкантами. Немаловажным является этапность и системность изучения наследия барочной музыки. На наш взгляд, основные пути достижения воспитания культуры интонирования произведений барочного стиля, стимулирования у обучаемого самостоятельных творческих поисков и экспериментов в исследуемой области, - это, прежде всего, педагогический показ педагогом музыкального произведения, прослушивание аудио- и видеозаписей различных интерпретаций исполняемых произведений, рефлексия собственных исполнительских ощуще-
ний, продумывание и выстраивание драматургии, концепции исполнения осваиваемых произведений, знакомство с творческим наследием композиторов и эпохи в целом, исполнительский и интонационный анализ изучаемой музыки. По нашему мнению, на занятиях целесообразно проходить творчество разных композиторов-представителей эпохи барокко. Лучше, если это будут крупные личности эпохи барокко, вошедшие в историю музыки как музыканты-новаторы, что называется музыкальные «титаны» барочного музыкального искусства, такие как, например, И.С. Бах, Г. Гендель, Д. Скарлат-ти. Целесообразно сочетать музыкально-теоретический и интонационно-стилевой подходы в освоении музыкальных произведений, просматривать видеозаписи в сети Интернет, знакомиться с репродукциями картин, читать научно-методическую и популярную художественную литературу, обогащающую представления об эпохе. Слушать записи интересных исполнителей барочной музыки, например, трактовки клавирных сочинений И.С. Баха и Г. Генделя в исполнении С. Рихтера, Г. Гульда, М. Гринберг, А. Гаврилова; сонаты Д. Скарлатти в интерпретации Л. Власенко, Е. Шуберт, М. Карбонара.
Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщении научных
знаний в области искусства исполнения-интонирования клавирной музыки эпохи барокко на фортепиано, разработке методической модели системы освоения клавирной музыки эпохи барокко на фортепиано.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций освоения искусства интонирования произведений барочного стиля по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка» для студентов педагогического вуза.
Дальнейшие разработки по вопросам изучения и освоения специфики культуры интонирования клавирных произведений эпохи барокко, на наш взгляд, должны быть направлены на:
- освоение музыкально-педагогического репертуара эпохи барокко будущими педагогами-музыкантами и инновационный подход к его содержанию в соответствии с программами образовательных школ по предмету «Музыка»;
- воспитание культуры фортепианного интонирования клавирной музыки эпохи барокко как необходимой профессиональной компетенции будущих учителей музыки;
- расширение области научно-методических интересов будущих музыкантов-педагогов.
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. 336 с.
2. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. Методики XVI-XX веков. М.: Юрайт, 2018. 232 с.
3. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК, 1996. 192 с.
4. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
5. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. 320 с.
6. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. М.: Музыка, 1989. 388 с.
7. Грубер Р.И. Гендель. Л.: Науч.-исслед. Ин-т искусствознания, 1935. 125 с.
8. Петров Ю.П. Тайнопись музыки барокко: сборник научных трудов и воспоминаний об авторе. М.: Музыка, 2019. 440 с.
9. Браудо И А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. СПб.: «Композитор Санкт-Петербург», 2004. 92 с.
References
1. Abdullin Е.В. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya [Theory of Music Education], Moscow, Akademiya Publ., 2004, 336 p. (In Russian).
2. Malinkovskaya A.V. Fortepianno-ispolnitel'skoye intonirovaniye. Metodiki XVI-XX vekov [Piano and Performing Intonation. Methods of the 16th - 20th Centuries]. Moscow, Urait Publ., 2018, 232 p. (In Russian).
3. Kirillina L.V. Klassicheskiy stil' v muzyke XVIII - nachala XIX vekov: samosoznaniye epokhi i muzyk-al'naya praktika [Classical Style in Music of the 18th - Early 19th Centuries: Self-Consciousness of the Epoch and Musical Practice]. Moscow, Moscow State Conservatory Publ., 1996, 192 p. (In Russian).
4. Medushevskiy V.V. Intonatsionnaya forma muzyki [Intonation Form of Music]. Moscow, Kompozitor Publ., 1993, 268 p. (In Russian).
5. Kholopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva [Music as an Art Form], St. Petersburg, Lan', Planeta muzyki Publ., 2014, 320 p. (In Russian).
6. Bodki E. Interpretatsiya klavirnykh proizvedeniy IS. Bakha [Interpretation of Clavier Works by J. S. Bach], Moscow, Muzyka Publ., 1989, 388 p. (In Russian).
7. Gruber R.I. Gendel' [Handel]. Leningrad, Scientific Research Institute of Art Studies Publ., 1935, 125 p. (In Russian).
8. Petrov Y.P. Taynopis' muzyki barokko: sbornik nauchnykh trudov i vospominaniy ob avtore [Secret Writing of Baroque Music: a Collection of Scientific Papers and Memoirs About the Author], Moscow, Muzyka Publ., 2019, 440 p. (In Russian).
9. Braudo I.A. Ob izuchenii klavirnykh sochineniy Bakha v muzykal'noy shkole [On the Study of Bach's Clavier Compositions at the Music School]. St. Petersburg, "Kompozitor Saint Petersburg" Publ., 2004, 92 p. (In Russian).
Информация об авторе
Маряч Анастасия Юрьевна, аспирант, кафедра специального фортепиано. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. C.B. Рахманинова, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.OTg/0000-0002-1548-0460
Поступила в редакцию 09.11.2020 г.
Поступила после рецензирования 07.12.2020 г.
Повторное рецензирование 28.12.2020 г.
Принята к публикации 29.01.2021 г.
Information about the author
Anastasiya Y. Maryatch, Post-Graduate Student, Special Piano Department. Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1548-0460
Received 9 November 2020
Reviewed 7 December 2020
Second peer review round 28 December 2020
Accepted for press 29 January 2021