ГЕННАДИЙ МОИСЕЕВИЧ ЦЫПИН: МУЗЫКАНТ, ПЕДАГОГ, УЧЁНЫЙ (к 85-летию со дня рождения)
Т. Г. Мариупольская,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье деятельность Геннадия Моисеевича Цыпина, заслуженного деятеля высшей школы РФ, рассматривается с точки зрения его вклада в современную науку о музыкальном образовании. Будучи главой научной школы, Г. М. Цы-пин обозначил пути развивающего обучения музыканта, всестороннего развития и совершенствования его способностей. Труды Геннадия Моисеевича - монографии, учебники, учебные пособия, статьи, рецензии, опубликованные в России и за рубежом, - востребованы широкими кругами педагогов-музыкантов. Многочисленные ученики, подготовленные им кадры высококвалифицированных специалистов -кандидатов и докторов педагогических наук - успешно ведут научную и преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях. Приводится интервью с Г. М. Цыпиным,, в котором он делится своими мыслями относительно сегодняшнего положения дел в области работы с аспирантами по специальностям «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)» и «Теория и методика профессионального образования».
Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность, музыкальное исполнительство, теория и практика подготовки учителя музыки.
Summary. Gennady Tsypin is Honoured Worker of RF High school. In the present article his activity is considered from the point of view of his contribution to the modern musical education science. Being the head of scientific school, Mr. Tsypin defined the ways of developing of teaching of the musician, his overall development and upgrading his skills. Mr. Tsypin's works - monographs, textbooks, articles, reviews - are published in Russia and abroad, well known and used by all musician pedagogues. Many learners, high quality specialists - candidates and doctors in pedagogic - successfully lead their scientific and pedagogical activity in different educational institutes. There is also an interview with Mr. Tsypin where he shares his opinion concerning current situation in the work with post-graduate students in the specialities "Theory and methods of education and teaching (music)" and "Theory and methods of professional education".
11
Keywords: scientific pedagogical activity, musician performance, theory and practice of musician teacher training.
12
У профессора кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета (МПГУ), заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Геннадия Моисеевича Цыпина - юбилей!
Выпускник Центральной музыкальной школы, отмеченный медалью «Слава и гордость ЦМШ», воспитанник Московской консерватории по классу Л. Н. Оборина, Геннадий Моисеевич Цыпин работает на музыкальном факультете МПГУ с 1962 года, иными словами - с первых лет основания факультета. Известный пианист и педагог, воспитавший большое количество учеников, он внёс большой вклад в теорию и практику музыкального образования. Докторская диссертация Геннадия Моисеевича Цыпина «Проблема развивающего обучения в преподавании музыки», защищённая в 1977 году [1], послужила своего рода ориентиром для многих научно-практических разработок, выполненных его учениками и единомышленниками в последующие годы.
На творческом счету Г. М. Цыпи-на десятки работ (монографий, учебных пособий, статей, рецензий и др.), освещающих с современных позиций вопросы содержания, форм и методов обучения музыке. Среди них: «Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества» [2], «Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика» [3], «Музыкально-исполнительское ис-
кусство и педагогика» [4], «Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности» [5]. Заметную в науковедении роль сыграла монография «Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики» [6], в которой подробно рассматриваются актуальные вопросы выбора темы диссертационной работы, формулируются установки, связанные с планированием и организацией научной деятельности, анализируются проблемы, относящиеся к технологии написания научно-литературного текста исследования, к стилистике научной речи и т. д.
Ряд работ Геннадия Моисеевича Цыпина опубликован за рубежом (в США, Японии, Италии, КНР и других странах). Творческое сотрудничество в различных его видах и формах (семинарские занятия, лекции, руководство аспирантами) регулярно осуществляется им также с некоторыми российскими музыкальными учебными заведениями.
На протяжении ряда лет Геннадий Моисеевич Цыпин возглавляет научную школу «Развитие общих и специальных (художественно-творческих) способностей в процессе обучения музыке». Годом основания школы можно считать 1972-й, когда в свет вышли первые обстоятельные публикации Г. М. Цыпина и его коллег по кафедре, посвящённые проблеме совершенствования учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогических факультетах, в частности в музыкально-исполнительских классах.
Основными направлениями школы, приоритетными по состоянию на сегодняшний день, являются:
а) проблемы развития общих и специальных (художественно-творческих) способностей учащихся;
б) вопросы формирования комплекса музыкально-исполнительских умений и навыков;
в) внедрение современных инте-гративных технологий в учебно-образовательный и воспитательный процесс.
Будучи одним из организаторов (совместно с профессором Ольгой Александровной Апраксиной) Диссертационного совета на музыкальном факультете МПГУ, Г. М. Цыпин в течение долгого времени являлся председателем совета. Одновременно входил в состав Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Российской Федерации.
Поздравляя Геннадия Моисеевича Цыпина с юбилеем, его ученики, сослуживцы и коллеги по работе желают ему здоровья и продолжения успешной творческой деятельности.
В преддверии юбилейной даты состоялась моя беседа с Геннадием Моисеевичем Цыпиным, содержание которой приводится ниже.
- Геннадий Моисеевич! С какого времени Вы ведёте отсчёт Вашей научно-педагогической деятельности?
- Примерно с конца шестидесятых годов прошлого столетия. Тогда у меня появились первые аспиранты, тогда же я столкнулся со всеми трудностями, связанными с руководством деятельностью начинающих учёных.
- И какая же из этих трудностей Вам запомнилась в первую очередь?
- Запомнилась и, к сожалению, постоянно напоминает о себе - непод-
готовленность аспирантов к своей научно-исследовательской работе.
Мне трудно судить, как обстоят дела в других профессиональных сферах, но в той, с которой связана моя работа, основная проблема в том, что вся предыдущая деятельность аспирантов была связана с музицированием, с различными аспектами музыкального искусства, но никак не с наукой как таковой. В этой области - я имею в виду научно-исследовательскую деятельность - основная часть аспирантов являлась и по сей день является дебютантами в прямом и доподлинном смысле этого слова.
- Может быть, Вы несколько преувеличиваете? Точных статистических данных, подтверждающих то, о чём Вы говорите, по-моему, не существует
- Статистика в данном случае и не нужна. Она ничего не подтвердит и не опровергнет. А вот тот факт, что большинство аспирантов-первокурсников незнакомы, как правило, с базовыми научно-педагогическими и психологическими трудами, принадлежащими ведущим отечественным и зарубежным учёным, говорит сам за себя. 13
- Да, но выпускники музыкальных учебных заведений, как правило, неплохо знакомы с работами Б. В. Асафьева, С. С. Скребкова, Л. А. Мазеля, В. А. Цук-кермана, Е. В. Назайкинского, А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма... А это, что ни говорите, тоже солидная научно-теоретическая база.
- Согласен. Но согласитесь и вы, что аспирантура в педагогическом вузе имеет своей основой не искусствоведение, а педагогику, рядом с которой (я бы сказал, на пересечении с которой) такие науки, как психология, культурология, социология. И искусствоведение, разумеется,
14
тоже, но не как основная, профилирующая дисциплина.
Конечно, можно только порадоваться, если молодой человек знает работы Б. В. Асафьева, С. С. Скребко-ва или Л. А. Баренбойма. Но не менее важно знать фундаментальные труды Л. С. Выготского и Б. М. Теплова,
B. А. Сластёнина и М. Н. Скаткина,
C. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, В. В. Краевского и А. И. Пискунова... Знать эти труды необходимо, чтобы был фундамент для дальнейшей научно-исследовательской деятельности. Если же пытаться заложить его, будучи уже аспирантом первого года обучения, значит, заранее обрекать себя на то, что не сможешь уложиться в положенные три-четыре года пребывания в аспирантуре.
- Возникает естественный вопрос: как, каким образом недостаточно компетентный (это мягко говоря...) аспирант находит подходящую для себя тему диссертационного исследования?
- Это, как известно, больной вопрос. Некоторые берутся исследовать то, что, как говорится, лежит на поверхности. В дальнейшем такую «поверхностную» тему чаще всего приходится менять или как минимум серьёзно корректировать. Другие аспиранты (и таких большинство) довольствуются тем, что им предлагает научный руководитель. Это более спокойный, но, тем не менее, тоже не лучший вариант. Тема исследования «в принципе» должна быть близка соискателю. У него уже априори должно быть ощущение: «я смогу сказать нечто своё, личное по этой теме.».
- А если такого ощущения нет - работа обречена на неудачу?
- Во всяком случае, серьёзная творческая удача вряд ли возможна.
- Ваши сегодняшние подопечные отличаются от аспирантов прошлых лет? Имею в виду отличия в плане психолого-педагогической компетентности?
- Принципиальных отличий, пожалуй, нет. Конечно, проще стало находить нужную научную литературу, помогает интернет, да и в книжных магазинах дефицита на психолого-педагогические источники сегодня не наблюдается. Иное дело, что некоторые из этих источников я к употреблению не рекомендовал бы, но это уже другой вопрос.
Хотя, как вы понимаете, количество книг на столе у аспиранта на качество его интеллектуальной деятельности непосредственного влияния не оказывает.
Короче, педагогическая, общенаучная подготовка выпускников вузов культуры и искусства по-прежнему неудовлетворительна. Говорю, конечно, не о подготовке к исследованиям по линии искусствознания, там ситуация иная; говорю о готовности работать в области общей и специальной педагогики и психологии. Жаль, что не все понимают, что названные дисциплины состоят с искусством, в том числе и музыкальным, в различной степени родства, иногда достаточно близкой, а иногда и нет.
- Чем объясняется эта неудовлетворённость специальной, педагогической подготовкой будущих аспирантов и каковы её причины? Непонимание природы и особенностей будущей работы, её специфики?
- Отчасти, да. Однако важнее то, что творческая молодёжь, обучающаяся в вузах культуры и искусства, увлекается, в первую очередь, специальными, как правило музыкально-исполнительскими дисциплинами: игрой на
том или ином музыкальном инструменте, вокалом, хоровым дирижированием. И только потом, закончив вуз и поступив в магистратуру или аспирантуру (причины поступления могут быть различными, но главные, как говорится, лежат на поверхности), начинают постепенно набирать научную высоту. Естественно, у таких аспирантов далеко не лучшие показатели по части завершения диссертационных работ в положенные сроки.
- Может ли что-то изменить ситуацию к лучшему, как Вы полагаете?
- Только то, о чём я уже сказал. Необходимо оптимизировать предварительную, доаспирантскую подготовку творческой молодёжи. Своевременно ориентировать людей, имеющих склонность к науке (и, что ещё важнее, необходимые данные для этого), на то, чем им придётся заниматься в скором будущем.
- Вряд ли кто-нибудь станет спорить с этим.
- Правильно. Однако надо не только соглашаться, но и реально действовать в этом направлении. Особенность всех истин в том, что с ними легко согласиться, но далеко не так легко реализовать на практике.
- Пойдём дальше. Молодой человек, лучше или хуже подготовленный, поступил в аспирантуру. С какими трудностями он столкнётся в первую очередь? Какие проблемы окажутся для него наиболее сложными?
- Вы сказали: лучше или хуже подготовленный. Многое зависит именно от этого.
Я позволю себе несколько подредактировать ваш вопрос. Итак, молодой пианист, вокалист, баянист, дири-жёр-хоровик и т. д. зачислен в аспирантуру по специальности 13.00.02 -
Теория и методика обучения и воспитания (музыка) или 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Основная и главная проблема для него, как я уже говорил, определиться с темой будущего исследования. Никакие специальные, профессионально-исполнительские умения и навыки, приобретаемые и шлифовавшиеся на протяжении ряда лет, в данном случае не помогут. Причём определиться с темой необходимо в достаточно короткие сроки, поскольку утверждение этой темы (поначалу на кафедре, а затем на совете факультета) ограничено жёсткими рамками.
Типичная ситуация: молодые люди, зачисленные в аспирантуру, торопливо и напряжённо ищут подходящую формулировку будущей темы, переставляют слова, заменяют одни словосочетания на другие, одолевая своего научного руководителя и других специалистов вопросами: «Как, на ваш взгляд, выглядит такая формулировка? Не лучше ли взять такую? А если я заменю термин «обучение» на «преподавание» - как, по-вашему, это сможет улучшить формулировку?.. » и т. д. и т. п.
- Но это же вполне понятная ситуация. Чем вызвана Ваша ироничная интонация?
- Тем, что люди ищут именно формулировку, подбор слов, а не направление исследования, не проблему, требующую научного анализа и разработки. Я хочу сказать, что между направленностью мысли на формулировку темы и направленностью на поиск актуальной научной проблемы есть некоторая разница.
- Как бы то ни было, без темы исследования не остаётся ни один аспирант. К тому же формулировки впослед-
15
16
ствии меняются, и это тоже естественный процесс. Итак, будем исходить из того, что направление исследования в общем и целом определено. Что дальше?
- Дальше подбор необходимой научной литературы и работа с ней. Тоже малопривычное занятие для тех, кто до сих пор преимущественно играл на рояле, занимался вокалом, дирижированием и т. п. Дело в том, что нельзя читать научно-литературные материалы так, как читают обычно Достоевского или Толстого. Работа с научной литературой - это прежде всего поиск нужной информации, обретение необходимых знаний. А эта информация рассыпана зачастую по разным источникам, в различных разделах одного научно-литературного источника. Человеку, занимающемуся той или иной научной проблемой, необходимо владеть навыком быстро-чтения. Иначе он не уложится ни в какие отведённые ему сроки для работы.
- Наверное, умением быстро читать, продуктивно работать с первоисточниками дело не ограничивается. Что ещё Вы могли бы посоветовать Вашим молодым коллегам?
- Прежде всего посоветовал бы, работая с литературой, делать ставку не только на память, но и на мышление. На него - прежде всего. Аспирант, если он на уровне стоящих перед ним задач, должен быть внутренне настроен на диалог с автором, даже весьма титулованным. Конечно, в ряде случаев он может и должен соглашаться с этим автором; над какими-то утверждениями ставить знак вопроса, а в некоторых случаях утверждать свою позицию, возможно, отличающуюся от той, которой придерживается другой (другие) специалист.
В конце концов, если человек увидел проблему, представляющуюся ему дискуссионной, а в области гуманитарных наук такие проблемы были, есть и будут, он вправе попытаться обосновать свой взгляд на неё, своё понимание сути дела. И статус аспиранта никак не препятствует этому.
К сожалению, многие аспиранты недалеко уходят от своего школьного прошлого. Рядовой школьник прочитает несколько книг или учебных пособий на заданную тему, наберётся каких-то знаний (заметьте, добытых не им!), продемонстрирует эти знания на контрольно-проверочных мероприятиях (в школе - на экзамене, в аспирантуре - на защите диссертации) и полагает дело сделанным. Да, в какой-то своей части оно сделано -но в какой?
- Можно ли рассчитывать, по-Вашему, что ситуация со временем изменится к лучшему?
- Есть неплохой афоризм: трудно жить одними лишь надеждами, но жить, ни на что не надеясь, просто невозможно.
- И в заключение: какие проблемы в современной музыкальной педагогике представляются лично Вам наиболее актуальными?
- Я на протяжении нескольких десятилетий работаю на музыкальном факультете МПГУ, где готовят учителей-музыкантов для общеобразовательной школы и системы дополнительного музыкального образования. Мои профессиональные интересы во многом связаны с деятельностью детских музыкальных школ и детских школ искусств, где работают многие мои бывшие ученики. Вы спросили: какие проблемы кажутся мне наиболее актуальными? В общем плане те,
которые связаны с праксисом, с учебной деятельностью учителей, представителей различных музыкально-исполнительских специальностей.
- Вы сказали «в общем плане», а если конкретнее?
- В российских ДМШ и ДШИ действуют, как вы знаете, две программы - предпрофессиональная и обще-развивающая. Могу с уверенностью утверждать, что первая программа реализуется успешнее, чем вторая.
- Может быть, потому, что обучать легче, чем воспитывать?
- Отчасти да. Но дело не только в этом. Меня тревожит сам факт локализации обучения музыке в рамках узко понимаемого технологизма, проще говоря, исполнительского ремесла. В своё время Л. А. Баренбойм, имея в виду систему так называемого дополнительного образования, в частности детские музыкальные школы, писал: «Здесь нередко всех - и очень одарённых, и менее способных, и слабых -учат одинаково! ...Всех, независимо от их данных, обучают как будущих профессионалов, или, точнее, как будущих солистов-виртуозов. "Пусть хорошо сыграет разучиваемые пьесы, об остальном и думать не хочу" - таков ход рассуждений ряда педагогов-ремесленников. И учат детей и взрослых суррогату артистичности, суррогату виртуозности» [7, с. 259].
С тех пор как были сказаны эти слова, минуло более полувека. Однако можно утверждать, не боясь ошибиться, что ситуация практически не изменилась. Причины достаточно ясны. Вы справедливо заметили, что обучать значительно проще, нежели воспитывать. Это одна из причин. Другая в том, что работу учителя музыки традиционно оценивают по числу подготовлен-
ных им умельцев - пианистов, вокалистов, струнников и др., проще говоря, лауреатов «международных конкурсов», которых сегодня в России примерно столько же, сколько областей, краёв, районных центров и проч.
- Я полагаю, что из этих соображений и исходили, когда вводили в действие, наряду с программой предпрофессиональ-ного музыкального обучения, и общеразви-вающую, художественно-просветительскую программу.
- Прописать и узаконить программу - дело несложное. Значительно сложнее реализовать её на деле. Не побоюсь сказать, что подготовить лауреата конкурса районного или областного масштаба значительно легче, чем воспитать широкообразованного, эстетически развитого человека, который, закончив музыкальную школу, будет находить радость в общении с искусством, бывать на концертах, слушать записи классической музыки.
Опыт свидетельствует: воспитать эрудированного, эстетически развитого меломана (употребляю этот термин в его позитивном значении) - труднее. ... Далеко не всякому учителю это дано. '' «.Истинным педагогом может стать лишь тот, кто думает не только о себе; кто способен понять другого и волноваться его волнениями и заботами; кто рекомендацию на педагогическую работу воспринимает как высокое доверие, а не как кару, выпавшую на долю неудачника» [8, с. 260].
Готов подписаться под каждым словом, сказанным в своё время Л. А. Баренбоймом. Вы спросили меня: какие проблемы в современной музыкальной педагогике представляются лично мне наиболее актуальными? Те, которые связаны с теорией и практикой подготовки учителя, о ко-
торых у нас идёт разговор и который, замечу в заключение, очень нужен современной отечественной музыкальной школе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цыпин, Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Г. М. Цыпин. - М., 1977. - 360 с.
2. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества [Текст] / Г. М. Цыпин. - М. : Советский композитор, 1988. - 384 с.
3. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика [Текст] / Г. М. Цыпин. - СПб. : Алетейя, 2001. - 320 с.
4. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика [Текст] / Г. М. Цыпин. - Белгород : Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.
5. Цыпин, Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности [Текст] / Г. М. Цы-пин. - М. : Музыка, 2010. - 128 с.
6. Цыпин, Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики [Текст] / Г. М. Цыпин. - Тамбов - Москва - С.-Петербург - Баку -Вена : Нобелистика, 2008. - 246 с.
7. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1969. -282 с.
8. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л. А. Ба-ренбойм. - Л. : Музыка, 1974. - 336 с.
18