Научная статья на тему 'Исполнительская подготовка будущего учителя музыки. Проблемы и перспективы'

Исполнительская подготовка будущего учителя музыки. Проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
960
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СИНЕРГИЯ СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / MUSICAL PERFORMANCE / TECHNICAL AND ART-ESTHETIC PROBLEMS / SYNERGY OF PEDAGOGICAL INFLUENCE MEANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мариупольская Татьяна Геннадиевна

В статье рассматриваются проблемы предметной подготовки будущего учителя музыки, основная база которой исполнительские дисциплины, а именно музыкально-инструментальный, дирижерский, вокальный и концертмейстерский классы. Под музыкальным исполнительством понимается многогранный феномен, состоящий из неисчислимого количества компонентов. Это задачи технического, физиологического, психологического и художественно-эстетического порядка, решение которых оказывает огромное воздействие на все аспекты формирования личности музыканта-педагога. На примере обучения в классе фортепиано, как самого распространенного и универсального инструмента, выявляются основные пути преодоления технических и художественно-эстетических проблем, стоящих перед исполнителем. Отмечается, что опыт подготовки учителей музыки на музыкальном факультете востребован, отвечает как многовековым традициям, доказавшим свою жизнеспособность и актуальность, так и современным требованиям гуманитарного и технологического порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance Training of the Future Music Teacher. Problems and Perspectives

The article deals with the problems of music teacher training. The fundamental basis of such training is performing disciplines, namely musical-instrumental, conductors, vocal and accompanist classes. Musical performance is a versatile phenomenon consisting of innumerable quantity of components. These are challenges of technical, physiological, psychological and art-esthetic aspects, meeting of which enormously effects the formation of music teacher’s personality. On the example of studying in piano classes, as piano is the most prevalent and universal instrument, the main methods of overcoming technical and art-esthetic problems which the performers come across are revealed. It is indicated that experience of training music teachers on music faculty is in demand. It meets both centuries-old traditions which proved their viability and actuality and also the modern requirements of humanitarian and technological aspects.

Текст научной работы на тему «Исполнительская подготовка будущего учителя музыки. Проблемы и перспективы»

1УДК 378.1:78.07 ББК 74.58:85.313(2)6

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т. Г. Мариупольская

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы предметной подготовки будущего учителя музыки, основная база которой - исполнительские дисциплины, а именно музыкально-инструментальный, дирижерский, вокальный и концертмейстерский классы. Под музыкальным исполнительством понимается многогранный феномен, состоящий из неисчислимого количества компонентов. Это задачи технического, физиологического, психологического и художественно-эстетического порядка, решение которых оказывает огромное воздействие на все аспекты формирования личности музыканта-педагога. На примере обучения в классе фортепиано, как самого распространенного и универсального инструмента, выявляются основные пути преодоления технических и художественно-эстетических проблем, стоящих перед исполнителем. Отмечается, что опыт подготовки учителей музыки на музыкальном факультете востребован, отвечает как многовековым традициям, доказавшим свою жизнеспособность и актуальность, так и современным требованиям гуманитарного и технологического порядка.

Ключевые слова: музыкальное исполнительство, технические и художественно-эстетические проблемы, синергия средств педагогического воздействия.

PERFORMANCE TRAINING OF THE FUTURE MUSIC TEACHER. PROBLEMS AND PERSPECTIVES

T. G. Mariupolskaya

Abstract. The article deals with the problems of music teacher training. The fundamental basis of such training is performing disciplines, namely musical-instrumental, conductors, vocal and accompanist classes. Musical performance is a versatile phenomenon consisting of innumerable quantity of components. These are challenges of technical, physiological, psychological and art-esthetic aspects, meeting of which enormously effects the formation of music teacher's personality. On the example of studying in piano classes, as piano is the most prevalent and universal instrument, the main methods of overcoming technical and art-esthetic problems which the performers come across are revealed. It is indicated that experience of training music teachers on music faculty is in demand. It meets both centuries-old traditions which proved their viability and actuality and also the modern requirements of humanitarian and technological aspects.

Keywords: musical performance, technical and art-esthetic problems, synergy of pedagogical influence means.

Музыка - искусство, которое не может существовать без посредника, музыканта-исполнителя, который, в совершенстве владея музыкально-выразительными средствами, способен передать в адекватной форме замысел композитора. Музыкальное наследие, фонд произведений, созданный на протяжении всей истории человечества, совершенно неисчерпаем. В этот фонд входят произведения разных композиторов, которые

несмотря на то, что по времени своего написания отстоят от нас на многие века, не потеряли своей художественной ценности и представляют огромный интерес как для исполнителей, так и для слушателей. Это и произведения современных авторов - разные по своей стилистике, жанрам, формам, эстетической и социальной направленности, часть из которых, в силу объективных обстоятельств, еще не получила должной художественной и эстетической

оценки. В любом случае музыкальное сочинение воплощается в реальное звучание, то есть осуществляется перевод творческого замысла композитора из одной семиотической системы - нотной в другую - звуковую.

Особые задачи в этом отношении стоят сегодня перед музыкантом-педагогом общеобразовательного профиля. Выполняя функции проводника подрастающего поколения в необъятный мир звуков, учитель музыки должен не только свободно владеть современными мультимедийными технологиями, облегчающими виртуальный доступ практически ко всем ценностям мировой культуры, но и быть способным в своем собственном исполнении, непосредственно контактируя со своими учениками, познакомить их с лучшими образцами музыкального искусства. Только собственноручное освоение музыкального материала, когда музыкант своими физическими усилиями, тактильно, «мышечно» и душевно «проживает» каждую ноту написанного автором сочинения текста, позволяет ему по-настоящему познать истинную красоту произведения искусства, что, в свою очередь, помогает решить важную просветительскую и воспитательную задачу - с должной степенью технического и художественного совершенства и артистизма донести для своих слушателей-учеников всю эстетическую и художественную значимость творческого замысла композитора. Для этого музыкант-педагог должен владеть необыкновенно сложным, требующим состояния постоянной профессиональной формы, исполнительским мастерством.

Музыкальный факультет Московского педагогического государственного университета (в прошлом института имени В. И. Ленина), созданный в 1959 г., был призван вести подготовку учителей музыки для общеобразовательных школ, способных проводить образовательную и художественно-просветительскую работу с подрастающим поколением, прививать любовь к эстетически прекрасному в жизни. В течение ряда десятилетий отрабатывалась и утверждалась модель музыканта-педагога, прошедшая многократную практическую апробацию на территории России, других стран мира и подтвердившая свою величайшую востребованность.

В фундаментальном основании обучения на факультете всегда лежал процесс непосредственного, собственноручного соприкосновения учащегося с музыкой. «...Подготовка музыканта любой специальности, в том числе и будущего учителя музыки, осуществляется в значительной части на базе исполнительских дисциплин, - пишет Г. М. Цыпин. - .Это традиция, которая насчитывает в учебном обиходе не одно десятилетие, и ничто пока не указывает, что она может быть упразднена в обозримом будущем. Естественно, для учащегося-музыканта предпочтительнее вникать в предлагаемую ему проблематику, соотнося и коррелируя ее с собственными учебными занятиями, с хорошо знакомыми ему практическими действиями» [1, с. 6].

Музыка - уникальный вид искусства. Запечатленные в нотных знаках творения композитора должны быть расшифрованы и переведены из одной системы - знаковой - в звучащую материю, в физическое колебание воздуха, воспринимаемое человеком, иными словами -в психо-акустический феномен. Как известно, такие распространяющиеся в виде волн колебательные движения частиц окружающей среды могут произвести разные специально приспособленные для воспроизведения звуков инструменты, а также человеческий голос. Упрощая проблему, можно сказать, что и специальные приспособления, и человеческий голос суть инструменты, на которых нужно научиться извлекать в определенном темпе звуки нужной высоты, силы и тембра. Только владея исполнительским мастерством, навыками зву-коизвлечения из разных инструментов, музыкант сможет оживить «мертвую» нотную запись, и тогда сочинение автора окажет на слушателя непосредственное эмоциональное и эстетическое воздействие.

Овладению способами звукоизвлечения, совершенствованию этих навыков и умений музыканты-исполнители посвящают всю свою жизнь. Музыкальное исполнительство - сложнейшее и многогранное понятие, состоящее из неисчислимого количества компонентов. Это, с одной стороны, ремесло, а с другой - «продукт» высокой духовной силы, в котором находят свое проявление все сферы психологической деятельности человека.

Обратимся для примера к некоторым проблемам исполнительства на фортепиано. Известно, что фортепиано - самый распространенный и универсальный инструмент, без освоения которого невозможно постижение всех пластов музыкальной литературы. Обучения игре на фортепиано не избежать никому - ни теоретику, ни струннику, ни дирижеру, ни вокалисту. «Фортепиано так же необходимо любому музыканту и любителю, как необходимы каждому человеку язык, слово, речь», - считал Г. Г. Нейгауз [2, с. 73]. Он утверждал, что это «...самый интеллектуальный из всех инструментов и потому охватывает самые широкие горизонты, необъятные музыкальные просторы» [2, с. 76]. Только на фортепиано можно воспроизвести хоровую и симфоническую партитуру, помочь слушателю получить представление о таком масштабном музыкальном жанре, как опера, сыграть аккомпанемент или партию фортепиано к вокальным, скрипичным и другим произведениям.

Так в чем же заключаются - если говорить в общем плане - основные задачи музыканта, овладевающего мастерством исполнителя на музыкальном инструменте, в частности искусством игры на фортепиано?

Прежде всего, нужны теоретические знания того, как соотносится текст, записанный на нотном стане, с тем, что должно стать звучащим феноменом. Решение этой проблемы - дело постоянно совершенствующихся практических действий, выполнения множества задач - физических, психологических, художественно-эстетических.

Овладение техникой игры на фортепиано («техника» в переводе с греческого языка означает «искусство», «мастерство», «умение») - это освоение нескончаемого ряда приемов, способов и методов совершенствования исполнительского мастерства. Это мастерство звукоиз-влечения и благоговейное отношение к звуку, которым всегда славилась отечественная школа пианизма. (К примеру, Г. Г. Нейгауз сравнивал звук с драгоценным камнем, покоящимся в бархатной шкатулке, а работу над звуком связывал с совершенствованием душевных качеств ученика.) Это проблемы двигательно-тех-нического характера, решение которых зависит от знания «природы» своего инструмента,

соответствующих усилий в области физики движений. Следует отметить, что движения рук и пальцев пианиста подчиняются определенным законам кинетики, должны быть строго целесообразными и служить, по словам С. Е. Фейнберга, «средством для достижения тонкого и сложного художественного результата» [3, с. 122] Столь же важна организация и корректировка психических процессов мышления человека, налаживания психомоторных связей и т. д. Технические проблемы исполнения не могут быть преодолены без освоения навыков попеременного напряжения и расслабления мышц, оттачивания характера прикосновения к инструменту в плане музыкального интонирования, разнообразия туше, динамики звучания, а также ощущения ритмической и агогиче-ской структуры сочинения.

Должны быть налажены множественные психологические, физиологические и моторные связи. Эстетическое переживание художественного образа сочинения, музыкально-слуховые представления о нужном звучании дают импульс к совершению соответствующих пианистических движений и наоборот. Невозможно полноценное исполнение произведения без ощущения драматургического смысла его целостной формы, отдельных составляющих и деталей этой формы.

Кроме технических, так сказать «ремесленных» проблем, исполнительство ставит перед музыкантом сложнейшие художественные задачи. Здесь и углубленное и подробнейшее прочтение нотного текста, и проникновение в авторский замысел, в стилистические особенности творческого метода композитора, в дух эпохи, в которую он жил, эмоциональное «проживание» художественно-образного содержания сочинения, выстраивание интерпретационного исполнительского плана. И наконец, необходима способность и тренированность человека к чрезвычайно быстрой внутренней психологической перестройке, возникающей при смене художественных образов сочинения. Также очень сложным в психологическом отношении является период подготовки к публичному исполнению произведения.

Следует при этом отметить, что по сложившейся на протяжении веков традиции приобретение и развитие исполнительского мастер-

ства ведется, как правило, на материале изучения лучших образцов классической и современной музыки. Так, К. Н. Игумнов, подчеркивая важность для развития молодого музыканта выбора высокохудожественного материала, способствующего совершенствованию профессиональных навыков учеников, а также решению задач исполнительского и общеэстетического плана, часто повторял фразу: «Мы учимся у тех произведений, которые мы играем» [4, с. 214].

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что исполнительство -сложнейший феномен, образующийся из чрезвычайно многих составляющих. И прежде всего это, по словам Ф. Листа, ремесло и дух. «Только совокупность многих качеств, взаимосвязанных, творчески объединенных, создает настоящего пианиста, - отмечал С. Е. Фейнберг. -Требовательный вкус должен опереться на техническое совершенство, интуиция - на сознательное понимание формы, индивидуальные качества - на способность к объективной оценке» [5, с. 507].

Обращаясь к практике обучения будущих учителей музыки в педагогическом вузе, следует отметить, что такого рода профессионалы получают предметную подготовку, овладевают широким спектром компетенций в области общей и музыкальной педагогики и психологии, осваивают современные инновационные технологии, а также совершенствуют свои исполнительские навыки в специальных классах музыкально-инструментального, вокального, дирижерского и концертмейстерского мастерства.

Если говорить о художественно-эстетических подходах к проблемам исполнительского освоения музыкального произведения в специальных классах, то можно констатировать, что исполнительству как таковому присущи общие черты, которые, тем не менее, могут и должны отличаться и варьироваться в зависимости от индивидуальных и творческих установок музыканта-педагога. Чего никак нельзя сказать об усвоении «цехового» ремесла исполнителей разных специальностей. В каждом классе учащийся в индивидуальной форме занятий с педагогом должен осваивать совершенно уникальные, специфические приемы, способы и

методы игры на том или ином музыкальном инструменте. Следует, однако, отметить, что овладение такими разными умениями благотворно сказывается на общемузыкальном и эстетическом развитии молодого музыканта, а апеллирование в ходе практических занятий к разным видам исполнительской деятельности помогает решать многие «локальные» вопросы. Использование разнообразных средств воздействия на все сферы деятельности организма человека в синергическом единстве способствует максимальной эффективности процесса его обучения и развития. К примеру, опыт пения в вокальном классе помогает найти способы певческого интонирования и «очеловечивания» инструментализма в классе фортепиано, а дирижерские навыки - лучше ощутить ритмическую конструкцию и музыкальную форму произведения. В классе аккомпанемента (или концертмейстерского мастерства) музыкант должен научиться выполнять сложнейшие задачи игры на инструменте и одновременно слушать и согласовывать собственные исполнительские и интерпретаторские намерения с намерениями своего партнера по ансамблю.

Современная методология обучения музыкальному исполнительству предполагает сочетание традиционных,апробированных на протяжении многих веков методов и форм обучения в фортепианных классах, а также использование инновационных мультимедийных технологий. В этом плане большие возможности для интенсификации процесса обучения открываются, в частности, при использовании новейшей музыкально-компьютерной технологии, разработанной компанией Yamaha - системы Дисклавир.

Таким образом, спектр инструментальных навыков, осваиваемый музыкантом-педагогом в ходе обучения в вузе, чрезвычайно обширен и разнообразен. Музыкальное образование, получаемое специалистом в педагогическом вузе, является универсальным, многопрофильным, мультиинструментальным, что позволяет - естественно, с известной долей условности - соотнести его с современными высокими технологиями инструментального свойства. К тому же образование музыканта-педагога отвечает и параметрам высоких технологий гуманитарного порядка, чрезвычайно ценимых в современной

образовательной системе. Все эти характеристики педагогики в области подготовки будущих учителей музыки коррелируют и с системой «высокого образования» (заметим, «высокого», а не просто «высшего» образования), которое в передовых странах рассматривается как основной критерий оценки государства с точки зрения развития человеческого капитала.

Кроме того, профессиональная подготовка музыканта-педагога, основывающаяся на непосредственной практической деятельности учащегося в области исполнительства, также отвечает государственным образовательным стандартам, нацеленным на фундаментальное и практико-ориентированное обучение в высших учебных заведениях. Получаемые выпускниками музыкальных факультетов педагогических вузов многомерные, многоплановые и универсальные компетенции гуманитарного и технологического порядка обеспечивают востребованность на рынке труда такого специалиста и позволяют ему достаточно успешно адаптироваться в современных, весьма непростых социально-политических и экономических условиях.

Хочется надеяться на то, что накопленный опыт и лучшие традиции подготовки будущих учителей музыки, ответственных за нравственное и духовное здоровье нации, в основе которых лежат множественные технологии инструментального и гуманитарного свойства, приобретаемые в формате индивидуаль-

ных занятий в музыкально-исполнительских классах, не будут утеряны во времена перестройки и оптимизации отечественной образовательной системы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс, 1994. - 374 с.

2. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музгиз, 1958. - 318 с.

3. Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста. - М.: Музыка, 1978. - 200 с.

4. Мильштейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М.: Советский композитор, 1983. - 266 с.

5. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1965. - 516 с.

REFERENCES

1. Tsypin G. M. Psikhologia muzykalnoy deyatel-nosti: problemy, suzhdeniya, mneniya. Moscow: Interprax, 1994. 374 p.

2. Neygauz G. G. Ob iskusstve fortepiannoy igry. Moskow: Muzgiz, 1958. 318 p.

3. Feynberg S. E. Masterstvo pianista. Moscow: Muzyka, 1978. 200 p.

4. Milshteyn Ya. I. Voprosy teorii i istorii ispolni-telstva. Moscow: Sovetsly kompositor, 1983. 266 p.

5. Feynberg S. E. Pianizm kak iskusstvo. Moscow: Muzyka, 1965. 516 p.

Мариупольская Татьяна Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Mariupolskaya Tatiana G., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts in Education Department, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.