Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ С. В. РАХМАНИНОВА'

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ С. В. РАХМАНИНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / С. В. РАХМАНИНОВ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / РЕПЕРТУАР / СОВРЕМЕННЫЙ ПИАНИЗМ / ФОРТЕПИАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ / MUSICAL AND PERFORMING ARTS / S. V. RACHMANINOV / INTERPRETATION / REPERTOIRE / MODERN PIANISM / PIANO COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одиноков М.Ю.

В статье определяется ряд характерных тенденций современного исполнительского искусства на примере интерпретации фортепианных произведений С. В. Рахманинова. Выявлены ключевые направления в современном исполнительском искусстве, среди которых отмечаются: создание новых форм концертной деятельности, выбор репертуара с учетом его «коммерциализации», а также влияние звукозаписи и информационных технологий на музыкальную культуру. Рассматриваются причины пристального интереса современных пианистов различных поколений к фортепианным сочинениям С. В. Рахманинова. На основе анализа исполнительских интерпретаций произведений композитора выявлены позитивные и негативные тенденции современного исполнительского искусства, ряд которых вызывает тревогу представителей музыкантского сообщества. Автор статьи приходит к выводу о том, что современное исполнительское искусство переживает новый этап развития, преломляющий в себе актуальное состояние социокультурной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TRENDS IN THE MODERN INTERPRETATION OF PIANO COMPOSITIONS BY S. V. RACHMANINOV

The article defies a number of characteristic trends of modern performing arts exemplifid by the interpretation of piano works by S. V. Rachmaninov. It identifis the key trends in contemporary performing arts, including the creation of new forms of concert activity, the choice of repertoire, taking into account its" commercialization", as well as the impact of sound recording and information technology on musical culture. The author considers the reasons for the close interest of modern pianists of various generations in the piano works of S. V. Rachmaninov. He also identifis positive and negative trends in contemporary performing art, based on the analysis of performing interpretations of the composer's works, a number of which cause concern to representatives of the musical community. The author of the article comes to the conclusion that modern performing art is experiencing a new stage of development, which reflcts the current state of the socio-cultural system.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ С. В. РАХМАНИНОВА»

DOI: 10.26086/NK.2020.55.1.011 УДК 786

© Одиноков Михаил Юрьевич, 2020

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия) проректор по воспитательной работе и развитию, старший преподаватель кафедры специального фортепиано, лауреат международных и всероссийских конкурсов E-mail: mikhail.odinokoff@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ С. В. РАХМАНИНОВА

В статье определяется ряд характерных тенденций современного исполнительского искусства на примере интерпретации фортепианных произведений С. В. Рахманинова.

Выявлены ключевые направления в современном исполнительском искусстве, среди которых отмечаются: создание новых форм концертной деятельности, выбор репертуара с учетом его «коммерциализации», а также влияние звукозаписи и информационных технологий на музыкальную культуру.

Рассматриваются причины пристального интереса современных пианистов различных поколений к фортепианным сочинениям С. В. Рахманинова. На основе анализа исполнительских интерпретаций произведений композитора выявлены позитивные и негативные тенденции современного исполнительского искусства, ряд которых вызывает тревогу представителей музыкантского сообщества.

Автор статьи приходит к выводу о том, что современное исполнительское искусство переживает новый этап развития, преломляющий в себе актуальное состояние социокультурной системы.

Ключевые слова: музыкально-исполнительское искусство, С. В. Рахманинов, интерпретация, репертуар, современный пианизм, фортепианные сочинения.

© Odinokov Mikhail Y., 2020

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia),

Vice-rector for educational work and development, Senior lecturer of the Department of Special piano,

Laureate of International and All-Russian competitions

E-mail: mikhail.odinokoff@yandex.ru

SOME TRENDS IN THE MODERN INTERPRETATION OF PIANO COMPOSITIONS BY S. V. RACHMANINOV

The article defines a number of characteristic trends of modern performing arts exemplified by the interpretation of piano works by S. V. Rachmaninov.

It identifies the key trends in contemporary performing arts, including the creation of new forms of concert activity, the choice of repertoire, taking into account its" commercialization", as well as the impact of sound recording and information technology on musical culture.

The author considers the reasons for the close interest of modern pianists of various generations in the piano works of S. V. Rachmaninov. He also identifies positive and negative trends in contemporary performing art, based on the analysis of performing interpretations of the composer's works, a number of which cause concern to representatives of the musical community.

The author of the article comes to the conclusion that modern performing art is experiencing a new stage of development, which reflects the current state of the socio-cultural system.

Key words: musical and performing arts, S. V. Rachmaninov, interpretation, repertoire, modern pianism, piano compositions.

Современное состояние музыкально-исполнительского искусства вызывает сегодня — в условиях сложной социокультурной ситуации — оправданное беспокойство, как в среде педагогов, так и в среде самих исполнителей. Подтверждением тому служит широкий спектр рецензий, критических статей и интервью с ведущими музыкантами рубежа ХХ-ХХ1 веков. Вот почему обращение к изучению этой проблемы вполне закономерно. Достаточно перечислить названия последних исследований в данной области — «Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма» [4], «Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства» [7], «Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа ХХ-ХХ1 веков» [1], — чтобы обозначить круг наиболее актуальных сегодня вопросов. Показательно в этой связи открытие новых структур в музыкальных вузах страны, профессиональной сферой которых является изучение проблем современного исполнительства. Примерами служат факультет инструментального исполнительского искусства ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова и факультет исторического и современного исполнительского искусства МГК им. П. И. Чайковского. Реализуемый ими учебный план включает, наряду с прочим, лекционные курсы по «Исполнительскому искусству XX века» и «Современному сольному репертуару и новым исполнительским техникам».

Пристальное внимание исполнителей, искусствоведов, критиков к современной интерпретации фортепианного наследия С. В. Рахманинова также далеко не случайно. Во-первых, Рахманинов — один из самых исполняемых сегодня авторов. Его сочинения играют пианисты разных стран, поколений, уровней подготовки. Произведения русского классика ХХ века прочно вошли в концертный, конкурсный репертуар и, следовательно, позволяют рассматривать особенности современной интерпретации в контексте богатой исторической традиции (отечественной и зарубежной). Во-вторых, именно фортепианные произведения Рахманинова дают современному пианисту уникальную возможность услышать их в разных вариантах авторского прочтения, актуализируя проблему аутентичного исполнения. И, наконец, жанровый диапазон фортепианного творчества Рахманинова поистине универсален: от барочных сюит, классической сонаты и концерта до широкого спектра романтических жанров и созданных самим композиторов этюдов-картин. Остановимся более подробно на заявленных тезисах.

Как уже отмечалось, фортепианное наследие великого русского композитора является необычайно востребованным в практике пианистов XXI века. Об этом свидетельствуют новые конкурсы и фестивали, носящие имя композитора: в США — Первый Международный конкурс пианистов им. С. Рахманинова (Пасадена, 2002); в Турции — Первый Международный конкурс им. С. Рахманинова (Стамбул, 2011) [10]; в России — Первый фестиваль им. С. Рахманинова (Казань, 2011).

Есть и перспективные планы. В 2021 году должен состояться Международный конкурс имени Рахманинова. Этот проект вынесен на обсуждение Совета по культуре при Президенте, и получена резолюция В. В. Путина о проведении конкурса. «Мы реанимируем этот конкурс: он будет также проходить раз в четыре года в трех номинациях, отражая три творческие ипостаси Сергея Васильевича как пианиста, композитора и дирижера. Если конкурс Чайковский — это Олимпиада, то конкурс Рахманинова — наш чемпионат мира», — утверждает инициатор данного проекта Д. Мацуев [5]. Затем в 2023 году, когда мир будет отмечать 150-летие Рахманинова, этот год в России будет объявлен Годом Рахманинова.

Заметим в этой связи, что участие в конкурсах и фестивалях приобретает все большее значение в жизни современных исполнителей. Убедительно подтверждает это интервью с Д. Мацу-евым: «Я думаю, что конкурс Чайковского, конечно, мне помог очень сильно. Потому что моя жизнь изменилась на 180 градусов после этого конкурса. Сложно сказать, что было бы, если этого конкурса бы не было. Конечно, конкурсы сейчас единственная возможность заявить о себе» [8]. Не останавливаясь здесь на неоднозначности этого высказывания, подчеркнем другую особенность современной работы исполнителя — огромное воздействие на нее коммерческой составляющей, коснувшееся и музыки Рахманинова. В интервью с Б. Березовским читаем: «То, что я концертирую с романтическими вещами, связано с тем, что на них есть невероятный спрос. Рахманинов относится к композиторам, чья музыка наиболее активно, что называется, продается» [2].

Характер и масштабы влияния глобального рынка на современное исполнительство — новые формы концертирования и отбор репертуара, «ускоренную» работу над произведением и привлечением технических новаций — оценит, вероятно, только время. Однако обратим внимание на несравнимо с прошлыми десятилетиями возросшую доступность практически любых звучащих образцов. Так, мы можем сегодня слушать и ана-

лизировать почти 300 записей, сделанных только самим Рахманиновым. С одной стороны, неоценимые для современного пианиста результаты дает сопоставление двух существовавших тогда видов звукозаписи — механической и акустической. В первом случае раскрываются все детали рахманиновской игры, во втором — формируется яркое восприятие целого. С другой стороны, именно сейчас у пианиста появилась возможность проследить — на примере одного сочинения — эволюцию авторского прочтения, благодаря восстановленным сегодня записям разных лет.

Как известно, дискуссии о роли звукозаписи не смолкают со времен Глена Гульда. В настоящее время, благодаря новейшим компьютерным технологиям и профессионализму звукорежиссеров, фонд звукозаписи обогатился редчайшими образцами. Особенно следует отметить реставрацию и оцифровку огромного количества так называемых «механических» записей. Данный тип записи создавался путем фиксации звучания на перфоленту. Пристальное внимание уделялось при этом работе пианиста с педалью, туше и силой звука. Последняя составляющая первоначально фиксировалась специальным высококлассным техником. Затем исполнитель и техник вместе работали над мастер-рулоном с целью уточнения силы звучания всех нот и коррекции других механических ошибок. Звукозаписывающая фирма не приступала к рекламированию нового ролика до того момента, пока сам исполнитель не утверждал его. Таким образом, можно считать, что запись на перфоленте детально соответствует замыслу исполнителя. Компьютерная обработка, оцифровка представленного материала дала возможность не только сохранить уникальный фонд «механических» и акустических записей многих композиторов-исполнителей, но и сделать его доступным для прослушивания посредством сети Internet.

Плодотворное сотрудничество Рахманинова с ведущими фирмами звукозаписи ставит современного слушателя и — в еще большей степени — исполнителя перед проблемой эстетического и художественного выбора. Сказанное в первую очередь касается многочисленных записей одного и того же сочинения. Назовем лишь некоторые из них: прелюдия cis-moll op. 2 № 3 (1919, 1921, 1922, 1925, 1928), Баркарола ор. 10 (1919, 1929), Полька В.Р. (1919, 1921), Юмореска ор. 10 (1919, 1921, 1923), Этюд-картина ор. 39 № 6 (1921, 1925) и другие. На основе подробного сравнительного анализа авторского исполнения можно отметить, что каждая интерпретация несет в себе индивидуальное художественное воплощение, несмо-

тря на множество сходных деталей. В результате, именно Рахманинов-пианист в какой-то мере дает современным исполнителям возможность выбора в отношении трактовки его произведений, подтверждая на практике собственные высказывания о праве пианиста «на свободу» интерпретации. Однако, это имеет, на наш взгляд, как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, погружаясь в авторскую трактовку сочинения, исполнитель проясняет для себя замысел композитора. С другой стороны, не всегда подобный художественный поиск обретает истинную ценность. Зачастую, пианист, не обладающий тонким эстетическим вкусом и богатым арсеналом технических средств, превращает исполнение в некий стандарт. В связи с этим возникает проблема ответственности современного музыканта прежде всего перед слушателем.

Богатство фортепианных жанров, в которых работал С. В. Рахманинов, также представляет интерес с точки зрения исполнительской интерпретации. К примеру, этюды-картины ор. 33 и ор. 39, совмещающие в себе высокий технический уровень с яркой образностью характеристик, «картинностью», вошли в репертуар многих современных пианистов.

Опираясь на две важнейшие позиции — особенности жанрового стиля и авторскую интерпретацию музыкального текста Рахманиновым-пианистом, исполнители открывают для себя два пути художественного воплощения музыкальных образов. Первый — с преобладанием «этюдности» — создается, в основном, за счет сквозного стремительного движения, более быстрого единого темпа, меньшего числа и диапазона динамических оттенков и острого штрихового туше. Второй основан на звуковом диалоге образно-контрастных характеристик. Автор-исполнитель делает акцент на пространственном объеме и колористичности пьес. Эффект создается благодаря тембровому сопоставлению различных деталей музыкальной ткани, иной трактовке кульминационных зон, не доходящей до предельной звучности, а напротив, тонко детализированной. Вслед за Рахманиновым современные пианисты, в зависимости от выбора первого или второго пути интерпретации этюда-картины, ясно делятся на две группы. Первые тяготеют к этюдному блеску, технически безупречной «энергии скорости», нередко «оглушая» слушателя экспрессивным напором стихийной силы. Интерпретация такого рода (Д. Мацуев, В. Ашкенази, А. Лубянский) как бы доводит до своеобразного предела те свойства музыкального текста, которые акцентирует сам автор в ряде записей. Их игра поражает мощью

звучания, техническим совершенством и выбором стремительно-быстрого темпа. При этом отметим и некоторую звуковую агрессивность, что является одной из общих тенденций современного пианизма. Практически полярный пример интерпретации этюдов-картин предлагает Е. Кисин. Воссозданные пианистом «картины» нередко обрамляются строгой рамкой — эффект, создаваемый значительно расширенными вступлением и заключением.

Однако возможны и другие варианты. Так, многие исполнители пытаются довести «до крайности» отдельные жанровые характеристики. Подобная гипертрофия при отсутствии художественного вкуса, глубины и высокого уровня внутренней культуры приводит к трактовке безликой, прямолинейно-упрощенной и поверхностной. На засилье такого рода интерпретаций указывают многие современные музыканты. В одном из интервью с Элисо Вирсаладзе о Международном конкурсе им. П. И. Чайковского читаем: «Во многих конкурсантах меня изумила поверхностность. Когда вы видите настоящее дарование, то предъявляете к нему гораздо большие требования. Таких дарований в финале не было» [3]. Некоторые исполнители, напротив, стремятся к поиску своеобразной «золотой середины». Наиболее удачным примером подобного рода является трактовка рахманиновских произведений Николаем Луганским. Его интерпретации при их бесспорной актуальности дают возможность проследить связь современного исполнительства с богатейшими традициями русской фортепианной школы. Однако гораздо чаще в практике многих музыкантов это приводит к некой усредненности исполнения. И это становится тревожной тенденцией пианизма XXI века, и свидетельствует, скорее, об отсутствии ярких личностей и стремлении к стандартизации. В документальном фильме «Музыкант» (2011) Денис Мацуев говорит: «Когда ты слушаешь старые записи не потому, что там идет некий шип, и потому, что моно, ты можешь сразу сказать, что это играет Рахманинов, это играет Горовиц, это играет Гилельс, это играет Рихтер. Мне очень хочется, чтобы через некоторое время обо мне так сказали, что это играет Мацуев» [8]. Напомним, что сам Рахманинов подобной середины никогда не искал: «Каждое произведение — «вещь в себе». Следовательно, оно должно интерпретироваться по-своему. Есть исполнители, игра которых всегда одинакова. Её можно сравнить с блюдами, подаваемыми в некоторых гостиницах. Всё, что бы ни приносилось на стол, имеет один и тот же вкус. Конечно, для успеха исполнителю необходима яркая индивидуальность, и каждая

его интерпретация должна быть окрашена ею. Но в то же время, следует постоянно искать разнообразия» [10, с. 232].

Разумеется, сказанное не исчерпывает круг проблем, существующих в современном исполнительском искусстве. За рамками статьи остались проблемы новых форм концертной деятельности и обусловленные ими вопросы выбора редакций и репертуара. Однако обсуждаемые на страницах данной статьи важные аспекты большой темы «Фортепианное искусство Рахманинова», на наш взгляд, свидетельствуют о перспективности ее дальнейшего исследования.

Литература:

1. Белоцерковский О. В. Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа XX-XXI веков. Дисс. ... канд. иск., 17.00.09., Саратов, 2010. 219 с.

2. Борис Березовский любит Метнера и Хинде-мита: Интервью. URL: http://os.colta.ru/music_ classic/names/details/699/ (дата обращения 02.02.2020)

3. Вирсаладзе Э. Лучше, если бы первой премии не было. URL: http://www.izvestia.ru/ news/263424 (дата обращения 02.02.2020)

4. Мазиков А. А. Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма. Дисс. ... канд. иск., 24.00.01. Санкт-Петербург, 2008. 151 с.

5. Мацуев Д. Конкурс Чайковского меня невероятно зарядил; беседу вела Е. Кривиц-кая // Музыкальная жизнь. 02.07.2019. URL: http://muzlifemagazine.ru/denis-macuev-konkurs-chaykovskogo-men/ (дата обращения 02.02.2020).

6. Махровский В. Классика над Босфором: В Турции дебютировал фортепианный конкурс имени Сергея Рахманинова // Российская газета. 04.04.2011. URL: http://www. rg.ru/2011/04/04/rahmaninov-site.html (дата обращения 02.02.2020).

7. Минаев Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства. Дисс. ... докт. иск., 17.00.02. Москва, 2000. 419 с.

8. Музыкант. Документальный фильм (2012). URL: http://www.1tv.ru/documentary/fi=7409 (дата обращения 02.02.2020)

9. Об истории фортепианной музыки Баха, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича / под ред. Л. Л. Баренбойма. М.: Музыка, 1965. 213 с.

10. Рахманинов С. В. Литературное наследие. 3 том. М.: Советский композитор, 1980.

References:

1. Belotserkovsky, O. (2010), "The role of producer in the Russian musical academic art of the turn of the XX-XXI centuries", Ph.D. dissertation, Musical Art, Saratov State Conservatoire, Saratov, Russia.

2. Colta (2008), "Boris Berezovsky loves Meitner and Hindemith: an Interview", http://os.colta. ru/music_classic/names/details/699/ (accessed 2 February 2020).

3. Izvestia (2002), "Virsaladze E.: It would be Better if there were no first prize", available at: http://www.izvestia.ru/news/263424 (accessed 2 February 2020).

4. Mazikov, A. (2008), "Piano performance art in the cultural space of postmodernism", Ph.D. dissertation, Musical Art, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

5. Matsuev, D. (2019), "Tchaikovsky Competition I was incredibly charged; the conversation was led by E. Krivitskaya",Musical life, available at: http:// muzlifemagazine.ru/denis-macuev-konkurs-chaykovskogo-men/ (accessed 2 February 2020).

6. Majrowski, V. (2011), "Classic over the Bosphorus In Turkey made its debut piano competition named after Sergey Rachmaninov", The Russian newspaper, available at: http:// www.rg.ru/2011/04/04/rahmaninov-site.html (accessed 2 February 2020).

7. Minaev, E. (2000), "Music and information field in the evolutionary processes of art", Ph.D. dissertation, Musical Art, Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia.

8. 1tv (2012), "Musician. Documentary", available at: http://www. 1tv.ru/documentary/fi=7409 (accessed 2 February 2020)

9. Barenbojm, L. (ed.) (1965), Ob istorii fortepiannoj muzyki Baha, Bethovena, Debyussi, Rahmaninova, Prokofeva, Shostakovicha [About the history of piano music by Bach, Beethoven, Debussy, Rachmaninoff, Prokofiev, and Shostakovich], Muzyka,

10. Rachmaninov, S. (1980), Literaturnoe nasledie [Literary heritage], vol. 3, Sovetskij kompozitor, Moscow, USSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.