ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.2:379.8
00! 10.23951/1609-624Х-2019-3-10-17
СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Елец
Введение. Актуальность исследования обусловлена значительным обострением проблемы защиты прав детей в связи с увеличением случаев беспризорности, насилия, наркомании как в семье в частности, так и в обществе в целом. И одной из глобальных задач российского государства на современном этапе является защита прав ребенка. Семье и образовательным организациям принадлежит большая роль в профилактике и предупреждении правонарушений.
Цель статьи заключается в выявлении характерных особенностей правового развития детей старшего дошкольного возраста.
Материал и методы. Методологической базой работы стали культурологический подход, позволяющий рассматривать правовое развитие детей дошкольного возраста как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, и диалектический метод познания, предполагающий всесторонний анализ изучаемых объектов в их взаимосвязи, определение причинно-следственных связей анализируемых явлений; общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия - и специальные методы научного познания: опрос детей «Права ребенка», индивидуальная беседа «Как поступить?» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), анкетирование воспитателей, коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты и обсуждение. Результаты экспериментальной работы показали, что большинство детей в возрасте пяти лет находятся на среднем и низком уровнях правового развития. Дети старшего дошкольного возраста не в полной мере владеют знаниями о правах и обязанностях, которые недостаточно полны и конкретны. Дошкольникам сложно определить понятия «закон», «право» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста затруднялись дать правильную оценку своих действий и действий других людей, обращались за помощью к взрослому, следовали правилам поведения при условии контроля взрослых. Как показали результаты анализа проведенной экспериментальной работы, большинство детей 5 лет находятся на среднем (47 %) и низком (45 %) уровнях правового развития и только 8 % дошкольников старшего возраста имеют высокие показатели. Статистически данный тезис подтвердился высоким значением коэффициента корреляции критерия Пирсона между признаками (уровнями правового развития) (г„ = 0,6). Это отражалось в представлениях, поведении, переживаниях, чувствах детей, определяющих в совокупности сформированность правового развития.
Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, образовательной деятельности по подготовке бакалавров и магистров по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям подготовки.
Ключевые слова: права, правовое развитие, дети старшего дошкольного возраста, ответственность, свободы.
Введение
Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным дошкольным образованием, является повышение правовой культуры детей, использование педагогического и правового потенциала детского сада по защите ребенка от жестокого обращения и насилия в обществе и семье. Вместе с тем основы правового развития ребенка закладываются в семье. Большая роль принадлежит семье и образовательным организациям в профилактике и предупреждении правонарушений со стороны детей. Важными указателями правонарушений являются детское непослушание, ложь и другие формы
аморального поведения. И полноценное, всестороннее развитие ребенка зависит в том числе от результативной работы по правовому развитию.
В международных и национальных документах, посвященных защите прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Рекомендации ЮНЕСКО о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018-2025 гг. и др.), утверждается
необходимость формирования у дошкольников представления о правах человека как об общечеловеческой ценности, о равенстве всех людей и достоинстве каждого отдельного человека. В связи с этим актуальным является ознакомление детей с правами и свободами, провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией ООН о правах ребенка.
В психолого-педагогической науке выделяют несколько научных подходов к изучению правового воспитания детей. В работах М. А. Лазутовой, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, З. К. Шнекедорфа и других право человека рассматривается как общечеловеческая ценность; А. Н. Гусев, Ю. М. Смолен-цев, А. Н. Титаренко и др. рассматривают моральные и нравственные ценности как составляющие права; Г. П. Давыдов, Г. А. Кузнецов, О. Г. Шапиева обращают внимание на нравственно-правовое воспитание школьников; И. А. Дерягин, Ю. П. Козю-бра изучают специфику правового воспитания студентов.
М. В. Матвеева в своей работе выявляет научные и практические проблемы, возникающие при реализации, охране и защите личных и имущественных прав ребенка [1].
Исследователи И. С. Артюхова, С. С. Бубен, С. В. Гроздилов, Т. В. Кабуш, Л. И. Смагина, В. В. Чечет рассматривают правовые и педагогические основы защиты прав и интересов ребенка в семье. Одной из первостепенных составляющих процесса подготовки человека к будущей активной жизни в социуме является воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества. Неотделимым компонентом этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях детского сада на протяжении всего времени получения образования [2-4].
Известные ученые и общественные деятели (Р. Касэн, К. Васак, Е. А. Лукашева, Д. З. Мутаги-ров [5] и др.) рассматривают правовое воспитание человека как самостоятельную научную дисциплину, предметом которой является «изучение человеческих отношений и человеческого достоинства при определении прав и способностей, необходимых для полного развития личности каждого человека».
Проблема изучения специфики правового развития детей дошкольного возраста является пока малоизученной представителями науки и практики в связи с тем, что данная задача не ставится в документах, определяющих содержание образовательной работы в детском саду. Но вместе с тем ее исследование необходимо, так как у дошкольников следует воспитывать уважение к правам и свободам человека, формировать чувство собственного достоинства. Ученые (Ю. М. Антонян, А. И. Дол-
гова, Н. О. Исмаилов, А. С. Макаренко, В. С. Соловьев, В. А. Сухомлинский и др.) в своих научных изысканиях убедительно показывали, что эту проблему можно достаточно успешно разрешить, приобщая детей к нравственным ценностям современного общества, т. е. в процессе социально-коммуникативного развития. Именно нравственные представления о должном и необходимом, добре и зле, справедливом, переживаемые ребенком чувства оказывают влияние на его поведение, совершение правомерных или противоправных поступков [6].
Педагоги, осуществляя правовое воспитание ребенка, должны обращать внимание на такие необходимые составляющие, как развитие у ребенка чувства собственного достоинства, уважение других людей, представления о правах и свободах человека. Прежде всего дети должны воспринимать другого как равного себе, учитывать общие интересы. В процессе формирования системы представлений о правах и свободах человека у дошкольников педагогу необходимо заботиться о том, чтобы дети овладели последовательными и прочными знаниями и умениями [7-10].
В исследовании С. Г. Якобсон дети старшего дошкольного возраста имеют знания и представления о том, что нужно делиться игрушками, быть честными и т. д., выявлено, что дети оценивают норму в сочетании моральных предписаний и собственных интересов. Они считают несправедливым такое деление, при котором им самим достается меньше, чем остальным, а в случае, когда другим достается меньше, то это не так уж плохо. То есть отношение детей к ситуациям нарушения и соблюдения нормы является неоднозначным.
В старшем дошкольном возрасте формируются различные этические представления о дружбе (А. В. Булатова, Т. А. Маркова), о чувстве долга и справедливости (Р. Н. Ибрагимова, А. М. Виноградова и др.), об ответственности (Л. И. Божович, З. Н. Борисова, В. А. Горбачева, К. А. Климова, В. С. Мухина, Л. И. Дементий, Л. Колберг, Ф. Хай-дер, Дж. Роттер, Ж. Пиаже и др.). Большая роль отводится группе детского сада в усвоении нормы справедливости и коррекции несправедливого поведения у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. А. Репиной, О. М. Гостюхиной. Для детей старшего дошкольного возраста характерно осознание чувства справедливости, особенностей его проявления по отношению к другим (детям, взрослым, героям художественных, мультипликационных произведений) [11].
В исследовании И. Н. Федоровой отмечается, что правовые представления складываются на основе обобщения опыта социально-правового взаимодействия (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,
В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн). Становление их у детей должно быть направлено на приобщение их к общечеловеческим ценностям в области права, развитие у них устойчивого положительного отношения к нормам права, а также на приобретение ими собственного опыта правосубъектного поведения [12].
В ряде исследований (В. В. Берман, В. А. Кищин, Л. В. Лазарева, Я. В. Соколова, В. В. Тищенко) обращается внимание на необходимость осуществления мониторинга правового развития. Например, Н. Ю. Ган в своей работе разрабатывает концептуальную модель педагогического мониторинга и предлагает технологию его реализации [13].
В работах Д. Прабхакар, Д. Сколник, А. М. Лесли рассматривается специфика взаимосвязи моральных суждений и моральных действий. Как отмечается исследователями, дети дошкольного возраста в случае морального выбора стремятся выбрать или отвергнуть действие, которое бы имело положительный результат или нанесло минимальный вред [14].
В русле данного направления исследований можно также привести работы Э. А. Фаст, Дж. ван Рит, в которых показано, что антиобщественное поведение одинаково неприемлемо как в воображаемых, так и в реальных ситуациях. Вместе с тем антиобщественное поведение более приемлемо в фантастических ситуациях [15].
Г. Лэнсдаун, Ш. Р. Джимерсон, Р. Шахроози рассматривают проблему защиты прав ребенка. В целях полного осуществления прав детей необходимо их учить выражать свои взгляды и принимать их всерьез [16]. Достижение этих целей явилось бы одним из наиболее глубоких преобразований в направлении к культуре уважения прав детей, их достоинства и гражданства, а также их способности вносить значительный вклад как в собственное благополучие, так и в общественное.
К. Сикако-Томас, М. Шевелл занимаются вопросом защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья. В их работах представлен обзор международных документов по правам детей с ограниченными возможностями здоровья, делается акцент на необходимости соблюдения прав этих людей и их семей [17].
Уже на ранних этапах развития дети понимают, как действуют правила, и правильно оценивают поступки детей. Исследователи (Дж. З. Клемфусс, Дж. Брегант, И. Уэлбери, А. Шоу) обнаружили, что дети уже к 4 годам понимают, что правила были нарушены, но оценивают нарушителя правил более толерантно в том случае, если содержание правил остается неизменным. Когда дети становятся старше, то проявляют большую нетерпимость к нарушителям правил [18]. Подобные исследова-
ния дают представление о ранних нормативных рассуждениях, в том числе о специфике социального развития, особенностях освоения дошкольниками правил поведения.
Целью исследований К. Войку, А. Ангел, М. Са-ву-Кристеску является анализ факторов, влияющих на соблюдение прав детей родителями. Исследование проводилось с целью разработки образовательных программ для улучшения родительских отношений с ребенком и с образовательным учреждением. Как показали результаты работы, отношение родителей к правам детей обусловлено доминирующей культурной моделью в семье; признание и уважение прав детей в семье зависят от микросоциального климата (связанного с функциональностью семейной группы, а также с жизнью семьи); отношения с образовательными учреждениями (включая отношения с педагогами) являются фактором, способствующим поощрению и уважению прав детей со стороны родителей [19]. Исследование показало, что не только социально-экономические факторы играют важную роль в определении отношения родителей к правам детей, но также и понимание родителями этих прав. Следовательно, образовательные программы для родителей должны быть направлены на повышение осведомленности о правах детей, продвижение демократических культурных моделей и изучение новых способов решения проблем внутрисемейных отношений и на осознание и понимание родителями этих прав.
Также многие авторы (Н. М. Кейзеров, В. Н. Кудрявцев, В. Д. Попков, Н. А. Придворов, В. И. Рем-нев, Ю. А. Розенбаум, Ф. Т. Селюков, А. П. Семит-ко, В. М. Чхиквадзе и др.) обращают внимание на необходимость формирования прежде всего правовой культуры педагога. Как отмечает О. А. Репина, «современное состояние правовой культуры педагогов дошкольного образования характеризуется недостаточным уровнем правовых знаний, умений совершения юридически значимых действий, правовым нигилизмом, невысокой законопослушностью» [6]. Таким образом, правовое развитие - это целенаправленное формирование устойчивых представлений о правах, свободах, обязанностях личности, навыков и умений правового поведения, нравственных чувств и отношений, убеждений в правильном правовом поведении.
Материал и методы
Методологической базой работы стали культурологический подход, позволяющий рассматривать правовое развиие детей дошкольного возраста как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры (М. М. Бахтин, Е. В. Бондарев-ская, Л. С. Выготский, О. С. Газман, И. А. Ильин,
Г. П. Щедровицкий и др.) и диалектический метод познания, предполагающий всесторонний анализ изучаемых объектов в их взаимосвязи, определение причинно-следственных связей анализируемых явлений; общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и специальные методы научного познания: опрос детей «Права ребенка», индивидуальная беседа «Как поступить?» [20], анкетирование воспитателей, коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты и обсуждение
Определение особенностей правового развития детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) г. Ельца. Респондентами выступили 46 детей в возрасте 5 лет и 10 воспитателей ДОУ Исследование проводилось в условиях ДОУ Для выявления исходного уровня правового развития детей старшего дошкольного возраста был использован ряд диагностических методов: опрос детей «Права ребенка», индивидуальная беседа «Как поступить?» [20], анкетирование воспитателей.
В качестве критериев уровней правового развития авторы выделили три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельност-ный. Когнитивный компонент включает наличие у ребенка знаний о правах и обязанностях, осознание ребенком необходимости этих знаний, проявление интереса к их усвоению, точность и конкретность знаний.
Эмоциональный компонент проявляется в положительном отношении к сверстникам (оказывает сочувствие, содействие и др.), осознании необходимости совершения правовых действий, соответствующих нравственным нормам, необходимости объяснения причин совершенного поступка.
Деятельностный компонент включает оперирование правовыми знаниями в личном поведении, различных видах деятельности, соблюдение правил нравственного поведения, проявление ответственности, дисциплинированности.
Результаты беседы «Как поступить?» [20] показали, что дети старшего дошкольного возраста имеют достаточные представления о нормах и правилах поведения в различных ситуациях с нравственным содержанием, но при этом не всегда могут правильно разъяснить, почему необходимо поступить именно таким образом. При этом иногда подменяют нравственные правила представлениями о доброте и дружбе, жадности (36 %). Например, на вопрос «Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?» старшие дошкольники давали следующие ответы: «Думаю, только с добрыми детьми, потому что они не порвут, не сломают» (Соня Л.), «Надо. Нужно уважать
и не жадничать» (Соня П.), «Да. Потому что они друзья» (Даша К.).
Чаще всего объясняли необходимость совершения тех или иных поступков угрозой наказания, жалобой взрослому (62 %). Например, на вопрос «Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?» дети отвечали: «Нет, они могут проснуться и поругать» (Варя Р.), «Нельзя. Они будут ругаться, а дети будут плакать» (Даша К.), «Нет, потому что они отдыхают. Если будут шуметь, они поругаются» (Арина К.). На вопрос «Можно ли шуметь на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?» Илья З. ответил: «Нет, потому что воспитатель будет ругаться, чтобы не мешать другим детям». На вопрос «Можно брать чужие вещи? Почему?» Дима М. объяснил: «Нет, потому что другой ребенок может пожаловаться».
Также встречаются ответы, в которых дети, объясняя необходимость совершения того или иного поступка, опирались прежде всего на проявление эмоциональной составляющей (сопереживания, сочувствия) (28 %). Например, на вопрос «Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?» Соня П. ответила: «Нет, потому что будут ругаться. Он будет плакать, а другому будет больно». На вопрос «Можно брать чужие вещи? Почему?» Илья З. ответил: «Нет, потому, что ребенку будет обидно», Даша М. ответила: «Нельзя. Они чужие, и он будет плакать».
Также встречаются ответы, в которых дети апеллируют к мнению взрослого (34 %), например, «надо маме сказать, она разберется».
Далее обратимся к результатам опроса детей «Мои права». Отвечая на вопрос «Что такое право?», 100 % детей старшего дошкольного возраста не смогли дать определение дефинициям «право», «закон». Например, «Право - это право» (Даша К.), «Это права» (Кирилл И.), «Закон - это много чего» (Дима К.). Большинство детей подменяли определение понятия перечислением возможных прав (74 %). Например, «Это куда-нибудь ходить. На машине чтобы ездить» (Маша У.), «Есть права, чтобы водить машину. Еще есть права иметь дедушку, бабушку, маму, папу» (Тимур Н.), «Это с кем-нибудь дружить» (Женя В.). Понятие «закон» большинство дети связывали с запретами (86 %), с празднованием каких-либо дат (день рождения, Новый год и др.) (22 %). К своим правам дети относили: играть, иметь игрушки, гулять, отдыхать (80 %), жить с мамой (12 %). 8 % старших дошкольников ответили, что у них нет прав.
В ходе исследования было выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем (44 %) и низком (56 %) уровнях развития когнитивного компонента. Высокий уровень развития деятельностного компонента
характерен для 12 % дошкольников, средний уровень наблюдается у 46 % детей и низкий отмечен у 42 % респондентов. Исследования эмоционального компонента показали, что треть детей (38 %) имеют низкие показатели развития, 50 % дошкольников находятся на среднем уровне и лишь 12 % - на высоком уровне (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования компонентов правового развития детей старшего дошкольного возраста, %
Уровень Компонент
Когнитивный Деятельност-ный Эмоциональный
Высокий 0 12 12
Средний 44 46 50
Низкий 56 42 38
Обобщая результаты анализа проведенной экспериментальной работы, можно резюмировать, что большинство детей 5 лет находятся на среднем (47 %) и низком (45 %) уровнях правового развития и только 8 % дошкольников старшего возраста имеют высокие показатели (табл. 2).
Таблица 2
Уровень правового развития детей старшего дошкольного возраста, %
Высокий Средний Низкий
8 47 45
Как показали результаты исследовательской работы, дети не в полной мере владеют знаниями о правах и обязанностях, к тому же они недостаточно полны и конкретны. Дошкольники затрудняются в определении понятий «право», «закон» и др. Старшим дошкольникам было сложно дать правильную оценку своего поступка и поступков других людей, обращались за помощью ко взрослому. У детей недостаточно сформированы оценочные суждения. Дошкольники осознают необходимость совершения правовых действий, выполнения своих обязанностей, но эти знания не всегда определяют их поведение, так как соблюдали правила поведения при условии контроля со стороны взрослых. Таким образом, у дошкольников наблюдалось проявление нравственного формализма в поведении.
Для раскрытия статистически значимой разницы между компонентами и уровнями правового развития был использован критерий Пирсона %2.
Таким образом, нулевая гипотеза не подтвердилась. Полученные результаты свидетельствуют о наличии статистически значимой разницы между компонентами и уровнями познавательного развития. Анализ экспериментальных данных позволил выявить связь когнитивного, деятельностного и
эмоционального компонентов правового развития детей старшего дошкольного возраста. Статистически данный тезис подтвердился высоким значением коэффициента корреляции критерия Пирсона между данными признаками (г = 0,6). Это отражалось в представлениях, поведении, переживаниях, испытываемых чувствах детей, определяющих в совокупности сформированности правового развития. Анализ экспериментальной работы позволяет отметить, что с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить дополнительную образовательную работу по правовому развитию в разных видах деятельности, прежде всего в игровой, коммуникативной, образовательной и других.
С целью изучения мнения педагогов о необходимости правового развития детей дошкольного возраста было проведено анкетирование воспитателей. Это позволило получить объективные и субъективные показатели состояния проблемы правового развития в дошкольной образовательной организации. Анкета состояла из вопросов, ориентированных:
- на изучение специфики понимания педагогами дефиниции «правовое развитие»;
- выяснение осведомленности воспитателей о международных документах в области права;
- изучение технологий, используемых в дошкольных образовательных организациях по правовому развитию детей;
- анализ особенностей взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семей по правовому развитию детей.
Анализ анкет показал, что воспитатели имеют недостаточный уровень понимания сущности понятия «правовое развитие». 20 % воспитателей не смогли дать определение данной дефиниции: («не знаю», «не могу ответить»), ставили прочерки. У большинства педагогов (60 %) были выявлены недостаточные представления о правовом развитии (например, «помощь ребенку в „мире закона"», «воздействие на правосознание, правовую культуру с целью выработки у них правовых ориентиров на соблюдение закона», «это признание равных прав детей на все свободы, которые провозглашает декларация»). При этом 10 % опрашиваемых отдают приоритет в правовом развитии детей общественным органам, например: «это целенаправленная деятельность государственных органов общественности по формированию у граждан правосознания и правовой культуры». И всего лишь четверть опрашиваемых педагогов показала правильное знание данной дефиниции.
Респонденты называют только два международных документа о правах ребенка: Конвенцию о правах ребенка - 80 %, Декларацию прав ребенка -30 %. Кроме вышеперечисленных, ни один право-
вой документ не был указан. Большее количество педагогов считают, что нужно знакомить детей с правами и обязанностями со старшего дошкольного возраста (60 %), и по 20 % опрашиваемых -с младшего и среднего дошкольного возраста.
Все педагоги отметили необходимость осуществления целенаправленного процесса правового воспитания в детском саду. В том числе 100 % респондентов положительно ответили на вопрос о необходимости взаимодействия с семьями по правовому воспитанию детей. 40 % воспитателей отметили, что недостаточно осведомлены о специфике правового развития дошкольников.
Необходимость изучения детьми прав человека отметили 90 % опрошенных педагогов. Вместе с тем 80 % воспитателей считают свою подготовку по реализации правового развития детей недостаточной и всего лишь 20 % - удовлетворительной. Таким образом, современные педагоги осознают необходимость осуществления правового развития детей, но при этом испытывают определенные затруднения при использовании проблемных и поисковых методов, которые являются наиболее эффективными при организации правового развития дошкольников.
По мнению респондентов, условиями соблюдения прав ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении являются: высшее образование родителей (70 %), взаимодействие детского сада и семьи (60 %), наличие специальных знаний у воспитателей в области правового воспитания дошкольников (40 %).
Изучение результатов анкетирования педагогов дошкольных образовательных организаций в количестве 10 человек показало, что в качестве средств обучения применяют художественную и методическую литературу (100 %); иллюстративные материалы (100 %), схемы и модели (40 %), мультипликационные фильмы и электронные презентации (40 %).
В детских садах воспитатели используют такие методы по правовому развитию, как демонстрация мультфильмов, картинок (80 %), беседа (100 %), рассказ (80 %), игровые ситуации (70 %). В образовательном процессе респонденты используют следующие формы обучения: сюжетно-ролевые, дидактические игры (100 %), образовательные ситуа-
2.
3.
4.
ции (100 %), проектную деятельность (100 %). В меньшей степени в образовательном процессе педагоги применяют такие формы, как экскурсии (10 %), проблемные ситуации (5 %).
Вопросы правового развития дошкольников не рассматриваются в основных образовательных программах дошкольного образования. И содержание вариативной части педагоги не насыщают проблематикой правового развития. В детских садах г. Ельца не используются дополнительные программы по правовому развитию дошкольников. Эту проблематику педагоги не считают актуальной для изучения в детском саду.
Заключение
В целом результаты анкетирования воспитателей дошкольных образовательных организаций показали, что они положительно относятся к проблеме правового развитии дошкольников, понимают необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с правами, обязанностями. Вместе с тем большая часть педагогов (80 %) отмечают свою неготовность к реализации правового развития дошкольников в связи с недостаточным объемом специальных знаний в области правового воспитания.
Эффективными средствами повышения профессиональной квалификации по правовому развитию дошкольников являются изучение документов в области права, современных научно-методических материалов, практических разработок, обмен педагогическим опытом.
В дальнейшем необходимо обратить внимание на разработку таких проблем, как сущность, структура и динамика развития правовых представлений в дошкольном возрасте, определение педагогических условий, обеспечивающих принятие детьми правовых явлений социальной жизни.
Таким образом, исследование показало, что при отсутствии специальной работы по правовому развитию у дошкольников не сформированы необходимые представления о своих правах и обязанностях. Знания детей в этом случае отрывочны, фрагментарны, несистематизированны и, следовательно, не являются основой для осуществления целостного процесса социально-коммуникативного процесса.
Список литературы
Матвеева М. В. Права ребенка в семейном праве: проблемы законодательства, теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 30 с.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. № 4. С. 114-121.
Гроздилов С. В. Справедливость как объект социально-философского исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ярославль, 2013. 22 с.
Смагина Л. И. Права ребенка: теория и методика. Минск: Белорусский фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы - детям», 1999. 137 с.
5. Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. М.: Университетская книга, 2006.
6. Репина О. А. Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2008. 21 с.
7. Исмаилов Н. О. Социальная справедливость как общефилософская категория: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1994. 21 с.
8. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Просвещение, 1992. 60 с.
9. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198-202.
10. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание (методология и методика). М.: Высшая школа, 1990.
11. Репина Т. А., Антонова Т. В., Гостюхина О. М. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М.: Педагогика, 1987. 189 с.
12. Федорова И. Н. Воспитание основ правовых представлений младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 19 с.
13. Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 22 с.
14. Prabhakar J., Skolnick D., Leslie W. A. M. The interplay between moral actions and moral judgments in children and adults // Consciousness and Cognition. 2018. Vol. 63, August. P. 183-197.
15. Fast A. A., van Reet J. Preschool children transfer real-world moral reasoning into pretense // Cognitive Development. 2018. Vol. 45, January -March. P. 40-47.
16. Shane R. Jimerson, Reza Shahroozi. Children's rights and school psychology // Children's right to participation. 2014. Vol. 52, issue 1, February. P. 3-12.
17. Keiko Shikako-Thomas, Meaghan Shevell. Promoting the Human Rights of Children With Neurologic Conditions // Seminars in Pediatric Neurology. 2018. Vol. 27, October. P. 53-61.
18. J. Zoe Klemfuss, Stephen J. Ceci. Legal and psychological perspectives on children's competence to testify in court // Developmental Review. 2012. Vol. 32, issue 3, September. P. 268-286.
19. Voicu C., Anghel A., Savu-Cristescu M. Parental Education for Children's Rights // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191, June. P. 1707-1712.
20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. 291 с.
Красова Татьяна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Чуйкова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.09.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2019-3-10-17
SPECIFICITY OF SENIOR PRESCHOOLERS' LEGAL DEVELOPMENT
T. D. Krasova, Zh. V. Chuykova
Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation
Introduction. The relevance of the article is due to a significant exacerbation of the problem of protecting the rights of children, due to the increase in cases of homelessness, violence, drug addiction, both in the family and in society as a whole. And one of the global tasks of the Russian state at the present stage is the protection of the rights of the child. The family and educational organizations have a big role in crime prevention.
The purpose of the article is to identify the characteristic features of the legal development of children of senior preschool age.
Material and methods. The methodological basis of our work was a cultural approach that allows us to consider the legal development of children of preschool age as an integral part of human culture and the dialectical method of cognition, involving a comprehensive analysis of the objects studied in their relationship, the definition of cause-effect relationships of the analyzed phenomena; general scientific: analysis, synthesis, induction, deduction, analogy and special methods of scientific knowledge: children's poll "Children's Rights", individual conversation "What to do?" (G. Uruntaeva, Y. Afonkina), survey of educators, Pearson correlation coefficient.
Results and discussion. The results of the experimental work showed that the majority of children under the age of five are at the middle and low levels of legal development. Children of senior preschool age do not fully possess the knowledge of rights and obligations that are not sufficiently complete and specific. Preschool children find it difficult to define the concepts of law, right, etc. The children of senior preschool age found it difficult to properly assess their actions and the actions of other people, sought help from an adult, followed the rules of behavior subject to adult control.
As the results of the analysis of the experimental work showed, the majority of children of 5 years old are at an average (47 %) and low (45 %) levels of legal development and only 8 % of older preschool children have high rates. Statistically, this thesis was confirmed by a high value of the Pearson criterion correlation coefficient between the signs (criteria of legal development levels) (rs = 0,6). This was reflected in perceptions, behaviors, experiences, feelings of children, which in aggregate determine the formation of legal development.
The materials of the article can be used in the practice of pre-school educational organizations, educational activities for the preparation of bachelors and masters in pedagogical, psychological and pedagogical areas of training.
Keywords: rights, legal development, children of senior preschool age, responsibility, freedoms.
References
1. Matveyeva M. V. Prava rebenka vsemeynom prave: problemy zakonodatel'stva, teorii ipraktiki. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Children's rights in family law: problems of legislation, theory and practice. Abstract of thesis of cand. jurid. sci.]. Moscow, 2017. 30 p. (in Russian).
2. Artyukhova I. S. Tsennosti i vospitaniye [Values and education]. Pedagogika, 1999, no. 4, pp. 114-121 (in Russian).
3. Grozdilov S. V. Spravedlivost' kak ob"ekt sotsial'no-filosofskogo issledovaniya. Avtoref. dis. kand. filos. nauk [Justice as an object of social and philosophical research. Abstract of thesis of cand. philos. sci.]. Yaroslavl, 2013. 22 p. (in Russian).
4. Smagina L. I. Prava rebenka: teoriya i metodika [Children's rights: theory and methods]. Minsk, Belorusskiy fond sots. podderzhki detey i podro-stkov "My - detyam", 1999. 137 p. (in Russian).
5. Mutagirov D. Z. Prava isvobody cheloveka: teoriya ipraktika [Human rights and freedoms: theory and practice]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2006 (in Russian).
6. Repina O. A. Formirovaniye pravovoy kul'tury pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of the legal culture of teachers of preschool education. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Novokuznetsk, 2008. 21 p. (in Russian).
7. Ismailov N. O. Sotsial'naya spravedlivost' kak obshchefilosofskaya kategoriya. Avtoref. dis. kand. filos. nauk [Social justice as a general philosophical category. Abstract of thesis of cand. philos. sci.]. Moscow, 1994. 21 p. (in Russian).
8. Nepomnyashchaya N. I. Stanovleniye lichnosti rebenka 6-7 let [Formation of the personality of a 6-7-year-old child]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1992. 60 p. (in Russian).
9. Pozdeyeva S. I. Otkrytoye sovmestnoye deystviye pedagoga i rebenka: soderzhaniye, priznaki, rezul'taty [Open joint programme of teacher and child: content, evidence, results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 4 (119), pp. 198-202 (in Russian).
10. Tatarintseva Ye. V. Pravovoye vospitaniye (metodologiya i metodika) [Legal education (methodology and methods)]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1990 (in Russian).
11. Repina T. A., Antonova T. V., Gostyukhina O. M. Deyatel'nost i vzaimootnosheniya doshkol'nikov [Activities and relationships of preschoolers]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 189 p. (in Russian).
12. Fedorova I. N. Vospitaniye osnovpravovykhpredstavleniymladshikh shkol'nikov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Educating the foundations of the legal ideas of younger schoolchildren. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 2002. 19 p. (in Russian).
13. Gan N. Yu. Pedagogicheskiy monitoring protsessa pravovogo vospitaniya starshikh doshkol'nikov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical monitoring of the process of legal education of senior preschoolers. Abstract of thesis of cand. ped. Sci.]. Yekaterinburg, 2002. 22 p. (in Russian).
14. Prabhakar J., Skolnick D., Leslie W. A. M. The interplay between moral actions and moral judgments in children and adults. Consciousness and Cognition, 2018, vol. 63, August, pp. 183-197.
15. Fast A. A., van Reet J. Preschool children transfer real-world moral reasoning into pretense. Cognitive Development, 2018, vol. 45, January -March, pp. 40-47.
16. Shane R. Jimerson, Reza Shahroozi. Children's rights and school psychology: Children's right to participation, 2014, vol. 52, issue 1, February, pp. 3-12.
17. Shikako-Thomas K., Shevell M. Promoting the Human Rights of Children With Neurologic Conditions. Seminars in Pediatric Neurology, 2018, vol. 27, October, pp. 53-61.
18. Klemfuss J. Z., Ceci S. J. Legal and psychological perspectives on children's competence to testify in court. Developmental Review, 2012, vol. 32, issue 3, September, pp. 268-286.
19. Voicu C., Anghel A., Savu-Cristescu M. Parental Education for Children's Rights. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 191, June, pp. 1707-1712.
20. Uruntayeva G. A., Afonkina Yu. A. Praktikum po detskoy psikhologii [Workshop on child psychology]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1995. 291 p. (in Russian).
Krasova T. D., Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]
Chuykova Zh. V., Bunin Yelets State University (ul. Kommunarov, 28, Yelets, Russian Federation, 399770). E-mail: [email protected]