Научная статья на тему 'Специфика правового обеспечения статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел'

Специфика правового обеспечения статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
886
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / STATE CIVIL SERVICE / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / AGENCIES OF INTERNAL AFFAIRS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / STATE CIVIL SERVANTS / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE AGENCIES OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS / ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАТУСА / BASIC CHARACTERISTICS OF LEGAL PROVISION / ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / OF STATE CIVIL SERVANTS STATUS IN THE AGENCIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахова Наталья Владимировна, Шайхутдинова Танзиля Фаридовна

Рассматриваются особенности правового обеспечения статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел; проводится сравнительно-правовой анализ статусов сотрудников органов внутренних дел и государственных гражданских служащих в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of legal provision of state civil servants status in the agencies of the internal affairs

The peculiarities of legal provision of state civil servants status in the agencies of internal affairs are considered in this article. At the same time, a comparative legal analysis of the agencies of internal affairs officers’ status and the status of civil servants in the agencies of internal affairs is implemented.

Текст научной работы на тему «Специфика правового обеспечения статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел»

УДК 342.951 ББК 67.401.02

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура

E-mail: [email protected] ТАНЗИЛЯ ФАРИДОВНА ШАЙХУТДИНОВА, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук

Научная специальность 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Власенков В.В.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются особенности правового обеспечения статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел; проводится сравнительно-правовой анализ статусов сотрудников органов внутренних дел и государственных гражданских служащих в органах внутренних дел.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, органы внутренних дел, государственные гражданские служащие, сотрудники органов внутренних дел, особенности правового обеспечения статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел.

Annotation. The peculiarities of legal provision of state civil servants status in the agencies of internal affairs are considered in this article. At the same time, a comparative legal analysis of the agencies of internal affairs officers' status and the status of civil servants in the agencies of internal affairs is implemented.

Keywords: state civil service, the agencies of internal affairs, state civil servants, the agencies of internal affairs officers, basic characteristics of legal provision of state civil servants status in the agencies of internal affairs.

Стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы.

Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной гражданской службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения.

Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как научный, так и практический интерес1.

Целью нашего исследования является правовой статус государственных гражданских служащих, проходящих службу в органах внутренних дел.

Надо сказать, что на основе норм, регулирующих систему государственной службы РФ, принципов ее построения и функционирования в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов2.

1 Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к ФЗ от 27 мая 2003 г. N° 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (постатейный). М., 2009.

2 Часть 3 ст. 8 ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

-дЛ^^ИЙ-

В настоящее время согласно Указу Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» штатная численность федеральных государственных гражданских служащих в органах внутренних дел составляет 5123 человек. Они проходят службу и в центральном аппарате, и в территориальных органах Министерства внутренних дел на таких должностях, как: заместитель директора (начальника) департамента; начальник отдела в департаменте, главном управлении, управлении; референт, ведущий советник; помощник руководителя (начальника) территориального органа; консультант; специалист-эксперт и др.

Сразу отметим одну из специфических особенностей правового статуса рассматриваемой категории государственных служащих, зафиксированную в данном Указе Президента РФ. В органах внутренних дел проходят службу государственные гражданские служащие федерального уровня.

Очевидно, что при определении служебного статуса субъекта важно выявить стабильную правовую основу, регулирующую прохождение службы. Правовую основу прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах внутренних дел образуют как общие нормативные правовые акты, относящиеся ко всем государственным гражданским служащим (федеральные законы, акты Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти), так и специальные, касающиеся только тех, кто проходит службу в органах внутренних дел. В этом заключается особенность правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел и как следствие специфика правового статуса этой категории государственных служащих.

Содержание правового статуса государственного служащего в определенной степени раскрывается в п. 4 ст. 10 ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», где указано, что «правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы».

В свою очередь, ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Фе-

дерации» (далее — ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») в гл. 3 регламентирует следующие элементы правового статуса гражданского служащего: основные права и основные обязанности; ограничения и запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению гражданского служащего; порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.

С учетом приведенных положений законодательства под административно-правовым статусом государственного гражданского служащего следует понимать определяемую замещаемой им должностью государственной гражданской службы совокупность обязанностей, ограничений и запретов, прав и свобод, ответственности служащего, включая правила служебного поведения, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, установленных административным законодательством и гарантированных государством.

Анализ законодательства позволяет выделить ряд признаков, характеризующих особенности правового статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел.

1. На государственную гражданскую службу в органы внутренних дел принимаются только граждане Российской Федерации. На это указывают ст. 13 и 22 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Там сказано: «Гражданский служащий — гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы». Для сравнения укажем: на военную службу по контракту вправе поступать не только граждане РФ, но и иностранные граждане.

2. На гражданскую службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет. Заметим, в образовательные организации высшего образования МВД РФ для обучения по очной форме вправе поступать граждане, не достигшие возраста 18 лет. Зачисление в такие образовательные организации является поступлением на службу в органы внутренних дел.

Кроме того, установлен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел — 35 лет. Для поступления в образовательные организации высшего образования для обучения по очной форме — 25 лет.

Для государственных гражданских служащих, в том числе, поступающих на службу в органы внутренних дел, таких ограничений не существует.

Есть различия и в предельном возрасте пребывания на службе. Для гражданской службы — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, этот срок может быть продлен до достижения им возраста 65 лет, а руководителям высшей группы должностей — до 70 лет.

По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на службе по решению руководства и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Для сотрудников органов внутренних дел установлены более жесткие возрастные условия пребывания на службе, обусловленные повышенными требованиями к состоянию здоровья.

3. Кроме возрастной характеристики для граждан, поступающих на государственную гражданскую службу, определяющим требованием является владение государственным языком Российской Федерации.

Согласно ст. 68 Конституции РФ на всей ее территории государственным языком является русский язык. ФЗ от 1 июня 2005 г. № 53-ФЭ «О государственном языке Российской Федерации» предписывает обязательное использование русского языка в деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Специфика прохождения государственной гражданской службы в органах внутренних дел главным образом отражается на таких элементах правового статуса государственного гражданского служащего как обязанности, права, ограничения и запреты, правила служебного поведения.

Следует отметить, что законодательство о государственной службе возлагает на государственных гражданских служащих обязанности, обусловленные видом государственной службы и его должностным положением, которые регулируются как общими нормативными правовыми актами, так и специальными. Рассмотрим здесь перечень обязанностей, регулируемых специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с положениями, предусмотренными в ст. 15 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и с учетом нормативных правовых актов Министерства внутренних дел государственный гражданский служащий обязан:

♦ соблюдать служебный распорядок государственного органа, который применительно к прохожде-

нию службы в органах внутренних дел регулируется Приказом МВД России от 19 июня 2008 г. № 531 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих»;

♦ поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (Приказ МВД России от 2 июня 2014 г. № 455 «О Порядке утверждения индивидуальных планов профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих Министерства внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России от 13 ноября 2009 г. № 855 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», Приказ МВД России от 4 декабря 2007 г. № 1155 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

♦ не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (Приказ МВД России от 14 августа 2012 г. № 787 «О внесении изменений в Перечень должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 13 июня 2007 г. № 519», Приказ МВД РФ от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне»);

♦ представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообло-

-дЛ^^ИЙ-

жения, об обязательствах имущественного характера (с учетом требований следующих нормативных правовых актов: Приказ МВД России от 31 октября 2013 г. № 875 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Приказ МВД России от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России»);

♦ соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» установлены общие правила служебного поведения государственных служащих. В отношении гражданского служащего такие требования закреплены в ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, гражданский служащий обязан: 1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; 3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа. Применительно к прохождению государственной гражданской службы в органах внутренних дел следует отметить Приказ МВД РФ от 22 июля 2011 г. № 870 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

♦ сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (Приказ МВД России от 16 апреля 2012 г. № 333 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», Приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений»).

Права субъектов, как известно, корреспондируются с их обязанностями, и поэтому, отчасти, регламентируются указанными выше нормативными правовыми актами.

Отдельно следует отметить особенности реализации в органах внутренних дел права государственных гражданских служащих на оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В данном случае необходимо принимать во внимание специальные нормативные правовые акты, в частности Приказ МВД России от 20 сентября 2006 г. № 743 «О денежном содержании некоторых категорий федеральных государственных гражданских служащих», Приказ МВД России от 6 июля 2009 г. № 511 «О денежном содержании отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих», Приказ МВД России от 13 июня 2007 г. № 519 «Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне».

Рассматривая особенности правового статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел, остановимся на одном из запретов, закрепленных в ст. 17 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, гражданскому служащему запрещается, в частности, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное возна-

■ ^.¿за-

граждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются, соответственно, федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. В органах внутренних дел этот запрет соблюдается с учетом положений Приказа МВД России от 5 апреля 2014 г. № 315 «Об организации в Министерстве внутренних дел Российской Федерации работы по реализации постановления Правительства РФ от 9 января 2014 г. № 10».

Особенности статуса государственных служащих по сравнению с другими служащими и различными категориями работников, чья деятельность всецело регулируется нормами трудового законодательства, заключается в повышенной ответственности за соблюдение должностных обязанностей и служебную дисцип-

лину. Юридическая ответственность, к которой могут привлекаться государственные служащие в зависимости от совершенных проступков или наказуемых деяний, также является неотъемлемым элементом их правового статуса3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей, несоблюдение им установленных запретов, либо злоупотребление властными полномочиями может повлечь наступление ответственности. Государственные гражданские служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Таким образом, рассмотрены основные характеристики и, вместе с этим, особенности правого обеспечения статуса государственного гражданского служащего в органах внутренних дел.

3 Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1. С. 13—24.

УДК 342.951 ББК 67.401.031

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

АННА ВЛАДИМИРОВНА ОЛЬШЕВСКАЯ,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, муниципальное право.

E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Кузнецов А.Е.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы теоретического и практического формирования, подготовки и использования кадровых резервов для органов внутренних дел России. Дан сравнительно-правовой анализ федерального кадрового резерва для замещения должностей высшего начальствующего состава МВД России, а также кадровых резервов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в рамках национального законодательства.

Ключевые слова: кадровый резерв, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, работа с кадрами, Концепция кадровой политики, Администрация Президента РФ.

Annotation. The article is devoted to the consideration of current importance questions of theoretical and practical formation, preparation and use of personnel reserves for the agencies of the internal affairs of Russia. A comparative legal analysis of federal personnel reserve for the appointment to the posts of the highest commanding staff of the Ministry of the internal affairs and personnel reserves of federal executive agency in the sphere of the internal affairsis implemented according to the national legislation.

Keywords: personnel reserve, a federal executive agency in the sphere of the internal affairs, work with personnel, Administration of the Russian Federation President.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.