Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании порядка прохождения службы в ОВД (милиции)'

К вопросу о совершенствовании порядка прохождения службы в ОВД (милиции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИЯ) / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) / ДОЛЖНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ МИЛИЦИИ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) / AGENCIES OF INTERNAL AFFAIRS (THE MILITIA) / SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (THE MILITIA) / LEGAL STATUS OF THE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (THE MILITIA) / LAW ENFORCEMENT / POSITION / SPECIAL MILITIA RANKS / REPRESENTATIVE OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головко В. В., Зенцова Ю. А.

В статье рассматриваются вопросы организации службы в органах внутренних дел России. Предпринята попытка классификации должностей в подразделениях ОВД в зависимости от возложенных на них функций и выполняемых задач. Авторами сделан вывод о том, что должности, которые в настоящее время предусматривают присвоение специальных званий милиции носят обеспечивающий характер и должны быть отнесены к должностям гражданской государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the improvement of the procedure of service in the internal affairs agencies (the militia)

The article investigates the issues of organization of service in the internal affairs agencies of Russian Federation. An attempt is made to classify the positions in the divisions and agencies of internal affairs according to the duties assigned to them. The authors concluded that post, which now include assigning special ranks to police has the securing character and should be assigned to posts in the civil state service.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании порядка прохождения службы в ОВД (милиции)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОВД (МИЛИЦИИ)

В.В. ГОЛОВКО,

профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент Ю.А. ЗЕНЦОВА,

адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации службы в органах внутренних дел России. Предпринята попытка классификации должностей в подразделениях ОВД в зависимости от возложенных на них функций и выполняемых задач. Авторами сделан вывод о том, что должности, которые в настоящее время предусматривают присвоение специальных званий милиции носят обеспечивающий характер и должны быть отнесены к должностям гражданской государственной службы.

Ключевые слова: правоохранительные органы, органы внутренних дел (милиция), служба в органах внутренних дел (милиции), должность, специальные звания милиции, представитель власти, правовой статус должностных лиц органов внутренних дел (милиции).

ON THE IMPROVEMENT OF THE PROCEDURE OF SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (THE MILITIA)

V.V. GOLOVKO,

professor of Chair of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Agencies of Omsk Academy of Internal Affairs of Russia, Associate Professor

YU.A. ZENTSOVA, post-Graduate Student of Chair of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Agencies of Omsk Academy of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article investigates the issues of organization of service in the internal affairs agencies of Russian Federation. An attempt is made to classify the positions in the divisions and agencies of internal affairs according to the duties assigned to them. The authors concluded that post, which now include assigning special ranks to police has the securing character and should be assigned to posts in the civil state service.

Key words: law enforcement, agencies of internal affairs (the militia), service in the internal affairs agencies (the militia), position, special militia ranks, representative of the authorities, legal status of the officers of the internal affairs agencies (the militia).

Одна из причин кризисного состояния дел в ОВД (милиции) состоит в отсутствии единого законодательно закрепленного механизма возникновения правового статуса сотрудника ОВД (милиции), с помощью которого он приобретает правомочия по реализации им правоохранительных функций. Это происходит потому, что до сих пор не выработан универсальный критерий (или система критериев) организации службы в ОВД (милиции) как ведомства, на которое возложено осуществление правоохранительных функций.

Как отметил Ю.Е. Аврутин, в деятельности ОВД (милиции) «удивительным образом переплелись социальные, обслуживающие по своему характеру функции и функции, преимущественно принудительные», что вызывает выполнение «криминальных» и «некриминальных» задач1. Это объясняется тем, что ОВД (милиции) организованы по принципу, предложенному Ю.Н. Стариловым, который отмечает: «Думается, что первичным элементом в построении правовой модели государственной службы вместо установленного в законе принципа разграничения го-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сударственных должностей должно стать выделение особых полномочий, выполняемых государственными служащими»2. Однако этот подход при его реализации проявил недостаточную эффективность.

Статья 1 Положения о службе в ОВД РФ к сотрудникам ОВД относит граждан России, состоящих в должностях рядового и начальствующего состава ОВД или в кадрах МВД России, которым в установленном Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава ОВД. К специальным званиям ОВД относятся специальные звания милиции, юстиции и внутренней службы (ст. 6).

Это привело к тому, что не все сотрудники милиции в силу их должностного положения являются сотрудниками милиции в полном смысле слова. Часть из них, и немалая, имеющая специальные звания милиции, не выполняет в повседневной служебной деятельности правоохранительных задач и функций, а лишь выполняет определенные правоохранительные правомочия при возникновении обстоятельств, предусмотренных ст. 18 Закона РФ «О милиции». Тем не менее их количество по формальному признаку принадлежности к сотрудникам милиции в связи с имеющимся специальным званием милиции учитывают при проведении статистических и социологических исследований.

Должности в ОВД (подразделениях) в зависимости от характера возложенных функций и выполняемых задач могут быть классифицированы на две группы:

1) должности, замещение которых в качестве основной должностной обязанности предполагает обязательное осуществление правоохранительной деятельности (участковые уполномоченные милиции, сотрудники патрульно-постовой, дорожно-постовой службы, др.);

2) должности, замещение которой в качестве основной должностной обязанности не предполагает обязательного осуществления правоохранительной деятельности (сотрудники кадровых, тыловых, финансовых, других подразделений).

И те, и другие относятся к должностям, влекущим присвоение специальных званий милиции, как следствие — правового статуса сотрудника милиции с присущей ему компетенцией.

Каждый из органов государственной власти, в совокупности образующих систему государственного управления, структурно представляет собой набор установленных организационно-штатным расписанием должностей, объединенных в более крупные организационные формы — подразделения по функциональному принципу. Следовательно, вся система органов государственного управления пронизана понятием должности. Невозможно проходить государственную, в том числе правоохранительную, службу, не замещая какой-либо должности государственной (правоохранительной) службы. Верно и обратное — замещение должности правоохранительной службы

всегда означает реализацию правоотношений правоохранительной службы.

Замещение должности в одном из органов государственной власти, в нашем случае в ОВД, влечет за собой наделение ее частью компетенции самого органа. Каждая должность должна иметь компетенцию, имеющую прямую связь с целями и задачами в области государственного управления, которые поставлены перед органом. Так, ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет правоохранительную службу как профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Для четкого разграничения правоохранительной деятельности сотрудников ОВД (милиции) от иной представляется целесообразным обратиться к выводам Ю.П. Соловья, О.И. Бекетова, В.Н. Опарина, А.И. Каплунова, К.С. Бельского и др.3 Как справедливо отмечает Ю.П. Соловей, милиция «действует путем непосредственного принуждения. Она не выносит решений, предваряющих применение силы, каких-либо постановлений о применении насилия. Она просто его осуществляет». С этой позицией согласуются мнения О.И. Бекетова, В.Н. Опарина, которые в качестве одного из важнейших критериев выделения правоохранительных органов полагают задачи по пресечению правонарушений, а также наделенность полицейскими полномочиями, выражающимися в возложении обязанности пресекать правонарушения и предоставлении соответствующих прав по задержанию, производству досмотра (осмотра), изъятия, осуществлению дознания либо производства по делам об административных правонарушениях, применению мер непосредственного принуждения4.

В то же время, учитывая, что должность представля -ет собой часть полномочий государственного органа, указанные законодателем в ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» задачи этих органов, служб и учреждений по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина соответственно распространяются на категорию должности. Выполнение должностных обязанностей по пресечению правонарушений и охране общественного порядка, сопряженное с повышенным риском для жизни и здоровья сотрудников милиции, должно стать критерием отнесения должностей, предусматривающих их выполнение, к должностям правоохранительной службы.

Должности, которые в настоящее время предусматривают присвоение замещающим их лицам специальных званий милиции, а по роду должностных

обязанностей носят обеспечивающий характер, должны быть отнесены к должностям гражданской государственной службы. Помимо преодоления негативных последствий, это разделение позволит повысить компетентность сотрудников милиции, основной должностной обязанностью которых будет охрана общественного порядка и задержание правонарушителей. Законодательное закрепление принципа предоставления государственным служащим властно-распорядительных полномочий представителя власти в связи с замещением ими должности правоохранительной службы в ОВД (милиции) позволит четко разграничить службу в ОВД (милиции) на непосредственно правоохранительную и гражданскую государственную, что повлечет за собой эффективную реализацию ОВД дел задач и функций по охране общественного порядка и пресечению противоправных посягательств.

Разграничение, в свою очередь, будет способствовать приведению в соответствие действительности количества сотрудников ОВД (милиции), непосредственно охраняющих общественный порядок, так как приведет к снижению показателей соотношения числа сотрудников ОВД (милиции), которые фактически осуществляют повседневные обязанности по охране

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

общественного порядка и пресечению противоправных посягательств, на единицу населения.

Четкое разделение должностей в ОВД (милиции) на правоохранительные и обеспечивающие приведет к снижению государственных затрат на правоохранительную службу, сделает государственное финансирование социальной сферы ОВД (милиции) эффективным, позволит предоставлять повышенные социальные гарантии, льготы и компенсации тем сотрудникам ОВД (милиции), которые в их повседневной служебной деятельности рискуют жизнью и здоровьем на благо общества и государства.

1 Аврутин Ю.Е. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод граждан и их реализация в правовом регулировании деятельности российской милиции // Полицейское право. 2005. № 2.С. 7-13.

2 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 220.

3 Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции Российской Федерации. Омск, 1993. С. 119; Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации. Омск, 2001. С. 20.

4 Там же. С. 36.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ С ПОЗИЦИИ ЕЕ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

Е.С. ЗАЙЦЕВА,

преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук;

СЛ. ЕГОРОВ,

доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук

martplus @ mail.ru

Аннотация. Выявлены четыре приоритета Стратегии государственной молодежной политики в РФ, позволяющие максимизировать вклад молодежи в конкурентоспособность государства. Сделан вывод о признании Россией прав категории «молодежь».

Ключевые слова: молодежная политика, международные стандарты, государственная стратегия, государственно-правовая охрана.

THE STATE YOUTH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION FROM A POSITION OF ITS CONFORMITY TO THE INTERNATIONAL STANDARDS

IN THIS AREA

E.S. ZAYCEVA,

teacher of chair constitutional and the municipal right of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.