Научная статья на тему 'Сотрудники органов внутренних дел: проблемы возникновения правового статуса'

Сотрудники органов внутренних дел: проблемы возникновения правового статуса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ / СОТРУДНИКИ ОВД (МИЛИЦИИ) / СЛУЖБА В ОВД (МИЛИЦИИ) / ДОЛЖНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКОВ ОВД (МИЛИЦИИ) / AGENCIES OF INTERNAL AFFAIRS (THE MILITIA) / SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (THE MILITIA) / LEGAL STATUS OF THE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES (THE MILITIA) / LAW ENFORCEMENT / POSITION / SPECIAL MILITIA RANKS / REPRESENTATIVE OF THE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зенцова Ю. А.

Исследуются проблемы приобретения и осуществления правового статуса сотрудника ОВД. Проанализирована правоприменительная практика реализации категории должности в ОВД, исходя из ее функционального предназначения, связанного с выполнением функций с использованием средств и методов непосредственного принуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL GROUNDS FOR THE EMERGENCE OF THE STATUS OF THE OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES: ISSUES OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

The article investigates the issues of the emergence of the legal status of the officers of the internal affairs agencies. An attempt is made to analyze the law enforcement practice of substituting a position of an officer of the internal affairs agencies on the basis of his official powers and presence of authoritative and regulating functions including those regarding the use of physical force, special means and firearms.

Текст научной работы на тему «Сотрудники органов внутренних дел: проблемы возникновения правового статуса»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Ю.А. ЗЕНЦОВА,

адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности

ОВД Омской академии МВД России

Аннотация. Исследуются проблемы приобретения и осуществления правового статуса сотрудника ОВД. Проанализирована правоприменительная практика реализации категории должности в ОВД, исходя из ее функционального предназначения, связанного с выполнением функций с использованием средств и методов непосредственного принуждения.

Ключевые слова: правоохранительная служба России, сотрудники ОВД (милиции), служба в ОВД (милиции), должность, специальные звания сотрудников милиции, представитель власти, правовой статус сотрудников ОВД (милиции).

LEGAL GROUNDS FOR THE EMERGENCE OF THE STATUS OF THE OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES: ISSUES OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE

YU. A. ZENTSOVA,

post-Graduate Student of Chair of Administrative Law and Administrative Activities of Internal Affairs Agencies of Omsk Academy of Internal Affairs of Russia

The summary. The article investigates the issues of the emergence of the legal status of the officers of the internal affairs agencies. An attempt is made to analyze the law enforcement practice of substituting a position of an officer of the internal affairs agencies on the basis of his official powers and presence of authoritative and regulating functions including those regarding the use of physical force, special means and firearms.

Key words: law enforcement, agencies of internal affairs (the militia), service in the internal affairs agencies (the militia), position, special militia ranks, representative of the authorities, legal status of the officers of the internal affairs agencies (the militia).

Сотрудники ОВД (милиции) являются наиболее яркой категорией среди иных правоохранительных министерств в силу их многочисленности, а также колоссального объема возложенных на них властно-распорядительных функций представителей власти, в том числе по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. С одной стороны, это свидетельствует о доверии со стороны государства, а с другой — является благодатной почвой для злоупотреблений недобросовестных сотрудников милиции, что привело к формированию негативной оценки обществом ОВД (милиции) как наиболее коррумпированным из всех общественных институтов1.

Негативную оценку, безусловно, усугубляют произошедшие в последние месяцы случаи применения сотрудниками ОВД огнестрельного оружия в отношении гражданских лиц. Как справедливо отметил Ю.Н. Старилов, публичная власть, в том числе милиция, сама предоставляет возможность для совершенно обоснованной критики2.

В то же время имеющаяся ситуация во многом является следствием негативных обстоятельств, представляющих почву для снижения служебной дисциплины, как правило, влекущей за собой нарушение законности сотрудниками ОВД. Одним из них является содержащаяся в нормативных правовых актах противоречивость правового статуса сотрудников ОВД (милиции).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Положения о службе в ОВД РФ сотрудниками ОВД являются граждане России, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава ОВД или в кадрах МВД России, которым в установленном Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава ОВД.

В зависимости от правовых оснований и порядка возникновения правового статуса сотрудники ОВД (милиции) могут быть подразделены на две группы:

1) приобрели этот правовой статус в результате совокупности трех юридически значимых действий: 1) зачисления в кадры МВД России; 2) замещения

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

должности непосредственно в ОВД (их подразделениях); 3) присвоения предусмотренного занимаемой штатной специального звания рядового и начальствующего состава ОВД;

2) приобрели этот правовой статус в результате совокупности двух юридически значимых действий: 1) зачисления в кадры МВД России; 2) присвоения специального звания рядового и начальствующего состава ОВД.

В соответствии со ст. 19 Положения о службе в ОВД РФ сотрудники ОВД после зачисления в кадры МВД России прикомандировываются к высшим органам государственного управления России, министерствам и организациям для выполнения работ специального характера, связанных с деятельностью МВД России. В соответствии со ст. 20 сотрудники ОВД, прикомандированные к органам государственного управления России, проходят службу в порядке, установленном Положением, если иное не предусмотрено законодательством, с учетом следующих особенностей, касающихся порядка назначения и перемещения прикомандированных сотрудников, присвоения им специальных званий, осуществления им денежных выплат, увольнения из ОВД.

Эти сотрудники, как правило, прикомандировываются к органам государственной власти России либо субъекта Федерации, где с ними может быть заключен трудовой договор и издан акт управления о замещении должности в том органе, куда они прикомандированы. Им выплачивается денежное довольствие сотрудника ОВД (в том числе за присвоенное специальное звание) и заработная плата служащего того органа государственной власти, куда он прикомандирован.

В то же время, помимо сотрудников ОВД, которые все же имеют и статус, и полномочия сотрудников ОВД, существует категория государственных служащих, отнесенных законом к другому ведомству, но которые по формальному признаку также могут быть отнесены к сотрудникам ОВД. Речь идет о сотрудниках фельдъегерской связи. Эта ситуация иллюстрирует тот факт, что законодательство о разных министерствах, осуществляющих правоохранительную службу, является противоречивым, отсутствует законодательное закрепление единого подхода к организации службы в ОВД (милиции), что исключает ее открытость и доступность общественному контролю, а также вызывает негативные эксцессы в правоприменительной практике.

Не менее остро стоит проблема реализации правового статуса сотрудниками ОВД, в установленном порядке замещающими должности в ОВД (их подразделениях) и формально обладающими правовым статусом сотрудников ОВД, однако в силу замещаемой должности, в частности курсанта образовательного учреждения системы МВД России, осуществляющими функции, не связанные с реализацией целей и задач, предусмотренных ст. 2 Закона РФ «О милиции».

Выходом из сложившейся ситуации видится скорейшее утверждение Реестра должностей правоохранительной службы и службы в ОВД, в частности. В качестве критерия отнесения конкретной должности к категории должностей правоохранительной службы необходимо установить правоохранительный характер осуществляемых по этой должности функций; детальное законодательное закрепление правовых норм, предусматривающих замещение должности, включенной в Реестр, в качестве единого правового основания возникновения правового статуса сотрудника ОВД; обязательное заключение контракта о службе в ОВД, содержащего совокупность всех юридически значимых для надлежащего осуществления служебной деятельности обстоятельств, а также обязательного подписания в установленном нормативными правовыми актами порядке утвержденной должностной инструкции при реализации процедуры замещения должности сотрудником ОВД.

Осуществление милицейских (полицейских) полномочий лишь при замещении должности правоохранительной службы, которая, конечно, должна быть предусмотрена Реестром должностей правоохранительной службы, во-первых, будет способствовать однозначности правового статуса сотрудников ОВД, что влияет на уровень их юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, во-вторых, будет свидетельствовать о легитимности служебной деятельности сотрудников ОВД, а также о доступности организационной структуры ОВД общественному контролю.

1 Каждый шестой россиянин давал взятки // Известия. 2005. 12 дек.

2 Старилов Ю.Н. Милицейская помощь в структуре административной деятельности милиции // Полицейское право. 2006. № 3. С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.