Конституционное право, административное право и административная деятельность
УДК 351.741 В.Н. Горин *
Специфика прохождения государственной службы в ОВД РФ
Статья посвящена основным особенностям и актуальным проблемам государственной службы в органах внутренних дел РФ.
Ключевые слова: государственная служба, Министерство внутренних дел России, органы внутренних дел РФ, особенности государственной службы в РФ, проблемы и вопросы государственной службы в РФ.
V.N. Gorin*. Specifics of the passage of the civil service in organs of Russian Ministry of Internal Affairs. The article is devoted to basic features and actual problems of the passage of the civil service in organs of Russian Ministry of Internal Affairs.
Keywords: civil service, Russian Ministry of Internal Affairs, organs of Russian Ministry of Internal Affairs, basic features of the civil service in Russian Federation, problems and questions to the civil service in Russian Federation.
Государственная правоохранительная служба является сложным социально-правовым институтом, для изучения которого, очевидно, требуется полный комплексный анализ его правовых и социальных основ. Указанный институт в целом состоит из системы правовых норм, которые регламентируют субъективные права, юридические обязанности, запреты и ограничения, государственно-служебные отношения; юридическую ответственность служащих, прохождение государственной службы в правоохранительных органах, общий порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений между субъектами государственной службы в правоохранительных органах, что является отчетливым проявлением институционального характера государственной правоохранительной службы.
Государственная служба в ОВД - вид государственной службы, занимающий важное место в системе и структуре государственной власти, её механизме, средства укрепления законности и порядка, противодействия и предупреждения правонарушений и преступлений, защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина которой имеют специфичный характер.
Как следствие, прохождение государственной правоохранительной службы должно быть регламентировано юридическими нормами, выработанными и проверенными наукой и практикой и при этом отвечать основным потребностям общества.
Интерес к избранной теме исследования обусловлен:
- недостатками правовой регламентации профессионального труда сотрудников ОВД;
- низкой эффективностью функционирования системы юридической защиты сотрудников ОВД;
- наличием объективной потребности в теоретической разработке проблем и вопросов правовой регламентации профессионального труда сотрудников ОВД;
- растущей необходимостью теоретико-правового осмысления юридических и организационных основ государственной правоохранительной службы и поиском способов качественного повышения эффективности деятельности соответствующих органов.
Современная правовая литература уделяет повышенное внимание вопросам и основным проблемам правового регулирования государственной правоохранительной службы в целом. Тем не менее, теоретический анализ широкого спектра источников по данной теме показал отсутствие
* Горин, Вадим Николаевич, начальник отдела кадров Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(812) 680-24-32, e-mail: [email protected].
* Gorin, Vadim Nikolaevich, head of HR Department of St.-Petersburg military Institute of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 8(812) 680-24-32, e-mail: [email protected].
© Горин В.Н., 2016
обширных комплексных исследований, освещающих проблемы правовой регламентации государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел РФ.
В отечественной литературе понятия «гражданская служба» и «государственная служба» используются давно и достаточно широко. В конце 1990-х гг. вышло 12 учебников по государственной службе. После принятия Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в 2005 г. [2] были изданы учебные пособия В.Д. Граждана «Государственная гражданская служба» и Д.М. Овсянко «Государственная служба Российской Федерации», которые проанализировали появившиеся к тому времени нормативно-правовые акты по гражданской службе и прежде принятые документы по военной и правоохранительной службе [19].
Несколько позже, в 2008 г., вышел в свет курс лекций В.С. Нечипоренко «Теория и организация государственной службы», в аннотации к которому сказано, что в нём «рассмотрены теоретические и организационные основы государственной гражданской службы» [17]. В данном курсе 13 лекций по «государственной службе», однако лишь одна из них посвящена анализу указанных видов этой службы, и три лекции (если судить по названиям отдельных параграфов) - по «гражданской службе». В целом же курс лекций исследует государственную службу вообще, безотносительно к ее конкретным видам и странам.
Даже в Указе Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы в Российской Федерации (2009-2013 годы)"» пока говорится лишь о том, что в предшествующие годы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы и начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы [6].
Термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко. Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в преамбуле Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел» установлено, что он регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел [3]. Следует сказать также, что указанная служба представляет собой специфический вид трудовой деятельности и заключается в следующем.
Во-первых, правоотношения, в которые вступают сотрудники органов внутренних дел МВД России, неоднородны по содержанию, субъектному составу, основаниям, самой юридической природе, а также являются предметом регулирования широкого спектра разных отраслей права.
Во-вторых, возможность вступления сотрудника ОВД в государственно-служебные (публично-правовые) правоотношения предопределена внутренними отношениями с государством в лице должностных лиц соответствующих государственных органов.
В-третьих, служебно-трудовые отношения являются общей юридической базой как внутренних, так и внешних публично-правовых отношений, складывающихся по поводу условий службы межу соответствующими органами государственной власти и их сотрудниками.
В-четвертых, несмотря на совпадение по времени служебно-трудовых и государственно-служебных отношений, а также их одновременное возникновение, функционирования и прекращение, они являются относительно самостоятельными видами правоотношений.
В-пятых, благодаря тому, что понятие отношений наёмного труда по всем критериям распространяется и на служебно-трудовые отношения в ОВД, следует относить их к предмету трудового права, а не только к сфере его действия.
В-шестых, сотрудники ОВД, помимо служебно-трудовых отношений, вполне могут стать участниками правоотношений, которые будут непосредственно с ними связаны, в частности, субъектами различных видов юридической и дисциплинарной ответственности, правовое регулирование которой выходит за пределы действия административного права и нормативно-правовых актов соответствующего органа государственной власти, относясь к предмету гражданского-процессуального правового регулирования или сфере действия норм трудового права.
Определяя статус сотрудника полиции, Закон «О полиции» в целом сохранил военизированный характер полицейской службы, поскольку, как и Закон о милиции, связал правовое положение сотрудника полиции с присвоением ему специального звания полиции, предусмотренного ст. 26 гл. 6 Закона «О полиции» (далее Закон) [1, ст. 26]. Вместе с тем Закон установил, что отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими [1, ст. 25]. Перечень этих должностей применительно к высшему начальствующему составу полиции предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» [7].
Сердцевиной правового положения сотрудника полиции являются его права и обязанности. С учетом этого в Законе «О полиции», в отличие от весьма кратких положений ст. 18 Закона «О милиции», содержится развернутая характеристика полномочий полицейского, которые можно подразделить на общие и специальные [12]. Общие полномочия как совокупность прав (ст. 27) и обязанностей (ст. 28 Закона «О полиции»), характеризуют абстрактного сотрудника полиции, т.е. носителем этих полномочий является сотрудник полиции независимо от занимаемой должности [15]. В перечне общих полномочий можно выделить полномочия статусные, отражающие специфику полицейского как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и
полномочия собственно полицейские, отражающие специфику полицейской службы и социальное назначение полиции в современной России.
Предусмотренные ч. 1 ст. 27 и ч. 1 с. 28 Закона «О полиции» статусные полномочия сотрудника полиции во многом аналогичны правам и обязанностям государственного гражданского служащего, закрепленным в ст. 14 и 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [15]. В этом ещё раз проявляет себя принцип единства правовых основ и взаимосвязи различных видов государственной службы, предусмотренный Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [5].
Собственно полицейские полномочия сотрудников полиции предусмотрены ч. 2 ст. 27 и ч. 3 ст. 28 Закона «О полиции» и в определенной мере могут рассматриваться как своеобразные изъятия из сформулированного ч. 3 ст. 25 Закона «О полиции» принципа территориальной юрисдикции полицейской деятельности [15]. Характер закрепленных Законом полицейских полномочий ориентирует сотрудника полиции на служение обществу, на постоянную готовность независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток к защите прав и законных интересов граждан, что вытекает из социального предназначения полиции, закрепленного в ч. 2 ст. 2 Закона «О полиции»: полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от противоправных посягательств [15].
Следует заметить, что ст. 27 и 28 Закона «О полиции» не исчерпывают всего объёма общих полномочий сотрудника полиции. Указания на них содержат и другие статьи Закона. В частности, обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти полиции содержат ст. 5, 6, 7, 9 Закона «О полиции». Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют также отдельные нормы гл. 7 «Служба в полиции» [1, ст. 37, 39].
Под специальными полномочиями современная правовая наука понимает субъективные права и обязанности, выполняемые сотрудником полиции в зависимости от занимаемой должности [13]. Указанные полномочия являются производными от субъективных прав и юридических обязанностей сотрудников полиции и являются основной формой реализации указанных прав и обязанностей. Набор этих полномочии зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т.д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т.п.). Их перечень содержится и должностных регламентах (должностных инструкциях) сотрудников полиции, утверждаемых соответствующими руководителями.
Как уже отмечалось, предусмотренные ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 28 Закона «О полиции» статусные полномочия сотрудника полиции отражают его правовое положение как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел [15]. Содержащиеся и этих нормах предписания являются новеллами.
Среди обязанностей, которые Закон возлагает на сотрудника полиции как федерального государственного служащего, центральное место принадлежит тем, которые ориентируют его на профессиональное, чёткое и законопослушное выполнение своего служебного долга. Отсюда обращенные к сотруднику полиции требования знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией); при выполнении служебных обязанностей соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций.
Требования к профессионализму сотрудника носят активный характер, обязывая его не просто знать те или иные нормативные правовые акты, но и поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения служебных обязанностей.
Ряд требований отражает субординационную специфику взаимоотношений в полицейском коллективе, предписывая сотруднику выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону; обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику.
Отдельные требования ориентированы на профилактику нарушений закона, коррупциогенного поведения сотрудников. Так, установлено, что сотрудник полиции обязан сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта. При попытке склонить сотрудника полиции к совершению коррупционного правонарушения он не просто должен отказаться от его совершения, но и в обязательном порядке уведомить непосредственного начальника. В определенной ситуации сотрудник должен уведомить о таких фактах органы прокуратуры или другие государственные органы.
На сотрудника полиции возложена обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен приказом МВД России от 19 марта 2010 г. № 205 [9]. Перечень должностей, на которые этот порядок распространяется, утверждён приказом МВД России от 31 августа 2009 г. № 680 [10].
Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, предусмотренные ст. 29 Закона «О полиции», являются новеллами правового регулирования службы в органах внутренних дел. Как известно, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Есть все основания считать, что положения ст. 29 Федерального закона «О полиции» не вступают в противоречие с конституционными нормами, поскольку совокупность ограничений установлена в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от ненадлежащего государственного властного воздействия, а также для обеспечения эффективной реализации государственных функций в сфере противодействия преступности и обеспечения правопорядка [15].
Положения носят императивный характер, перечень ограничений, указанных в ч. 1, является исчерпывающим, поскольку не оговорено иное; ч. 2 носит отсылочный, бланкетный характер, распространяя на сотрудника полиции ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности [15].
Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечёт ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Составы преступлений и правонарушений, которые посягают на нормы нормативно-правовых актов, охраняющих деятельность сотрудников полиции, закреплены в УК РФ и КоАП РФ [16]. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Данная правовая гарантия направлена главным образом на обеспечение самостоятельности деятельности сотрудника полиции как представителя власти, его защиты в этом качестве со стороны государства, на создание условий, при которых полиция могла бы быть независимой, ограждённой от влияния в какой-либо форме со стороны каких бы то ни было не уполномоченных законом органов, организаций, должностных и иных лиц и руководствовалась бы исключительно законодательством Российской Федерации. Целью рассматриваемой нормы является и защита полиции от необоснованного возложения на нее функций, не предусмотренных Законом «О полиции».
Реализация всех направлений реформирования органов внутренних дел предполагает решение ряда проблем организационно-правового обеспечения формирования и прохождения государственной службы сотрудников. К началу реформы в органах внутренних дел кадровый состав не только не адаптировался к новым социально-экономическим условиям, но и во многом утратил профессионализм и позитивную мотивацию служебной деятельности. К причинам такого положения относят недостаточную работу по управлению кадровыми преобразованиями, недооценку роли и значения личностных качеств кандидата при приеме на службу в органы внутренних дел, низкий престиж службы, а также незавершённое правовое обеспечение процесса формирования и прохождения службы. Решение данных проблем осложнено включением в систему персонала МВД групп служащих, относящихся ко всем системам государственной службы, а также выполняющих служебные функции, регламентируемые различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Указанная особенность системы МВД России является исторически сложившейся и определяющей общую специфику формирования кадрового потенциала ОВД. Исходя из вышесказанного, основной задачей кадрового аппарата Министерства внутренних дел становится формирование высокопрофессионального стабильного кадрового корпуса, отвечающего экономическим, политическим и социальным вызовам и требованиям, имеющего способность к решению задач, которые ставит государство и общество перед правоохранительными органами.
Безусловно, попытка решить кадровые проблемы в органах внутренних дел России путем увольнения отдельных сотрудников или ужесточением требований к принимаемым на службу гражданам являются необходимыми. По мнению автора, совершенствование работы по подбору кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел России должно начинаться прежде всего с улучшения деятельности по выявлению и поиску достойных кандидатов. Однако на практике деятельность по подбору кандидатов на государственную службу в органы внутренних дел России активизируется в результате двух негативных факторов: или увеличение правонарушений среди сотрудников ОВД, в т.ч. имеющих резонансный характер; или отток, выбытие кадров ОВД, в результате чего резко повышается служебная нагрузка на других сотрудников.
Необходимо создание законодательной основы проведения системной ротации сотрудников органов МВД России, которая является одним из факторов мотивации служащих, способствует приобретению более разностороннего практического опыта, необходимого для выдвижения на ту или иную руководящую должность, что особенно важно в условиях ограниченных возможностей материального стимулирования и вертикальных перемещений. Ротационные мероприятия усиливают коммуникации между людьми, а также позволяют противодействовать коррупции, стимулировать антикоррупционное поведение государственных служащих.
Практика показывает, что ротация кадров является одним из реальных условий создания высококвалифицированного кадрового состава правоохранительных органов, оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами, прежде всего резервом руководящего состава. Движение кадров в порядке ротации способствует оптимальной расстановке личного состава особенно там, где ограничены местные источники кадрового пополнения.
Кроме того, ротация позволяет решить такие проблемы, как снижение служебной мотивации, которая возникает вследствие длительного пребывания в одной должности, ограничение кругозора сотрудника рамками одного участка, примирение с недостатками. Смена мест предоставляет возможность для сравнения ситуаций, более быстрой адаптации к новым условиям.
Ст. 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342 предусматривает рекомендательный порядок ротации руководящих должностей в ОВД, который не является обязательным. Разумеется, ротация предусматривает перемещение не всех руководителей, которые занимают должности в течение последних шести лет. В основе указанной ротации в данном случае стоит индивидуальный и избирательный порядок избрания претендентов, при учете личных качеств, интересов службы и различных жизненных обстоятельств сотрудника.
Итак, антикоррупционный потенциал использования ротации кадров создает необходимость ее внешаблонного применения только в отношении конкретных лиц и при наличии определённых обстоятельств: продолжительного снижения показателей деятельности ОВД, сменившего стабильные показатели; коррупционных проявлений среди сотрудников, находящихся под управлением конкретного руководителя, и иных обстоятельств. Институт ротации в ОВД включает в себя и другие проблемы, связанные с легализацией процедур перемещения сотрудников. Является дискуссионным также и срок, в течение которого руководитель может быть перемещен по службе в рамках ротации, на данный момент составляющий шесть лет. В рамках применения института ротации в органах внутренних дел возникают и некоторые иные проблемы, связанные с легальной регламентацией процедуры перемещения сотрудников.
Особая роль среди элементов прохождения государственной службы отводится аттестации. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 251 предусматривает проведение внеочередной аттестации сотрудников ОВД [8]. В период 2010-2011 гг. проводилась массовая аттестация сотрудников органов внутренних дел. Наличие правовых и организационных проблем в её проведении, некомпетентность ряда сотрудников кадрового аппарата органов внутренних дел подтверждается судебной практикой последних лет.
Очевидно, что аттестация сотрудников органов внутренних дел - мероприятие эффективное, поскольку позволяет своевременно выявлять проблемы и слабые места в учебной, общепрофессиональной и боевой подготовке, что, в свою очередь, даёт возможность устранять возникающие проблемы максимально эффективно и в кратчайшие сроки. Однако профессиональный уровень сотрудников внутренних дел не всегда соответствует необходимому. Зачастую на службу в органы внутренних дел принимаются лица, не отвечающие указанным требованиям, не проводится предварительное изучение кандидатов на должности сотрудников ОВД. Кроме того, в приказе МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 [11] не уделяется должного внимания оценке моральных качеств сотрудников органов внутренних дел. Всё это является основанием для совершенствования системы аттестации персонала [16].
Теоретический анализ института аттестации в ОВД показал следующее:
- аттестация представляется основным элементом формирования кадрового потенциала ОВД с высокими квалификацией и уровнем профессионализма, который способствует успешному карьерному росту наиболее профессионально подготовленных сотрудников подразделения;
- необходимо совершенствование процедуры аттестации в ОВД, а именно: обязательное привлечение независимых специалистов-управленцев и психологов в состав аттестационных комиссий; нормативная регламентация критериев оценки личностных и профессиональных качеств сотрудников; использование тестирования как метода оценки профессионально-личностных качеств сотрудника.
Подводя итоги исследованию проблем процесса прохождения государственной службы в органах внутренних дел, следует отметить, что последние годы в ходе реформы системы МВД России значительно обновилась нормативная правовая база, регулирующая прохождение службы в органах внутренних дел, в т.ч. созданы новые правовые основы для реализации процедуры подбора и аттестации кадров. Вместе с тем сохраняются проблемы организационного и правового характера, которые пока еще значительно затрудняют данный процесс.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Все о полиции. - М.: Мартин, 2011.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - М., 2004.
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - М., 2011.
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание Законодательства РФ. - М., 2008.
5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - М., 2003.
6. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"» // Собрание Законодательства РФ. - М., 2009.
7. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» // Собрание Законодательства РФ. - М., 2011.
8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N° 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. - М., 2011.
9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» // Российская газета. - М., 2010.
10. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 августа 2009 г. № 680. г. Москва «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. - М., 2009.
11. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 марта 2012 г. № 170. г. Москва «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. - М., 2012.
12. Аврутин, Ю. Е., Булавин, С. П. Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин. - М.: Проспект, 2011. - 352 с.
13. Анисимов, А. Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел / А. Анисимов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2008. - №11. - С. 19.
14. Артемьев, А. М. Задачи и функции правоохранительной службы // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 5. - С. 26-27.
15. Барсуков, С. И., Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции». - М.: Юрайт, 2011. - 321 с.
16. Княгинина, О. Н. Проблемы правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих // Государственное управление и право : сб. науч. трудов / под общ. ред. И.Н. Барцица. - М., 2006. - 299 с.
17.Нечипоренко, В. С. Теория и организация государственной службы. - М.: РАГС, 2008. - 298 с.
18. Ноздрачев, А. Ф. Служебное право (государственная гражданская служба). - М., 2007. - 298 с.
19. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации. - М. : Юристъ, 2009. - 252 с.
20. Пресняков, М. В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости. - Саратов: Научная книга, 2007. - 198 с.
УДК 342.951 Ю.А. Королёва*
Правовые и организационные проблемы направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами
В статье исследуется правовая природа направления водителей на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. На основе анализа содержания рассматриваемой меры автор приходит к выводу о её принадлежности к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Делаются предложения по совершенствованию действующего административноделиктного законодательства.
Ключевые слова: меры административного принуждения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
J.A. Korolyova*. Legal and organizational problems in the areas of medical examination of persons to drive vehicles. This article examines the legal nature of the direction of the drivers to a medical examination on the state of intoxication. On the basis of analysis of the content of the measure, the author concludes that it belonged to the measures of proceedings on administrative violations. Make suggestions for improvement of the existing administrative legislation.
Keywords: administrative enforcement measures, measures to ensure proceedings on administrative offenses, the direction of a medical examination for intoxication, medical examination for intoxication.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения является не только одним из наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения, но и способствует другим нарушениям, возникновению аварийных ситуаций и наступлению тяжких последствий. В этой связи одно из
* Королёва, Юлия Александровна, доцент кафедры административноправовых дисциплин и информационного обеспечения ОВД, Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 236006, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30. Тел.: 8 (4012) 46-27-21. E-mail: [email protected].
* Korolyova, Julia Alexandrovna, assistant professor of administrative law disciplines and information management of the internal affairs bodies, Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD, Associate Professor, Address: Russia, 236006, Kaliningrad, General Galitsky str., 30 . Ph.: 8 (4012) 46-12-39. E-mail: [email protected].
© Королёва Ю.А., 2016