Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБЩЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Е.В., Рассказова Т.В.

В статье рассмотрена роль и особенности поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в пространстве ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE SEARCH AND RESEARCH ACTIVITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

Adstract. The article considers the role and features of the search and research activities of preschool children in the pre-school education space.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.2

СПЕЦИФИКА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Васильевна Корепанова

заведующий кафедрой педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент

pip-mgau@tandex.ru Татьяна Владимировна Рассказова

магистрант pip-mgau@tandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрена роль и особенности поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в пространстве ДОО.

Ключевые слова: дошкольный возраст,ребенок дошкольного возраста, общение в дошкольном возрасте, дошкольное образование, игровая деятельность, поисково-исследовательская деятельность.

Важнейшее значение для развития личности ребенка-дошкольника имеет усвоение им представлений об объективно существующей действительности [5; 7]. Дети, овладевая практическими способами предметного взаимодействия с окружающей средой, способствуют становлению собственного мировоззрения и личностного роста [5; 7]. Особая роль в этом отводится поисково-исследовательской деятельности, проходящей в форме эксперимента. В процессе экспериментальной деятельности дошкольники изучают различные объекты живой и неживой природы,с целью выявления их взаимосвязей.

Опыты и эксперименты,проходящие в занимательной форме, побуждают дошкольников к самостоятельному поиску причин, способов, проявлению творческой активности. В процессе экспериментальной деятельности у детей обеспечивается развитие познавательной активности как собственной, так и активности, механизмом которойявляется психолого-педагогическое сопровождение педагогом [2; 6; 8].

Исследовательская деятельность в детском саду может использоваться педагогами в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей. Дошкольникам нравится вместе с воспитателями совершать свои первые открытия. Поисково-исследовательская деятельность побуждает детей дошкольноговозраста к исследованию природы, формируятем самым познавательную активность, аследовательно, оказывая развивающее воздействие на когнитивные процессы ребенка.

Дети дошкольного возраста испытывают неподдельный интерес кразличным видам экспериментирования, потому что в этом возрасте у них преобладает наглядно-действенное и наглядно-образноемышление, и поисково-исследовательская деятельность является механизмом развития когнитивных процессов ребенка. Объединяя игровой процесс с разнообразными исследованиями, педагоги получают возможность сделать процесс обучения в детском саду наиболее интересным, эффективным и результативным. Дошкольники, участвуя в процессе опытно-экспериментальной деятельности,имеют возможность приобретения таких учебных навыков, как:

четко формулировать цели, выдвигать гипотезы, решать проблему опытным путем, делая соответствующие выводы [2]. Для педагога становится значимо необходимым грамотно составить алгоритм ведения поисково-исследовательской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольника[4].

В ходе исследовательской деятельности у ребенка-дошкольника возникает необходимость выполнения операций анализа, сравнения, классификации, обобщения, в результате чего интенсивно идет развитие интеллектуальной сферы дошкольника. Кроме того, поисково-исследовательская деятельность оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу дошкольника; развитие его творческих способностей; формирование трудовых навыков и здоровьесбережение.Во время поисково-исследовательской деятельности у детей создается позитивно-эмоционально-волевой фон психических состояний.

Игры -занятия, в процессепоисково-исследовательской деятельности, являются одновременно и играми по речевому развитию, что хорошо прослеживается на всех этапах проведения эксперимента: когда выдвигается гипотеза, формулируется цель, в ходе алгоритма действий проведения самого эксперимента, при обобщении и обработке результатов, подведении итогов, в словесном рассказе о полном ходе исследования [6; 9]. Общаясь в процессе экспериментальной деятельности, у детей дошкольного возраста развивается также диалогическая речь, формируется умение четкого выражения своих мыслей, дети в это время учатся работать сообща, уступая и помогая друг другу, отстаивая свою точку зрения, и учитывая, и принимая мнение товарища. В процессе обыгрывания и постановки проблемных ситуаций, во время проведения эксперимента, педагог и ребенок находятсяв непрерывном диалоге. Организованная совместная деятельность детей с педагогом,в свою очередь, развивает у дошкольников творческие способности [4].

Приоритет поисково-исследовательской деятельности, перед другими видами деятельности дошкольникаявляется то, что она даёт детям

объективныепредставления о существенных и специфическихсвойствах объекта или явления изучения. [1; 3].

Из всего представленноговыше, можно сделать вывод о том, что для детей дошкольного возраста поисково-исследовательскаядеятельность может быть рассмотрена ведущейдеятельностью наряду с сюжетно-ролевой игрой. Экспериментирование дает возможность удовлетворить потребность детей впознании объективно существующей реальности, впечатлений, что, в свою очередь, способствует развитию познавательной сферы ребенка.

Список литературы:

1. Балясина О.Г., Корепанова Е.В. Инновационные технологии в практике дошкольного образовательного учреждения // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 201.

2. Егорова Н.Н. Корепанова Е.В. Особенности проведения экспериментального исследования с детьми дошкольного возраста // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 134

3. Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрениеинновационныхпедагогическихтехнологийвпрактикуобразовательно йдеятельности// Наука и Образование.2020. Т. 3. № 4. С. 200.

4. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.Е. Диалогическоеобщениевпсихологическомсопровожденииучебнойдеятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

5. Корепанова Е.В., Комель Д.В. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в русле тенденций развития современного образования // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 172.

6. Корепанова Е.В., Манохина Н.С. Игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста// Наука и Образование. 2022. Т.5. № 2.

7. Корепанова Е.В., Подгорнова С.Ф. Педагогические задачи дошкольного образования//Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 175

8. Корепанова Е.В., Честных А.С. К вопросу исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования детей // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 22

9. Фролова Ю.М., Куляева Н.А., Корепанова Е.В. Педагогическаякомпетентностьродителейввоспитаниисамостоятельностидетей дошкольноговозраста // Наука и Образование.2020. Т. 3. № 2. С. 289.

UDC 373.2

THE SPECIFICS OF THE SEARCH AND RESEARCH ACTIVITIES

OF PRESCHOOL CHILDREN

ElenaV. Korepanova

HeadoftheDepartment of Pedagogy and Psychology Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

pip-mgau@yandex.ru Tatiana V. Rasskazova master student pip-mgau@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Adstract. The article considers the role and features of the search and research activities of preschool children in the pre-school education space.

Key words: preschool age, preschool child, communication at preschool age, preschool education, play activities, search and research activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.