Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Е.В., Шелковникова А.Ю.

В статье раскрывается проблема процесса обучения, цель которого определяется стремлением обучающихся к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков. Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства ею, понимания целесообразности применяемых форм, методов и средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE TEACHER'S WORK ON THE ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITYSTUDENTS

Adstract:The article reveals the problem of the learning process, the purpose of which is determined by the desire of students to cognition, conscious and independent acquisition of knowledge, skills and abilities. The activation of cognitive activity requires the teacher to skillfully guide it, understand the expediency of the forms, methods and means of teaching used.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 13.00.02

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Елена Васильевна Корепанова

заведующий кафедрой педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент

pip-mgau@tandex.ru Анна Юрьевна Шелковникова

магистрант pip-mgau@tandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье раскрывается проблема процесса обучения, цель которого определяется стремлением обучающихся к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков. Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства ею, понимания целесообразности применяемых форм, методов и средств обучения.

Ключевые слова: познавательная деятельность, активизация познавательной деятельности, самостоятельность обучающихся, психологическиеосно-вы педагогической деятельности.

Повышение эффективности преподавания неразрывно связано с рационализацией учебной деятельности обучающихся, поисками образовательных технологий, методов обучения и методических приемов, обеспечивающих их познавательную активность как важнейшую характеристику личности [4].

Психолого-педагогические исследования (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.А. Смирнов и др.) показывают, что активность обучающегося в учении и труде зависит от осознания им поставленной перед ним задачи и характера действий, в выполнение которых он включается. Сознательное отношение к задаче и цели действия, в силу которого задача не только понимается, но и принимается, составляет внутреннее психологическое содержание умственной деятельности и поведения обучающегося. Анализ психологического содержания учебной деятельности обучающегося, в процессе которой формируется его профессиональная направленность, имеет существеннейшее значение для всей учебной и воспитательной работы педагога [2].

В процессе обучения обучающийся выступает как психологически целостная личность. Он не только изучает научные предметы и явления окружающего мира, но и формулирует свое; отношение к ним. В ходе учебной деятельности у обучающегося активизируется мышление, выявляются интересы и склонности. Активизация мыслительной деятельности обучающегося способствует развитию его самостоятельности, формированию его мировоззрения, усиливает взаимосвязь обучения и развития обучающегося.

«Вооружение учащихся сознательными знаниями, - подчеркивает Ш.И. Ганелин, - зависит прежде всего от характера работы учителя, который должен разъяснять им цели и задачи предстоящей работы, пути ее выполнения и тем самым вызвать интерес и внимание учащихся к ней» [1]. Работая по строго продуманному плану, по определенной программе, педагог стремится использовать в учебной работе те методы и приемы, с помощью которых обучающиеся проявят наибольшую активность в познавательной деятельности, а, следовательно, скорее поймут и усвоят материал урока.

Психолого-педагогические исследования показывают, что обучающийся при умелой организации учебного процесса со стороны педагога овладевает обобщенными способами действий в усвоении материала. Это помогает обучающимся оперировать усвоенным материалом при овладении новыми знаниями [5; 7].

Правильный выбор педагогом методов обучения, умелое владение ими обеспечивает высокий уровень внимания обучающихся, их умственную активность, развитие их познавательных интересов и трудолюбия.

Каковы психологические предпосылки, обеспечивающие активизацию познавательной деятельности обучающихся?

Большое значение для развития у обучающихся любознательности и стремления глубоко овладеть знаниями имеет опора на чувственное познание мира, на обогащение сознания обучающегося представлениями об окружающей его действительности.

Образный материал является прочной опорой для образования любых понятий, их конкретизации и оперирования ими, для установления связей между ними в системе понятий. Следовательно, непосредственное наблюдение жизни и широкое использование наглядности в обучении - важнейшее условие глубокого усвоения знаний и развития умственной активности обучающихся [3].

Однако, как показывают исследования Л.В. Занкова, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.П. Басмановой, М.В. Зверевой и других психологов, одного признания большой роли наглядности, на сегодняшний день интерактивной, в обучении еще недостаточно для решения проблемы сознательного и прочного усвоения знаний.

Взаимодействие чувственных и логических процессов в обучении проявляется по-разному - в зависимости от степени отвлеченности понятий от конкретного содержания. Поэтому неумелое использование мультимедийных средств, неумело организованное взаимодействие чувственных и словесно-логических процессов затрудняет, а иногда просто мешает усвоению знаний.

Умелое использование мультимедийных средств в обучении, требует от педагога четкого представления о психологическом значении различных средств наглядности в зависимости от того, что они выражают и в какой мере могут быть использованы при формировании понятий различной степени абстракции и обобщения на разных уровнях обучения.

Прослеживая взаимоотношение образного и понятийного при формировании различного типа понятиймы определили, что соотношение образного и понятийного не остается неподвижным. Понятийное усваивается на основе образа, но и образ, в свою очередь, подвергается изменениям под влиянием понятийного: а) в содержании образа, картины существенное выдвигается на передний план, а несущественное отодвигается на задний план, б) под влиянием мыслительной работы происходят структурные изменения, свидетельствующие об осознании внутренних существенных связей между его компонентами. При усвоении обучающимися предметных понятий образ выполняет функцию носителя понятия [3].

Характеристика сложного процесса усвоения понятий была бы неполной, если не учитывать роль возрастных особенностей обучающегося.

Все это говорит о необходимости большего внимания со стороны педагога к вовлечению каждого обучающегося в самостоятельную творческую деятельность, обеспечивающую взаимодействие чувственных и словесно-логических процессов, развитие образного и понятийного мышления в их единстве. Только в результате такой деятельности у обучающихся складываются устойчивые интересы и выявляются способности, помогающие активизировать их познавательную деятельность [6; 8].

Воображение, опираясь на широкую систему ассоциаций помогает установить и запомнить разносторонние связи в их сочетании.

Развитие воображения обучающихся, обогащение их сознания новыми образами реальной действительности, недоступной непосредственному созерцанию, является необходимым условием продуктивной умственной работы, понимания изучаемого предмета, активизации познавательной деятельности.

Теоретическое осмысление и усвоение знаний неразрывно связано с их воспроизведением. Сознательно оперируя усвоенными знаниями, обучающиеся более полно раскрывают содержание научных понятий, успешнее овладевают основами наук.

Воспроизведение знаний может носить самый разнообразный характер в зависимости от содержания предмета и задач, которые ставятся перед обучающимися в ходе обучения. Умение обучающихся опереться при изучении нового материала на ранее усвоенные знания не только обеспечивает более глубокое понимание предмета, но и развивает мышление обучающегося, формирует навыки самостоятельного суждения. Сознательное и умелое использование пе-дагогомзнанийобучающихся при изучении нового материала не только активизирует интеллектуальную деятельность обучающихся, но и способствует формированию у них убеждения в правильности 'полученных знаний, стимулирует их к дальнейшему познанию.

В связи с этим особое значение приобретает проблема развития самостоятельности обучающихся.

Самостоятельная работа - лучшее средство для борьбы с формализмом и догматизмом в знаниях обучающихся. Решение задач по пройденному разделу программы, ориентирующее обучающихся на самостоятельное применение полученных знаний, способствует прочному сохранению в памяти усвоенных понятий [5].

Одной из причин таких недостатков в подготовке выпускников общеобразовательной школы является односторонний подход ряда педагогов: они учитывают формальные знания обучающихся, их правильность и полноту, но не обращают должного внимания на осмысление знаний, их связь и взаимодействие, на формировании системы понятий и развитие интересов обучающихся, на навыки мыслительной деятельности, приводящие к более глубокому познанию изучаемых фактов и явлений.

Списоклитературы:

1. Ганелин Ш.И., КушковН.Г. Процесс обученияиегопринципы: Лекции. Л., 1957. 44 с.

2. Коваль Н.А., Корепанова Е.В., Мажорова Н.В. Компетентность будущего учителя: психолого-педагогическая составляющая // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы. Под общ.ред. Г.В. Коротковой. 2019. С. 101-104.

3. Корепанова Е.В. Гуманизация взаимоотношений педагога с обучающимися в образовательной среде школы // Наука и Образование. 2018. Т.1. № 34. С. 22.

4. Корепанова Е.В. Диалогическое общение как современная психолого-педагогическая технология // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

5. Корепанова Е.В. Методологическая культура как базис развития самостоятельности и творческих способностей будущего педагога-исследователя // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.

6. Корепанова Е.В. Организация исследовательской деятельности будущего педагога в пространстве высшей школы // Современному АПК - эффективные технологии: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию доктора сельскохозяйственных наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации Валентины Михайловны Макаровой. 2019. С. 326-330.

7. Корепанова Е.В. Умение работать с научной литературой как условие эффективности научно-творческой деятельности студентов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 205.

8. Корепанова Е.В., Яковлева О.Н. Особенности психолого-педагогического консультирования обучающихся в образовательной организации // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.

UDC 13.00.02

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE TEACHER'S WORK ON THE ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITYSTUDENTS

Elena V. Korepanova

Head of the Department of Pedagogy and Psychology CandidateofPsychologicalSciences, Associate Professor

pip-mgau@yandex.ru Anna Y. Shelkovnikova

master student pip-mgau@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Adstract:The article reveals the problem of the learning process, the purpose of which is determined by the desire of students to cognition, conscious and independent acquisition of knowledge, skills and abilities. The activation of cognitive activity requires the teacher to skillfully guide it, understand the expediency of the forms, methods and means of teaching used.

Key words: cognitive activity, activation of cognitive activity, independence of students, psychological foundations of pedagogical activity.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.