Научная статья на тему 'ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕС / ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Елена Васильевна, Манохина Наталья Сергеевна

В статье раскрыта проблема развития познавательного интереса. Специфика познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте. Влияние игры на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Виды дидактических игр. Организация проведения дидактических игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME AS A MEANS OF DEVELOPING THE COGNITIVE INTEREST OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Adstract. The article reveals the problem of the development of cognitive interest. The specifics of cognitive interest in the older preschool age. The influence of the game on the development of cognitive interest of older preschool children. Types of didactic games. Organization of didactic games.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.2

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Елена Васильевна Корепанова

заведующий кафедрой педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент

pip-mgau@tandex.ru Наталья Сергеевна Манохина

магистрант pip-mgau@tandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье раскрыта проблема развития познавательного интереса. Специфика познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте. Влияние игры на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Виды дидактических игр. Организация проведения дидактических игр.

Ключевые слова: познавательный интерес, развитие познавательного интерес, игра как ведущий вид деятельности, дидактическая игра, система дошкольного образования.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена определением современных способов формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса, способствующего успешному освоению ими образовательной программы ДОУ; развитию учебной мотивации (что особенно важно в подготовительной группе детского сада); формированию потребности в получении знаний, поиске новой информации [10]. Выпускник детского сада должен быть способен к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы; активно использовать знания, полученные в дошкольной образовательной организации.

В настоящее время под влиянием информационных технологий происходит замещение истинного познавательного интереса, мнимым: интересом скорее к средству передачи информации, чем к ее содержанию и процессу поиска ответа на свой вопрос. Падение интереса к окружающему миру, познавательная инертность дошкольников; отсутствие желания экспериментировать, потребности в чтении детской литературы зачастую характеризуют современного ребенка. Решение данной проблемы влияет на эффективность образовательного процесса на уровне дошкольного образования, поскольку познавательный интерес является механизмом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и, одновременно, основным условием психического развития [1; 2].

Сложность и неоднозначность проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе также связана со множественностью подходов к решению указанного вопроса. Так, на сегодняшний день, наиболее известны деятельностный, коммуникативный, исследовательский, системный, личностный подходы и многие другие. Все они имеют свои достоинства и недостатки. В рамках же повседневной практики, перед педагогом встаёт сложная задача разработки конкретных программ развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Решение указанной проблемы, на наш взгляд, а также по мнению многих педагогов-практиков [7; 8; 13], в большей степени связана с

включением в программы ДОУ игровых форм обучения, поскольку именно игра для детей дошкольного возраста является ведущей деятельностью, запускающей развитие познавательного интереса.

Таким образом, можно отметить, следующее: существует противоречие между множественностью теоретических подходов к управлению развитием познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной их методической проработанностью, и реализацией в практике ДОУ. В нашем исследовании мы остановимся более подробно на влиянии деятельностного подхода на становление указанной характеристики детей старшего дошкольного возраста.

Анализ и обобщение практического опыта применения дидактических игр как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста показали, что: дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально организуемых педагогом в целях развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста; направлены на решение конкретных задач развития детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [12, с. 108].

Именно в старшем дошкольном возрасте применение дидактических игр наиболее актуально, исходя из ведущего типа деятельности и предстоящей актуализации навыка учения. В игре ребёнок не просто приобретает новые знания, он еще и получает позитивные эмоции от игровой деятельности, что в свою очередь способствует положительной мотивации учения. Очень важно, чтобы дидактические игры были с познавательно-ролевым содержанием. Дидактическая игра способна увлечь даже самых неорганизованных детей: сначала через сам факт игры, а затем уже через развитие интереса к познанию [6; 11].

Дидактические игры, помимо развития познавательного интереса, учат общаться, в них формируется коммуникативная компетенция, гармонизируются взаимоотношения между сверстниками, ребёнком и педагогом, обусловленные

непринужденным эмоциональным характером игры. В дидактической игре должна быть ориентация на реальный окружающий мир, чтобы дети смогли свои игровые навыки перенести в повседневную действительность. В организации игры необходимо делать упор на общепринятые нормы нравственности и морали, общечеловеческие ценности.

Противоречие в применении дидактической игры в реальной образовательной практике заключается в том, что наличие в ней двух элементов - познавательного и игрового - зачастую не взаимосвязаны или один вытесняет другой. Если педагог будет делать выбор на процесс обучения, где сам будет выступать руководителем деятельности, то интерес со стороны детей старшего дошкольного возраста пропадёт, а самостоятельность в выборе действий и вовсе исчезнет [12, с. 77].

При организации дидактической игры следует учитывать, что она имеет свою устойчивую структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры (данные структурные элементы взаимосвязаны между собой и отсутствие отдельных элементов разрушает игру).

Проведение дидактической игры проходит по следующим этапам:

1) организационно-подготовительный (выбор игры, разработка сценария, подготовка дидактического материала);

2) собственно игровая часть;

3) подведение итогов игры с детьми;

4) методический анализ игры педагогом [3, с. 64]

Отметим, что каждая отдельно взятая игра (здесь и далее) не должна превышать 20 минут.

В образовательной практике ДОУ в различных предметных областях с детьми старшего дошкольного возраста возможно применение следующих игр:

• По направлению «Счёт» - «Веселый счёт», «Занимательные цепочки», «Числовой поезд», «Больше, меньше или равно (Топ, хлоп, бум)», «Заколдованные часы» и др.

• По направлению «Речь» - «Волшебный компот», «Звуковые домики», «Звуковой поезд», «Рыбалка», «Кто лучше запомнит и повторит скороговорки», «Домино», «Снежный ком» и т.д.

• По направлению «Чтение» - «Угадай героя по его описанию», «По волшебным страницам», «Почта от героя», «Путаница», «В гостях у сказки», «Угадай героя по его поступкам» и др.

• По направлению музыка, ритмика, физическая культура и т.д. нами применялись игры - «Угадай мелодию», «Веселые старты», «В ритме танца», «Следопыт», «Верю - не верю», «Музыкальная шкатулка», «Живая цепочка», «Виртуальная экскурсия», «Повторюшки», «Найди и соедини», «Объясни другими словами» и др.

• Нетематические игры - «Раз, два, три - замри», «Лесенка», «Успей добежать лилипутскими шажками», «Что изменилось», «Найди общее», «Данетки», «Крокодил», «Молекулы», «Найди отличие», «Командные игры на свежем воздухе», «Кто я?», «Помоги другому», «Сломанный телефон» и т.д.

Целью применения каждой из вышеперечисленных игр является развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через развитие у них всех видов мышления, памяти, скорости реакции, ознакомление с самостоятельными способами получения информации и т.д. [9].

Приведем также примеры тем занятий, включающих в себя дидактические игры, для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста по разным направлениям:

• Занятия, направленные на развитие логического мышления -«Интеллектуал», «Эрудит», «Самый умный», «Логика».

• Занятия по самостоятельному поиску информации детьми старшего дошкольного возраста - «Угадай кто», «Вокруг света», «Найди ответ», «По страницам из книг».

• Занятия, посвященные анализу уже имеющейся информации - «О ком, о чём?», «Сделай вывод», «Почемучка», «Кто это сделал?».

• Занятия по речевому развитию детей (их навыков коммуникации, устной речи) - «Посоветуй другому», «Однажды в новой сказке», «Встреча друзей», «Этикет».

• Занятия на установление межпредметных связей - «Вокруг света», «Удивительное рядом», «10 фактов», «Будние дни героя».

Подчеркнём, что развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста происходит не изолированно, а в комплексе с другими навыками. Например, при обучении счету в пределах 10 можно разделить детей на команды по 5 - 6 человек. Детям раздаются карточки с изображением предметов. Одному из детей дается задание выложить столько-то предметов, а другому - на два меньше, третьему на один больше, чем второй и так далее. Дети будут помогать друг другу в процессе игры и тем самым закреплять собственные знания и умения. В такой игре совершенствуются как познавательные, счетные навыки, так и коммуникативные.

Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр на сегодняшний день является перспективным средством для развития познавательного интереса. Дидактическая игра является творческой целенаправленной деятельностью, в процессе которой дети старшего дошкольного возраста ярче и глубже познают явления окружающей действительности, свойства предметов и отношения между ними.

Но дидактическая игра не может возникнуть и пройти сама по себе. Она требует определенной организации, дидактической задачи и выполнения определенных правил для получения результата. Организатором дидактической игры в процессе непосредственной образовательной деятельности должен выступать педагог.

При использовании дидактических игр для развития познавательного интереса необходимо учитывать не только возраст, но и психофизические индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста. В познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

предпочтение должно отдаваться объемным и подвижным играм, так как дети не просто играют, а познают мир с помощью сенсорики. Им необходимо ощутить предмет, обследовать не только глазами, но и руками.

В процесс развития познавательного интереса следует включать не только индивидуальные задания, но и групповые. Это делается для того, чтобы дети не только формировали указанное качество, но и развивали коммуникативные навыки для общения со сверстниками и взрослыми [4; 5].

В заключении отметим, что практическая значимость исследования заключается в обобщении практического опыта использования дидактических игр (подобраны игры по типу деятельности детей старшего дошкольного возраста, целевой направленности) для детей старшего дошкольного возраста, который позволяет оптимизировать развитие познавательного интереса детей.

Список литературы:

1. Балясина О.Г., Корепанова Е.В. Инновационные технологии в практике дошкольного образовательного учреждения // Наука и образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 201.

2. Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности // Наука и образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 200.

3. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 35-36. Режим доступа: URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/104/5815/

4. Корепанова Е.В. Психологические характеристики диалога в педагогической деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 3(47). С. 151-155.

5. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.Е. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся //

Вопросы современной науки и практики. Университет им ВА.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.

6. Корепанова Е.В., Куцаева Е.И. Место и значение научно-исследовательской работы студентов в системе непрерывного профессионального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 2(2). С. 24-26.

7. Корепанова Е.В., Порфирьева М.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной направленности личности студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы многоуровневой языковой подготовки в условиях модернизации высшего образования. Материалы V Международной научно-практической конференции (заочное участие). Отв.ред. Г.В. Короткова. 2017. С. 176-182.

8. Красильникова А.Е. «Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен» Режим доступа: URL: : http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-13.pdf

9. Саар Ю.Н., Корепанова Е.В. Методы арт-терапии в психолого-педагогической деятельности // Наука и образование. 2021. Т. 4. № 3.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

11. Фролова Ю.М., Куляева Н.А., Корепанова Е.В. Педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста // Наука и образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 289.

12. Шарычева М.Э., Воробьева Н. И. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры // StudNet. 2020. №2. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-didakticheskoy-igry

13. Шимшек О. П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9.3 (113.3). С. 37-39. Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/113/29613/

UDC 37.2

THE GAME AS A MEANS OF DEVELOPING THE COGNITIVE INTEREST OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Elena V. Korepanova

Head of the Department of Pedagogy and Psychology Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

pip-mgau@yandex.ru Natalia S. Manokhina master student pip-mgau@yandex.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Adstract. The article reveals the problem of the development of cognitive interest. The specifics of cognitive interest in the older preschool age. The influence of the game on the development of cognitive interest of older preschool children. Types of didactic games. Organization of didactic games.

Key words: cognitive interest, development of cognitive interest, play as a leading activity, didactic game, preschool education system.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.