Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL GAMES / COGNITIVE DEVELOPMENT / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Анна Юрьевна

В статье рассматривается проблема использования развивающих игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Автором приводится анализ актуальности познавательного воспитания в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья содержит описание организации экспериментально-исследовательской работы по изучению влияния развивающих игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В статье приводится комплекс работы по использованию развивающих игр, направленный на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности; самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развития волевых проявлений; познавательной позиции, и вопросительно-исследовательской деятельности. Предлагаемый автором комплекс работы прошел апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Кстово Нижегородской области.The article deals with the problem of using educational games in the cognitive development of children of senior preschool age in a preschool educational organization. The author analyzes the relevance of cognitive education in the light of the requirements of the Federal state educational standard of preschool education. The article describes the organization of experimental research to study the influence of developmental games in the cognitive development of children of preschool age: stating, forming and control experiments. The article presents a set of works on the use of educational games aimed at developing curiosity, cognitive interest and cognitive needs; independence, perseverance, initiative, arbitrariness of emotional manifestations; development of volitional manifestations; cognitive position, and questioning and research activities. The proposed set of work was tested on the basis of preschool educational organizations in Kstovo, Nizhny Novgorod region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

4. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми.

В данном разделе каждый комплект заданий включает 3 задания, описывающие реальные события, для которых нужно найти решение. Для составления содержания зданий нами была проанализирована судебная практика по Ленинскому району за последние 2 года. Выполнение задания предполагается в форме групповой работы, где по 4-5 студентов решают одну ситуацию и в дальнейшем идет ее обсуждение, презентация и защита.

Выводы. Технологии проблемного обучения способствует эффективному развитию профессионального творческого мышления. Сущность технологий проблемного обучения заключается в том, что они переставили образовательные акценты с выслушивания студентами предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. Данные технологии являются условием и средством достижения ряда важнейших целей вуза. Они предполагают, что процесс усвоения студентами знаний не может быть сведен лишь к их восприятию, запоминанию, воспроизведению. Реализация технологий проблемного обучения позволит организовать учебный процесс с учетом современных требований ФГОС, сделать процесс обучения практико-ориентированным и сформировать профессиональные компетенции.

Литература:

1. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

2. Иляшенко Л.К., Мешкова Л.М. Влияние инновационных и традиционного методов обучения на формирование основы профессиональной подготовки студентов технического вуза // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С. 35-38.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.

4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 3.

5. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Проблема информатизации высшей школы // Вестник Педагогического университета. 2014. № 2 (57). С. 16-22.

6. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.

Педагогика

УДК 37.2

старший преподаватель Вершинина Анна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования развивающих игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Автором приводится анализ актуальности познавательного воспитания в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья содержит описание организации экспериментально-исследовательской работы по изучению влияния развивающих игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В статье приводится комплекс работы по использованию развивающих игр, направленный на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности; самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развития волевых проявлений; познавательной позиции, и вопросительно-исследовательской деятельности. Предлагаемый автором комплекс работы прошел апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Кстово Нижегородской области.

Ключевые слова: развивающие игры, познавательное развитие, дети старшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация.

Annotation. The article deals with the problem of using educational games in the cognitive development of children of senior preschool age in a preschool educational organization. The author analyzes the relevance of cognitive education in the light of the requirements of the Federal state educational standard of preschool education. The article describes the organization of experimental research to study the influence of developmental games in the cognitive development of children of preschool age: stating, forming and control experiments. The article presents a set of works on the use of educational games aimed at developing curiosity, cognitive interest and cognitive needs; independence, perseverance, initiative, arbitrariness of emotional manifestations; development of volitional manifestations; cognitive position, and questioning and research activities. The proposed set of work was tested on the basis of preschool educational organizations in Kstovo, Nizhny Novgorod region.

Keywords: educational games, cognitive development, children of senior preschool age, preschool educational organization.

Введение. Актуальность темы исследования заключается в том, что среди множества проблем современности особенно актуальной является проблема познавательного развития детей дошкольного возраста, как основа формирования их личности. Познавательное развитие, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека.

Изложение основного материала статьи. В исследованиях характеризуются проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, во многом обусловленные недостаточным использованием возможностей игровой деятельности как ведущей на данном этапе.

Поскольку дошкольный возраст - является периодом становления и развития ребенка. Большими потенциальными возможностями для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста обладают развивающие игры, поскольку они обеспечивают наиболее оптимальные способы совмещения игрового процесса и познавательной деятельности, приучают детей использовать имеющиеся знания в разнообразных игровых условиях, активизируют умственные процессы.

Такие игры, как развивающие представляют собой один из важнейших инструментов воспитательного процесса в силу того, что их можно применять во время занятий, подготовки проектов по выбранной теме, в свободное от занятий время, а также в ходе проведения дополнительных занятий по различной тематике, в процессе проведения праздников и развлечений.

Исследование проводилось на базе детских садов города Кстово Нижегородской области. В экспериментальной работе приняли участие 93 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Исследовательская работа включала в себя три этапа:

- констатирующий эксперимент - выявление эффективности использования развивающих игр в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

- формирующий эксперимент - разработка и апробация комплекса развивающих игр, направленный на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста;

- контрольный эксперимент - анализ результативности и эффективности использования развивающих игр в процессе познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

На этапе констатирующего и контрольного экспериментов нами использовалась диагностические методики:

1. Диагностическая методика Н.И. Ганошенко и В.С. Юркевич «Сказка». Цель: выявить уровень любознательности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Диагностическая методика Т.А. Серебряковой «Оценка познавательно-вопросительных проявлений». Цель: изучение познавательно-вопросительной активности и интереса у старших дошкольников.

3. Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой «Уровень развития волевых проявлений в разных видах деятельности». Цель: выявить уровень развития настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений, самостоятельности в специально организованной совместной деятельности.

В соответствии с программой экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента были проведены исследования с целью определения начального уровня познавательного развития у детей экспериментальной и контрольной групп исследования.

Результаты исследования по диагностической методике Н.И. Ганошенко и В.С. Юркевич «Сказка», показал, что у экспериментальной группы детей не выявлен высокий уровень и отмечается средний уровень развития любознательности - 45%, низкий уровень - 55%. В контрольной группе высокий уровень развития любознательности выявлен у 4 человек, что составило 20%, средним уровнем оценены - 11 человек или 55% и низкий уровень проявился у 5 человек (20%).

Результаты исследования по диагностической методике Т.А. Серебряковой «Оценка познавательно-вопросительных проявлений» показал, что в экспериментальной группе дошкольников средним уровнем развития познавательно-вопросительной активности и интереса - 50%, низкую оценку получили - 40%, высокий уровень выявлен у 10%. В контрольной группе высокий уровень развития познавательно-вопросительной активности и интереса выявлен у 35%, средним уровнем развития оценены 35% и низкий уровень - 30%.

Результаты исследования по диагностической методике Г.А. Урунтаевой «Уровень развития волевых проявлений в разных видах деятельности» показали, что в экспериментальной группе у детей старшего дошкольного возраста - высокий уровень развития волевых проявлений в разных видах деятельности - 15%; средний уровень - 40%; низкий уровень - 45%.

В контрольной группе - высокий уровень развития волевых проявлений в разных видах деятельности -30%; средний уровень развития волевых проявлений в разных видах деятельности - 40%; низкий уровень -30%.

Таким образом, полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты свидетельствуют о том, что уровень познавательного развития у детей контрольной и экспериментальных групп находится примерно на одном и том же уровне. В основном преобладают средние и низкие показатели по всем исследуемым направлениям. Однако результаты детей экспериментальной группы ниже, чем у детей контрольной группы.

На формирующем этапе - на основании результатов работы на 1 этапе нами была разработан комплекс развивающих игр для повышения уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Работа была организована в 3 этапа.

Этап I - подготовительный. На данном этапе осуществлялся подбор развивающих игр, оборудования и материалов, разрабатывался необходимый комплекс развивающих игр и перспективный план работы (таблица 1).

Этап II - практический. На втором этапе была организована реализация перспективного плана проведения развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста.

Этап III - заключительный. На последнем этапе происходило подведение результатов исследования.

Таблица 1

Перспективный план проведения развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста

Сроки Содержание блоков педагогической работы Цели и задачи

1 2 3

Октябрь Блок I. Игры на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности. 1. Игра «Решение логических задач». 2. Игровое упражнение «Найди правильную последовательность». 3. Игра «Сравни предметы». 4. Игра «Выполни движения». 5. Игра «Продолжи перечень слов». 6. Игровое упражнение «Смысловые ряды». 7. Игра «Лишнее слово». 8. Игра «Приключения в стране сказок». 1. Продолжать развивать познавательную любознательность, через развитие умения решать логические задачи, продолжить формировать логическое мышление, умение делать умозаключения. 2. Продолжать процессы познавательной сферы развития с помощью формирования логических процессов мышления и фантазии. 3. Продолжить формировать внимание, логику, любознательность. 4. Развитие внимания. 5. Развитие компонентов познавательного развития: мышления, памяти, внимания, интереса, любознательности. 6-7. Продолжать развитие познавательных компонентов и процессов любознательности, самостоятельности, речи, мышления, логики, памяти, творческого подхода к решению разных педагогических задач, правильного уровня проявления эмоций и желаний. 8. Продолжить развитие любознательности и интереса, через работу со сказкой, развивать мышление речь.

Ноябрь Блок II. Игры на развитие самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений. 1. Игра «В магазине зеркал». 2. Игровое упражнение «Четыре стихии». 3. Игровое упражнение «Запоминаем вместе». 1. Продолжить развитие самостоятельности, наблюдательности, любознательности, создание положительного эмоционального фона, формировать чувства уверенности, формировать умение подчиняться требова-ниям других людей. 2. Продолжать развивать внимание, формировать координацию слуховых и двигательных анализаторов. 3. Продолжать формировать слуховую память, познавательный интерес, самостоятельность.

Ноябрь 4. Игра «Не пропусти растение». 5. Игра «Смотри на руки». 6. Игровое упражнение «Будь внимателен!». 7. Игра «Испорченный телефон». 8. Игра-викторина «Секреты осени». 4. Продолжать формировать способность переключать внимание в процессе игровой деятельности. 5. Продолжать развивать произвольное внимание дошкольников. 6. Продолжать стимулировать развитие познавательных процессов внимания, развитие скорости реакции. 7. Продолжать развивать слуховое внимание дошкольников. 8. Продолжить развитие интереса к окружающему миру, логического мышления, памяти, внимания, формировать умения коллективной работы, привитие привычки проявления чувств уважения к партнерам и соперникам, создание благоприятной атмосферы.

Декабрь Блок III. Игры на развитие развития волевых проявлений самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений. 1. Игры «Узнай по голосу» и «Мамины помощники». 2. Игровое упражнение «Собери в корзину». 3. Игра «Кто больше запомнит». 4. Игра «Рыбки». 5. Дидактическая игра «Пассажиры и поезд». 6. Игровое упражнение «Красивый узор». 7. Игра «Где фигура?». 8. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет предмет?». 1. Продолжать развивать слуховую и словесную память. 2. Продолжать создавать условия, которые способствуют развитию процессов позна-вательной любознательности, активности, интереса. 3. Продолжать создавать условия, которые способствуют развитию процессов познавательной потребности, закрепить умение дошкольников зрительно узнавать в пространстве форму, величину, цвет, развивать память и зрительное внимание. 4. Научить различать с помощью звуковых анализаторов вопросы «Какой?», «Который?», «Сколько?». 5. Развитие операционных умений анализа, сравнения и синтеза, а так же смыслового соотношения для развития мыслительной деятельности. 6. Учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин. 7. Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа, запоминать расположение фигур. 8. Побуждать стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать инициативность, произвольность эмоци-ональных проявлений.

Январь Блок IV. Игры, которые направлены на развитие поз- навательной позиции, и воп-росительно-исследователь-ской деятельности. 1. Дидактическая игра «Подели яблоко поровну». 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот». 3. Игра «Узнай по описанию». 4. Игровое упражнение «Сравни и запомни». 5. Дидактическая игра «Кто быстрее назовет?». 6. Игра «Дни недели по порядку». 7. Дидактическая игра «Живая неделя». 8. Игровое упражнение «Вчера, сегодня, завтра». 1. Создавать условия, которые способствуют развитию у дошкольников познавательной позиции, формирования стремлений к процессу самостоятельного познания и размышления, через исследовательские задачи, научить правильно обозначать часть от целого, устанавливать соотношение части и целого, их размера. 2 и 3. Формирования стремлений к процессу самостоятельного познания и размышления, через исследовательские задания, формировать первоначальные измерительные умения при помощи условной меры (длина, ширина, высота, отрезки прямых линий). 4 и 5. Научить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур, закрепить представления о геометрических фигурах. Продолжить упражнять в счете предметов. 6 и 7. Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произволь-ности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели в правильном порядке. 8. Продолжить в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Октябрь-январь Работа с родителями: 1. Родительское собрание на тему «Познавательное развитие и его значение». 2. Консультация для родителей «Развитие познавательной сферы ребенка в игре». 3. Родительское собрание «Развитие познавательных процессов в игровой деятельности». 4. Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста».

В октябре 2019 года были проведены следующие игры и игровые упражнения, которые были отнесены к блоку I - игры на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности: «Решение логических задач», «Найди правильную последовательность», «Сравни предметы», «Выполни движения», «Продолжи перечень слов», «Смысловые ряды», «Лишнее слово», «Приключения в стране сказок».

Педагогами дошкольного образования при их проведении преследовались следующие цели: продолжить развитие познавательных процессов любознательности, мышления и фантазии, памяти, внимания, интереса, умения решать логические задачи, продолжить формировать логическое мышление, умение делать умозаключения, самостоятельности, творческого подхода к решению разных педагогических задач, правильного уровня проявления эмоций и желаний.

За ноябрь месяц 2019 года с детьми экспериментальной группы были проведены игры и упражнения развивающей направленности, которые были отнесены к блоку II - игры на развитие самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений: «В магазине зеркал», «Четыре стихии», «Запоминаем вместе», «Не пропусти растение», «Смотри на руки», «Будь внимателен!», «Испорченный телефон», «Секреты осени». Педагогами дошкольного образования при их проведении преследовались следующие цели: продолжить педагогическую работу по развитию самостоятельности, наблюдательности, любознательности, создание положительного эмоционального фона, формирование чувств уверенности, умении подчиняться требованиям других людей. Продолжить развитие интереса к окружающему миру, логического мышления, памяти, внимания, формирование умений коллективной работы, привитие привычки проявления чувств уважения к партнерам и соперникам, создание благоприятной атмосферы и т.д.

В декабре 2019 года были проведены следующие игры и игровые упражнения, отнесенные к блоку III, игры направленные на развитие развития волевых проявлений (самостоятельности, настойчивости, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений) «Узнай по голосу», «Мамины помощники», «Собери в корзину», «Кто больше запомнит», «Рыбки», «Пассажиры и поезд», «Красивый узор», «Где фигура?», «Кто быстрее найдет предмет?». Педагоги продолжили создавать условия, которые способствуют развитию процессов познавательной любознательности, активности, интереса, познавательной потребности, работу с порядковым счетом в пределах 10, развивали умения сравнивать предметы по их определенным характерным отличиям. Закрепили умение дошкольников зрительно узнавать в пространстве форму, величину, цвет, развивали память и зрительное внимание.

За январь месяц 2020 года с детьми экспериментальной группы были проведены игры и упражнения познавательной направленности, относящиеся к IV блоку педагогической работы, а именно к играм, которые направлены на развитие познавательной позиции, и вопросительно-исследовательской деятельности: «Подели яблоко поровну», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Сравни и запомни», «Кто быстрее назовет?», «Дни недели по порядку», «Живая неделя», «Вчера, сегодня, завтра». Педагоги при проведении игр по IV блоку старались создать условия, которые способствуют развитию у дошкольников познавательной позиции, формирования стремлений к процессу самостоятельного познания и размышления, через исследовательские задания, научить правильно обозначать часть от целого, устанавливать соотношение части и целого, их размера, старались сформировать первоначальные измерительные умения при помощи условной меры (длина, ширина, высота, отрезки прямых линий). Научить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур, закрепить представления о геометрических фигурах, продолжить упражнять в счете предметов.

Для успешной реализации поставленных задач проводилась работа с родителями детей экспериментальной группы. За период формирующего эксперимента были проведены: родительские собрания на тему «Познавательное развитие и его значение» и «Развитие познавательных процессов в игровой деятельности», консультация «Развитие познавательной сферы ребенка в игре», мастер-класс «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста», др. Совместно с родителями в группе детского сада была преобразована предметно-пространственная развивающая среда, а именно, дополнен дидактический материал для проведения развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста.

На этапе контрольного эксперимента проводились повторные педагогические диагностики, направленные на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в познавательном развитии детей экспериментальной группы после апробации комплекса развивающих игр.

Сравнительный анализ результатов обследования по диагностической методике Н.И. Ганошенко и В.С. Юркевич «Сказка» уровня любознательности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что на высоком уровне развития любознательности было - 0%, стало - 30%; на среднем уровне было 45%, стало -55%; на низком уровне было - 55%, стало - 15%.

Сравнительный анализ результатов обследования в контрольной группе, показал, что на высоком уровне развития любознательности было - 20%, стало - 35%; на среднем уровне - 55%; на низком уровне было -20%, стало - 10%.

Сравнительный анализ результатов обследования по диагностической методике Т.А. Серебряковой «Оценка познавательно-вопросительных проявлений» у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что на высоком уровне развития познавательно-вопросительной активности и интереса было - 10%, стало - 45%; на среднем уровне было 50%, стало - 45%; на низком уровне было - 40%, стало - 10%.

Сравнительный анализ результатов обследования в контрольной группе, показал, что на высоком уровне развития познавательно-вопросительной активности и интереса было выявлено, как и на констатирующем этапе - 35%; на среднем уровне было - 35%, стало - 50%; на низком уровне было - 30%, стало - 15%.

Сравнительный анализ результатов обследования по диагностической методике Г.А. Урунтаевой «Уровень развития волевых проявлений в разных видах деятельности» у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что на высоком уровне развития волевых проявлений в разных видах деятельности было - 15%, стало - 35%; на среднем уровне было 40%, стало - 50%; на низком уровне было - 45%, стало - 15%.

Сравнительный анализ результатов обследования в контрольной группе, показал, что на высоком уровне развития волевых проявлений в разных видах деятельности было - 30%, стало - 40%; на среднем уровне было выявлено, как и на констатирующем этапе - 40%; на низком уровне было - 30%, стало - 20 %.

Таким образом, обобщенные результаты повторного исследования свидетельствуют о значительном росте уровня познавательного развития детей экспериментальной группы в сравнении с детьми контрольной группы. Следовательно, целенаправленное и системное применение предлагаемого комплекса развивающих игр оказывает положительное влияние на повышение уровня познавательного развития.

Выводы. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что разработанный и апробированный комплекс развивающих игр, направленный на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста оказался эффективным и результативным.

Литература:

1. Бичева И.Б., Мамсина А.А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. 2019. № 10 (39). С. 29-35.

2. Горбунова Н.В. Интеллектуальное и познавательное развитие старших дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 43-3. С. 3-10.

3. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 152-155.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. Представленная статья раскрывает сущность современных дистанционных методов обучения, их особенности применения в условиях усложнившейся ситуации в мировой экономике и противодействия распространения коронавируса. С практической стороны раскрываются методы дистанционного обучения обучающихся высшего образования по четырем основополагающим фазам: импринтинговой, меморайзинговой, фазе авторизации и инициации. Делается вывод, что применение разнообразных дистанционных методов обучения и их приемов в условиях самоизоляции, будет продуктивно сказываться на уровне профессиональных и общекультурных компетенций, на развитии способностей обучающихся.

Ключевые слова: дистанционные методы обучения, фазы дистанционной работы, педагогические технологии, выявление проблем дистанционного обучения, тьютер, контроль самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.