ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Абдуллина Н. Н.
Абдуллина Нина Николаевна /Abdullina Nina Nikolaevna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 11, г. Ейск
Аннотация: в данной статье рассматриваются роль и возможность использования дидактических игр в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Abstract: this paper examines the role and the use of didactic games in the development of cognitive activity of children of the senior preschool age.
Ключевые слова: игра, дидактические игры, развитие, дети дошкольного возраста, познавательная активность.
Keywords: game, educational games, development of preschool children, cognitive activity.
Как указывают ученые В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский, Р. М. Чумичева и др., дошкольное детство - это сложное социально-культурное, психологическое и педагогическое явление, обладающее самоценностью и собственной логикой развития. Дошкольный возраст - это уникальный, единственный в своем роде возраст. В нем происходит наиболее стремительное, бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы личности. В настоящее время ребенок предстает перед нами как индивидуальность, как самобытная суверенная личность, достойная любви и уважения, являющаяся не объектом, а субъектом воспитательного процесса, а общество вправе надеяться на успех всестороннего развития каждого ребенка, на выявление и развитие творческих способностей, которые являются основой воспитания и обучения детей.
Эта задача успешно решается в игровой деятельности, как указывают ее исследователи (Я. А. Каменский, Н. К. Крупская, Е. И. Тихеева, М. Монтессори и др.) [4]. Но для этого необходимо развивать познавательную активность ребенка дошкольного возраста в стремлении познать, углубить свои, уже имеющиеся представления об окружающем мире. Потребность в познании присуща детям, они стремятся удовлетворять ее в деятельности.
К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия и группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и с окружающим миром, в развитии сенсорной
культуры. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предметов позволило создать систему дидактических игр и упражнений по развитию познавательной активности дошкольников, направленных на усовершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов.
Познавательная деятельность обучаемых по Леонтьеву имеет следующие 4 фазы:
1) мотивационно-побудительную;
2) ориентировочную;
3) исполнительную;
4) контрольно-корректировочную.
Каждая из перечисленных фаз познавательной деятельности преследует свои дидактические цели.
В процессе приобретения дошкольниками знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом.
Чтобы постепенно формировать у детей такие качества, как познавательная активность, способность творчески решать задачи, необходимо не только рассказать им о творческом процессе, не только знакомить с результатами исследовательского поиска других людей, но и включать их в такую деятельность, которая побуждала бы к проявлению активности и самостоятельности самого высокого уровня. Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, следует помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность дошкольника, какой бы характер ни носила, она является производной, зависимой от деятельности воспитателя, то есть ведомой, а деятельность воспитателя - организующей, ведущей. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает законы мироздания и самого себя. Он придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение, игра развивает познавательную активность.
Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Таким образом, игра является важным средством воспитательной работы. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Игра - также отличное средство, чтобы научить малыша пользоваться различными картами и схемами. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиниться различным требованиям (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, З. В. Мануйленко).
В дидактической игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина). В игровой деятельности складываются особо благоприятные для развития интереса условия, для перехода от наглядно -действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в дидактической игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
41
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено - и так, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно -оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре, она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решению проблем.
Литература
1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
Ростов-на-Дону, 1993.
2. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
3. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? М., 1994.