Научная статья на тему 'Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников: советы из практики работы для начинающих педагогов дошкольного образования'

Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников: советы из практики работы для начинающих педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3140
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ / СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатова Венера Данифовна

В статье указывается необходимость правильного подхода к развитию речи дошкольников с использованием современных игровых технологий. Автор статьи настоятельно подчеркивает, что формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи одна из важнейших задач в общей системе воспитания и обучения ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников: советы из практики работы для начинающих педагогов дошкольного образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: СОВЕТЫ ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Сибгатова В.Д.

Сибгатова Венера Данифовна - преподаватель высшей квалификационной категории, отделение дошкольного образования, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Нижнекамский педагогический колледж, г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Аннотация: в статье указывается необходимость правильного подхода к развитию речи дошкольников с использованием современных игровых технологий. Автор статьи настоятельно подчеркивает, что формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи - одна из важнейших задач в общей системе воспитания и обучения ребенка.

Ключевые слова: развитие речи дошкольников, современные игровые технологии, развитие речи в детском саду, формирование правильной речи.

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4 - 5 лет).

В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей. Игра - вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет функции: развлекательную; самореализации в игре как полигоне человеческой практике; игротерапевтическую; коммуникативную; диагностическую; коррекционную; межэтнической коммуникации и социализации.

Понятие «современные игровые технологии в развитии речи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактическая игра; театрализованные игры; пальчиковые игры; игровые приемы при заучивании стихотворений; игровые приемы при развитии звуковой культуры речи.

Дидактическая игра является основным видом игр и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.

На практике все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры. В играх-драматизациях ребенок исполняет роль в качестве «артиста» самостоятельно, создает образ с помощью комплекса средством вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заменители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.

Пальчиковые игры - прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

При заучивании стихотворения эффективно использовать игровые приемы: сочинительство, (синквейн), сказкотерапия (сочинении детьми сказок). Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики, жестов. При разучивании потешек, прибауток, стихов дети учатся не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Коллеги-педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказывать прочитанное. Им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна - один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн - это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна помогает развить речь и мышление.

Сочинение сказок любимое занятие дошкольников: «Салат из сказок» (смешивание разных сказок); «Что будет, если...?» (сюжет задает воспитатель); «Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад)...

Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Дети произносят чистоговорки, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно проводить после рассматривания картинок. Например, картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж» («Ша-ша-ша - мы купаем малыша; шу-шу-шу - дам грибочек малышу; ши-ши-ши- - где гуляют малыши?» или «жа-жа-жа - где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произношении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Список литературы

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. М.: Детство-Пресс, 2012. 112 с.

2. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. ФГОС ДО / ред.: О.С. Ушакова. М.: Сфера, 2019. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.