3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М., 2003.
4. Зинченко, В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304с.
5. Психология социальных ситуаций / сост. и ред. Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
6. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 16-17 сентября 2010 г.). - М., 2010. - 48 с.
Амельченко Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной политики Читинского государственного университета, академик Академии социального образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Amelchenko Tatyana Vasilievna, , candidate of pedagogical sciences, professor, department of social policy, Chita State University, academician, Academy of Social Education, corresponding member, International Academy of Sciences of Pedagogical Education.
г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, e-mail: [email protected]
УДК 373.21.036 Р.Ж Аубакирова
Использование технологии театральной педагогики в условиях предшкольной подготовки
В работе описаны особенности использования технологии театральной педагогики в предшколе, многообразие форм, средств, методов и приемов театрализованной деятельности.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, технология театральной педагогики, театрализованные игры, игры - драматизации, театрализованные представления
R. Zh. Aubakirova
The use of theatrical education technology under preschool preparation conditions
In the article the features of the use of theatrical education technology in preschool, variety of forms, means, methods and ways of theatrical activity have been described.
Keywords: preschool preparation, theatrical education technology, theatrical games, dramatized games, theatrical performances.
Одной из актуальных проблем современной педагогики является воспитание подрастающего поколения средствами театрального искусства. Театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка предшкольного возраста. Именно она призвана развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. В данной работе нами предпринята попытка раскрыть
технологические особенности использования теаТрамшшйиягдагшггалъшпр едерщагоеики подразумевает широкое использование театрализованных игр, инсценировку сказок и стихотворений, других литературных произведений, игр-драматизаций и т.д. Она предполагает знание детьми текста литературного произведения и
импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Родители и педагоги должны помнить о том, что в театральной деятельности у ребенка раскрывается творческий потенциал, проявляется инициатива, самостоятельность. Поэтому необходимо хвалить малышей за оригинальность импровизации, удачную имитацию, творческий подход.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей предшкольного возраста. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, а самое главное -театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему возможность адаптироваться в социальной среде.
Самоактуализации личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей
степени способствует технология театральной педагогики. Она предполагает конструирование, то есть отбор нужного содержания, форм и методов обучения и воспитания, а также их по-
следовательную поэтапную реализацию средствами театрального искусства с целью достижения эффективных результатов в кратчайшие сроки (схема 1).
Схема 1
Технология театральной педагогики в детском саду
Задание
Создание условий для воспитания целостной творческой личности ребенка дошкольного возраста
Развивать творческие задатки; л стимулировать развитие психических процессов; совершенствовать телесную пластичность;
Театральная деятельность: игра, общение; синтез музыки, танца, риторики актерского мастерства
Кукольный театр; пальчиковый; теневой; плоскостной; театр на фланелеграфе; речевые упражнения; театрализованные игры; разыгрывание стихов, песенок, потешек, минисценок, сказок, басен, пантомим
Беседа, рассказы, тренинги, импровизация, перевоплощение, убеждения, упражнения, разучивание и т.д.
Инсценировать, разыграть, выразить мимикой, жестами, пантомимой
Результат
Самоактуализация личности и самореализация творческих способностей
Проблема формирования личности детей дошкольного возраста на основе театральной деятельности нашла отражение в работах Н.В. Татаренко, Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой и других авторов. В данных исследованиях немаловажное значение придается игре, которая основана на вере в правду вымысла, сопереживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.
Использование технологии театральной педагогики в предшколе помогает решить следующие задачи:
♦♦♦ воспитывать коммуникативность и креативность;
♦ развивать интонационную и мимическую выразительность речи;
♦ развивать артикуляционный аппарат;
♦ развивать пантомимические навыки, воображение;
♦ совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь.
Технология театральной педагогики находит свое применение практически на всех занятиях с детьми дошкольного и предшкольного возраста, что придает ей интегративный характер, так как на основе технологии театральной педагогики организуются занятия по изобразительной, музыкальной деятельности, развитию речи, математике и др.
Существует большое многообразие средств, форм, методов и приемов театрализации деятельности детей дошкольного и предшкольного возраста.
Одним из доступных средств театральной педагогики являются театрализованные игры. Они требуют знания детьми литературного текста, импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Театрализованные игры проводятся с учащимися предшколы, но основы приобщения к театральной деятельности можно закладывать начиная уже с первой младшей группы. Используя программный материал
художественных произведений, воспитатель показывает игровые действия и побуждает малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем самостоятельно. Чаще всего педагогом используются предшественники
театрализованных игр, а именно инсценировки литературных текстов и игры-драматизации.
Инсценирование, как чтение детьми текста по ролям, включает действия с фигурами настольного и пальчикового театров, а также использо-
вание фланелеграфа. Педагог предшколы может исполнять роль рассказчика.
Игра-драматизация предусматривает
проговаривание текста в совокупности с игровыми действиями.
Театрализованные игры предполагают занятость всех воспитанников группы. Они сложнее по содержанию, подготовке и оргТеатримзованные спектакли,
подготовленные учащимися предшкольных классов, содействуют всестороннему развитию детей, укреплению дружеских
взаимоотношений в коллективе. Например, можно драматизировать произведение К. ЧуТжтраоиЗМЬах£нЫ1ркотухжд.ставления или спектакли длятся 25-35 минут. Подготовительная работа включает репетиции, изготовление масок, деталей к костюмам, элементы декораций, продумывается
музыкальное сопровождение. Заранее оформляется зал или групповая комната. Можно оформить специальные
пригласительные билеты. По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, обратить внимание на то, что было сделано конкретно каждым ребенком. Отдельно желательно отметить тех родителей, кто прийшжл в твтяшо еюдучаогит прювадидпятовк-е иуролприяхия спе ктакля. Дети предшкольного возраста могут принимать участие в таких развлечениях, как настольный театр, театр игрушки; пальчиковый, теневой, плоскостной театры; театр на фланелеграфе и т.д.
Привлекая детей к участию в инсценировках, драматизации отрывков из произведений художественной литературы, педагог помогает правильно использовать интонационные средства выразительности, выполнить имитационные движения, активизировать речь.
На данном возрастном этапе только закладываются основы театральной
деятельности. В процессе работы можно выделить следующие этапы:
1. Знакомство с произведениями малых фольклорных жанров.
2. Рассматривание иллюстраций к произведениям.
3. Анализ содержания сказки.
4. Работу над сказкой можно завершить инсценированием, а также самостоятельными играми с настольным театром.
5. Планирование повторения сказок желательно ежемесячно. Сначала повторить сказку полностью, а потом эпизоды. Можно привлечь детей к драматизации отдельных эпизодов. Обязательно упражнять детей в интонационной выразительности. Следует помнить о том, что дети нередко забывают роли, не согласуют свои действия с действиями партнеров.
Широко используются игры-инсценировки. Педагогом ведется работа по формированию интонационной выразительности речи. Так, например, вопросительные и восклицательные предложения произносятся с интонациями грусти, печали, радости и т.п. Такие игры, как «Оркестр», «Зеркало», «Привычки и повадки животных», «Встреча двух», «Животные в цирке», формируют умения имитировать движения персонажей театрального действия, развивают подражательные навыки и фантазию, учат отождествлять себя с театральным персонажем, находить средства выражения образа в движениях, мимике, жестах, интВонаэцтиоим. возрасте занятия по чтению и рассказыванию могут заканчиваться
инсценированием наиболее интересного в языковом отношении отрывка. Через анализ произведения необходимо помочь детям прочувствовать содержание, художественное своеобразие произведения. Так, например, можно познакомить детей с казахской народной сказкой «Грубая благодарность». После неоднократного рассказывания сказки воспитатель повторяет некоторые отрывки, делая паузы, во время которых дети вставляют нужные слова: «Будьте добры, друзья...» (вытащите меня), «А когда бык отдохнул...» (то стал опять бодать всех без разбору). Далее можно распределить роли и дать детям возПржнорташияициитшаняттй. с детьми 5-6-летнего возраста следует помнить об индивидуальном подходе к воспитанию звуковой культуры. Так, например, у одних детей отрабатываемый звук еще не поставлен, у других он появился, но нечеток во фразовой речи, третьи владеют его произношением в совершенстве. В этом отношении чистоговорки оказывают большую помощь. Педагог произносит чистоговорку, затем просит повторить ее. Можно варьировать работу. Предложить первую часть чистоговорки проговаривать детям, только что овладевшим произношением звука, а вторую часть - всем остальным. Также детям предлагается разучивание скороговорок.
В процессе организации игр-инсценировок, драматизации художественных произведений, сказок особую роль необходимо отводить вопросам нравственного воспитания. Дети должны сочувствовать, сопереживать, помогать. Следует предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи: произнести фразу шепотом или громко, сердито или радостно, с грустью, печалью и т.д. Дети учатся регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловые ударения. В целях обучения организуются пересказы сказок, художественного текста, игры-драматизации и игры-инсценировки. В этом возрасте можно рекомендовать такие театрализованные игры, как «Картина», «Войди в образ», «Профессионалы», «Что бы это значило», «Зеркало», «Скульптор и модель», «Окно», «Цирковые артисты», а также с целью инсценировки такие сказки, как «Осел и суслик», «Девочка Макта и кошка», «Зазнайка-воробей», «Кто от чего сильнее?», «Умный козленок». По желанию детей можно инсценировать ранее изученные сказки и театрализованные игры.
Таким образом, стержневую основу содержания обучения и воспитания детей предшкольного возраста составляет ориентация на формирование личности ребенка как субъекта собственного развития. Для детей характерно стремление к самореализации, выражению своих эмоций и чувств, переживаний и впечатлений. И здесь особое значение приобретает технология театральной педагогики. Театральная деятельность должна доставлять детям радость, веселое настроение; развивать инициативу и самостоятельность; формировать художественный вкус,
воспитывать дружелюбие и человечность. Театр должен обогащать жизнь детей радостными пер еживаниями.
Литература
1. Бозинген. Казахские народные сказки.-Алма-Ата, 1984.- 208 с.
2. В стране сказок: сказки, легенды, предания, басни, апологи, притчи / сост. Б.Ш. Казиев. - Алма-Ата: Мектеп, 1983.-158 с.
3. Мы поем и рассказываем / сост. Р.Д. Есенжолова, В.К. Камшилина, Н.К. Оразбаева. -Алма-Ата: Мектеп, 1983.- 80 с.
4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса, 2000 (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 12).
5. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театраль- 2000. - С. 29-36. ная педагогика // Воспитание школьников.- № 5.-
Аубакирова Рахила Жуматаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Семипалатинского государственного университета им. Шакарима.
Aubakirova Rahila Zhumataevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of psychology, Shakarim Semipalatinsk State University. e-mail: kama [email protected]
УДК 377.44(571.54) ДД Бадмаева
К вопросу о создании системы менеджмента качества в образовательных учреждениях
Республики Бурятия
В статье рассматриваются предпосылки создания системы менеджмента качества в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия.
Ключевые слова: мониторинг качества, система качества, контроль качества, внедрение системы качества.
D.D. Badmaeva
To the issue of the development of the quality management system in educational institutions
of the republic of Buryatia
The prerequisites for the development of the quality management system in primary and secondary professional educational institutions of the Republic of Buryatia are considered in the article.
Keywords: monitoring of quality, quality system, quality control, implementation of quality system.
Программа развития начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия на 2008-2012 гг. декларирует обеспечение высокого качества
профессионального образования как важнейшую национальную задачу. Это требует от образовательных учреждений гарантии качества предоставляемых услуг [10]. Подходы к обеспечению качества должны быть теми же, которые применяются в мировой практике в разных областях деятельности. Речь идет об усвоении образовательными учреждениями важнейших установлений концепции
Всеобщего управления качеством («Total Quality Manaqement»), положений
отечественной школы управления качеством (представлена в работах В. Я. Белобрагина, А. В. Гличева, А. И. Субетто, В. И. Шиленко и др.), стандартов в области качества Международной оргВншациищшстрадартштуялв нГОСТпроИлемы обеспечения качества образования определяется рядом положений, основными из которых являются:
- реальное качество подготовки специалистов не всегда соответствует запросам и требованиям внешних потребителей;
- усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке труда;
- переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель наличия внутренних систем качества подготовки рабочих и специалистов;
- перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательных учрУнравшйше системами образовательного учреждения и их совершенствование возможны при условии эффективного управления и распределения ресурсов, а также наличия квалифицированных кадров в области менеджмента качества. Высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы образовательного учреждения, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспВмоIЗша:лаíÍБBЪIнрещеабрвзовательньIе учреждения приступить к формированию современ-