Научная статья на тему 'Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников'

Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5546
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИГРА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА / A THEATRICAL PLAYS / CREATIVITY / GAME / THEATRICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Лидия Хусеновна, Ситкова Анастасия Викторовна

Статья посвящена проблеме влияния театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. В статье рассматривается эффективность психолого-педагогических условий (программное содержание, методы, приёмы, мини-среды), способствующие развитию творческих способностей дошкольников в театрализованных играх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of theatrical games on the development of creative abilities of preschool children

The authors deal with the impact of theatrical play on the development of creative abilities of preschool children. Development of the creative potential of each child is one of the priorities of modern pedagogy. The authors examine the effectiveness of psycho-pedagogical conditions (program content, methods, tech-niques, mini-environment), contributing to the development of creative abilities of preschool children in the theatrical games.

Текст научной работы на тему «Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Цеева Лидия Хусеновна,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

Ситкова Анастасия Викторовна,

студентка факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. В статье рассматривается эффективность психолого-педагогических условий (программное содержание, методы, приёмы, минисреды), способствующие развитию творческих способностей дошкольников в театрализованных играх.

Ключевые слова: игра, театрализованная игра, театрализованная деятельность, творчество, творческие способности.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Кабалевский, Н. Н. Поддьяков, Б. М. Теплов и др.) [1, 2].

Актуальность данной работы исходит из того, что обществу на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности, а для этого необходимо создать условия для развития каждой личности, её интересов, способностей и конечно же творческого самовыражения в каждом виде деятельности. Театр всё это может дать ребёнку. Но проблема была и остаётся - недостаточно используются театрализованные игры в воспитании подрастающего поколения. В детских садах играм-драматизациям не уделяется должного внимания, этот вид игры очень часто обходят стороной, не понимая его важности.

Анализ теоретических исследований и состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить ряд противоречий. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречие между имеющимся потенциалом театрального искусства в творческом развитии ребёнка-дошкольника и недостаточным его применением в практической деятельности дошкольных учреждений. На основе выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творчества детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов театрализации. Решение данной проблемы являлось целью нашего исследования.

В последние годы усилилось внимание исследователей к изучению проблемы детского творчества в театрализованной деятельности (И. Г. Андреева, М. Б. Зацепина, Е. А. Медведева, Л. С. Фурмина, О. В. Солнцева и др.). Проблема развития детского творчества - малоизученная, сложная и комплексная. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях театрализованной деятельности детей [3-7].

r\j Л r\j

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников -это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [8].

Театрализованные игры назвали так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры - это игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям.

Кроме того, игра - это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни - необходимая потребность, заложенная в самой природе ребенка [9]. Схватывая, отбирая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, ребенок через игру пополняет свой жизненный опыт. На основе полученных впечатлений у него появляется желание действовать.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест

Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:

- обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;

- позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает участникам высокую степень свободы самовыражения;

- обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;

- обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;

- создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

- позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности обучаться эффективным способам поведения и взаимодействия;

- создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.

Согласно психолого-педагогическим исследованиям [10-15] творческому развитию могут способствовать:

- театральные ситуации «если бы» и активные действия (прячусь, спасаю, узнаю и т. д.);

- побуждения к изображению ребенком действий персонажей сказок, потешек, стихов, прибауток, народных сюжетных игр и игрищ т. п.;

- словесное обращенияе к окружающим предметам и явлениям через их одушевление;

- выстраивание целостной картины мира по отдельным её элементам.

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 11 г. Майкоп. Всего в эксперименте участвовало 30 детей старшего дошкольного возраста.

С целью выявления креативности дошкольников в театрализованной деятельности нами были использованы методики В. Синельникова и В. Кудрявцева: «Солнце в комнате», «Уточка», «Как спасти зайку» [16]. Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства детей низкий уровень развития творческих способностей (14 детей из 30, что составляет 48%). Данные диагностик приводятся ниже (рис. 1,2).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

53%

Критерий 1 Критерий 2

44%

Критерий 3

■ Низкий уровень

■ Средний уровень

■ Высокий уровень

Рис. 1

Средний показатель

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

Рис. 2

Для выявления уровня творческих способностей мы ориентировались на критерии Синельникова и Кудрявцева:

1) способность ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия;

2) реализация воображения и фантазии; способность видеть целое раньше частей;

3) надситуативно-преобразовательный характер творческих решений; способность к преобразованию в условиях нестандартной ситуации, в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Данные, полученные на констатирующем этапе эксперимента, убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по развитию творчества детей. Поэтому, формирующий эксперимент был направлен на создание психолого-педагогических условий развития творчества детей старшего дошкольного возраста на основе использования элементов театрализации.

IV 3 ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В ходе формирующего эксперимента была апробирована интегрированная программа развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства «Играем в театр», которую мы составили, пользуясь наиболее эффективными в контексте нашего исследования элементами известных авторских программ (О. А. Куревина и Л. С. Васильева, М. Д. Маханева, И. Ф. Сорокина, Л. Х. Цеева).

На начальной стадии реализации программы она определялась этапами. В ходе экспериментальной работы по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста первый этап посвящался созданию предметно-развивающей среды; специальных мини-сред, создающих «поисковое поле ребенка», выступающие способом установления взаимосвязи, диалога театрального искусства и личности ребенка. Это познавательная мини-среда, мини-среда театральной атрибутики, творчески-преобразующая среда, эмоционально-рефлексивная мини-среда, художественная мини-среда, минисреда «Театр». В таких средах дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, происходит гармоничное развитие личности.

На втором этапе нами отобраны были сказки разных народов: «Не жди добра в ответ на зло» (адыг.), «Трудовые деньги», (адыг.) «Сэтэнай-цветок» (адыг.), «Старый кот и мыши» (адыг.), «Хвастливый петух» (адыг.) [17], «Маша и три медведя» (рус.), «Теремок» (рус.), авторская «Сказка о благодарности», «Теремок» (С. Маршак), «Под грибом» (В. Сутеев) с целью успешного решения задач развития творчества детей.

На тетьем этапе нами были структурированы диалогово-игровые методы творческого развития ребенка средствами театральной деятельности:

а) имитационные игры, требующие от ребенка отражения события, явления на уровне имитации, фантазии. Такими играми явились «Картина зазвучала», «Картина ожила», когда детям предлагалось распределить роли, взять на себя «исполнение роли» того или иного изображенного объекта (дерево, река, небо и т. д.);

б) художник раскрашивает стихотворение. Педагог-психолог читает стихотворение, рассказывает, что оно состоит из разных частей, которые по-разному окрашены, повторно читает по частям и предлагает каждому увидеть и нарисовать цветом эти части;

в) диалоги-беседы, которые мы проводили с детьми. Диалоги-беседы позволяли нам понять эмоциональное состояние ребенка во время проигрывания театральных представлений (его настроение, чувства), помочь ребенку выделить средства выразительности при исполнении какой-либо роли (темп, ритм, движение, мимика, жест, поза, фон, деталь и т. д.);

г) манипулятивные игры. К ним мы относим следующие:

- «Изменчивые лица слов». Детям читаются художественные произведения и предлагается найти слова с другим назначением, подобрать схемы мимики лица также с другим назначением, а затем попробовать изобразить это состояние на своем лице;

- «Повлияй на событие». Детям предлагается литературное произведение, содержание которого отражает ту или иную ценность (антиценность). Педагог-психолог проводит беседу: что возможно изменить, а что невозможно изменить, что необходимо изменить. После беседы ребенку предлагается набор плоскостных образов, и на фланелеграфе дети выкладывают сюжет, ситуацию, но уже внося свои коррективы, придавая новый смысл театральному действию;

д) методы художественно-творческого развития:

- «Вхождение в ситуацию». Дети описывают свое состояние от увиденного, услышанного, прочувствованного;

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- «Внесение детали». Педагог-психолог вносит в произведение дополнительную деталь. Дети определяют, что изменилось, каким образом, и высказывают свои суждения по этому поводу.

В специально созданных сюжетно-игровых ситуациях (к примеру, таких как «Изобрази медведя», «Как разговаривает Зайчик» и проч.) дети передавали взаимодействие образов известных литературных героев. Это требовало от них самостоятельного поиска адекватных художественных средств, подчёркивающих наиболее яркие черты того или иного персонажа, а также выражение собственного отношения к нему и ко всему происходящему. Применение перечисленных методов способствовало более глубокому «вхождению в образ» и точной его передаче. Мы часто создавали такие ситуации, в которых дети выступали в качестве режиссёров и актёров в игровом драматическом действии, инсценируя литературные произведения.

При создании определённого образа дети легко «входили» в воображаемую ситуацию, принимая на себя различные роли, проигрывали их. Пытались передавать чувства персонажа. Практически все дошкольники находили адекватные действия, пластические движения и голосовые имитации. Участие детей в подборе элементов декораций и костюмов и их активное использование при создании образа помогало им осмыслить игровую ситуацию, характер персонажа, настраивало на более эмоциональную передачу игрового образа.

Присутствие зрителей, «жюри», оценивающих действия детей, повышало интерес к театральной деятельности, стимулировало к более качественному выполнению роли. Например, в драматизации сказки «Маша и три медведя» мы ставили цель: развитие способности ребенка импровизировать интонации разных героев сказки, характерные для сказочных персонажей, посредством использования разных средств выразительности. Совместно с детьми педагог-психолог вспоминал сюжет русской народной сказки «Три медведя», её персонажей, особенности поведения, реплики каждого из них. Детям предлагалось вспомнить, как, какими голосами и какие фразы говорили медведи («Кто лежал на моей кровати и смял её?», «Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал?» и т. д.)». Ребёнку предлагалось произнести эти фразы, изображая голосом, мимикой, движениями образы медведей - Михайло Потапыча, Настасьи Петровны и Мишутки. В качестве примера приведём импровизации Миши К. Перед исполнением импровизации мальчик говорил: «Слова Настасьи Петровны можно произнести ласково и нежно, она же мама». На предложение произнести фразу Михайло Потапыча он ответил: «Михайло По-тапыч говорит грубо, по-медвежьи: он же папа».

Приведем описание одного из заданий: «А теперь проведём конкурс на звание лучшего артиста. Настоящие артисты могут играть роли разные по характеру, настроению. Например, заяц может быть весёлым и грустным; Баба Яга - доброй и злой и т.д. Давайте вспомним героев сказки «Теремок» С.Я. Маршака - Лису и Петуха.

Дети вспоминают и дают характеристику персонажам сказки: Лиса - хитрая, льстивая, злая; Петух - гордый, самолюбивый, излишне доверчивый, неосторожный (читаются фрагменты сказки). Мы просим: «Выберите для себя роль одного из героев сказки (Лисы или Петуха) и попробуйте голосом, движениями передать его настроение и поведение».

Для создания образов детям предлагаются детали костюмов, различные предметы (широкий шёлковый шарф с длинными концами, меховой воротник для Лисы; шапочка, сапожки - для Петуха). Ребёнок, выбрав костюм и используя адекватные характеру персонажа выразительные средства, создаёт образ одного из сказочных героев. В выборе костюмов и деталей к ним мы предоставляли самостоятельность и

(V С rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

креативный подход. Дети предлагали свои костюмы, делали сами какие-либо дополнения к ним. Например, Сулета К., выполняя роль Лисы, предложила дополнить костюм легким шарфиком и сумочкой...

Катя С., создавая образ Петуха, кружилась на месте, двигалась вперёд, высоко поднимая колени, выполняла резкие повороты головы в стороны, широко улыбалась, «кукарекала». Выглянув в окошко, звонко и громко продекламировала слова персонажа: «А я - петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка».

При создании образа Лисы Сулета К. легко бегала, неожиданно останавливалась, осматривалась по сторонам, поглаживала «лапкой» свой «хвост», воротник, «нюхала» воздух, фырчала. По окончании звучания музыки подошла и обежала вокруг домика, постучалась и ласковым, с хитрой улыбкой на лице, высоким голосом пропела: «Ах ты, Петя, Петух удалой! Кто на свете сравнится с тобой? .. У тебя два широких крыла. Ты даже немножко похож на орла!».

Перед каждым театральным представлением проводилась предварительная работа: дети обсуждали и распределяли роли, подбирали подходящие атрибуты, декорации, элементы костюмов, включались в самостоятельный поиск выразительных средств.

Для ребят нередки были попытки самостоятельно изменить сюжеты сказок, по-новому передать поведение героев. Это можно было проследить при инсценировке сказки В. Сутеева «Под грибом». Вика О. часто пыталась договориться с детьми о смене порядка выходов героев, аргументируя, «что так может быть интереснее». Джан-тимир Ц. и Алий Х. при одной из инсценировок попробовали показать Лисе, что было бы, если бы та залезла под гриб и подружилась со всеми. А в другой раз они предложили, чтобы Лиса обнаружила зайчика и съела его. Тогда бы друзья «рассердились и началась бы погоня, чтобы отомстить» Лисе. Однако, этот момент они решили не обыгрывать. Им стало «жалко зайца». Это доказывает, что у детей выработана рефлексия, причинно-следственный анализ и, несомненно, фантазия, творчество.

Кроме выполнения детьми актерских функций, мы предусматривали также и выполнение роли режиссёра, заключающейся в умении на основе собственного творческого замысла объединять в работе над инсценировкой всех участников; распределять роли; объяснять особенности передачи образов сказки, своевременно оказывать помощь в спорных ситуациях; в подборе выразительных средств для более точного раскрытия образа; а также в умении принять на себя роль отрицательного персонажа. Роль режиссёра предлагалась отдельным детям, проявившим инициативу и интерес к постановке театральных представлений.

Проводимая работа стимулировала у детей интерес к творческой театральной деятельности, особенно в связи с инсценировкой знакомых песен, сказок. Это нашло отражение в развлечениях, праздниках, в лепке и особенно в рисунках.

Обобщая результаты, полученные в процессе формирующего этапа экспериментальной работы по развитию творчества детей шестилетнего возраста, следует отметить, что была выявлена положительная динамика уровней развития творчества (качественные и количественные изменения) детей старшего дошкольного возраста благодаря средствам театральной деятельности. Результаты представлены ниже (см. рис.3, 4).

Реализация опытно-экспериментальной программы, основной целью которой является воспитание творческой индивидуальности ребенка в театрализованной игре, пробудила интерес и отзывчивость к театрализованной деятельности, а также способствовала развитию креативности у дошкольников.

Дальнейшее сравнение результатов, полученных в процессе контрольного этапа эксперимента, позволило судить об эффективности использованной программы по развитию творческих способностей в театральных играх у детей старшего дошкольного возраста.

гы

6 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

■ Низкий ур.

■ Средний ур.

■ Высокий ур.2

Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3

Рис. 3

Средний показатель

8%''ч'\ ■ Низкий уровень

1 54% \ 38% ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Рис. 4

Ссылки на источники

1. Венгер Л. A. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с.

2. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, - 2005. - № 4. - С. 24.

4. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 65-67.

5. Куликова С. А., Козлова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

6. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. - СПб.: Речь, 2010. - 176 с.

7. Цеева Л. Х. Театрализованные игры по мотивам адыгских сказок: Методическое пособие для воспитателей и учителей дошкольного и школьного возраста. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2010. - 72 с.

8. Томчикова С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - С. 3.

9. Выготский Л. C. Указ. соч.

10. Акулова О. Указ. соч.

11. Венгер Л. A. Указ. соч.

12. Выготский Л. C. Указ. соч.

13. Комарова Т. С. Указ. соч.

14. Солнцева О. В. Указ. соч.

15. Томчикова С. Н. Указ. соч.

16. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 52-59; № 10. - С. 62-69.

17. Цеева Л. Х. Указ. соч.

(V Т rw

КОНТ тшт

Цеева Л. Х. Ситкова А. В. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14214. -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14214.htm. -Гос. рег. Э л № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14214 УДК 373.24:37.026.9

Lydiya Tseeva,

Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of pedagogy and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maykop Anastasiya Sitkova,

Student of Pedagogics and Psychology Department, Adyghe State University,

Maykop

Influence of theatrical games on the development of creative abilities of preschool children

Abstract. The authors deal with the impact of theatrical play on the development of creative abilities of preschool children. Development of the creative potential of each child is one of the priorities of modern pedagogy. The authors examine the effectiveness of psycho-pedagogical conditions (program content, methods, techniques, mini-environment), contributing to the development of creative abilities of preschool children in the theatrical games.

Key words: game, a theatrical plays, theatrical activities, creativity.

References

1. Venger L. A. Pedagogika sposobnostej. - M.: Znanie, 1973. - 96 p. (in Russian).

2. Vygotskij L. C. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - M.: Prosveshhenie, 1991. (in Russian).

3. Akulova O. Teatralizovannye igry // Doshkol'noe vospitanie, - 2005. - # 4. - P. 24. (in Russian).

4. Komarova T. S. Doshkol'nyj vozrast: problemy razvitija hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. - 2008. - # 10. - P. 65-67. (in Russian).

5. Kulikova S. A., Kozlova T. A. Doshkol'naja pedagogika. - M.: Akademija, 2002. - 416 p. (in Russian).

6. Solnceva O. V. Doshkol'nik v mire igry. - SPb.: Rech', 2010. - 176 p. (in Russian).

7. Ceeva L. H. Teatralizovannye igry po motivam adygskih skazok: Metodicheskoe posobie dlja vospitatelej i uchitelej doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta. - Majkop: Adyg. resp. kn. izd-vo, 2010. - 72 p. (in Russian).

8. Tomchikova S. N. Podgotovka studentov k tvorcheskomu razvitiju doshkol'nikov v teatralizovannoj dejatel'nosti. - Magnitogorsk: MaGU, 2002. - P. 3. (in Russian).

9. Vygotskij L. C. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - M.: Prosveshhenie, 1991. (in Russian).

10. Akulova O. Teatralizovannye igry // Doshkol'noe vospitanie, - 2005. - # 4. - P. 24. (in Russian).

11. Venger L. A. Pedagogika sposobnostej. - M.: Znanie, 1973. - 96 p. (in Russian).

12. Vygotskij L. C. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - M.: Prosveshhenie, 1991. (in Russian).

13. Komarova T. S. Doshkol'nyj vozrast: problemy razvitija hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. - 2008. - # 10. - P. 65-67. (in Russian).

14. Solnceva O. V. Doshkol'nik v mire igry. - SPb.: Rech', 2010. - 176 p. (in Russian).

15. Tomchikova S. N. Podgotovka studentov k tvorcheskomu razvitiju doshkol'nikov v teatralizovannoj dejatel'nosti. - Magnitogorsk: MaGU, 2002. - P. 3. (in Russian).

16. Kudrjavcev V., Sinel'nikov V. Rebjonok - doshkol'nik: novyj podhod k diagnostike tvorcheskih sposobnostej // Doshkol'noe vospitanie. - 2005. - # 9. - P. 52-59; # 10. - P. 62-69. (in Russian).

17. Ceeva L. H. Teatralizovannye igry po motivam adygskih skazok: Metodicheskoe posobie dlja vospitatelej i uchitelej doshkol'nogo i shkol'nogo vozrasta. - Majkop: Adyg. resp. kn. izd-vo, 2010. - 72 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

~ 8

r>J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.