Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Е.В., Духанина Т.А.

В статье рассмотрены условия развития самостоятельности обучающихся во взаимодействии с преподавателями в пространстве высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

Adstract. The article considers the conditions for the development of students' independence in interaction with teachers in the higher school space.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.14

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Елена Васильевна Корепанова

заведующий кафедрой педагогики и психологии кандидат психологических наук, доцент

pip-mgau@tandex.ru Татьяна Анатольевна Духанина

магистрант pip-mgau@tandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены условия развития самостоятельности обучающихся во взаимодействии с преподавателями в пространстве высшей школы.

Ключевые слова: самостоятельность, педагогическая деятельность, профессиональная готовность, учебно-исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, компетентностный подход.

Успешное решение любой учебной задачи всегда связано глубоким осознанием цели, со знанием условий и возможных способов решения задачи, со способностью критически оцениватьучебные действия [1].

Вот почему, воспитывая самостоятельность обучающихся, преподаватели должны добиваться усвоения ими основ науки, но и создать такие условия обучения, при которых научные знания превратились быв профессиональные компетенции, которые, в свою очередь, являются показателем профессиональной готовности [7].

Научное познание и учебное действие развиваются уобучающихся не параллельно, а в органическом единстве. В процессе действия складывается активное отношение человека к окружающему миру, в результате чего значительно обогащается и самопознание. В свою очередь, в процессе развития познания на более высокий уровень поднимаются и действия личности, ееактив-ность исамостоятельность [8].

В студенческом возрасте основным видом деятельности личности является учебная деятельность, предваряяпрофессиональную деятельность. Общим для них является обязательность в оценке работы по еепродукту, по объективным достижениям.

В процессе овладения научной базой знаний у обучающихся формируются определенные взгляды на мир, которые определяют направленность мышления студента, его уверенность в достижении намеченной цели, готовность к профессиональной деятельности [3]. В вузеуобучающихсядолжна быть сформирована глубоко мотивированная «рабочая» установка. Преподаватель, систематически направляя сознание обучающегося на учение как главный вид его деятельности, создает внутренние стимулы для нее: профессиональную направленность, интерес, желание, настойчивость, обеспечивающие активное стремление к цели [4].

Таким образом, воспитанияустойчивых профессиональных интересов еще недостаточно дли формирования самостоятельности обучающихся [3]. Главным и определяющим являетсястремление обучающихся достичь намеченной цели,

создание преподавателем таких условий, при которых студент всегда выполнял бы необходимое, всегда доводил бы до конца начатое дело, каких бы усилий от негоэто ни требовало. В ходе преодоления трудностейобучающиеся не только испытывают свои силы, но и формируют сознательное отношение к выполняемой учебной работе, и, как, следствие, к профессии.

При организации учебной работы на лекции, семинарских и лабораторных занятиях преподавателю необходимо вовлекать всех обучающихся в активную самостоятельную работу, которая не только способствует активному усвоению знаний, но и создает благоприятные условия для развития устойчивых профессиональных качеств: целеустремленности и инициативы, организованности и дисциплинированности. Развитие данных качеств имеет базовое значение для готовности к профессиональной деятельности [4; 5].

Указанные выше качества личности в реальной психической деятельности студента встречаются в самых разных сочетаниях в зависимости от условий обучения и воспитания; проявляются в тесной взаимосвязи на протяжении всего периода обучения и достигают наибольшего развития к концу обучения в вузе.

Интенсивно развивающиеся в юношеском возрасте самосознание и самоанализ оказывают большое влияние на развитие у обучающихся самостоятельности в учебной деятельности [2]. Тем не менее, существует ряд причин, которые препятствуют развитию самостоятельности у студентов:

- отсутствие ясных целей получения высшего образования;

- отсутствие органической связи со студенческой группой, нежелание или неумение активно участвовать в ее жизни;

- отсутствие субъект-субъектного подхода к обучающемусяв процессе обучения и воспитания.

Для развития самостоятельности необходима четкая постановка перед обучающимся ближайших целей и задач; четкое определение требуемых отобу-чающихся усилий; доверие к силам и возможностям обучающихся со стороны

профессорско-преподавательского состава; развитие навыков критического отношения к своей учебной деятельности [8].

Очень существенным в этих рекомендациях нам представляется развитие у обучающихся, особенно у студентов, критического отношения к своим действиям и поступкам.

Исследования Корепановой Е.В., Манаенковой М.П. и других показывают, что развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности критического отношения к своим действиям [3; 6; 8].

Педагогическая деятельность преподавателей высшей школы является непременным условием успеха в развитии самостоятельности обучающихся. Отсутствие согласованности в работе преподавательского коллектива, единства в требованиях к обучающимся - серьезное препятствие для развития самостоятельности как личностного качества студента.

Условиями для развития самостоятельности могут выступать:

- единство в требованиях преподавателей к обучающимся;

- знание индивидуальных особенностей обучающегося и мотивов его поведения;

- педагогический такт.

Самостоятельность обучающихся развивается во взаимоотношениях с действительностью, в условиях познавательной и общественно полезной деятельности. Одним из важнейших факторов развития самостоятельности обучающихся является характер складывающихся отношений с преподавателем в образовательном пространстве высшей школы.

Список литературы:

1. Коваль Н.А., Корепанова Е.В., Мажорова Н.В. Компетентность будущего учителя: психолого-педагогическая составляющая // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы-Национальнойконтент-платформы. Под общ. ред. Г.В. Коротковой. 2019. С. 101-104.

2. Корепанова Е.В. Диалогическое общение как современная психолого-педагогическая технология // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

3. Корепанова Е.В. Методологическая культура как базис развития самостоятельности и творческих способностей будущего педагога - исследователя // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.

4. Корепанова Е.В. Организация выполнения студентом научного исследования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 204.

5. Корепанова Е.В. Умение работать с научной литературой как условие эффективности научно-творческой деятельности студентов // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 205.

6. Манаенкова М.П. К проблеме реализации компетентостного подхода в высшей школе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы ХУП Международной научно-практической Internet-конференции. Отв. редактор Л.Н. Макарова. Тамбов, 2021. С. 61-65.

7. Невзорова М.С., Корепанова Е.В. Современные тенденции развития высшего педагогического образования в России // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

8. Федулова Ю.А., Попова Е.Е., Корепанова Е.В. Развитие познавательной активности студентов в условиях компетентностного подхода // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 4(74). С. 164-169.

UDC 378.14

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

ElenaV. Korepanova

Head of the Department of Pedagogy and Psychology Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

pip-mgau@yandex.ru Tatiana А. Dukhanina

master student pip-mgau@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Adstract. The article considers the conditions for the development of students' independence in interaction with teachers in the higher school space.

Key words: independence, pedagogical activity, professional readiness, educational and research activity, independent activity, competence approach.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.