Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаенкова М.П., Манаенков И.К.

Статья посвящена описанию сущностной специфики процесса духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве современного вуза. Обращается внимание на то, что духовность и нравственность являются определяющими как в системе развития отдельно взятого человека, так и общества в целом. Мировоззрение, сформированное на основе интериоризации человеком социально значимых духовных ценностей, обусловливает алгоритм деятельности человека в рамках нравственного поля. Структурно-содержательные особенности организации образовательного пространства вуза являются особенно благоприятными для процесса развития духовности и нравственности у студентов. Доказывается необходимость ориентации индивидуального образовательного маршрута студента на духовное и нравственное развитие как базовую основу в структуре личностного развития вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манаенкова М.П., Манаенков И.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the description of the essential specifics of the process of spiritual and moral development of a person in the educational space of a modern university. Attention is drawn to the fact that spirituality and morality are decisive both in the development system of a single person and society as a whole. The worldview formed on the basis of the internalization of socially significant spiritual values by a person determines the algorithm of human activity within the moral field. The spiritual and moral component of the personality must be developed at all educational levels. The structural and content features of the organization of the educational space of the university are especially favorable for the development of spirituality and morality among students. The necessity of orientation of the student's individual educational route to spiritual and moral development as a basic basis in the structure of personal development in general is proved.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

УДК 37.034

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Марина Петровна Манаенкова1

кандидат филологических наук, доцент mmanaenkova@yandex.ru Иван Константинович Манаенков2

кандидат технических наук, доцент ivanadekvatniy@mail .ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия 2Московский государственный строительный университет

Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена описанию сущностной специфики процесса духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве современного вуза. Обращается внимание на то, что духовность и нравственность являются определяющими как в системе развития отдельно взятого человека, так и общества в целом. Мировоззрение, сформированное на основе интериоризации человеком социально значимых духовных ценностей, обусловливает алгоритм деятельности человека в рамках нравственного поля. Структурно-содержательные особенности организации образовательного пространства вуза являются особенно благоприятными для процесса развития духовности и нравственности у студентов.

Доказывается необходимость ориентации индивидуального образовательного маршрута студента на духовное и нравственное развитие как базовую основу в структуре личностного развития вообще.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образовательное пространство, духовность, нравственность, личность.

Проблема духовно-нравственного развития личности на всем протяжении истории человеческого общества была актуальна: именно духовность и нравственность во все времена являлись не только главным условием успешного развития всех сфер жизни общества, но и, что особенно значимо, гарантом его жизнеспособности. В сложные культурно-исторические периоды социальной жизнивнимание к духовно-нравственному воспитанию будущих членов общества всегда повышается. Данное обстоятельство обусловлено тем фактом, что от уровня духовных и душевных качеств отдельно взятого человека, от одухотворенности его мировоззрения напрямую зависят характер его поведения в обществе, особенности его жизнедеятельности, а, следовательно, расцвет или деградация и неизбежная гибель общества в целом.

В настоящей статье мы делаем акцент на важности именно духовно-нравственного воспитания, а не просто нравственного воспитания, потому что, по нашему мнению, нравственность, то есть целостное представление о нормативном поведении, невозможно сформировать без приобщения человека к высшим ценностям, к идеалу, то есть без духовной основы. Только в результате успешности духовно-нравственного воспитания возможным становится формирование гармонично развитой личности, в которой органично сочетаются две основополагающие сущности ее природы: социально значимое в индивидуальном и индивидуальное в социально значимом[4, с. 63].

В исследованиях, посвященных вопросам духовно-нравственного становления личности, духовность вслед за В.А. Сухомлинским рассматривается как система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, как «человеческое в человеке», что и определяет высший уровень развития личности [2, с. 93]. Именно духовность позволяет человеку пренебречь бренными, материальными интересами, то есть конечностью своего бытия, в идеальном стремлении к познанию сущности своего высшего предназначения, в стремлении к самосовершенству, в приближении себя, своей жизни и деятельности к идеалу.

Духовность является формирующим началом нравственности, которое определяет и мысли, и чувства, и поступки человека, которое и сохраняет человеческое в человеке, позволяет человеку поступать по совести, по справедливости.

Духовность определяет набор принципов и правил поведения определенного человека в обществе, соблюдение которых сохраняет нас в рамках нравственности [6, с. 164].

Формирование нравственности человека невозможно без духовности. Нравственность и духовностьвзаимосвязаны и взаимообусловлены. В организации и проведении целостного педагогического процесса образовательных организаций всех уровней необходимо уделять большое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся: без сформированных на необходимом уровне духовности и нравственности невозможно подготовить компетентную, социально значимую личность[5, с. 166].

В процессе непрерывного образования человека важную роль играют образовательные организации всех уровней, но, на наш взгляд, особо значимыми для его личностного становления являются высшие учебные заведения: в соответствии с государственной политикой в области образования именно в них должно быть создано такое образовательное пространство, которое необходимо для всестороннего развития личности; в них есть все возможности для успешной его организации [3, с. 110].

В.А. Сухомлинский справедливо отмечал, что характерным признаком воспитательного процесса является постоянное обогащение и обновление основных его субъектов: и тех, кто воспитывает, и тех, кто воспитывается. Образовательный процесс в высшей школе основывается на личности высококомпетентных преподавателей, «воспитательная сила» которых развивает и определяет личность обучающихся[1, с. 77].

Современная образовательная парадигма в нашей стране, равно как и в мире вообще, ориентирована больше на интеллектуальную подготовку

обучающихся всех образовательных уровней. К большому сожалению всех неравнодушных к будущему нашей страны, к тем, кто будет в перспективе составлять авангард нашего общества, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения не всегда уделяется должное внимание в образовательных организациях. В этой связи показательными являются слова выдающегося общественного деятеля и реформатора М.М. Сперанского, который подчеркивал, что для сохранения и процветания общественной жизни необходимо ум обращать на добро.

Нивелирование вековых ценностей в нашем обществе, ориентация довольно большого числа наших соотечественников на западные ценности -материальные и интеллектуальные, без должного внимания к духовности и нравственности привели к тому, что в социум влилось новое поколение людей, существенно, иногда даже пугающе, отличающихся от представителей предшествующих поколений.

Распространение идей глобализации, прагматизма и виртуальности еще больше усугубили и без того сложную ситуацию с духовностью и нравственностью в нашем обществе.

Основной стратегической задачей профессорско-преподавательского состава современного вуза является создание благоприятных условий для духовно-нравственного развития обучающихся, с опорой на сознательность мотивирование их к эффективному проектированию процессов самовоспитания, самообразования, саморазвития и самоактуализации.

Список литературы:

1. Корепанова Е.В., Ашихмина Г.А. Реализация компетентностного подхода на основе технологии активизации и интенсификации деятельности студентов // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. 2015.N° 4 (8). С. 76-81.

2. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся //

Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4(78). С.91-99.

3. Манаенкова М.П. Информационно-познавательный компонент образовательного пространства вуза: содержание, функционирование // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. 2018. С. 107-113.

4. Невзорова М.С.Особенности профессиональной ориентации молодежи в условиях компетентностного подхода к образованию // Актуальные проблемы науки и образования. 2017. С. 61-64.

5. Перышкова С.А., Полушкин Е.С.Психологические основы профессионального развития личности обучающихся вуза. Наука и Образование. 2019. Т. 2.№ 2. С. 154.

6. Попова С.В., Дегтярев А.В.Современное иноязычное образование: ноосферный подход // Вопросы современной науки и практики. Университетим. В.И. Вернадского. 2019. № 3 (73). С. 162-170.

UDC 37.034

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Marina P. Manaenkova1

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

mmanaenkova@yandex.ru Ivan K. Manaenkov2 Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

ivanadekvatniy@mail .ru 1Michurinsk State Agrarian University,

Michurinsk, Russia 2Moscow State University of Civil Engineering

Moscow, Russia

Annotation. The article is devoted to the description of the essential specifics of the process of spiritual and moral development of a person in the educational space of a modern university. Attention is drawn to the fact that spirituality and morality are decisive both in the development system of a single person and society as a whole. The worldview formed on the basis of the internalization of socially significant spiritual values by a person determines the algorithm of human activity within the moral field. The spiritual and moral component of the personality must be developed at all educational levels. The structural and content features of the organization of the educational space of the university are especially favorable for the development of spirituality and morality among students.

The necessity of orientation of the student's individual educational route to spiritual and moral development as a basic basis in the structure of personal development in general is proved.

Key words:spiritual and moral education, educational space, spirituality, morality, personality.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.